УДК 332.012.2 (571.56)
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «КОМПЛЕКСНОЕ РАЗВИТИЕ ЮЖНОЙ ЯКУТИИ»:
ПЕРСПЕКТИВЫ, ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ
Н. А. МЕСТНИКОВ,
помощник Президента Республики Саха (Якутия), соискатель кафедры менеджмента горно-геологической отрасли Финансово-экономического института E-mail: mestnikovna@rambler. ru
И. В. НИКОЛАЕВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры математической экономики и прикладной информатики Института математики и информатики Е-mail: umu_niv@mail. ru
С. Н. ПАВЛОВА,
кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института региональной экономики Севера Е-mail: snikandrovna@yandex. ru Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова
В статье представлены ключевые положения инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии». Показаны цели и задачи, основные ожидаемые результаты. Рассмотрены основные проблемы реализации инвестиционного плана и пути их решения. Отмечено, что при определении источников финансирования строительства объектов необходимо изучить возможности организации альтернативного финансирования, привлечения средств как отечественных, так и международных институтов развития.
Ключевые слова: инвестиционный план, комплексное развитие Южной Якутии, Республика Саха (Якутия), источник финансирования, международный институт развития.
Инвестиционный проект «Комплексное развитие Южной Якутии» (далее Проект), основанный на принципах государственно-частного партнерства, имеет общегосударственное значение и направлен на создание на востоке страны нового крупного промышленного района с предприятиями по глубокой переработке полезных ископаемых (природного газа, апатитов, угля, железных, урановых руд и др.) и объектами гидроэнергетики. Его реализация позволит увеличить в два с половиной раза валовой внутренний продукт Республики Саха (Якутия) [далее РС (Я)], привлечь в малозаселенный регион экономически активное население, укрепить позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Согласно концепции Проекта, утвержденной решением Правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение, от 10.10.2008 [4, 6], его сметная стоимость в ценах на 01.01.2007 составляет 422,477 млрд руб. В том числе бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда РФ составляют 114,5 млрд руб., или 27,1 %, средства инвесторов 308 млрд руб., или 72,9 %. Государственным координатором Проекта является Правительство РС (Я) [1].
В результате реализации Проекта решаются ключевые задачи общегосударственного значения, отраженные в Стратегии социального и экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г. и Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики РС (Я) до 2020 г., а также в отраслевых стратегиях федерального уровня: Транспортной стратегии Российской Федерации до 2020 г., Энергетической стратегии России на период до 2020 г. (в том числе Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики), федеральной целевой программе «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 гг. и на перспективу до 2015 г.» [7]. Проект является комплексным, так как включает в себя взаимосвязанные инвестиционные проекты, которые предусматривают скоординированное проектирование и строительство крупных объектов промышленности, электросетевой и транспортной инфраструктуры.
Ответственными исполнителями Проекта являются Министерство энергетики РФ, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное дорожное агентство. Инвестор — инициатор Проекта, представляющий консолидированные интересы его соинвесторов (участников), Открытое акционерное общество «Корпорация развития Южной Якутии» (ОАО «Южно-Якутская корпорация»). Соинвесторы Проекта — ОАО «Атомредмедзолото» (ОАО «ЭГМК-проект», ЗАО «Эльконский ГМК»), ОАО «РусГидро» (ОАО «Южно-Якутский гидроэнергетический комплекс»), ОАО АК «АЛРОСА», ООО «Тимир», ООО «Колмар» (ЗАО «Якутские угли новые технологии»), ОАО «Газпром» [1].
Инвестиционный Проект предполагает проектирование и строительство следующих объектов:
• Канкунская гидроэлектростанция (ГЭС);
• Эльконский горно-металлургический комбинат
(ГМК);
• Южно-Якутское горно-металлургическое объединение (ГМО);
• Инаглинский угольный комплекс;
• Селигдарский горно-химический комплекс (ГХК);
• Якутский газоперерабатывающий и газохимический комплекс;
• Алданский завод моторных топлив;
• Автомобильные дороги (Томмот Эльконский ГМК, Малый Нимныр Канкунская ГЭС);
• Железные дороги (Томмот Эльконский ГМК, Косаревский Селигдарский ГХК, Таежная Таежный ГОК, Чульбасс Инаглинский угольный комплекс, Хани (Икабьекан) Тарыннахский ГОК);
• Электросетевая инфраструктура (Канкунская ГЭС Нерюнгри, Канкунская ГЭС Алдан, Алдан Эльконский ГМК, Хани Тарыннахский ГОК, электроснабжение Таежного ГОКа, Селигдарс-кого ГХК, Инаглинского угольного комплекса) [2].
