Научная статья на тему 'Прогнозирование баланса трудовых ресурсов региона в процессе стратегического планирования на примере республики Саха (Якутия)'

Прогнозирование баланса трудовых ресурсов региона в процессе стратегического планирования на примере республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
200
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / REGIONAL DEVELOPMENT / РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA) / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / INVESTMENT PROJECTS / ПРОГНОЗ БАЛАНСА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ / THE FORECAST BALANCE OF LABOR RESOURCES / ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ / PRIORITY AREAS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мординова М. А., Федорова Н. А., Николаева И. В.

Рассмотрена проблема обеспечения трудовыми ресурсами крупнейших инвестиционных проектов на территории Республики Саха (Якутия), реализация которых должна привести к устойчивому интенсивному росту многоотраслевой промышленной экономики республики, играющей важную роль в социально-экономическом развитии российского Дальнего Востока. Разработан долгосрочный прогноз баланса трудовых ресурсов Республики Саха (Якутия), в том числе по уровням образования и основным направлениям экономической деятельности, выявлены приоритетные направления подготовки специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of Predicting the Balance of Labor Resources in the Region Existing in the Process of Strategic Planning in Terms of the Republic of Sakha (Yakutia)

The problem of providing human resources of major investment projects in the Republic of Sakha (Yakutia) is disclosed. The projects ought to lead to stable diversified industrial growth of the economy making an important part on socio economic development in Russian Far East. A forecast balance of labor resources of the Republic of Sakha (Yakutia) in the long term is developed and reveals priority areas of training in education and major areas of economic activity.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование баланса трудовых ресурсов региона в процессе стратегического планирования на примере республики Саха (Якутия)»

Прогнозирование баланса трудовых ресурсов региона

в процессе стратегического планирования на примере Республики Саха (Якутия)

М.А. МОРДИНОВА. E-mail: [email protected]

H.A. ФЕДОРОВА, кандидат экономических наук. E-mail: [email protected] Финансово-экономический институт, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова,

И.В. НИКОЛАЕВА, кандидат экономических наук. E-mail: [email protected] Институт математических исследований, Якутск

Рассмотрена проблема обеспечения трудовыми ресурсами крупнейших инвестиционных проектов на территории Республики Саха (Якутия), реализация которых должна привести к устойчивому интенсивному росту многоотраслевой промышленной экономики республики, играющей важную роль в социально-экономическом развитии российского Дальнего Востока. Разработан долгосрочный прогноз баланса трудовых ресурсов Республики Саха (Якутия), в том числе по уровням образования и основным направлениям экономической деятельности, выявлены приоритетные направления подготовки специалистов.

Ключевые слова: региональное развитие, Республика Саха (Якутия), инвестиционные проекты, прогноз баланса трудовых ресурсов, основные направления подготовки специалистов

Выполнение долгосрочных инвестиционных проектов комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики должно способствовать развитию инфраструктуры, увеличению численности экономически активного населения Республики Саха (Якутия) - одного из самых малонаселенных регионов Российской Федерации, росту доходов и повышению уровня жизни, увеличению доходной базы бюджетов всех уровней, организации новых производств по глубокой переработке сырья и т.д.

Для решения этих задач в республике, являющейся тру-додефицитным регионом, необходимы трудовые ресурсы. Баланс трудовых ресурсов в совокупности с другими аналитическими материалами позволяет определить характер их использования, выявить наличие резерва или дефицита рабочей силы, оценить сбалансированность спроса и предложения на рынке труда республики на среднесрочную перспективу, а также повысить эффективность государственной политики содействия занятости населения.

