УДК 750.71 ББК 54.02
Мамонтова Анна Александровна
ассистент кафедра управления Смоленский государственный университет г. Смоленск Mamontova Anm Aleksandrovna Assistant Chair of Administration Smolensk State University Smolensk [email protected] Профильное обучение как условие формирования эколого-экономической воспитанности учащихся старших классов The Profession-Biased Education As Condition Ecological and Economic Competence Forming of Senior School Students
В статье рассматривается актуальность осуществления экологоэкономического воспитания старшеклассников в условиях профильного обучения; представлены результаты педагогического эксперимента по формированию эколого-экономической воспитанности учащихся старших классов.
The article considers the relevance implementation of the ecological and economic upbringing of the senior school students of the profession-biased education; presents the results the pedagogical experiment on forming the ecological and economic competence of senior school students in the profession-biased education.
Ключевые слова: профильное обучение, эколого-экономическое воспитание учащихся старших классов, эколого-экономическая воспитанность.
Key words: the profession-biased education, the ecological and economic upbringing of the senior school students, the ecological and economic competence.
Современные тенденции социально-экономического развития России меняют целевые установки школьного образования, что, соответственно, обуславливает новые результаты процесса обучения. В контексте этого осуществляется одно из направлений модернизации - профилизация средней школы. В свою очередь профильное обучение обладает потенциальными возможностями по подготовке старших школьников к эффективному участию в современных социальных и экономических отношениях.
Нормативной основой осуществления профильного обучения старшеклассников является «Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года». В том числе профильное обучение было определено в
«Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования». В рамках данного нормативного документа поставлены следующие задачи профильной подготовки учащихся:
1) обеспечение углубленного изучения отдельных учебных предметов по программам среднего (полного) общего образования;
2) создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
3) установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям учащихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
4) расширение возможностей социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования [7].
Изучая работы С.С. Кравцова, в которых представлены концептуальные идеи в области развития системы профильной подготовки, следует отметить, что ученый определяет уровни проектирования моделей профильного обучения. Такими уровнями являются: концептуальный уровень,
определяющий назначение и сущность профильного обучения; организационный уровень, определяющий организационно- методические условия и организационные механизмы профилизации; дидактический уровень, определяющий технологии построения содержания образования и технологии обучения в условиях введения профильного обучения; методический уровень, обосновывающий специфику построения программ по отдельным предметам в условиях профильного обучения [8- 9].
В контексте предмета нашего исследования, касающегося дифференцированного обучения мы придерживаемся точки зрения Т.В. Боровиковой [3, с. 126], которая отмечает принципа модульности
экономического образования и воспитания. Основную концептуальную идею ученого мы применяем к эколого-экономическому воспитанию учащихся старших классов, в этой связи, выделяем основные цели формирования эколого- экономической ответственности как качества личности.
Исследователи А.Ж. Жафярова [6], А.А. Кузнецов [10] и А.А. Пинский [11- 12], в своих работах пришли к выводу о том, что в современной системе школьного образования целесообразно введение четырех профилей обучения: гуманитарного, естественнонаучного, физико-математического и технологического. При этом каждый из этих профилей получает дальнейшее отражение и развитие в содержании вузовских специальностей.
Мы в своем исследовании изучаем вопросы, касающиеся соединения гуманитарной (экономика) и естественнонаучной (экология) областей знаний, и осуществления на базе этого интегрированного блока эколого- экономического воспитания учащихся. В этой связи для нас интересна позиция Ч.П. Сноу в том, что, несмотря на всю неоспоримость тенденции сближения естественнонаучной и гуманитарной культур и наук по принципу дополнительности. Проблемам синтеза знания на основе принципа дополнительности посвящено большое количество исследований (Г.В. Гивишвили, Г.Г. Гранатов и др.) [4, 5]. Данный принцип позволяет сочетать на первый взгляд несочетаемые и противоречивые способы познания мира, к которым мы относим ответственное, бережливое отношение к природе и ее ресурсам, осуществляющиеся в рамках любого вида профессиональной деятельности.
Применительно к организации пространства эколого-экономического воспитания старшего школьника в системе профильного обучения и в плане расширения выбора профессиональной деятельности особую роль здесь играет личностно- деятельностный подход. Данный подход заключаются в том, что эколого-экономическое воспитание как деятельность принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду, оно должно охватывать и пронизывать собой все виды образовательной деятельности: учебной (в
том числе в границах разных образовательных дисциплин), учебно-трудовой, хозяйственной, коммуникативной, досуговой.
В этой связи, мы предлагаем программу элективного курса экологоэкономического содержания «Мой дом, мой край - моя Смоленщина». Программа данного курса может быть использована в классах различных профилей подготовки с целью расширения познавательных интересов учащихся. Целью изучения программы является формирование эколого- экономической воспитанности личности, которая рассматривается как целостная система.
