Научная статья на тему 'Концепт мотивации выпускников школ и его роль в профессионально-ориентационной деятельности вузов'

Концепт мотивации выпускников школ и его роль в профессионально-ориентационной деятельности вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL EDUCATION / WORK IN PROFESSIONAL ORIENTATION / WORKING ACTIVITY / MOTIVE / CHOICE OF PROFESSION / HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS / SKILLS AND ABILITIES / COMPETITIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васичкина О. Н., Самарская С. В.

It is considered the problems of professional orientation at school. It is underlined that school graduates are greatly interested in professional education of high quality. The work in professional orientation should be aimed at the interconnection of three parts school, higher educational establishment and labor market. Survey conducted by the authors showed who and what have the main influence on the choice of profession. The survey revealed insufficient influence of professional orientation work from the side of higher educational establishment. The authors mention the main activities in professional orientation which could help to spread information about different majors. The authors come to the conclusion that professional orientation at schools needs great attention from higher educational establishments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF MOTIVATING SCHOOL GRADUATES AND ITS ROLE IN PROFESSIONAL ORIENTATION ACTIVITIES OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

It is considered the problems of professional orientation at school. It is underlined that school graduates are greatly interested in professional education of high quality. The work in professional orientation should be aimed at the interconnection of three parts school, higher educational establishment and labor market. Survey conducted by the authors showed who and what have the main influence on the choice of profession. The survey revealed insufficient influence of professional orientation work from the side of higher educational establishment. The authors mention the main activities in professional orientation which could help to spread information about different majors. The authors come to the conclusion that professional orientation at schools needs great attention from higher educational establishments.

Текст научной работы на тему «Концепт мотивации выпускников школ и его роль в профессионально-ориентационной деятельности вузов»

DOI: 10.23683/2070-1403-2019-75-4-227-234

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 13.00.08)

УДК 37

О.Н. Васичкина, С.В. Самарская

Ростовский государственный экономический университет г. Ростов-на-Дону, Россия ms.vasichkina@mail .ru

КОНЦЕПТ МОТИВАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ И ЕГО РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТАЦИОННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ

[Olga N. Vasichkina, Svetlana V. Samarskaya Concept of motivating school graduates and its role in professional orientation activities of higher educational establishments]

It is considered the problems of professional orientation at school. It is underlined that school graduates are greatly interested in professional education of high quality. The work in professional orientation should be aimed at the interconnection of three parts - school, higher educational establishment and labor market. Survey conducted by the authors showed who and what have the main influence on the choice of profession. The survey revealed insufficient influence of professional orientation work from the side of higher educational establishment. The authors mention the main activities in professional orientation which could help to spread information about different majors. The authors come to the conclusion that professional orientation at schools needs great attention from higher educational establishments.

Key words: professional education, work in professional orientation, working activity, motive, choice of profession, higher educational establishments, skills and abilities, competitive.

Каждый год выпускники школ стремятся поступить в высшие учебные заведения, продолжить учебу и получить высшее образование. Выбор профессии, с которой будет связана будущая трудовая деятельность - это очень ответственный и длительный процесс, уходящий корнями в детские представления о профессиях, реализация профессиональных представлений о деятельности человека в различных сферах экономики, выбор деятельности, связанной с наклонностями и интересами абитуриента. Подавая заявление в выбранный вуз, абитуриент стремится максимально использовать знания, полу-

ченные за годы учебы в школе, с целью получить профессию, идеально соответствующую его запросам, и востребованную на рынке труда. Выпускники школ заинтересованы в получении профессионального образования высокого качества, что позволит им в дальнейшем претендовать на соответствующую должность, развитие карьеры и достойную оплату труда. Таким образом, выбор учебного заведения для получения высшего профессионального образования становится очень важным фактором в начале жизненного пути.