В современных условиях баланс трудовых ресурсов составляется на уровне регионов самостоятельно, на основе методик, разработанных в советский период. Так, в 2011г. в Республике Саха (Якутия) в рамках «Республиканской целевой программы обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы на 2010-2016 гг. и основных направлений до 2025 года» авторами настоящей статьи были разработаны прогноз баланса трудовых ресурсов и потребность в трудовых ресурсах. Для разработки регионального прогноза баланса трудовых ресурсов были проведены следующие виды работ (на период до 2025 г.):

-прогноз численности населения;

- прогноз потребности в работниках в существующих производствах и социальной сфере;

- прогноз потребности в работниках по инвестиционным проектам;

- расчет общей прогнозной потребности в трудовых ресурсах экономики Республики Саха (Якутия);

- определение матрицы соответствия профессий специальностям;

- расчет прогнозной численности выпускников начального, среднего и высшего профессионального образования на территории;

- прогноз баланса трудовых ресурсов.

Особенность разработанного прогноза баланса трудовых ресурсов Республики Саха (Якутия) - расчет потребности в трудовых ресурсах в разрезе инвестиционных проектов и муниципальных образований.

Баланс трудовых ресурсов по форме представляет собой таблицу, состоящую из двух взаимосвязанных частей: ресурсной и распределительной. Информацией для составления первой части баланса являются текущие данные демографической статистики о численности населения в трудоспособном возрасте; сведения органов социальной защиты населения - о численности неработающих, инвалидов и лиц, получающих пенсии на льготных условиях, а также работающих пенсионеров.

Источниками информации для составления второй части служат сведения организаций о численности работающих; дополнительные источники для более полного измерения занятости в неформальном секторе экономики; данные Министерства экономического развития территории, статистическая отчетность учебных заведений о численности обучающихся по дневной форме.

Для прогнозирования количества занятых в существующих производствах был использован корреляционно-регрессионный анализ. По каждому виду экономической деятельности проведена оценка уравнения регрессии среднегодовой численности занятых, параметры которого получены методом наименьших квадратов.

Для оценки численности занятых в инвестиционных проектах использованы экспертные оценки Министерства экономического развития республики. Каждый инвестиционный проект разбит на два этапа: строительства и производства (таблица).

Прогноз баланса трудовых ресурсов Республики Саха (Якутия) в 2010-2025 гг., чел.

Показатель 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2025

Численность населения, всего, 949347 954094 958864 963659 968477 973319 978186 1007916

Из них трудоспособного возраста 655595 658873 662167 665478 668806 672150 675510 696041

I. Трудовые ресурсы, всего 608128 611168 614700 617295 620382 623484 626601 645645

II. Распределение трудовых ресурсов по видам занятости, всего 542352 551239 559145 566755 578912 595613 614187 605048

В том числе:

2.1. Распределение занятых по видам экономической деятельности 434403 442752 450115 457178 468790 484938 502959 490439

2.1.1. Численность занятых в сфере производства, всего В том числе: 207861 215335 220717 226596 237180 252124 269477 252615

• в сельском хозяйстве, охоте, рыболовстве 23219 22327 21713 22000 22500 23000 23500 24500

Из них в инвестиционных проектах 5 50 113 353 353 358 363 408

• в добыче полезных ископаемых 42815 41138 41822 45094 48604 55047 62037 68149

Из них в инвестиционных проектах 8451 7726 8410 11682 15192 21635 28625 34737

• в обрабатывающей промышленности 21558 20822 20771 20808 20789 20678 20862 24732

Из них в инвестиционных проектах 208 216 165 202 183 72 256 4126

• в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды 35061 36544 39250 40913 42385 44042 45087 51793

Из них в инвестиционных проектах 218 499 2108 2762 3299 4086 4318 5396

• в строительстве 41124 50917 53341 53547 58449 64856 72403 37015

Из них в инвестиционных проектах 10926 20408 22557 22517 27197 33401 40761 4146

• в транспорте, складском хозяйстве и связи 44084 43586 43819 44234 44453 44501 45588 46426

Окончание таблицы

Показатель 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2025

Из них в инвестиционных проектах 1260 1610 1843 2258 2477 2525 3612 4450

2.1.2. Численность занятых в непроизводственной сфере, всего В том числе: 226542 227417 229398 230582 231610 232814 233482 237824