К основным социально-экономическим задачам, решаемым в рамках проекта, относятся следующие:
1) снятие инфраструктурных ограничений для социально-экономического развития региона;
2) сохранение высоких темпов экономического роста в стране;
3) увеличение экономически активного населения в Якутии - одном из самых малонаселенных регионов Российской Федерации;
4) рост доходов населения и повышение уровня жизни;
5) увеличение доходной базы бюджетов всех уровней;
6) развитие производства стратегически важных товаров;
7) развитие новых производств по глубокой переработке добываемого сырья;
8) диверсификация российского экспорта (расширение его географии, увеличение номенклатуры производимых товаров);
9) усиление позиций России в Юго-Восточной Азии, в том числе за счет увеличения экспортных поставок российской продукции [2]. Инвестиционный Проект предполагается
реализовывать в два организационных этапа. На первом этапе в период с 2009 по 2012 г. планируется разработка проектной документации основных предприятий и автодорог, строительство Инаглинс-
кого угольного комплекса. В начале 2012 г. результаты первого этапа будут вынесены на рассмотрение инвестиционной комиссии для получения дальнейшей государственной поддержки.
На втором этапе в период с 2012 по 2020 г. планируется строительство основных объектов. В течение 2012-2014 гг. предполагается завершить создание инфраструктуры. В течение 2015-2020 гг. запланирован ввод основных промышленных объектов.
Информация об объектах. Канкунская ГЭС. Инвестор - Инвестиционный фонд РФ, ОАО «Рус-Гидро» (ОАО «Южно-Якутский гидроэнергетический комплекс»). Создается на реке Тимптон (приток р. Алдан), в 214 км от ее устья. Расчетная максимальная высота плотины 230 м. На предпроектном этапе плановая мощность Канкунской ГЭС составляет 1 200 МВт, а выработка электроэнергии на долгосрочную перспективу - около 4,9 млрд кВтч в год.
В рамках Проекта предусмотрен ввод в работу ряда энергоемких промышленных объектов, таких как Эльконский горно-металлургического комбинат, Таежный и Тарыннахский горно-обогатительные комбинаты, Якутский центр газодобычи, Инаглинс-кий угольный комплекс, Селигдарский горно-химический комбинат и др. Все перечисленные объекты располагаются в зоне действия Южно-Якутской энергосистемы. Потребность только Эльконского ГМК при выходе на проектную мощность составляет 550 600 МВт, что уже превосходит существующие возможности энергосистемы. Мощность Нерюнгринской ГРЭС составляет 540 МВт, Чуль-манской ТЭЦ - 48 МВт.
Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2020 г., одобренной распоряжением Правительства РФ от 22.02.2008 № 215-р, предусмотрен пуск в эксплуатацию первых двух гидроагрегатов Канкунской ГЭС суммарной мощностью 400 МВт до 2015 г., выход на полную мощность до 2020 г.
В связи с планируемым увеличением энергопотребления Южно-Якутского энергорайона в объеме до 1 100 МВт к 2020 г. необходимо строительство опережающими темпами генерирующего источника, расположенного в Южно-Якутском энергорайоне и максимально приближенном к перспективным промышленным потребителям. Задача увеличения мощности энергосистемы Южной Якутии будет решаться за счет ввода в эксплуатацию Канкунской ГЭС с установленной мощностью 1 200 МВт.
Ввод в работу Канкунской ГЭС за счет возможности единовременной выдачи больших объемов пиковой мощности позволит повысить уровень надежности работы энергосистемы региона в целом, а также надежность транзита электроэнергии к объектам нефтепроводной системы «Восточная Сибирь - Тихий океан».
В целях обеспечения надежного электроснабжения промышленных предприятий ОАО «РусГид-ро» уже заключены соглашения о намерениях по поставке электроэнергии (мощности) проектируемой Канкунской ГЭС с ЗАО «Эльконский ГМК», с ЗАО «Якутские угли новые технологии» (дочерняя компания ООО «Колмар» - инвестора Инаглинского угольного комплекса), ОАО «ГМК Тимир» (Таежное и Тарыннахское железорудные месторождения).
