Примечание. Условные обозначения: н.г. - начало года, к.г. - конец года.
Таблица 2
Динамика ценностных ориентаций студентов на качества воспитанности (ранг значимости)
№ Ценности воспитанности период
н.г. к.г.
1 Общая культура 4,7 5,2
2 Участие в общественной жизни 2,9 4
3 Патриотизм 4,6 4,6
4 Ответственность 5,1 5,1
5 Бережливость 4,9 5,2
6 Соблюдение правил этикета 4,8 4,9
7 Культура речи 4,2 5
8 Правила поведения 4,5 5
9 Самостоятельность 5 5,4
10 Целеустремленность 4,8 5,2
11 Самообладание 4,6 4,7
12 Коллективизм 4,5 5,1
13 Трудолюбие 4,6 4,9
14 Дисциплинированность 4,5 5
15 Забота о ближних 5,4 5,6
16 Требовательность к себе 4,9 5,3
17 Стремление к самосовершенствованию 4,2 5,2
18 Отсутствие вредных привычек 4,6 5
19 Активная жизненная позиция 4,6 4,6
20 Стремление беречь природу 4,4 5
21 Хорошие манеры 4,8 5,1
ственном их изменении в сторону направленности на общество и свою жизнедеятельность в обществе, о наличии определенной гражданской позиции и понимании себя как источника активности (внутренний локус контроля). Опираясь на результаты исследования, мы можем сделать вывод о том, что к выпускному курсу для студентов все большее значение приобретает взаимодействие человека с другими людьми, его жизнедеятельность в коллективе, где постепенно формируется его личная автономия.
Подобная динамика развития ценностных ориентаций на качества воспитанности свидетельствует о занятости студента, его постоянной включенности в деятельность, активности в решении
Библиографический список
различных социально-деятельностных задач и Я-строительстве как основе формирования личности, что является позитивным фундаментов для самореализации и повышения уровня жизнестойкости.
Проведенное нами исследование с одной стороны, намечает перспективы эффективной социализации выпускников в детских домов к системе профессионального образования через ценностные составляющие, с другой, намечает перспективы его продолжения за поиск взаимосвязи показателей социально-психологической адаптированности и собственно жизнестойкости, а также статистической обработки полученных данных.
1. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. Москва: Смысл, 2006.
2. Диагностика социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд). Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Москва: Издательство Института Психотерапии, 2002: 193 - 197.
3. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел). Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов. Москва, 2004: 141 - 154.
4. Основы психологии. Практикум. Столяренко Л.Д. 7-е изд. Москва, 2006.
References
1. Leont'ev D.A., Rasskazova E.I. Testzhiznestojkosti. Moskva: Smysl, 2006.
2. Diagnostika social'no-psihologicheskoj adaptacii (K. Rodzhers, R. Dajmond). Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manujlov G.M. Social'no-psihologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti imalyh grupp. Moskva: Izdatel'stvo Instituta Psihoterapii, 2002: 193 - 197.
3. Opredelenie sklonnosti k otklonyayuschemusya povedeniyu (A.N. Orel). Klejberg Yu.A. Social'naya psihologiya deviantnogo povedeniya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva, 2004: 141 - 154.
4. Osnovy psihologii. Praktikum. Stolyarenko L.D. 7-e izd. Moskva, 2006.
Статья поступила в редакцию 30.05.18
УДК 159.9
Azhiev A.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Psychology of Preschool, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
Gadaborsheva Z.I., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology of Preschool, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
TO THE QUESTION OF PSYCHO-PEDAGOGICAL ASPECT OF THE PROBLEM OF ADAPTATION OF CHILDREN OF AN EARLY AGE TO CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS. A preschool institution is a first institution in the life of a child that goes beyond the family with which it is necessary to contact. Admission of a child to such an institution, and the initial period of presence in it is marked by characteristic changes in the way of life and worldview, which can cause emotional shock.
Because of this, the period of adaptation of the child to kindergarten may be with complications. For their prevention it is necessary to proceed from psychological and pedagogical bases of a problem of adaptation of children of early age to conditions of pre-school educational institutions.
Key words: adaptation, preschool institution, early childhood, emotional well-being, factors of adaptation.
А.В. Ажиев, канд. пед. наук, проф. каф. педагогики и дошкольной психологии ЧГПУ, г. Грозный,
E-mail: [email protected]
З.И. Гадаборшева, канд. психол. наук, доц. каф. педагогики и дошкольной психологии ЧГПУ, г. Грозный,
E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОО
Детское дошкольное учреждение является первым в жизни ребёнка институтом, выходящим за рамки семьи с которым приходится контактировать и поступление ребёнка в такое учреждение, и первоначальный период присутствия в нем отмечается характерными изменениями образа жизнедеятельности и мировосприятия, которые способны вызвать эмоциональное потрясение. В силу этого период адаптации ребёнка к детскому саду может протекать с осложнениями. Для их предупреждения необходимо исходить из психолого-педагогических основ проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО.
