Научная статья на тему 'Профсоюзы Африки в новых исторических обстоятельствах'

Профсоюзы Африки в новых исторических обстоятельствах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
структурные экономические реформы / экономическая борьба профсоюзов / демократизация / независимость профсоюзов / гражданское общество / structural economic reforms / strike movement / democratization processes / trade union independence / citizen society organizations

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Громова О. Б.

С конца прошлого века профсоюзы Африки оказались в новых условиях воздействия на страны региона мировых геополитических и экономических процессов: наступления неолиберальной рыночной идеологии, глобальных финансово-экономических кризисов. Бедственное положение подавляющей части населения усугубляет увеличение неравенства доходов, огромный разрыв в уровне жизни богатых и бедных, разгул коррупции, неразвитая система здравоохранения и образования, отсутствие продовольственной безопасности. Перемены в политической и социально-экономической жизни африканских стран не могли не повлиять на положение профсоюзов и поиск путей решения стоящих перед ними новых задач. С одной стороны, наблюдается спад профсоюзного движения в большинстве стран континента, с другой – профсоюзы остаются реальной общественной силой с разветвленной масштабной структурой, способной объединить трудящихся и встать на защиту их прав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

African Trade Unions in a New Historic Situation

Since the end of the last century the trade unions of Africa appeared in the new conditions of the world geopolitical and economic process, which influence on countries in the region: the onset of neo-liberal market of ideology, the global financial and economic crises. The plight of the vast majority of the population exacerbated by the increase in income inequality, huge gap in living standards between rich and poor, rampant corruption, weak system of health and education, food insecurity. Changes in the political and socio-economic life of African countries could not affect the position of trade unions and finding their ways to tackle their new tasks. On the one hand there is the decline of the trade Union movement in most countries of the continent, with the other unions remain a real social force with an extensive large-scale structure that can unite workers to defend their rights.

Текст научной работы на тему «Профсоюзы Африки в новых исторических обстоятельствах»

Профсоюзы Африки

Громова О.Б., кандидат исторических наук

ПРОФСОЮЗЫ АФРИКИ В НОВЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ

ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ

Ключевые слова: структурные экономические реформы, экономическая борьба профсоюзов, демократизация, независимость профсоюзов, гражданское общество

С конца прошлого века профсоюзы Африки оказались в новых условиях воздействия на страны региона мировых геополитических и экономических процессов: наступления неолиберальной рыночной идеологии, глобальных финансово-экономических кризисов. Бедственное положение подавляющей части населения усугубляет увеличение неравенства доходов, огромный разрыв в уровне жизни богатых и бедных, разгул коррупции, неразвитая система здравоохранения и образования, отсутствие продовольственной безопасности. Перемены в политической и социально-экономической жизни африканских стран не могли не повлиять на положение профсоюзов и поиск путей решения стоящих перед ними новых задач. С одной стороны, наблюдается спад профсоюзного движения в большинстве стран континента, с другой - профсоюзы остаются реальной общественной силой с разветвленной масштабной структурой, способной объединить трудящихся и встать на защиту их прав.

Gromova O.B., PhD (History) The African Trade Unions in the New Historic Situation

Keywords: structural economic reforms, strike movement, democratization processes, trade union independence, citizen society organizations

Since the end of the last century the trade unions of Africa appeared in the new conditions of the world geopolitical and economic process, which influence on countries in the region: the onset of neoliberal market of ideology, the global financial and economic crises. The plight of the vast majority of the population exacerbated by the increase in income inequality, huge gap in living standards between rich and poor, rampant corruption, weak system of health and education, food insecurity. Changes in the political and socio-economic life of African countries could not affect the position of trade unions and finding their ways to tackle their new tasks. On the one hand there is the decline of the trade Union movement in most countries of the continent, with the other unions remain a real social force with an extensive large-scale structure that can unite workers to defend their rights.

В последние три десятилетия, с конца прошлого века профсоюзы Африки оказались в новых условиях воздействия на страны региона мировых глобализационных процессов и поисков континентом своего места в глобализирующемся мире, наступления неолиберальной рыночной идеологии под давлением международных финансовых учреждений, последствий мирового экономического кризиса 2008-2009 гг., а также важных геополитических перемен на международной арене на рубеже столетий - распада СССР, окончания холодной войны и идеологического противостояния. В самой Африке усложнились внутренние социально-политические процессы, началось в русле общемировой тенденции движение к демократии, сопровождавшееся при росте межэтнических и региональных противоречий возросшей политической напряженностью и нестабильностью, многочисленными вооруженными конфликтами, гражданскими войнами в 90-е и начале 2000-х годов. Одновременно наблюдалось перманентное ухудшение мате-

риального положения широких слоев населения, расширение масштабов и повышение уровня бедности, падение жизненного уровня и социальная маргинализация. Все эти перемены в политической и социально-экономической жизни африканских стран - как внутреннего, так и внешнего характера - не могли не повлиять на положение профсоюзов и поиск ими путей решения стоящих перед ними новых задач, определение в изменившихся условиях своего места и роли в общественном развитии.

Программы структурной перестройки и их социальные последствия

Критическое состояние экономики и огромная задолженность африканских стран, значительную часть которых составляли наименее развитые государства, подвигли их в конце 80-х -начале 90-х годов к существенной корректировке хозяйственной политики, к смене государственной стратегии национального развития, что не могло не затронуть интересы организованных в профсоюзы трудящихся, как, впрочем, и широкие народные массы в целом. Осуществление структурных реформ в 80-90-е годы стало главным направлением экономической политики большинства государств Африки. Неспособные самостоятельно справиться с последствиями экономического кризиса африканские власти вынуждены были все более полагаться на помощь и содействие внешних доноров и международных организаций. Неолиберальные рыночные реформы в соответствии с навязанными Африке международными финансовыми структурами программами структурной перестройки предусматривали сокращение (ослабление) государственного участия в национальной хозяйственной жизни, само государство рассматривалось как главный тормоз развития, не отвечающий требованиям глобального рынка. Новыми двигателями ускорения общего хозяйственного роста объявлялись либерализация торговли, дерегулирование экономики, использование рыночных механизмов хозяйствования, улучшение инвестиционного климата через поощрение частных иностранных инвестиций, сокращение бюджетных и социальных расходов, широкая приватизация государственных активов1.

Итоги реализации Программ структурной перестройки, принятых большинством африканских стран, разработанных без учета конкретных социально-экономических и политических ситуаций в той или иной стране Африки, оказались удручающими. На практике рекомендации МВФ и ВБ сделали регион заложником перманентной задолженности и обернулись для развития Африки в 90-е годы «потерянным десятилетием»2. ПСП привели к маргинализации экономики, тяжелым социальным последствиям, о чем речь пойдет ниже, к подрыву государственных институтов и структур. Как пишет академик А.Васильев, «неолиберальная политика "структурной перестройки" усилила не только поляризацию, но и фрагментацию, и анемию общества и способствовала тому, что многие страны потеряли ориентацию в своем развитии»3.

В 80-е - начале 90-х годов регион переживал заметный хозяйственный спад, ощутимого прироста ВВП на душу населения не наблюдалось, надежды на приток частного капитала не оправдались. Это был период дальнейшего ослабления африканской экономики (особенно из-за падения на мировом рынке цен на нефть, минеральное и сельскохозяйственное сырье), роста задолженности на фоне всплеска пандемии СПИДа, периодических засух, серии неурожаев, голода. Становилось очевидным, что только действия рынка и слепое следование принципам структурной перестройки недостаточны для выхода из экономического тупика. Позднее Гана, Кения, Нигерия, Танзания, Уганда, Замбия, Зимбабве на одном из очередных раундов переговоров в рамках ВТО по условиям и правилам международной торговли в г. Дохе признали, что структурная перестройка, включая либерализацию торговли по образцам МВФ и ВБ, показала всю иллюзорность ожидаемого полномасштабного развития4.

