Научная статья на тему 'Профсоюзы в политическом процессе в странах Юга Африки'

Профсоюзы в политическом процессе в странах Юга Африки Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профсоюзы / страны Юга Африки / права трудящихся / политический процесс / взаимодействие с властями / политическая модернизация / партии / политизация / солидарность профсоюзов / гендерное равенство / trade unions / South African countries / workers’ rights / political process / interaction with authorities / political modernization / parties / politization / solidarity of trade unions / gender equality

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Прокопенко Л. Я.

В статье рассмотрено влияние профсоюзов на политический процесс в странах Юга Африки. Показана роль профсоюзов как одних из активных субъектов политических отношений в ряде стран региона. Особое внимание уделено их многофункциональности в условиях политической модернизации, так как в отдельных случаях (ЮАР, Замбия, Зимбабве, Ботсвана и Намибия), сохраняя свою главную функцию по защите прав трудящихся, профсоюзы выступают в качестве общественно-политических движений. Они стали также своеобразной «кузницей» политических кадров: многие профсоюзные деятели начали собственную политическую карьеру в качестве лидеров партий и депутатов парламента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Trade Unions and the Political Process in Southern Africa

The article examines the influence of trade unions on the political process in the countries of Southern Africa. The role of trade unions as active subjects of political relations in a number of countries in the region is revealed. Particular attention is paid to their versatility in the time of political modernization, as in some cases (South Africa, Zambia, Zimbabwe, Botswana and Namibia) while maintaining their primary function of the workers’rights protectors, trade unions act as social and political movements. They also became a forge for political staff: many trade union leaders started their political careers as party leaders and members of parliament.

Текст научной работы на тему «Профсоюзы в политическом процессе в странах Юга Африки»

Прокопенко Л.Я., кандидат исторических наук

ПРОФСОЮЗЫ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ В СТРАНАХ ЮГА АФРИКИ

Ключевые слова: профсоюзы, страны Юга Африки, права трудящихся, политический процесс, взаимодействие с властями, политическая модернизация, партии, политизация, солидарность профсоюзов, гендерное равенство

В статье рассмотрено влияние профсоюзов на политический процесс в странах Юга Африки. Показана роль профсоюзов как одних из активных субъектов политических отношений в ряде стран региона. Особое внимание уделено их многофункциональности в условиях политической модернизации, так как в отдельных случаях (ЮАР, Замбия, Зимбабве, Ботсвана и Намибия), сохраняя свою главную функцию по защите прав трудящихся, профсоюзы выступают в качестве общественно-политических движений. Они стали также своеобразной «кузницей» политических кадров: многие профсоюзные деятели начали собственную политическую карьеру в качестве лидеров партий и депутатов парламента.

Prokopenko L.Ya., PhD (History) Trade Unions and the Political Process in Southern Africa

Keywords: trade unions, South African countries, workers' rights, political process, interaction with authorities, political modernization, parties, politization, solidarity of trade unions, gender equality

The article examines the influence of trade unions on the political process in the countries of Southern Africa. The role of trade unions as active subjects of political relations in a number of countries in the region is revealed. Particular attention is paid to their versatility in the time of political modernization, as in some cases (South Africa, Zambia, Zimbabwe, Botswana and Namibia) while maintaining their primary function of the workers 'rights protectors, trade unions act as social and political movements. They also became a forge for political staff: many trade union leaders started their political careers as party leaders and members of parliament.

Степень влияния профсоюзов на политический процесс зависит от условий, в которых они функционируют. Авторитет профобъединения Конгресс южноафриканских профсоюзов, КО-САТУ (Congress of South African Trade Unions (COSATU)) в ЮАР несоизмеримо больше, чем у профсоюзов Анголы или Свазиленд, контролируемых государством. Как отмечают авторы книги «Африка: проблемы становления гражданского общества», профсоюзы при различных подходах в ряде стран причисляют к категории неправительственных организаций (НПО)1. На Юге Африки профсоюзы постепенно становятся важным элементом гражданского общества. В полной мере оно реально существует в ЮАР2.

Воздействие хорошо организованных, боевых профсоюзов Южно-Африканской Республики на политический процесс не подлежит сомнению, так как крупнейшее профсоюзное движение страны КОСАТУ официально входит в правящий альянс с партией Африканский национальный конгресс (АНК) и Южно-Африканской коммунистической партией (ЮАКП). Замбия и Зимбабве являются примером стран региона, где профсоюзы также принимали самое непосредственное участие в освободительной борьбе за независимость и в создании оппозиционных партий (партии Движение за многопартийную демократию (ДМД) в Замбии, созданной в 1990 г., и партии Движение за демократические перемены (ДДП) в Зимбабве - 1999 г.).

Многие видные представители политической элиты региона, в том числе некоторые бывшие и действующие президенты, начинали свою карьеру в качестве лидеров национальных профсоюзов. В их числе президент ЮАР Кхалема Мотланте (сентябрь 2008 - апрель 2009 гг.) и президент Замбии Фредерик Чилуба (1991-2001 гг.). Членами правительства последнего были его соратники по работе в Конгрессе профсоюзов Замбии - КПЗ (Zambia Congress of Trade Unions - ZCTU) Ньюстед Зимба и Читалу Сампа. В правительстве национального единства Нельсона Манделы министром безопасности был видный профсоюзный деятель С.Муфамади. А председатель КПЗ (Замбия) в 1990-е годы Факсон Шаменда был министром труда в правительстве Майкла Саты и остался на этом посту после избрания в январе 2015 г. президентом страны Эдгара Лунгу.

Генеральным секретарем правящей партии АНК в ЮАР является бывший лидер профсоюзов горняков Гведе Манташе. Мэр Кейптауна Патриция де Лилль с 1986 по 1994 г. активно занималась профсоюзной работой. В Зимбабве лидер оппозиционной партии Движение за демократические перемены (ДДП) Морган Тсвангираи в 1988-2000 гг. был генеральным секретарем Конгресса профсоюзов Зимбабве. В Намибии бывший председатель Национального союза рабочих Намибии Джон Пандени, начавший политическую карьеру в 1992 г. на посту губернатора области Кхомасе, в 2005 г. вошел в правительство президента Хификепунье Похамбы и был на посту министра регионального и местного самоуправления, жилищного строительства и развития сельских районов до своей смерти в 2008 г. Некоторых из этих людей объединяет общее прошлое по национально-освободительной борьбе, например вышеназванный намибийский профсоюзный лидер Дж.Пандени был членом военного крыла Народной организации Юго-Западной Африки (СВАПО), за борьбу с апартеидом в 1978-1985 гг. он был арестован, осужден и, так же как Нельсон Мандела, содержался в тюрьме на острове Роббен. А бывший генеральный секретарь Национального союза рабочих Намибии Альфред Ангула стал активистом профсоюзного движения еще до независимости, в 1988 г.

Пути профсоюзных деятелей, ставших позже видными представителями политической элиты стран Юга Африки, пересекались порой самым неожиданным образом. Например, в 1989 г. молодой замбийский профсоюзный активист Ф.Чилуба был послан в Зимбабве Международным объединением свободных профсоюзов для спасения арестованного профсоюзного лидера М.Тсвангираи. Но помочь коллеге Чилубе не удалось, так как его самого власти Зимбабве тоже арестовали и выслали из страны3.

Степень свободы действий профсоюзов отражается на уровне их активности, в том числе в плане попыток повлиять на принятие политических решений. Правовое регулирование деятельности профсоюзов в странах региона отражено в национальном законодательстве, в частности закреплено в конституциях. В ЮАР процедура создания профсоюзов и вступления в них не обременены громоздкими требованиями. Закон позволяет профсоюзам осуществлять свою деятельность без вмешательства, запрещает работодателям преследовать работников из-за их профсоюзной деятельности4. В Замбии легитимность профсоюзов также подтверждена консти-туцией5. В основном законе Намибии закреплено право создавать профсоюзы и вступать в них без предварительных разрешений или чрезмерных обременительных требований6. Правительство обеспечивает выполнение этого права, однако в 2007 г. был принят новый Закон о труде, в котором запрещалось вступать в профсоюзы военным, полиции и персоналу пенитенциарных заведений. (Между тем согласно предыдущему Закону о труде от 1992 г. работники тюрем имели право вступать в профсоюзы в соответствии с конвенцией Международной организации труда - МОТ7.) Схожая ситуация в ЮАР, где действует запрет на вступление в профсоюзы сотрудникам национальной безопасности, спецслужб, и в Ботсване, где запрет распространяется на офицеров полиции, армии и тюремный персонал. В этой стране проведение забастовки из-за бюрократических требований стало настолько трудоемким и сложным процессом, что практически всех их объявляют незаконными. В Анголе статья 33 конституции гарантирует право граждан на создание и участие в профессиональных союзах, а статья 34 закрепляет право работников на забастовку. В Лесото закон разрешает беспрепятственную деятельность профсоюзов. Но на практике это очень затруднено, так как профсоюзы должны ежегодно проходить перерегистрацию, требующую подготовки обширных отчетов. В Свазиленде оппозиционные силы практи-

чески лишены возможности не только влиять на принятие политических решений, но и участвовать в их обсуждении в силу запрета на деятельность политических партий, законодательно закрепленного в 1973 г. И хотя конституция, принятая в 2006 г., предусматривает право создавать и вступать в профсоюзы, некоторые ее положения относительно нарушений государственной безопасности ограничивают свободу профсоюзов на выдвижение политических требований, так как они могут поставить их вне закона. К тому же к созданию профсоюзов предъявляются чрезмерные требования, например, они должны представлять не менее 50% работников.

