Научная статья на тему 'Программа повышения квалификации по развитию научно-методической компетентности преподавателя высшей школы'

Программа повышения квалификации по развитию научно-методической компетентности преподавателя высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
248
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-образовательный кластер / научно-методическая компетентность / преподаватель высшей школы / программа повышения квалификации / scientific and educational cluster / scientific and methodical competence / high school teachers training program

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарифуллина Резеда Равилевна, Романова Людмила Михайловна

В статье рассмотрена возможность применения условий научно-образовательного кластера в повышении научно-методической компетентности преподавателя. Приведены результаты исследования, направленного на изучение научно-методической компетентности преподавателя высшей школы и ее развития в условиях образовательного кластера. Представлен учебно-тематический план курса повышения квалификации преподавателей высшей школы по программе «Развитие научно-методической компетентности преподавателя в условиях образовательного кластера».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гарифуллина Резеда Равилевна, Романова Людмила Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING PROGRAM FOR THE DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC METHODICAL COMPETENCE OF TEACHERS IN HIGHER EDUCATION

The article considers the possibility of applying the scientific educational cluster in enhancing scientific methodical competence of the teacher of the higher school. The results of research aimed at studying the scientific methodical competence of the teacher of the higher school and its development in the context of the educational cluster. Presented educational thematic plan refresher course training of the teacher of the higher school program "Development of scientific methodical competence of the teacher in the conditions of educational cluster".

Текст научной работы на тему «Программа повышения квалификации по развитию научно-методической компетентности преподавателя высшей школы»

УДК 378.126

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ПО РАЗВИТИЮ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Р.Р. Г арифуллина, Л.М. Романова

Аннотация. В статье рассмотрена возможность применения условий научно-образовательного кластера в повышении научно-методической компетентности преподавателя. Приведены результаты исследования, направленного на изучение научно-методической компетентности преподавателя высшей школы и ее развития в условиях образовательного кластера. Представлен учебно-тематический план курса повышения квалификации преподавателей высшей школы по программе «Развитие научно-методической компетентности преподавателя в условиях образовательного кластера».

Ключевые слова: научно-образовательный кластер, научно-методическая компетентность, преподаватель высшей школы, программа повышения квалификации.

TRAINING PROGRAM FOR THE DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC METHODICAL COMPETENCE OF TEACHERS IN HIGHER EDUCATION

R. Garifullina, L. Romanova

Abstract. The article considers the possibility of applying the scientific - educational cluster in enhancing scientific - methodical competence of the teacher of the higher school. The results of research aimed at studying the scientific -methodical competence of the teacher of the higher school and its development in the context of the educational cluster. Presented educational - thematic plan refresher course training of the teacher of the higher school program "Development of scientific - methodical competence of the teacher in the conditions of educational cluster".

Keywords: scientific and educational cluster, scientific and methodical competence, high school teachers training program.

В современных условиях реформирования системы высшего образования актуальной становится проблема развития и поддержки научно-методической компетентности

преподавателя высшей школы (ПВШ). Преподавателю предстоит работать в контексте производственного инновационного заказа, что предполагает внедрение новых образовательных технологий, использование вариативных учебных программ [3]. Кроме того, перед ним ставятся задачи не только по организации учебного процесса, проведения различных видов занятий, но и по подготовке учебных пособий, научных публикаций различного уровня, участию в научно-методических конференциях и семинарах.

Научно-методическая деятельность

преподавателя вуза является одним из видов методической деятельности, которая в свою очередь представляет собой механизм профессионально-личностного развития

преподавателя вуза, опосредующего результат профессиональной подготовки студентов [5, С. 8]. Методическая деятельность преподавателя вуза представляет вид профессиональнопедагогической деятельности, направленной на

организацию методического работы, являясь механизмом профессионально-личностного развития, опосредующим качество

образовательного процесса. При этом методическая компетентность преподавателя вуза представляется интегративной

характеристикой личности, отражающей системный уровень владения методическими знаниями, умениями диагностировать результаты достижения цели обучения, проектировать методики и технологии обучения, осваивать инновационные технологии, отбирать инновационное содержание обучения, проводить мониторинг результатов обучения и качества образовательной деятельности [4, С. 54].

Научно-методическая компетентность

преподавателя вуза представляет собой результат психолого-педагогической,

методической, предметной подготовки, личного научно-исследовательского и

профессионального опыта, который проявляется в его научно-методической и педагогической деятельности по развитию профессиональных компетенций студентов. Это достигается через обобщение результатов научно-

исследовательских и прикладных работ

34

преподавателя, их систематизацию и адаптацию к содержанию образования, к новейшим методам и технологиям, используемым в образовании.

