ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 332 (571.56)
Н. А. Местников, И. В. Николаева, С. Н. Павлова
ПРОГНОЗ ПОТРЕБНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРАХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕГАПРОЕКТОВ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ЮЖНОЙ ЯКУТИИ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
Раскрыта проблема наличия трудовых ресурсов для реализации мегапроекта «Комплексное развитие Южной Якутии», где запланировано создание многоотраслевого промышленного района, играющего ключевую роль в обеспечении экономической безопасности Дальневосточного региона. Сделан прогноз необходимой численности трудоресурсов по уровням образования и основным направлениям экономической деятельности, выявлены приоритетные направления подготовки специалистов.
Ключевые слова: комплексное развитие Южной Якутии, прогноз потребности в трудовых ресурсах, основные направления подготовки специалистов, мегапроекты Якутии
N. А. Мestnikov, I. V. Nikolaeva, S. N. Pavlova
The requirement forecast of professional personnel for megaprojects realization of Southern Yakutia complex development and priority guidelines revelation
of staff training
The Southern Yakutia is one of the investment attractive Russian regions. The creating of diversified industrial region is planned according to the scheme of Yakutia productive forces placing till 2020. This territory will play the key role in maintenance of economic safety of the Far East region. The given article describes the problem of professional personnel for megaproject realization. There were revealed the forecast of necessary professional personnel by educational levels and basic directions of economics, priority directions of specialists education.
Key words: complex development of the Southern Yakutia, the requirement forecast of professional personnel, the basic directions of specialists education, мegaprojects of Yakutia.
Республика Саха (Якутия) владеет богатейшим отношении обладает Южная Якутия. Именно поэтому
природно-ресурсным потенциалом и является одним из инвестиционный проект «Комплексное развитие Южной
наиболее инвестиционно привлекательных российских Якутии» имеет особо важную социально-экономическую
регионов. Особенно значительным потенциалом в этом роль, как один из основных элементов обеспечения
экономической безопасности Дальневосточного -------------------------------- региона.
МЕСТНИКОВ Николай Афанасьевич - помощник Согласно «Схеме комплексного развития Президента Республики Саха (Якутия). производительных сил, транспорта и энергетики Якутии
E-mail: [email protected] до 2020 года» на Дальнем Востоке России планируется
НИКОЛАЕВА Ирина Валентиновна - к. э. н., доцент кафе- создание многоотраслевого промышленного района,
дры математической экономики и прикладной информатики основанного на природно-ресурсном потенциале
ИМИ СВФУ им. М. К. Аммосова. Южной Якутии, а также на развитии транспортной
E-mail: [email protected] и электросетевой инфраструктуры этого региона [1].
ПАВЛОВА Светлана Никандровна - к. э. н., доцент, Воплощение этих планов в жизнь реально лишь при
в. н. с. Института региональной экономики Севера СВФУ участии и государства, и крупных инвесторов.
им. М. К. Аммосова. Этому требованию соответствует инвестиционный
E-mail: [email protected] проект «Комплексное развитие Южной Якутии».
«Согласно данному документу часть расходов по реализации проекта (примерно 25% от общей стоимости работ) возьмет на себя государство (в частности речь идет о финансировании из средств Инвестиционного фонда проектирования и строительства отдельных промышленных объектов, железных и автомобильных дорог, линий электропередач), а большую часть (около 75%) - инвесторы» [2]. Основной целью данного проекта является создание крупного промышленного района как кластера промышленных производств на базе объектов гидроэнергетики, преимущественно связанных с переработкой имеющихся на территории природных ресурсов. Реализация проекта для Якутии является новым формированием принципов государственночастного партнерства.
Проект включает в себя проектирование и строительство следующих объектов: Канкунская
гидроэлектростанция; Эльконский горно-металлургический комбинат; Южно-Якутское горнометаллургическое объединение; Инаглинский угольный комплекс; Селигдарский горно-химический комплекс; Якутский газоперерабатывающий и газохимический комплекс; Алданский завод моторных топлив; автомобильные дороги (Томмот - Эльконский ГМК, Малый Нимныр - Канкунская ГЭС); железные дороги (Томмот - Эльконский ГМК, Косаревский -Селигдарский ГХК, Таежная - Таежный ГОК, Чульбасс
- Инаглинский угольный комплекс, Хани (Икабьекан)
- Тарыннахский ГОК); электросетевая инфраструктура (Канкунская ГЭС - Нерюнгри, Канкунская ГЭС - Алдан, Алдан - Эльконский ГМК, Хани - Тарыннахский ГОК, электроснабжение Таежного ГОКа, Селигдарского ГХК, Инаглинского угольного комплекса).