Эльконский горно-металлургический комбинат. Инвестор - Инвестиционный фонд РФ, ОАО «Атомредметзолото» (ЗАО «Эльконский ГМК»). Создается на базе месторождений Элькон, Эль-конское плато, Курунг, Непроходимое, Дружное, Северное, Зона Интересная, расположенных в Алданском районе Республики Саха (Якутия). Это будет один из крупнейших в мире центров по добыче урана. Проектная мощность по производству урана в закиси-окиси 5 000 т в год. Комплекс будет осуществлять всю совокупность работ, связанных с добычей урановой руды, ее обогащением, переработкой и выпуском концентрата природного урана в форме закиси-окиси.
Следует отметить, что в настоящее время в России состояние сырьевого обеспечения ураном потребностей атомной энергетики является критическим. Современные годовые потребности составляют около 19 тыс. т урана в год, включая потребности внутреннего рынка и выполнение обязательств по экспортным контрактам. Для их обеспечения используются преимущественно ранее накопленные складские запасы различного сырья, которые неуклонно сокращаются, импорт даваль-ческого сырья и вторичные источники (переработка хвостов изотопного обогащения и отработанного ядерного топлива промышленных, транспортных и энергетических реакторов). Добыча природного урана на российских добывающих предприятиях составляет немногим более 3 тыс. т в год. При этом топливо для российских реакторов изготавливается в основном из регенерированного сырья, а для экспортной продукции используется природный уран.
Согласно концепции программы «Развитие атомной энергетики и атомного энергетического комплекса России на 2007-2009 годы и на перспективу до 2015 года» мощности российских АЭС должны увеличиваться ежегодно на 2 ГВт с 2012 г. и на 3 ГВт с 2014 г. В связи с этим, а также для обеспечения программы строительства АЭС за рубежом и обязательств по экспортным поставкам топлива и низкообогащенного урана суммарные годовые потребности отечественных предприятий ядерного топливного цикла к 2020 г. прогнозируются на уровне 36 тыс. т в эквиваленте природного урана.
Наращивание объемов добычи природного урана и восполнение падения добычи истощающихся месторождений является одной из первоочередных задач, от которой зависит энергетическая безопасность страны и позиции России на мировом рынке товаров и услуг в области ядерной энергетики.
Проект «Элькон», реализуемый на базе урановых месторождений Южной Якутии, вмещающих около 6 % мировых запасов урана, может стать основным источником природного урана в России в первой половине XXI в., выдавая до 5 тыс. т урана ежегодно.
Таежный и Тарыннахский горно-обогатительные комбинаты. Инвестор - ОАО «Горнометаллургическая компания «Тимир» (дочернее общество АК «АЛРОСА»).
Таежный горно-обогатительный комбинат. Проектная мощность составляет 7,95 млн т в год концентрата с содержанием железа 67,7 %. Численность работников ГОК составит около 2,3 тыс. чел.
Тарыннахский горно-обогатительный комбинат. При объеме добычи 23 млн т руды в год планируется получать около 11,66 млн т концентрата с содержанием железа 68,5 % и перерабатывать концентрат в 6,8 млн т окатышей. Попутно возможна добыча строительного щебня. Концентрат предполагается перерабатывать в окатыши в объеме 13,5 млн т в год. Численность работающих при выходе ГОКа на проектную мощность достигнет 13,8 тыс. чел.
Существенный интерес к продукции Таежного и Тарыннахского ГОКов проявляют страны Азиатско-Тихоокеанского региона (в частности значительный интерес проявлен у инвесторов из Китая).
Селигдарский горно-химический комплекс. Инвестор - ОАО «ИГ «АЛРОСА». При вводе в эксплуатацию предусматривается добыча и пере-
работка до 30 млн т руды и ее обогащение флотационным способом до апатитового концентрата с содержанием пятиокиси фосфора (Р2О5) 35,5 %. Производственная мощность завода по производству комплексных фосфорно-магниевых удобрений более 567 тыс. т в год. Возможна дополнительная продукция - производство гематитового концентрата (600 тыс. т в год) и доломитовой муки (10 млн т в год), которая используется для утяжеления буровых растворов, а также товарный щебень (12,5 млн т в год) и песок (1,2 млн т в год).
Важное значение имеют вмещающие породы Селигдарского месторождения как источник высококачественного щебня, наличие которого в перспективе значительно ускорит и удешевит строительство автомобильных и железных дорог в регионе. На сегодняшний день щебень доставляется автотранспортом за 800 км, что делает стоимость строительства гораздо выше, чем в среднем по России.
