ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378.126
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОРТФОЛИО КАК ИНСТРУМЕНТА ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
Завада Г.В., КГЭУ, канд. пед. наук, доцент, [email protected] Гарифуллина Р.Р., КГЭУ, ассистент, [email protected]
В статье показана сущность научно -методической компетентности преподавателя вуза как элемента его профессиональной компетентности, а также представлены опыт применения технологии портфолио при организации повышения квалификации преподавателей.
Ключевые слова: научно-методическая компетентность, портфолио, преподаватель вуза.
В условиях модернизации российского образования одной из важнейших проблем является компетентность педагогов, так как любые преобразования, происходящие в современной высшей школе, находятся в прямой зависимости от личностных качеств педагогов, уровня их профессионально-педагогической компетентности. В современных условиях стратегическим ориентиром системы образования выступает подготовка педагога, способного к восприятию и реализации инноваций в педагогической деятельности, личностному, профессиональному и социальному разви-
88
тию. Современный педагог - это творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии. Различные виды деятельности преподавателя, выполнение им разнообразных функций ставят проблему формирования и развития целого спектра профессионально-педагогических компетенций [1].
В данной статье мы рассматриваем один из элементов компетентности преподавателя - научно-методическую компетентность. Актуальность пристального внимания к научно-методической компетентности преподавателя во многом связана с постоянными изменениями в методическом, учебно-документационном обеспечении современного образовательного процесса, например «отсутствием времени на адаптацию федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), которые уже имеют силу закона и реализуются в реальном режиме времени в образовательную практику вузов» [2].
Как отмечают исследователи Е.И. Вшивцева и О.Н. Игна, основу научно-методической работы составляет единство научной, инновационной и собственно методической деятельности. Научная деятельность позволяет создать единую систему взаимодействия науки и педагогической практики, которая формирует методологическую культуру преподавателя путем включения его в научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу. Инновационная деятельность подразумевает исследование особенностей и состояния существующего педагогического опыта и выращивание совершенно нового опыта. Собственно методическая деятельность включает освоение и адаптацию готовых педагогических новшеств, их внедрение, а также обобщение опыта без анализа его закономерностей и механизмов [3].
89
Похожий взгляд в целом на профессиональную компетентность можно проследить и в других исследованиях. Ю.В. Подпо-ветная, характеризуя профессиональную компетентность преподавателя, заостряет внимание на показателе научно -исследовательской культуры, которая включает в себя «непрерывную педагогическую диагностику, научный анализ результатов обучения и осуществление необходимой педагогической коррекции» [4].
На наш взгляд, необходимо расширение предметного описания сущности указанных видов деятельности. Так, к научной деятельности преподавателя вуза естественным образом относится область его собственных профильных научных интересов. Эта же область отражается и в инновационной деятельности. Таким образом, научно-методическая деятельность преподавателя вуза - это профессиональная активность педагога, целенаправленная на получение новых знаний в научной и научно-педагогической сфере и перенос этих знаний в педагогический процесс. Эффективное выполнение преподавателем научно-методической деятельности зависит от уровня его научно-методической компетентности. Специфика научно-методической компетентности заключается в способности преподавателя переносить результаты научной деятельности в образовательный процесс.
Определяя сущность профессиональной компетенции преподавателя высшей профессиональной школы Е.Г. Гуцу отмечает, что она является сложным личностно-профессиональным образованием, определяющим своеобразие личности как преподавателя, предметника, воспитателя, практического психолога. В основе профессиональной компетенции должно лежать теоретическое осмысление педагогом своих профессиональных возможностей, перспектив развития профессиональной компетенции, что определяет профессиональную гибкость преподавателя в построении педагогических технологий [5]. Подобные действия лежат и в реали-
90
зации научно-методической компетенции преподавателя, что, в свою очередь, ставит задачу технологий формирования и оценивания ее сформированности. При решении этой задачи необходимо использование таких средств и инструментов оценивания, при реализации которых учитывались не только фактические знания преподавателя, его умения педагогически адаптировать содержание конкретной науки в учебное содержание и т.п., но и его педагогическая рефлексия, гибкость и вариативность выбора образовательных технологий, концептуальное осмысление собственной деятельности.