В свою очередь вузы, предлагающие широкий выбор на рынке образовательных услуг, вступают в конкурентную борьбу за абитуриентов. Стремясь повысить свою конкурентоспособность, вузы регулярно исследуют рынок труда и открывают новые специальности и направления в зависимости от их востребованности в обществе. Высокое качество преподавания, в результате которого студенты вузов приобретают не только глубокие знания по специальности, но и становятся компетентными специалистами в своей сфере, обладающими профессиональными навыками и умениями, востребованными на рынке труда, является основным аспектом, позволяющим вузу привлечь выпускников школ в свои стены. Профориентационная работа вуза помогает абитуриенту сориентироваться на рынке образовательных услуг и выбрать именно то учебное заведение, которое наиболее соответствует его представлениям о профессии и будет всесторонне развивать его способности и в конечном счете позволит получить достойное трудоустройство.

Профориентационная работа должна быть направлена на взаимосвязь трех факторов, а именно, школы, учреждения высшего профессионального образования и рынка труда. По мнению члена-корреспондента РАО С. Н. Чистяковой: «Профессиональная ориентация граждан является одной из форм регулирования рынка труда, содействует развитию человеческих ресурсов, обеспечивает связь профессионального образования с реальной потребностью в квалифицированных кадрах» [7]. Переход от приобретения, накапливания знаний, умений и навыков к их практическому применению с максимальной пользой для общества и личного профессионального роста является целью профессионального обучения. Профессиональная ориентация молодежи является приоритетной частью государственной кадровой политики, реализация которой тесно связана с развитием человеческого потенциала, повышением экономического роста и улучшением социальной сферы. По мнению

Н.С. Пряжникова, «профориентация понимается как специально организованное сопровождение профессионального и личностного самоопределения с целью помочь школьнику ответить на вопрос, зачем он вообще учится» [6]. Именно на этапе обучения в средней школе проходит основной этап про-фориентационной работы, которая в результате должна помочь школьникам сориентироваться в мире профессий и сделать мотивированный и обоснованный выбор в пользу интересующей его профессиональной деятельности.

На основании анкетирования, проведенного среди студентов первого курса, было выявлено, что первые мысли о будущей профессии появляются у детей еще в детском саду и в начальной школе (62% опрошенных), связаны будущие места работы с профессиями, которые визуально понятны детям - это деятельность людей, с которыми они сталкиваются в быту, видят по телевидению. Все аспекты такой деятельности понятны маленькому ребенку, среди названных профессий были работы творческие - артист, певица, художник, танцовщица и те, которые дети встречали в своей повседневной жизни - полицейский, кассир, доктор, медсестра, ветеринар и банкир. По мере взросления менялось мировоззрение, понимание нужности профессии, осмысление своих склонностей, оценка своих знаний и способностей, а в связи с этим менялся взгляд на выбор сферы дальнейшей трудовой деятельности. Во время учебы в старших классах у будущих абитуриентов сформировалось более конкретное представление о том, кем они хотят стать. Некоторые из них определились с выбором профессии и решили стать врачом (7%), экономистом (31%), адвокатом (7%), певицей (3%), работать с общественностью (3%), а остальные (51%) оставались в стадии неопределенности и перед ними стоял выбор, куда поступать, какую профессию приобрести с учетом своих желаний. Эти учащиеся (51%) становятся объектом пристального внимания для оказания помощи в профессиональной ориентации, их должны поддержать и помочь им выбрать будущую профессию родители, педагоги, психологи. Проведенный нами опрос показал, что основное влияние на выбор профессии оказывают родители, как люди, обладающие определенным жизненным опытом. 37% опрошенных ответили, что на их выбор профессии повлияли родители, 24% определились сами, их выбор был сделан самостоятельно. Окружающий мир, жизненные ситуации, самостоятельные размышления и углубленные знания определили выбор профессии у 13% опрошенных. С це-

лью выяснения наклонностей учеников старших классов школьными психологами проводится профориентационное тестирование по методике МГУ им. М.В. Ломоносова в форме творческого диалога учащегося с компьютером, которое включает вопросы по трем блокам:

• оценка структуры интересов по восьми сферам профессиональной деятельности: техника, наука, искусство, общение, бизнес, знак, природа, риск;

• оценка структуры интеллекта (вычисления, лексика, эрудиция, логика, внимание);

• оценка структуры личности (активность, согласие, самоконтроль, эмоциональная стабильность).

