Научная статья на тему 'Моделирование процесса формирования научно-методической компетентности преподавателей вузов в процессе повышения квалификации'

Моделирование процесса формирования научно-методической компетентности преподавателей вузов в процессе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-методическая компетентность / моделирование компоненты / показатели / повышение квалификации / scientific-methodical competence / modeling / components / indicators / training / upgrading of qualifica-tion

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мешев Ислам Хасанбиевич

В статье анализируются противоречия между потребностями современного вузовского учебного процесса в реализации задач его модернизации и уровнем научно-методической компетентности преподавателей высшей школы, систематизированы характерные методические затруднения и специфика методической деятельности преподавателя вуза; обоснованы компоненты и показатели моделирования процесса формирования научно-методической компетентности преподавателей вузов в ходе повышения квалификации. С учетом существующей объективной реальности очевидна потребность в создании условий поддержки преподавателей высших учебных заведений в системе повышения квалификации. Прежде всего, это обеспечение качества подготовки педагогических кадров, повышение методической компетентности преподавателей вузов МВД России, что осуществляется на уровне частных условий: организации методико-ориентированных процессов обучения на основе реализации систем проектирования и мониторинга; определения критериальной базы и методологии оценок методической компетентности преподавателя вуза. Сейчас, когда разрабатываются системы оценки качества образования, научно-методический уровень кадров – один из базовых критериев качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мешев Ислам Хасанбиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELLING OF THE PROCESSES FORMING SCIENTIFIC-METHODICAL COMPETENCIES OF UNIVERSITY TEACHERS IN THE COURSE OF UPGRADING THEIR QUALIFICATION

Тhe article analyses the contradictions between the re-quirements of a modern higher educational process in its modernization and the level of scientific and methodical competences of teachers of higher schools, systemizes typical methodical difficulties and specific methodologi-cal activities of lecturers; grounds the components and indicators of modeling the processes forming scientific and methodical competences of teachers during their training. In the context of the current objective reality, there is a need to create conditions to support teachers of higher educational institutions within the system of qualification upgrading. First of all, it is necessary to ensure the quality of teachers’ training, improvement of methodical competence of teachers of the universities of the Interior Ministry of Russia, what is carried out at the level of particular conditions: organization of methodical-oriented learning processes based on planning and moni-toring; determination of criteria and methodology for assessment of methodical competence of the teacher of high school. Today, when education quality assessment methods are developed, the scientific and methodical level of teachers is one of the basic criteria of quality.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса формирования научно-методической компетентности преподавателей вузов в процессе повышения квалификации»

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________

УДК 373.1

МЕШЕВ Ислам Хасанбиевич, аспирант Армавирской государственной педагогической академии

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗОВ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

В статье анализируются противоречия между потребностями современного вузовского учебного процесса в реализации задач его модернизации и уровнем научнометодической компетентности преподавателей высшей школы, систематизированы характерные методические затруднения и специфика методической деятельности преподавателя вуза; обоснованы компоненты и показатели моделирования процесса формирования научно-методической компетентности преподавателей вузов в ходе повышения квалификации. С учетом существующей объективной реальности очевидна потребность в создании условий поддержки преподавателей высших учебных заведений в системе повышения квалификации. Прежде всего, это обеспечение качества подготовки педагогических кадров, повышение методической компетентности преподавателей вузов МВД России, что осуществляется на уровне частных условий: организации методико-ориентированных процессов обучения на основе реализации систем проектирования и мониторинга; определения критериальной базы и методологии оценок методической компетентности преподавателя вуза. Сейчас, когда разрабатываются системы оценки качества образования, научнометодический уровень кадров - один из базовых критериев качества.

Ключевые слова: научно-методическая компетент-

ность, моделирование компоненты, показатели, повышение квалификации.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -367-370

MESHEV Islam Hasanbievich,

Postgraduate student, Armavir State Pedagogical

Academy

MODELLING OF THE PROCESSES FORMING SCIENTIFIC-METHODICAL COMPETENCIES OF UNIVERSITY TEACHERS IN THE COURSE OF UPGRADING THEIR QUALIFICATION

^e article analyses the contradictions between the requirements of a modern higher educational process in its modernization and the level of scientific and methodical competences of teachers of higher schools, systemizes typical methodical difficulties and specific methodological activities of lecturers; grounds the components and indicators of modeling the processes forming scientific and methodical competences of teachers during their training. In the context of the current objective reality, there is a need to create conditions to support teachers of higher educational institutions within the system of qualification upgrading. First of all, it is necessary to ensure the quality of teachers’ training, improvement of methodical competence of teachers of the universities of the Interior Ministry of Russia, what is carried out at the level of particular conditions: organization of methodical-oriented learning processes based on planning and monitoring; determination of criteria and methodology for assessment of methodical competence of the teacher of high school. Today, when education quality assessment methods are developed, the scientific and methodical level of teachers is one of the basic criteria of quality.