Дополнительные условия для реализации всех видов научно-методической деятельности ПВШ и развития его компетентности создает образовательный кластер, который представляет собой интеграцию различных образовательных учреждений, предприятий, организаций и соответствующей инфраструктуры. Интеграция организационных структур в образовательный кластер дает свой синергетический эффект, что создает дополнительные условия для реализации всех видов научно-методической деятельности ПВШ и развитие его компетентности [6]. Среди этих условий можно выделить объединение научных и педагогических сил, организацию коммуникационной площадки для обмена и распространения опыта, установление связей и сотрудничества с ресурсными центрами, образовательными кластерами, реализацию программ повышения квалификации для специалистов вузов и колледжей [2, С. 124].

С учетом указанных выше особенностей проведено исследование, направленное на изучение научно-методической компетентности ПВШ и ее развития в условиях образовательного кластера. В ходе констатирующего эксперимента было проанкетировано 92 преподавателя вузов г. Казани и г. Калуги. Результаты показали, что научно-методической компетентность, по мнению респондентов, включает следующие составные компоненты: знания теоретических и практических основ исследовательской деятельности, готовность к исследовательской деятельности, умения

организовать и реализовывать научную

деятельность; предметные знания и знания путей совершенствования профессионального

мастерства; совокупность научно-методических компетенций, необходимых для организации учебного процесса; компетентность педагога, включающую знания, умения, навыки и способности методической и научноисследовательской работы. Обобщая

вышесказанное с учетом проведенного анализа литературы, мы под научно-методической компетентностью будем понимать готовность

преподавателя высшей школы внедрять

результаты научной деятельности в образовательный процесс.

Большинство респондентов считают

проблему формирования научно-методической компетентности преподавателя вуза актуальной, 10% считают проблему важной, но не самой главной. Установлено, что 31% преподавателей

занимаются повышением своей научнометодической компетености «от случая к случаю», но участвуют по собственной инициативе. Систематически участвуют в научно-методических конференциях, пишут статьи по вопросам научно-методической деятельности, изучают вопросы научнометодической компетентности преподавателя 68% респондентов.

В качестве основных задач научнометодической деятельности преподавателя вуза в условиях образовательного кластера преподавателями отмечены: применение

результатов научной работы в образовательном процессе; внедрение инновационных технологий обучения в преподаваемые дисциплины; совершенствование контроля качества образования; подготовка научно-инженерных кадров мирового уровня; развитие предметных компетенций по преподаваемым дисциплинам; составление методических указаний по своей дисциплине, приближенных к производственной деятельности; изучение психологии студента, современного состояния общества и его морали. Затруднились с ответом на вопрос о задачах научно-методической компетентности

преподавателя в условиях образовательного кластера 12% респондентов.

Как видно из результатов анкетирования, в ответах не отражены специфика и возможности образовательного кластера, влияющие на осуществление научно-методической

деятельности и развитие научно-методической компетентности ПВШ. Это подтверждает актуальность и необходимость дополнительных исследований в названной области.

Одним из организационных условий развития научно-методической компетентности является дополнительное обучение ПВШ. В рамках повышения квалификации

преподавателей в Казанском государственном энергетическом университете была реализована программа «Развитие научно-методической компетентности преподавателя вуза в условиях образовательного кластера». Данная программа в объеме 72 часа разработана для научнопедагогических работников высших учебных заведений. Повышение квалификации ПВШ, направленное на развитие научно-методической компетентности в условиях образовательного кластера, проходило в три этапа: диагностический; процессуальный и

контрольный.

На первом этапе было проведено анкетирование с целью самоанализа результатов научно-методической компетентности

преподавателей. Слушателям было предложено

35

оценить по пятибалльной шкале уровень своих компетенций по следующим показателям: а) сформированность навыков осуществления научно-методической деятельности; б) управление процессом формирования научнометодической компетентности у других преподавателей; в) знание специфических приемов осуществления научно-методической деятельности; г) знание сущности, условия формирования научно-методической

компетентности у преподавателя; д) знание особенностей организации непрерывного образования в системе ссуз - вуз; е) знание путей и способов взаимодействия участников образовательного кластера; ж) использование в собственной педагогической практике возможностей образовательного кластера. Результаты самооценки научно-методической компетентности ПВШ представлены на рисунке

1.