Программа включает следующие разделы:
1) Единство человека и природы - противоречивость их взаимодействия;
2) Человеческий фактор в природопользовании Смоленской области;
3) Человек и окружающая среда в социальной экологии Смоленского
края;
4) Человек и его ресурсы в современном хозяйстве Смоленщины.
В процессе изучения курса происходит вовлечение учащихся в активную практическую деятельность по всестороннему изучению экологоэкономических проблем Смоленского региона с использованием индивидуальных групповых заданий. Значительное время отводится на самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации. Проектные, исследовательские работы, доклады, компьютерная презентации позволяют сформировать у обучающихся умения самостоятельно приобретать и применять эколо-го-экономические знания в решении эколого-экономических проблем. Тем самым создается объективная основа для становления патриотизма и любви к родной местности в неразрывной связи с хозяйственной деятельностью человека и формированием ценностных ориентаций по отношению к природе, населению, хозяйству. Это позволяет формировать эколого- экономическую воспитанность как качества личности.
На основании исследований А.Ф. Аменда, Т.В. Боровиковой, Н.П. Ряби-ниной выделены следующие критерии определения уровня эколого- экономической воспитанности [1, 3, 15]:
1. информационно- познавательный критерий, который определяет уровень эколого- экономических знаний, умение адекватно отражать их в сознании в виде эколого- экономических представлений, понятий, суждений;
. мотивационно- ценностный критерий позволяющий судить об уровне сформированности эколого-экономических ценностных ориентаций, осуществлять направление своей деятельности на оптимальное взаимоотношение человека с окружающей средой, при котором удовлетворение человеческих потребностей соотносится с интересами сохранения природы ;
3. деятельностный критерий отражает степень овладения экологоэкономическими умениями, навыками, реализующимися в экологоэкономической деятельности (активное взаимодействие с окружающей средой, удовлетворение экономических потребностей, взаимодействовать с природной средой, не нарушая ее равновесия).
При измерении описанных выше критериев мы придерживаемся трехуровневой шкалы, принятой в большинстве стран мира, - минимальный (minimal), общий (general) и продвинутый (advanced) уровни. Так же мы использовали непараметрические статистические методы. Обработка полученных результатов производилась при помощи критерия ф - угловое преобразование Фишера на уровне значимости р =0,05. Критерий Фишера предназначен для сопоставления двух выборок по частоте встречаемости интересующего исследователя эффекта [16, с 158-163].
Так на диаграмме 1 представлен исходный уровень сформированности эколого-экономической воспитанности учащихся старших классов на начальном этапе экспериментальной работы (в процентном соотношении).
Диаграмма 1.
Исходный уровень эколого-экономической воспитанности учащихся
старших классов.
На диаграмме 2 мы представим обобщенные результаты заключительного этапа педагогического эксперимента по целенаправленному осуществлению эколого-экономического воспитания учащихся старших классов.
Диаграмма 2.
Уровень сформированности эколого-экономической воспитанности по результатам итогового среза.
Результаты итогового среза отражают существенные изменения, произошедшие в уровнях сформированности эколого- экономической воспитанности учащихся экспериментальных групп к концу одиннадцатого класса. Подтвер-
ждением является то, что эмпирическое значение критерия для каждой из групп превышает критическое во всех экспериментальных группах (у* = 2,723) при уровне значимости р = 0,05.
Как видно из диаграммы у учащихся экспериментальных групп интенсивно развиваются все критерии эколого- экономической воспитанности. В свою очередь учащиеся с высоким уровнем эколого-экономической воспитанности демонстрируют существенное развитие деятельностного критерия. Это означает, что на практике они используют эффективно используют полученные эколого- экономические знания, применяют умения и навыки, а также, что самое главное, в своем поведении и поступках руководствуются эколого- экономическими ценностями, которые определяют эколого-экономическую направленность личности в контексте соответствующих мотивов поведения. На наш взгляд, это является показателями развития качества личности - экологоэкономической воспитанности учащихся старших классов.
Таким образом, можно констатировать, что профильная подготовка учащихся является эффективным условием для осуществления экологоэкономического воспитания учащихся старших классов. Процессе ее реализации определяет педагогические условия необходимые для формирования и повышения уровня эколого-экономической воспитанности личности, а, следовательно, и общей культуры личности.
Библиографический список
1. Акулова, О.В. Информационная работа в условиях профильного обучения [Текст]: учебно-методическое пособие для учителей / О.В. Акулова // под редакцией А.П. Тряпицыной. - Санкт- Петербург: КАРО, 2005. - 80 с.
2. Аменд, А.Ф. Состояние и развитие теории и практики экономического воспитания школьников [Текст] /А.Ф. Аменд. - Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 2004. - с. 71-73.
3. Боровикова, Т. В. Формирование экономической культуры школьников [Текст] / Т. В. Боровикова. - Соликамск: СГПИ, 1999. - 264 с.
4. Гивишвили, Г.В. Принцип дополнительности и эволюция природы [Текст] / Г.В. Гивишвили // Вопросы философии. - 1997. - № 4. - С. 72-85.
