УДК 373.1
doi: 10. 20310/1810-231X-2018-17-2(36)-53-61
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ
Цаплина Ольга Викторовна, Царева Елена Михайловна
Московский городской педагогический университет, Россия, г. Москва e-mail: [email protected]
Статья содержит описание проведения эмпирического исследования и анализ результатов апробации программы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период их адаптации в группе кратковременного пребывания. Основным направлением программы является выстраивание системы сотрудничества с родителями, привлечение их к участию вместе с детьми в профилактических мероприятиях, направленных на стабилизацию эмоционального состояния у детей, уменьшению тревожности, активизацию социальных контактов со взрослыми и сверстниками. реализация данных мероприятий обеспечивает благоприятное течение и своевременное завершение адаптационного периода.
Ключевые слова: дети раннего возраста, программа, психолого-педагогическое сопровождение, группы кратковременного пребывания
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания не теряет своей актуальности уже много лет в силу значимости периода раннего детства для всего последующего развития ребенка и крайней уязвимостью его организма к воздействию многочисленных факторов, связанных с изменением условий жизни. Выдающимися отечественными учеными (Н. М. Аксариной, Г. М. Ляминой, Е. К. Кавериной, Н. Ф. Ладыгиной, М. С. Лисиной, Н. М. Щеловановым и др.), создана уникальная научно-методическая база, позволившая в Советский период выстроить достаточно эффективную систему общественного воспитания детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений, обогащенную программно-методическим сопровождением образовательного процесса. Но произошедшие в нашей стране в 90-е гг. XX в. социально-экономические преобразования способствовали выведению групп раннего возраста из структуры дошкольных учреждений, утрате опыта работы с этой возрастной категорией детей, в том числе, значительному уменьшению научно-методической литературы, раскрывающей специфику образовательного процесса с детьми до трех лет. Возрож-
дение системы общественного воспитания детей раннего возраста началось со времени организации групп кратковременного пребывания (ГКП), получивших название адаптационных, основной целью которых является адаптация детей к условиям дошкольной организации и обогащение социального опыта посредством участия детей в разных видах деятельности (предметной, коммуникативной, игровой, музыкальной, изобразительной и
др).
Начало образовательной работы с детьми раннего возраста в ГКП практически сразу выявило ряд проблем, касающихся готовности ребенка к новым социальным условиям и связанного с этим процесса адаптации. Учеными (Е. П. Арнаутовой, Л. В. Белкиной, И. В. Го-ленковой, О. Г. Заводчиковой, Н. Г. Кузнецовой, Т. Л. Пассальской, Т. Ю. Сидоркиной и др.) были проведены комплексные исследования в области специфики организации образовательного процесса в условиях ограниченного времени пребывания детей в группе (планирование, сотрудничество с семьей и др.)
В результате специалисты пришли к выводу: группы кратковременного пребывания представляют собой уникальную модель взаи-
модействия всех участников образовательных отношений в решении задач социализации, обучения и воспитания детей, в том числе, оказания детям с ОВЗ комплексной коррекцион-но-развивающей помощи [1].
В образовательную практику вводится термин «психолого-педагогическое сопровождение» и выделяется отдельное направление в деятельности педагогов дошкольного образования, связанное с оказанием психолого-педагогической поддержки ребенку и его семье в период адаптации к новым условиям социальной среды. Основная сложность заключается в проектировании структуры и содержания процесса психолого-педагогического сопровождения детей в адаптационный период, его личностно-ориентированной направленности в силу индивидуальных особенностей протекания адаптационных процессов у каждого ребенка, характера детско-роди-тельских отношений и условий воспитания в семье. Каждый раз специалисты дошкольной организации сталкиваются с проблемой: каким образом следует выстроить процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка и его семьи, чтобы реализовать потенциал всех участников образовательных отношений и обеспечить благоприятное течение адаптационного периода у каждого ребенка.
