DOI: 10.18522/2070-1403-2018-66-1 -194-203
ПЕДАГОГИКА
(шифр научной специальности: 13.00.08)
УДК 37
С.А. Кленикова, Е.А. Антропова
Московский государственный областной университет г. Москва, Россия s .klenikova@mgou .ru [email protected]
ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ КУРСЫ
КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СО СТАРШЕКЛАССНИКАМИ
[Svetlana A. Klenikova, Elena A. Antropova Professional orientation courses as effective means of professional orientation work with seniors]
In modern social and economic conditions formation of professional self-determination of school students is the main and important direction of educational activity of institutions of education. The re -search on a problem of strengthening of professional orientation work with pupils, by means of development and deployment of various professional orientation courses as one of effective means of professional orientation work with seniors is presented in article. The research is conducted on the basis of the general and private methods: studying and theoretical analysis of philosophical, psychology and pedagogical, professional orientation and methodical literature; the analysis of training programs and educational and methodical grants at professional orientation courses; questioning and conversations with seniors; analysis of experience of teachers; experimental check of basic provisions of a research (a pedagogical experiment), use of the developed educational and methodical materials in educational process; statistical processing of results of a pedagogical experiment.
Key words: professional orientation work, effective means, professional orientation courses, training profile, choice by seniors of future profession.
Работа по профессиональной ориентации подрастающего поколения как системы общественного управления формированием мотивов оправданного выбора профессии школьниками имеет государственное значение. Особая роль в этом важном деле принадлежит педагогическому влиянию на учащихся. Насколько правильно будут соотнесены социально-экономические по-
требности общества с желаниями, личными способностями и склонностями тех, у кого за плечами остается школа и открывается дорога в большую жизнь, насколько верный выбор жизненного пути будет сделан выпускниками школы, зависит многое. Одним из эффективных средств профориентаци-онной работы может быть деятельность педагогического коллектива, направленная на выбор учащимися определенного, спланированного школой в качестве основного круга массовых профессий. Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор учащимися будущей профессии.
Профориентационная работа с подростками включает помощь в получении знаний о себе («образ Я») и о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности) с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности (профессиональные пробы, социальная практика). Решению проблемы успешного профессионального самоопределения старшеклассников в значительной степени способствуют различные профориентационные курсы, реализуемые в условиях профильного обучения. Преподавать этот курс целесообразно в старших классах, когда старшеклассники могут уточнить свой выбор. Школьный учитель должен иметь специальную подготовку и немало времени посвятить работе по изучению про-фориентационной литературы. Проблема профессионального самоопределения сложна, многоаспектна и междисциплинарна, необходимы знания по педагогике, психологии, медицине, социологии и физиологии. В ходе преподавания курса целесообразно использовать дискуссии, проблемные эвристические вопросы, диалог, экскурсии, специально созданные ситуации. Особое внимание следует уделить приобретению старшеклассниками практического опыта в принятии решения о своем профессиональном будущем. В этом им помогут практические задания и упражнения, активизирующие размышления учащихся, ориентированные на самостоятельный поиск информации, на высказывание собственного мнения. Немалая роль в преподавании курса должна быть отведена оценке готовности старшеклассников к осознанному выбору пути продолжения образования в данном виде профессии. Критериями готовности учащихся к выбору направления продолжения послешкольного образования и профессиональному самоопределению могут выступать:
• наличие ценностных ориентаций, определяющих субъектную позицию в выборе пути продолжения образования;
• наличие индивидуально выраженных целей профессионального самоопределения;
• информационная подготовленность в отношении дальнейшего пути продолжения образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения;
• наличие опыта приложения усилий по освоению образовательного материала, компетенций, востребованных рынком труда.
Преподавание должно основываться на принципах системности, преемственности, проблематизации, вариативности, самостоятельности и творчества.
Принцип системности: у школьников должна сложиться целостная картина об изучаемой проблеме. Они должны изучать содержание курса в той последовательности, в какой оно представлено в учебно-тематическом плане. Следует помнить, что если из системы выпадает какой-то один элемент, то система разрушается.
Принцип преемственности предполагает взаимосвязь опыта, полученного в ходе изучения школьниками аналогичных элективных курсов на предыдущих этапах обучения, и жизненного опыта, который подростки приобретают в повседневной практике.
