Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018
№ 3 (33). С. 273-277. клклл |— г^^
удк 37.022 М. М. АЯБОГАЧМЕВА, Е. В. ОЗДОЕВА
Профессиональная ориентация в школе в контексте задач профильного обучения старшеклассников
Статья посвящена исследованию методологических основ к организации профориентационной работы в школе в рамках реализации профильного обучения старшеклассников. Посредством литературного анализа наработок компетентных специалистов данной сферы автором было определено, что профильное обучение является сложным системным педагогическим явлением по своему содержанию, функциями, характеристикам, признакам, субъектам деятельности. В связи с этим, установлено, что оно нуждается и в настоящее время находится в стадии активных теоретических и эмпирических исследований, направленных на дефинитивную проработку проблем педагогической теории и практики, достижение понимания его целей и содержания, обобщение основных форм реализации. В ходе работы автор отметил, что подготовка школьников к профессиональному самоопределению обеспечивается различными формами и методами, а начинается профориентационная работа с ознакомления учащихся с миром профессий и основами современного производства. Приобретенные знания являются основой для формирования устойчивого интереса к определенной профессии. Также анализ форм и методов профориентационной работы показал, что они первично направляются на подготовку учащихся старшей школы к самостоятельному и осознанному выбору будущей профессии. Результатом профориентационной работы является трансформация интереса старшеклассников к профессии в профессиональный интерес и построение на этой основе профессиональных намерений.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, общеобразовательное учебное заведение, учащиеся, укрупнение дидактических единиц, старшеклассники, профильное обучение, профориентационная работа
Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018
NO 3 (33, pp. 273-27, m. m. ALBOGACHiEVA, E. V. OZDOEVA
Professional orientation in the school in the context of the tasks of profile training of senior pupils
The article is devoted to the study of methodological foundations to the organization of vocational guidance work in the school in the framework of the implementation of profile training for high school students. Through the literary analysis of the work of competent experts in this field, the author determined that profile education is a complex systemic pedagogical phenomenon in its content, functions, characteristics, characteristics, subjects of activity. In this regard, it is found that it needs and is currently in the stage of active theoretical and empirical research aimed at definitive elaboration of the problems of pedagogical theory and practice, understanding of its goals and content, generalization of the basic forms of realization. In the course of the work the author noted that the preparation of schoolchildren for professional self-determination is provided in various forms and methods, and professional orientation work begins with acquaintance of students with the world of professions and the basics of modern production. Acquired knowledge is the basis for the formation of a sustainable interest in a particular profession. Also, the analysis of the forms and methods of vocational guidance showed that they are primarily directed to the preparation of high school students for an independent and conscious choice of their future profession. The result of vocational guidance is the transformation of the interest of high school students in the profession into professional interest and the building of professional intentions on this basis.
Keywords: vocational orientation, general educational institution, students, consolidation of didactic units, senior pupils, profile training, vocational guidance work
А ктуальной задачей данного исследова-// ния является изучение роли и методологии обеспечения профессиональной ориентации учеников старших классов в рамках профильного обучения. Философские, психологические, педагогические, социально-экономические основы подготовки личности к жизни и труду в разные времена стремились разработать: Эрдниев П.М., Шамшукаева М.М., Заец Н.А., Крюкова А.В., Ахметзянова С.В., Пальшина И.В., Манаенкова Ю.Н., Станкевич А.В., Рубцов Е.И., Ансимов В.И., Медведев В.В., Кукушкин К.Е., Горбачева С.М., Акимова Т.Н., Лисицинская А.В., Добош Е.Г., Папкова Н.Е., Багрова Н.В., Власова Е.А., Шанин С.В., Кузнецова М.В. и пр.
В данной работе на основании указанных компетентных источников проведен литературный анализ, который позволил установить, что первоочередным условием формирования гражданина является организация эмоционально насыщенной продуктивной трудовой жизни в условиях социума, которая эффективно влияет на формирование гражданских качеств и ценностей личности.