Рисунок 1.- Средние показатели самооценки научно-методической компетентности ПВШ

Из рисунка видно, что преподаватели вузов оценивают уровень своих компетенций в диапазоне 2,5-3,3 баллов, при этом сформированность навыков осуществления научно-методической деятельности получила максимальный балл. Наиболее низко преподаватели оценили свои знания путей и способов взаимодействия участников образовательного кластера. Слушатели указали на собственное недостаточное участие в процессе формирования научно-методической компетентности у других преподавателей и использование возможностей образовательного кластера. Они оценили в 3,1 балла знания о сущности и условиях формирования научнометодической компетентности у преподавателя. В качестве основных причин неуспехов или отдельных неудач в научно-методической деятельности ПВШ отметили недостаточный опыт работы, дополнительные финансовые затраты, отсутствие обратной связи со стороны руководства вуза, отсутствие в оценке деятельности преподавателя,

неудовлетворенность подготовкой и

мотивированностью студентов (попытка обучать «необучаемых» студентов).

Процессуальный этап заключался в реализации образовательного процесса в системе

повышения квалификации. Программа повышения квалификации ПВШ разработана в соответствии с требованиями профессиональных стандартов на основе анализа литературы и результатов анкетирования преподавателей вузов. Содержание образовательной программы определено, исходя из видов деятельности ПВШ и научно-методической компетентности в условиях образовательного кластера. В качестве основных образовательных технологий были использованы лекции-презентации, проблемное изложение, дискуссии, мозговая атака, круглый стол и конференция. Учебно-тематический план повышения квалификации ПВШ по программе «Развитие научно-методической компетентности преподавателя в условиях образовательного кластера» представлен в таблице 1.

Третий этап программы развития научнометодической компетентности преподавателя вуза завершилась защитой выпускной аттестационной работы в форме портфолио. Портфолио - это результат рефлексивной деятельности, в которой преподаватель представляет свои научные, педагогические, творческие и организационные достижения. Использование данной технологии позволило расширить возможности в развитии научнометодической компетентности ПВШ.

36

Таблица 1.- Учебно-тематический план повышения квалификации по программе «Развитие научно-методической компетентности преподавателя в условиях образовательного кластера»

Название и № п/п Наименование модулей, разделов и тем Всего, час Лекции Практ. заня- тия Образовательные технологии

Модуль I Научно-методическая компетентность ПВШ 24 14 10

Раздел 1 Профессиональная деятельность ПВШ 12 8 4

Тема 1.1 Виды и модели деятельности ПВШ 4 4 - Входное тестирование, анкетирование

Тема 1.2 Научно-методическая деятельность ПВШ 4 2 2 Выполнение заданий семинарских занятий

Тема 1.3 Подготовка к деятельности ПВШ 4 2 2

Раздел 2 Научно-методическая компетентность ПВШ 12 6 6

Тема 2.1 Компетентность ПВШ 4 2 2 Участие в диагностике по выявлению уровня сформированности компетентности

Тема 2.2 Развитие научно-методической компетентности ПВШ 4 2 2

Тема 2.3 Портфолио как технология оценки сформированности научнометодической компетентности 4 2 2 Презентации, разработка портфолио

Модуль II Образовательный кластер 12 8 4

Тема 1 Понятие «кластер». Классификации кластеров 4 4 - Проблемное изложение, дискуссия, мозговая атака

Тема 2 Структура, модели и функции образовательных кластеров 8 4 4 Круглый стол

Модуль III Взаимодействие участников образовательного кластера 34 12 22

Тема 1 Взаимодействие вуза с работодателями 6 2 4 Выполнение индивидуального задания Итоговое тестирование

Тема 2 Особенности организации непрерывного образования в системе ссуз - вуз 6 2 4

Тема 3 Интеграция с образовательными учреждениями кластера 6 2 4

Тема 4 Электронные образовательные ресурсы и их возможности в реализации сетевого взаимодействия 16 6 10

Итоговая аттестация 2 - - Защита портфолио

Всего 72 34 36 -

Анализ представленных работ показал недостаточное понимание преподавателями сущности целевого назначения портфолио как инструмента оценки сформированное™ компетенций. Сложным явилось задание по представлению результатов различных путей реализации научно-методической

компетентности в условиях образовательного кластера [1, С. 97].

На третьем этапе повышения квалификации был проведен сравнительный анализ входного и выходного тестирования слушателей. При входном тестировании

многие слушатели не смогли правильно ответить на вопросы о деятельности ПВШ и образовательных кластеров. Результаты выходного тестирования показали большее количество правильных ответов на вопросы итогового теста.

