Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/
дата публикации: 1.07.2018 Р. у. Арифулина, в. Е. И иКишин,
№ 3 (33). С. 203-210.
УДК 3782 А. В. Мещенкова, Л. А. Югай, Ю. В. Шлыкова
Выявление степени адаптированности детей к условиям дошкольной образовательной организации
В статье рассматривается проблема адаптироанности детей к условиям образовательной организации. Изучение теоретических основ организации социально-педагогического сопровождения адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации показало следующее. Адаптация - это способность индивида приспосабливаться к действию различных факторов среды. При поступлении в ДОО все дети переживают адаптационный стресс, т.к. адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены. Приход ребенка в ДОО, в новую социальную ситуацию развития может вызвать длительный стресс и привести к эмоциональным нарушениями, к замедлению темпа психофизического развития. Социально-педагогическое сопровождение - это система профессиональной деятельности, направленная на создание условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка. Социально-педагогическое сопровождение дошкольников в период адаптации включает в себя подготовительно-информационный, основной и заключительный периоды, которые имеют разные содержательно-целевые аспекты работы, как с детьми, так и с их родителями. Авторы анализируют опыт выявления степени адаптированности детей к условиям дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: адаптация, адаптированность, социально-педагогическое сопровождение, дошкольники, фазы адаптационного процесса, технология социально-педагогического сопровождения адаптации, готовность.
Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Y. Arifulina, V. E. Nikishin, L. A. Yugai, Yu. V. Shlykova
Identification of the degree of adaptation of children to the conditions of preschool educational organization
The article deals with the problem of adaptability of children to the conditions of an educational organization. The study of the theoretical foundations of the organization of social and pedagogical support for the adaptation of children to the conditions of a pre-school educational organization showed the following. Adaptation is the ability of an individual to adapt to the action of various environmental factors. When enrolling in the PEO, all children experience adaptive stress, because adaptive abilities of the child of early and younger preschool age are limited. The arrival of a child in an PEO, into a new social development situation can cause prolonged stress and lead to emotional disturbances, to a slowing down of the rate of psychophysical development. Socio-pedagogical support is a system of professional activity aimed at creating conditions for the successful learning, development and socialization of the child. Socio-pedagogical support of preschool children during the adaptation period includes the preparatory-informational, basic and final periods, which have different content-objective aspects of work, both with children and with their parents. The authors analyze the experience of identifying the degree of adaptation of children to the conditions of a pre-school educational organization
Keywords: adaptation, adaptation, social and pedagogical support, preschool children, adaptation process phases, technology of social and pedagogical support of adaptation, readiness
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/
Accepted: 1 June 2018 q
Published: 1 August 2018 R .
No. 3 (33). pp. 203-210.
A. V. MESHCHENKOVA,
_Введение
А ктуальность проблемы социально-педа-// гогического сопровождения адаптации дошкольников к условиям дошкольной образовательной организации определяется острой необходимостью воспитания социально развитой личности, обладающей не только интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом, но и способной успешно адаптироваться к современной реальной, динамично меняющейся окружающей среде.
Дошкольный возраст является уникальным, самоценным и важнейшим периодом становления здоровья и личности человека. Не случайно в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» отмечается необходимость системных и всеохватывающих изменений в дошкольном образовании, в результате которых будет обеспечена ранняя позитивная социализация и успешная адаптация каждого ребёнка к социуму [1].
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в качестве важнейших определяются задачи: охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей [2, п. 1.6]. Решение данных задач особенно актуально, а процессе адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации.
Основная часть
Поступление в дошкольную образовательную организацию (далее - ДОО), которое в основном происходит в период от 2 до 4 лет, - стресс для нормально развивающихся детей. Практически ни у одного ребенка-дошкольника переход к условиям внесемейного воспитания не совершается плавно, возникает проблема адаптации к дошкольной образовательной организации (далее - ДОО), характеризуемая понятием адаптационный синдром. У детей нередко наблюдаются различные негативные проявления вплоть до задержки психического развития, может наноситься невосполнимый ущерб процессу формирова-
ния навыков и личностных качеств, нарушается ход образования социальных потребностей, соответствующих возрастным нормам развития.