Инаглинскийугольный комплекс. Инвестор -ООО «Колмар» (ЗАО «Якутские угли новые технологии»). Инаглинский угольный комплекс станет крупнейшим предприятием по добыче высококачественных углей. Проектная мощность шахты - до 2,5 млн т горной породы в год и обогатительной фабрики «Инаглинская» - до 3 млн т, на которой горную породу планируется перерабатывать в коксовый концентрат. В результате строительства объектов Инаглинского угольного комплекса объем производства коксового концентрата составит более 1,97 млн т, который предполагается поставлять как отечественным металлургическим компаниям, так и на экспорт (Республика Корея, Япония и др.).
Якутский центр газодобычи. Инвестор - ОАО «Газпром». Базируется на крупнейшем Чаяндин-ском нефтегазоконденсатном месторождении и включает объекты газопереработки и газохимии.
В настоящее время в отношении обязательств ОАО «Газпром» по условиям инвестиционного соглашения действуют отлагательные условия. Для их снятия необходимо согласование в протокольной форме с Правительством РС (Я) основных технико-экономических показателей Генеральной схемы газоснабжения и газификации РС (Я), а также принятие ОАО «Газпром» инвестиционного решения на основании результатов Обоснования инвестиций (ОБИН) в обустройство Чаяндинско-го месторождения и транспорт газа, прошедшего
предусмотренные законодательством Российской Федерации согласования 12.03.2010. Правительством Республики Саха (Якутия) и ОАО «Газпром» согласованы основные технико-экономические показатели Генеральной схемы газоснабжения и газификации Республики Саха (Якутия), принято решение о завершении «Обоснования инвестиций (ОБИН) в обустройство Чаяндинского месторождения и транспорт газа» до конца 2010 г.
Создание Якутского центра газодобычи является одним из ключевых условий успешной реализации проекта. В условиях повышающихся объемов потребляемой энергии в процессе строительства и ввода в эксплуатацию промышленных предприятий проекта природный газ, как первичный источник энергии, будет востребован для Эльконского ГМК, Таежного и Тарыннахского ГОКов, Селигдарского ГХК.
Транспортная и электросетевая инфраструктура. Инвестором создания транспортной и электросетевой инфраструктуры является Российская Федерация в лице Инвестиционного фонда РФ. Концепцией Проекта предусмотрено проектирование и строительство за счет средств Инвестиционного фонда РФ транспортной и электросетевой инфраструктуры. Ее создание необходимо для эксплуатации создаваемых промышленных объектов и обеспечивает инвестиционную привлекательность и экономическую эффективность осуществляемых промышленных проектов.
Транспортная и электросетевая инфраструктура проекта позволит начать освоение новых месторождений и строительство новых производств. Так, в частности, автомобильные дороги до Канкунс-кой ГЭС и до Эльконского ГМК проходят рядом с месторождениями из распределенного фонда (имеются компании, ответственные за разработку месторождений и заинтересованные в развитии инфраструктуры), а также с множеством объектов из нераспределенного фонда (что автоматически повышает их стоимость при проведении конкурсов и аукционов).
В ходе Проекта создаются следующие объекты транспортной инфраструктуры:
А. Автомобильные дороги (ответственный исполнитель - Федеральное дорожное агентство):
• Томмот-Эльконский ГМК (~ 44 км);
• Малый Нимныр створ Канкунской ГЭС
(~ 106 км).
Б. Железные дороги (ответственный исполнитель - Федеральное агентство железнодорожного транспорта):
• Томмот-Эльконский ГМК (~ 53 км);
• Косаревский Селигдарский ГХК (~ 13 км);
• Таежная Таежный ГОК (~ 4 км);
• Чульбасс Инаглинский угольный комплекс
(~ 11 км);
• Икабьекан Тарыннахский ГОК (~ 189 км).
В соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 г. должна быть построена железная дорога до г. Олекминска. Проектируемая в составе Проекта железная дорога Икабьекан Тарыннахский ГОК должна стать первым этапом строительства. Более того, данная дорога необходима для развития производств в районе г. Олекминск и г. Ленск, где планируется создание Якутского центра газодобычи (проект ОАО «Газпром»).