• в оптовой и розничной торговле и т.п. 50983 50374 49843 49372 48951 48569 48220 45990

• в гостиницах и ресторанах 6058 6245 6412 6560 6694 6816 6930 7671

• в финансовой деятельности 7202 7340 7462 7570 7668 7759 7841 8383

• в операциях с недвижимым имуществом и арендой, cфере услуг 23772 23332 22950 22614 22314 22044 21798 20251

• в государственном управлении и обороне, обязательном социальном страховании 17049 17000 17000 17000 17000 17000 17000 17000

• в образовании 69737 69925 69985 70000 70000 70000 70000 70000

• в коммунальных, гациаль-ных и персональных услугах 30761 32062 34410 35953 37243 38729 39646 45579

• в здравоохранении, услугах 18757 18982 19179 19356 19516 19662 19797 20680

• в научных исследованиях и разработках 2223 2157 2157 2157 2224 2235 2250 2270

2.2. Молодежь, обучающаяся с отрывом от производства 93709 94176 94647 95122 95595 96076 96555 99490

2.3. Лица, ведущие домашнее хозяйство 14240 14311 14383 14455 14527 14600 14673 15119

2.4. Трудовые ресурсы, не занятые в видах занятости 65776 59929 55555 50540 41470 27871 12414 40598

В соответствии с предлагаемым прогнозом трудовых ресурсов на 2011- 2025 гг. численность постоянного населения Республики Саха (Якутия) возрастет к 2016 г. до 978,2 тыс. человек, к 2025 г. - до 1007,9 тыс. человек. Темп прироста численности населения в 2016 г. по сравнению с 2010 г. составит 3,03%, в 2025 г. - 6,12%. Таким образом, будет преодолена тенденция сокращения численности населения.

Численность населения нетрудоспособного возраста (дети и молодежь до 16 лет, женщины 55 лет и старше, мужчины 60 лет и старше) к 2016 г. составит 302,7 тыс. человек (30,9% всего

населения), а трудоспособного возраста - 675,5 тыс. человек (69,1%). Соответственно, трудовые ресурсы - 626,6 тыс. человек, или 64,05% всего населения.

Всего численность трудовых ресурсов, занятых в сфере производства, в 2016 г. составит 269,5 тыс. человек. Доля занятых в этой сфере в общей численности трудовых ресурсов возрастет с 34,2% до 43,01%, в основном, за счет таких видов экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых (с 42,8 до 68,04 тыс. человек); производство и распределение электроэнергии, газа и воды (с 35,06 до 45,09 тыс. человек) и строительство (с 41,1 до 72,4 тыс. человек).

2016-й год в соответствии с инвестиционными планами предприятий является для республики неким рубежом, вслед за которым прогнозируется постепенное сокращение численности занятых в строительстве. Следует, однако, отметить, что по данным на 2013 г. наблюдается значительное отставание от намеченных графиков работ.

Численность трудовых ресурсов, занятых в непроизводственной сфере, составит в 2016 г. 233,5 тыс. человек, а их доля не изменится (37,2%).

Численность молодежи, обучающейся на всех формах обучения с отрывом от производства, составит в 2016 г. 96,6 тыс. человек, а обучающейся с отрывом от производства - не изменится и составит 15,4% общей численности трудовых ресурсов.

Лиц, ведущих домашнее хозяйство, в 2016 г. будет 14,7 тыс. человек, их доля по-прежнему- 2,3% всего населения.

Численность трудовых ресурсов, не занятых в любых видах деятельности (безработные, неработающие пенсионеры трудоспособного возраста, лица, не желающие работать и т.п.), составит в 2016 г. 12,4 тыс. человек, их доля снизится с 10,8% в 2010 г. до 2% в 2016 г.

В соответствии с необходимостью реализации крупных инвестиционных проектов в атомной промышленности, энергетике, ЖКХ и других отраслях в ближайшее десятилетие вырастет потребность районов республики в кадрах для строительства и эксплуатации новых объектов.