Принцип проблематизации реализуется с помощью вопросов, на которые отсутствуют сиюминутные ответы. Подросток должен уметь выдвигать гипотезы, обосновывать свои предположения и умозаключения. Принцип вариативности заключается в способности учителя в процессе преподавания курса не только использовать различные формы и методы, но и практиковать различные задания, как групповые, так и индивидуальные. Принцип самостоятельности предполагает предоставление школьникам права самостоятельно принимать решения, иметь собственную позицию. Принцип творчества заключается в предоставлении подростку права проявлять инициативу, строить собственные планы и проекты. Цель преподавания курса - не заставить, а научить их понимать сложный мир профессий, сформировать у них желание разобраться в нем, понять себя с позиций профессионального выбора.
В современных социально-экономических условиях формирование профессионального самоопределения школьников является основным и важным направлением образовательной деятельности учреждений образования.
Главный механизм деятельности элективных курсов направлен на учет интересов всех субъектов образовательного пространства в условиях взаимодействия рынков образования и труда. Направлениями деятельности курсов являются образовательная (реализация учебных программ), информационная и учебно-методическая деятельности.
Выбор старшеклассниками профиля обучения напрямую связан с дифференциацией содержания курса, а также с гибкими индивидуальными образовательными программами, которые ученик обязательно выбирает для изучения самостоятельно. Что общего и чем отличается элективный курс от факультативных и кружковых занятий? Сравнительная характеристика представлена в табл.1.
Таблица 1
Сравнительная характеристика элективного курса, факультативных и кружковых занятий
Факультатив Кружок Элективный курс
Реализация основных принципов учебы Принцип индивидуализации учебы. Принцип связи факультативного курса с основным курсом Индивидуализация учебы Принцип личностной учебы. Индивидуализация учебы
Программы для организации учебы Утвержденные программы. Изменения в эти программы учитель вносить не может Занятия кружков проводятся по программе, которая разработана учителем и утверждена методистом районного отдела образования или на заседании соответствующей кафедры института последипломного педагогического образования Совместно с учителем, классным руководителем, психологом, родителями, ученик создает индивидуальную траекторию своего развития. Программы элективных курсов могут разрабатываться специалистом, учителем. Утверждаются программы элективных курсов на заседании кафедры
Факультатив Кружок Элективный курс
Организация учебы Факультативные занятия проводятся систематически по утвержденной программе Занятия кружков учитель проводит с группой учеников согласно: - их интересов; - выбору ведущей темы кружка. Направления работы: -индивидуальные интересы кружковцев; - совместная работа. Индивидуальные задания каждого члена кружка составляют пункты плана работы всех членов кружка Спектр элективных курсов дает возможность ученикам избирать курс, который читается. Учитель осмысливает пути презентации для заинтересованности учеников в выборе элективного курса
Типы и назначения 1. Факультативные спецкурсы направлены на изучение отдельного раздела, который имеет мировоззренческое значение: компенсирует отсутствие отдельных тем в программе; подробное изучение отдельных тем. 2. Курсы повышенного уровня углубляют знания учеников 1. Занятия кружка направлены на общеполезный труд. 2. На занятиях кружка рассматриваются вопросы, интересные группе учеников. Технические кружки: обнаруживаются наклонности, интересы каждого члена кружка, формируется необходимый минимум умений, навыков для творческой деятельности, знакомство с направлениями научно-технического прогресса Предметно-ориентировочные, интегративно-прикладные, профес-сионально-ориентиро-вочные элективные курсы
Формы учебы Учитель проводит: лекции; семинары; лабораторные работы Индивидуальная, групповая, массовая, коллективная работа Кооперация учителей из одной школы или группы учителей разных школ на основе сетевого взаимодействия
Обеспечение учебно-методической литературой Учебные пособия по факультативным курсам для 7-10-х классов Рекомендации на страницах предметных Разрабатываются учебники по элективным курсам, модульные учебные пособия
Количество учеников Группы состоят из учеников не менее 10 человек Не менее 7 учеников (оптимальное количество 15 человек) Один и больше по желанию ученика
Факультатив Кружок Элективный курс
Длительность В течение одного или двух семестров по установленному администрацией расписанию На протяжении года проводятся за месяц 2 групповых и 2 индивидуальных занятия Кратковременные (до 17 часов), долговременные (до 35 часов и больше)
Оценивание работы Оценивание только позитивных достижений учеников: подготовка докладов, рефератов, решение задач, постановка опытов, участие в олимпиадах, конкурсах Вечер-отчет о работе кружка Обязательное оценивание, но не экзамен, независимое оценивание знаний учеников
К функциям элективных курсов относятся следующие:
1. Обучающая функция. Элективные курсы углубляют, дополняют вариативную составляющую содержания курса.