Ключевые слова: адаптация, дошкольное учреждение, раннее детство, эмоциональное благополучие, факторы адаптации.
Полноценное личностное развитие ребёнка в условиях дошкольной организации с момента вхождения в группу невозможно без учета адаптивных механизмов организма. Необходимость освоения нового средового пространства может сопровождаться ограничением приспособительных механизмов детского организма. Кроме того, как следствие психологической неготовности к выходу из семьи у ребёнка может появиться так называемый «адаптационный синдром», что обусловлено спецификой развития раннего возрастного этапа.
Ранний период развития ребёнка отмечается от 1 года до 3 лет. На этом возрастном этапе меняется социальная составляющая в развитии ребёнка. В начале этого возраста ребёнок приобретает желание быть самостоятельным и независимым от взрослого, хотя и остается привязанным ко взрослому, и ему нужны его практическая помощь, забота и внимание. Подобное противоречие разрешается в новых социальных условиях развития ребёнка, которые представляют собой кооперацию или совместно осуществляемую деятельность ребёнка и взрослого.
Меняется и ведущая деятельность ребёнка. Первоначально, если малыш еще не различает способов действий с предметами и их предназначения, то уже на втором году жизни содержанием предметного взаимодействия ребёнка и взрослого становится принятие общественно-предназначенных способов применения предметов. Взрослый передает ребёнку в руки предмет и вместе с ним «передает» способ совершения с ним действий. В раннем детстве можно выделить стремительное развитие следующих психических особенностей: общение, речь, познание (восприятие, мышление), двигательная и эмоционально-волевая деятельность. В речевой деятельности ребёнка раннего возраста основным является стимулирование его активности в речи. Это происходит за счёт умножения словарного запаса, усиленной работы по совершенствованию артикуляционного аппарата, а также увеличения зоны общения со взрослыми.
Дети в этот период характеризуются неустойчивостью эмоционального состояния. Расставание на некоторое время с близкими и перемена в привычном образе жизни вызывают у ребёнка отрицательные эмоции и страхи. Длительное присутствие стрессовых факторов может привести к развитию невроза, замедлению процессов психофизического развития.
С поступлением ребёнка в ДОУ его жизнь претерпевает многочисленные перемены: определенный распорядок, отсутствие близких какое-то время, новые требования к поведению, новые знакомства со сверстниками, систематические развивающие занятия и т. д. Эти перемены входят в жизнь ребёнка одномоментно и несут в себе стрессовую ситуацию, которая без специального контроля со стороны специалистов может усугубить состояние неокрепшего организма.
Проблема адаптационных возможностей ребёнка к дошкольному образованию обнаруживает себя на пересечении психологии и педагогики. Психолого-педагогический аспект этой проблемы связан с тем, что адаптация ребёнка к непривычной обстановке несет в себе обширный спектр индивидуальных различий. Специфика этих различий обозначается множеством факторов и зависит от психических, физических, личностных особен-
ностей ребёнка, конкретного состояния в семейных отношениях и воспитания, условий детского учреждения.
Особую значимость имеет специальная целенаправленная подготовка ребёнка к переходу в детское учреждение в семье, т. к. от неё зависит характер протекания адаптационного периода, определяющее дальнейшее личностное развитие ребёнка. В этой связи очевидна необходимость профессиональной поддержки ДОУ семье, что обеспечит для ребёнка прохождение адаптационного периода без осложнений. Детский сад в этом случае становится «открытой системой» для решения проблем развития и воспитания.
Понятие «адаптация» отнесено к разряду междисциплинарных научных понятий. Значительным вкладом в изучение проблемы адаптации личности явилось исследование отечественными учеными Е.В. Белинской, Л.В. Белкиной, Л.И. Божович, Л.Н. Галигузовой, Н.В. Кирюхиной, Н.Я. Семаго, Е.О. Смирновой. К.Л. Печора, Б.Д. Элькониным и др. ее психолого-педагогических аспектов.