К основным задачам, решаемым в рамках комплексного развития региона, относятся:
- снятие инфраструктурных ограничений для социально-экономического развития региона;
- сохранение высоких темпов экономического роста в стране;
- увеличение экономически активного населения в Якутии - одного из самых малонаселенных регионов Российской Федерации;
- рост доходов населения и повышение уровня жизни;
- увеличение доходной базы бюджетов всех уровней;
- развитие производства стратегически важных товаров;
- организация новых производств по глубокой переработке добываемого сырья;
- диверсификация российского экспорта (как расширение его географии, так и увеличение номенклатуры производимых товаров);
- усиление позиций России в Юго-Восточной Азии, в том числе за счет увеличения экспортных поставок российской продукции [2].
Решение этих задач будет способствовать развитию социально-экономического потенциала не только Южной Якутии, но и всей республики. Под социальноэкономическим потенциалом в современной науке понимают «возможности региона по созданию условий для повышения качества жизни населения путем задействования всего комплекса ресурсов, имеющихся на его территории, и с учетом привлечения его извне» [3]. В его составе выделяют такие составляющие, как природно-ресурсный, трудовой, инвестиционный, финансовый и другие потенциалы.
Успешная реализация инвестиционного проекта во многом зависит не только от своевременного финансирования всех проектов, но и наличия высококвалифицированных трудовых ресурсов, так как трудовой потенциал является неотъемлемой частью социально-экономического развития территории.
В настоящее время Южная Якутия состоит из трех муниципальных образований РС (Я) - Алданского и части Олекминского районов, г. Нерюнгри с прилегающей территорией. Общая территория Южной Якутии составляет 416,5 тыс. кв. км. (13,4% от общей территория республики), население - 157,1 тыс. чел. (16,5% от общей численности населения Якутии), при этом за последние 10 лет прослеживается устойчивая тенденция к снижению численности постоянно проживающего населения [4].
«Южная Якутия всегда считалась центром квалифицированных кадров из представителей различных горнорудных профессий. Но в 90-е годы отток населения лишил регион этого преимущества, хотя и сегодня уровень образования местных жителей сравнительно высок, однако их квалификация, по мнению представителей компаний-инвесторов южноякутского проекта, в настоящее время не в состоянии удовлетворить потребности новых производств.
Потребуется создание в регионе надежной системы привлечения и подготовки кадров. Для обеспечения растущей экономики региона квалифицированными инженерами и рабочими необходима разработка и реализация региональными властями совместно с инвесторами специальных образовательных программ»
[5].
Таким образом, общая структурная динамика спроса на образовательные услуги профессионального образования в ближайшие годы будет определяться реструктуризацией рынка образовательных услуг, диктуемой модернизационными процессами в экономике. Именно поэтому необходим принципиально новый подход к планированию потребностей отраслей экономики в специалистах, переработке данных об имеющихся трудовых ресурсах и дополнительной потребности в них [6].
Так, в результате оценки показателей прогнозирования потребности в специалистах в промышленной
отрасли экономики РС (Я) выявлены следующие ключевые проблемы информационного обеспечения прогноза:
- отсутствие данных о фактическом профессионально-квалификационном составе занятых в экономике;
- отсутствие информации от работодателя об уровне образования персонала;
- недостаток данных по движению и планированию персонала [6].
Основным источником, дающим обобщенную информацию о кадрах, являются издания Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РС (Я), при этом, как правило, наблюдается дисбаланс прогнозной информации о потребностях в специалистах на рынке труда. Так, практически отсутствуют данные о потребностях в профессиональных кадрах крупных компаний -инвесторов, ведущих свою деятельность на территории республики.
Мировой опыт показывает, что комплексное взаимодействие профессионального образования с предприятиями и регионами является наиболее эффективным способом получения реальных прогнозов потребности в профессиональных кадрах, так как получаемые при этом экспертные оценки самих организаций оказываются наиболее приближенными к действительности [7].
Реализация мероприятий по комплексному развитию Южной Якутии разбита на 2 этапа: в 2011-2014 гг. предполагается завершить создание инфраструктуры, а в 2015-2020 гг. запланирован ввод основных промышленных объектов. В связи с этим предлагаемый прогноз потребности в трудовых ресурсах также разделен на этапы строительства инвестиционных объектов и ввода их в эксплуатацию.
При этом для оценки численности занятых в инвестиционных проектах были использованы экспертные оценки
Министерства экономики и промышленной политики РС (Я) (при условии выполнения сроков строительства по первоначально
принятому плану
- так называемому «оптимистичному варианту»).