Как показывает современная образовательная практика, одним из наиболее эффективных средств решения проблемы оценивания в условиях реализации компетентностного подхода выступает портфолио, интерес к которому постоянно возрастает. Феномен портфолио известен давно и представляет собой, в самом общем виде, грамотно оформленный перечень работ определенного специалиста.
Впервые портфолио как педагогический инструмент стали применять в 1980-х гг. в США, затем в Европе и Японии. В российской системе образования на портфолио и его приложение к образовательным задачам обратили внимание в 1990-х гг. В Письме ГУ ВШЭ дается следующая трактовка понятия портфолио: «Традиционный портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Портфолио решает две задачи: Первая -проследить индивидуальный прогресс учащегося в процессе получения образования. Вторая - оценить его образовательные достижения и рассматривать портфолио, как итоговый документ» [6].
В исследовании М.А. Пинской [7] отмечается, что портфолио позволяет планировать и осуществлять рефлексию обучающимися всего процесса своего обучения и развития оценочной самостоя-тельности;«проследить индивидуальный прогресс обучающегося в
91
течение длительного периода обучения в широком образовательном пространстве; оценить его результаты и дополнить данные тестирования и других традиционных форм контроля; осуществить рефлексию и самооценивание».
Если рассматривать теоретические изыскания в области исследования портфолио, то можно отметить следующее - идея портфолио в нынешнее время достаточно полно осмыслена, описана, апробирована и отражена во множестве публикаций и в практической деятельности, где широко представлен диапазон возможностей портфолио от системного толкования феномена до описания опыта создания е-портфолио. Портфолио в различных его вариантах активно применяется на всех уровнях системы отечественного образования и для сопровождения профессионального роста специалистов [8-10].
Адаптированные к отечественным реалиям модели портфо-лио используются в вузах гг. Москвы, Санкт-Петербурга, Красноярска, Новосибирска, Самары, Казани. Осмысление накопленного опыта и его адаптации к запросам высшей профессиональной школы является сегодня необходимостью и служит основанием для практических решений, предлагаемых в заявленном исследовании. Интернет-издание «Профессиональное образование России и стран СНГ» описывает стандартный набор для портфолио преподавателя следующим образом [ 11]:
1. Портрет-паспорт - персональный блок - раздел, характеризующий личность владельца портфолио, здесь могут быть размещены фотографии, резюме, Ф.И.О., оглавление, раскрывающее основное содержание всего портфолио и его предназначение.
2. Коллектор - раздел, где собираются аттестаты и дипломы, информация об учреждениях, в которых автор проходил обучение, результаты тестирования, аттестации.
3. Рабочие материалы - раздел, который содержит комплект рабочих материалов, включающий конспекты открытых уроков, ма-
92
териалы учебных проектов, семинаров, круглых столов, мастер -классов, публикации преподавателя, тезисы научно-практических конференций.
4. Научно-методическая деятельность содержит обоснование применения в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики, использование информационно - коммуникационных технологий в образовательном процессе; работа в методическом объединении, участие в работе сетевых образовательных сообществ; участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах.
5. Внеаудиторная деятельность - раздел, который содержит список творческих работ, рефератов, учебно-исследовательских работ, проектов, выполненных студентами по дисциплине; список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов, программы работы клубов и факультативов.
6. Учебно-материальная база - в этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии): список словарей и другой справочной литературы по дисциплине; список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты, стенды) перечень и характеристики технических средств обучения, компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, описание мультимедийных учебников, каталоги цифровых библиотек и др.).
Можно выделить различные цели и задачи применения технологии портфолио как в процессе формирования компетенций, так и в процессе их оценивания. Основной целью внедрения технологии портфолио в вузе является мониторинг развития профессиональной компетентности преподавателя высшей школы. В частности, Андреева О.В. и Зайцева Ю.В. определяют частные цели создания и продвижения портфолио:
• отслеживание эволюции профессиональной педагогической деятельности конкретного педагога;
93
• систематизация учебных материалов и наработок для демонстрации работодателю;
• демонстрация достижения менее опытным коллегам;
• предложение способа организации того или иного учебного курса;
• формирование основы для участия в конкурсных и гранто-вых программах;
• расширение методического диапазона образовательного учреждения [12].