Key words: scientific-methodical competence, modeling, components, indicators, training, upgrading of qualification.

Современная организация процесса повышения квалификации научнопедагогических кадров МВД России ориентирована на развитие профессионального мастерства, ключевые факторы его развития и, прежде всего, научно-методическую компетентность. Следует подчеркнуть, что система подготовки кадров в системе МВД России не ориентирована на формирование научно-методической компетентности в контексте практико-ориентированной подготовки, что предопределяет необходимость синхронизации внешнего стимулирования с непрерывным динамичным развитием профессионального ведомственного образования.

Необходимо отметить ряд аргументов, свидетельствующих о значимости научнометодической подготовки кадров в системе повышения квалификации [5]. Следующим показателем научно-методической компетентности является изменение содержания и характера профессиональной деятельности специалиста МВД, изменение технологий обучения. В современных условиях необходимо развитие профессионального мышления преподавателя, обусловливающего готовность к профессиональной деятельности в условиях инновационной среды [4]. Вместе с тем краткосрочное повышение квалификации преподавателей вузов МВД России ориентирует на такие технологии, которые оптимизируют и интенсифицируют процесс освоения основных образовательных программ в условиях обмена педагогической практикой и результатами апробаций инновационных педагогических технологий [3].

Опрос слушателей повышения квалификации в системе МВД России показал, что значительные затруднения вызывают виды научно-методической деятельности, связанные с инновациями и модернизацией учебного процесса (78%); испытывают затруднения при внедрении инновационных методов и технологий обучения 89% ре-

- 367 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

спондентов; научно-методическая деятельность вызывает затруднения у 70% преподавательского состава [2].

Тестирование свидетельствует о недостаточном уровне операциональнодеятельностного и рефлексивно-оценочного компонентов в структуре научнометодической компетентности преподавателей вузов: 62% опрошенных отметили, что испытывают трудности в организации и проведении научно-методической работы, в выполнении мониторинга методического обеспечения и сопровождения образовательной деятельности.

Моделирование является частью системного анализа и отражает различные его аспекты, что приводит к разнообразию подходов осуществления формирования научно-методической компетентности [1]. В результате анализа научной литературы и практического опыта формирования научно-методической компетентности преподавателей вузов в процессе повышения квалификации были определены следующие компоненты: мотивационный, операционально-деятельностный, рефлексивно-оценочный. Соответственно компетенциям определяются показатели научно-методической компетентности:

- мотивационно-ценностный показатель: готовность и интерес к научнометодической работе; постановка и осознание целей научно-методической деятельности, наличие мотива достижения цели; повышение квалификации, достижение педагогического мастерства;

- операционально-деятельностный показатель: наличие научно-методических знаний, умений и навыков, применение их в новых условиях; умения классифицировать и систематизировать научно-методические явления, анализировать и решать их; способность осваивать передовой опыт в области методики преподавания частных дисциплин; владение активными методами обучения; применение на практике новых методик, педагогическое взаимодействие на уровне сотрудничества;

- рефлексивно-оценочный показатель: готовность к осуществлению аналитической и оценочно-информационной деятельности; методическая рефлексия, способность к саморазвитию, самореализации, самоконтролю и самооценки; способность к осуществлению методической деятельности, созданию авторских методик (рис. 1).

Рисунок 1. Модель формирования научно-методической компетентности преподавателя вуза в процессе подготовке в системе МВД России

Figure 1. The model of formation of scientific-methodical competence of the teacher in the preparation process in the Ministry of interior of Russia

СУБЪЕКТ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ -ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА

ЦЕЛЬ:

создание организационно-педагогических условий для формирования научно-методической компетент-

________________ности преподавателей вузов в процессе повышения квалификации______________

ЗАДАЧИ

Разработка и создание необходимых организационнопедагогических условий, направленных на формирования научнометодической компетентности преподавателей вузов в процессе повышения квалификации.

Образование личностной заинтересованности слушателей системы повышения квалификации в формировании научно-методической компетентности, являющейся важнейшей составляющей педагогической деятельности.

Накопление у слушателей научно-методических знаний, умений и навыков, формирование готовности к их использованию в процессе педагогической деятельности в вузе.

ПРИНЦИПЫ

Целостности, непрерывности, преемственности, открытости и доступности.

Интеграции фундаментального научного и практического знания и опыта; единства методологического, педагогического, психологического и предметного знания.

Ситуативности и модульности в организации научно-методической деятельности на основе ситуаций и проблем оптимизации и интенсификации учебного процесса.

Новизны и позитивности, учитывающих эффективность научнометодической деятельности в различных компонентах и подбора инновационных средств обучения.

