УДК 378.126
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ РАЗВИТИЯ
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА
Р.Р. Гарифуллина
Аннотация. Статья направлена на проектирование индивидуальных образовательных маршрутов развития научно-методической компетентности преподавателя вуза в условиях образовательного кластера. Автор приводит схему построения индивидуального образовательного маршрута. На основе проведенного исследования автором разработаны и описаны этапы проектирования маршрута. В статье представлен опыт проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов развития научно-методической компетентности преподавателя вуза в условиях образовательного кластера. Статья предназначена для преподавателей, аспирантов, интересующихся разработкой индивидуальных образовательных маршрутов.
Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, научно-методическая компетентность, образовательный кластер.
DESIGN AND IMPLEMENTATION OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL ROUTES
OF DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC-METHODICAL COMPETENCE OF A
UNIVERSITY TEACHER IN THE CONDITIONS OF EDUCATIONAL CLUSTER
R. Garifullina
Abstract. The article focuses on designing of individual educational routes of development of scientific-methodical competence of the teacher of high school in the conditions of educational cluster. The author gives the scheme for constructing an individual educational route. On the basis of research the author developed and described the route the design stages. The article describes the experience of the design and implementation of individual educational routes of development of scientific-methodical competence of the teacher of high school in the conditions of educational cluster. This article is intended for teachers, postgraduate students who are interested in the development of individual educational routes.
Keywords: individual educational route, methodological competence, educational cluster.
В современных условиях реформирования высшей школы актуальной является проблема подготовки высококвалифицированного
специалиста, которая решается, в том числе и созданием научно-образовательных кластеров. Главной задачей подобных кластеров является сближение образовательного процесса с заказчиком и потребителем квалифицированных кадров - предприятием. Здесь осуществляется обеспечение нового типа связи между образованием в системе СПО-ВУЗ-повышение квалификации и рынком труда на основе его текущих и перспективных потребностей, управлении предложением образовательных услуг и формировании спроса на образовательные услуги учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования [1]. При этом возникает потребность в создании условий для развития научно-методической компетентности
преподавателя высшей школы, соответствующей современным требованиям к подготовке выпускника вуза, конкурентоспособного на рынке труда.
Инициатором создания образовательных кластеров в России выступила Республика
Татарстан. С 2006 года в регионе функционируют 14 подобных кластеров, одним из которых является энергетический кластер, созданный постановлением Кабинета министров Республики Татарстан № 315 от 22.04.2011 г. «О создании научно-образовательного кластера ГОУ ВПО «Казанский государственный энергетический университет»». Особенностью указанного кластера является реализация максимального числа функций научно-методического обеспечения его деятельности: сопровождение образовательного процесса; привлечение работодателей в качестве консультантов к проектированию
профессиональных образовательных программ направлений в соответствии с требованиями рынка труда; разработка и издание учебно-методических пособий; повышение
квалификации работников предприятий и преподавателей образовательных учреждений участников кластера; проведение научно-практических конференций и семинаров; научно-исследовательская деятельность;
экспертиза, рецензирование учебных пособий, программно-методических, психолого-
дидактических и нормативно-управленческих
материалов, предназначенных для сферы высшего профессионального образования.
Следовательно, образовательный кластер предоставляет дополнительные возможности для профессионального развития преподавателя вуза, в том числе и развитии его научно-методической компетентности. Под научно-методической компетентностью преподавателя вуза мы понимаем его способность применять дидактические знания и методические умения, организовать научно-исследовательскую работу студентов, взаимодействовать с предприятиями отрасли, другими образовательными
учреждениями, а также внедрять результаты этой деятельности в образовательный процесс. В структуру указанной компетентности входят методическая, научная и учебно-методическая компетенции.
Развитие указанной компетентности преподавателя вуза реализуется в системе непрерывного педагогического образования. Современная структура непрерывного педагогического образования в мире включает в себя: базовое фундаментальное педагогическое образование; период адаптации и становления профессиональной деятельности молодого преподавателя под руководством более опытных специалистов; повышение квалификации и самообразование работающих преподавателей [4]. В условиях реализации личностно ориентированной парадигмы образования при модернизации российской системы высшей школы, связанной с индивидуализацией образовательного процесса, предусматривается возможность проектирования индивидуальных образовательных маршрутов при
дополнительном профессиональном
образовании научно-педагогических кадров.
Важным условием для развития научно-методической компетентности преподавателя технического вуза в структуре образовательного кластера является разработка индивидуальных образовательных маршрутов преподавателя по развитию указанной компетентности. Индивидуальный образовательный маршрут определяется как целенаправленно
проектируемая дифференцированная
образовательная программа, обеспечивающая преподавателю выбор её разработки и реализации при осуществлении педагогической поддержки его самореализации; учет профессиональных и образовательных запросов, способностей, личных и профессиональных интересов.
Анализ научной литературы и практического опыта по проблеме проектирования индивидуальных образовательных маршрутов
[2-6] позволил определить схему построения индивидуального маршрута развития научно-методической компетентности преподавателя вуза в условиях образовательного кластера, см. рис. 1.