В ходе реализации Проекта также предусматривается создание схемы выдачи мощности ГЭС, объектов внешнего электроснабжения промышленных предприятий (~1 200 км линий электропередач, 7 подстанций), ответственный исполнитель - Минэнерго России. Строительство электросетевой инфраструктуры позволит гарантированно обеспечить электроэнергией строящиеся промышленные объекты и существенно повысить надежность энергоснабжения всего Южно-Якутского энергоузла [8].
Основные проблемы реализации проекта и предлагаемые решения. Текущее положение. В настоящее время с участием бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ заканчивается реализация первого этапа мероприятий инвестиционного плана «Комплексное развитие Южной Якутии» - разработка проектной документации по объектам промышленности и инфраструктуры.
В ходе подготовки Проекта, его межведомственного согласования, а также в ходе его реализации сформирован бренд успешного государственно-частного партнерства «Южная Якутия», объединившего планы по социально-экономическому развитию Нерюнгринского, Алданского, Ленского и Олекмин-ского районов Якутии [3]. Проведена объемная работа по представлению бренда на международных форумах и конференциях как на территории России, так и за ее пределами. В том числе и благодаря бренду «Южная Якутия» на территории перечисленных выше районов без привлечения средств государства активно строятся линии электропе-
редач, появляются новые автомобильные дороги (дорога вдоль нефтепровода «Восточная Сибирь -Тихий океан»), строится железнодорожная линия Улак Эльга, осваивается Эльгинское и ряд других угольных месторождений. Начал работать нефтепровод «Восточная Сибирь - Тихий океан» со всей необходимой внешней инфраструктурой, которая продолжает развиваться в связи с увеличением объемов перекачки нефти. Сформированный во многом благодаря Проекту бренд «Южная Якутия» в свою очередь способствует росту инвестиционной привлекательности промышленных объектов, создаваемых инвесторами Проекта.
Мировой финансовый кризис существенно не повлиял на прогнозы сбыта продукции создаваемых инвесторами Проекта объектов промышленности, их строительство по-прежнему является актуальным. Для эксплуатации всех вводимых объектов промышленности потребуются большие энергетические мощности, что в свою очередь делает особенно важной задачу строительства источников энергии Канкунской ГЭС и Якутского центра газодобычи, призванных обеспечить энергоснабжение промышленных предприятий Проекта.
Подведены итоги работы в 2010-2011 гг. по реализации инвестиционного Проекта «Комплексное развитие Южной Якутии», в частности:
• начаты проектные работы по всем объектам промышленности и инфраструктуры Проекта, за исключением объектов, в отношении которых действуют отлагательные условия инвестиционного соглашения (Якутский центр газодобычи и Селигдарский ГХК);
• осуществлено 100 %-ное финансирование за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ в объеме, запланированном на 2010 г. с учетом корректировок, вносимых в паспорт Проекта. На текущий момент в целом на реализацию Проекта всеми его участниками направлено инвестиций в объеме 23,72 млрд руб., в том числе соинвесторами Проекта (с учетом расходов на предпроектном этапе) 16,47 млрд руб., бюджетных ассигнований из Инвестиционного фонда РФ в сумме 7,253 млрд руб.;
• организовано взаимодействие между участниками Проекта и проектными организациями в целях взаимной увязки объектов промышленности и инфраструктуры;
• подготовлены и одобрены Инвестиционной комиссией (решения от 14.09.2010 и10.12.2010)
корректировки паспорта Проекта и соответствующий проект распоряжения Правительства РФ;
• в соответствии с требованием Минрегиона России подготовлен проект дополнительного соглашения к Инвестиционному соглашению по Проекту с определением ответственности сторон, проведено его обсуждение с участниками Проекта.
Проведены предварительные переговоры с рядом ведущих российских и зарубежных банков (Дойче банк, ВЭБ, МДМ, Газпромбанк) с целью проработки вопросов по схеме финансирования опережающего строительства объектов инфраструктуры Проекта.
Согласно плану финансирования с погодовой разбивкой плановая сумма финансирования разработки проектной документации по объектам Проекта на конец 2011 г. составляет 9,090 млрд руб., в том числе: за счет средств Инвестиционного фонда РФ 7,428 млрд руб., или 81,7 %; за счет инвесторов 1,661 млрд руб., или 18,3 %.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2011 N° 743-р внесены изменения в паспорт Проекта. Завершается разработка проектной документации по объектам электросетевой и транспортной инфраструктуры [8].