Многоаспектный анализ теоретических источников и опыта образовательной практики позволили спроектировать процесс психолого-педагогического сопровождения как программу комплексной психолого-педагогической поддержки и помощи специалистами дошкольной образовательной организации ребёнку и его семье в сложный адаптационный период. Программа включает комплекс мероприятий, обеспечивающих поэтапное прохождение ребенком адаптационного периода в условиях педагогически регулируемой ситуации взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений (воспитателями, детьми, родителями, специалистами). Проектируя программу психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста, мы исходили из требований стандарта дошкольного образования, этапов адаптационного процесса, режима функционирования ГКП и результатов первичной диагностики в ходе пролонгированного наблюдения за поведением ребенка в течение первой недели посещения им группы.
На основе результатов теоретического анализа нами была разработана программа
психолого-педагогического сопровождения детей 3-го года жизни в адаптационный период, включающий четыре взаимосвязанных этапа: I этап - информационно-подготовительный; II этап - первичной адаптации; III этап - основной профилактический; IV этап - аналитический (рис. 1).
Цель программы: создание условий, способствующих благоприятной адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации в группе кратковременного пребывания, формированию устойчивых положительных привычек поведения, обогащению социального опыта в процессе общения и взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми в разных видах деятельности.
Первый этап - информационно-подготовительный: знакомство членов семьи со спецификой пребывания в ГКП (список требуемых документов, порядок дня, предъявляемые к детям правила поведения в группе, ознакомление родителей и детей с педагогами и группой). Воспитатели получают информацию от родителей: об особенностях ребенка, спрашивают, каким образом его можно успокоить, отвлечь, каким ласковым именем ребенка называют в семье и т. д. Педагог-психолог на данном этапе проводит консультации родителей, и вместе с воспитателями группы изучает данные о каждом ребенке.
Второй этап - первичной адаптации, он включает знакомство ребенка с ГКП (с воспитателями, детьми). Допускается пребывание ребенка первое время вместе с близким взрослым (мамой, бабушкой и др.). В течение первой недели пребывания детей в группе педагог-психолог проводит диагностику уровня первичной адаптированности ребенка посредством наблюдения, беседы с воспитателями группы и родителями ребенка. На каждого поступающего в сад ребенка одновременно с приходом в группу заводится «Лист адаптации», где воспитатель объективно фиксирует происходящее с ребенком. Болезни (их длительность и диагноз) также фиксируются отдельной горизонтальной строкой после дня заболевания. Затем подсчитывается общее количество баллов за день. Полученная информация анализируется, обобщается и служит основанием для проектирования и реализации педагогом-психологом комплексных профилактических мероприятий, содействующих благоприятному течению адаптационных процессов.
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОО В УСЛОВИЯХ ГКП
I
ЦЕЛЬ - создание условий, способствующих развитию благоприятной адаптации детей к ДОО, формированию устойчивых положительных привычек поведения, обогащению социального опыта в процессе общения и взаимодействия сверстниками и взрослыми в разных видах деятельности
I ЭТАП Информационно-подготовительный
ЦЕЛЬ
Подготовка семьи к поступлению ребенка в ГКП
ЗАДАЧИ
1)проведение ознакомительной беседы с семьей
2) сбор информации о ребенке
3) анкетирование родителей
4) составление первичного прогноза адаптации МЕТОДЫ
Беседа
Анкетирование; Консультирование Изучение медицинских карт детей
II ЭТАП Первичной адаптации
ЦЕЛЬ
Психолого-педагогическое сопровождение в период первичной адаптации ЗАДАЧИ
1)проведение первичной диагностики уровня адапти-рованности ребенка к ДОО
2)заполнение документов
3) проектирование программы мероприятий МЕТОДЫ
Наблюдение
Беседа
Анализ
Обобщение
Проектирование
III ЭТАП Основной профилактиче-
т
IV ЭТАП Аналитический
ЦЕЛЬ
Проведение развивающих занятий и профилактических мероприятий
ЗАДАЧИ
1)проведение развивающих занятий
2) выстраивание системы сотрудничества с родителями
МЕТОДЫ
Наглядные,
Игровые
Словесные. Практические Социально-психологического
обучения
t
т
ЦЕЛЬ
Выявление уровня адаптированности детей к ДОО ЗАДАЧИ
1)проведение повторной диагностики уровня адаптиро-ванности
2)анализ и обобщение результатов
3)заполнение сводных таблиц мониторинга
МЕТОДЫ
Наблюдение
Анализ
Сравнение
Обобщение
Беседа
Консультирование
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ГКП ДОО