Структурное реформирование экономик, нацеленное на интеграцию в глобальные рынки, не только не привело (несмотря на экономические успехи в отдельные годы) к реальной реструктуризации и устойчивому хозяйственному росту, повышению конкурентоспособности на мировом рынке, а, наоборот, способствовало высокой степени зависимости от внешней конъюнктуры и внешних экономических потрясений и шоков5.

Эксперты ЭКА отмечают, что экономика стран Африки продолжает сильно зависеть от производства и экспорта сырьевых товаров, при этом значительная часть поступающих инвести-

ций сосредотачиваются в добывающих и энергетических секторах. Энергетическое сырье (нефть, уголь, газ) составляет 75% от экспорта Африки (нефть из стран Субсахарского региона составляет около 12% мировых поставок нефти)6.

Будучи связанными с ростом товарной экономики и непроизводительными видами неформальной деятельности в сфере услуг, структурные изменения в нынешнем виде в большинстве стран Африки затормозили развитие реального сектора экономики, в том числе вследствие ускорения процесса ее деиндустриализации7. Особенно жесткий удар получила обрабатывающая промышленность, текстильная и легкая отрасли пострадали из-за притока дешевого импорта. Доля обрабатывающей промышленности в ВВП снизилась с 15% в 1990 г. до 10% в 2008 г. Рост промышленного производства шел за счет расширения горнодобывающего сектора, а обрабатывающая промышленность оставалась, по определению ЭКА, маргинальной8. Экономический рост в Африке происходит именно за счет развития молодых капиталоемких добывающих - нефтяных и газовых - отраслей. В Докладе ЮНКТАД за 2013 г., однако, отмечалось замедление экономического развития до 5%, а экспорт в странах, зависимых от добычи природных ресурсов, замер на отметке 0,6% в 2012 г. по сравнению с 25% в 2010-2011 гг.9

Структурные торговые и финансовые реформы, предусматривающие обязательное сокращение бюджетных расходов на социальные нужды, не приносят позитивных перемен в социальной сфере. Модель экономического роста на основе использования рыночных механизмов не привела к заметному улучшению условий жизни африканцев, снижению уровня бедности и нищеты, расширению масштабов занятости. Наоборот, она способствовала хроническому ухудшению социально-экономического положения населения, падению его жизненного уровня до критической отметки, распространению повсеместно массовой и устойчивой безработицы, в результате чего для большинства африканских стран, особенно расположенных к югу от Сахары и наименее развитых, реальностью остается изоляция от благ глобализации10.

Социальное и материальное положение значительных слоев африканского населения отличается крайней бедностью. В последних докладах Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) отмечалось, что быстрый и даже сравнительно высокий экономический рост в странах Африки не привел до сих пор к существенному снижению уровня бедности, особенно в ее субсахарской зоне. По данным Всемирного банка, обширная часть Черного континента южнее Сахары является единственным регионом мира, где постоянно и быстрыми темпами увеличивается доля крайне бедного населения - с 1981 г. по настоящее время она выросла с 205 до 414 млн чел., которые продолжают жить на менее чем 1,25 ам. долларов в день. Если 30 лет назад в Субсахарской Африке проживало лишь 11% от общего числа крайне бедного населения мира, то сегодня данный показатель достиг 30%, отмечают специалисты Всемирного банка11. В странах Африки южнее Сахары почти 50% людей живут на менее 1,25 ам. долл. в день (порог крайней нищеты). В африканских НРС 80% населения живут на сумму 2 ам. долл. на человека12. Сокращение темпов экономического роста в кризисные годы бросило почти 400 млн жителей континента в условия крайней нищеты. По оценкам ЭКА ООН, кризис 2008-2009 гг. привел к обнищанию дополнительно 27 млн африканцев13. Таким образом, очевидно, что явление бедности региона носит масштабный и устойчивый характер. Оно затрагивает все районы континента, в том числе и Южную Африку.

Бедственное положение подавляющей части африканского населения усугубляют увеличение неравенства доходов, огромный разрыв в уровне жизни богатых и бедных, разгул коррупции, проникающей во все сферы африканского общества, а также низкие показатели здоровья людей и их благополучия, как и все еще слабый доступ большинства африканцев к чистой питьевой воде, медицинскому обслуживанию (особенно для жителей сельской местности), качественному образованию, отсутствие продовольственной безопасности - всего того, что входит в перечень долгосрочных Целей развития, провозглашенных в Декларации тысячелетия ООН в 2000 г. для развивающихся стран. Очевидно, что выполнение многих Целей к 2015 году встретит немалые трудности. Так, в результате участившихся продовольственных кризисов на континенте число голодающих или страдающих от недоедания африканцев не уменьшается. По оценкам ФАО и Мировой продовольственной программы, недоедает 30% населения в странах Африки южнее Сахары14. В Тропической Африке число хронически го-

лодающих среди бедных социальных слоев в последние годы достигает 200 млн, по другим данным - 300 млн15.

Негативные социальные последствия структурных экономических реформ особенно отчетливо проявились в обострении проблем занятости в регионе, в неспособности африканских экономик стимулировать создание достаточного числа новых рабочих мест. Массовая безработица - один из главных социальных вызовов для жителей Африки - особенно затрагивает интересы работающих по найму и организованных в профсоюзы. Как считает ЮНКТАД, экономический рост даже ежегодно в 6 и более процентов, который происходит в основном за счет развития капиталоемких добывающих отраслей, не может быть устойчивым и обеспечить широкомасштабную занятость, на которой тяжело сказываются кризисные явления в мировой экономике. В ЮАР, например, - стране с развитой рыночной экономикой - мировой экономический кризис способствовал увеличению объемов безработицы. В 2000-2008 гг. безработица, по разным оценкам, составляла здесь от 25 до 40%16. В Анголе, крупнейшем производителе нефти в Африке, ВВП на душу населения поднялся почти на 92% в 2002-2008 гг., а уровень занятости упал на 2,3%17. Повышение темпов экономического роста, спад промышленного производства, особенно в обрабатывающих отраслях, как это случилось в период финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., приводит к резкому упадку занятости в современном секторе хозяйства, потере рабочих мест, увеличению безработицы. В ряде стран она составила тогда 30% и выше. Официально в странах Субсахарской Африки безработица в 2009 г. составила 7,9%, а по неофициальным данным во много раз выше, в северо-африканских странах в 2010 г.: в Тунисе -14%, в Алжире, Марокко, Египте - почти 10%18.

Сокращение масштабов занятости и рост безработицы в преобладающей степени обязан политике и практике приватизации государственных предприятий. Закрытие, банкротство или распродажа таких учреждений и предприятий и соответственно увольнение их работающего персонала (рабочих, служащих) приводили к упадку найма в госсекторе. Потерявшие здесь работу обращаются в надежде трудоустроиться в НФС или эмигрируют (квалифицированные кадры), или перебиваются случайными заработками. Меняется структура занятости, по-новому формируется рынок труда в условиях, когда неформальный, а не современный сектор экономики становится двигателем роста (growth engine)19. Особенно высок уровень безработицы среди молодежи. Так, в Алжире в 2005 г. из 2,4 млн безработных алжирцев 2/3 были моложе 30 лет. В 2010-2014 гг. безработица среди молодежи 15-24 лет в ряде стран Северной и Субсахарской Африки достигала 24% (Алжир) - 43% (Мавритания)20. Трудоустройство получившей образование (среднее или высшее) молодежи - острая проблема для стран Африки. Быстрые темпы роста молодого поколения, особенно в наименее развитых странах региона, приводят к ежегодному пополнению рынка труда новыми молодыми, часто образованными, претендентами на рабочие места.

Периоды посткризисного экономического оживления, как показывает практика, пока не смогли изменить общую картину занятости и снизить уровень безработицы. В Докладе ООН об экономическом развитии Африки за 2012 г. подчеркивается, что африканские страны нуждаются в такой стратегии роста, которая способна создавать широкомасштабную занятость, предоставлять широкие образовательные возможности для молодежи21. На сегодня устойчивая безработица остается главным бичом для всех трудящихся и профсоюзов африканских стран.