При этом, если психологическая наука рассматривает в основном адаптивные свойства личности, специфику адаптивных процессов и способы приспособления личности к окружающей среде, то педагогическая наука заинтересована в вопросах управления и педагогической помощи социальной адаптации детей, нахождением средств, видов, методов профилактики и коррекции неблагоприятных источников адаптации, роль разных образовательно-воспитательных учреждений в процессе адаптации. Так, по мнению Б.Д. Эльконина, при взгляде на теоретические проблемы, относящиеся к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается как стадия личностного становления человека, находящегося в относительно прочной социальной общности, развитие личности в которой представляется процессом вхождения в новую социальную среду с последующей интеграцией с ней и адаптацией [1].
К.Л. Печора, обозначая стадии развития личности, первую стадию выделяет в виде «адаптации», в которой могут усваиваться действующие в сообществе правила и происходит овладение соответствующими видами и средствами деятельности. Субъект, проникая в новую социальную структуру, еще не проявляет себя как личность прежде, чем освоит существующие правила. Если человек не может побороть сложности адаптации, у него образовываются качества, ведущие к тяжелой личностной дисфункции [2]. Адаптация в этом смысле является фактором личностной индивидуализации и социализации.
Явившись миру, ребёнок входит в характерные отношения с новым окружением, которое представляет не только внешнюю обстановку с влиянием на ребёнка условий жизни, а является основным источником его развития, исполняя роль своего рода пускового механизма, ускоряющего или замедляющего внутренние механизмы. Это тем более важно, что в развитии ребёнка, как замечал Л.С. Выготский, то, что получается в конце развития, уже дано в средовом развитии с самого начала [3].
Л.И. Божович [4] считала, что разброс человеческих отношений раскрывается ребёнку с реальной позиции, которая обусловлена объективным порядком, включенным им в представленных отношениях. При этом очевидно и собственное внутреннее отно-
шение ребёнка, т. е. то, как он сам видит свое место, какое значение являет для него окружающая среда и как он переживает ее требования к себе лично. Ребёнок активно начинает адаптироваться в конкретной социальной среде, приспосабливаться к окружающему пространству, состоящему из предметов и явлений, созданных предшествующими поколениями, также активно овладевает их достижениями в ходе многоплановой деятельности, всегда опосредованной отношениями ребёнка и взрослого. Таким образом, очевидны два социально-психологических компонента процесса адаптации: виды индивидуального поведения и социального развития индивида.
Социальное развитие индивида прямо связано с необходимостью воспроизведения себя в соответствии с условиями и степенью развития социума и обусловлено его успешной социализацией. Понятие социализации как форма и итог усвоения человеком механизма социальных правил, ценностей, ролей, умений имеет разную составляющую. Например, социализация в бихевиоризме ведет к процессу социального научения, результатом чего становится опыт, приобретаемый индивидом на протяжении всей жизни.
По мнению Н.Я. Семаго [5], социализация личности предполагает и встречный процесс - индивидуализацию социальной жизни. Индивидуализация как «бытие самого себя» подразумевает поиск человеком способов и средств для определения своей индивидуальности, для передачи своего опыта, мироощущения обществу и отражает содержательную позицию в субъект-ности личности.
Е.О. Смирнова [6] отмечает, что в современной психологии и педагогике присутствует такое восприятие индивидуализации, при котором ее суть заключается в деятельности, стремящейся обозначить себя во всех проявлениях.., в стремлении к той внутренней свободе, на основе которой субъект владеет принципами, имеет свое видение и в силу этого приобретает созревшую самоидентичность.
Осознание себя личностью невозможно представить вне деятельности индивида, без его взаимодействий, происходящих в самом процессе деятельности. Значению деятельности в ходе развития личностных качеств ребёнка и, таким образом, в процессе адаптации в среде существенное внимание уделено в работах Л.С. Выготского [7], С.Л. Рубинштейна [8] и др., определяющих личность как качество, выражающее социальную суть индивида и формирующееся в особой деятельностной организации со стороны взрослых.
Опираясь на изложенные положения, сложный, состоящий из множества вариантов процесс адаптации мы представляем, как подверженный влиянию различных факторов, которые определяют направление и результаты этого процесса. В исследовательской литературе представлены различные группы факторов:
- внешние и внутренние;
- социально-биологические;
- факторы, которые зависят или не зависят от сотрудников
ДОУ.
Необходимо заметить, что в наиболее полной мере исследованы и структурированы в психолого-педагогической литературе факторы, отрицательно влияющие на адаптацию дошкольников, приводящие к дезадаптации личности.
На основе проведенных специалистами исследований по проблеме адаптации эти факторы можно условно разбить на две группы - объективные и субъективные. В состав первых входят факторы, соотносимые с окружающим детей пространством, в состав вторых - факторы, связанные с их биологической и психологической спецификой.