На практике, как отмечают специалисты, адаптационный период зачастую проходит стихийно, родители не готовят детей заранее к новым жизненным условиям. Именно поэтому актуальна необходимость организации со стороны профессионалов социально-педагогического сопровождения семьи и ребенка, которое предусматривает поддержку в построении ими новых социальных отношений, обучение новым моделям взаимодействия с собой и миром, преодоление трудностей социализации ребенка. Социально-педагогическое сопровождение рассматривается и понимается учеными как система педагогических действий; как комплекс мер различного характера; как определенный процесс, имеющий конкретную цель и задачи; как педагогическая технология.
Понятие «адаптация» (от лат. adaptare - приспосабливать) относится к группе общенаучных категорий, которые действительны для многих отраслей знания, и означает способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды.
Понятие адаптации, в его наиболее широком определении, означает соответствие между живой системой и внешними условиями, причём адаптация - это и процесс, и результат, и определённая организация [4, с. 7].
Адаптацию человеческого организма обычно принято рассматривать в двух измерениях: биологическом (физиологическом) и психологическом (социальном). Человеческий индивид как субъект адаптации имеет не только биологический (адаптация в системе «организм - окружающая среда»), но и социальный (адаптация в системе «личность - социальная среда») уровни, т.е. человек способен к социальной адаптации. Социальный уровень делится на внутренне присущий индивиду (социально-психологическая адаптация) и обособленный от него (социальные организации и социальные институты). При необычных, чрезвычайных социальных воздействиях человек испытывает стресс - психологический стресс [9, с. 8].
Обычно, считает А. Маслоу, адаптационные процессы инициируются комплексом потребностей человека. Если личность пребывает в привычной среде жизнедеятельности или успешно разрешает адаптационные трудности и противоречия, то она ощущает себя в состоянии психологического комфорта. Если же это состояние нарушено и личность дестабилизирована, то потребностные состояния актуализируются и побуждают ее к активному взаимодействию со средой с целью восстановления внутренней комфортности [7, с. 124].
Р.В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасова-Букова описывают в своей работе
Регерес^еБ с^ Science & Education. 2018. 3 (33)
результаты комплексных исследований, проведенных учеными, в результате которых было выделено три фазы адаптационного процесса детей при поступлении в ДОО [10, с. 45].
1. Острая фаза (длительность около одного месяца). Здесь наблюдаются разнообразные колебания в соматическом состоянии и психическом статусе ребенка. Так, острая фаза адаптационного процесса, как правило, сопровождается снижением веса, частыми респираторными заболеваниями, нарушениями сна, снижением аппетита, регрессом в речевом развитии и деятельности общения.
2. Подострая фаза (длительность от 3-х до 5-и месяцев). Поведение ребенка является адекватным. Все изменения соматического и психического плана выражены менее ярко и лишь по отдельным параметрам, хотя наблюдается замедленный (по сравнению со средними возрастными нормами) темп психического развития.
3. Фаза компенсации. Здесь имеет место убыстрение темпа развития и преодоление задержки темпов развития, возникающих в период острой и подострой фаз адаптационного процесса.
Чаще всего периодом адаптации называют острую фазу общего адаптационного процесса, указывает Т.А. Корсун. По наблюдениям психологов средний срок этого периода в норме в раннем возрасте составляет - 7-10 дней [3, с. 59].
Успешность протекания периода адаптации ребенка-дошкольника к условиям ДОО зависит от организации социально-педагогического сопровождения, осуществляемого в этот сложный и ответственный период его жизни [8, с1064].
В образовании научный подход к трактовке понятия «сопровождение» отличается неоднозначностью, т.к. рассматривается в различных аспектах: в качестве психологического сопровождения, педагогического сопровождения, психолого-педагогического сопровождения, социально-педагогического сопровождения, социально-педагогической поддержки, социально-педагогической помощи, причем зачастую эти понятия рассматриваются как синонимичные.