* * *

Структурные преобразования экономик африканских стран, не приведшие к формированию эффективного рынка труда, достижению устойчивого хозяйственного роста, достойных конкурентоспособных позиций в мировой экономике, тяжело отразились на положении и деятельности профсоюзов в новых исторических обстоятельствах. Слепое следование большинства африканских стран Программам структурной перестройки, как признавал экс-генсекретарь ОАПЕ Х.Сунмону, несет с собой неблагоприятные материальные и социальные последствия для трудящихся и их профессиональных организаций. Это - девальвация национальных валют и снижение уровня оплаты труда и жизни рабочих, сокращение правительственных расходов и субсидий на социальные нужды - образование, здравоохранение, жилье, водо- и электроснабжение

и т.п. (что повышает цены на эти статьи), нестабильность занятости, массовые увольнения работников из-за приватизации государственных предприятий и пр.22

Эти ранее неизвестные трудности, с которыми столкнулись профсоюзы, привели к повсеместному ослаблению профессиональных организаций трудящихся и в конечном счете к спаду профдвижения в отдельных странах и в регионе в целом. Начать с того, что армия занятых по найму в формальном секторе хозяйства существенно сократилась по причине упадка госсектора, который раньше был основным работодателем, а теперь переживает массовые увольнения рабочих и служащих из-за закрытия или приватизации государственных предприятий. Не увеличивается численность работающих в крупном частном хозяйственном секторе, который опирается на капиталоемкие технологии, он обходится без лишних рабочих рук и не только не заинтересован в создании новых рабочих мест, но и все чаще прибегает к увольнениям. В то время как занятость в современных отраслях хозяйства идет на убыль, неформальный сектор экономики (но с низкой производительностью и низкими доходами) активно растет с 90-х годов и играет все большую роль в трудоустройстве, в том числе уволенных и потерявших работу, теперь он расширяется не только за счет лиц низкой квалификации и малообразованных, но и за счет более образованной и квалифицированной части экономически активного населения - уволенных из формального сектора бывших госслужащих и наемных рабочих, специалистов со средним и высшим образованием. Это в лучшем случае, а в худшем они пополняют ряды безработных с перспективой дальнейшей маргинализации. Кроме того, временная, непостоянная, нестабильная и даже случайная занятость находит все большее распространение среди подавляющего большинства африканцев, которые добывают средства к существованию благодаря временным и случайным заработкам. Согласно годовому докладу ЭКА ООН свыше 70% жителей Африки заняты на непостоянной работе23.

Все эти явления обостряют до крайности проблему профсоюзного членства, сужают социальную базу профсоюзов. Численность состоящих в рядах профсоюзов работников в 90-е -2000-е годы заметно сократилась во всех странах региона, составляя небольшую долю в общей не занятой в сельском хозяйстве рабочей силе, - 10-20%. В Замбии профсоюзное членство в формальном секторе уменьшилось с 80% в 1970 г. до 50% в начале 2000-х годов (за четыре года - с 1995 г. по 1999 г. упало на 16,5%). В Зимбабве уровень охвата профсоюзами наемных рабочих с 1990 г. по 2000 г. снизился на 4% (из-за экономического спада, смертности от СПИДа). В Гане некоторые профсоюзы в 90-е года потеряли до 80% своих членов24. Труженики неформального сектора экономики, социально разнородные и многоликие, где сам характер труда затрудняет объединение, не охвачены профсоюзами и остаются за рамками профессиональных организаций. Остается вне рядов профсоюзов и все возрастающая армия временных, непостоянных, перебивающихся случайными заработками людей, спрос на которых со стороны предпринимателей объясняется отчасти их нежеланием идти на дополнительные выплаты, субсидии (медобслуживание, жилье и пр.), фиксированную зарплату и прочее, как это принято в отношении членов профсоюзов.

Сокращение профсоюзных рядов происходит в значительной степени за счет представителей средних слоев (гражданских служащих, интеллигенции, квалифицированного технического персонала предприятий, низшего и среднего звена чиновничества и др.), всегда занимавших (и до сегодняшнего дня) руководящие и лидерские позиции в профсоюзах, будучи одной из основных составляющих их социальной базы. Экономический кризис 80-х и 2000-х годов, тяжелые последствия хозяйственной либерализации, упадок госсектора и сокращение социальных расходов существенно ухудшили материальное благополучие и уровень жизни городских средних слоев, которые вынуждены податься в неформальный сектор экономики (НФС) или эмигрировать в развитые страны. Но средние слои оказались причастны к возникновению новых форм общественных объединений, союзов, групп, относимых к неправительственным организациям (НПО). В отсутствие реальной способности изменить положение и снизить риски рыночных реформ в процессе реализации политики структурной перестройки появление НПО также заметно сказывается на ослаблении позиций профсоюзов, уменьшении численности профсоюзных рядов25. «Усыхание» численности членов профессиональных организаций, то

есть сокращение их социальной базы, на сегодня - одна из самых болезненных проблем для профсоюзов.

Демократизация и профсоюзы

С середины 80-х и на рубеже 90-х годов серьезные экономические трудности и хозяйственный кризис усугублялись сложной политической обстановкой - кризисом авторитарных, коррумпированных диктаторских режимов, ослаблением государственных структур, упадком однопартийных политических систем, обострением межэтнических противоречий в общественно-политической жизни. Демократические процессы в Африке активизировались в 90-е годы под воздействием внешних и внутренних факторов. Западные страны-доноры и международные финансовые организации, указывая на недостаток демократии во многих африканских странах, увязывали предоставление им помощи с проведением в качестве стимула экономического роста демократических преобразований, обеспечением многопартийной демократии, переходом к политическому плюрализму, соблюдением и защитой прав человека, строительством активного гражданского общества при эффективном управлении26. Политические перемены на рубеже веков, переход к политическому плюрализму происходили в русле крепнущей общемировой тенденции к демократизации в общественной жизни, совпавшей с распадом СССР, окончанием холодной войны и биполярного миропорядка. В большинстве африканских стран различной политико-идеологической ориентации и социально-экономических курсов произошла по сути структурная перестройка политической системы, в том числе установились многопартийные политические режимы. Лозунгом большинства африканских стран стало строительство демократического общества27.

Не только внешнее влияние инициировало процессы демократизации в Африке, но и внутренние факторы в лице национальных общественных сил, заинтересованных в политической и социально-экономической модернизации, в том числе и профсоюзов, благоприятствовали продвижению к демократии.

Конец 80-х - начало 90-х годов отмечены подъемом африканского движения за демократию, против диктаторских режимов, за гражданские права и свободы. Ожидания населения, что сменявшие друг друга военные и гражданские режимы смогут добиться улучшения материального положения, ослабления разгула коррупции, обеспечивающие им в ряде случаев на первых порах народную поддержку, не оправдались. Массовые выступления населения в большинстве африканских стран послужили катализатором политических изменений. Тяжелое экономическое положение народных масс, масштабная коррупция правящей элиты вызывали многочисленные демонстрации, митинги и забастовки. Среди главных инициаторов политического протеста оказались и профсоюзы28. Основными требованиями протестующих в надежде на улучшение жизни и преодоление социально-экономических трудностей были требования политических перемен, проведения демократических выборов. В ряде африканских стран профсоюзы в отсутствие серьезной оппозиционной силы способствовали падению диктаторских и однопартийных режимов, установлению многопартийности. Так, профсоюзы сыграли решающую роль в устранении автократических однопартийных режимов и переходе к многопартийной демократии в Мали, Замбии, Малави, Конго (Браззавиль), Нигере, Сенегале и других странах.