Так, общая численность рабочих мест в инвестиционных проектах региона представлена на рис.1.
Как видно из этого рисунка, своего пика по уровню занятости рабочих мест реализация комплексного освоения Южной Якутии достигнет в 2016 г. 94608 чел., когда будут запущены все инвестиционные проекты как на этапе строительства (строительство основных промышленных предприятий), так и уже введенные на полную мощность эксплуатации (автодорожная и железнодорожная инфраструктура, Канкунская ГЭС). Занятость местного населения в разработке этих проектов будет возрастать и с 2016 г. составит примерно половину общей занятости рабочих мест. Таким образом, обеспечение трудовыми ресурсами является серьезной проблемой для успешной реализации инвестиционных проектов.
Планируемая средняя численность занятости населения в процессе эксплуатации объектов инвестиционного строительства будет расти к 2020 г. В основном это будет происходить за счет строительства промышленных объектов в рамках инвестиционных проектов. Таким образом, за 10 лет необходимо подготовить почти 43 тыс. квалифицированных рабочих кадров для нормального функционирования предприятий мегапроектов Южной Якутии. Однако основную часть их планируется привлекать из других регионов РФ как в процессе строительства, так и в процессе эксплуатации объектов. Отсюда необходима разработка мероприятий по привлечению внешних трудовых ресурсов. Организационной основой
Рис. 1. Прогноз численности занятых в инвестиционных проектах «Комплексное освоение Южной Якутии» до 2020 г., чел.
н Строительство и Эксплуатация
45000 40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Рис. 2. Динамика формирования новых рабочих мест в Южной Якутии по мере реализации инвестиционных проектов, чел.
Я ВПО Ы СПО И НПО
100000 90000 80000 70000 60000 50000 40000 30000 20000 10000 о
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Рис. 3. Прогноз численности занятых в инвестиционных проектах «Комплексное освоение Южной Якутии» до 2020 г. по уровням образования, чел.
реализации государственной политики являются целевые программы, предполагающие концентрацию ресурсов по наиболее значимым направлениям. В настоящее время Правительством Республики Саха (Якутия) реализуется республиканская целевая программа развития занятости населения на 2008-2011 гг. Она предусматривает финансирование мероприятий по трудоустройству и профессиональному обучению безработных, в том числе для объектов обслуживания нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО) (Западная и Южная Якутия), а также мероприятия по подготовке и привлечению местных трудовых ресурсов.
Целью государственных мероприятий в области рынка труда и занятости населения является формирование благоприятных условий для его динамичного развития в Западной и Южной Якутии, основанное на использовании потенциала трудовых ресурсов республики в реализации стратегических инвестиционных проектов [1].
В рамках Схемы-2020 в целях развития человеческого капитала, формирования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциалы, обеспечения
профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы республики на среднесрочную и долгосрочную перспективу, развития системы подготовки профессиональных кадров, отвечающей потребностям регионального рынка труда, постановлением Правительства РС (Я) от 14 июля 2005 г. № 432 утверждена Государственная программа обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на 2006-2010 годы и основные направления до 2015 г.
Так, Южная Якутия по прогнозу Министерства экономики и промышленной политики РС (Я), ежегодно будет предоставлять новые рабочие места (рис. 2).
Здесь также пик необходимой рабочей силы приходится на 2016 г. - 40502 новых рабочих мест, однако в последующие годы в связи с завершением основного этапа строительства инфраструктуры региона будет происходить некоторое снижение общей занятости населения.
В разрезе уровней профессионального образования занятость в инвестиционных проектах приведена на рис. 3.
Как видно из этого рисунка, в прогнозируемый период будет доминировать общая потребность в специалистах начального профессионального образования (НПО) как на этапе строительства, так и на этапе эксплуатации. Наибольшая потребность в специалистах с НПО предусматривается в 2016 г. В это время будет завершен этап основного строительства объектов, и начнется этап их ввода в эксплуатацию. На этом этапе доля специалистов с высшим профессиональным образованием (ВПО) будет ниже, чем общая потребность в специалистах с СПО и НПО. В последующие годы занятость в строительстве начнет снижаться, и одновременно возрастет число занятых в процессе эксплуатации. В этот период увеличится востребованность специалистов со средним профессиональным образованием (от 17250 чел. в 2016 г. до 25099 чел. к 2020 г.)