Анализ научной литературы позволяет сформулировать сущность сопровождения, заключающуюся в организации сложного процесса взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, приводящего к разрешению трудной жизненной ситуации, к изменению положения сопровождаемого. Исходя из словарных определений и анализа литературы, в процессе сопровождения всегда участвуют два действующих субъекта, в качестве которых может выступать отдельная личность, социальный институт, малая группа (например, семья воспитанника и сопровождающая дошкольная образовательная организация, отдельные специалисты-профессионалы).
Значительный вклад в научную характеристику сопровождения как педагогического явления внес Л.В. Мардахаев, утверждающий, что трак-
товка понятия «сопровождение» имеет широкий и узкий смысл. Широкое толкование сущности сопровождения рассматривается ученым как обеспечение наиболее целесообразного социального развития, социализации и социального воспитания человека, его активного самопроявления в жизни. Более узкая трактовка сопровождения раскрывается как социально-педагогическое сопровождение человека в реальной ситуации развития, которое обеспечивается лицом, берущим или исполняющим функции социального педагога в этой ситуации [5, с. 69].
Технология социально-педагогического сопровождения адаптации детей к условиям ДОО представляет собой систему профессиональной деятельности, направленную на создание условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка. Социально-педагогическое сопровождение дошкольников в адаптационный период осуществляется последовательно через прохождение подготовительно-информационного, основного и заключительного периодов, имеющих разные целевые и содержательные аспекты деятельности всех специалистов ДОО, которая осуществляется как с детьми, так и их родителями.
Экспериментальная работа с целью организации социально-педагогического сопровождения адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации была организована и проведена на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 21» (далее МБДОУ № 21) г. Го-родца Нижегородской области.
Контингент детей во второй младшей группе МБДОУ № 21 (возраст 3-4 года) представлен детьми, переведёнными из первой младшей группы и уже адаптированных к детскому саду, и 10 детей, включённых в состав группы в период с июля по сентябрь 2017 года. Для облегчения адаптации младших дошкольников было организовано постепенное введение в группу вновь поступающих детей: не более 2-3 детей в неделю, в зависимости от прогноза вероятной степени адаптации ребенка.
В исследовании помимо детей участвовали родители младших дошкольников, воспитатели, педагог-психолог.
Диагностика степени адаптированности детей дошкольного возраста к условиям жизни организации, осуществляющей образовательную деятельность в системе дошкольного образования, осуществлялась по трем направлениям:
• характеристика родителями состояния своих детей в семье и степени их подготовленности к посещению детского сада;
• оценка воспитателем физического состояния детей в период адаптации к условиям детского сада;
• оценка воспитателем психоэмоционального состояния детей.
Диагностический комплекс. Существующие в настоящее время методы психодиагностики позволяют выявить степени адаптированности ребенка к условиям дошкольной образовательной организации. Среди всех методов наиболее востребованы и доступны для применения методы, разработанные доцентом кафедры поликлинической педиатрии РМАПО (Российская медицинская академия последипломного образования) К.Л. Печора, которые проводятся при непосредственном участии родителей ребенка. При этом используется метод анкетирования родителей и метод математической статистики и корреляционных зависимостей.
1. Методика «Анкетирование родителей».
Цель: выявление степени подготовленности
ребенка к посещению детского сада.
Задачи анкетирования: во-первых, дать прогноз адаптации детей, во-вторых, выделить проблемы, которые могут возникнуть в периоде адаптации, в-третьих, определить назначение родителям по подготовке детей к поступлению в ДОО.
На основе ответов родителей возможно осуществить анализ изменений, происходящих в разных сферах жизнедеятельности детей: в эмоциональном состоянии, в общении со взрослыми и сверстниками, в игровой и познавательной деятельностях, в протекании режимных процессов.
2. Методика «Оценка воспитателями физического состояния детей в период адаптации к условиям детского сада».
Цель - выявление на основе наблюдения воспитателей показателей физического здоровья детей, адаптирующихся к детскому саду.