В Мали жестокая расправа военного диктаторского режима со студентами (убиты и ранены в результате стрельбы сотни человек), поддержавшими забастовку учителей в марте 1991 г., вызвала протест профсоюзов во главе с Национальным союзом малийских рабочих, выступивших с требованием отставки правительства, которое под давлением общества и патриотически настроенных военных было вынуждено уйти. Переходное правительство национального спасения к апрелю 1992 г. разработало демократическую конституцию, организовало демократические выборы в законодательные структуры и президента29. В Республике Конго подготовка к Национальной конференции, которая должна была предложить и осуществить переход от авторитаризма к демократии, проходила в условиях растущего недовольства широких слоев населения тяжелыми последствиями социально-экономического кризиса. В Браззавиле и других крупных городах начались массовые протесты профсоюзов и студентов с требованиями демократи-

ческих перемен и многопартийности. В 1990 г. при поддержке населения произошло объединение оппозиционных сил в Движение за демократию и многопартийность30. В Замбии, где профсоюзы играли роль оппозиции по отношению к однопартийному режиму К.Каунды и Объединенной партии национальной независимости (ЮНИП), борьбу замбийского общества за многопартийную демократию в стране возглавил Замбийский конгресс профсоюзов и его генсекре-тарь Фредерик Чилуба. Поддержка населения, ожидавшего перемен к лучшему, обеспечила успех этой борьбе. Однопартийное правительство К.Каунды было вынуждено пойти на введение многопартийности. Конгресс профсоюзов Замбии (КПЗ) в 1990 г. возглавил коалиционное объединение оппозиционных сил и организаций гражданского общества, сформировавшего Движение (партию) за многопартийную демократию, председателем которого стал Ф.Чилуба. Выдвинутый в кандидаты в президенты страны в октябре 1992 г. Чилуба победил и стал президентом Замбии с октября того же года. Лидеры Конгресса профсоюзов вошли в состав нового правительства, созданного в противовес партии ЮНИП31.

В Зимбабве профсоюзы сыграли видную роль в борьбе за демократию и гражданские свободы. Они возглавили оппозиционное движение, которое развернулось со второй половины 90-х годов с целью устранить деспотический режим президента Мугабе мирным, демократическим путем. В начале 2000-х годов профцентр Зимбабвийский Конгресс профсоюзов стал одним из основателей новой оппозиционной партии Движение за демократические перемены (Movement for Democratic Change), которой удалось получить почти половину мест на выборах в парламент в июне 2000 г. Правда, серия незаконных и жестких мер со стороны власти - запугивания, угрозы, политическое насилие и пр. - помешали победить на президентских выборах 2002 г. бывшему генсекретарю ЗКП Моргану Тсвангираи32. Борьба за демократию осталась в повестке дня зимбабвийских профсоюзов. А в Южной Африке активные действия профсоюзов и проф-центра Конгресс южноафриканских профсоюзов (КОСАТУ) включились в политическую борьбу против расового угнетения, против апартеида. Совместная борьба профсоюзов и южноафриканских рабочих и патриотических политических сил привела к ликвидации режима апартеида и появлению демократического правительства в апреле 1994 г. под руководством Нельсона Манделы33. Эти и прочие примеры свидетельствуют о том, что профсоюзы выступили во главе общенародной борьбы за демократию, заняв позиции бесспорных лидеров для прочих групп гражданского общества, которые не обладали мобилизационным потенциалом профсоюзов34.

Усиление демократических процессов в африканских странах профсоюзы с самого начала связывали с активным участием народных масс и их организаций в разработке и реализации стратегии и программ социально-экономического реформирования. В феврале 1990 г. в г. Ару-ше (Танзания) состоялась международная конференция, организованная ЭКА ООН, по вопросам народного участия в возрождении и развитии стран региона, переживших тяжелый не только экономический, но и политический, социальный и гуманитарный кризис 80-х годов. В работе конференции участвовали профсоюзы в лице Организации африканского профсоюзного единства (ОАПЕ) наряду с другими общественными организациями, а также представители правительств и ООН. Принятая на конференции разработанная при участии ОАПЕ Африканская Хартия народного участия в развитии и трансформации провозгласила фундаментальное право людей на полное и эффективное участие в принятии решений, которые затрагивают их

35

жизнь .

От профсоюзов требовалось, в частности: быть демократическими, добровольными, независимыми и ответственными организациями, защищать такие права профсоюзов, как право на забастовку, обратить особое внимание на эффективное и демократическое участие женщин-членов профсоюзов в делах организаций, защищать права трудящихся на свободу объединения, заключение коллективных соглашений и участие в управлении36. Выполнение рекомендаций Хартии должно было обеспечить гарантии конституционных прав для демократических институтов, в том числе профсоюзов, представительство народа и его организаций в национальных институтах, верховенство закона, социальную и экономическую справедливость, создание возможностей для полной занятости37. Профсоюзы приветствовали принятие Хартии, имеющей прежде всего отношение к их роли в демократических процессах, осознавая, что «нации не могут быть построены без поддержки и участия народа, ни экономический кризис не может быть

разрешен, ни экономические и гуманитарные условия не могут быть улучшены без полного и эффективного вклада, креативности и энтузиазма подавляющего большинства народа38.

Как говорится в документах тех лет, профсоюзы возлагали большую надежду на то, что «ветер демократических перемен открыл двери возрождению независимого профдвижения» в Африке, что «если есть демократия, то есть и свободные и независимые демократические профсоюзы, которые имеют право высказывать свое мнение о методах, которыми управляются их страны39. При этом поддержка демократических процессов требует, по признанию самих профсоюзов, тесного сотрудничества и единения с прочими организациями гражданского общества, составной частью которого они являются, в целях укрепления способности и потенциала противостоять противникам демократизации40.

Эйфория и большие ожидания большинства населения, как и самих профсоюзов, от начавшихся демократических перемен постепенно сменились всеобщим разочарованием, апатией, недоверием или даже недовольством правительством, которое полностью не отказалось от авторитарных методов. Молодые демократы не смогли дать большинству населения улучшения уровня жизни, решения социально-экономических проблем, особенно безработицы. Более того, демократические правительства возвращались к авторитарным методам правления. Отражением и итогом назревавших внутренних социально-экономических и политических проблем африканских стран в условиях принятой ими неолиберальной модели развития явился малийский кризис 2012-2013 гг. В марте 2012 г. произошел военный переворот, когда под угрозу была поставлена территориальная целостность страны, активизировались исламистские группировки, армия оказалась парализованной. Политическая система Мали, которая считалась образцом демократии, страны с относительно развитым гражданским обществом и демократическими институтами, соответствовала только формальной букве демократии41.

Необходимость постоянной борьбы за демократию, гражданские права и свободы, укрепление демократических процессов в странах региона остается для независимых профсоюзов очевидной.

Это доказывает и пример стран Северной Африки, где массовые протестные выступления с декабря 2010 г. воспринимались поначалу как новая волна демократизации в этом районе континента. Народные массы выступили за гражданские права, подлинную демократию, против авторитарных режимов, за реформы, за «свободу и справедливость». «Арабская весна» не могла не дестабилизировать обстановку в Тропической Африке - странах южнее Сахары, основные политические и социально-экономические проблемы которых во многом схожи с северо-африканскими42. Революции в Египте, Тунисе вызывали симпатию у африканцев из других стран региона; вдохновленные примером североафриканских соседей во многих городах субса-харской Африки - Хартуме, Джибути, Луанде, Уагадугу, Дакаре и др. состоялись продемокра-тические выступления, организованные студентами и поддержанные профсоюзами.

В Свазиленде прошли митинги студентов и профсоюзов в различных городах страны. В Сенегале совместно организованные гражданскими организациями, включая профсоюзы, и оппозиционными партиями протесты в Дакаре и других городах против антидемократического закона о будущих президентских выборах привели к отзыву этого документа президентом страны43.

Профсоюзы, партии и государство

Вопросы взаимоотношений профсоюзов с политическими партиями и властью и проблемы защиты профсоюзной самостоятельности в контексте неолиберальной экономической политики остаются, как и прежде, чрезвычайно важными.

