УДК 37.018.48.01.79
DOI: 10.18384/2310-7219-2017-4-72-81
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МОДЕЛИ ПЕРЕПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ БЕЗ ПРОФИЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРОФИЛЬ «УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ»
Анисимова ЛЯ, Кленикова СА., Мусатова МА.
Московский государственный областной университет 105005, г. Москва, ул. Радио, д. 10А, Российская Федерация
Аннотация. В статье авторы раскрывают особенности проектирования модели переподготовки учителей без профильного педагогического образования и выделяют ведущие требования к отбору её структурных компонентов. Разрабатываемая модель должна обеспечить каждому учителю технологии условия для вхождения в педагогическую и технологическую культуру, для саморазвития и самореализации его в педагогической деятельности. Авторы статьи предлагают программу, составленную с учётом требований ФГОС и направленную на переподготовку и повышение профессиональной компетентности учителей технологии, которая будет способствовать обеспечению непрерывности профессиональной подготовки и научно-теоретической, методической и информационной поддержке педагогических работников образовательных учреждений для решения актуальных задач инновационного социально-экономического развития Московской области.
Ключевые слова: педагогическое образование, программа переподготовки, учитель технологии, кафедра непрерывного образования, модель, переподготовка учителей.
DESIGNING THE MODEL OF RETRAINING TEACHERS WITHOUT PROFILE PEDAGOGICAL EDUCATION TO THE PROFILE "TEACHER OF TECHNOLOGY"
L. Anisimova, S. Klenikova, M. Musatova
Moscow Region State University
10A, Radio ul, Moscow, 105005, Russian Federation
Abstract. In the article the authors reveal the features of designing a model of retraining teachers without specialized pedagogical education. The leading requirements for selecting its structural components are highlighted. The developed model of retraining should ensure for every teacher of technology the conditions for entering the pedagogical and technological culture, for self-development and self-realization in pedagogical activities. The authors of the article propose a program based on the requirements of the GSES which is aimed at retraining and enhancing the professional competence of technology teachers. The program is supposed to ensure the continuity of vocational training and scientific, theoretical, methodological and informational support for pedagogical staff of educational institutions for solving urgent problems of innovative socio-economic development in Moscow region.
Key words: teacher education, training program, teacher of technology, Department of continuing education, model, retraining of teachers.
© Анисимова Л.Н., Кленикова С.А., Мусатова М.А., 2017.
Современная социально-экономическая ситуация в нашей стране предъявляет высокие требования к качеству профессиональной подготовки педагогических кадров, предоставляемой образовательными организациями [1]. Дальнейшее развитие высшей школы невозможно без совершенствования системы переподготовки педагогических кадров.
Сочетание актуальности, связанной с увеличением социальной значимости и организующей роли системы переподготовки педагогических кадров на базе вуза, с необходимостью реализации компетентностно-развивающего подхода в современной системе высшего профессионального образования [3] позволяет с уверенностью говорить о том, что существует настоятельная необходимость поиска, разработки и внедрения в образовательное пространство вуза новых подходов к обучению, педагогических технологий, методов, средств и форм организации обучения слушателей курсов переподготовки педагогических кадров с целью их интенсивного профессионально-творческого саморазвития [10].
В современных условиях модернизации высшего профессионального образования в Московском государственном областном университете система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров начинает приобретать новые функции. В частности, на факультете технологии и предпринимательства, реализующем повышение квалификации учителей технологии, осваивается переподготовка учителей, относящихся к специалистам без профильного педагогического образования, начинают реализовываться новые функ-
ции названной системы. К ним мы относим:
- проектную функцию, связанную с созданием новых образовательных программ, систем переподготовки кадров, с обеспечением опережающего характера отбора современного содержания обучения, внедрения инновационных педагогических технологий в образовательный процесс;
- компетентностно-развивающую функцию, предполагающую наращивание профессиональной компетентности, освоение новых профессиональных знаний, умений и навыков в образовательной области «Технология», применяемых в современных условиях технологической подготовки в образовательных организациях, повышение профессионализма, повышение профессиональной и технологической культуры учителей-предметников;
- креативно-развивающую функцию, обеспечивающую интенсивное саморазвитие и профессиональное самосовершенствование и самореализацию личности слушателей курсов (учителей технологии), развитие их профессионально важных качеств личности, развитие творческой составляющей профессионально-предметной деятельности педагогов.
При проектировании данной модели переподготовки учителей, относящихся к специалистам без профильного педагогического образования, выделяется основная цель - формирование саморазвивающейся личности учителя технологии на основе освоения и совершенствования профессиональных компетенций, необходимых для педагогической деятельности в образовательной области «Технология» (для личностного роста в профессии).