Профильное обучение - одна из наиболее актуальных проблем теории и практики современного школьного образования. Впервые отмечено, что старшая школа становится преимущественно профильной в концепции последнего поколения ФГОС. Законодательством РФ в образовательной сфере утвержден целый ряд концептуальных и нормативно-методических материалов, в которых рассматриваются различные аспекты этой проблемы. Эти документы определяют базовые понятия и основные подходы к решению проблемы: определяют направления профилирования, отбора содержания, организации учебно-воспитательного процесса в старшей школе [5, с. 154].
Введение профильного обучения вызывает большой интерес среди ученых, учителей, руководителей общеобразовательных учебных заведений (ОУЗ), управленцев школьным образованием на всех уровнях, что повлекло создание на основе решения задач профессиональной ориентации мощного инновационного направления. Ведь российское общество стремится создать систему образования, которая отвечала бы вызовам времени и потребностям личности, а потому ищет новые концептуальные основы определения содержания образования и векторов ее развития. Цель государственной политики по развитию образования заключается в создании условий для развития личности и творческой самореализации каждого гражданина, воспитании поколения людей, способных эффективно работать и учиться в течение жизни [2, с. 31].
Сейчас современное школьное образование еще недостаточно адаптировано к будущим потребностям учеников. Поэтому усилия педагогической науки и практики сосредоточено на
формовочном потенциале образования, а также в направлении развития в человеке волю к самоопределению [4, с. 213]. Общеобразовательная школа должна обеспечить разностороннее развитие индивидуальности на основе выявления его задатков и способностей, формировании ценностных ориентаций, удовлетворения интересов и потребностей и на основе воспитания у учащихся привязанности к труду, к сознательному выбору профессии и овладению ею, создания условий для их жизненного и профессионального самоопределения.
Школьное образование должно быть осовременено таким образом, чтобы выпускники могли быстро адаптироваться в самостоятельной жизни, целенаправленно использовать свой потенциал для самореализации в профессиональном и личном измерениях, а также в интересах общества и государства. Профильное обучение должно быть направлено на приобретение старшеклассниками навыков самостоятельной научно практической, опытно-поисковой деятельности, на развитие интеллектуальных, психических, творческих, моральных, физических социальных качеств, стремление к самообразованию [8, с. 121].
Поиски путей реализации этих задач российские педагоги осуществляют в контексте вызовов мировой практики образования, изучая положительный опыт и наработки. Остановимся на некоторых аспектах среднего образования в Западной Европе, в частности, на вопросах профилирования образования в старшей школе. Нужно, прежде всего, учесть тот факт, что оно классифицируется как послебазовое и послео-бязательное. Это означает, что ученики, которые успешно закончили первый этап общего среднего образования (в большинстве западноевропейских стран это молодежь в возрасте 15-16 лет), произвольно выбирают дальнейший путь обучения. Это могут быть учреждения общего среднего образования, профессиональной подготовки, довузовской подготовки, гимназии и лицеи академического уклона и т. п. Разнообразны также и формы реализации обучения на этой образовательной ступени: частичная учебная занятость в сочетании с работой на производстве, дистанционное образование, общеобразовательная подготовка в сочетании с получением профессиональной квалификации, модульный способ организации обучения в старшей средней школе и т.п. Указанные и другие разновидности образовательных услуг могут предоставляться как комплексно в заведениях старшей средней школы, что характерно для Австрии, Великобритании, Ирландии, Испании, Норвегии, Португалии, Финляндии; так и распределяться между различными типами школ, типично для Дании, Италии, Франции, Германии, Греции [7, с. 184-185].