Кроме целей, непосредственно связанных с защитой прав трудящихся, профсоюзные объединения ставят перед собой задачи, выполнение которых подразумевает их участие в политической жизни страны. В ЮАР профобъединение КОСАТУ четко формулирует свой политический курс, заявляя, что оно «верит в демократическое общество, свободное от расизма, сексизма и эксплуатации трудящихся», а также «... полно решимости работать с другими демократическими силами, чтобы покончить со всеми формами угнетения и эксплуатации»8. Эти положения закреплены в уставе КОСАТУ, принятом в 2006 г. на ее 9-м съезде9. На сайте Конгресса профсоюзов Намибии (Trade Union Congress of Namibia - TUCNA) в числе его целей называются борьба с бедностью, за устойчивое развитие, достижение партнерства профсоюзов, бизнеса и

власти10.

Вопросы влияния профобъединений на решение важных проблем социально-политического развития поднимаются профсоюзными лидерами южноафриканских стран также на региональном уровне. 23-24 апреля 2013 г. в Йоханнесбурге (ЮАР) состоялась встреча представителей профсоюзов из 16 стран Африки к югу от Сахары, на которой обсуждалась стратегия давления на свои правительства с целью содействия индустриализации и занятости. Генеральный секретарь КОСАТУ Звелинзима Вави, обращаясь к участникам встречи, отметил, что профсоюзы должны способствовать решению правительствами своих стран многих проблем, прежде всего борьбы с бедностью и достижения стабильности, которая невозможна без уважения прав трудящихся. Профсоюзы Юга Африки сотрудничают между собой в рамках Всемирного конгресса Международной конфедерации профсоюзов. Кстати, заместителем ее председателя является профсоюзный лидер из Анголы Мария Ф.Карвальо Франшишку. На III Конгрессе конфедерации, состоявшемся в мае 2014 г. в Берлине, были выработаны ее главные цели, в том числе готовность к политической борьбе (борьба за создание хороших рабочих мест на основе глобальных правовых норм, ограничение защиты инвесторов, участие в дебатах по политике разви-тия)11.

Стратегия и тактика профобъединений и профсоюзов обсуждаются и вырабатываются на их съездах и встречах, которые в ряде стран проходят с периодичностью от трех до пяти лет. В декабре 2014 г. в Замбии состоялся очередной съезд профобъединения Конгресс профсоюзов Замбии (Zambia Congress of Trade Unions - ZCTU). Регулярно проводятся такие съезды в ЮАР: в 2012 г. состоялись съезды профобъединения КОСАТУ (Congress of South African Trade Unions -COSATU), Национального союза горняков (National Union of Mineworkers - NUM) и Национального союза работников металлургии Южной Африки (National Union of Metalworkers of South Africa - NUMSA). Последний съезд Федерации профсоюзов Южной Африки (Federation of Trade Unions in South Africa - FEDUSA) проходил в 2011 г. В 2012 г. состоялся съезд Союза госслужащих Намибии (Namibia Public Workers' Union - NAPWU). В Ботсване оба крупных профобъединения - Федерация профсоюзов Ботсваны (Botswana Federation of Trade Unions -BFTU) и Национальный объединенный союз госслужащих (Botswana Federation of Public Sector Unions - BOFEPUSU) - регулярно созывают свои съезды с периодичностью раз в три года, также часто их проводит Национальный союз работников местных и центральных органов власти (National Amalgamated Local and Central Government Parastatal Workers Union - NALCGPWU). В то же время с 2008 г. не собирались на съезды профобъединения Анголы (Генеральная конфедерация независимых и свободных профсоюзов Анголы (Confederacao General dos Sindicatos Independentes e Livres de Angola - CGSILA) и Ангольская профсоюзная сила (Forca Sindical An-golana - FCA), Мозамбика (Национальная конфедерация независимых профсоюзов Мозамбика (Confederacao Nacional dos Sindicatos Independetes de Mocambique - CONSILMO) и южноафриканский профсоюз «Солидарность» (Solidarity). В 2006 г. последний раз проводили свои фору-

мы Конфедерация союзов рабочих Южной Африки (The Confederation of South African Workers' Unions - CONSAWU) и Федерация свободных профсоюзов Замбии (Federation of the Free Trade Unions of Zambia - FFTUZ). А в Намибии профобъединение Конгресс профсоюзов Намибии (Trade Union Congress of Namibia - TUCNA) с момента своего создания в 2002 г. проводил съезд вообще один раз, в 2007 г.

Взаимодействие профсоюзов с властями. Влияние профсоюзов на политическую сферу проявляется также в их взаимоотношениях с другими участниками политического процесса, прежде всего с властями и политическими партиями. Интенсивность этих отношений резко возрастает в периоды избирательных кампаний по президентским и парламентским выборам.

Важным показателем участия профсоюзов в политическом процессе является их взаимодействие с законодательной и исполнительной властью. Контакты профсоюзов с властями включают как их критику, так и сотрудничество по разным вопросам общественной жизни. Критика властей со стороны профсоюзов касается различных аспектов деятельности правительства - от вопросов социально-экономической политики; изменения конституции, противоречащего демократическим нормам (Замбия); неоднократного откладывания всеобщих выборов (Ангола) до демонстративно расточительного образа жизни монарха (Свазиленд). Но основной критический заряд направлен обычно на неспособность правящих элит решать широкий комплекс социально-экономических проблем, прежде всего голода, безработицы и СПИДа, а также инфляции. Особо следует выделить тему коррупции, в которой власти обвиняются постоянно и последовательно, особенно накануне президентских и парламентских выборов. Критика деятельности властей профсоюзами, независимо от того критикуют ли монархов (Лесото и Свазиленд) или президентов, имеет много общих моментов.

Самой острой критике подвергаются власти за неэффективность внутренней политики. Высокий уровень инфляции (Зимбабве), коррупции (Ангола, Замбия), безработицы (ЮАР) и стремительно возрастающие темпы заболеваемости СПИДом (ЮАР, Свазиленд, Лесото) являются постоянными темами выступлений профсоюзных лидеров на митингах, собраниях и в СМИ. Особенно часто град критических высказываний обрушивался после очередных выборов, когда политические лидеры, придя к власти, забывали о своих обещаниях электорату. Значительная доля замечаний профсоюзов направлена на экономическую политику властей. Например, в Замбии в мае 2006 г. с резкой критикой президента Леви Мванавасы выступил председатель КПЗ Сильвестр Тембо. Инцидент был вызван проволочкой встречи представителей бастующих медицинских работников с министрами. Тембо даже подвергнул сомнению способность президента решать конфликт по трудовому спору из-за недавно перенесенного им инсульта12. Крупным политическим событием стало закрытие в 2009 г. медной шахты Луаншья из-за падения мировых цен на медь в результате разразившегося мирового кризиса. Тогдашний председатель Союза горняков Замбии Рейфорд Мбулу заявил, что эта ситуация возникла в том числе из-за ошибок правительства в процессе приватизации шахт, проведенной в 1990-е гг.13 Не лишены политических лозунгов были и забастовки горняков меднодобывающей компании Мопани (Mopani Coper Mines), а также горняков медного рудника Чибулума, состоявшиеся весной и зимой 2012 г. В тот период в выступлениях председателя Союза горняков Замбии Нколе Чишим-бы звучала критика не только в адрес руководства компаний, но и правительства президента Майкла Саты. В конце 2014 г. замбийские профсоюзы критиковали подписанный и. о. президента Г.Скоттом 25 ноября 2014 г. закон об увеличении возраста выхода на пенсию с 55 до 65 лет. Они утверждали, что закон не только входит в противоречие с конституцией, но и грубо нарушает права трудящихся, так как средняя продолжительность жизни в стране составляет 48 лет.