Организация взаимодействия с родителями с целью координации действий, направленных на формирование адаптивных механизмов ребенка
Создание развивающей игровой предметно-пространственной среды для свободной самостоятельной и совместной деятельности детей с разным уровнем развития и адаптации
Рис. 1. Модель программы психолого-педагогического сопровождения детей 3-го года жизни в адаптационный период
Третий этап - основной, профилактический. Он предусматривает самостоятельное пребывание ребенка в ГКП, проведение специалистами и педагогами ДОО развивающих индивидуальных и групповых занятий, направленных на профилактику дезадаптации. В группе осуществляется активизация моторной и познавательной активности с помощью занятий, направленных на психомоторное, сенсор-
ное, речевое развитие, формирование начал самосознания, получение начального опыта общения с ровесниками и взрослыми. Обучение ведется с учетом принципа постепенности и «зоны ближайшего развития» каждого ребенка (Л. С. Выготский). Продолжается наблюдение за поведенческими реакциями ребенка, которое, в среднем, ведется до 4-х недель, если есть основания (усложненная адап-
тация или дезадаптация), то наблюдения продолжаются до 6-ти недель. Уровень адаптации выводит педагог-психолог и сдает «Листы адаптации» медицинским работникам ДОО, которые в свою очередь, подклеивают их в «Карты развития ребенка».
Четвертый этап - аналитический. Цель -выявление уровня адаптированности детей к ДОО, анализ и обобщение результатов. Включает проведение педагогом-психологом в конце учебного года повторной (контрольной) диагностики уровня адаптированности детей к условиям ДОО. На данном этапе педагог-психолог проводит анализ организационной деятельности психолого-педагогического сопровождения и составляет рекомендации для родителей.
С целью проверки эффективности программы было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 36 детей третьего года жизни 2-х групп кратковременного пребывания дошкольных отделений ГБОУ Школы № 1150 имени Героя Советского
Анализ результатов показал следующее: у более половины детей выявлен уровень адаптации средней степени тяжести (нестабильное эмоциональное состояние, колебания настроения, несформированность навыков самообслуживания и т. д.). У остальных детей примерно в равном количестве были выявлены уровни легкой и осложненной степени адаптации. Выявление статистически значимых различий по уровню первичной адаптации детей на констатирующем этапе между двумя группами по-
Союза К. К. Рокоссовского, расположенной в Зеленоградском округе г. Москвы.
Исследование включает три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Реализация программы начинается на констатирующем этапе эмпирического исследования, в ходе которого выявляется уровень первичной адаптации детей раннего возраста к условиям ГКП, т. е. проводится констатирующая диагностика, контрольный этап эмпирического исследования проводится на заключительном IV (аналитическом) этапе реализации Программы. Учитывая режим функционирования ГКП, исключающий прием пищи и дневной сон, мы выделили основные компоненты, свидетельствующие об уровне адаптации ребенка к условиям группы: эмоциональное состояние, социальные контакты, навыки самообслуживания. Используя диагностическую методику А. И. Остроуховой [2], провели диагностику первичной адаптации детей двух групп в первую неделю посещения, результаты представлены на рис. 2.
средством критерия Манна-Уитни обнаружено не было, что позволило одну из групп (ГК № 1) сделать экспериментальной, а другую (ГК № 2) - контрольной (рис. 3).
Анкетирование родителей и беседа с воспитателями группы свидетельствовали об условной готовности большинства детей обеих групп (61 %) к посещению ДОО, а также необъективной (часто завышенной) оценке родителями уровня развития и социализации детей
[3].
Рис. 2. Результаты диагностики уровня первичной адаптации детей ГКП № 1 и ГКП № 2 на констатирующем этапе эмпирического исследования
Ось значимости
82 102
Полученное эмпирическое значение 11^(139) находится в зоне
незначимости
Рис. 3. Отсутствие статистических различий между ГКП № 1 и ГКП № 2
В ходе беседы с родителями детей с симптоматикой осложненной степени адаптации мы выяснили, что между матерью и ребенком существует сильная эмоциональная привязанность, на протяжении двух первых лет жизни они ни разу не расставались. Это во многом объясняет поведение ребенка в адаптационный период (аффективные реакции при расставании и встрече с близкими, отсутствие интереса к игрушкам и т. д.). С учетом результатов диагностики первичной адаптации детей было принято решение о реализации педагогом-психологом группового сопровождения детей в адаптационный период посредством проведения специальных занятий - игровых сеансов. Методическим обеспечением стал материал, представленный в пособии А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению» [4].