Проектируемая модель должна способствовать решению наиболее важных задач.
Первая задача - опережающая подготовка педагогических кадров с учётом внедрения ФГОС общего образования, направленная на углубление профессиональных компетенций [3], подготовка их к самостоятельному выстраиванию целостного образовательного процесса, подготовка к работе со все более возрастающими по объёму и по содержанию информационными потоками в области технологического образования.
Вторая задача - привлечение на работу в систему образования специалистов без профильного педагогического образования [5] (через прохождение переподготовки учителей без профильного педагогического образования), в связи с этим необходима подготовка данной категории слушателей по педагогике, психологии и частным методикам, необходима разработка образовательных программ, кардинально отличающихся от образовательных программ повышения квалификации учителей технологии, получивших профессиональное педагогическое образование.
Третья задача - разработка современных технологий конструирования образовательных программ в соответствии с образовательными потребностями разных категорий слушателей без профильного педагогического образования, направленных на создание условий для овладения ими компетенциями, необходимыми для успешной профессиональной деятельности в области технологического образования [6] и для профессионально-творческого саморазвития [2].
Четвертая задача - эффективное использование современных информационно-коммуникационных технологий, цифровых образовательных ресурсов в процессе овладения слушателями без профильного педагогического образования профессиональными компетенциями.
Разрабатываемая модель переподготовки учителей, относящихся к специалистам без профильного педагогического образования, должна обеспечить каждому учителю технологии условия для вхождения в педагогическую и технологическую культуру, для саморазвития и самореализации его в педагогической деятельности. Таким образом, в рассматриваемой модели должны закладываться идеи личностного развития учителя технологии [4].
Разрабатываемая модель переподготовки должна способствовать обеспечению педагогических условий (методов, средств, форм обучения) для овладения слушателями без профильного педагогического образования необходимыми значимыми компетенциями для успешной профессиональной деятельности. Таким образом, в рассматриваемой модели должны быть реализованы концептуальные позиции компетентностного подхода к обучению.
Не вызывает сомнений, что в процессе переподготовки следует учитывать особенности реализации профессиональной педагогической деятельности учителей технологии -специалистов, не имеющих профильного педагогического образования, поскольку такая деятельность крайне чувствительно зависима от личностных особенностей, специфики их профессиональной подготовки, сформи-
рованных конкретных компетенций [3]. Эти компетенции проявляются в образовательном процессе в каждой педагогической ситуации, что вносит своеобразие в организацию технологической подготовки обучающихся, придавая ей особые специфические качества в зависимости от уровня специальной профессиональной подготовки и заинтересованности в решении педагогических проблем учителя технологии.
Следует отметить, что модель переподготовки даёт возможность каждому слушателю без профильного педагогического образования проявить себя в совершенствовании имеющихся компетенций и сосредоточить свои усилия на формировании новых для него компетентностей, относящихся к профильной педагогической подготовке. В этом проявляется особенность осуществления профессионального личностного роста, трансформации личностных смыслов и развитие индивидуальности учителя технологии (слушателя без профильного педагогического образования), проходящего курс переподготовки педагогических кадров на факультете технологии и предпринимательства.
В рамках кафедры теории и практики непрерывного образования и кафедры теории и методики профессионального образования разработана дополнительная профессиональная программа (программа профессиональной переподготовки) «Образование и педагогика» (профиль «Учитель технологии») объёмом 576 часов.
Предлагаемая программа составлена с учетом требований ФГОС и направлена на переподготовку и повышение профессиональной ком-
петентности учителей технологии по формированию универсальных действий у обучающихся в процессе технологической подготовки в предметной области «Технология», что обеспечивает непрерывность профессиональной подготовки и научно-теоретическую, методическую и информационную поддержку педагогических работников образовательных учреждений для решения актуальных задач инновационного социально-экономического развития Московской области.
Кроме того, программа имеет большое практическое значение, так как конкретизирует практические знания и умения об организации образовательного процесса в технологическом образовании. Все полученные теоретические и практические знания слушатель может использовать в процессе изучения смежных модулей и выполнения выпускной квалификационной работы.