После тестирования можно получить следующие результаты, которые помогут школьнику определиться в мире профессий в соответствии с его склонностями:

• графический профиль с результатами по каждому измеряемому тестом качеству (интересы, способности, личностные качества);

• диаграмму, показывающую наиболее подходящие для учащегося направления профильного обучения в старшей школе;

• списки наиболее подходящих профессий;

• подробные рекомендации по изучению результатов тестирования [4].

Психологические тесты, которые проводились в школах абитуриентов по

данной методике с целью профориентации, к сожалению, не способствовали их выбору профессии и, по мнению опрошенных, не имели решающего значения (93%). Только 7% ответили утвердительно на вопрос: «Помогла ли профориентационная работа в выборе места учебы?».

Профессиональное самоопределение, выбор профессии из огромного множества существующих - непростая задача. Профориентационная работа вузов по привлечению абитуриентов в свои стены должна помочь молодым людям сделать правильный выбор. Вузы тщательно рассматривают все виды деятельности, которая будет способствовать активизации и реализации способностей абитуриентов, формированию профессионала с активной жизненной позицией.

Среди основных мероприятий по профориентации, которые помогают распространять информацию о вузе и направлениях подготовки специалистов, можно выделить следующие:

1. В крупных городах для выпускников школ проводятся профориента-ционные выставки, на которых представлена полная информация о вузах региона, каждый вуз рассказывает о своей образовательной деятельности, демонстрирует востребованность профессии и возможности трудоустройства после его окончания. Здесь можно послушать не только представителей вуза, рассказывающих о специальностях, направлениях и профилях обучения, но и представителей работодателей, экспертов в области рынка труда.

2. Дни открытых дверей вузов помогают абитуриентам сориентироваться в выборе конкретного направления в сфере экономики или другого вида деятельности, сравнить образовательные услуги, предлагаемые различными вузами по одной специальности. Абитуриенты имеют возможность увидеть материально-техническую базу вуза, оценить возможности научной базы, перспективы научно-исследовательской работы студентов, узнать, чем еще живут студенты и преподаватели.

3. Встречи учеников выпускных классов с работниками вузов, специалистами разных предприятий, в ходе которых можно познакомиться с профессией, узнать о ее востребованности и возможностях трудоустройства после завершения учебы.

4. Интернет ресурсы являются источником, который может предоставить наибольший объем информации, соответственно сайт вуза и его реклама в интернете должны быть исчерпывающими.

5. Заключение договоров со школами, создание «базовых» школ, в которых силами профессорско-преподавательского состава вуза регулярно проводятся семинары, коллоквиумы, тренинги, ролевые и деловые игры, мастер-классы. Таким образом, профориентационная работа приобретает более конкретный характер, наглядно демонстрируя специфику вуза и перспективы, которые открывает та или иная специальность.

Во время встреч выпускников школ с представителями вузов в ходе про-фориентационной работы необходимо использовать различные виды мотивации, которые подтолкнут будущего абитуриента выбрать вуз. Мотивы, подталкивающие абитуриентов к выбору профессии, можно разделить на «внешние и внутренние». Подталкиваемый внутренним мотивом, (т.е. мотивом, который напрямую связан с его будущей профессиональной деятельностью),

желанием саморазвиваться и получать новые знания, абитуриенты могут начать уделять больше внимания той или иной специальности [1]. Используя внешнюю мотивацию в профессиональном ориентировании, необходимо продемонстрировать абитуриентам возможные жизненные цели и спрогнозировать вероятные пути их достижения, умело используя различные виды мотивации. Когнитивная мотивация способствует приобретению знаний по профессии, формированию умений и навыков, присущих компетентному специалисту. Используя этот вид мотивации, представители вузов необходимо делать упор на интересную учебу, развитие научной деятельности, востребованность специалистов в данной сфере экономики. Коммуникационная мотивация - это интерес к студенческой жизни, окружению сверстников и единомышленников. Мотивируя абитуриентов к дальнейшему развитию личности, представители вузов должны делать акцент на возможности карьерного роста, реализации их профессиональных представлений и использовании полученных знаний в смежных отраслях деятельности. Получение высшего образования подталкивает к решению следующей задачи - нахождения себя в социуме, определение себя как личности с определенными представлениями о своей профессии и личностными амбициями.