Таким образом, перспективная потребность в трудовых ресурсах на рынке труда в Южной Якутии будет определяться:
• структурной перестройкой экономики региона, модернизацией базовых отраслей производства, реализацией крупномасштабных инвестиционных проектов, требующих качественно нового «человеческого капитала»;
• приоритетной ориентацией новых поколений учащихся выпускных классов на получение среднего и начального профессионального образования;
• расширением сектора образования взрослого населения с ориентацией на рабочие специальности и устойчивым ростом спроса на дополнительное профессиональное образование.
Рис. 4. Динамика структуры занятых в инвестиционном проекте «Комплексное освоение Южной Якутии»
по отраслям экономики в 2010 г. и в 2020 г.
На рис. 4 представлен сравнительный анализ структуры численности занятых в инвестиционных проектах по отраслям экономики. Если в 2010 г. в проектах Южной Якутии представлены такие отрасли экономики, как горнодобывающая промышленность
- 66%, энергетика - 20% и транспорт - 14%, то к 2020 г. предполагается диверсификация экономики региона
- доля горнодобывающей промышленности снизится до 54% за счет увеличения доли электроэнергетики до 30% и атомной промышленности до 15%. Доля занятых на транспорте снизится до 1% за счет окончания строительства основной транспортной инфраструктуры региона, т. е. количество занятых рабочих мест будет представлять постоянных работников этого вида экономической деятельности региона. В связи со значительным увеличением численности занятых в сфере производства потребуется соответствующее увеличение числа занятых в сфере социальных услуг, таких как здравоохранение, образование и т. д. Учитывая недостаток местных трудовых ресурсов, занятых в этой сфере, региону придется привлекать внешние трудовые ресурсы в виде вахтового метода, особенно на первоначальных этапах строительства. Тем не менее, приоритетными направлениями подготовки специалистов в системе профессионального образования региона должны быть направления в области транспорта, связи, энергетики, формирования перерабатывающей промышленности в рамках реализации программы комплексного развития Южной Якутии. В частности, необходимо расширять перечень программ профессионального образования технического направления: строительные специальности, транспорт, инфокоммуникационные технологии, энергетика. Модернизация добывающей отрасли потребует увеличения потребности в геологах, инженерах по разработке полезных ископаемых. Это потребует открытия и перепрофилирования профессий
и специальностей в системе профессионального образования.
Правительство республики уже принимает меры по обеспечению кадровыми ресурсами Южной Якутии, определен перечень новых профессий и специальностей, открываемых в учреждениях профессионального образования. Так, в 2010-11 гг. в Южной Якутии были открыты специальности СПО (по 25 мест):
- в АУ РС (Я) «Алданский политехнический техникум» - обогащение полезных ископаемых, строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство, строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов;
- в ГОУ «Южно-Якутский региональный колледж»
- природоохранное обустройство территорий, информационная безопасность;
- в ГОУ «Нерюнгринский политехнический колледж» - техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования, горная промышленность, подземные горные работы, подземная разработка месторождений полезных ископаемых, шахтное строительство, маркшейдерское дело, строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство, геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых;
- в ГОУ «Олекминский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства» - технология деревообработки, сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ, организация перевозок и управление на транспорте, теплоснабжение и теплотехническое оборудование.
Перечень новых рабочих профессий значительно меньше:
- в ГОУ «Южно-Якутский региональный колледж»
- горнорабочий на подземных работах, горномонтажник подземный;
- в ГОУ «Олекминский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства» - мастер столярно-плотничных и паркетных работ, мастер столярного и мебельного производства.
В 2012-2013 гг. планируется открытие дополнительных специальностей СПО и рабочих профессий:
- в АУ РС (Я) «Алданский политехнический техникум» - Электроснабжение (на железнодорожном транспорте), Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики;
- в ГОУ «Южно-Якутский региональный колледж» -Геофизические методы поиска месторождений полезных ископаемых;
- в ГОУ «Нерюнгринский политехнический колледж» - Монтаж и эксплуатация линий электропередач;
- в ГОУ «Олекминский техникум механизации и электрификации сельского хозяйства» - оператор нефтяных и газовых скважин.
Эффективное функционирование системы профессионального образования предполагает решение задач повышения качества подготовки специалистов на основе создания единой и практико-ориентированной системы профессионального непрерывного образования, совершенствования кадрового потенциала, модернизации материально-технической базы и внедрения новейших технологий. Решение этих задач возможно при условии тесного взаимодействия между образовательными учреждениями, работодателями и отраслевыми министерствами и ведомствами [7]. Механизм социального партнерства в системе среднего и начального профессионального образования может стать инструментом решения этих задач и основой для развития государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования, содействия в трудоустройстве выпускников, укрепления материально-технической базы образовательных учреждений. При этом дальнейшее развитие института социального партнерства региона напрямую зависит от компаний-инвесторов проекта «Комплексное развитие Южной Якутии» таких, как:
- урановый холдинг «АРМЗ»;
- ОАО «РусГидро» (ОАО «Южно-Якутский ГЭК»);
- ОАО «ГМК «ТиМир» (ЗАО АК «АЛРОСА»);
- ООО «Колмар»;
- ОАО «Газпром».