Актуальность программы заключается в том, что социальный заказ общества выдвигает повышенные требования к подготовке выпускника образовательного учреждения, способного легко адаптироваться в современном обществе благодаря полученным знаниям, умениям, навыкам и сформированным профессиональным компетенциям. В соответствии с ФГОС учитель технологического образования должен подготовить такого выпускника школы, который может осознавать ценность труда, науки и творчества, обладать готовностью к саморазвитию и личностному самоопределению, к построению индивидуальной образовательной траектории, направленной на формирование научного типа мышления и будущую
K4J
профессиональную деятельность, активностью и заинтересованностью в познании мира, способностью самостоятельного планирования и осуществления познавательной деятельности и применения полученных знаний на практике, способностью к взаимопониманию и сотрудничеству для достижения общих результатов. Необходимым условием выполнения выдвинутых требований является повышение квалификации преподавателей, осуществляющих технологическую подготовку молодёжи на современном этапе. В связи с этим современный учитель технологии должен освоить проектирование учебного содержания и конкретные методики обучения новым технологиям обработки различных материалов, приёмы формирования универсальных действий обучающихся в процессе решения ими творческих и учебно-прикладных задач на занятиях по технологии в условиях внедрения ФГОС [10]. Преподаватель, освоивший предлагаемую программу переподготовки, приобретает теоретические знания и опыт формирования универсальных действий у обучающихся в процессе решения творческих и учебно-прикладных задач образовательной области «Технология», способность решать образовательные задачи, отвечающие требованиям ФГОС. Кроме того, актуальность программы определяется потребностью современной школы в педагогах с устойчивыми профессиональными интересами к внедрению в образовательный процесс преподавания предметной области «Технология» новых технологий и инноваций, владеющих приёмами решения творческих и конкретных учебно-прикладных за-
дач в контексте требований ФГОС, используя широкий спектр различных технологий обработки материалов.
Целями программы являются переподготовка специалистов для осуществления нового вида профессиональной деятельности (с правом занятия должности учителя технологии в общеобразовательной школе), а также освоение слушателями профессиональных знаний в области методики технологического образования, которая рассматривается как наука об общих и специфических законах, закономерностях, особенностях, принципах, правилах и условиях технологического образования, обучения, воспитания и формирования личности обучающихся, раскрывающая методологические, теоретические и методические основы образовательного процесса в общем, среднем, среднем профессиональном образовании, а также в системе дополнительного образования, формирование педагогической культуры.
Задачи программы:
- дать представление о сущности педагогической деятельности, обеспечить осознание её специфики;
- развивать у слушателей интерес и положительную мотивацию к педагогической профессии, способность работать в условиях вариативного, лич-ностно ориентированного образования, внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в образовательный процесс;
- ознакомить слушателей с основными положениями научного психологического знания по общей, возрастной, социальной и педагогической психологии;
- формировать систему знаний об основных закономерностях и особен-
ностях психофизического развития детей разного возраста;
- формировать творческие способности, инициативу, самостоятельность, основы профессионального мастерства и этики;
- развивать умения и навыки самостоятельной работы с информационными источниками, применять полученные знания и навыки в работе с детьми;
- раскрывать дидактические и воспитательные возможности технологического образования;
- обучать планированию и организации учебно-информационного, материально-технического обеспечения технологической подготовки учащихся;
- изучать содержание разделов и модулей предметной области «Технология» [7];
- изучать частные методики обучения по направлениям предметной области «Технология»;
- подготавливать к использованию различных форм внеклассной работы с обучающимися в предметной области «Технология»;
- подготавливать к руководству проектной деятельностью обучающихся и работе по профессиональному самоопределению учащихся [5];
- формировать профессиональный интерес к педагогической деятельности, педагогической и технологической культуры [9].
Планируемые результаты обучения: лица, завершившие переподготовку по данной программе, должны:
- знать:
1) основные цели и ценности образования в современном мире;
2) современные тенденции развития педагогической науки и практики
в области технологического школьного образования;
3) место и назначение технологического образования в целостной системе непрерывного образования;
4) возрастные закономерности и индивидуально-типические особенности развития ребёнка разных возрастных групп;
5) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, нормативно-правовые, психолого-педагогические и организационно-методические основы технологического образования;
- уметь:
1) планировать и реализовывать программу технологического образования в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего (полного) образования и с учётом возрастных закономерностей и индивидуально-типических особенностей обучающихся;
2) осуществлять перспективное и текущее планирование учебных занятий по технологической подготовке;
3) применять современные методы диагностирования достижений обучающихся, осуществлять педагогическое сопровождение процессов профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии [5];
4) разрабатывать современные педагогические технологии с учётом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности;
5) проводить занятия по технологической подготовке учащихся в различных образовательных организациях [8];
6) составлять планы-конспекты занятий по направлениям предметной области «Технология» [7];
7) планировать, организовывать и обеспечивать внеклассную работу с обучающимися в системе дополнительного образования;
8) осуществлять связь технологического образования с основами других наук [11];
9) применять современные технические средства обучения в образовательном процессе и при оценивании результатов технологической подготовки.