Методика позволяет проанализировать изменения, происходящие в физическом состоянии детей: в аппетите, сне, стуле и мочеиспускании. Состояние физического здоровья детей фиксируются в листе педагогической адаптации воспитателем по балльной системе.
3. Методика «Оценка психоэмоционального состояния ребенка».
Цель: оценка на основе наблюдения за ребёнком психоэмоциональных параметров адаптации. Методика позволяет увидеть изменения в психоэмоциональном состоянии ребёнка, произошедшие в адаптационный период. Критериями оценки его эмоционального состояния, социальных контактов со взрослыми и детьми, познавательной и игровой деятельности, реакции на изменение привычной ситуации являются проявления, которые обозначаются как «положительные», «неустойчивые», «отрицательные», и фиксируются в листе психологической адаптации педагогом-психологом и воспитателем по балльной системе.
Выбор именно данных методик исследования степени адаптированности младших дошкольников к поступлению в организацию, осуществля-
ющую образовательную деятельность в системе дошкольного образования, обусловлен следующими положениями:
• диагностируют психическое и физическое здоровье ребёнка, что определяет степень его адаптации к детскому саду;
• являются авторскими, прошли апробацию, следовательно, надёжны, обоснованы, валидны и традиционно используются в работе с родителями и детьми раннего и младшего дошкольного возраста;
• полно, на основе анализа разных сфер жизнедеятельности детей характеризуют степени адаптированности детей к условиям организации, осуществляющей образовательную деятельность в системе дошкольного образования;
• при обработке данных позволяют выполнить разносторонний количественный и качественный анализ результатов исследования.
Деятельность по изучению готовности младших дошкольников к поступлению в организацию, осуществляющую образовательную деятельность в системе дошкольного образования был организован и проведён индивидуально, по мере зачисления каждого ребёнка в детский сад, и его родителями. Результаты исследования обобщены и систематизированы, представлены в виде таблиц и рисунков.
I. В анкетировании участвовали матери детей, поступающих в дошкольное образовательное учреждение, т.к. именно они, воспитывая ребёнка до 3 лет дома, лучше других родственников знают своего ребёнка, особенности его поведения и развития.
Количественные результаты анкетирования матерей с целью выявления степени подготовленности ребенка к посещению детского сада обобщены и представлены. Наглядно результаты анкетирования матерей отражены на рисунках 1, 2.
Анализ профиля подготовленности испытуемых к посещению детского сада (см. рис.1) показывает, что младшие дошкольники имеют дифференцированную готовность к поступлению в организацию, осуществляющую образовательную деятельность в системе дошкольного образования:
• показатели от 3,0 до 2,6 баллов свидетельствуют о готовности к поступлению в детский сад. Этим показателям соответствует готовность каждого пятого испытуемого (кодовые номера 05, 06);
• показатели от 2,5 до 2,1 балла показывают условную готовность, они свойственны половине испытуемых (кодовые номера 01, 03, 07, 08, 09);
• показатели от 2,0 до 1,6 баллов демонстрируют не готовность к посещению детского сада. Параметры такого рода выявлены у испытуемых под кодовыми номерами 02, 04,10.
JO
Испытуемые
Рис.1 Профиль данных о подготовленности испытуемых к посещению детского сада
В результате мониторинга выявлены (по мнению матерей) следующие степени сформирован-ности подготовленности детей к посещению детского сада (см. рис. 2):
• готовы к посещению детского сада 20% младших дошкольников;
• половина испытуемых (50%) готовы условно посещать детский сад;
• не готовы к посещению детского сада - 30 % испытуемых.
Полученные результаты позволяют решить следующие задачи.
1. Спрогнозировать прохождение процесса адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении:
• 20% малышей легко пройдут процесс адаптации (кодовые номера 05, 06);
• адаптация средней степени тяжести будет свойственна 50% младших дошкольников (кодовые номера 01, 03, 07, 08, 09);
• следует ожидать тяжёлой степени адаптации у 30% испытуемых (кодовые номера 02, 04,10).