2. Познавательная функция предназначена для удовлетворения интересов школьников, выходят за пределы выбранного профиля обучения.
3. Креативная функция способствует развитию у школьников технического мышления, содействует созданию продукта технического творчества.
4. Функция индивидуализации обучения обеспечивает школьникам возможность учиться по индивидуальному плану, создает индивидуальную траекторию своего развития. Профиль обучения учащихся, выбранные элективные курсы составляют траекторию индивидуального развития ученика.
5. Интегративная функция. Учащиеся осознают природные связи различных отраслей знаний.
6. Мотивационная функция. Элективный курс - курс по личному выбору ученика, является его внутренней познавательной потребностью.
7. Функция социализации способствует тому, что выбор изучения содержания элективного курса предоставляет возможность учащимся профессионально определиться в будущем, знакомит с основным направлением профессиональной деятельности определенного профиля.
В учебно-воспитательной работе учителя должны всегда уделять достаточное внимание данной проблеме и связывать ее с профориентационной работой. Но между профориентационной работой учителя и внедрением элективных курсов с целью социализации обучения есть некоторые различия, которые представлены в табл. 2.
Таблица 2
Сравнительная характеристика профориентационной работы и функции социализации обучения
Основные направления профориентационной работы Основные направления социализации элективных курсов
Первое направление Сочетание учебы школьников с производственным трудом и устремления к сознательному выбору определенной профессии Ученики из перечня курсов избирают тот, который, на их взгляд, будет связан с их профессиональной деятельностью
Второе направление 1. Предлагалась профессия для овладения в системе учебно-производственных комбинатов. 2. Создавались экспериментальные школы-комплексы. 3. У учеников формировались определенные умения, навыки из избранной одной профессии; школьники получали по результатам экзаменов свидетельства с присвоением квалификации избранной профессии. Задача профориентационной работы заключалась в формировании позитивного отношения учеников к будущей профессии, выявление их способностей, наклонностей к определенной профессиональной деятельности 1. Элективные курсы вводятся в старшей школе с целью самоопределения учениками своей профессиональной деятельности в будущем. 2. Постоянный мониторинг перспективности разнообразных профессий после окончания учебы в учебных заведениях 1-ГУ уровней аккредитации. 3. Поддержка тесной связи с центром занятости, расширение элективных курсов профессиональной направленности. 4. Овладение элективными курсами способствует позитивному отношению учеников к жизни, сознательному выбору профессионального пути
Третье направление Профориентационная работа связана непосредственно с процессом преподавания: - передача учителем ученикам знаний с прикладной направленностью; - использование разнообразных форм, методов работы с целью реализации принципа политехнизма Изучение элективного курса по схеме: ученик ставит цель ^ овладевает содержанием курса ^ анализирует свои достижения, возможности ^ учится принимать решение относительно дальнейшего содержательного овладения данной профессией. Элективные курсы проводит: - специально подготовленный учитель; - специалист определенного направления
Следовательно, на современном этапе развития средней общеобразовательной школы вектор дифференциации, индивидуализации обучения должен быть направлен на дальнейшую разработку, внедрение в практику преподавания в профильных классах элективных курсов, ориентированных на запросы учащихся.
Главная задача профориенационной работы в школе - оказание реальной поддержки школьнику в выборе разновидностей профессионального образования. Обоснованный умелый выбор - это личное заключение человека, осознающего обязанность при планировании возможностей собственного становления.
