Научная статья на тему 'К проблеме потребности в трудовых ресурсах в Республике Саха (Якутия)'

К проблеме потребности в трудовых ресурсах в Республике Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / УСЛОВИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА / РАБОТНИКИ БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ / ПРОГНОЗ ПОТРЕБНОСТИ В ТРУДОВЫХ РЕСУРСАХ / РАБОЧАЯ СИЛА / ЗАПАДНАЯ И ЮЖНАЯ ЯКУТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толстых Г. В., Иванова С. Н.

В статье рассмотрены мероприятия, проводимые в Республике Саха (Якутия) по регулированию социально-трудовых отношений, улучшению оплаты труда, работы трехсторонней комиссии и т.д. На основе анализа статистических данных предстален устойчивый рост потребности в работниках в различных секторах народного хозяйства региона. Рассмотрен вопрос освоения Западной и Южной Якутии, что потребует значительного привлечения местных трудовых ресурсов, а также значительного перераспределения рабочей силы по секторам экономики и территории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Толстых Г. В., Иванова С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме потребности в трудовых ресурсах в Республике Саха (Якутия)»

УДК 331.52(571.56)

К ПРОБЛЕМЕ ПОТРЕБНОСТИ В ТРУДОВЫХ РЕСУРСАХ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ)

Г. В. ТОЛСТЫХ, доктор исторических наук, заведующий отделом Е-mail: ire2000@mail. ru С. Н. ИВАНОВА, экономист-исследователь E-mail: isn152@mail. ru Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова,

г. Якутск

В статье рассмотрены мероприятия, проводимые в Республике Саха (Якутия) по регулированию социально-трудовых отношений, улучшению оплаты труда, работы трехсторонней комиссии и т. д. На основе анализа статистических данных представлен устойчивый рост потребности в работниках в различных секторах народного хозяйства региона. Рассмотрен вопрос освоения Западной и Южной Якутии, что потребует значительного привлечения местных трудовых ресурсов, а также значительного перераспределения рабочей силы по секторам экономики и территории.

Ключевые слова: регулирование, социально-трудовые отношения, условия оплаты труда, работники бюджетной сферы, прогноз потребности в трудовых ресурсах, рабочая сила, Западная и Южная Якутия.

Определение потребностей в трудовых ресурсах в северных условиях всегда было и остается актуальной задачей для ученых-экономистов, а также для специалистов-практиков, задействованных на освоении крупных инвестиционных проектов. При строительстве и эксплуатации новых объектов в короткие сроки требуется привлечь десятки тысяч обученных высококвалифицированных кадров. Поэтому прогнозированию максимально точных па-

раметров требуемых работников, адаптированных к экстремальным природно-климатическим условиям Севера, уделяется в Республике Саха (Якутия) большое внимание, в том числе и в связи с реализацией Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г. (далее — Схема). Заметим, что определение потребности в трудовых ресурсах должно быть важной составной частью стратегического планирования на региональном уровне [1].

По данным департамента занятости населения Республики Саха (Якутия), динамика потребности в работниках для замещения вакансий по улусам за 10-летний период претерпевала определенные изменения. В 2001 г. потребность в работниках составила 4 396 чел., в 2004 г. она снизилась до минимального значения — 2 968 чел., затем наблюдался рост этого показателя до максимального значения в 2008 г. — 5 343 чел. В г. Якутске потребность в работниках постоянно росла и в 2002 г. она достигла 2 101 чел., что составило более 50 % от количества всех вакансий. Наименьшая потребность в работниках с 2001 по 2010 г. наблюдалась в Анабарском улусе — 26 чел., в Эвено-Бытантайском улусе — 37 чел., в Аллаиховском улусе — 61 чел. за весь рассматриваемый период.

Динамика обращений работодателей за содействием в подборе необходимых работников в 2009-2011 гг.

Показатель 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2011 г., в % к 2009 г. 2011 г., в °% к 2010 г.

Количество работодателей (организаций), заявивших о потребности в работниках с начала года 4 680 5 095 4 795 102 94

Из них обратилось в течение отчетного периода 4 139 4 384 3 733 90 85

Количество работодателей, снявших вакантные места в связи с трудоустройством граждан по направлению органов службы занятости 3 136 3 233 2 421 77 75

Количество организаций государственной формы собственности 1 410 1 405 1 213 86 86

Количество организаций других форм собственности 3 274 3 690 3 582 109 97

Источник: [2].