Используя представленную схему, мы разработали индивидуальный маршрут развития научно-методической компетентности
преподавателя технического вуза в условиях образовательного кластера. Рассмотрим его реализацию более подробно.
На этапе диагностики состояния научно-методической компетентности преподавателя технического вуза очень важно определить уровни мотивации к саморазвитию и необходимости развития научно-методической компетентности. Существует несколько методик диагностики мотивации к саморазвитию и оценки научно-методической компетентности преподавателя вуза. При разработке индивидуальных маршрутов мы провели анкетирование и первоначальную диагностику участия преподавателей вуза в научно-методической деятельности и ее самооценке. Исходя из результатов диагностики, преподаватели далее определили цели и задачи, время прохождения индивидуального маршрута.
Этап «Выявление проблем в научно-методической деятельности, развитии научно-методической компетентности преподавателя вуза, определение функций образовательного кластера в реализации маршрута» предусматривает определение и применение функций научно-методического обеспечения деятельности образовательного кластера в развитии научно-методической компетентности преподавателя технического вуза.
Следовательно, задача развития научно-методической компетентности преподавателей в условиях образовательного кластера требует комплексного решения, учитывает функции и особенности самого кластера, а именно:
- организационные: наличие и функционирование службы поддержки квалификации профессорско-преподавательского состава; проведение и участие преподавателей вуза в мероприятиях кластера; анализ должностных инструкций и профессионального стандарта преподавателя вуза;
- педагогические: наличие квалифицированных преподавательских кадров, способных передать свой опыт; функционирование площадок обмена опытом между преподавателями вуза и колледжей; курсы повышения квалификации преподавателей;
Корректировка и проектирование индивидуального образовательного маршрута ПВШ (содержание, способов и ожидаемых результатов прохождения)
Схема 1. - Построения индивидуального маршрута для развития научно-методической компетентности преподавателя вуза в условиях образовательного кластера
- методические: разработка курса повышения квалификации для преподавателей высшей школы по развитию научно-методической компетентности и применение дополнительных условий кластера в соответствии с профессиональным стандартом преподавателя вуза; разработка диагностического материала оценки его указанной компетентности.
На этапе «Проектирование индивидуального образовательного маршрута ПВШ» определяется содержание, способы и ожидаемые результаты прохождения маршрута. Здесь осуществляется разработка учебно-тематического плана индивидуального образовательного маршрута, определение инвариантных и вариативных модулей развития научно-методической компетентности, их содержания, формы проведения занятий, дидактического комплекса, исходя из потребностей преподавателя вуза, его возможностей, цели и задач, которые должны быть достигнуты преподавателем и указанием необходимого времени для освоения инвариантной и вариативной части маршрута. Развитие научно-методической компетентности преподавателей технического вуза
предусматривает участие преподавателя вуза в различных научно-методических мероприятиях и активное участие в научно-исследовательской работе.
Образец индивидуального образовательного маршрута развития научно-методической компетентности преподавателя высшей школы в условиях энергетического кластера представлен на рисунке 1. Указаны следующие элементы: О1 - преподаватель вуза на начальном этапе; О2 -преподаватель вуза после внедрения реализованных функций в учебный процесс; 1 -предприятия; 2 - учреждения среднего профессионального образования; 3 -образовательные учреждения кластера; 4 -учебно-методическое управление; 5 - факультет повышения квалификации преподавателей; 6 -научные публикации; 7 - центр довузовского образования; 8 - кафедра вуза; L0L..L08 -программы по реализации функций кластера; L1n... L8n - программы внедрения реализованных функций в учебный процесс. При этом, реализация маршрута может быть организована с применением нескольких мероприятий и может иметь вид, см. рис. 2.
02
Рисунок 1. - Образец индивидуального образовательного маршрута развития научно-методической компетентности преподавателя высшей школы в условиях энергетического кластера
1_01а
Рисунок 2. - Реализации маршрута с применением нескольких мероприятий
Здесь О1 - преподаватель вуза на начальном этапе; N - элемент кластера; L01a, ..., п - мероприятия по реализации функций кластера.
Рассмотрим способы реализации маршрута более подробно.
1 - Реализация взаимодействия преподавателя с предприятиями вуза раскрывается через участие в стажировках, организации практик, участии представителей предприятий в экспертизе рабочих программ, выпускных квалификационных работ, научно-практических конференциях. В результате преподаватель вуза может внедрить опыт, полученный в результате стажировки в образовательный процесс.
2 - Взаимодействие с учреждениями среднего профессионального образования осуществляется посредством создания интегрированных программ, совершенствования содержания дисциплин, которое также может быть внедрено в образовательный процесс.
Осуществление непрерывного образования невозможно без индивидуализации обучения, построения образовательных программ для каждого обучающегося. Это требует новых подходов к разработке учебных планов,
программ, принципов организации учебного процесса.