Такой вариативный подход к организации обучения в старшей школе западноевропейских стран обусловлен в определенной степени исто-
рико-культурными особенностями развития этих стран и их образовательных систем. В то же время зарубежные специалисты видят в таком подходе действенное средство предоставления по-слебазового школьного образования с большей гибкостью, адаптивностью и, соответственно, возможностью обеспечить его модернизационное развитие в современных динамичных условиях. В Западной Европе среднее образование, которое тесно связывается с миром труда, приобретает сегодня все больший вес и престижность как фактор экономического и социального развития общества. Несмотря на это, наблюдается тенденция к структурной интеграции и профессионально-техническому образованию и соответствующих учебных заведений с целью выработки учебного плана, где сочетается теория и практика, академическое образование и профессиональная подготовка старших школьников [9, с. 109].
Важную роль в профориентации учащейся молодежи России призваны играть социальные институты. К таковым относятся и учебные заведения системы общего среднего образования, основными задачами которых являются: личностно-ориентированное обучение и воспитание, удовлетворение прав личности в направлении получения образования и обеспечения необходимых условий обучения. Именно в общеобразовательных учебных заведениях учебный процесс должен направляться на овладение старшеклассниками систематизированными знаниями о природе, обществе, человеке, культуре и производстве через средства познавательной и практической деятельности, результатом которой должно быть интеллектуальное, социальное и физическое развитие личности, что, в сущности, и должно стать основой образования в течение жизни и дальнейшей профессиональной деятельности молодежи.
Огромный вклад в данном направлении был сделан известным калмыцким ученым-педагогом академиком П.М. Эрдниевым. Автор разработал особую уникальную методику «укрупнения дидактических единиц» (УДЕ) в качестве технологии обучения. Сущность подхода П.М. Эрдниева состоит в решении проблемы совершенствования передачи информации учащимся технологией, которая на примере процесса изучения математики содержит:
1) подразделения знания на более крупные особые единицы, символом которых является символ «инь-янь» с добавлением противоположно направленных друг к другу стрелок;
2) изменение способа передачи информации, корой будет способствовать ускоренному и более творческому усвоению учащимися определённого раздела знания, поскольку вводится процедура решения математических прямых задач в паре с обратными задачами;
3) сокращение учебного времени на усвоение материала [10, с. 43].
В данном контексте, действующие регулирующие системы общего среднего образования предусматривают новые подходы к организации образования особенно в старшей школе. Это, прежде всего, приоритеты профильного обучения, обеспечивающие организацию учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, интересов и потребностей учащихся, а также запросы общества на будущие профессии выпускников этих учреждений и их конкурентоспособность на рынке труда.
Важными задачами профориентации является воспитание у учащихся любви к различным видам труда, создание условий для производительного труда и проверки на практике своих способностей, изучение, формирование и развитие интересов, склонностей и способностей учащихся, ознакомление их с наиболее распространенными профессиями и профессиям, которые наиболее соответствуют их интересам [6, с. 42].
Аналитический обзор существующих подходов и методологий позволил сформировать в данном исследовании следующую схему профориентационной работы в школе:
Подготовительный этап. Он осуществляется от рождения и на протяжении обучения ребенка в школе. На этом этапе задачи профессиональной ориентации - наблюдение, выявление, обоснование и создание соответствующих условий для развития индивидуальности каждого отдельного школьника. Они реализуются путем включения ребенка в различные формы учебно-трудовой деятельности (общественную, спортивную и т.д.).
Основной этап. Задача профориентационной работы на этом этапе заключается в подготовке старшеклассников к самостоятельному и сознательному выбору будущей профессии. Реализуются определенные задачи за счет совокупности форм и методов активизации профессионального самоопределения (использование метода УДЕ в организации преподавания всех дисциплин с целью расширения круга знаний и восприятия предмета у старшеклассников, специализированный курс по основам выбора профессии, профкон-сультационная помощь, развитие необходимых в будущем профессионально важных качеств в процессе профильного обучения, и т.д.).
Уточняющий этап. Формы и методы профориентационной работы направлены на помощь выпускникам школ и студентам профессиональных учебных заведений в конкретизации профессиональной подготовки.
