Положительное влияние новых форм дошкольного образования на адаптацию детей в группах детского сада
Климентова Е.Ю. Старший воспитатель ГБОУг. Москвы детский сад общеразвивающего вида № 2165 Москва, Россия
Копина О. В. Педагог - психолог ГБОУ г. Москвы детский сад общеразвивающего вида № 2165 Москва, Россия
Аннотация: В 2011 году в нашем детском саду № 2165 города Москвы открылись двери Центра игровой поддержки ребенка «Кнопочки». Дети, готовые «отпустить» маму впоследствии перешли в Группу кратковременного пребывания «Светлячки» (адаптационная). По окончании адаптации в режиме неполного дня, они переходят в ясельную группу детского сада. Таким образом, малыш привыкает к детскому саду, адаптируется к коллективу, режиму дня и правилам дошкольного учреждения, избегает резкой смены обстановки, которая, в большинстве случаев, травмирует неподготовленного ребенка.
Ключевые слова: новые формы дошкольного образования, адаптация, преемственность
Цель: комфортная адаптация детей в условиях дошкольного образовательного учреждения;
Задачи:
1. Формирование активной позиции родителя к процессу адаптации детей.
2. Создание условий для полноценного физического и психического развития детей раннего возраста.
3. Организация психолого-педагогической поддержки семьи, повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.
4. Эффективное использование ресурсов дошкольного образовательного учреждения с целью увеличения количества комфортных мест для детей.
5. Доступность образования.
6. Работа с педагогами по обучению эффективным методам и приемам в период адаптации детей.
Как же работает система преемственности в нашем дошкольном образовательном учреждении?
Первым детишек встречает Центр игровой поддержки ребенка «Кнопочки». Девиз: «Мать должна быть рядом, чтобы ее можно было оставить» (Эрна Фурман).
Цель: создание условий для ранней социализации малыша. Задачи:
- Показать актуальность совместного пребывания «мама-малыш» для адаптации ребенка к детскому саду.
- Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка.
- Обеспечить опыт посещения организованных занятий детьми с мамами для снятия родительской тревожности для поэтапного вхождения в жизнь в ДОУ, для знакомства со специалистами.
- Обучение родителей игре и общению со своими детьми. Направления деятельности:
1. Выступления на родительских собраниях, Днях открытых дверей.
2. Индивидуальные консультации; групповые консультации; семинары; семинары -практикумы; беседы; создание индивидуального маршрута развития ребенка; анкетирование; интервью; информационная поддержка родителей онлайн; видеоуроки, полезная информация, размещенные на сайте ЦИПРа; организация фотоконкурсов, творческих выставок (поделки вместе с детьми) и т.д.
3. Специально организованная деятельность детей и родителей в разных формах -дидактические и подвижные игры; игровые массажи (в том числе и с использованием вспомогательных материалов); пальчиковые и речевые игры; интерактивные, музыкальные, театрализованные представления; игры в физкультурном зале; занимательные игры в кабинете конструирования; игры с нетрадиционными материалами - песком, крупами, водой, соленым тестом и т.д.; индивидуальные занятия.
4. Организация совместных праздников (День открытия ЦИПР, Праздник Осени, День Матери, Встреча Нового года, Масленица, 23 февраля, 8 марта, Выпускной из ЦИПР, совместные досуги с детьми из групп детского сада).
5. Посещение малышами и мамами Группы кратковременного пребывания; знакомство с педагогом; организация совместных игр, досугов, прогулок и т.д.
Вторым этапом адаптации детей становится Группа кратковременного пребывания «Светлячки».
Девиз: «Добру откроются сердца».
Цель: помочь малышу привыкнуть к детскому саду, помочь адаптироваться к коллективу, режиму дня и правилам дошкольного учреждения; избежать резкой смены обстановки, которая в большинстве случаев травмирует неподготовленного ребенка. Задачи:
- Получить опыт ранней социализации, научиться играть со сверстниками.
- Формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения со
взрослыми и
сверстниками.
- Подготовка детей к дальнейшему переходу в массовые 12-ти часовые группы. Направления деятельности:
1. Малочисленные группы (индивидуальный подход к каждому ребенку и их родителям), консультативная поддержка родителей педагогом - психологом.