В Мозамбике при обсуждении государственного бюджета на 2010 г. члены парламента от оппозиционной партии Мозамбикское национальное сопротивление выступили с резкой критикой правительства ФРЕЛИМО (Фронт освобождения Мозамбика), заявив, что из-за политизации государства, независимо от того, насколько хорошо подготовлен проект бюджета, исполнить его будет невозможно.

В ЮАР долгие годы под постоянным прицелом КОСАТУ находится экономическая политика АНК. Еще в период правительства Н.Манделы в 1999 г. КОСАТУ выступал за пересмотр

программы макроэкономической стратегии «Рост, занятость и перераспределение» (РЗП), доказывая ее провал из-за роста безработицы14. В 1999 г. председатель КОСАТУ З.Вави обвинял правительство АНК в катастрофическом росте масштабов безработицы и социального неравенства15. Профсоюзы (в том числе входящие в КОСАТУ) критикуют правительство за то, что оно, несмотря на успехи в экономике, направляет в социальную сферу недостаточно средств. Например, в июне 2007 г. была организована месячная забастовка служащих государственного сектора, в которой приняли участие 700 тысяч человек. В результате активного давления на правительство со стороны профсоюзов и местных общественных движений президент Т.Мбеки в 2006 г. был вынужден утвердить межминистерскую комиссию по надзору за реализацией комплексной программы по ВИЧ/СПИДу. Выступая на специальной конференции ООН по СПИДу, состоявшейся в сентябре того же года в Йоханнесбурге, генеральный секретарь КОСАТУ З.Вави сказал, что правительство в решении этой серьезной проблемы перешло от деклараций к действиям16. После парламентских выборов 2014 г. КОСАТУ усилил критику правительства президента Джекоба Зумы, в том числе в плане дальнейших переговоров в отношении повышения заработной платы для госслужащих. В марте 2015 г. КОСАТУ потребовал 10% ее повышения, заявляя, что правительство в состоянии это сделать, так как тратит большие средства на содержание аппарата высокопоставленных чиновников17.

Большой блок критики властей со стороны профсоюзов связан с проблемами преступности и коррупции. В ЮАР оппозиционная партия Демократический альянс (ДА) критиковала правительство Т.Мбеки за неэффективность борьбы с преступностью в стране, несмотря на серьезное финансирование этой программы. Профсоюз «Солидарность» обвинял АНК в игнорировании криминогенной ситуации в стране, а в феврале 2007 г. он даже доставил в правительство 25 тележек с письмами, содержащими жалобы на криминальную ситуацию в стране. Профсоюзы постоянно обвиняли власти в бездействии в этом отношении и заявляли о возможности срыва по этой причине проведения в 2010 г. чемпионата мира по футболу. В октябре 2007 г. КОСАТУ вместе с компартией страны (ЮАКП) поддержали протест оппозиционной партии ДА во главе с Х.Зилле против решения президента Т.Мбеки отправить в отставку генпрокурора Вуси Пико-ли. Независимые аналитики утверждали, что Пиколи лишился поста потому, что ему удалось получить ордер на арест главы полиции Джеки Селеби по обвинению его в связях с организованной преступностью, а Селеби считался близким союзником Т.Мбеки.

В Анголе критика властей профсоюзами и сама деятельность профобъединений затруднена существующим контролем правящей партией Народное движение за освобождение Анголы (МПЛА), которая контролирует большинство общественных организаций страны. Фактически нормально функционирует только Национальное объединение ангольских трудящихся, которое состоит в тесных связях с правящей партией. Согласно закону клевета является преступлением, наказуемым в большинстве случаев лишением свободы. Поэтому различная критика может рассматриваться как клевета и преследоваться по закону.

В Ботсване до конца 2000-х годов профсоюзное движение оставалось политически нейтральным, поэтому отношение правительства к нему было довольно лояльным. Во второй половине 2000-х активизировала свою деятельность Федерация профсоюзов Ботсваны, поддерживающая близкие контакты с главной оппозиционной партией страны Национальным фронтом Ботсваны (НФБ), чем часто вызывает критику и недовольство президента страны Я.Кхамы. Один из самых крупных секторов в профсоюзном движении страны - сфера образования, в которую входят Союз учителей Ботсваны, Федерация учителей средних школ Ботсваны и Ассоциация учителей начальных школ Ботсваны. Эти профсоюзы часто оказывают давление на политику правительства, в частности, благодаря их усилиям удалось противостоять планам разделения школ на категории. Просветительская деятельность Союза учителей Ботсваны также способствует расширению прав гражданских организаций и помогает их участию в национально-политическом процессе и развитии демократизации в стране. Серьезной угрозой развитию является СПИД, Ботсвана принадлежит к числу стран региона с наибольшим количеством больного СПИДом и ВИЧ-инфицированного взрослого населения (в 2007 г. - 30%, в 2011 г. -23,4%)18. Снижение заболеваемости СПИДом стало результатом успешной реализации правительственной программы19, поддержанной местными профсоюзами.

В Намибии, как и в Замбии, влиятельные профсоюзные лидеры вошли в руководство правящей партии, что значительно их ослабило. В политическом отношении довольно активен Конгресс профсоюзов Намибии, созданный в 2002 г., в него входят 14 профсоюзов, пытающихся избежать зависимости от правящей партии СВАПО. 26 февраля 2015 г. бывший президент страны Х.Похамба (проигравший на выборах в ноябре 2014 г. Хаге Гейнгобу) в своей прощальной речи отметил, что профсоюзы, как и другие неправительственные организации страны, «не только выполняют роль в повышении благосостояния населения, но и вносят заметный вклад в поддержание мира и стабильности в Намибии»20. Однако местные оппозиционные СМИ считают, что многие профсоюзы фактически являются филиалами политических партий21.

Профсоюзы региона поддерживают контакты и обмениваются опытом с профсоюзами других африканских стран. В апреле 2013 г. в г. Йоханнесбург (ЮАР) состоялась встреча представителей профсоюзов из 16 стран Африки к югу от Сахары, которая была посвящена разработке стратегии давления на правительства с тем, чтобы их внутренняя политика содействовала индустриализации и занятости.

Проблематична критика властей в королевстве Свазиленд. Во второй половине 1990-х годов профсоюзное движение активизировалось. В 1997 г. профсоюзы организовали общенациональную забастовку под лозунгом «27 требований», среди которых, кроме экономических вопросов (установление минимума заработной платы, право на забастовку без запугивания и репрессий и пр.), был выдвинут лозунг легализации политических партий. Некоторые организаторы и участники забастовки были арестованы и заключены в тюрьму. Профсоюзы и оппозиция продолжали критиковать короля Мсвати III за чрезмерное расточительство (большая коллекция дорогих автомобилей, в том числе его тринадцати жен, ежегодное пышное празднование дня рождения монарха и пр.). В 1999 г. профсоюзы совместно с политической оппозицией создали «Демократический альянс Свазиленда», который организовал и провел массовые демонстрации населения в поддержку демократических реформ. Реакцией на это со стороны властей стало ужесточение законодательства: был подтвержден запрет на деятельность политических партий и организаций, ограничены права профсоюзов (в том числе на забастовку) и судей, а также была фактически введена цензура в средствах массовой информации. А в 2002 г. правительство приняло закон о внутренней безопасности, предусматривавший большие штрафы за участие в политической деятельности, ограничивалась также деятельность профсоюзов. Это значительно сковало деятельность профсоюзов. Поэтому в ходе возникшего летом 2005 г. конфликта между королем и парламентом по вопросу принятия новой конституции (монарх отказался подписать одобренный законодателями ее проект, в котором, в частности, предусматривалось налогообложение членов королевской семьи) публичная реакция профсоюзных лидеров практически отсутствовала.

Выборы в Палату собрания, состоявшиеся 19 сентября 2008 г., прошли в условиях действия запрета деятельности политических партий, и все 55 избранных депутатов 65-местной Палаты собрания (остальные 10 назначаются королем) были частными лицами. Профсоюзы в знак протеста организовали многочисленные демонстрации, их поддержали гражданские организации, подавшие иски в суд по поводу отстранения их от работы с избирателями. Это не дало результатов, и король Мсвати III назначил новое правительство во главе с премьер-министром Барнабасом Сибусисо Дламини.

В 2010 г. с целью изоляции профсоюзов и общественных организаций власти пытались ввести статьи, объявлявшие вне закона обсуждение вопросов, которые можно квалифицировать как «политические», и объединение в группы, чья деятельность может быть расценена как «политическая». Этот шаг вызвал резонанс и в международном профсоюзном движении. В сентябре 2010 г. участники Международной конференции труда, проходившей в Женеве, призвали профсоюзные организации мира поддержать призыв к действиям в защиту демократии и уважения прав профсоюзов и человека в Свазиленде.