5. Гранатов, Г.Г. Метод дополнительности в педагогическом
мышлении [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / Г.Г. Гранатов. - Челябинск, 1993. -
458 с.
6. Жафяров, А.Ж. Профильное обучение математике старшеклассников [Текст]: учебно-дидактический комплекс / А.Ж. Жафяров. -Новосибирск: Издательство Сибирского университета, 2003. - 468 с.
7. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования [Текст]. - М.: Издательство АПК и ПРО, 2003. - 22 с.
8. Кравцов, С. С. Профильное обучение в современной России [Текст]: монография. - Москва: Готика, 2007. - 186 с.
9. Кравцов, С.С. Управление введением профильного обучения [Текст]: монография. - Москва: Образование и Информатика, 2007. - 475 с.
10. Кузнецов, A.A. Новая структура и содержание образования на старшей ступени школы [Текст] / A.A. Кузнецов, Л.О. Филатова. - М.: Новая школа, 2005. - 128 с.
11. Пинский, A.A. Комментарий к Концепции профильного обучения [Текст] / A.A. Пинский // Вестник образования. - 2002. - № 12. - С. 38-46.
12. Пинский, A.A. Профилирование никого не застанет врасплох [Текст] / A.A. Пинский // Народное образование. - 2003. - № 4. - С. 79-84.
13. Писарева, С.А. Образовательная среда профильного обучения [Текст]: учебно-методическое пособие для учителей / С.А. Писарева// под редакцией А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2005. - 96 с.
14. Профессиональная ориентация и профильное обучение [Текст]: учебно-методические материалы в помощь разработчикам элективных курсов / автор-составитель Т.В. Черникова. - М.: АПКиПРО, 2005. - 108 с.
15. Рябинина, Н.П. Теория и практика подготовки будущего учителя к осуществлению эколого-экономического образования школьников [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / Н.П. Рябинина. - Москва, 1998. - 396 с.
16. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е. В. Сидоренко. - Санкт- Петербург: Речь, 2003. - 350 с.
Bibliography
1. Akylova, O. B. The Information Work in the Condition Profession- Biased Education [Text]: The Methodically Grant for Teachers / O. B. Akylova. St - Petersburg: KARO, 2005. - 80 p.
2. Amend, A.F. Condition and Development of the Theory and Practice of Economic Education of School Students [Text] /A.F. Amend. - Chelyabinsk: ChGPI Publishing House, 2004. - 71-73 p.
3. Borovikova, T.V. The Economic Culture Forming by School Students [Text] / T.V. Borovikova. - Solikamsk: SGPI 1999. - 264 p.
4. Grivishvilli, G.V. The Principle of the Complementarity and the Nature Evolution [Text] / G.V. Grivishvilli // Philosophy Questions. - 1997. - № 4. - 72-85 p.
5. Granatov, G.G. The Method of the Complementarity in Pedagogical Research [Text] Diss. ...Dr. of Ped. / G.G. Granatov. - Chelyabinsk, 1993. - 458 p.
6. Jafarov, A.G. The Profession- Biased Education of Mathematics of Senior School Students [Text]: Educational and Didactic Complex / A.G. Jafarov. - Novosibirsk: Publishing House of the Siberian University, 2003. - 468 p.
8. The Concept of Special Education The Eldest Grade of General Education [Text]. - M.: Publishing House of Agribusiness and ABM, 2003. - 22 p.
9. Kravtsov, S. Profession- Biased Education in Contemporary Russia [Text]: Monograph. - Moscow: Need for Speed, 2007. - 186 p.
10. Kravtsov, S.S. Managing the Introduction of Profession- Biased Education [Text]: Monograph. - Moscow: Education and Science, 2007. - 475 p.
11. Kuznetsov, A.A. The New Structure and Content of Education for Senior School Students [Text] / A. A. Kuznetsov, L.O. Filatov. - Moscow: The New School, 2005. - 128 p.
12. Pinsky, A.A. A Comment to the Concept of Profession- Biased Education [Text] / A.A. Pinsky // Journal of Education. - 2002. - No 12. - 38-46 p.
13. Pisareva, S.A. Educational Environment of Profession- Biased Education [Text]: Teaching Manual for Teachers / S.A. Pisarev // Under Red. Aktsiey A.P. Tryapitsyna. - St. Petersburg.: KARO, 2005. - 96 p.
14. Vocational Guidance and Profession- Biased Education [Text]: Educational Methods Materials in the Help Developers to the Elective Courses / Author-Composer T.V. Chernikov. - M.: APK I PRO, 2005. - 108.
15. Ryabinina, N.P. The Theory and Practice of Preparation of Future Teachers for the Implementation Ecological and Economic Education of Schoolchildren [Text]: Diss. .Dr. of Ped / N.P. Ryabinina. - Moscow, 1998. - 396 p.
16. Sidorenko, E.V. Mathematical Methods in the Psychology [Text] / E.V. Sidorenko. - St. Petersburg: Speech, 2003. - 350 p.