- владеть:
1) приёмами организации образовательного процесса в технологическом образовании;
2) современными методами и приемами обучения технологии;
3) приёмами оценивания информации в области профессиональной деятельности из отечественных и зарубежных источников;
4) приёмами использования возможностей образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса.
Категория слушателей - кандидаты на осуществление нового вида профессиональной деятельности (с правом занятия должности учителя технологии).
Требования к квалификации поступающего для обучения по программе слушателя - высшее профессиональное образование (допускается среднее профессиональное образование). Форма обучения - очно-заочная.
Итогом освоения слушателями дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Образование и педагогика», по специализации «Учитель технологии» является итоговая аттестационная ра-
бота, предназначенная для определения исследовательских умений слушателей, глубины их знаний в избранной научной области, относящейся к профилю специальности, а также навыков экспериментально-методической работы [3].
В соответствии с видом профессиональной программы переподготовки слушателей с квалификацией «учитель технологии» выпускная квалификационная работа выполняется в форме итоговой аттестационной работы. Содержание итоговой аттестационной работы должно соответствовать проблематике профессиональной и предметной переподготовки. Проводимое исследование может касаться чисто теоретической проблемы или ориентироваться на практические задачи, связанные с видами профессиональной деятельности слушателя.
Целью выполнения итоговой аттестационной работы являются углубление, закрепление и систематизация теоретических знаний и практических умений, полученных слушателем по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки, выявление степени подготовленности слушателей к самостоятельной работе.
Тематика итоговых аттестационных работ должна отражать актуальные проблемы развития образования и науки на современном этапе. Выбранная тема итоговой аттестационной работы отражает научно-исследовательские интересы слушателя.
Как показала опытно-экспериментальная работа, наблюдаемая положительная динамика повышения продуктивности осуществления профессионально-педагогической деятель-
ности слушателей явилась результатом планомерного овладения ими профессиональными умениями и навыками оперирования различными видами педагогической деятельности в процессе всего периода переподготовки, результатом переработки и уточнения личностных смыслов, реализации личностного творческого потенциала учителя технологии [1], результатом вхождения в педагогическую и технологическую культуру, творческой самореализации
в педагогической деятельности. Поскольку, по нашему убеждению, ком-петентностный опыт педагогической деятельности учителя технологии, так же как и личностный и творческий, приобретается в ситуациях реального решения профессиональных проблем в соответствии с уровнем овладения им профессиональными умениями и навыками, педагогической и технологической культурой, с уровнем саморазвития и с личностной позицией учителя.
ЛИТЕРАТУРА
1. Анисимова Л.Н. История и сегодняшний день факультета технологии и предпринимательства МГОУ // Школа и производство. 2016. № 8. С. 48-53.
2. Анисимова Л.Н. Развитие творческой и научно-исследовательской деятельности студентов - будущих учителей технологии // Право и практика. 2017. № 2. С. 236-243.
3. Бакалавриат - первая ступень высшего профессионального образования: по программе подготовки бакалавров по направлению подготовки 44.03.05 - Педагогическое образование, профиль: «Технологическое и экономическое образование»: монография / Л.Н. Анисимова и др. М., 2017. 434 с.
4. Анисимова Л.Н., Туманова И.П. Учебно-воспитательная среда как инструмент формирования профессиональных компетенций студентов при подготовке к профори-ентационной работе со школьниками // Фундаментальные исследования. 2013. № 1. С. 104-110.
5. Антропова Е.А. Выявление особенностей профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2016. № 2. С. 102-112.
6. Ершова Е.С. Педагогические условия формирования готовности будущего преподавателя технологии к руководству научно-исследовательской и проектно-конструк-торской деятельностью учащихся // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2016. № 1. С. 103-110.
7. Кленикова С.А. Методическая подготовка бакалавров педагогического образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2016. № 1. С. 111-117.
8. Кленикова С.А. Профессиональная подготовка на факультете технологии и предпринимательства по современным технологиям обработки материалов // Повышение качества подготовки кадров в современных условиях развития отечественного образования: моделирование и результаты исследований в общем, профессиональном и дополнительном образовании: сборник научных статей. М., 2014. С. 22-24.
9. Кленикова С.А. Роль педагогической практики в формировании профессиональной компетентности будущего бакалавра педагогического образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2015. № 4. С. 57-65.
10. Мусатова М.А. Основные принципы развития профессиональной направленности бакалавров педагогического образования на основе исследовательско-творческой деятельности // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 4-1. С. 163-166.