Процессы демократизации и переход к политическому плюрализму в большинстве африканских стран привели к образованию и регистрации десятков новых партий и легализации оппозиционных объединений. В Замбии в 1995 г. было официально зарегистрировано более 30 политических организаций, в Нигерии в конце 90-х годов - 30, в Республике Конго к середине 2000-х годов имелось свыше 100 политических партий, в Камеруне действуют свыше 150, Кот-д'Ивуаре - свыше 100, в ДРК - свыше 270 политических объединений. «Побочным продуктом» многопартийности явилось усиливающееся политическое противостояние и противоборство,

внутренняя политическая конфронтация и борьба, приводившие к активизации оппозиционных партий, имеющих преимущественно этноконфессиональную основу. При этом, как подчеркивал Н.Д.Косухин, множественность партий не отражает многовариантность партийных программ и установок, наличие выдвигаемых партиями различных стратегий развития. Тем не менее ведущей тенденцией в формировании многопартийных систем стало доминирование какой-либо одной партии в ранге правящей. Так сложилось в большинстве стран Африки44.

Правящие партии, пришедшие к власти в результате демократических многопартийных выборов, стремятся в новой обстановке, как раньше их предшественники-однопартийцы, держать под контролем профсоюзы как потенциальную угрозу их властным позициям. Как отмечает Л.Я.Прокопенко, «введение многопартийной системы существенно не изменило природу и роль правящей партии. Борьба за власть по-прежнему идет... в рамках одной и той же группы претендентов. В этих условиях сохраняются прежние стиль и методы государственного управления»45. Профсоюзы привычно характеризуются как тормоз на пути экономического развития, занятые исключительно политическими делами, их обвиняют в непатриотичности и предательстве национальных интересов. На это Х.Сунмону, бывший генеральный секретарь ОАПЕ, еще в 1996 г. отвечал: «рабочие имеют неоспоримые права на участие в политике. Социальные, политические и экономические решения правительств затрагивают всех граждан и все граждане страны имеют право эффективно участвовать во всех таких решениях. А каков характер этого участия в политике, будет зависеть от объективных условий и реалий каждой страны»46.

Правительства и правящие партии не нуждаются в потенциальной профсоюзной оппозиции правительственному курсу, сыгравшей видную роль в борьбе за демократию и демократические права населения и продолжающей поддерживать демократические процессы. Но, как уже говорилось, сохранение весьма сильных авторитарных начал облегчает попытки власти нарушить права профсоюзов, в том числе права на свободу ассоциаций и объединений, заключение коллективных договоров. Правда, прямое запрещение деятельности профсоюзов и репрессии в отношении к ним не являются общей практикой в большинстве стран Африки, скорее это исключение. Власть предпочитает действовать «демократическим» путем, через поправки к трудовому законодательству, пересмотр законодательных принципов трудовых отношений и деятельности профсоюзов. Эти действия ставят своей целью ослабить влияние профдвижения, ограничить право профсоюзов на забастовку и т.п. Среди других мер в отношении профсоюзов есть и такие, как провоцирование соперничества и поддержка раскола в рядах профсоюзного руководства, а также аресты, угрозы и, возможно, репрессии в тех случаях, когда профессиональные организации проявляют чрезмерную политическую активность и включаются во внутреннюю политическую борьбу.

В 90-х годах правительство Замбии внесло поправки в Закон об индустриальных отношениях от 1971 г., которые теперь ограничивали право на забастовку, устанавливали новые трехсторонние структуры для переговоров по трудовым вопросам. Закон об индустриальных и трудовых отношениях 1993 г. не только ограничивал право на забастовку, но и объявил незаконными стачки солидарности. Новые поправки от 1997 г. касались пересмотра процедуры урегулирования трудовых споров. Целью «либерализации» трудовых отношений было ослабить позиции Конгресса профсоюзов Замбии, отбросить профсоюзы на обочину политической жизни47. Также и в Ботсване Закон о трудовых спорах от 2004 г. усложнял процедуру урегулирования трудовых споров и получение права на легальную забастовку. В Зимбабве при поддержке правительства, пытавшегося расколоть профсоюзы и ослабить Конгресс профсоюзов Зимбабве как опору оппозиционного движения, была создана в 1998 г. Федерация профсоюзов Зимбабве. Расколу в рядах профсоюзов способствовала ликвидация правительством организационного принципа «одна отрасль, один профсоюз», что чувствительно затронуло профсоюзы в горнодобывающей отрасли, на транспорте, в секторе образования, услуг и другие. Были введены специальные так называемые экспортные зоны (Export Processing Zones), в которых национальное трудовое законодательство не действовало (вплоть до 2004 г.), что затрудняло деятельность профсоюзов48. Зимбабвийский Конгресс профсоюзов выступил в качестве оппонента правительственной политике и стратегии развития, представив в 1997 г. собственную политическую программу. ЗКП подвергался угрозам и репрессиям со стороны режима Мугабе, который рас-

сматривал его как опору политической оппозиции в стране, поощрял и финансировал раскольнические профсоюзные группы.

В Нигерии правительство с целью ослабить (устранить) профсоюзную оппозицию издало в 1996 г. поправки к декрету о профсоюзах, которые затрудняли независимым профсоюзным деятелям возможность занимать лидерские позиции в Нигерийском конгрессе труда (НКТ). Более того, министр труда по Декрету 1996 г. мог снять с регистрации любой профсоюз, даже если он являлся членом МОТ или ОАПЕ. Кампания за отмену этого декрета получила массовую поддержку не только организованных трудящихся, но и известных нигерийцев из всех слоев обще-

49

ства .

Другой способ ослабить профсоюзы и их политический потенциал - кооптация профлидеров в структуры правительства и правящей партии, что ведет к их обюрокрачиванию, снижению полноценной возможности профсоюзов играть самостоятельную роль национальной общественной силы и не терять свое политическое влияние. Близость к политической власти везде оборачивается потерей профсоюзами самостоятельности и независимости.

Требования со стороны профсоюзов большей независимости от партий как вызов авторитаризму всегда связывались с возможностью влиять на политику власти. В новых условиях перед профсоюзами встали задачи достижения (или сохранения) самостоятельности и в организационном плане, и в плане возможно широкого участия в политической деятельности, автономности от правящей партии и государства при сотрудничестве с единомышленниками в гражданском обществе и с теми политическими организациями, чьи программы действий отражают интересы широких слоев населения. Политическая либерализация способствовала разрыву прежде весьма тесных и зависимых отношений с партийно-правительственным руководством, благоприятствовала все более очевидной нацеленности профсоюзов на самостоятельность и автономию.

Трансформация в отношениях профсоюзов и правящих партий имеет свои особенности и отличия в конкретных условиях отдельных африканских стран. Они складываются по-разному в разных странах региона - от сохранения тесных связей и сотрудничества с правящими партиями до попыток создания собственных «рабочих» партий, а также позиций политического нейтралитета. Так, в Уганде, по сути авторитарном режиме, профсоюзы в лице своего руководства сохраняют тесные связи и сотрудничают с правящим режимом Мусевени, инкорпорированы в структуры законодательной власти (парламента). В итоге профсоюзы здесь лишены должной самостоятельности в отстаивании своих интересов и проводят в жизнь правительственную политическую линию.

В Египте (до падения режима Мубарака и до «арабской весны») профсоюзы были тесно связаны с политической правящей партией, входили в ее структуры, не обладая заметным влиянием и самостоятельными позициями. Одной из партий, отражающей интересы профсоюзов, а также мелких предпринимателей и собственников, сегодня является так называемая легальная оппозиция - Социалистическая партия труда (СПТ)50.

Крупнейший профцентр Сенегала - Национальная конфедерация трудящихся Сенегала (НКТС) официально входил в правящую Социалистическую партию, хотя в рядах профсоюзов были и недовольные проводимыми неолиберальными реформами и выступавшие за профсоюзную самостоятельность. После поражения Социалистической партии на выборах 2000 г. НКТС официально порвал с ней отношения. В результате поддержки профсоюзами, политическими партиями левого толка и широкими слоями населения к власти пришла основная на тот момент оппозиционная партия Абдулая Вада. С падением однопартийного режима СП окрепло стремление профсоюзов быть независимыми. Но новое правительство и партия Вада, до того не имевшая опыта тесного сотрудничества с профсоюзами, предприняла попытку установить свой контроль над НКТС (в частности, через подкуп профлидеров грантами и льготами), что усилило раскол и расхождения в профсоюзной среде между сторонниками власти и теми, кто выступал за автономию от правительства. В целом сохранялись непрочные и даже напряженные партийно-профсоюзные отношения из-за проводимой правительством экономической политики, имевшей тяжелые социальные последствия для народа51.