Использование технологии портфолио в реализуемой в КГЭУ программе повышения квалификации преподавателей «Развитие научно-методической компетентности преподавателя в условиях образовательного кластера» было связано в первую очередь с описанием возможностей преподавателей по разработке и апробации ситуаций применения функций образовательного кластера в образовательном процессе вуза. Для преподавателей предлагалось подготовить тематическое, практико-ориентированное портфолио. Структура портфолио представлена в следующей таблице:
Таблица. «Структура портфолио» по развитию научно-методической компетентности преподавателя вуза в условиях образовательного кластера
Наименование блока Краткое содержание
№1. Сопроводительная записка Цель, назначение и краткое описание
№2. Общие сведения ФИО, год рождения, ВУЗ, кафедра, занимаемая должность, стаж педагогической деятельности в вузе, образование, ученая степень, повышение квалификации, участие в конкурсах педагогического мастерства, самообразование и самооценка преподавателя (Тема самообразования, реальные показатели результативности самообразовательной деятельности преподавателя - реализация поставленных целей, методические разработки и их анализ, проблемы, перспективные направления последующего периода профессиональной деятельности; отчет о самообразовании в виде текстового отчета, графика, таблицы, диаграммы.),
94
Наименование блока
Краткое содержание
сведения о поощрениях, сведения о профессиональной активности педагога, самоанализ преподавательской деятельности, учебных занятий
№3. Экспериментальная, инновационная деятельность преподавателя, обобщение и распространение собственного педагогического опыта по сотрудничеству с участниками кластера
1. Тема и план исследовательской деятельности
2. Участие в проектной и исследовательской деятельности
Тема 1. Взаимодействие вуза с работодателями в образовательном кластере
Опишите опыт взаимодействия преподавателей Вашей кафедры с предприятиями отрасли
Тема 2. Особенности организации непрерывного образования в системе СПО-ВО
Примеры реализации взаимодействия преподавателей кафедр вуза с УСПО.
Тема 3. Интеграция с образовательными учреждениями кластера (довузовское - высшее образование)
Опыт организации профоориентационной работы кафедры
Тема 4. Электронные образовательные ресурсы и их возможности в реализации сетевого взаимодействия в образовательном кластере
Структура электронного образовательного ресурса дисциплины, опыт применения на практике
№4. Самоанализ, перспективы реализации в дальнейшей педагогической работе
Перспективы реализации в дальнейшей педагогической работе
Оценочная система портфолио разработана и апробирована в рамках курса повышения квалификации. Общими критериями оценки портфолио являются:
1. Раскрытие темы.
2. Разнообразие методологических, теоретических конструкций в качестве основы решения поставленных задач.
3. Глубина анализа материала при решении профессиональных задач.
4. Уровень систематизации и интеграции изучаемого явления в единую профессиональную схему.
95
5. Наличие в работе собственных идей и перспектив развития конкретной профессиональной задачи в других профессиональных областях.
6. Обоснованность выбранной концепции и собственной точки зрения в выполненной работе.
7. Собственная позиция при решении профессиональных задач.
8. Доказательных утверждений.
9. Оценка эффективности выполнения работы.
Специфическими критериями можно считать:
1. Качество презентации - степень обоснованности, стиль изложения, соответствие правилам оформления работы...
2. Использование исследовательских методов работы.
3. Наличие обязательных рубрик.
В основе предлагаемого содержания портфолио лежат следующие принципы:
1) портфолио преподавателя высшей школы должно соответствовать определенной структуре;
2) в портфолио должен отражаться позитивный опыт преподавателя, анализ своей работы, собственных успехов, обобщение и систематизация педагогических достижений, объективная оценка своих возможностей и способы преодоления трудностей и пути достижения более высоких результатов;
4) последовательность, достоверность, объективность, актуальность, логичность и лаконичность всех материалов, аккуратность, эстетичность и, технологичность творчества
Таким образом, портфолио - это результат проведенной самооценки, в которой преподаватель может представить свои научные, педагогические, творческие и организационные достижения. Использование технологии портфолио расширяет возможности представления результатов своей деятельности и определения путь развития профессиональной компетентности (в частности, научно-методической компетентности).