K4J
11. Филиппова О.Н. Методические основы развития творческих способностей будущих учителей технологии (на примере начертательной геометрии): дис. ... канд. пед. наук.
1. Anisimova L.N. [History and the present day of the faculty of technology and entrepreneur-ship at Moscow Region State University]. In: Shkola iproizvodstvo [School and production],
2016, no. 8, pp. 48-53.
2. Anisimova L.N. [The development of creative and research activities of students-future teachers of technology]. In: Pravo ipraktika [Law and practice], 2017, no. 2, pp. 236-243.
3. Anisimov L.N. et al. Bakalavriat - pervaya stupen' vysshego professional'nogo obrazovaniya: po programme podgotovki bakalavrov po napravleniyu podgotovki 44.03.05 - Pedagog-icheskoe obrazovanie, profil': "Tekhnologicheskoe i ehkonomicheskoe obrazovanie" [Baccalaureate - the first level of higher professional education for bachelors in the direction of training 44.03.05 - Pedagogical education, "Technological education" profile]. Moscow,
2017. 434 p.
4. Anisimova L.N., Tumanova I.P. [The educational environment as a tool of students' professional competence formation in preparation for vocational work with students]. In: Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental research], 2013, no. 1, pp. 104-110.
5. Antropova E.A. [Identifying the peculiarities of senior pupils' professional self-determination in the conditions of profile training]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblast-nogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Pedagogics], 2016, no. 2, pp. 102-112.
6. Ershova E.S. [Pedagogical conditions for forming future teachers' of technology readiness for managing students' research and development activities]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Pedagogics], 2016, no. 1, pp. 103-110.
7. Klenikova S.A. [Methodical training of bachelors of pedagogical education]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Pedagogics], 2016, no. 1, pp. 111-117.
8. Klenikova S.A. [Training modern technologies of materials processing at the faculty of technology and entrepreneurship]. In: Povyshenie kachestva podgotovki kadrov v sovremennykh usloviyakh razvitiya otechestvennogo obrazovaniya: modelirovanie i rezul'taty issledovanii v obshchem, professional'nom i dopolnitel'nom obrazovanii. Sbornik nauchnykh statei [Improving the quality of personnel training in modern conditions of domestic education development: modeling and results of research in general, professional and additional education]. Moscow, 2014, pp. 22-24.
9. Klenikova S.A. [The role of pedagogical practice in the professional competence formation of future bachelor of pedagogical education]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Pedagogics], 2015, no. 4, pp. 57-65.
10. Musatova M.A. [The basic principles of professional orientation of the bachelors of pedagogical education development on the basis of research and creative activities]. In: Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern high scientific technologies], 2016, no. 4-1, pp. 163-166.
11. Filippova O.N. Metodicheskie osnovy razvitiya tvorcheskih sposobnostej budushchih uchitelej tekhnologii (na primere nachertatel'noj geometrii): dis. ... kand. ped. nauk [Methodical bases for developing creative abilities of future teachers of technology (on the example of descriptive geometry): PhD thesis in Pedagogic sciences]. Moscow, 2005. 245 p.
М., 2005. 245 с.
REFERENCES
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Анисимова Людмила Николаевна - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики профессионального образования Московского государственного областного университета; e-mail: kaf-tmpo@mgou.ru
Кленикова Светлана Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики профессионального образования Московского государственного областного университета; e-mail: s.klenikova@mgou.ru
Мусатова Марина Александровна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики профессионального образования Московского государственного областного университета; e-mail: ma.musatova@mgou.ru
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Ludmila N. Anisimova - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of theory and methods of professional education, Moscow Region State University; e-mail: kaf-tmpo@mgou.ru
Svetlana A. Klenikova - candidate of pedagogical sciences, associate professor, the Department of theory and methods of professional education, Moscow Region State University; e-mail: s.klenikova@mgou.ru
Marina A. Musatova - candidate of pedagogical sciences, associate professor, the Department of theory and methods of professional education, Moscow Region State University; e-mail: ma.musatova@mgou.ru
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Анисимова Л.Н., Кленикова С.А., Мусатова М.А. Проектирование модели переподготовки учителей без профильного педагогического образования на профиль «учитель технологии» // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2017. № 4 С. 72-81. DOI: 10.18384/2310-7219-2017-4-72-81
FOR CITATION
Anisimova L., Klenikova S., Musatova M. Designing the model of retraining teachers without profile pedagogical education to the profile "teacher of technology". In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Pedagogics. 2017. no. 4, рр. 72-81. DOI: 10.18384/2310-7219-2017-4-72-81