Наступление властей на права профсоюзов в Свазиленде продолжаются. В апреле 2011 г. вооруженные сотрудники силовых ведомств окружили главное здание Национальной ассоциации учителей Свазиленда и без предъявления ордера провели там обыски. По сообщениям сотрудников правозащитной неправительственной организации Международная амнистия

(Amnesty International) и местных журналистов, профсоюзные лидеры были взяты под домашний арест, а при разгоне демонстрантов полиция превысила допустимую силу22. В начале апреля 2012 г. правительство вообще сняло с регистрации Конгресс профсоюзов Свазиленда и объявило о его запрете. Причиной этого послужили призывы ряда профсоюзных лидеров к бойкоту выборов 2013 г.23

Отношения профсоюзов с властями часто развиваются в русле сотрудничества. Важным проявлением участия профсоюзов в политическом процессе является их влияние на законотворчество как в плане поддержки принимаемых законов, так и организации протестов против них. Поддержка профсоюзами инициатив депутатов парламента и различных НПО в некоторых странах региона способствовала принятию законов в области борьбы со СПИДом и защиты прав женщин. В Ботсване в 2000 г. профсоюзные лидеры высказали солидарность с женщинами-парламентариями, поддержавшими активную деятельность Ассоциации «Эманг Басади», которая выступала против высокого уровня сексуального насилия в стране. Это во многом способствовало разработке национальной программы по борьбе со СПИДом. В Намибии некоторые профсоюзы участвовали в обсуждении закона «О борьбе с сексуальным насилием», принятого в 2000 г., и выступили с его одобрением. В ЮАР КОСАТУ также поддерживал инициативу женщин в парламенте, которая во многом способствовала принятию в мае 2007 г. (после 10-летних проволочек) закона о сексуальных преступлениях24.

В 2006 г. КОСАТУ критиковал правительство президента Т.Мбеки за его давление на парламент в отношении принятия закона о гражданских союзах. Так как АНК обладал в парламенте большинством голосов, принятие данного закона зависело от его парламентариев. Руководство АНК проявило в этом вопросе жесткость по отношению к своим парламентариям, распорядившись, чтобы в голосовании приняли участие все депутаты от партии. В результате принятия этого закона ЮАР стала первой африканской страной, разрешившей однополые браки. Активно повел себя КОСАТУ также при обсуждении законопроекта о защите государственной информации (Protection of State Information Bill), который осенью 2011 г. был в центре внимания местных СМИ и широкой общественности. КОСАТУ и другие организации гражданского общества, сознавая и постоянно указывая правительству на серьезные фундаментальные проблемы, связанные с этим законопроектом (создание угрозы демократическим принципам, так как новый закон мог препятствовать раскрытию коррупции при помощи журналистских расследований), следили за кампанией его обсуждения. Председатель КОСАТУ З.Вави заявлял: «Мы поддерживаем кампанию, но имея в виду, что она дополнит, а не заменит парламентский процесс ее принятия»25.

В Намибии большинство профсоюзов поддерживают принятую в июне 2004 г. программу развития страны под названием «Перспектива 2030» (Vision 2030). Основные положения программы - сохранение окружающей среды и здоровья населения, переход от экспорта сырья к развитию сектора услуг и созданию добавленной стоимости внутри страны26. В Замбии профсоюзы выступили в поддержку «Национальной антикоррупционной политики», принятой в 2009 г. правительством президента Рупиа Банды. В июле 2013 г. Союз горняков Замбии поддержал твердую позицию правительства следующего президента страны Майкла Саты в его борьбе с коррупцией. Лидер профсоюза Чишимба Нколе заявил, что «профсоюз осуждает тех, кто препятствует борьбе правительства с коррупцией, а также подвергает сомнению возможность борьбы с этим злом»27. А в Намибии в феврале 2015 г. в г. Виндхук состоялся суд над бывшим генеральным секретарем Национального союза рабочих Намибии Альфредом Ангу-лой, которого обвиняли в незаконном переводе от имени профобъединения 1,24 млн намибийских долларов со счетов нескольких банков страны, но он отвергал свою виновность28.

Отношения профсоюзов с политическими партиями. По сравнению с другими субъектами политического процесса, например партиями, общественными объединениями и движениями, профсоюзы остаются наиболее массовыми организациями. Их структура, предполагающая низовой уровень (профсоюзные ячейки на местах), позволяет профсоюзам охватить большое количество людей. Именно поэтому они представляют большой интерес для партий, прежде всего оппозиционных. Среди профсоюзов выделяются те, которые стали политически значимыми благодаря твердой позиции по вопросам развития своих стран и участию в общественной

жизни. В их число входят как профсоюзы, поддерживающие правящую партию, так и те, кто остается нейтральным (их большинство) или сочувствует партиям оппозиции. Официально аффилированными считаются Национальное объединение ангольских трудящихся (Uniao Nacional dos Trabalhadores Angolanos), близкое к правящей партии МПЛА, и Национальный союз рабочих Намибии (National Union of Namibian Workers - NUNW), тесно связанный с правящей партией СВАПО. К сочувствующим оппозиции можно отнести Федерацию профсоюзов Ботсваны (Botswana Federation of Trade Unions - BFTU), близка к главной оппозиционной партии Национальному фронту Ботсваны (НФБ), Замбийский национальный союз учителей (Zambia National Union of Teachers - ZNUT), близок к партии Движение за многопартийную демократию -ДМД), и Конгресс профсоюзов Свазиленда (Trade Unions Congress of Swaziland - TUCOSWA), сохраняющий хорошие связи с партией Объединенный демократический фронт Свазиленда.

В ряде стран профсоюзы представляют значимую политическую силу, не поддерживая тесных связей с партиями, например в ЮАР: Национальный союз горняков (National Union of Mineworkers - NUM), Национальный союз работников металлургии Южной Африки (National Union of Metalworkers of South Africa - NUMSA) и «Солидарность» (Solidarity); в Намибии Союз госслужащих Намибии (Namibia Public Workers' Union - NAPWU) и Национальный союз учителей (Namibia National Teachers Union - NANTU), а в Замбии этот сектор представлен шестью профсоюзами: Союз горняков Замбии (Mineworkers' Union of Zambia - MUZ), Замбийский национальный союз учителей (Zambia National Union of Teachers - ZNUT), Союз служащих государственных учреждений Замбии (Civil Servants' & Allied Workers' Union of Zambia -CSAWUZ), Национальный союз работников торговли и промышленности (National Union of Commercial and Industrial Workers - NUCIW), Замбийский союз финансовых работников (Zambia Union of Financial and Allied Workers' - ZUFIAW) и Замбийский национальный союз фермеров (Zambia National Farmers' Union - ZNFU)29.

Отношения между профсоюзами и политическими партиями (как правящими, так и оппозиционными) развивались в разных формах, начиная от открытой конфронтации с авторитарными режимами (ЮАР, Замбия, Зимбабве) и заканчивая сотрудничеством по проблемам развития, в борьбе со СПИДом (Ботсвана) и коррупцией (Замбия, ЮАР). В Замбии Объединенная партия национальной независимости (ЮНИП) и Конгресс профсоюзов Замбии (КПЗ) были созданы практически в одно время и сыграли важную роль в освободительном движении. В ЮАР Африканский национальный конгресс (АНК) в поисках политического альянса в борьбе с апартеидом заручился поддержкой КОСАТУ и они вместе с Южноафриканской коммунистической партией (ЮАКП) уже 20 лет составляют тройственный союз новой демократической Южной Африки. А в Зимбабве Конгресс профсоюзов Зимбабве объединил оппозиционные Р.Мугабе силы и создал партию Движение за демократические перемены (ДДП) во главе со своим лидером Морганом Тсвангираи.