Во время проведения первого родительского собрания мы выяснили, что 85 % матерей не работают и находятся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. Принимая во внимание этот факт, вместе с воспитателями и педагогом-психологом мы постарались убедить родителей в необходимости участия в игровых сеансах вместе с детьми. Объясняли, что главной задачей в период адаптации является стабилизация эмоционального состояния детей, которое в силу возраста и условий воспитания, не сможет быстро нормализоваться без их участия и помощи. В ходе игровых сеансов, мы отметили, что в присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в совместных подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками.
Выстраивая систему взаимодействия с семьей, мы расширили перечень совместных
мероприятий (консультаций и тренингов) с членами семей воспитанников. Работа велась в двух направлениях: проведение серии групповых консультаций с целью трансляции и обсуждения информации об особенностях психического развития детей раннего возраста, о сущности процесса адаптации и о необходимых условиях, обеспечивающих его благоприятное прохождение; проведение тренинговых занятий с родителями, направленных на оптимизацию детско-родительских отношений, формирование у родителей безоценочного отношения к ребенку, развития новых навыков общения и взаимодействия, позволяющих ребенку «идентифицироваться с опытом близкого взрослого, нетравмирующе отделиться от него, постепенно войти в социум и легче адаптироваться к новым социальным условиям» [5].
План мероприятий представлен в таблице 1.
Принимая во внимание слабый уровень сформированности у детей навыков самообслуживания, мы составили и приступили сразу к реализации перспективного годового плана, включающего ежедневное проведение игровых ситуаций и дидактических упражнений с целью формирования у детей культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания,
Еще до проведения педагогом-психологом повторной диагностики, наши наблюдения показали, что к концу четвертой недели у всех детей экспериментальной группы произошли положительные изменения в поведении, особенно у детей с симптомами осложненной степени адаптации, выявленными на констатирующем этапе. Ни у кого из детей не было замечено аффективных реакций при встрече и расставаниями с членами семьи, эмоциональное состояние стабилизировалось, дети могли
уже самостоятельно занять себя игрушками, выполнять небольшие поручения воспитателей, например, принести книжку, помочь убрать игрушки. У всех детей группы активизи-
План мероприятий психолого-п
ровалась речь, они свободно обращались к воспитателям с просьбами помочь одеться (застегнуть молнию, пуговицы, завязать шнурки и т. п.).
Таблица 1
гического сопровождения семьи
№ Форма проведения Тема мероприятия Освещаемые вопросы
1. Групповая консультация Подготовка ребенка к поступлению в детский сад, сущность адаптации и трудности адаптационного периода Что такое адаптация? Этапы адаптации. Трудности адаптационного периода. Показатели благоприятной адаптации
2. Групповой тренинг Детский сад глазами ребенка в период адаптации Осознание родителями восприятия их собственными детьми, стиля взаимодействия с ребенком; изменение неадекватных родительских позиций; усиление понимания родителями своего ребенка
3. Групповая консультация Как преодолеть страх за своего ребенка, поступающего в детский сад Привязанность ребенка к матери как нормальный этап развития ребенка. Как преодолеть привязанность ребенка и развить самостоятельность. Как правильно прощаться с ребенком в группе.
4. Групповой тренинг Полезные и бесполезные правила жизни моего ребенка в семье Обсуждение организации правил жизни ребенка в семье. Какие правила полезные, а какие нет. Что такое ограничения и запреты. Упражнение на развитие умения родителей «считывать» эмоциональное состояние ребенка по мимике и пантомимике
5. Групповая консультация Что нужно знать о периоде раннего детства Характеристика периодов: новорожденности, младенчества, раннего детства (социальная ситуация развития, психические новообразования, характер взаимодействия с взрослым, задачи воспитания).