На 01.01.2008 наблюдалась нехватка рабочей силы на 813 предприятиях (организациях). Работники требовались для замещения свободных рабочих мест в количестве 3,9 тыс. ед. (в том числе 2,5 тыс. (63 %) работников рабочих профессий). При этом 73 % предлагаемых рабочих мест были с оплатой труда выше прожиточного минимума, установленного в Республике Саха (Якутия). В 2011 г. о потребности в рабочей силе заявили 4,8 тыс. организаций (в 2010 г. — 5,1 тыс., в 2009 г. — 4,7 тыс.). Значительно увеличилось с 2009 г. количество организаций негосударственной формы собственности — с 3,3 тыс. до 3,7 тыс. (см. таблицу). Уменьшилась численность вакансий, снятых с учета в связи с трудоустройством граждан по направлению службы занятости. Если в 2009 г. вакансии в связи с трудоустройством «сняли» 3,1 тыс. организаций, то в 2011 г. — 2,4 тыс. Всего было трудоустроено на заявленные вакантные рабочие места 26 тыс. чел.

В 2011 г. работодателями было заявлено 64,3 тыс. вакансий, что на 5,5 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года (68,1 тыс. вакансий). Снижение численности вакансий связано с сокращением в отчетном периоде объема финансирования мероприятий по Программе дополнительных мер, за счет чего уменьшилась численность временных рабочих мест. Подавляющее большинство вакансий (80 %) было по рабочим профессиям, 58 % вакансий было заявлено с оплатой труда ниже прожиточного минимума в Республике Саха (Якутия). Такие вакансии составляли:

— сельское хозяйство — 3,0 тыс.;

— обрабатывающие производства — 2,8 тыс.;

— транспорт — 3,3 тыс.;

— торговля — 6,6 тыс.;

— предоставление прочих коммунальных, социальных услуг — 2,1 тыс.;

— операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг — 2,6 тыс.

Наибольший спрос на рабочую силу приходится на следующие виды экономической деятельности:

— строительство — 16,5 тыс.;

— образование — 8,5 тыс.;

— государственное управление и обеспечение военной безопасности;

— обязательное социальное обеспечение — 8,3 тыс.;

— добыча полезных ископаемых — 7,3 тыс.

По данным департамента занятости населения

Республики Саха (Якутия), на 01.10.2012 заявленная потребность в работниках составила 16 169 чел. (по отношению к 2011 г. это составило 146, 5 %, к 2010 г. — 185,2 %). Таким образом, за последние 3 года наметилась устойчивая тенденция роста потребности в работниках. Это свидетельствует о необходимости перераспределения трудовых ресурсов по секторам экономики, территорий, а также переобучения незанятого населения.

В целях привлечения местных трудовых ресурсов для строительства и эксплуатации производственных и инфраструктурных объектов, предусмотренных Схемой, а также для профессиональной подготовки квалифицированных кадров департаментом занятости населения республики совместно с министерствами и ведомствами разработан Комплекс мер по развитию рынка труда в районах нового освоения Республики Саха (Якутия) на 2011-2016 гг. и на период до 2025 г. (далее — Комплекс мер) (документ утвержден правительством республики). В перечень «районов нового освоения» внесены Алданский, Ленский, Мегино-Кангаласский, Нерюнгринский, Олекминский и Томпонский районы. В рамках подготовки данного

документа был разработан долгосрочный перспективный прогноз потребности в трудовых ресурсах при реализации крупных инвестиционных проектов до 2030 г. для нефтегазового комплекса (освоение Талаканского месторождения нефти, Чаяндинс-кого нефтегазоконденсатного месторождения), горнодобывающего комплекса (Южно-Якутский горно-металлургический комплекс: Таежный, Та-рыннахский ГОКи, Нежданинское месторождение золота, Инаглинский угольный комплекс), энергетического комплекса (строительство Канкунской ГЭС), транспортного комплекса (железная дорога Беркакит-Томмот-Якутск с продолжением на Магадан, Нижнебестяхский транспортный узел), а также для атомной промышленности (Эльконский горно-металлургический комбинат). В настоящее время в рамках реализации Комплекса мер общая численность работников, занятых на строительстве и эксплуатации задействованных объектов, составляет 16,6 тыс. чел., в том числе из числа местного населения — 7,2 тыс. чел. (43 %).

Правительством республики в предшествующие 2007-2011 гг., с началом реализации Схемы, были разработаны и исполнены дополнительные стимулирующие меры по привлечению местной рабочей силы на строительство инвестиционных объектов в Западной и Южной Якутии. За эти годы органами службы занятости населения для строительства и эксплуатации крупных инвестиционных проектов в общей сложности было привлечено 15,5 тыс. чел. из числа местных трудовых ресурсов, в том числе на временные работы (с учетом АК «АЛРОСА»).