Профсоюзы часто вступают в полемику с правящими и оппозиционными партиями. Конгресс профсоюзов Замбии сначала выступал с критикой партии ДМД, находившейся у власти с 1991 по 2011 гг., а теперь - правящего Патриотического фронта (ПФ). Особо это проявляется накануне очередных выборов. В декабре 2008 г. руководство КПЗ резко осудило оппозиционный Патриотический фронт за организацию в нескольких провинциях страны массовых демонстраций в знак протеста против повышения цен на кукурузную муку (основу питания большинства замбийцев) как угрозу политической стабильности в стране. КПЗ настаивал, что возникшую проблему необходимо решать путем диалога с правительством. В то же время и. о. генсека КПЗ Ян Мкандавире призвал правящую партию ДМД во главе с президентом Рупиа Бандой восстановить межпартийный диалог между ней и оппозиционными политическими партиями на основе терпимости»30, чтобы уменьшить политическое напряжение в стране. В ходе предвыборной кампании 2011 г. профсоюзные лидеры осуждали вспышки насилия, возникшие между сторонниками партий ДМД и ОПРН (Объединенная партия за национальное развитие) в апреле 2010 г. в округе Муфумбве, где полиции пришлось применить силу, в результате чего 6 человек получили ранения. Генеральный секретарь Конгресса профсоюзов Замбии Рой Мваба даже заявил, что политические партии должны развивать у своих членов чувство ответственности и то-

лерантности и понимание того, что насильственные методы не помогут сделать политическую партию более эффективной31.

Особенности политического влияния профсоюзов в ЮАР, Замбии и Зимбабве. В последние десятилетия политическая активность профсоюзов особенно проявилась в ЮАР, Замбии и Зимбабве, где, например, ЮАР профобъединение КОСАТУ вошло на равноправной основе в правящий альянс. В Замбии Конгресс профсоюзов Замбии (КПЗ) объединил оппозиционные силы в партию Движение за многопартийную демократию (ДМД), сумевшую придти к власти, а в Зимбабве созданное профсоюзными лидерами Движение за демократические перемены (ДДП) стало главной оппозиционной партией, представленной в парламенте. Таким образом, в этих странах профсоюзы сыграли важную роль в борьбе с авторитарными режимами и в переходе к демократическим преобразованиям. Влияние профсоюзов на политическую жизнь в этих странах проявилось по многим направлениям: взаимодействие с властями, в отношениях с другими участниками политического процесса, прежде всего политическими партиями, в работе по информированию своих членов по вопросам голосования в ходе президентских и парламентских выборов.

КОСАТУ, сохраняя свои права на свободу слова и на гражданский протест, сыграл значительную роль в демократизации Южно-Африканской Республики. К середине 1980-х годов в ЮАР усилилась связь между экономической и политической борьбой. Созданный в 1985 г. Объединенный демократический фронт (ОДФ) дал возможность соединить экономическую борьбу на рабочих местах с политической борьбой черного населения в их поселках.

После совместной с АНК победы на первых демократических выборах в 1994 г. политическое влияние КОСАТУ на выборах 1996 г. было ограниченным. Оказав серьезную поддержку АНК в избирательной кампании 2004 г., КОСАТУ, по мнению исследователей, «вошел во второй срок Т.Мбеки с ощущением уверенности»32. Достаточно мощное и независимое профсоюзное движение в ЮАР воспрепятствовало приватизации ряда государственных корпораций в ключевых отраслях экономики, и она была проведена в очень урезанном виде33.

Несмотря на то что КОСАТУ вместе с АНК и Южноафриканской коммунистической партией официально входит в правящий тройственный союз, его руководство в повседневной работе дистанцируется от действий правительства и даже становится инициатором и участником акций протеста против отдельных действий правительства ЮАР34. Президент Т.Мбеки и власти страны в отношениях с Зимбабве придерживались тактики «тихой дипломатии», за что неоднократно подвергались критике со стороны оппозиции и некоторых западных стран (прежде всего, США и Великобритании) за их поддержку режима Р.Мугабе. Несмотря на это, 29 мая 2003 г. КОСАТУ поддержал призыв Конгресса профсоюзов Зимбабве в поддержку переходного правительства и новой конституции, которая привела бы к проведению новых выборов. КОСАТУ решительно выступал также против репрессивных действий полиции Зимбабве по отношению к лидерам и активистам местных профсоюзов до и во время протестных акций трудя-щихся35. А в декабре того же года на встрече Координационного совета профсоюзов Юга Африки в Габороне (Ботсвана) делегаты КОСАТУ выступили с осуждением правительства Зимбабве и монархии Свазиленда, подавляющих права трудящихся в своих странах.

Политическая напряженность между КОСАТУ и АНК началась во время второго срока президента Т.Мбеки из-за длившегося несколько лет судебного процесса по обвинению бывшего заместителя президента Джекоба Зумы в коррупции и изнасиловании. Противостояние Мбеки -Зума осложнили также отношения КОСАТУ с компартией. В этот период многие члены КО-САТУ, разочарованные смещением руководства АНК вправо, все чаще высказывались за большую автономию профобъединения. Как отмечает исследователь из Университета штата Огайо (США) Франко Барчизи, появилось мнение «о необходимости радикализации профсоюзов и их независимости от правительства АНК и что КОСАТУ следует разорвать союз с правящей партией и построить отношения с общественными движениями и организациями гражданского об-

щества»36.

В 2005 г. КОСАТУ и представители гражданских и религиозных организаций, а также некоторых новых общественных движений предприняли попытку создать внепарламентскую группу давления, борющуюся с бедностью и безработицей. Фактически это должно было стать вос-

созданием Объединенного демократического фронта (ОДФ), существовавшего в 1980-е годы. Но АНК быстро «заглушила» эту инициативу, надавив на крупных профсоюзных деятелей и деятелей АНК, прежде всего на президента КОСАТУ Вили Мадишу и бывшего главу ОДФ Аллана Бусака37.

На партийном съезде АНК, состоявшемся 16-20 декабря 2007 г. в Полокване, сокрушительную победу одержали Дж.Зума и его сторонники. Председателем АНК стала спикер парламента Балека Мбете, а генеральным секретарем - бывший лидер профсоюзов Гведе Манташе.

В декабре 2010 г. новый президент ЮАР Дж.Зума, выступая в Претории на 12-й Международной встрече коммунистических и рабочих партий, в которой приняли участие делегаты из 43 стран, подчеркнул особую роль союза АНК, ЮАКП и КОСАТУ не только в борьбе против апартеида, но и в становлении нового общества, в успехах его преобразования на подлинно демократической основе38. А заместитель президента Кгалема Мотланте, выступая 1 декабря 2010 г. на праздновании 25-летнего юбилея КОСАТУ, отмечал: «Нынешние условия требуют, чтобы рабочие по-прежнему принимали участие во всех аспектах социальной, экономической и политической жизни нашей страны»39. Однако критика политики правительства АНК со стороны КОСАТУ усилилась. Например, в марте 2012 г. он объявил общенациональную забастовку, в рамках которой по улицам крупных городов страны прошли десятки тысяч южноафриканцев. Одним из ее поводов стали планы правительства ввести плату за пользование автострадами, построенными на деньги налогоплательщиков. Председатель КОСАТУ предупредил, что осуществление этих планов вызовет волну гражданского неповиновения, и резко заявил, что в ЮАР «расовый апартеид последовательно заменяется экономическим»40.

Как отмечает южноафриканский исследователь Сехларе Макгетланенг, «значимая тенденция политической жизни Южной Африки - пошатнувшиеся позиции Африканского национального конгресса (АНК)»41. Это проявилось в формировании накануне парламентских выборов 2014 г. новых оппозиционных политических партий, бросивших вызов АНК. Серьезным испытанием в этот переломный момент для АНК стала позиция Национального профсоюза рабочих-металлургов Южной Африки, озвученная на его съезде, состоявшемся в декабре 2013 г. в городе Боксбург. Профсоюз призвал КОСАТУ выйти из тройственного альянса с АНК и Южноафриканской коммунистической партией и создать объединенный фронт для изучения возможностей борьбы за социализм в Южной Африке. Профсоюз объявил о прекращении выплат взносов в КОСАТУ и о решении не поддерживать АНК на предстоящих выборах.

Накануне выборов 2014 г. проходила 2-месячная забастовка 80 тысяч горняков платиновых компаний в районе г. Рустенбург, организованная Ассоциацией шахтеров и строительных рабочих, которые требовали повышения зарплаты. В конце апреля попытка министра спорта Фики-ле Мбалулу агитировать горняков голосовать на предстоящих выборах за АНК вызвала возмущение бастующих и привела к беспорядкам, в результате которых в городе были сожжены муниципальный центр и дом советника АНК42.

Участие КОСАТУ в тройственном союзе обеспечивает ему уникальное положение: с одной стороны, он может влиять на политику изнутри этого союза, а с другой - «будучи самым организованным отрядом гражданского общества, он способен давить на союз снаружи»43. У него есть реальные рычаги воздействия на политику правительства, так как он входит в правительственный альянс. Например, председатель КОСАТУ С.Дламини одновременно является членом Национального исполнительного комитета (НИК) АНК. Он сам подчеркивает это: «Я нахожусь в наилучшем положении, чтобы вразумить лидеров АНК, если возникает необходимость»44. Однако КОСАТУ перестал быть единым. Его доминирующие промышленные союзы практически становятся фракцией во главе с генсеком З.Вави. Эти профсоюзы выступают за то, чтобы КОСАТУ стал более боевитым и при необходимости мог бы бороться за политическую власть.