Кроме того, в рамках плана функционирования научно-образовательного кластера Казанского государственного энергетического университета и развития научно-методической компетентности

преподавателей вуза были проведены конкурс учебных пособий, круглые столы и научно-

37

практический семинар с участием повышения квалификации преподавателей

предприятий отрасли, преподавателей высшей школы «Развитие научно-

колледжей. методической компетентности преподавателя

Таким образом, в результате проведения вуза в условиях образовательного кластера»

диагностического, процессуального и вносит определенный вклад в развитие

рефлексивного этапов исследования можно научно-методической компетентности

сделать вывод о том, что проведенный курс преподавателей вуза.

Литература:

1. Завада Г.В., Гарифуллина Р.Р. Применение

технологии портфолио как инструмента оценки сформированное™ научно -методической

компетентности преподавателя вуза // Вестник Казанского государственного энергетического университета. - 2015. - № 2(26). - С. 88-100.

2. Матушанский Г.У., Гарифуллина Р.Р.,

Завада Г.В. Повышение квалификации преподавателя вуза по развитию научно -методической компетентности в условиях образовательного кластера. // Инженерная педагогика: сб.науч.ст. по материалам V

Международной научно-практической

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

конференции «Актуальные вопросы подготовки современных инженеров и научно-педагогических кадров», Москва, 11-12 марта 2015г. / Центр инженерной педагогики МАДИ. В 3-х т. - М.: МАДИ, 2015. - Вып. 17. - Т.2. - С. 123-130.

3. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Инновационные принципы в подготовке педагогов профессионального обучения // Казанский педагогический журнал. - 2012. - №1(91). - С. 2535.

4. Соловова Н.В. Методическая

компетентность преподавателя вуза // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. - 2010. - Вып. 5. - С. 52-59.

5. Соловова Н.В. Управление методической работой в условиях реализации инновационных методических задач: автореф. дисс. ... докт. пед. наук. Самара, 2012. - 52 с.

6. Хлынин М.Ю. Создание ассоциаций как

направление совершенствования интеграционного взаимодействия предприятий промышленного кластера // Современные проблемы науки и образования. 2012. - № 1. Режим доступа:

URL:http://www.science-education.ru/101-5377 (дата обращения: 22.07.2015).

References:

1. Zavada G.V., Garifullina R.R. Primenenie

tehnologii portfolio kak instrumenta ocenki sformirovannosti nauchno-metodicheskoj

kompetentnosti prepodavatelja vuza // Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo jenergeticheskogo

universiteta. - 2015. - № 2(26). - S. 88-100.

2. Matushanskij G.U., Garifullina R.R., Zavada

G.V. Povyshenie kvalifikacii prepodavatelja vuza po razvitiju nauchno-metodicheskoj kompetentnosti v uslovijah obrazovatel'nogo klastera // Inzhenernaja pedagogika: sb.nauch.st. po materialam V

Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Aktual'nye voprosy podgotovki sovremennyh

inzhenerov i nauchno-pedagogicheskih kadrov», Moskva, 11-12 marta 2015 g. / Centr inzhenernoj pedagogiki MADI. V 3t. - M.: MADI, 2015. - Vyp. 17. - T.2. - S. 123-130.

3. Muhametzjanova F.Sh., Shajhutdinova G.A. Innovacionnye principy v podgotovke pedagogov professional'nogo obuchenija // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2012. - № 1(91). - S. 2535.

4. Solovova N.V. Metodicheskaja

kompetentnost' prepodavatelja vuza // Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo universiteta im. I. Kanta. - 2010. - Vyp. 5. - S. 52-59.

5. Solovova N.V. Upravlenie metodicheskoj rabotoj v uslovijah realizacii innovacionnyh metodicheskih zadach: avtoref. diss. ... dokt. ped. nauk. Samara, 2012. - 52 s.

6. Hlynin M.Ju. Sozdanie associacij kak napravlenie sovershenstvovanija integracionnogo vzaimodejstvija predprijatij promyshlennogo klastera // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2012. -№ 1. Rezhim dostupa: URL:http://www.science-education.ru/101-5377 (data obrashhenija: 22.07.2015).

Сведения об авторах:

Гарифуллина Резеда Равилевна (г. Казань, Россия), аспирант ФГБОУ ВПО «Казанский государственный энергетический университет», e-mail: garifullina_r@mail.ru

Романова Людмила Михайловна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, старший преподаватель ФГБОУ ВПО «Казанский государственный энергетический университет».

Data about the authors:

Garifullina R. (Kazan, Russia), postgraduate student, Kazan State Power Engineering University, email: garifullina_r@mail.ru

Romanova L. (Kazan, Russia), candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kazan State Power Engineering University.

38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.