В Гане профсоюзы во главе с Конгрессом профсоюзов страны с 1992 г. придерживаются в отношениях с политической властью политики неприсоединения (что закреплено в Уставе Конгресса), продиктованной отчасти прошлым опытом фактического подчинения профсоюзов Партии народного конвента Ганы и правительству Кв.Нкрумы, а также неудачными попытками КПГ сформировать собственную партию. Не входя в прямую оппозицию режиму, профсоюзы остаются политически нейтральными, автономными, хотя стремятся занять активные позиции в гражданском обществе страны. Несколько независимых профсоюзов вошли в учрежденную в 1999 г. Федерацию труда Ганы.

В других африканских странах профсоюзные организации, стремясь укрепить и сохранить самостоятельные позиции, предпринимают усилия по созданию собственных партий, которые становятся оппозицией (или сотрудничают с оппозиционными партиями) с целью эффективно влиять на политическую жизнь. В Нигерии, где некоторые профцентры неоднократно пытались, в целом не очень удачно, создать «Рабочую партию», с 1999 г. и начала 2000-х годов Нигерийский конгресс труда (НКТ) - доминант на нигерийской профсоюзной сцене, пользуясь широкой народной поддержкой, вступил в конфронтацию с правящим режимом. В стране состоялись созванные НКТ всеобщие забастовки против повышения цен на топливо. В 2003 г. возникла «Рабочая партия», которая участвовала в местных выборах 2004 г., но ее деятельность натолкнулась на идейное противодействие и ограничительные меры правительства Обасанджо. В Замбии профсоюзы активно участвовали в создании оппозиционной партии Движение за многопартийную демократию и формировании на ее основе нового правительства, с которым, однако, у профсоюзов не сложились прочные отношения, и партия под давлением правительства вынуждена была уйти с политической арены52. В феврале 2001 г. профсоюзы и прочие организации страны приняли совместный документ «Декларацию Оазис», который решительно отверг возможность третьего срока Ф.Чилубы.

В ЮАР профсоюзы и профцентр КОСАТУ, из рядов которого вышли многие новые политические лидеры, имели заметное влияние на политику правительства Н.Манделы. Достаточно сказать, что Программа восстановления и развития, ставшая манифестом Африканского национального конгресса (АНК) на выборах 1994 г., с которой правительство Н.Манделы в том же году начало борьбу с наследием апартеида, была во многом заимствована у КОСАТУ. В целом демократическое правительство с 1994 г. приняло серию законов, улучшающих трудовые отношения в стране, повышающих организационный потенциал профсоюзов, хотя были введены и некоторые ограничения прав трудящихся (например, запрет забастовки в ответ на увольнение, а также в «важных» отраслях экономики). С 1996 г., с укреплением власти АНК, это влияние сошло на нет, особенно при президентстве Т.Мбеки, когда правительство взяло курс на проведение неолиберальной макроэкономической политики, в большинстве случаев шедшей вразрез с программой КОСАТУ. Усиление в середине первого десятилетия 2000-х годов соперничества лидеров в руководстве страны, рост разногласий в рядах правящей партии АНК отразились на отношениях АНК со своим союзником - КОСАТУ, внутри которого также нарастали противоречия и соперничество по вопросам проводимой правительством Т.Мбеки социально-экономической политики и перспектив его смены на посту президента страны. Поддержка не только КОСАТУ, но и Южно-Африканской коммунистической партии (ЮАКП) и значительной части зулусского населения53 обеспечила победу кандидату на пост нового президента - Дж.Зуме, на которого возглагались надежды на корректировку неолиберального экономического курса. КОСАТУ, входя в правящую партию АНК (что способствует, по мнению профцентра, поддержанию своего влияния в обществе), продолжает сохранять значительную самостоятельность и независимость в отношениях с партийно-правительственным руководством. Но недавний раскол в КОСАТУ и отказ крупнейшего члена профцентра - Национального профсоюза металлистов Южной Африки - поддержать правящую партию президента Дж.Зумы грозит подрывом трехстороннего правящего альянса, в который вместе с АНК и ЮАКП входит и КОСАТУ.

Таким образом, отношения профсоюзов и правящих партий складываются неодинаково в разных африканских странах, что отражает появление в ходе политических перемен «профсоюзного плюрализма», надежды на который возлагали профлидеры с начала демократических процессов в регионе54. Но очевидно, что общие для всех африканских стран проблемы - безра-

ботица и увольнения, урезание заработной платы, упадок социальной сферы - и борьба с ними неизбежно превращают любые профсоюзы в заметного оппонента правящей партии и правительства. Профсоюзы в Африке меняют свое отношение к правящим партиям в сторону ослабления прежних тесных связей и партийного влияния, большей независимости и самостоятельности в своей деятельности при налаживании взаимодействия и сотрудничества с другими организациями гражданского общества - женскими организациями, НПО, организациями в неформальной экономике и тому подобными, что рассматривается как один из путей роста политического влияния и участия профсоюзов в общественном развитии.

Экономическая борьба профсоюзов

Отстаивание профсоюзными организациями своих самостоятельных и независимых позиций в отношениях с правящими политическими партиями и государством, способное переходить даже в конфронтацию с властями, в значительной степени диктуется необходимостью защищать непосредственные нужды и права организованных наемных рабочих, бороться за улучшение их материального положения, существенно подорванного в ходе структурных экономических реформ. Профсоюзы выступали выразителями интересов не только своих членов, но и широких слоев населения.

Протест профсоюзов уже на раннем этапе структурной перестройки и либерализации хозяйственной жизни был направлен против массовых увольнений, приватизации или закрытия государственных предприятий, сокращения заработной платы, на восстановление государственных субсидий на социальные нужды и т.п.

Уже в начале 90-х годов отмечены акции протеста профсоюзов, забастовки и демонстрации в Бенине, Буркина-Фасо, Габоне и Нигере против девальвации на 50% франка (в Центральной франкофонной Африке), что резко сказалось на сокращении заработной платы. Профсоюзы требовали значительного повышения оплаты труда (от 35% в Чаде до 50% в Бенине, Мали, Сенегале, Того)55. Протестные акции профсоюзов проходили в обстановке перманентного, не снижающегося общественного недовольства ростом дороговизны жизни, повышения цен на базовые продукты питания, на энергоносители. Так, 2008 г., например, был отмечен волной народных выступлений в разных странах Африки. Хлебные бунты в тот период разразились в Камеруне, многочисленные демонстрации и столкновения с правительственными силами имели место в Кот-д'Ивуаре, Сенегале, Буркина-Фасо, Мавритании (с последующими репрессиями и арестом участников протеста)56.

Осуществление профсоюзами функций по защите интересов своих членов сталкивается со значительными трудностями. Потенциал профсоюзов в этой сфере, конечно, сохраняется, но оказывается недостаточным (за исключением ЮАР), чтобы перейти к активной и масштабной стачечной борьбе, способной заметно повлиять на социально-экономическую политику правительства. Профсоюзы не отказываются от такой формы протеста, как забастовки и остановки работы, полагая, что защита прав профсоюзов, особенно права на забастовку, является одним из условий повышения их роли в общественно-политической жизни57. Неблагоприятную роль играет давление правящих кругов, стремящихся держать под контролем действия профорганизаций и прибегающих к корректировке трудового законодательства в своих интересах, усложнению правил и процедур по реализации легального права на забастовку и коллективных соглашений. К сдерживающим факторам можно отнести и обюрокрачивание профсоюзного руководства, соперничество в рядах профсоюзов, лидеры которых теряют доверие рядовых членов этих организаций, а также ослабление позиций формального сектора экономики и сужение масштабов занятости в нем, сокращение численности членов профсоюзов (кроме ЮАР), их тяжелое финансовое положение. Главное же то, что забастовки чаще всего приводят к увольнениям. Страх быть уволенным, потерять работу и не найти новую в условиях высокой безработицы (во всех африканских странах), заставляющей постоянно занятых работников по найму в формальном секторе экономики дорожить своим рабочим местом, в значительной степени снижает боевитость, активность и готовность потенциальных забастовщиков пожертвовать тем малым, что возможно пока как-то обеспечивает их физическое выживание и позволяет держаться на плаву.