В Замбии до провозглашения независимости профсоюзы были убеждены, что не должны использовать забастовки в политических целях, а относится к ним как средству добиваться улучшения экономического положения трудящихся. Сопротивление профсоюзов проведению политических стачек часто критиковалось политическими лидерами, считающими такую позицию профсоюзов нечувствительной к национальному самосознанию. К тому же это породило убеждение, что профсоюзы должны контролироваться со стороны руководства политических

партий. Объединенная партия национальной независимости (ЮНИП) и Конгресс профсоюзов Замбии сыграли важную роль в завоевании независимости страны. Во второй половине 1960-х годов правительство ЮНИП пыталось сгладить конфликты внутри профсоюзного движения и содействовало созданию единого профцентра. В 1965 г. был принят закон о профсоюзах и трудовых спорах и был создан Конгресс профсоюзов Замбии (КПЗ). Закон о профсоюзах был первым серьезным шагом, предпринятым правительством для включения профсоюзов в систему партийно-государственного аппарата, который был направлен на обуздание стихийного забастовочного движения45. Ослабило профсоюзы также назначение некоторых лидеров КПЗ на посты в Национальном совете ЮНИП. В 1974 г. председателем КПЗ стал Фредерик Чилуба. Руководство профсоюзов, пытаясь сохранить социальный мир в стране, шло на компромиссы с властями, регулируя, прежде всего, масштабы забастовочного движения.

В 1980-е годы КПЗ укрепился в роли неофициальной оппозиции однопартийному правлению ЮНИП, а Ф.Чилуба стал политическим соперником К.Каунды. На УП съезде КПЗ, который состоялся в октябре 1986 г., высказывалось мнение, что руководство профсоюзов «имеет больший авторитет по сравнению с партией и более широкие возможности влиять на рабочих, особенно в Коппербелте»46. В 1990 г. правительство К.Каунды с целью ослабить профсоюзное движение приняло закон, запрещавший аресты за несанкционированные забастовки, разрешавший лидерам профсоюзов любые заграничные поездки, было также признано необязательным вхождение вновь создаваемых профсоюзов в Конгресс профсоюзов Замбии47. Эти меры привели к дроблению профсоюзов. Пытаясь сохранить стабильную ситуацию в стране, КПЗ предпринимал меры по сдерживанию недовольства трудящихся, в 1991 г. крупных выступлений не было.

КПЗ сыграл важную роль в борьбе за становление демократии, он участвовал в создании оппозиционной партии Движение за многопартийную демократию (ДМД), объединившей оппозиционные силы страны. Ф.Чилуба стал одним из основателей этой новой партии в декабре 1990 г. и возглавил ее. Конгресс профсоюзов Замбии заявил о своей поддержке ДМД, которая выступала за введение в стране многопартийной системы.

Профсоюзы активно участвовали в предвыборной кампании 1991 г., которая проходила под знаком борьбы за перемены в обществе путем устранения К.Каунды с поста президента. Оппозиционные силы считали, что именно политические перемены являются необходимым стимулом для экономического возрождения страны. Как заявил председатель КПЗ Факсон Шаменда, «... народ Замбии проголосовал за ДМД потому, что у него не было альтернативы. Все, чего мы хотели, - это отстранить ЮНИП от власти!»48. Упор на необходимость политических перемен привел к тому, что даже КПЗ не продемонстрировал необходимость защищать интересы рабочих посредством влияния на политику ДМД.

В середине 1990-х назначение многих профсоюзных лидеров на высокие государственные посты и массовые увольнения рабочих государственного сектора в результате приватизации привели к существенному снижению роли профсоюзов как защитников интересов трудящихся. В 1994 г. из КПЗ вышли пять профсоюзов - Союз горняков Замбии, Национальный союз строителей, инженерных и неквалифицированных рабочих, Замбийский союз финансовых институтов и смежных отраслей, Замбийский национальный союз учителей и Национальный союз работников торговли и промышленности. В октябре того же года они создали альтернативный центр рабочего движения - Федерацию свободных профсоюзов Замбии. По мнению некоторых аналитиков, например из Фонда имени Фридриха Эберта, наличие двух профсоюзных центров и низкая степень координации взаимных действий КПЗ и Федерации негативно отразились на внутренней сплоченности некоторых профсоюзов49. Новые профсоюзные лидеры призывали своих членов поддержать правительство Ф.Чилубы и дать ему шанс вывести страну из кризиса. Массовые увольнения рабочих в госсекторе в результате приватизации также в значительной мере ослабили профсоюзное движение. На протяжении второй половины 1990-х годов «профсоюзное движение характеризовалось усилением внутренних конфликтов, было разобщен-ным»50. В немалой степени этому способствовал очередной кризис в руководстве КПЗ. Замбия ратифицировала Конвенцию Международной организации труда (МОТ) № 87 о свободе ассоциаций и защите права на организацию. На тот момент это отразилось на профсоюзном движе-

нии Замбии негативным образом, так как привело к ослаблению единого рабочего движения. В 1997 г. парламент страны принял закон, разрешавший создание новых объединений профсоюзов, которые не входили в КПЗ или Федерацию свободных профсоюзов Замбии. Это значительно нарушило монополию КПЗ.

Внеся весомый вклад в создание политических партий, профсоюзы, разочарованные результатами деятельности правительства партии ДМД, на некоторое время отошли от политической сферы. Их роль в политическом процессе вновь проявилась в начале 2000-х годов51. 21 февраля 2001 г. профсоюзные организации совместно с Ассоциацией юристов Замбии, Христианским советом Замбии, Координационным советом НПО и творческими союзами приняли совместный документ «Декларация Оазис» (по названию ресторана «Оазис» в Лусаке, где проходило их собрание), в котором выражался протест против возможности третьего срока президентства Ф.Чилубы52.

Падение цен на медь в результате разразившегося в 2008 г. мирового финансового кризиса привело к усилению забастовочного движения в горнорудной промышленности. В ходе некоторых выступлений рабочих были случаи насилия, например в октябре 2010 г. по бастующим на шахте Collum, принадлежащей китайскому инвестору, менеджеры открыли огонь и 13 замбий-ских шахтеров были ранены. Союз горняков Замбии и ряд других профсоюзов поддержали решение правительства М.Саты об отмене лицензии этого китайского инвестора из-за нарушения им прав шахтеров.

В предвыборных кампаниях оппозиционного Патриотического фронта (ПФ) в 2006, 2008 и 2011 годы была сделана ставка на бедных городских избирателей, его поддерживали шахтеры Коппербелта и профсоюз горняков.

Накануне всеобщих выборов в 2011 г. руководство Конгресса профсоюзов Замбии проводило курс на деполитизацию своей деятельности. В июне 2010 г. генеральный секретарь КПЗ Рой Мваба призвал лидера оппозиционной Объединенной партии за национальное развитие (ОПНР) Хакаинде Хичилему и лидера оппозиционной партии Патриотический фронт Майкла Сату прекратить политизировать ситуацию, сложившуюся вокруг продажи крупнейшей коммуникационной компании «Замтел». Он напомнил, что ранее Сата подобным образом реагировал в случае истории с Zambia National Commercial Bank, который позже стал одной из самых жизнеспособных финансовых организаций в Замбии. Мваба назвал лидера ПФ безответственным из-за его призыва к бойкоту услуг компании «Замтел»53. Он также заявил, что политики должны сосредоточить свое внимание на решении политических проблем, а не отпугивать иностранных инвесторов. КПЗ призвал политические силы страны признать, что спорные вопросы, связанные с продажей «Замтел», должны решаться только в правовом поле. При содействии профсоюзов было решено, что уволенные работники компании получат компенсацию в соответствии с условиями соглашений, подписанных между ее руководством и Национальным союзом работников связи.

16 сентября 2011 г. накануне всеобщих выборов КПЗ выступил с призывом к политическим партиям отказаться от сложившейся в последние десятилетия практики постоянного оспаривания результатов выборов. Генеральный секретарь Конгресса профсоюзов Замбии Р.Мваба заявил, что трудящиеся «хотят, чтобы спокойствие и мир в стране соблюдались до, во время и после завершения выборов»54. Профобъединение призывало избирателей не голосовать за дающих пустые обещания кандидатов. Им рекомендовалось трезво оценивать деловые качества кандидатов, а не руководствоваться при голосовании только своими эмоциями. Тем не менее правительство обвинило КПЗ в излишней политизации его руководства накануне выборов.