96
Анализ представленных работ показал недостаточное понимание преподавателями сущности целевого назначения портфолио как инструмента оценки сформированности компетенций. Сложным явилось задание по представлению в портфолио реализации различных возможных путей развития научно-методической компетентности внутри образовательного кластера. Затруднения преподаватели при оформлении портфолио испытывали и при работе с рефлексивным блоком, который, в основном, представлен в виде отчетов о проделанной работе.
Тем не менее, можно подчеркнуть, что применение технологии портфолио в системе повышения квалификации преподавателей вуза способствует решению следующих задач: поддерживание мотивации преподавателя; развитие навыков самооценки; определение индивидуального маршрута развития профессиональных компетентностей преподавателя, в том числе и научно - методической компетентности.
Источники
1. Матушанский Г.У., Фролов А.Г. Модели подготовки и профессиональной деятельности специалистов //Высшее образование в России. 2003. №4. С. 92-96.
2. Мешев И.Х. Научно-методическая компетентность преподавателей вузов МВД России как проблема педагогического исследования // Общество и право. 2014. № 4 (50). С. 305-308.
3. Вшивцева Е.И., Игна О.Н. Формирование научно-методической компетентности будущего учителя иностранного языка // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 9. С. 199-203.
4. Подповетная Ю.В. Современные требования к преподавателю высшей школы с позиции культурологического подхода//Наука и современность. 2011. № 12-2. С. 74-79.
5. Гуцу Е.Г. Когнитивный компонент в структуре профессиональной компетенции преподавателя высшей школы // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1. URL: www.science-education.ru/107-8501 (дата обращения: 11.05.2015).
6. Рекомендации по построению различных моделей и использованию «портфолио» учащихся основной и полной средней школы. Письмо ГУ ВШЭ от 28.12.04 № 31 -17/122929 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ipkps.bsu.edu.ru/source/predprof/baza_rek/portfolio.doc. (дата обращения: 10.05.2015).
97
7. Пинская М.А. Портфолио как инструмент оценивания образовательных достижений учащегося в условиях профильного обучения. Автореф. канд.пед.н. 13.00.01.- общая педагогика, история педагогики и образования. М.: АПКиППРО. 2007. 22 с.
8. Семенова Е.В., Семенов В.И. Портфолио как средство оценивания сформированно-сти профессиональной компетентности студентов на госаттестации в педвузе // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 2. URL: www.science-education.ru/116-12750 (дата обращения: 10.05.2015).
9. Тазутдинова Э. Х. Учебный портфолио в системе подготовки студента к будущей педагогической деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 2010. 22 с.
10. Смолянинова О. Г., Савельева О. А. Электронный портфолио как инновационная гуманитарная технология оценки образовательных достижений студента СФУ/ Повышение качества высшего профессионального образования. Сб. материалов Всероссийской научно-методической конференции: в 2 ч. Ч.1. Красноярск: СФУ, 2008. С. 171 -175. URL:http://ipps2.sfu-kras.ru/node/1198 (дата обращения: 10.05.2015).
11. Колобродова И.В. Электронное портфолио преподавателя вуза в первом приближении. Эл. ресурс: http://проф-обр.рф/ld/0/15.pdf (режим свободного доступа) - (дата обращения 8.05.2015).
12. Андреева О.В., Зайцева Ю.В. Электронное портфолио как ин-струмент мониторинга профессиональных достижений педагогиче-ских работников образовательного учреждения// Совет ректоров №2, 2011. С. 84-86.
References
1. Matushanskii G.U., Frolov A.G. Modeli podgotovki i professional'noi deyatel'nosti spet-sialistov, Vysshee obrazovanie v Rossii, No. 4. pp. 92-96, (2003).