2. Развивающие занятия с детьми (по программе детского сада). Специально организованная деятельность детей в разных формах - дидактические и подвижные игры; игровые массажи (в том числе и с использованием вспомогательных материалов); пальчиковые и речевые игры; интерактивные, музыкальные, театрализованные представления; игры в физкультурном зале; занимательные игры в кабинете конструирования; игры с нетрадиционными материалами - песком, крупами, водой, соленым тестом и т.д.; индивидуальные занятия; посещение бассейна детьми.
3. Занятия в сенсорной комнате, как помощь в адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
4. Взаимодействие в разных видах деятельности (совместные праздники, досуги, занятия, игры, прогулки и т.д.) между детьми Группы кратковременного
пребывания и педагогами ясельных групп для облегчения адаптационного периода.
5. Продолжение сопровождения детей специалистами, знакомыми им с начала посещения ЦИПРа.
Следующим этапом адаптации является переход ребенка в ясельные группы детского сада.
Девиз: «Также как и река начинается с маленькой капли воды, так и большая, интересная, познавательная социальная жизнь ребенка начинается с ясельной группы в детском саду».
Цель: создать положительную эмоциональную среду общения между детьми и педагогами для облегчения адаптационного периода при переходе детей из Группы кратковременного пребывания в ясельные группы детского сада. Задачи:
- Укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение эмоциональной устойчивости с учетом индивидуальных возможностей и особенностей детей.
- Снятие эмоционального напряжения у детей. Направления деятельности:
1. Специально организованные адаптационные игры, занятия; создание альбомов «Моя семья»; работа педагога - психолога с детьми, воспитателя (организованные занятия, игры).
2. Продолжение сопровождения детей специалистами, знакомыми им с начала посещения ЦИПРа и группы КП.
3. Обмен опытом, создание копилки эффективных методов и приемов в период адаптации малышей.
4. Взаимодействие в разных видах деятельности (совместные праздники, досуги, занятия, игры, прогулки и т.д.) между детьми ясельных групп и группы Кратковременного пребывания для облегчения адаптационного периода.
5. Углубленная работа педагога - психолога в адаптационный период индивидуально, подгруппой в сенсорной комнате.
6. Работа воспитателей, педагога - психолога, педагогов дошкольного учреждения с родителями: родительские собрания, консультирование, проведение семинаров, Дней открытых дверей и т.д.
Проведя анализ данных (адаптационные листы, отзывы родителей, мнение воспитателей), мы выявили, что преемственность в работе новых форм дошкольного образования и групп детского сада, позволяет плавно, безболезненно адаптироваться детям в условиях детского сада.
Итоги адаптации детей от 2 до 3 лет к детскому саду (2011 - 2013 гг.):
Учебный год Предмет анализа Группа Уровни адаптации Динамика
2010 - 2011 Адаптация детей в ОУ Первая младшая (от 2 до 3 лет) 50% - легкая адаптация 41% - средний уровень адаптации 9% - критическая адаптация
2011 - 2012 Адаптация детей в ОУ после посещения ЦИПРаиГКП (15 детей) Первая младшая (от 2 до 3 лет) 70% - легкая адаптация 27% - средний уровень адаптации 3% - критическая адаптация Легкая > на 20 % Средняя< на 14 % Критическая < на 6 %
2012 - 2013 Адаптация детей в ОУ после посещения ЦИПРа и ГКП (32 ребенка) Первая младшая (от 2 до 3 лет) 78% - легкая адаптация 20% - средняя степень адаптация 2% - критическая адаптация Легкая > на 8 % Средняя< на 7 % Критическая < на 1 %
Результаты адаптации детей в сравнении с детьми, не посещающими ЦИПР и
ГКП:
Учебный год Группа Посещение ЦИПРаиГКП Качество знаний
2012 - 2013 Первая младшая группа (1 группа) + 78% - легкая адаптация 20% - средняя степень адаптация 2% - критическая адаптация
2012 - 2013 Первая младшая группа (7 группа) - 50 % - легкая адаптация 38 % - средняя степень адаптации 11% - критическая адаптация