В марте 2013 г. Р.Мваба критиковал лидера оппозиционной Объединенной партии за национальное развитие Х.Хичилему за его пренебрежительные высказывания о законно избранном в 2011 г. президенте Майкле Сате. Мваба заявил, что такое поведение лидеров оппозиции «вредно для развития демократии в Замбии»55.

Критически отнеслись профсоюзы к некоторым моментам технической подготовки Избирательной комиссии Замбии к очередным всеобщим выборам, назначенным на 2016 г. В августе 2013 г. КПЗ потребовал от правительства М.Саты рассмотреть вопрос о производстве избирательных бюллетеней в стране с целью сокращения расходов национального бюджета.

Выступая на национальном семинаре по бюджету, председатель КПЗ Леонард Хикаумба сказал, что это даст возможность открыть дополнительные рабочие места. Такая позиция профобъединения была вызвана тем, что избирательные бюллетени и бланки для проведения голосования на выборах в 2011 г. производила южноафриканская компания Universal Print Group (UPG), находящаяся в Дурбане. Правящая на тот момент партия ДМД (Движение за многопартийную демократию) объясняла это тем, что государственные издательства страны тогда якобы не имели технической возможности выполнить подобный заказ. Однако позже это заявление опровергнул бывший министр труда М.Мулонготи, уволенный из правительства и перешедший в ряды ПФ56.

Смена руководства Конгресса профсоюзов Замбии проходит по демократической схеме на ротационной основе (его выборы проходят на съездах профобъединения, которые проводятся раз в четыре года), сохраняется модель преемственности. В декабре 2014 г. накануне очередного форума профсоюза его председатель Л.Хикаумба, одобряя кандидатов на этот пост, отметил: «Независимо от того, кто победит, он внесет в КПЗ новые жизненные силы»57. На съезде КПЗ лидером был избран председатель Союза горняков Замбии Нколе Чишимба, а генеральным секретарем - Косма Мукука.

В декабре 2014 г., накануне досрочных президентских выборов, назначенных после кончины М.Саты, руководство КПЗ заявило, что подпишет меморандум о поддержке кандидатов в президенты только при условии их обещаний решить вопросы замораживания заработной платы, незаконных увольнений и пр. При этом КПЗ настаивал, что во избежание невыполнения этих обещаний после победы кандидата на выборах они должны быть зафиксированы в письменном виде58.

В январе 2015 г. КПЗ одобрил намерение нового президента страны Э.Лунгу рассмотреть вопрос разработки закона о переходном периоде в случае смерти президента, который поможет избежать дополнительных бюджетных расходов. Генеральный секретарь профобъединения К.Мукука заявил, что «КПЗ будет всячески поддерживать эти планы правительства»59. Нашло поддержку у профсоюзов также обещание Э.Лунгу обеспечить более свободный доступ к нему с целью обсуждения различных вопросов национального развития. Председатель КПЗ Н.Чи-шимба открыто комментировал в прессе персональный состав правительства нового президента Э.Лунгу, сформированного в феврале 2015 г. Он даже позволил себе дать совет членам кабинета министров отказаться от оборонительной тактики, когда их деятельность подвергается критике, и оперативно реагировать на нужды избирателей60. 14 февраля 2015 г. его принял министр труда Факсон Шаменда. После этой встречи профсоюзный лидер сказал, что новое правительство намерено поддерживать диалог с КПЗ.

В Зимбабве к концу 1990-х годов усилился экономический кризис, и Конгресс профсоюзов Зимбабве, который поддерживал правящую партию ЗАНУ - ПФ до конца 1980-х годов, начал проявлять большую политическую активность. Правительство стало обвинять его в излишней автономности. В июне 1992 г. тогдашний министр труда Джошуа Нкомо заявил, что профобъединение фактически превратилось в политическую партию: «профсоюзы занимают все более автономную и состязательную позицию, и у партии ЗАНУ - ПФ возникает подозрение, что они планируют объединить свою экономическую и политическую критику с целью формирования основы для оппозиционного движения»61. Это действительно произошло: оппозиция, недовольная результатами неолиберальной политики правительства Р.Мугабе, сплотилась вокруг левых профсоюзных лидеров Моргана Тсвангираи и Гибсона Сибанды, и в 1999 г. была создана новая политическая партия Оппозиционное Движение за демократические перемены (ДДП) во главе с Тсвангираи. Кстати, кроме него в ее руководство вошли еще восемь профсоюзных активистов.

На выборах 2000 г. ДДП получила 57 мест в парламенте (из 150). Незадолго до выборов 2008 г. КПЗ заявил о своей поддержке партии ДДП и мобилизовал трудящихся для поддержки кандидатуры М.Тсвангираи. В результате после выборов в сентябре 2008 г. была достигнута договоренность о создании коалиционного правительства, в котором М.Тсвангираи стал премьер-министром, а ДДП получила в парламенте 99 мест (на 2 места больше, чем у ЗАНУ - ПФ).

Профсоюзы иногда проявляют солидарность на региональном уровне. Например, в 1997 г. общенациональную забастовку, организованную профсоюзами Свазиленда, поддержали профобъединение КОСАТУ (ЮАР) и Мозамбика.

Профсоюзы и гендерное равенство. Определенная доля заслуги профсоюзов региона есть и в становлении тендерного равенства в сфере политики. Самыми успешными в этом плане являются профсоюзы ЮАР, где результаты официальной гендерной политики оказались достаточно эффективными в результате поддержки КОСАТУ многих инициатив парламента. Профсоюзы Ботсваны, прежде всего профсоюзы учителей, принимали участие в обсуждении национальной политики, направленной на расширение прав и возможностей женщин во всех сферах общественной, экономической и политической жизни страны, которую правительство приняло в 1996 г. В Зимбабве поддерживаемая профсоюзами длительная критика оппозиции по поводу низкого уровня представительства женщин в политической сфере способствовала принятию в мае 2013 г. новой конституции, закрепившей 30%-ю квоту для женщин в органах власти62. Благодаря этому, после выборов 2013 г. в Зимбабве представительство женщин в парламенте по сравнению с предыдущими выборами в 2008 г. увеличилось в два раза (с 17 до 34%)63. У профсоюзов и партий Свазиленда такой возможности лоббирования квот для женщин нет, и на состоявшихся 20 сентября 2013 г. выборах в нижнюю палату парламента (65 мест) было избрано только 4 женщины.

В профсоюзах активно работают женщины, занимая, в том числе, руководящие должности. В структуре КПЗ действует Комитет по делам женщин. На протяжении нескольких последних лет Федерацию свободных профсоюзов Замбии возглавляет женщина Джойс Нонде-Симукоко. А главой женской образовательной программы Замбийского союза финансовых институтов и смежных отраслей является Сильвия Чимпапве.

Критика политизации профсоюзов. В ноябре 2010 г. генеральный секретарь Союза горняков Замбии Освэлл Муньеньембе выступил против избрания председателя КПЗ Л.Хикаумба на третий срок, утверждая, что тот недостаточно четко понимал бедственное положение рабочих и их требования во время забастовок, прокатившихся по всей стране. О.Муньеньембе заявил, что усилия руководства КПЗ сконцентрированы на политике, и оно мало внимания уделяет работе со своими филиалами, которые нуждаются в поддержке при решении важных вопросов, касающихся условий труда и заработной платы шахтеров, учителей и пр.

Накануне всеобщих выборов в 2011 г. КПЗ призвал политиков страны отказаться от политизации Дня труда 1 мая. Генеральный секретарь Конгресса профсоюзов Замбии Рой Мваба подчеркнул, что КПЗ является общественным движением, цель которого - повышение благосостояния его членов путем формирования гармоничных трудовых отношений. Эту же позицию отстаивают и бывшие профсоюзные лидеры. В мае 2011 г. бывший председатель КПЗ столичного округа Лусаки Элфас Мунакаила призвал членов и руководство профсоюзов отказаться от участия в политической борьбе накануне предстоящих выборов. Он утверждал, что, имея различные политические предпочтения, они тем не менее не должны публично заявлять о своей поддержке определенных кандидатов64, а также сказал, что рабочее движение должно оставаться политически нейтральным и бороться за улучшение условий работы трудящихся.