2. Выделить проблемы, которые могут возникнуть в процессе прохождения периода адаптации:
• в сфере эмоционального состояния - у 50% испытуемых преобладает неустойчивое, раздражительное настроение;
• в сфере общения 60% младших дошкольников не проявляют инициативы в отношениях с взрослыми. Ещё более проблемной является сфера общения со сверстниками, т.к. 40% испытуемых - не проявляют инициативы в налаживании контактов с детьми, 30% детей, по мнению родителей, вообще не умеют общаться с детьми. Опыт разлуки с близкими был у каждого ребёнка, причём 60% малышей очень тяжело переживали расставание с родными;
• в сфере игровой деятельности лишь 40% детей способны сами найти себе дело, 50% - только с помощью взрослого, 10% - не умеют играть. 40% детей проявляют интерес к игрушкам, новым предметам лишь дома - в привычной обстановке;
ill
Гптос- Vudiihivkh Kt игл
Рис. 2 Степени подготовленности младших
дошкольников к посещению детского сада
• в сфере организации и протекания режимных процессов - 60% детей медленно засыпают, 50% матерей лежат с ребёнком, пока он не заснёт, у 30% детей существенно нарушен сон. Нарушен аппетит у 70% адаптирующихся в детском саду малышей (у 30% - он неустойчивый и избирательный, у 40% - плохой). 50% детей не всегда просятся на горшок, но предпочитают быть сухими;
• в познавательной сфере 50% испытуемых проявляют недостаточную активность и интерес к обучению.
3. Определить адресное и индивидуальное назначение родителям по подготовке детей к поступлению в ДОУ. Например, приучать ребёнка: есть разнообразную пищу; самостоятельно засыпать; своевременно проситься на горшок; проявлять интерес к новому не только дома, но и в непривычной обстановке; самостоятельно найти себе дело; взаимодействовать со взрослыми и сверстниками; оставаться без мамы на более длительные сроки.
II. В соответствии с требованиями методики «Оценка воспитателями физического состояния детей в период адаптации к условиям детского сада» ежедневно заполнялся лист педагогической адаптации по балльной системе индивидуально на каждого ребёнка, на основе наблюдения за детьми и беседы с родителями констатировались проявления физического состояния младших дошкольников. Данные об аппетите, сне, стуле и мочеиспускании фиксировались в течение 25 дней посещения ребёнком детского сада. Наглядно степени адаптации младших дошкольников в соответствии с показателями их физического состояния в первый день пребывания в детском саду отражены на рисунке 3.
Заключение
Полученные результаты позволяют констатировать следующее.
1. Детей, которые бы легко адаптировались к условиям детского сада в первый день пребывания в нём, не выявлено (0%). Не выявлено детей
Рис. 3 Степени адаптации младших дошкольников в соответствии с показателями их физического состояния
с хорошим аппетитом, глубоким сном, регулярными физиологическими отправлениями.
2. Детей со средней степенью адаптации -40%, что свидетельствует о некоторых нарушениях в физическом состоянии детей: выборочном аппетите, длительном процессе приёма пищи, долгом засыпании, учащённых физиологических отправлениях (стул и мочеиспускание).
3. Большинство детей (60%) проявили тяжёлую степень адаптации, что выразилось в серьёзных нарушениях показателей их физического здоровья: дети отказываются от еды, тревожно спят (просыпаются с периодичностью 20-30 минут, ворочаются, плачут, иногда вскрикивают слово «нет», успокаиваются, когда чего-нибудь попьют, трут глазки), редко имеет место процесс мочеиспускания, наблюдается запор. Все эти нарушения возникли вследствие испуга, связанного со сменой условий жизнедеятельности малышей.
III. Наблюдения за психоэмоциональным состоянием испытуемых осуществлялось на основе методики «Оценка психоэмоционального состояния ребенка». Результаты ежедневно фиксировались в листе психологической адаптации. В соответствии с балльной системой констатировались следующие характеристики эмоционального состояния каждого ребёнка:
• инициативность, контактность, вхождение в контакт при поддержке взрослого или пассивность, наличие реакции протеста при возникновении социальных контактов со взрослыми и с детьми;
• активность, наличие интереса или пассивность, принятие инициативы взрослого, протестные реакции при организации познавательной и игровой деятельностей;
• принятие, тревожность или непринятие при возникновении реакции на изменение привычной ситуации.