Библиографический список
К числу объективных факторов можно отнести:
- факторы внешней среды (социальные, культурные, воспитательные, образовательные, отличающиеся от местности, в которой находится ребёнок);
- педагогические факторы (программа обучения; личность самого воспитателя, его знания, форма общения; состояние психологического климата в коллективе ДОУ, санитарно-гигиенические требования; связь с другими дошкольными учреждениями);
- семейные факторы (материальные, жилищные условия семьи; культурный уровень родителей, их общественный статус; специфика отношений в семье: как относятся родители друг к другу, к ребёнку; традиции семейного воспитания);
- поведение в группе сверстников в детском саду и специфика общения со сверстниками вне стен детского сада) [6].
В перечень субъективных факторов входят состояние здоровья, возрастные и личностные характеристики детей, уровень подготовки, отражающий готовность ребёнка принять новые, неизвестные жизненные этапы. Объективные и субъективные факторы существуют в тесной взаимосвязи, обнаруживают себя в интенсивном взаимодействии и могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на процесс адаптации детей раннего возраста. Адаптация в виде приспособления организма к необычной обстановке включает в себя обширную область ответных реакций индивида, обусловленных его психофизиологическими и личностными качествами, конкретным типом семейных отношений и условий воспитания, а для ребёнка и условий пребывания в детском саду.
До 2 - 3 лет у ребёнка, как известно, нет выраженной потребности общаться со сверстниками, так как эта ниша общения занята родителями или близкими людьми. Поэтому обычные, возможно более эмоционально возбудимые, впечатлительные или привязанные к семье дети могут труднее адаптироваться к детскому саду, так как у них происходит аффектная реакция на раздражитель в виде разлуки с домом, а равноценная замена отсутствует или к ней ребёнок ещё не привык. В связи с этим, психолого-педагогические принципы адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению опираются на его индивидуально-психологические и возрастные особенности, критерии «риска», которые могут препятствовать успешной адаптации. Они реализуются в психолого-педагогическом сопровождении процесса адаптации детей в пространстве ДОО, организации взаимодействия ДОО и семьи, проведении психолого-педагогических консультаций с родителями и воспитателями по проблеме адаптации.
Детское дошкольное учреждение должно быть реальной, а не декларируемой открытой системой, что обязывает родителей и педагогов выстраивать свои отношения на основе кооперации и доверия, исходя исключительно из интересов детей. В контексте проблемы адаптации — это эмоциональное благополучие. Успех такой кооперации зависит во многом от взаимных установок семьи и детского сада. При этом в помощи друг другу в период адаптации ребёнка в дошкольной организации нуждаются обе стороны - и детский сад, и семья. То есть, это обоюдная потребность. Однако эта потребность бывает подчас размытой, а мотивы взаимодействия семьи и детского сада не всегда коррелируют. Из этого следует, что необходимо создавать условия, способствующие обоюдному удовлетворению данной потребности обоих участников педагогического процесса, что, безусловно, будет способствовать преодолению «адаптационного синдрома».
1. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. Москва, 2014.
2. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. Москва, 2017.
3. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. Москва, 2004.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Санкт-Петербург, 2008.
5. Семаго Н.Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. Москва, 2015.
6. Смирнова Е.О. Психология ребёнка. Москва, 2017.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Москва, 2008.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург, 2013.
References
1. 'El'konin B.D. Vvedenie vpsihologiyu razvitiya. Moskva, 2014.
2. Pechora K.L. Detirannego vozrasta vdoshkol'nyh uchrezhdeniyah. Moskva, 2017.
3. Vygotskij L.S. Psihologiya razvitiya rebenka. Moskva, 2004.
4. Bozhovich L.I. Lichnost'i ee formirovanie v detskom vozraste. Sankt-Peterburg, 2008.
5. Semago N.Ya. Diagnosticheskij al'bom dlya ocenki razvitiya poznavatel'noj deyatel'nosti rebenka. Doshkol'nyj i mladshij shkol'nyj vozrast. Moskva, 2015.
6. Smirnova E.O. Psihologiya rebenka. Moskva, 2017.
7. Vygotskij L.S. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva, 2008.
8. Rubinshtejn S.L. Osnovy obschejpsihologii. Sankt-Peterburg, 2013.
Статья поступила в редакцию 01.06.18
УДК 316.37
Erina I.А., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russia),
E-mail: [email protected]
Melnik O.V., student, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Simferopol, Russia), E-mail: [email protected]
COMPREHENSIVE PSYCHOLOGICAL SERVICE IN SANATORIUM-AND-SPA INSTITUTIONS AS A FACTOR IN INCREASING THE EFFECTIVENESS OF HEALTHCARE FOR CHILDREN ON EXTENDED TREATMENT. The article discusses an issue of the urgency of creating an integrated psychological service on the basis of the resort and spa facilities of the Crimea to provide extended psychological assistance to children in long-term care. The composition of the team of the complex psychological service has been clarified. The main activities of the service, the results of monitoring the psychological state of children are listed. The authors conclude that integrated psychological services organization in providing health services will allow for 50% increase the effectiveness of therapeutic programmes; significantly improve psychological well-being of tourists and increase the competitiveness of the sanatorium.