* * *

В большинстве стран Юга Африки профсоюзы являются важным общественным институтом. Участие профсоюзов ЮАР и Замбии в политическом процессе сыграло решающую роль в борьбе за национальную независимость и в становлении демократии. Профсоюз КОСАТУ входит в правящий альянс с Африканским национальным конгрессом, а в Замбии Конгресс профсоюзов участвовал в создании демократической оппозиционной партии ДМД, победившей на многопартийных выборах в 1991 г. Однако с приходом этих партий к власти и началом проведения политики экономической либерализации их отношения с профсоюзами ухудшились. Пример ЮАР, Замбии и Зимбабве показывает, что профсоюзы доказали возможность политической мобилизации в рамках сложившейся политической системы. В то же время в Анголе и Намибии профсоюзы находятся под контролем правящих партий и не могут вести полностью независимую политику.

Профсоюзы стали одним из активных субъектов политических отношений. Эта активность проявлялась как в участии их представителей в процессе законотворчества, в контактах с законодательной и исполнительной властью, так и в организации и проведении различных акций трудящихся, которые способствовали изменениям не только в социально-экономической, но и в политической сфере. В условиях политической модернизации деятельность профсоюзов ряда стран (ЮАР, Замбии, Зимбабве, Ботсваны и Намибии) начинает носить многофункциональный характер, так как в отдельных случаях они выступают в качестве общественно-политических движений. При этом профсоюзы сохраняют свою главную функцию по защите прав трудящихся. Они также стали своеобразной «кузницей» политических кадров, так как многие профсоюзные деятели начали собственную политическую карьеру в качестве лидеров партий и депутатов парламента.

1 Громова О.Б. Неправительственные организации и гражданское общество // Африка: проблемы становления гражданского общества. М.: ИАФР РАН, 2009. С. 144.

2 См. подробнее: Шубин В.Г. ЮАР после апартеида: достижения и проблемы. Год планеты: экономика, политика, безопасность. Выпуск 2007 г. М.: Наука, 2007. С. 291.

3 Hudleston Sarah. Face of Courage. A Biography of Morgan Tsvangirai. Cape Town: Double Storey, 2005. P. 44.

4 Constitution of the Republic of South Africa, 1996. Chapter II, Article 17, Article 18 -http://www.info.gov.za/documents/constitution/1996/96cons9.htm

5 The СошЬШЬоп of Zambia ^те^тей) Ас^ 1996. Lusaka: Gоvеrnmеnt Рпйсг, 1996. Ра11 III. Article 21. Protection of freedom of assembly and association.

6 Constitution of the Republic of Namibia, 1998. Article 21 (1e) - http://www.gov.na/documents/ 10181/14134/Namibia_Constitution.pdf

7 http://www.ituc-csi.org/IMG/pdf/20091103101840-Microsoft_World_-_SACU-final_.pdf

8 http://www.cosatu.org.za/show.php?ID=926&categ

9 COSATU Constitution. As amended at the 9th National Congress in 2006. Chapter 1. Character of the Federation (1.4).

10 http://www.tucna.org.na

11 http://www.fesmos.ru/spheres/Gewerkschaften

12 http://www.panapress.com/Zambian-medical-doctors-end-strike

13 www.metalbulettin.ru 29 декабря 2012 г. № 724914

14 См. подробнее: Шубин Г.В. Проблемы развития демократической Южной Африки. М.: ИАФР РАН, 2006. С. 43.

15 COSATU Press Statement on Public Sector Strike - http://cosatu.org.za

16 http://www.unaids.org/ru/KnowledgeCentre/Resources/FeatureStories/archive/2006

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17 Mail&Guardian. Johannesburg, 2015. March 13.

18 www.unicef.org/infobycountry/botswana_statistics.html

19 См. подробнее: Гришина Н.В. Здравоохранение в странах Тропической Африки (социальные аспекты). Ученые записки Института Африки РАН. Выпуск 29. М., 2010. С. 13.

20 http://www. gov.na/documents/10181 /22710/STATEMENT

21 http://www.newera.com.na/2014/01/24/party-leaders-condemn-ethnic-politics

22 http://amnesty.org.ru/node/1833

23 Доклад специального докладчика по вопросу о правах на свободу мирных собраний и на свободу ассоциаций. Материалы 68-й ГА ООН. 2013 г. Ч. IV. П. 55. С. 24.

24 http://www.aids.ru/news/2007/05/29-6745.htm

25 http://www.archivalplatform.org/news/entry/update_protection/

26 www.npc.gov.na/vision/vision_2030bgd.htm

27 Sunday Post Online. 2013. 15 July.

28 http://namibian.com.na/indexx.php?id=22967&page_type=story_detail

29 Составлено по материалам: Trade Unions in Sub-Saharan Africa. FES Trade Union Competence Centre Sub-Sahara Africa. Johannesburg, 2014.

30 www.lusakatimes.com/2013/03/02/zctu-blasts-hh-for-saying-president-sata-has-no-brains/&prev

31 Ibidem.

32 Цит. по: CallandRichard. Anatomy of South Africa. Who Holds the Power? South Africa: Zebra Press, 2006. P. 153.

33 Грищенко В.С., Синещекова Д.А., Филиппова А.Д., Фитуни Л.Л., Чмелева Е.С. Инновационная политика: БРИКС, ЮАР и Россия // Азия и Африка сегодня. 2011. № 10. С. 26-32.

34 См. подробнее: Южно-Африканская Республика. Справочник / Под ред. Л. Л.Фитуни, В.Г.Шубина. М.: Институт Африки РАН, 2014. С. 84-87.

35 См. подробнее: Apartheid Past, Renaissance Future. South Africa's Foreign Policy: 1994-2004 / Ed. by Sidiropoulos E. Johannesburg, 2004. P. 191-194.

36 Barchiesi F. Wage Labor, Precarious Employment and Social Inclusion in the Making of South Africa's Postapartheid Transition // African Studies Review. 2008. Vol. 51. № 2. P. 135.

37 Gumede W.M. Thabo Mbeki and the Battle for the Soul of the ANC. London: Zed Books, 2007. P. 367368.

38 www.sacp.org.za

39 http://www.anc.org.za/list.php?t=Speeches&y=2010

40 http://www.nytimes.com/2012/03/08/world/africa/powerful-trade-union-group-holds-strikes-in-south-afri-ca.html?_r=1&ref=southafrica

41 http://www.pircenter.org/en/mailouts/view-letter/print/1/id/3/letter_id/529

42 ТАСС. Международная панорама. 2014. 27 апреля.

43 Apartheid Past, Renaissance Future. South Africa's Foreign Policy: 1994-2004 / Ed. by Sidiropoulos E. Johannesburg, 2004. P. 190.

44 Mail&Guardian. Johannesburg, 2015. March 13.

45 См. подробнее: Чуваева М.А., Ксенофонтова Н.А. Республика Замбия. Справочник. М.: Восточная литература РАН, 1996. С. 139-143.

46 Цит. по: Rakner L. Trade Unions in Processes of Democratisation. A Study of Party Labour Relations in Zambia. Bergen: CMI (Chr. Michelsen Institute), 1992. P. 110.

47 Чуваева М.А., Ксенофонтова Н.А. Республика Замбия. Справочник. М.: Восточная литература РАН, 1996. С. 145.

48 Times of Zambia. Ndola, 1992. September 30.

49 http://www.fes.de/fulltext/bueros/sambia/00521b03.htm

50 Larmer M. Mineworkers in Zambia: Labour and Political Change in Post-Colonial Africa. London: I.B. Tauris, 2006. P. 32.

51 См. подробнее: Республика Замбия. Справочник. М.: Институт Африки РАН, 2013. С. 164-170.

52 См. подробнее: Gould J. A New Start in Zambia? Democracy, Politics and the Oasis Forum. Uppsala: Nordic Africa Institute, 2011.

53 www.lusakatimes.com/2013/03/02/zctu-blasts-hh-for-saying-president-sata-has-no-brains

54 Lusaka Times. Lusaka, 2011. September 16.

55 Lusaka Times. Lusaka, 2013. March 2.

56 Бюллетень Посольства РФ в Замбии. 2011. 25 августа. С. 4.

57 Zambia Daily Mail. Lusaka, 2014. December 7.

58 http://zambiareports.com/2014/12/08/zctu-seeks-deal-candidates

59 Lusaka Times. Lusaka, 2015. January 28.

60 http://www.times.co.zm/?p=50952

61 Sachikonye L. Trade Unions: Economic and Political Development in Zimbabwe since Independence. Harare, 1997. P. 18.

62 Constitution of Zimbabwe (Final Draft: January 2013). Part 4. Article 124 (1 (b)). P. 66.

63 SADC Gender Protocol 2013. Barometer. Johannesburg, 2013. P. 31.

64 www.lusakatimes.com/2013/03/02/zctu-blasts-hh-for-saying-president-sata-has-no-brains/&prev

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.