Профсоюзы, нередко вместе с оппозиционными партиями, общественно-политическими движениями, выступают против неспособности властей решать насущные социально-экономические проблемы своих стран. Выступления против увольнений, сокращения зарплаты и ухудшения социального положения трудящихся увязываются профсоюзами, в частности, с борьбой против политики приватизации - одного из принципов неолиберального реформирования - с целью сдержать ее влияние на сокращение занятости и рост безработицы. В ряде случаев профсоюзам удавалось минимизировать или смягчить негативный эффект экономической реструктуризации.

В Зимбабве в 90-е годы профсоюзы бросили вызов новой политике структурной перестройки. С конца 90-х годов забастовки стали постоянной формой протеста. В 1998 г., 2001 г. Зим-бабвийский конгресс профсоюзов (ЗКП) организовал общенациональные забастовки (stay aways) против ухудшения положения рабочих. Правительство запретило забастовки и народные формы протеста, ввело наказание, вплоть до ареста, за поддержку подобных действий58. В Алжире профсоюзы активно выступали против катастрофических последствий экономических структурных реформ уже с начала 90-х годов. В 1998 г. состоялась забастовка, организованная Всеобщим союзом алжирских трудящихся (ВСАТ), которая заставила правительство приостановить закрытие государственных предприятий; отношения профсоюзов и правительства оставались напряженными, и в том же году состоялась новая серия забастовок59. Взятый в 1999 г. курс на ускоренную приватизацию и продолжение структурных реформ в экономике встретил сопротивление профсоюзов, а в 2001 г. протест трудящихся и массовые народные волнения в связи с новым витком роста цен на продовольствие вынудили правительство приостановить проведение приватизации60.

Забастовки профсоюзов отмечались в 2000-е годы в ряде африканских стран. В 2011 г. бастовали замбийские горняки в компаниях, чаще всего принадлежащих индийским и китайским предпринимателям, добиваясь повышения заработной платы. В 2012 г. Нигерию потрясли демонстрации, возглавляемые профсоюзами, протестовавшие против экономического курса правительства. В начале года бастовали работники нефтедобывающей отрасли, входящие в профсоюз рабочих нефтяной промышленности и конфликтующие с компанией «Шелл». Они выступали против отмены субсидий на бензин и соответственно роста цен на него. В Гвинее в апреле

2012 г. рабочие предприятий российской компании «Русал», владеющей бокситно-глинозем-ным комплексом, объявили забастовку с требованием повышения зарплаты. В Египте в апреле

2013 г. всеобщая забастовка машинистов железнодорожного транспорта, которые выступали за повышение оплаты труда, в том числе за сверхурочные работы, за меры безопасности на рабочих местах, парализовала железнодорожное сообщение страны61. В том же году в Гвинее-Бисау состоялась забастовка госслужащих - работников государственных учреждений и служб, школ и лечебных заведений. Стачку против задержек выплаты заработной платы организовали Национальный союз трудящихся Гвинеи и Всеобщая конфедерация независимых профсоюзов62.

В Марокко в октябре 2014 г. прошла общенациональная забастовка государственных служащих, участники которой выразили протест против неэффективного социально-экономического курса правительства, возглавляемого генсекретарем умеренной исламистской Партии справедливости и развития (ПСР). Инициаторами забастовки выступили крупнейшие профсоюзы королевства - Марокканский союз труда (МСТ), Демократическая конфедерация труда (ДКТ) и Демократическая федерация труда (ДФТ). Участники забастовки - работники государственных учреждений и различных бюджетных отраслей, в том числе сферы транспорта и услуг. В совместном заявлении профсоюзов отмечалось, что правительство закрыло дорогу к обсуждению таких важных вопросов, как пенсионная реформа, распределение субсидий. Отмечалось также падение покупательной способности населения на фоне роста цен на продукты питания, услуги транспорта, топливо, воду и электроэнергию. В заявлении также возложена ответственность на правительство и за притеснение свобод профсоюзов и проводимых ими мирных манифеста-

«63

ций .

Особенно широкий размах выступления профсоюзов против правительственной политики неолиберализма и реструктуризации экономики и забастовочная борьба трудящихся приняли в ЮАР в 2012-2013 гг. Ранее мощное сопротивление профсоюзов, которое выразилось в анти-

приватизационных забастовках 2001, 2002 гг., вызывала правительственная политика приватизации. Выступления южноафриканских профсоюзов смогли помешать приватизации железных дорог. С августа 2012 г. страну захлестнула волна забастовок рабочих-горняков (десятки тысяч бастующих) на золотодобывающих и платиновых шахтах, проводимых альтернативными профорганизациями. Годом ранее состоялись забастовки рабочих (110 тыс.) металлургической промышленности за повышение заработной платы при участии Национального союза металлургов. Тогда же Национальный союз горняков ЮАР организовал общенациональную забастовку на шахтах по добыче золота (с общим числом бастующих более 200 тыс. чел.)64. В начале 2012 г. вспыхнули беспорядки и забастовки на крупнейшем в мире платиновом руднике Импала. В ряде случаев полиция открывала огонь по участникам забастовок. В 2013 г. бастовали горняки алмазных компаний, в 2014 г. - забастовка на платиновых шахтах за увеличение зарплаты, в ходе которой произошли столкновения с полицией. Участвовали 80 тыс. членов Ассоциации шахтеров и строительных рабочих (АМКУ) на рудниках платиновых компаний. Завершилась забастовка (через 5 месяцев) в середине 2014 г. соглашением о повышении заработной платы. В тот же период успешно закончилась месячная забастовка металлистов - членов профсоюза металлистов ЮАР (КиМ8Л), в результате которой было подписано соглашение о повышении заработной платы.

Особое внимание в своей деятельности профсоюзы уделяют борьбе с безработицей, увеличению занятости через создание новых рабочих мест и помощи, в том числе материальной, уволенным рабочим и безработным. По мнению профсоюзов некоторых стран (Замбия, Нигерия и др.), решению этих вопросов могут способствовать проекты «самопомощи» - создание кооперативов, собственных рабочих ферм, информационных центров по поиску и обеспечению занятости в НФС, а также центров профессиональной подготовки для потерявших работу при увольнении, консультационных служб по обучению ведению бизнеса и т.п.65 Еще в принятой в 1990 г. Африканской Хартии народного участия в развитии и трансформации были определены задачи профсоюзов: помогать в организации рабочих кооперативов, учреждение малых и средних предприятий для безработных. Профлидеры Нигерии, говоря о задачах на будущее нигерийских профсоюзов, среди прочего называют вложение профессиональных средств в небольшие и средние предприятия для создания новых рабочих мест. Профсоюзы и Нигерийский конгресс труда обязывались учредить экономические отделы или Департаменты, находить экспертов-советников по вопросам инвестиций, управления, а также ресурсы для учреждения банков и инвестиционных компаний, страховых компаний, управления отелями и пр.66

Важным условием повышения результативности и эффективности борьбы за социально-экономические требования трудящихся, по мнению профсоюзов, является рост численности организованной наемной силы, входящей в профсоюзы. Это одна из основных задач этих организаций на современном этапе. Полагают, что этого можно добиться путем активного привлечения к участию в профсоюзной деятельности женщин, молодежи, уволенных членов профорганизаций, а также работников НФС, сельскохозяйственных рабочих. Со стороны профсоюзов предпринимаются усилия организовать растущую армию занятых в НФС, стимулировать их к созданию в своих рядах профессиональных организаций, что встречает на практике большие затруднения не только из-за недостатка финансовых средств, но и из-за самого характера труда в этом секторе.