Наглядно степени адаптации младших дошкольников в соответствии с показателями их психоэмоционального состояния в первый день пребывания в детском саду отражены в рисунке 4.
Рис. 4 Степени адаптации младших дошкольников в соответствии с показателями их психоэмоционального состояния
Полученные результаты позволяют констатировать следующее.
1. Детей с лёгкой степенью адаптации в соответствии с показателями психического здоровья не выявлено (0%), т.е. среди испытуемых не наблюдалось детей, которые бы имели положительное эмоциональное состояние, проявляли инициативу и контактность в процессе налаживания социальных контактов со взрослыми и сверстниками, были активны в игровой и познавательной деятельностях, имели спокойную реакцию на изменение привычной ситуации жизнедеятельности.
2. Детей со средней степенью адаптации -40%. Их эмоциональное состояние неустойчиво, социальные контакты со сверстниками и взрослыми самостоятельно не налаживают, им требуется помощь воспитателя. На изменение условий жизнедеятельности младшие дошкольники реагируют проявлениями тревожности - беспокойством, страхом, снижением психологического тонуса и уверенности в себе.
3. Большая часть испытуемых (60%) продемонстрировали тяжёлую степень адаптации. В показателях их психического здоровья наблюдаются значительные изменения: эмоциональное состояние в целом характеризуется как отрицательное, наблюдается пассивность и уход от социальных контактов, реакция протеста, в основе которой лежит комплекс аффективно заряженных переживаний, имеющих особое субъективное значение для личности: переживания обиды, ущемленного самолюбия, недовольства отношением близких, что проявляется в форме непослушания, грубости, агрессивного поведения в ответ на обращения воспитателя. Дети не принимают изменения привычной для них ситуации жизнедеятельности.
Обобщение результатов констатирующего этапа исследования готовности младших дошкольников к условиям ДОО представлено в таблице 2.
Таблица 2
Обобщение результатов констатирующего этапа исследования готовности младших дошкольников к условиям ДОО
№ Диагностические методики Степени (%)
высокая средняя низкая
1 «Анкетирование родителей» 20 50 30
2 «Оценка физического состояния детей в период адаптации к условиям детского сада» 0 40 60
3 «Оценка психоэмоционального состояния ребенка» 0 40 60
Обобщённый показатель 6.7 43.3 50
Именно поэтому необходима организация дальнейшего социально-педагогического сопровождения адаптации младших дошкольников к условиям ДОО для решения следующих задач:
• представить сопровождение адаптации дошкольников к условиям ДОО в качестве социально-педагогической цели и задач;
• разработать и реализовать комплексную программу организации социально-педагогического сопровождения процесса адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации;
• организовать взаимодействие родителей и специалистов ДОО по вопросам адаптации дошкольников к условиям организации, осуществляющей образовательную деятельность в системе дошкольного образования.
Рис. 5 Степени готовности младших дошкольников к условиям ДОО (обобщённые результаты констатирующего эксперимента)
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» [Текст] (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70643472/#ixzz4VXe41dAz. (дата обращения: 1.05.2018).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минообрнауки [Текст]. М.: Сфера, 2015. 96 с.
3. Корсун Т.А. Психолого-педагогические условия успешной адаптации в ДОУ [Текст] // Педагогический опыт: теория, методика, практика. Чебоксары: ЦНС Интерактив плюс. 2014. №1(1). С. 59-63.
4. Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение. Волгоград: Учитель, 2015. 128 с.
5. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник М.: Гардарики, 2005. 269 с.
6. Мардахаев Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации [Текст] / Л.В. Мардахаев // Педагогическое образование и наука. 2010. № 6. C. 4-10.
7. Маслоу А.Х. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2016. 400 с.