Выявленные проблемы. В ходе работы над Проектом выявилась необходимость принятия ряда решений на уровне Правительства РФ, которые должны обеспечить переход в 2012-2013 гг. к этапу строительства объектов промышленности и инфраструктуры. Каковы же наиболее важные вопросы, требующие принятия решений Правительством РФ?
Во-первых, утвержденной концепцией Проекта предусмотрено финансирование строительства объектов инфраструктуры и софинансирование строительства Канкунской ГЭС за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ. Однако в 2012 г. и далее ожидается дефицит средств Инвестиционного фонда РФ и Федерального бюджета РФ. Кроме того, в портфеле Инвестиционного фонда находится целый ряд других проектов общегосударственного значения, также требующих государственного финансирования. Складывающаяся нехватка финансовых ресурсов может привести к невозможности полноценного финансирования строительства объектов инфраструктуры. Передача частным инвесторам ответственности за финанси-
рование инфраструктурных объектов без применения специальных компенсационных механизмов невозможна, ведь она сделает проекты частных инвесторов экономически непривлекательными, а также будет противоречить принципам государственно-частного партнерства. Таким образом, для своевременной реализации Проекта необходимо в срочном порядке до завершения проектирования основных промышленных объектов определить источники финансирования строительства объектов, обязательства по созданию которых закреплены за государством согласно концепции Проекта: железнодорожной, автодорожной и электросетевой инфраструктуры (68,73 млрд руб. в ценах на 01.01.2007), а также Канкунской ГЭС (36,78 млрд руб. в ценах на 01.01.2007). В противном случае неизбежна задержка в реализации Проекта как минимум на несколько лет с соответствующим выпадением доходов из бюджетов всех уровней.
В качестве возможных альтернативных источников финансирования Проекта предлагается рассмотреть инвестиционные программы Банка развития (ВЭБ), федеральные отраслевые программы Минтранса и Минэнерго России, возможность привлечения кредитов под поручительства Правительства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), в том числе с использованием инфраструктурных облигаций, возможность использования успешно апробированных в других странах схем государственно-частного партнерства, возможность привлечения средств российских и международных институтов развития, а также средств специального регионального фонда прямых инвестиций для Дальнего Востока, планируемого к созданию Правительством РФ.
Во-вторых, масштабность и сложность инвестиционного плана, отсутствие в регионе необходимой инфраструктуры для разворота подготовительных работ и строительства промышленных объектов предопределяют необходимость опережающего строительства объектов инфраструктуры: автомобильных и железных дорог, ЛЭП и подстанций. Это означает, что уже в конце 2011 - начале 2012 гг. необходимо приступить к строительству объектов инфраструктуры, в то время как проектирование объектов промышленности еще не будет завершено. Однако существующая нормативная база Инвестиционного фонда РФ этого не позволяет. Предполагается, что для выделения бюджетных ассигнований должны быть завершены проектные работы и получены
положительные заключения Государственной экспертизы по всем объектам Проекта [5]. Это означает, что до 2012-2013 гг. проектная документация на объекты инфраструктуры будет заморожена. Более того, потребуется ее актуализация в связи с истечением сроков действия выданных технических условий. Осуществить же синхронное проектирование всех объектов не представляется возможным в силу несопоставимой сложности проектирования ГЭС и горно-обогатительных комбинатов в сравнении с проектированием линейных инфраструктурных объектов. Кроме того, при задержке строительства инфраструктуры инвесторы Проекта вынуждены будут приостановить начало работ по объектам промышленности до момента введения в эксплуатацию всей или части требуемой для строительства инфраструктуры.
Так, в частности, в районе строительства Канкунской ГЭС отсутствует автодорожная инфраструктура, ее ввод в действие напрямую повлияет на разворот строительства Канкунской ГЭС. Планируемый ввод в работу Канкунской ГЭС в 2020 г. будет невозможен в случае переноса начала строительства автодороги М. Нимныр створ Канкунской ГЭС с 2011 г. на более поздний период. Если сроки ввода Канкунской ГЭС будут перенесены с 2020 г. на 20242025 гг., то это поставит под сомнение возможность реализации всего комплексного проекта развития Южной Якутии в установленные концепцией Проекта сроки. Аналогичные проблемы имеют место и в отношении Таежного и Тарыннахского ГОКов.