6. Групповой тренинг Развитие ребенка раннего возраста Составление карты развития ребенка по периодам от 1г до 1,5 лет; от 1,5 лет до 2-х лет; от 2-х до 3-х лет
7. Групповой тренинг Как понять своего ребенка? Взаимодействие родителей с детьми; гармонизация дет-ско-родительских отношений; осознание родителями особенностей психофизического развития
8. Групповая консультация Как облегчить привыкание ребенка к детскому саду Правила взаимодействия с ребенком и организации его жизни в период адаптации к ДОО (учет режима, возрастных особенностей, расширения социальных контактов и др.)
9. Групповой тренинг Трудности воспитания детей в раннем детстве Выявление основных проблем воспитания детей, составление перечня проблем, общее обсуждение и предложение «рецептов» их решения
10 Групповая консультация Кризис трех лет Что такое возрастной кризис трех лет (я сам). Как правильно себя вести с ребенком. Слышит ли ребенок ваши просьбы и следует ли вашим указаниям. Семизвездие кризиса 3-х лет
11 Групповой тренинг Мир детский и мир взрослый Осознание разницы между «миром» ребенка и взрослого (восприятие, эмоциональные переживания, мотивация поведения и т.д.). Анализ причин поведения ребенка.
12 Индивидуальные консультации Текущие вопросы адаптационного процесса Рекомендации родителям от психолога, воспитателя и медицинского работника
В области формирования навыков самообслуживания также были отмечены положительные изменения: в группе не осталось детей, которые бы не предпринимали попытки самостоятельно одеться, раздеться, убрать в шкафчик одежду. Никто из детей не проявлял отрицательных эмоций и не сопротивлялся на предложение воспитателей сходить в туалет перед прогулкой. Индивидуальный подход воспитателей к каждому ребенку и поддержка
действий педагогов в семье, способствовали появлению желания, а затем и стремления ребенка пользоваться горшком. Использование памперсов ребенком отмечалось в единичных случаях. Хотя уровень навыков самообслуживания продолжал различаться, но отчетливо проявилась тенденция в стремлении детей с помощью воспитателей выполнить необходимое действие. За весь адаптационный период в экспериментальной группе не
было зафиксировано ни одного случая заболеваемости детей и пропусков занятий по неуважительной причине.
Следует отметить положительные изменения во взглядах родителей на процессы воспитания и обучения детей, а также в отношении к педагогам и дошкольной образовательной организации в целом, как социальному институту. Родители проявляли уважение к мнению педагогов, стремились исполнить рекомендации, отмечали положительные изменения в поведении детей дома. Профессиональная компетентность воспитателей и специалистов дошкольного отделения, их открытость и доброжелательность в отношениях с родителями, готовность всегда помочь в разрешении трудных ситуаций, способствовали установлению доверительных отношений, желанию родителей участвовать в образовательном процессе, оказывать посильную помощь в решении проблем, что свидетельствует о становлении системы сотрудничества.
Повторная диагностика, выявляющая уровень адаптированности детей к условиям дошкольной организации, была проведена на контрольном этапе эмпирического исследования и заключительном IV (аналитическом) этапе реализации программы. Участвовали дети обеих группы (экспериментальной и контрольной). Заключение об уровне адаптиро-ванности проводится на основе анализа взаи-
модействия продолжительности адаптационного периода и поведенческих реакций ребенка. Также педагог-психолог проводит анализ организации психолого-педагогического сопровождения и составляет рекомендации для родителей.
Анализ результатов повторной диагностики показал следующее:
- в экспериментальной группе наблюдается устойчивая положительная динамика по всем адаптационным показателям. Наиболее значимые изменения отмечены в уровне эмоционального состояния ребенка и социальных контактов. Немного меньшая динамика наблюдается в уровне навыков самообслуживания, что объясняется сложностью их формирования и небольшим количеством времени;
- в контрольной группе тоже выявлена положительная динамика, но гораздо менее выраженная по сравнению с экспериментальной группой. Результаты по уровням адапти-рованности детей ЭГ и КГ групп до и после проведения эмпирического исследования представлены на рисунке 4.
Детей с усложненной степенью адаптации и дезадаптацией в экспериментальной группе выявлено не было, что в дальнейшем не предусматривает индивидуальное сопровождение детей и проведение психокоррек-ционных мероприятий.
Рис. 4. Диаграмма сравнительных результатов уровней адаптированности детей в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и контрольном этапах исследования
Для выявления статистически достоверных различий по уровню адаптированности между детьми в экспериментальной и контрольной группах была использована методика Манна-Уитни.