- 368 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________

НАПРАВЛЕНИЯ

Разработка структуры и содержания спецкурса «Научно-методическая деятельность педагога вуза». Стимулирование и развитие мотивации к научно-методической деятельности. Мониторинг эффективности формирования научнометодической компетентности преподавателя вуза.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Активность и содержательность процесса формирования научно-методической компетентности преподавателей вузов в процессе повышения квалификации. Стимулирование, создание обстановки, ориентированной на формирование научнометодической компетентности преподавателей вузов в процессе повышения квалификации. Оказание индивидуальной и дифференцированной помощи в формировании научно-методической компетентности преподавателей вузов в процессе повышения квалификации. Разработка методического обеспечения (спецкурс «Научнометодическая деятельность педагога вуза»).

КОМПОНЕНТЫ И КРИТЕРИИ

Мотивационный компонент включает такие показатели, как: обучаемость; осознание значимости научнометодической деятельности; понимание смысла и значимости педагогической деятельности, социальные, познавательные, рефлексивные мотивы. Операциональнодеятельностный компонент включает такие показатели, как: теоретическая подготовленность к научно-методической педагогической деятельности; применение усвоенных знаний, умений и навыков на практике; умения самостоятельно осуществлять разработку научнометодического сопровождения образовательной деятельности. Рефлексивно-оценочный компонент включает такие показатели, как: стремление к самостоятельному осуществлению научно-методической деятельности, пополнению знаний; сформированность качеств самооценки своей научно-методической компетентности; владение способами рефлексивной оценки собственной научно-методической самореализации; видение перспектив овладения научно-методической компетентностью.

Учитывая приведенные аргументы, констатируем, что моделирование указанного процесса представляет собой интеграцию видов научно-методической деятельности, проводимых преподавателем в вузе с последующей проверкой их эффективности с включением таких компетенций, как: владение методическими знаниями; готовность к диагностированию результатов достижения цели обучения; проектирование методики и технологии обучения; осваивание инновационных технологий; систематизация инновационного содержания обучения; мониторинг результатов обучения и качества образовательной деятельности [6].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Никитин А.В., Романкова Л.И. Квалификационные характеристики специалистов с высшим образованием. - М.: НИИВШ, 1981.

2. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. - М.: Просвещение, 1983. - 230 с.

3. Уемов А.И. Логические основы метода моделирования. - М.: Мысль, 1971. - 210 с.

4. Машекуашева М.Х. О вопросе организации и методах исследования смысловой регуляции в обучении / В сб.: Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. - Тамбов, 2013. - С. 94-96.

5. Скрипкина А.В., Мешев И.Х. Формирование индивидуального педагогического стиля преподавателя вуза в процессе повышения квалификации // Культурная жизнь Юга России. - 2014. Т. 55. - № 4. - С. 46-48.

6. Мешев И.Х. Научно-методическая компетентность преподавателей вузов МВД России как проблема педагогического исследования // Общество и право. - 2014. - № 4 (50). - С. 305-308.

REFERENCES

1. Nikitin A. V., Romankova L.I. qualification characteristics of specialists with higher education.[ Kvalifikacionnye harakter-istiki specialistov s vysshim obrazovaniem ]. Moscow: NIIVSH 1981. (in Russ.)

2. Afanasiev V.G. Company: consistency, knowledge and management. [Obshhestvo: sistemnost', poznanie i upravlenie.]. Moscow: Prosvescheniye, 1983. 230 p. (in Russ.)

3. Uyomov A.I. Logical foundations of the modeling method.[ Logicheskie osnovy metoda modelirovanija.] Moscow: Mysl, 1971. 210 p. (in Russ.)

- 369 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

4. Mashekuasheva M.H. On the question of organization and methods of the study of meaning in training regulation. In: Science, education, society: challenges and prospects for the collection of scientific papers of the international scientific-practical conference in 10 parts. [O voprose organizacii i metodah issledovanija smyslovoj reguljacii v obuchenii. V sb.: Nauka, obrazovanie, obshhestvo: problemy i perspektivy razvitija. Cbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 10 chastjah.]. Tambov, 2013. P. 94-96. (in Russ.)

5. Skripkina A.V., Meshev I.H. Formation of individual style of pedagogical high school in the teacher training. [Formiro-vanie individual'nogo pedagogicheskogo stilja prepodavatelja vuza v processe povyshenija kvalifikacii].Cultural life in the South of Russia. 2014. T. 55. № 4. C. 46-48. (in Russ.)

6. Meshev I.H. Scientific-methodical competence of university teachers as a problem of the Russian Interior Ministry of pedagogical research. [Nauchno-metodicheskaja kompetentnost' prepodavatelej vuzov MVD Rossii kak problema pedagogicheskogo issledovanija]. Society and Law. 2014. № 4 (50). Pp. 305-308. (in Russ.)

Информация об авторе Information about the author

Мешев Ислам Хасанбиевич, аспирант Meshev Islam Hasanbievich, Postgraduate Армавирской государственной педаго- student, Armavir State Pedagogical Academy, гической академии? Armavir city, Russia

Армавир, Россия

Получена: 23.06.2015 Received: 23.06.2015

- 370 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.