Наибольшее количество местных трудовых ресурсов потребуется в Алданском и Ленском районах, что обусловлено долгосрочным инвестиционным проектом «Комплексное развитие Южной Якутии». В результате реализации проекта Южная Якутия должна стать крупнейшим промышленным регионом не только республики, но и Дальневосточного федерального округа.

В целом прирост занятых в производственной сфере за счет инвестиционных проектов с 2009 г. по 2016 г. из числа

только местных трудовых ресурсов, которых необходимо подготовить в системе профессионального образования, составит около 78 тыс. человек.

Всего в инвестиционных проектах будет занято в 2016 г. 175419 чел., а в 2025 г. - 64640 чел., поскольку до 2016 г. большая часть занятых задействована на строительстве объектов, а с 2020 г. объекты будут в основном построены, и число работников сокращается до уровня постоянно занятых в эксплуатации. С учетом специфической динамики структуры занятости предполагается обеспечить потребность в строительстве и эксплуатации объектов в основном за счет внешних трудовых ресурсов. Для этого в 2016 г. необходимо привлечь внешние трудовые ресурсы в количестве 97484 чел. (в основном для строительства).

Таким образом, к 2016 г. республике будут необходимы дополнительно 77935 человек местных трудовых ресурсов для строительства и эксплуатации объектов всего перечня инвестиционных проектов по «Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года», задействованных в следующих видах экономической деятельности (%): -добыча полезных ископаемых- 36,7;

- производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 5,5; -транспорт и связь- 4,6;

- строительство - 52,3; -обрабатывающие производства- 0,03; -сельское хозяйство- 0,04.

Одной из основных задач анализа потребности экономики республики в трудовых ресурсах до 2025 г. является прогноз в разрезе укрупненных групп специальностей, видов экономической деятельности и уровней образования. Прогноз основан на построенном прогнозном балансе трудовых ресурсов экономики республики до 2016-2025 гг., среднесрочном плане развития и размещения учреждений начального и среднего профессионального образования на 2011-2013 гг. с учетом мероприятий по модернизации среднего и начального образования.

Для прогноза была составлена структура распределения занятых в определенном виде экономической деятельности (ВЭД) по уровням образования, учитывающая все планы

развития и предлагаемые мероприятия по модернизации образования. Основой расчетов послужило распределение численности занятых в экономике по уровню образования и видам экономической деятельности в 2009 г., использованы также контрольные цифры приема на подготовку специалистов в учреждениях среднего профессионального образования за счет средств государственного бюджета республики на 2010/11 и 2011/12 уч.г. Так было получено распределение численности занятых в каждом прогнозируемом периоде по ВЭД и уровням образования.

Анализ полученных результатов показал, что в целом до 2025 г. в подготовке профессиональных кадров внутри региона существенных изменений не произойдет, что, скорее всего, можно объяснить инерционностью в сознании местного населения. При этом отмечается существенное снижение доли лиц без специального образования по всем видам экономической деятельности, что должно уменьшить уровень безработицы среди местного населения.

Так, в разделах А-В «Сельское и лесное хозяйство, рыболовство и рыбоводство» доля лиц с высшим профессиональным образованием слегка возрастет- с 8,5% в 2011 г. до 10,3% в 2025 г., но существенно снизится доля не имеющих образования - от 40,7% до 25,8% за счет увеличения числа получивших среднее профессиональное образование по планам развития Якутского сельскохозяйственного техникума, Олекминского техникума механизации и электрификации сельского хозяйства и Покровского колледжа бизнес-технологий.

В разделе «Добыча полезных ископаемых» за период 20112016 гг. доля лиц с высшим профобразованием остается практически неизменной (21,2% и 20,8%), но существенно возрастет доля лиц со средним профессиональным образованием - от 17,5% до 28,4%, за счет реализации основных инвестиционных проектов «Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года» и открытия новых специальностей в ГОУ СПО «Нерюнгринский политехнический колледж», «Арктический технологический техникум» и др., при этом доля лиц без образования сократится с 26,8% до 13,3%. Такая тенденция сохранится до 2025 г.