Завершающий этап. Специфика форм и методов определяется задачами помощи выпускникам в трудоустройстве и формировании индивидуального стиля профессиональной деятельности на конкретном рабочем месте. Заканчивается этот процесс построением перспективы профессионального роста.
На каждом этапе важное значение имеют формы профориентационной работы. Форма
профориентационной работы - это способ организации взаимодействия профориентатора и лица, которое решает проблему профессионального самоопределения, заранее определенным порядком, местом и организационной процедурой. Формы профориентационной работы зависят от состава и количества лиц, места проведения, продолжительности работы и т.п. [3, с. 79].
В системе национального образования существует проблема обособленности общего среднего и профессионального образования учащихся старшего школьного возраста, в частности, не хватает тесной взаимосвязи между общеобразовательными, профессионально-техническими, внешкольными и другими учебными заведениями в системе образования по сопровождению в профориентационной работе. Проблема осложняется тем, что в ОУЗ отсутствуют инженерно-педагогические кадры, научно-методический комплекс и надлежащая материально-техническая база, что, в свою очередь, мешает обеспечению реализации целей и задач профориентационной работы с учащейся молодежью.
В этих условиях действенными средствами реализации, согласованной с личностными и общественными потребностями, таких планов является привлечение дополнительного ресурса, каким является образовательная среда реализации педагогического взаимодействия (сетевой коммуникации), которая расширяет границы образовательного пространства учебного заведения, в частности - осуществления профильного обучения. Суть изменений в этом направлении организации профориентационной работы заключается, на наш взгляд, в проектировании образовательного пространства общеобразовательных, внешкольных и профессионально-технических учебных заведений по созданию динамической профориентационной модели. Такая модель реализует идею базовых ячеек (школа, внешкольное учебное заведение, и профессионально-технические учебные заведения, учебное учреждение и т.п.) для развития и обновления содержания образовательной деятельности, а также стимулируют сознательный выбор профессии учащейся молодежью.
Таким образом, проблема профессионализации обучения учащейся молодежи является
многоаспектной и должна решаться инструментарием педагогического проектирования в различных направлениях и формах, а именно в:
• усилении профилирования системы внешкольного образования, решения современных проблем раннего профессионального выбора ребенка средствами образования;
• социализации учащейся молодежи через творческую деятельность с выходом на жизненное проектирование и профессиональное самоопределение;
• обновленном содержании школьного образования, определении новых путей его развития;
• повышении роли среднего образования в социуме, определении его места в системе образования по решению проблем профильной допрофессиональной подготовки и начального профессионального образования учащейся молодежи.
Анализируя приоритетные направления системы профессиональной ориентации в школе, важно отметить, что ОУЗ необходимо иметь достаточный образовательный ресурс для удовлетворения потребностей воспитанников в профессиональном самоопределении через творческую самореализацию в сотрудничестве с внешкольным общеобразовательным учебным заведением. Поэтому особенно актуальным становится внедрение образовательного проекта взаимодействия общеобразовательных и внешкольных учебных заведений по созданию образовательного пространства для качественной профильного образования и профессионального самоопределения учащейся молодежи.
В то же время, самоопределение является основой профориентации учащейся молодежи, а также определяет содержательное наполнение, которое формируется в процессе целенаправленного педагогического воздействия и позволяет согласовать содержание и структуру профессиональной подготовки в соответствии с требованиями и направлениями общественного развития. Результатом решения обозначенной педагогической проблемы в контексте деятельности учебных заведений является целенаправленный и осмысленный выбор учащейся молодежью направления будущего профессионального пути.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акимова Т.Н., Лисицинская А.В. Профессиональная ориентация учащихся в школе как средство формирования личности выпускника // Национальная Ассоциация Ученых. 2015. № 9-1 (14). С. 40-42.
2. Власова Е.А., Шанин С.В. Профориентация как одно из направлений социально-педагогической деятельности со старшеклассниками // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2015. № 2. С. 30-36.
3. Добош Е.Г. Практико-ориентированный подход в медиаобразовании учащихся школ как фактор профессиональной ориентации // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 4 (26). С. 76-82.