8. Пистун Ю.В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации ребенка и его семьи к условиям дошкольного образовательного учреждения / Ю.В. Пистун, К.И. Григорян, Г.П. Ковачева // Молодой ученый. 2014. № 4. С.1064-1066.
9. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях [Текст] / Под ред. Р.В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой. М., 2008. 320 с.
10. Тонкова-Ямпольская Р.В. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста [Текст] / Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Черток. М.: Просвещение, 2011. 432 с.
_REFERENCES
1. Decree of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 No. 295 "On the approval of the state program of the Russian Federation" Development of Education "for 2013 - 2020" [Text] (with amendments and additions). [Electronic resource]. URL: http://base.garant.ru/70643472/#ixzz4VXe41dAz. (accessed 1 May 2018). (in Russian)
2. Federal state educational standard of preschool education: Letters and orders of the Ministry of Education and Science. Moscow,
Наглядно обобщённые результаты готовности испытуемых к поступлению в детский сад отражены на рисунке 5.
В целом, анализ обобщённых результатов констатирующего этапа исследования готовности младших дошкольников к посещению организации, осуществляющую образовательную деятельность в системе дошкольного образования, показал, что половина испытуемых (50%) может проходить процесс адаптации достаточно тяжело.
Sfera Publ., 2015. 96 p. (in Russian)
3. Korsun T.A. Psychological and pedagogical conditions for successful adaptation in children's educational Institution. Pedagogical experience: theory, methodology, practice. Cheboksary: CNS Interactive Plus. 2014. no. 1 (1). pp. 59-63. (in Russian)
4. Lapina I.V. Adaptation of children when enrolling in kindergarten: program, psychological and pedagogical support. Volgograd, Teacher Publ., 2015. 128 p. (in Russian)
5. Mardakhayev L.V. Social pedagogy: a textbook. Moscow, Gardariki Publ., 2005. 269 p. (in Russian)
6. Mardakhayev L.V. Socio-pedagogical support and support of a person in a life situation. Pedagogical education and science. 2010. no. 6. pp. 4-10. (in Russian)
7. Maslow A.H. Motivation and personality. Saint-Petersburg, Piter Publ., 2016. 400 p. (in Russian)
8. Pistun Yu.V. Psychological and pedagogical support of adaptation of the child and his family to the conditions of preschool educational institution / Yu.V. Pistun, K.I. Grigoryan, G.P. Kovacheva. Young Scientist. 2014. no. 4. pp.1064-1066. (in Russian)
9. Social adaptation of children in preschool institutions / Ed. R.W. Tonkova-Yampolskaya, E. Schmidt-Colmer, A. Atanasov-Bukovoy. Moscow, 2008. 320 p. (in Russian)
10. Tonkova-Yampolskaya R.V. To the teacher about a child of preschool age [Text] / R.V. Tonkova-Yampolskaya, T.Ya. Chertok. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2011. 432 p. (in Russian)
Информация об авторах Арифулина Рамиля Умяровна
(Россия, Нижний Новгород) Кандидат педагогических наук, доцент Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина E-mail: [email protected]
Information about the authors
Arifulina Ramilya Umyarovna
(Russia, Nizhny Novgorod) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected]
Никишин Владимир Евгеньевич
(Россия, Нижний Новгород) Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина E-mail: [email protected]
Nikishin Vladimir Evgenievich
(Russia, Nizhny Novgorod) Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected]
Мещенкова Анастасия Владимировна
(Россия, Нижний Новгород) Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина E-mail: [email protected]
Meshchenkova Anastasia Vladimirovna
(Russia, Nizhny Novgorod) Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected]
Югай Любовь Александровна
(Россия, Нижний Новгород) Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина E-mail: [email protected]
Yugay Lyubov Alexandrovna
(Russia, Nizhny Novgorod) Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected]
Шлыкова Юлия Викторовна
(Россия, Нижний Новгород) Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина E-mail: [email protected]
Shlykova Julia Viktorovna
(Russia, Nizhny Novgorod) Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University) E-mail: [email protected]