В разделе «Обрабатывающие производства» в структуре занятых до 2016 г. прослеживается равномерный прирост по всем уровням образования, за счет чего существенно снизится доля лиц без образования, особенно к 2025 г.

В разделе «Финансовая деятельность» к 2016 г. достигается самый высокий уровень образования - доля лиц с высшим образованием возрастет с 78,9% до 81,9%, а без специального образования - снизится с 6,4% до 1,5%.

Наибольшее уменьшение доли лиц без специального образования к 2025 г. произойдет в таких видах экономической деятельности, как «Обрабатывающие производства», «Транспорт и связь», «Строительство», а также во всей непроизводственной сфере экономики.

При этом анализ прогнозной потребности экономики республики в трудовых ресурсах в натуральном измерении не показывает такого существенного изменения количества лиц без специального образования, как в процентном соотношении. Это можно объяснить общим прогнозом возрастания численности занятых в экономике в целом за счет реализации инвестиционных проектов. В разделе «Строительство» в 2025 г. произойдет резкое снижение занятых по сравнению с 2016 г. (со 148867 до 49877 чел.) за счет окончания сроков строительства основных инвестиционных объектов, пик которого должен быть пройден в 2016 г., при этом произойдет качественное изменение структуры занятых - резко уменьшится доля лиц без специального образования. Вообще необходимо заметить, что планы развития и размещения учреждений начального и среднего профессионального образования республики, подготовки и перепрофилирования специальностей и профессий среднего и начального профобразования до 2016 г. в основном связаны с такими ВЭД, как «Добыча полезных ископаемых», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», «Транспорт и связь», а также «Финансовая деятельность», «Операции с недвижимым имуществом», «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг».

Основные тенденции динамики численности занятых в экономике, имеющих профессиональное образование, сохраняются до 2016 г., она будет увеличиваться пропорционально приросту общей численности населения республики.

Так, по группам специальностей высшего профобразования самая большая доля приходится на направление «Экономика и управление», затем практически на одном уровне находятся группы специальностей «Образование и педагогика» и «Гуманитарные науки». К 2025 г. наибольший прирост (кроме

5 ЭКО №9, 2013

вышеперечисленных групп специальностей) отмечается по таким направлениям подготовки, как «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», «Металлургия, машиностроение и металлообработка», «Электронная техника, радиотехника и связь» и «Информатика и вычислительная техника».

По группам специальностей среднего профобразования до 2016 г. наиболее быстрыми темпами будет расти численность занятых по направлениям подготовки «Строительство и архитектура», «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», «Металлургия, машиностроение и металлообработка». Такая же картина наблюдается в прогнозе распределения численности занятых по группам специальностей начального профобразования, но здесь наиболее востребованы лица, получившие профессию из группы «Транспортные средства», причем, несмотря на сокращение числа занятых в строительстве к 2025 г. почти в три раза, востребованность лиц с такой профессией остается практически неизменной.

В результате оценки показателей прогнозирования потребности в специалистах в промышленной отрасли экономики Республики Саха (Якутия) выявлены следующие ключевые проблемы информационного обеспечения прогноза:

• отсутствие данных о фактическом профессионально-квалификационном составе занятых в экономике;

• отсутствие информации от работодателей об уровне образования персонала;

• недостаток данных по движению и планированию персонала1.

Основным источником, дающим обобщенную информацию о кадрах, являются издания Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РС (Я), при этом, как правило, наблюдается дисбаланс прогнозной информации о потребностях в специалистах на рынке труда. Так, практически отсутствуют данные о потребностях в профессиональных кадрах крупных компаний-инвесторов, ведущих свою деятельность на территории республики2. В нашем случае дан-

1 Ивашкина Н.В., Касаткина Н.П., Козин В.В. Комплексное взаимодействие профессионального образования с предприятиями (организациями) региона: проблемы и перспективы // Регионология. - 2010. - № 1 (70). - С.129-144.