Кроме того, в целях оценки сбалансированности потенциального спроса и предложения рабочей силы на основании Схемы, определения структурных пропорций и направлений рынка труда, повышения эффективности регулирования процессов формирования и использования трудовых ресурсов Правительством Pеспублики Саха (Якутия) было принято решение о разработке прогноза баланса трудовых ресурсов республики. Данный прогноз будет разрабатываться на основании данных министерств и ведомств республики на 5-летний период (основные направления будут разрабатываться на 10 лет). Прогноз баланса трудовых ресурсов разрабатывается по видам экономической деятельности на уровне разделов Общероссийского классификатора и с возможностью его ежегодной корректировки.

По результатам данного прогноза, создание нового крупного промышленного района и соот-

ветствующей ему инфраструктуры, а также развитие социальной сферы (в том числе рынка труда) повысит спрос на рабочую силу из числа местных трудовых ресурсов до 48 тыс. чел. (общее количество соответствует 98 тыс. чел.), что в конечном итоге приведет к снижению уровня общей безработицы по республике до 4,5 % к 2025 г.

Предполагается, что развитие нефтегазового комплекса к 2025 г. создаст 18,5 тыс. рабочих мест. В горнодобывающем комплексе будут заняты 40,6 тыс. чел. В электроэнергетике будет создано 11 тыс. рабочих мест. При условии строительства Эльконского горно-металлургического комбината будет дополнительно создано 14 тыс. рабочих мест. При развитии транспортного комплекса будут заняты 12 тыс. чел.

Дополнительная суммарная потребность в трудовых ресурсах для реализации инвестиционных проектов Схемы с учетом привлечения местных трудовых ресурсов, мигрантов, вовлечения безработных в процесс производства составит к 2025 г. более 100 тыс. чел. Инвестиционные проекты потребуют привлечения большого числа специалистов уже в 2016 г.: для горнодобывающего комплекса потребуется порядка 50 тыс. чел., для нефтегазового комплекса— 47 тыс. чел., для транспортного комплекса — 10 тыс. чел., для энергетики — 10 тыс. чел., для атомной промышленности — 19 тыс. чел. Прогноз трудовых ресурсов свидетельствует о том, что при реализации инвестиционных проектов число занятых в строительстве в 2016 г. сократится и начнет расти число занятых в эксплуатации. Численность местных трудовых ресурсов от общей численности занятых на протяжении 2012-2016 гг. составит в среднем 36 %. Реализация данной Схемы создает реальные предпосылки для значительного роста спроса на рабочую силу, что, в свою очередь, определяет перспективы развития рынка труда республики.

Наибольшее количество трудовых ресурсов потребуется в Алданском и Ленском районах республики. Например, в Алданском районе в период активной фазы строительства объектов (Эльконский горно-металлургический комбинат, ГОК «Таежный», Тарыннахский ГОК, Селигдарский газохимический комбинат и др.) будут заняты 39 тыс. чел., а к 2025 г. количество строителей сократится до 8 тыс. чел., однако на эксплуатации новых объектов будут заняты 35 тыс. чел. При этом будет увеличиваться численность местных трудовых ресурсов, занятых в эксплуатации объектов (до 20 тыс. чел. к 2025 г.).

На основе прогноза баланса трудовых ресурсов необходимо более детально разрабатывать планы подготовки квалифицированных кадров в профессиональных учебных заведениях в разрезе профессионально-квалификационных групп, т. е. формировать государственный заказ на подготовку кадров на основе спроса на рабочую силу с учетом реализации Схемы.

В целом перспективы вовлечения значительного объема трудовых ресурсов связаны с поэтапной реализацией крупномасштабных инвестиционных проектов. Их реализация предполагает проведение работы по обеспечению планируемых к вводу промышленных и инфраструктурных объектов рабочей силой, отвечающей профессионально-

квалификационным требованиям, и одновременно формирует необходимые условия для создания новых рабочих мест, развития рынка труда и снижения безработицы.

Список литературы

1. Егоров Е. Г., Егорова И. Е. Стратегическое планирование развития регионов: мировой опыт и постановка задач в Российской Федерации // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 5. С. 2-9.

2. Департамент занятости населения Республики Саха (Якутия): сводные данные. URL: http:// zansakha. ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.