3 - Интеграция с профильными вузами в условиях кластера происходит в результате работы площадок обмена опытом, научно-практических семинаров, конференций. Результаты участия преподавателей вуза способствует внедрению передового педагогического опыта.
В КГЭУ проводятся регулярные научно -практические конференции, семинары с участием преподавателей других вузов.
4 - Учебно-методическое управление организует конференции различного уровня, контролирует разработку интегрированных программ.
С целью активизировать научно-исследовательскую и научно-методическую деятельность преподавателей вуза проводятся научно-практические семинары. Учебно-методическое управление консультирует кафедры разрабатывающие интегрированные
образовательные программы.
5 - Факультет повышения квалификации преподавателей осуществляет организацию и сопровождение курсов переподготовки,
повышения квалификации, стажировок, работу школы молодого преподавателя и куратора.
ФПК КГЭУ сопровождает реализацию курсов повышения квалификации преподавателей вуза и колледжей, проведение стажировок, организует работу школы молодого преподавателя и куратора, интернатуру, повышения квалификации преподавателей профессионального обучения.
6 - Научные публикации, например, журнал «Вестник КГЭУ» выполняет функцию издания результатов научно-исследовательской деятельности, опыта преподавателей образовательных учреждений, предприятий участников кластера, спецвыпусков конференций и семинаров.
Журнал содержит рубрику «Кластер КГЭУ», в которой публикуются статьи о мероприятиях, проводимых в рамках научно-образовательного кластера КГЭУ, а также преподавателей учреждений среднего профессионального образования. Преподаватели вуза привлекаются к рецензированию статей.
7 - Центр довузовского образования организует профориентационную работу в школах, профильных классах.
Взаимодействие вуза со школой осуществляется в следующих направлениях: 1. учебно-методическое взаимодействие; 2. научно -методическая работа; 3. кадровая работа; 4. преподавательская деятельность; 5.
профориентационная работа. ЦДО КГЭУ курирует профильные классы в школах республики, проводит профориентационные
мероприятия, олимпиады, конференции среди школьников республики, обеспечивает привлечение преподавателей вуза к работе в профильных классах.
8 - Кафедра вуза участвует в реализации всех направлений деятельности вуза. Все кафедры вуза принимают активное участие в реализации всех направлений деятельности вуза, в том числе и в мероприятиях, проводимых в рамках научно-образовательного кластера.
Реализация преподавателем индивидуального образовательного маршрута завершается защитой портфолио научно-методической деятельности. Далее проводится повторная диагностика на определение уровня развития научно-методической компетентности и преподаватель вуза может скорректировать свои индивидуальный маршрут и продолжить саморазвитие.
Разработанная и апробированная система формирования индивидуальных образовательных маршрутов для преподавателей технического вуза в условиях образовательного кластера, реализуемым в ФГБОУ ВПО «Казанский государственный энергетический университет», даёт возможность им участвовать в проектировании и реализации своих индивидуальных образовательных траекторий, тем самым развивая свою научно-методическую компетентность. Предлагаемый подход позволяет развить способность преподавателя вуза перенести результаты научно-методической деятельности в образовательный процесс.
Литература:
Р.Х.,
Читалин
Н.А.
1. Гильмеева Фундаментализация системы непрерывного педагогического образования / Р.Х. Гильмеева, Н.А. Читалин // Казанский педагогический журнал. -Казань. - 2005. - № 2. - С. 3-7.
2. Инновационные ресурсы системы дополнительного профессионального образования: научно-методическое пособие; под научной редакцией доктора медицинских наук, профессора И.Ш. Мухаметзянова. - Казань: Изд-во «Печать-Сервис XXI век», 2014. - 203 с.
3. Матушанский Г.У. Образовательные маршруты подготовки научно-педагогических кадров и инженерных кадров в российской и зарубежной высшей школе / Г.У. Матушанский // Образовательные технологии и общество. - 2000. - Т. 3. - № 3. - С. 557-563.
4. Мухаметзянова Ф.Ш., Трегубова Т.М., Шайхутдинова Г.А., Масалимова А.Р., Шибанкова Л.А., Гутман Е.В., Захарова П.И. Формирование моделей компетенций в дополнительном профессиональном образовании: вопросы теории и инновационная практика: Монография. - Казань: Издательство «Данис». - ИПП ПО РАО, 2015. - 144 с.
5. Мухаметзянова Ф.Ш., Шайхутдинова Г.А. Концепция учебно-методического обеспечения подготовки педагога для профессиональной образовательной организации // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2014. - № 2(14).
6. Трегубова Т.М. Реформирование дополнительного профессионального образования в контексте международной образовательной интеграции // Европейский журнал социальных наук. - 2014. - № 4(43). - Том 2. - С. 82-86.
Сведения об авторе:
Гарифуллина Резеда Равилевна (г. Казань, Россия), аспирант ФГБОУ ВО «Казанский государственный энергетический университет», e-mail: garifullina_r@mail.ru
Data about the author:
R. Garifullina (Kazan, Russia), postgraduate student, Kazan State Power Engineering University, e-mail: garifullina_r@mail.ru