2 Корпорация развития Южной Якутии: о проекте. иЯ1_: http://www.sy-corp.ru/ ргс^е^/44.Мт

ные частично получены из министерств и ведомств республики, осуществляющих контроль за деятельностью предприятий.

Мировой опыт показывает, что комплексное взаимодействие учреждений профессионального образования с предприятиями и регионами - наиболее эффективный способ получения реальных прогнозов потребности в профессиональных кадрах, так как получаемые при этом экспертные оценки самих организаций наиболее приближены к действительности3.

Следует отметить, что в соответствии с планами местные кадры должны быть задействованы не только в эксплуатации, но ив строительстве объектов. Например, только в Алданском районе (относящемся к Южной Якутии) в 2020 г. на строительстве будет занято 15320 из 26010 чел. по республике, а к 2025 г. количество строителей сократится до 30 чел., и эксплуатацией новых объектов будут заниматься 11243 чел. Аналогичная ситуация прогнозируется по всем остальным промышленным районам республики, кроме г. Якутска. Очевидно, что эта проблема не может быть решена только за счет внутриреспубликанской миграции из сельскохозяйственных районов в районы промышленного освоения из-за невысокой численности местного населения.

Местные трудовые ресурсы составят в среднем 43,9% от общей численности занятых в инвестиционных проектах на протяжении 2010-2016 гг. по планам правительства республики, учтенным при составлении баланса трудовых ресурсов. С точки зрения авторов статьи, это очень оптимистичная оценка, которая с большим трудом была соблюдена при построении баланса за счет резкого сокращения численности безработных и проч. Ведь помимо общего недостатка кадров для промышленности республики существуют такие проблемы, как высокий уровень заболеваемости населения, большая доля инвалидов, необходимость адаптации представителей коренных национальностей и народностей республики, занятых в сельском хозяйстве, охоте и рыболовстве, к промышленным условиям работы и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Местников Н.А., Николаева И.В., Павлова С.Н. Прогноз потребности в профессиональных кадрах для реализации мегапроектов комплексного развития Южной Якутии и выявление приоритетных направлений подготовки кадров // Вестник СВФУ. - 2011. - № 3(11). - С. 62-68.

Одной из организационных трудностей разработки баланса трудовых ресурсов является необходимость точного соответствия численных данных прогнозам развития республики и ее районов на трехлетний период. Также обязательно учитываются все целевые программы развития отраслей и районов республики. В результате расхождений в данных различных министерств и ведомств авторы признают возможные погрешности прогнозных результатов по сравнению с официальной статистикой, которая будет составлять баланс трудовых ресурсов, начиная с 2013 г.

В долгосрочном плане должны быть учтены острые демографические проблемы, например, резкое сокращение численности женщин в возрасте 20-25 лет в сельскохозяйственных районах из-за их миграции в другие районы и города республики, преимущественно в г. Якутск, приведет к нежелательному для сельского хозяйства сокращению численности населения в тех районах, где нет добычи полезных ископаемых.

В процессе разработки баланса трудовых ресурсов авторы столкнулись со следующими основными проблемами:

• при проведении работ по заказу органов регионального правительства требуются непрерывные согласования прогнозных показателей с принципами региональной социально-экономической политики, направленной на преимущественное использование местных кадров в инвестиционных проектах;

•необходимость разработки десятка вариантов модели, различных не только по методам расчета показателей, но и по структуре;

• недостаток значительного объема информации и расхождения в статистических данных, которые приводят к погрешностям прогноза;

•наличие значительного разрыва между плановыми и фактическими сроками реализации крупных инвестиционных проектов.

Задача построения баланса трудовых ресурсов является сложной и многосторонней, она требует учета многочисленных социально-демографических, общекультурных и прочих факторов. В данном случае несовместимость глобальности постановки задачи и условий ее выполнения (времени и ресурсов) гарантировали наличие большого количества недостатков. Несмотря на это, работа над балансом трудовых ресурсов позволила еще раз заострить внимание правительственных органов республики на основных демографических и кадровых проблемах развития до 2025 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.