4. Заец Н.А. Профессиональная ориентация учащихся среднего звена общеобразовательной школы // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 40. С. 212-216.
5. Крюкова А.В., Ахметзянова С.В., Пальшина И.В., Манаенкова Ю.Н. Повышение качества профессиональной ориентации школьников в системе непрерывного образования по типу "школа-вуз" // Инновации в образовании. 2017. № 11. С. 151-158.
6. Кузнецова М.В. Профориентационная работа в учреждении дополнительного образования детей // Научно-
методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 27. С. 41-45.
7. Папкова Н.Е., Багрова Н.В. Профориентация школьников: российский и зарубежный опыт // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2017. Т. 16. № 5 (144). С. 183-191.
8. Станкевич А.В., Рубцов Е.И., Ансимов В.И., Медведев В.В., Кукушкин К.Е., Горбачева С.М. Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в профессиональном обучении // Молодой ученый. 2017. № 34 (168). С. 120-123.
9. Шамшукаева М.М. Профессиональная ориентация старшеклассников (эмпирическое исследование социального педагога) // Образование и воспитание. 2017. № 2 (12). С. 107-112.
10. Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения / П.М. Эрдниев. М.: Просвещение, 1992. 287 с.
1. Akimova T. N., Lisichanska A.V. Professional orientation of students in school as a means of identity formation graduate. National Association of Scholars. 2015. no. 9-1 (14). pp. 40-42. (in Russian)
2. Vlasova E. A., Shanin S. V. career Guidance as one of the directions of social and pedagogical activity with high school students. Bulletin of the Saratov regional Institute of education development. 2015. pp. 2. pp. 30-36. (in Russian)
3. Dobos E. G. Practice-oriented approach to media education of school students as a factor of professional orientation. Sign: the problem field of media education. 2017. no. 4 (26). pp. 76-82. (in Russian)
4. Zayats N.. Professional orientation of students of middle level secondary school. NovaInfo.Ru. 2016. Vol.1. no. 40. pp. 212-216. (in Russian)
5. Kryukova A.V., Akhmetzyanova S. V., Palshina I. V., Manaenkova Yu. N. Improving the quality of professional orientation of students in the system of continuous education of the "school-University". Innovations in education. 2017. no. 11. pp. 151-158. (in Russian)
6. Kuznetsova M. V. career Guidance work in the institution of additional education of children. Scientific and methodical electronic journal Concept. 2015. Vol. 27. pp. 41-45. (in Russian)
7. Papkova N. E. Bagrova N. B. Career guidance of students: Russian and foreign experience. Scientific notes of the Russian state social University. 2017. Vol. 16. no. 5 (144). pp. 183-191. (in Russian)
8. Stankevich A.V., Rubtsov, E. I. Ansimov, V. I., Medvedev V. V., Kukushkin, K. E., Gorbachev S. M. Formation of the value orientations of students in vocational training. Young scientist. 2017. no. 34 (168). pp. 120-123. (in Russian)
9. Samsaliev M. M. Vocational orientation of high school students (an empirical study of social educator). Education and training. 2017. no. 2 (12). pp. 107-112. (in Russian)
10. Erdniev P. M. the integration of didactic units as a learning technology /P. M. Erdniev. Moscow, Education Publ., 1992. 287 p. (in Russian)
REFERENCES
Информация об авторах Албогачиева Мадина Магометовна
(Россия, Назрань) Старший преподаватель кафедры математического анализа Ингушский Государственный Университет
Information about the authors
Albogachieva Madina Magometovna
(Russia, Nazran) Senior Lecturer of the Department of Mathematical Analysis Ingush State University
Оздоева Ева Висхаевна
(Россия, Назрань) Старший преподаватель кафедры математики и ИВТ Ингушский Государственный Университет
Ozdoeva Eva Vishaevna
(Russia, Nazran) Senior lecturer of the Department of Mathematics and ICT Ingush State University