В период с 2015 по 2017 г. студентами 4 и 5 курсов факультета технологии и предпринимательства МГОУ в рамках педагогической и преддипломной практик проводился анализ образовательных и профессиональных намерений и целей выпускников 9 и 11 классов. Итоги проведенной работы демонстрируют, собственно, что выпускники в первую очередь нацелены на получение конкретного уровня образования (65,4%) и лишь затем - профессии (31,2%).
По сопоставлению с 2016 годом выявлено небольшое понижение числа выпускников 11 классов, планирующих поступить в высшие учебные заведения, но, как и в минувшие годы, укрепляется стойкая ориентация на получение высшего профессионального образования. Профессиональная ориентация выпускников продемонстрировала снижение показателя, характеризующего наличие личного профессионального плана у подрастающего поколения. Наиболее резко заметно это у выпускников 9 классов. Поэтому одной из первоочередных задач профессиональной ориентации в общеобразовательной школе является помощь выпускникам в выборе профессии. Как показал опрос старшеклассников, список профессий, из которого выбирают выпускники школ, очень беден, а сам выбор зачастую не является обдуманным и соотнесенным с собственными личностными ресурсами и реальной ситуацией на рынке труда. Сохраняется несоответствие профессионально-образовательных намерений выпускников общеобразовательных учебных заведений и требований рынка труда Московской области и подтверждается необходимость усиления профориентационной работы с учащимися при помощи разработки и внедрения различных профориентационных курсов как одного из эффективных средств профориентационной работы со старшеклассниками.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Анисимова Л.Н., Кленикова С.А., Мусатова М.А., Антропова Е.А. Бакалавриат - первая ступень высшего профессионального образования: по программе подготовки бакалавров по направлению подготовки 44.03.05 // Педагогическое образование, профиль: Технологическое и экономическое образование. М.: ИИУ МГОУ, 2017.
2. Антропова Е.А. Выявление особенностей профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2016. № 2.
3. Воронина Е.В. Педагогическая поддержка формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № 4 (апрель). URL: http://e-koncept.ru/2013/13081.htm (дата обращения 01.10.2017).
4. Кленикова С.А. Методическая подготовка бакалавров педагогического образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2016. № 1.
5. Кленикова С.А. Роль педагогической практики в формировании профессиональной компетентности будущего бакалавра педагогического образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2015. № 4.
6. Хорват Г.И., Бибикова О.В. Организация профессионального самоопределения в школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 26. URL: http://e-koncept.ru/2015/95333.htm (дата обращения 01.10.2017).
7. Щербакова Т.В. Особенности профессионального самоопределения старших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № S1. URL: http://e-koncept.ru/2015/75038.htm (дата обращения 01.10.2017).
R E F E R E N C Е S
1. Anisimova L.N., Klenikova S.A., MusatovaM.A., Antropova E.A. Bakalavriat - the first step of higher education: according to the program of training of bachelors for the direction of preparation 44.03.05 // Pedagogical education, a profile: "Technological and economic education". M., 2017.
2. Antropova E.A. Identification of features of professional self-determination of seniors in the conditions of profile training // the Messenger of the Moscow state regional university. Series: Pedagogics. 2016. No. 2.
3. Voronina E. V. Pedagogical support of formation of readiness for professional self-determination of school students // Scientific and methodical online magazine "Kontsept". 2013. No. 4 (April). URL: http://e-koncept.ru/2013/13081.htm (date of the address 10/1/2017).
4. Klenikova S.A. Methodical training of bachelors of pedagogical education // Messenger of the Moscow state regional university. Series: Pedagogics. 2016. No. 1.
5. Klenikova S.A. A role of student teaching in formation of professional competence of future bachelor of pedagogical education // Messenger of the Moscow state regional university. Series: Pedagogics. 2015. No. 4.
6. Croat G.I., Bibikova O.V. Organization of professional self-determination at school//the Scientific and methodical online magazine "Kontsept". 2015. T. 26. URL: http://e-koncept.ru/2015/95333.htm (date of the address 10/1/2017).
7. Scherbakova T. V. Features of professional self-determination of the senior school students//Scientific and methodical online magazine "Kontsept". 2015. No. S1. URL: http://e-koncept.ru/2015/75038.htm (date of the address 10/1/2017).
19 февраля 2018 г.