Таким образом, становится очевидным, что профессиональная ориентация школьников старших классов требует пристального внимания со стороны высших учебных заведений. Если вуз хочет оказаться конкурентоспособным, то деятельность по профориентации должна приобретать гибкие формы, использование Интернет технологий приобретает главенствующее значение. Механизм воздействия на абитуриента должен включать не только информационную, но и психологическую поддержку. Использование таких стимулов, как различные виды мотивации школьников выпускных классов будет способствовать профессиональному самоопределению и повысит значимость профессиональной подготовки в вузе. Взаимосвязь трех составляющих: школы, учреждения высшего профессионального образования и рынка труда должна выигрышно подчеркнуть востребованность профессии и привлечь абитуриентов в стены вуза. Общая стратегия профессионально-ориентацион-ной деятельности вуза должна учитывать все существующие проблемы и находить грамотные маркетинговые решения в долгосрочной перспективе.

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Васичкина О.Н., Самарская С.В. Роль мотива в реализации профессиональных представлений студентов // Гуманитарные и социальные науки. Электронный журнал. Ростов-на-Дону, 2018. № 5.

2. Глебова Г.Ф. Классический университет и общеобразовательная школа в открытой региональной системе непрерывного образования: актуальные проблемы взаимодействия // Непрерывное образование: XXI век. 2014. №1(5).

3. Грачева Ю.В. Организация профориентационной деятельности в вузе: проблемы и направления развития. // URL: https://scienceproblems.ru/ organizatsij a-proforientatsionnoj-dej atelnosti-v-vuze-problemy-i-napravlenij a-razvitija.html (дата обращения: 29.06.2019).

4. Дьяченко Т.В., Евсеева С.А. Практика применения активных форм профориентационной работы вуза // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. URL: http://science-education.ru/ru/article/view? id=25397 (дата обращения: 29.06.2019).

5. Ковалева Л.В., Лунина Ю.В. Анализ профориентационной работы тихоокеанского государственного университета: недостатки и новые возможности // Ученые заметки ТОГУ. Том 6. № 1. 2015.

6. Пряжников Н.С. Перспективы развития профориентации в системе кадровой политики государства // Проблемы профориентационной работы в современных условиях: материалы Всерос. науч.-практ. конф. 25-26 марта 2010. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2010.

7. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф, Сахарова В.И. Тенденции развития профессиональной ориентации учащейся молодежи и вызовы времени // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 2.

8. Якушина Е. Интернет помогает учиться и выбрать профессию // Народное образование. 2006. №5.

R E F E R E N C E S

1. Vasichkina O.N., Samarskaya S.V. Role of motive in realization of students professional ideas. Humanities and social Sciences. Electronic journal. Rostov on-Don, 2018. No. 5.

2. Glebova G.F. Classical University and secondary school in the open regional system of continuing education: actual problems of interaction // Continuing education: XXI century. 2014. No. 1(5).

3. Gracheva Yu.V. Organization of career guidance activities at the University: problems and directions of development // URL: https://scienceproblems.ru/ organizatsija-proforientatsionnoj-dejatelnosti-v-vuze-problemy-i-napravleni-ja-razvitija.html (access date: 29.06.2019).

4. Dyachenko T.V., Evseeva S.A. Practice of using active forms of vocational guidance work of the University // Modern problems of science and education. 2016. No 5. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25397 (access date: 29.06.2019).

5. Kovaleva L.V., Lunina Yu. V. Analysis of career guidance of Pacific national University: shortcomings and new opportunities // Scientists notes POSU Vol. 6. No 1. 2015.

6. Pryazhnikov N.S. Prospects of development of career guidance in the system of personnel policy of the state // Problems of career guidance in modern conditions: materials of all-Russian science conference. 25-26 March, 2010. Tyumen: Publishing house of TSU, 2010.

7. Chistyakova S.N., Rodichev N.F., Sakharova V.I. Tendencies of development of professional orientation of students and challenges of time. Professional education in Russia and abroad. 2013. No. 2.

8. Yakushina E. Internet helps to learn and choose a profession // Public education. 2006. No 5.

02 июля 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.