Другая важная задача профсоюзов Африки - сотрудничество и совместная работа с другими общественными организациями в целях построения гражданского общества и достижения социальной и экономической справедливости, уважения человеческих и профсоюзных прав, но также как условие достижения успеха в противодействии конкретным жестким требованиям политики хозяйственной либерализации67. Так, профсоюзы в случае угрозы приватизации жизненно важной хозяйственной отрасли или достижения какой-либо иной своей цели полагаются на сотрудничество и взаимодействие с другими организациями гражданского общества, в частности на НПО, то есть стремятся использовать новые формы самоорганизации общественной жизни. В Гане, например, профсоюзам в сотрудничестве с НПО удалось предотвратить приватизацию воды. Есть все основания для политического союза профсоюзов с организациями гра-

жданского общества не только для защиты прав человека, демократии, но и отстаивания экономических интересов трудящихся.

В целом значительные трудности, с которыми сталкиваются африканские профсоюзы в деле защиты своих профессиональных прав и достижения достойного жизненного уровня населения в условиях глобализационных структурных изменений, преодолеваются с трудом или пока остаются неразрешимыми.

* * *

Профсоюзы Африки переживают нелегкие времена. Трудности, с которыми они сталкиваются в выполнении своей традиционной функции - защиты непосредственных, повседневных нужд и интересов трудящихся, - во многом обусловили спад профсоюзного движения в большинстве африканских стран. Сужение масштабов занятости в формальном секторе экономики, сокращение общей численности членов профсоюзов, их тяжелое финансовое положение ослабляют потенции прежде сильных и влиятельных профсоюзных организаций. Во многих случаях профсоюзы крайне слабы.

В то же время значимость профсоюзов как массовой, имеющей опыт организованной борьбы социальной и политической силы, способной в кризисной ситуации стать оппонентом правящего партийно-правительственного руководства, не стоит преуменьшать или отрицать.

Профсоюзы в большинстве стран Африки остаются организованной в национальном масштабе силой, сконцентрированной преимущественно в городах, связанной с современными формами хозяйства и общественной жизни. Они обладают особым социальным составом, их социальная база - не только рабочие, но и представители активных в социальном и политическом отношении элементов африканского общества - средние слои, которые играют все возрастающую роль в общественно-политической жизни, в трансформации политических систем. Профсоюзы имеют разветвленную в масштабах страны структуру, готовую для мобилизации не только членов организации, но и других общественных сил на протестные выступления социально-экономического и политического характера. Очевидно, сохраняется потенциал профсоюзов как массовых организаций трудящихся активным путем выражать интересы и недовольство не только наемных рабочих, но и широких слоев населения.

1 Энциклопедия «Африка». М., 2010. С. 174; Africa South of the Sahara. 2013. L., 2013. P. 39, 40.

2 Глобализация как фактор социальных перемен в современном мире. М., 2012. С. 135, 138; Васильев А.М. Африка и вызовы XXI в. М., 2012. С. 33.

3 Васильев А.М. Указ.соч. С. 56.

4 New African. L., 2007. № 458. P. 16.

5 Economic Report on Africa. 2009. Addis Ababa, 2009. P. 41.

6 Economic Development in Africa: Report 2012; Structural transformation and sustainable development in Africa. N.Y.; Geneva. UN, 2012. P. 128,129; Africa South of the Sahara. 2013. L., 2013. P. 12; Пульс планеты. БВ АФ. 2014. 7 мая. С. 14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 Азия и Африка сегодня. М., 2014. № 6. С. 2. Мельянцев В.А. Развивающиеся страны: рост, эффективность, противоречия и перспективы.

8 Economic Report on Africa. 2009... P. 60.

9 Пульс планеты. БВ АФ. 2013. 22 ноября. С. 15.

10 Глобализация как фактор социальных перемен. С. 55.

11 Пульс планеты. БВ АФ. 2014. 7 мая. С. 14; 2014, 3 июля. С. 14.

12 Africa South of the Sahara. 2013. L., 2013. P. 3, 14; Глобализация как фактор. С. 72, 75.

13 Там же.

14 Economic Development in Africa; Report 2012. P. 2.

15 Африка: окружающая среда и человек. М., 2013. С. 145.

16 Скубко Ю.С., Шубин Г.В. Социально-экономическое и политическое развитие ЮАР в 2005-2009 гг. М., 2009. С. 15.

17 Пульс планеты. БВ АФ. 2013. 22 ноября. С. 14.

18 Africa South of the Sahara. 2013. L., 2013. P. 12; http://www.newunionism.net; www.africapedia.com

19 Africa South of the Sahara. 2013. L., 2013. P. 9.

20 The Middle East and North Africa. 2013. L., 2013. P. 193; www.data.worldbank.org

21 Economic Development in Africa: Report 2012. P. 4.

22 http://www.library:FES.DE

23 Пульс планеты. БВ АФ. 2014. 7 мая. С. 14.

24 http://www.newunionism.net

25 Африка. Проблемы становления гражданского общества. М., 2007. С. 152.

26 Africa South of the Sahara... P. 40.

27 Косухин Н.Д. Африка: поиски обновления. М., 2007. С. 12.

28 Там же. С. 93.

29 http://library:FES.DE

30 Косухин Н.Д. Африка: поиски обновления. М., 2007. С. 95.

31 http://library:FES.DE

32 http://www.newunionism.net

33 Harnessing African Trade Unions Contribution to Political, Social and Economic Initiatives of the African Union: Past, Present and Future - OATUU'S paper presented by Hassan A.Sunmonu to the African Union / OATUU Partnership Forum, OATUU Conference Hall. Accra, Ghana, 3-5 April, 2007. P. 2.

34 Journal of Modern African Studies. Cambridge, 2010. Vol. 48. № 1. P. 177.

35 http://www.Afrimap.org

36 Ibidem.

37 Ibidem.

38 Ibidem.

39 The Courier. Bruxelles, 1996. № 156. P. 76.

40 http://www.library.FES.DE

41 Азия и Африка сегодня. М., 2014. № 6. С. 53, 54. Динко Э.Т. Мали: разбитая витрина западноафриканской демократии.

42 Вестник Российской академии наук. М., 2014. Т. 84. № 6. С. 492, 497; Africa Renewal. N.Y., 2011. Vol. 25. N 2, 3. P. 13.

43 Ibidem.

44 Косухин Н.Д. Африка: поиски обновления. С. 107.

45 Прокопенко Л.Я. Замбия: особенности становления многопартийной системы (90-е годы). Ученые записки Института Африки РАН. Вып. 17. М., 2000. С. 43.

46 http://www.library.FES.DE

47 http://www.newunionism.net

48 Ibidem.

49 Ibidem.

50 Энциклопедия «Африка». Т. I. М., 2010. С. 814.

51 http://www.HS RC PRESS.ACZA; http:/www.FES DE/gewerschaften

52 Ibid; http://www.FES.NAM.org

53 Скубко Ю.С., Шубин Г.В. Социально-экономическое и политическое развитие ЮАР... С. 44.

54 The Courier. Bruxelles, 1996. № 156. C. 76.

55 Ibid. P. 77.

56 Компас. ИТАР-ТАСС. М., 2008. № 20. С. 32.

57 http://www.AFRIMAP.org

58 http://www.newunionism.net

59 The Middle East and North Africa. 2013. P. 194.

60 Ibidem.

61 Пульс планеты. БФ АФ. 2013. 9 апреля. С. 13.

62 Пульс планеты. БФ АФ. 2013. 18 декабря. С. 10.

63 Компас. ИТАР-ТАСС. М., 2015. № 3-4. С. 63.

64 Пульс планеты. БФ АФ. 2011. 7 февраля. С. 14.

65 http://www.newunionism.net; http://www.library.FES.DE

66 Ibidem.

67 http://www.Library.FES.DE

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.