В районе строительства Инаглинского угольного комбината отсутствие железной дороги приведет к интенсивному использованию существующей автодороги, находящейся в ведении местных органов власти. Пропускная способность и технические характеристики этой дороги не рассчитаны на эксплуатацию в необходимом для Инаглинского угольного комбината режиме. Следовательно, расходы по содержанию автодороги существенно вырастут и превысят финансовые возможности местного бюджета.
Инвестором Инаглинского угольного комбината также отмечается прямая зависимость сроков промышленного запуска Инаглинского угольного комплекса от наличия электросетевой инфраструктуры, строительство которой концепцией Проекта закреплено за государством.
Приведенные примеры иллюстрируют важность опережающего строительства инфраструкту-
ры, чему препятствует существующая нормативная база деятельности Инвестиционного фонда РФ.
В-третьих, в рамках существующей нормативной базы имеется ряд неопределенностей и положений, препятствующих реализации Проекта, например:
• статус, полномочия и ответственность Государственного координатора определены недостаточно полно и четко;
• не урегулирован вопрос взаимной ответственности участников Проекта как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов за своевременное строительство объектов, относящихся к сфере их ответственности;
• система оценки хода реализации Проекта не предусматривает учета расходов частных инвесторов на предпроектном этапе, что искажает их вклад, фиксируемый в ходе мониторинга проекта.
По мнению авторов, указанные недостатки, связанные с несовершенством нормативной базы Инвестфонда РФ, могут возникать и в ходе реализации других инвестиционных проектов общегосударственного значения, реализуемых с его участием.
В-четвертых, сроки строительства инфраструктурных и промышленных объектов взаимосвязаны. Поэтому принятие решения о выделении средств для строительства объектов инфраструктуры, обязательства по созданию которых концепцией Проекта закреплены за государством, должно сопровождаться принятием соответствующих инвестиционных решений органами управления компаний-инвесторов. Инвесторами Проекта являются компании, прямо или косвенно контролируемые государством. Корпоративные процедуры принятия решений об осуществлении крупных инвестиционных проектов в компаниях с государственным участием потребуют подготовки соответствующих директив Правительства РФ Государственным представителям в Наблюдательных советах и Советах директоров компаний-инвесторов Проекта для голосования по вопросам, связанным с осуществлением инвестиций в Проект. Необходимо обеспечить взаимную увязку соответствующих директив для Государственных представителей с ходом реализации проекта и общей позицией, закрепленной в концепции Проекта и прочих нормативных документах, обеспечивающих реализацию Проекта.
В-пятых, в ходе реализации Проекта предпола-
гается создание более 30 тыс. новых рабочих мест. С учетом стратегической важности заселения востока страны применение исключительно вахтового метода работы на создаваемых промышленных объектах является нецелесообразным. Это означает увеличение численности постоянного населения региона на 100 128 тыс. чел. с учетом развития сопутствующих производств и членов семей новых работников. Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкальского региона до 2025 г. предусмотрено формирование комфортной жизненной среды в зонах опережающего экономического роста [3]. Существующая же на территории реализации Проекта социальная и коммунальная инфраструктура устарела и не отвечает современным требованиям. Следовательно, параллельно со строительством объектов промышленности, автомобильных и железных дорог, электросетевой инфраструктуры необходимо создавать в Южной Якутии высококачественную социальную и коммунальную инфраструктуру. Однако такая задача не включена в Проект и действующие федеральные и ведомственные целевые программы.
По поручению Правительства Республики Саха (Якутия), как Государственного Координатора Проекта, ОАО «Южно-Якутская корпорация» разработала концепцию развития социальной и коммунальной инфраструктуры Южной Якутии. Муниципалитетами начата работа по обновлению документов территориального планирования поселений в зоне строительства промышленных объектов. Но ресурсов республики явно недостаточно для полноценного решения задачи создания высококачественной социальной и коммунальной инфраструктуры в опорных населенных пунктах.
Таким образом, необходимо принять решение о включении данной задачи в Проект либо другие государственные программы, определить ответственных за ее решение, источники и механизмы финансирования работ, провести при необходимости совершенствование существующей нормативной базы. По предварительным оценкам на реализацию программы создания социальной и коммунальной инфраструктуры необходимо 326,5 млрд руб., в том числе на жилищное строительство 205,2 млрд руб. Учитывая масштабность стоящей задачи, к ее решению необходимо привлечь не только средства республиканского и федерального бюджета, но и ресурсы инвесторов. В случае принятия решения о финансировании строительства инфраструктур-
ных объектов за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ потребуется совершенствование нормативной базы, определяющей его деятельность.