Key words: complex psychological service, children, child, support, health improvement, resort and sanatorium institutions of the Crimea.
И.А. Ерина, канд. психол. наук, доц., Крымский федеральный университет, г. Симферополь,
E-mail: [email protected]
О.В. Мельник, студент, Крымский федеральный университет, г. Симферополь, E-mail: [email protected]
КОМПЛЕКСНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В САНАТОРНО-КУРОРТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ
В статье рассматривается вопрос об актуальности создания на базе курортно-санаторных учреждений Крыма комплексной психологической службы для оказания расширенной психологической помощи детям, находящимся на продолжительном лечении. Уточнён состав команды комплексной психологической службы. Перечислены основные направления деятельности службы, результаты наблюдения за психологическим состоянием детей.
Ключевые слова: комплексная психологическая служба, дети, ребёнок, сопровождение, оздоровление, курор-тно-санаторные учреждения Крыма.
В настоящее время на человека сваливается огромное количество проблем и вопросов. В быстро изменяющемся мире, как в техническом прогрессе, так и в социальном неизбежна модернизация человека и всех его сторон. К сожалению, сегодня мы сталкиваемся с новыми заболеваниями, с заболеваниями, которые с течением времени изменили свою картину проявления и т. д.
В связи с этим перед отечественной психологической наукой и практикой встают новые задачи по формированию человека будущего по оказанию ему не просто психологической помощи, а комплексной психологической помощи в настоящем.
Существует масса методов, средств и приёмов оказания такой помощи и использование климатотерапии сегодня привлекает все больше внимание со стороны специалистов, оказывающих оздоровительную помощь.
Курортные территории предлагают нуждающимся оздоровиться в конкретных направлениях своих природных возможностей.
Территория Крыма не исключение. На сегодняшний день каждый ребенок имеет возможность пройти курс лечения, оздоровления в курортно-санаторных учреждениях Крыма.
В связи с тем, что возрастная категория детей, которые могут пройти оздоровительный курс лечения колеблется от 3 до 18 лет, а также в зависимости от рода заболевания, по которому выбирается профиль санатория, можно смело утверждать, что есть множество факторов, которые, при смене условий обычной среды окружения, могут повлиять на психику среднестатистического ребенка.
В связи с чем и возникает вопрос об совместном оказании как медикаментозной помощи детям, так и психологической. Курс прохождения лечения детей в санаториях в среднем составляет 24 дня, но в зависимости от рода заболевания может продолжаться до 1 года и более.
В связи с тем, что многие дети в процессе адаптации испытывают трудности и сложно привыкают к условиям новой окружающей среды, в которую им пришлось попасть, им необходима психологическая помощь, не зависимо от времени и места пребывания в санатории.
К сожалению, на сегодняшний день оказание психологической помощи детям, которые находятся на санаторно-курортном лечении в профильных учреждениях, не оказывается в полной мере, так как перед медицинскими учреждениями первую очередь стоит вопрос оказание медицинской, (медикаментозной), помощи, а психо-эмоциональное состояние мало учитывается, что становится следствием, в этих учреждениях чаще отсутствуют профессионально обученные кадры с соответствующей квалификацией, знаниями и навыками.
Чаще всего сотрудники лечебных санаториев не задумываются, как сильно на ребенка может повлиять смена обстановки, климата, нового окружения, общение с другой категорией детей, себе подобных (по профилю заболевания), которые в дальнейшем могут повлиять на:
- в первую очередь, на психосоматическое состояние ребенка после прохождения лечения и возвращение этого ребенка домой, в обычную для него среду обитания;
- во-вторых, как это может отразиться на протекание заболевания и дальнейшей адаптации ребенка в современном обществе.
Поэтому необходимо в штатном составе санаторно-лечеб-ного учреждения иметь не только врачей, которые оказывают медицинскую помощь, но и психологов, умеющих оказывать комплексную психологическую помощь.
Сегодня важно создать комплексную психологическую службу, для решения задач индивидуальной, групповой диагностики и разработки индивидуальных и групповых планов.
Команда комплексной психологической службы (КПС) должна включать в свой состав: воспитателей, логопеда, дефектоло-