Взаимодействие образовательных учреждений с социальными партнерами предполагает обеспечение всех основных аспектов модернизации среднего и начального профессионального образования: формирование стратегии развития учреждения профессионального образования; содержание образования, организация образовательного процесса; контроль качества образования; изучение рынка труда; кадровое обеспечение; материально-техническое
обеспечение; привлечение дополнительных финансовых средств. Одним из основных путей обеспечения социального партнерства является подписание двусторонних договоров о сотрудничестве между образовательными учреждениями и предприятиями, организациями-заказчиками кадров, службами занятости населения, администрациями районов и наслегов. Договоры с работодателями о подготовке специалистов предполагают, что образовательное учреждение обязуется формировать образовательную программу с учетом требований работодателей в рамках государственного образовательного стандарта; проведение производственной практики студентов. Закрепление баз практик осуществляется администрацией учреждения на основе прямых связей, договоров с организациями независимо от их организационноправовых форм собственности.
При этом для обеспечения рынка труда необходимыми специалистами, востребованными сектором экономики, образовательным учреждениям
предоставляется:
- постоянный доступ к информации о рынке труда, что позволяет уточнить структуру профессии и объем подготовки кадров;
- учет требований работодателей по содержанию подготовки специалистов путем совместной разработки учебных программ и планов;
- организация практики студентов на оборудовании, задействованном в реальном секторе экономики;
- систематическая стажировка преподавателей с целью ознакомления с новейшим оборудованием;
- оценка качества подготовки специалистов независимыми экспертами;
- целевая подготовка специалистов для конкретного предприятия.
Большую работу в этом направлении проводит Министерство профессиональной подготовки и расстановки кадров РС (Я): заключены Соглашения и соответствующие договоры с компаниями - основными заказчиками подготовки рабочих кадров.
Кроме того, систематически проводится работа по закреплению образовательных учреждений СПО и НПО за крупными хозяйствующими субъектами, компаниями и предприятиями, ведущими производственную
деятельность на территории Южной Якутии. Создана база данных социальных партнеров образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования. В настоящее время все образовательные учреждения среднего и начального профессионального образования имеют договоры с работодателями. Таким образом, ежегодно совершенствуется работа института социального партнерства и вырабатывается система взаимодействия с деловыми партнерами и работодателями.
Л и т е р а т у р а
1. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г. (сводный том) [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Якутск, [20--]. - Режим доступа : http://economy.ykt.ru/.
2. Корпорация развития Южной Якутии: о проекте [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Якутск, [20--]. -Режим доступа: http://www.sy-corp.ru/project/44.htm.
3. Сорокина Н. Ю. Роль трудового потенциала в развитии социально-экономического потенциала региона [Электронный ресурс]. - Электрон. текст. - Режим доступа: http://ecsocman. hse.ru/data/2011/06/16/ 1267351371/34^.
4. Статистический ежегодник Республики Саха (Якутия), 2007 [Текст] : стат. сб. / Террит. орган Федер. службы гос. статистики по Респ. Саха (Якутия); [редкол. : Т. А. Торговкина и др.]. - Якутск: Изд. дом «Якутский край», 2009. - 656 с.
5. Брук М. Ю. Мегапроект “Комплексное развитие Южной Якутии” в свете решения кадровых задач [Электронный ресурс] - Корпорация развития Южной Якутии: Электрон. дан. — Якутск, [20--], - Режим доступа: http://www.sy-corp. ru/project/93/99.htm.
6. Павлова С. Н., Никитина А. И. Информационное обеспечение при прогнозировании потребности в специалистах отрасли региона [Текст] / С. Н. Павлова, А. И. Никитина // Региональная экономика: теория и практика. - 2011. - № 23 (206). - С. 44-49.
7. Ивашкина Н. В., Касаткина Н. П., Козин В. В. Комплексное взаимодействие профессионального образования с предприятиями (организациями) региона: проблемы и перспективы [Текст] / Н. В. Ивашкина, Н. П. Касаткина, В. В. Козин // Регионология. - 2010. - № 1 (70). - С. 129-144.