Анализ статистической обработки данных с коэффициентом Манна-Уитни показал, что различия по уровню адаптированности детей в экспериментальной и контрольной группах являются статистически значимыми (рис. 5).
Рис. 5. Статистически достоверные различия по уровню адаптации детей раннего возраста ЭГ и КГ к условиям ГКП
Таким образом, анализ результатов проведения эмпирического исследования свидетельствовал о правильно выстроенном процессе психолого-педагогического сопровождения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации. Участие родителей (членов семьи) во всех мероприятиях программы позволило в короткие сроки стабилизировать эмоциональное состояние детей, активизировать речь, социальные контакты ребенка со взрослыми и сверстниками и благополучно завершить период адаптации.
Литература
1. Кощиенко И. В. Организационно-педагогические условия взаимодействия педагогов и родителей в группе кратковременного пребывания // Дискуссия. Институт современных технологий управления. 2011. № 9. С. 111-116.
2. Остроухова А. И. Изучение степени адаптации ребенка к ДОУ // Обруч. 2000. № 3. С. 17-19.
3. Печора К. Л., Голубева Л. Г., Пантюхи-на Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. М., 2007.
4. Роньжина А. С. Занятия психолога с детьми 2-4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. М., 2015 .
5. Сидоркина Т. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации часто болеющих
детей к дошкольному образовательному учреждению. Красноярск, 2013.
References
1. Koshchienko I. V. Organizatsionno-pedagogi-cheskiye usloviya vzaimodejstviya pedagogov i roditelej v gruppe kratkovremennogo prebyvaniya [Organizational and pedagogical conditions of interaction of teachers and parents in group of short-term stay] // Diskussiya. Institut sovremennykh tekhnologij upravleniya. 2011. № 9. S. 111-116.
2. Ostroukhova А. I. Izucheniye stepeni adaptatsii rebenka k DOU [Studying of extent of adaptation of the child to preschool educational institution] // Obruch. 2000. № 3. S. 17-19.
3. Pechora K. L., Golubeva L. G., Pantyukhina G. V. Deti rannego vozrasta v doshkol'nykh uchrezhdeniyakh [Children of early age in preschool institutions]. M., 2007.
4. Ron'zhina А. S. Zanyatiya psikhologa s det'mi 2-4-kh let v period adaptatsii k doshkol'nomu uchrezhdeniyu [The psychologist's lessons with 2-4 years old children during adaptation to preschool institution]. M., 2015.
5. Sidorkina T. Yu. Psikhologo-pedagogi-cheskoye soprovozhdeniye adaptatsii chasto boleyushchikh detej k doshkol'nomu obrazovatel'nomu uchrezhdeniyu [Psychology and pedagogical maintenance of adaptation of often ill children to preschool educational institution]. Krasnoyarsk, 2013.
* * *
THE PROGRAM OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL MAINTENANCE OF ADAPTATION OF EARLY AGE CHILDREN TO THE PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION IN THE CONDITIONS OF GROUP OF SHORT-TERM STAY
Tsaplina Olga Viktorovna, Tsareva Elena Mikhaylovna
Moscow City Pedagogical University, Russia, Moscow e-mail: [email protected]
Article contains the description of carrying out an empirical research and the analysis of results of approbation of the program of psychology and pedagogical support of early age children during their adaptation in group of short-term stay. The main direction of the program is a forming of system of cooperation with parents, attraction them to participation together with children in the preventive actions directed to stabilization of an emotional state of children, to uneasiness reduction, activating of social contacts with adults and peers. Realization of these actions provides a favorable current and timely end of the adaptation period.
Key words: children of early age, program, psychology and pedagogical support, groups of short-term stay
Об авторах:
Цаплина Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент департамента психологии Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, г. Москва
Царева Елена Михайловна, магистрант департамента психологии Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, г. Москва
About the authors:
Tsaplina Olga Viktorovna, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Psychology Department, Institute of Pedagogics and Psychology of Education, Moscow City Pedagogical University, Moscow
Tsareva Elena Mikhaylovna, Applicant for Master's Degree of the Psychology Department, Institute of Pedagogics and Psychology of Education, Moscow City Pedagogical University, Moscow