2. Meshev I.Kh. Nauchno-metodicheskaya kompetentnost' prepodavatelei vuzov MVD Rossii kak problema pedagogicheskogo issledovaniya, Obshchestvo i pravo, No. 4, (50). pp. 305308, (2014).
3. Vshivtseva E.I., Igna O.N. Formirovanie nauchno-metodicheskoi kompetentnosti budush-chego uchitelya inostrannogo yazyka, Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, No. 9, pp. 199-203, (2011).
4. Podpovetnaya Yu. V. Sovremennye trebovaniya k prepodavatelyu vysshei shkoly s pozitsii kul'turologicheskogo podkhoda, Nauka i sovremennost', No. 12-2. pp. 74-79, (2011).
5. Gutsu E.G. Kognitivnyi komponent v strukture professional'noi kompetentsii prepo-davatelya vysshei shkoly, Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, No. 1, (2013) URL: www.science-education.ru/107-8501 (data obrashcheniya: 11.05.2015).
6. Rekomendatsii po postroeniyu razlichnykh modelei i ispol'zovaniyu «portfolio» uchash-chikhsya osnovnoi i polnoi srednei shkoly. Pis'mo GU VShE ot 28.12.04 № 31 -17/12-2929 [Elektronnyi resurs]. Rezhim dostupa: http://ipkps.bsu.edu.ru/ source/predprof/baza rek/portfolio.doc. (data obrashcheniya: 10.05.2015).
7. Pinskaya M.A. Portfolio kak instrument otsenivaniya obrazovatel'nykh dostizhenii uchashchegosya v usloviyakh profil'nogo obucheniya. Avtoref. kand.ped.n. 13.00.01. ob-shchaya pedagogika, istoriya pedagogiki i obrazovaniya. M., APKiPPRO. 22, (2007).
98
8. Semenova E. V., Semenov V.I. Portfolio kak sredstvo otsenivaniya sformirovannosti pro-fessional'noi kompetentnosti studentov na gosattestatsii v pedvuze, Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. No. 2. URL: www.science-education.ru/116-12750 (data obrashcheniya: 10.05.2015).
9. Tazutdinova E. Kh. Uchebnyi portfolio v sisteme podgotovki studenta k budushchei peda-gogicheskoi deyatel'nosti: Avtoref. diss. kand. ped. nauk. Kazan', 22, (2010).
10. Smolyaninova O. G., Savel'eva O. A. Elektronnyi portfolio kak innovatsionnaya gumani-tarnaya tekhnologiya otsenki obrazovatel'nykh dostizhenii studenta SFU/ Povyshenie kachestva vysshego professional'nogo obrazovaniya. Sb. materialov Vserossiiskoi nauchno-metodicheskoi konferentsii, v 2 ch., Ch.1. Krasnoyarsk: SFU, pp. 171-175, (2008). URL:http://ipps2.sfu-kras.ru/node/1198 (data obrashcheniya: 10.05.2015).
11. Kolobrodova I.V. Elektronnoe portfolio prepodavatelya vuza v pervom priblizhenii. El. resurs: http://prof-obr.rf/_ld/0/15.pdf (rezhim svobodnogo dostupa) - (data obrashcheniya 8.05.2015).
12. Andreeva O.V., Zaitseva Yu.V. Elektronnoe portfolio kak instrument monitoringa profes-sional'nykh dostizhenii pedagogicheskikh rabotnikov obrazovatel'nogo uchrezhdeniya, So-vet rektorov, No. 2, pp. 84-86, (2011).
Information
Zavada G. V., Garifullina R.R.
APPLICATION TECHNOLOGIES PORTFOLIO AS AN EVALUATION OF FORMATION OF SCIENTIFIC - METHODICAL COMPETENCE OF THE TEACHER OF HIGH SCHOOL
The article shows the essence of the scientific-methodical competence-testoste of University teachers, as part of its professional competence, as well as the experience of the application of the technology portfolio with the organization of professional training of teachers. Keywords: scientific-methodical competence, portfolio, University lecturer.
Дата поступления 17.05.2015.
99