Предлагаемые решения. По мнению авторов, описанные выше проблемы актуальны не только для проекта «Комплексное развитие Южной Якутии», но и для других крупных комплексных проектов развития территорий, имеющих общегосударственное значение. Решение указанных проблем является залогом своевременной и успешной реализации как данного Проекта, так и других комплексных проектов. В этих целях необходимо подготовить предложения по решению поднятых проблем в ближайшее время. Реализация этих предложений позволит обеспечить переход Проекта к этапу строительства, что создаст основу для достижения заявленных и поддержанных Правительством РФ целей Проекта.
С целью определения источников финансирования строительства объектов, обязательства по созданию которых закреплены за государством согласно концепции Проекта, необходимо изучить и оценить возможности организации альтернативного финансирования, рассмотрев в качестве альтернативных источников: инвестиционные программы Банка развития (ВЭБ); Государственную программу социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона; кредиты или инфраструктурные облигации под поручительство Правительства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), предлагаемые центром ГЧП ВЭБ; схемы государственно-частного партнерства для привлечения средств международных институтов развития, а также средства специального регионального фонда прямых инвестиций для Дальнего Востока, планируемого к созданию Правительством РФ.
Для определения ответственных за создание в опорных населенных пунктах современной социальной инфраструктуры и источников финансирования этих работ следует в ближайшее время:
• во-первых, провести работу по детальной оценке необходимого объема инвестиций в создание высококачественной социальной и коммунальной инфраструктуры в опорных населенных пунктах Проекта;
• во-вторых, определить механизмы финансирования работ, в том числе рассмотреть возможность их включения в Государственную программу социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона;
• в-третьих, определить Государственного заказчика и ответственных исполнителей этих работ, подготовить при необходимости предложения по совершенствованию существующей нормативной базы в части расширения функций Государственного координатора Проекта и наделения его функциями Государственного заказчика. В случае принятия решения о сохранении бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ в качестве источника финансирования строительства объектов, обязательства по созданию которых концепцией Проекта закреплены за государством, необходимо подготовить предложения по совершенствованию существующей нормативной базы Инвестиционного фонда РФ по следующим направлениям:
1) закрепление возможности поэтапного строительства объектов с опережающим строительством инфраструктуры (до завершения проектирования промышленных объектов);
2) закрепление статуса, полномочий и ответственности Государственного координатора с четким определением полномочий и ответственности;
3) определение порядка закрепления обязательств и взаимной ответственности государства и инвесторов по своевременной реализации строительного этапа Проекта в паспорте Проекта и Инвестиционном соглашении о реализации Проекта;
4) урегулирование вопроса по учету расходов частных инвесторов на предпроектном этапе при оценке хода реализации Проекта.
Список литературы
1. Корпорация развития Южной Якутии: о проекте [Электронный ресурс]. URL: http://www. sy-corp. ru/project/44.htm.
2. Местников Н. А., Николаева И. В., Павлова С. Н. Управление развитием моногорода: на примере Нерюнгринской агломерации Республики Саха (Якутия) // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 47 (230). С. 33-42.
3. Местников Н. А., Николаева И. В., Павлова С. Н. Прогноз потребности в профессиональных кадрах для реализации мегапроектов комплексного развития Южной Якутии и выявление приоритетных направлений подготовки кадров // Вестник СВФУ. 2011. Т. 8. № 3. С. 62-68.
4. Материалы заседания Правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имею-
щим общегосударственное значение (протокол от 10.10.2008 № 11). URL: http://www. minregion. m/invest_phound/mvest_committee.
5. Об утверждении правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 01.03.2008 № 134 (ред. от 23.08.2010).
6. О Правительственной комиссии по инвестиционным проектам, имеющим общегосударственное значение: постановление Правительства РФ от 23.11.2005 № 695 (с изм. от 02.09.2006; 27.10 и
14.11.2007; 25.08 и 26.11.2008; 27.01, 14.02, 28.08 и 03.10.2009, 18.08.2010).
7. Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 г. (сводный том) [Электронный ресурс] . URL: http://economy. ykt. ru.
8. Экономическое обоснование стратегических направлений развития Южно-Якутского региона: отчет по науч.-исслед. работе / Р. Р. Ноговицын, Н. А. Местников, С. Н. Павлова, И. В. Николаева. АН РС (Я) . Якутск, 2011.