Научная статья на тему 'Эколого-экономическое воспитание учащихся старших классов: опыт теоретического моделирования'

Эколого-экономическое воспитание учащихся старших классов: опыт теоретического моделирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ECOLOGICAL-AND-ECONOMIC UPBRINGING / ECOLOGICAL-AND-ECONOMIC COMPETENCE / PEDAGOGICAL PROCESS MODELING / TARGET BLOCK OF ECOLOGICAL-AND-ECONOMIC UPBRINGING MODEL / CONTENT BLOCK OF ECOLOGICAL-AND-ECONOMIC UPBRINGING / ORGANIZATIONAL BLOCK OF ECOLOGICAL-AND-ECONOMIC UPBRINGING / FUNCTIONAL BLOCK OF ECOLOGICAL-AND-ECONOMIC UPBRINGING / RESULTATIVE BLOCK OF ECOLOGICAL-AND-ECONOMIC UPBRINGING / COGNITIVE-OPERATIONAL / AXIOLOGICAL-MORAL AND MOTIVATIONAL-ACTION COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамонтова Анна Александровна

В статье рассматривается содержательный блок эколого-экономического воспитания, который представлен когнитивно-операционным, ценностно-нравственным и мотивационно-деятельностным компонентами. Взаимосвязь компонентов отражается в функциях: социальной, адаптационной, развивающей, ориентационной, ценностной. Взаимодействие компонентов обеспечивает результат эколого-экономического воспитания – формирование эколого-экономической воспитанности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Senior School Students’ Ecological-and-Economic Upbringing: Theoretical Modeling Experience

The article considers the content block of ecological-and-economic upbringing represented by cognition-operational, axiological-moral and motivational-action components. The interrelation of the components is reflected in their functions: social, adaptive, developmental, orientation and axiological. The interrelation of the components provides for the result of the ecological-and-economic upbringing, i.e. forming ecological-and-economic competence.

Текст научной работы на тему «Эколого-экономическое воспитание учащихся старших классов: опыт теоретического моделирования»

УДК 75.091.4 ББК 53.4

Мамонтова Анна Александровна

аспирант, ассистент кафедра управления Смоленский Г осударственный университет г. Смоленск Mamontova Anna Aleksandrovna Post-graduate,

Assistant Chair of Management Smolensk State University Smolensk

Эколого-экономического воспитание учащихся старших классов: опыт

теоретического моделирования Senior School Students’ Ecological-and-Economic Upbringing: Theoretical

Modeling Experience

В статье рассматривается содержательный блок эколого-экономического воспитания, который представлен когнитивно-операционным, ценностнонравственным и мотивационно-деятельностным компонентами. Взаимосвязь компонентов отражается в функциях: социальной, адаптационной, развивающей, ориентационной, ценностной. Взаимодействие компонентов обеспечивает результат эколого-экономического воспитания - формирование экологоэкономической воспитанности.

The article considers the content block of ecological-and-economic upbringing represented by cognition-operational, axiological-moral and motivational-action components. The interrelation of the components is reflected in their functions: social, adaptive, developmental, orientation and axiological. The interrelation of the components provides for the result of the ecological-and-economic upbringing, i.e. forming ecological-and-economic competence.

Ключевые слова: Эколого-экономическое воспитание, эколого-

экономическая воспитанность, моделирование педагогического процесса, целевой блок модели эколого-экономического воспитания, содержательный блок модели эколого-экономического воспитания, организационный блок экологоэкономического воспитания, функциональный блок эколого-экономического воспитания, результативный блок эколого-экономического воспитания, когнитивно-операционный, ценностно-нравственный, мотивационно-деятельностный компонент.

Key words: ecological-and-economic upbringing; ecological-and-economic competence; pedagogical process modeling; target block of ecological-and-economic upbringing model; content block of ecological-and-economic upbringing; organizational block of ecological-and-economic upbringing; functional block of ecological-and-economic upbringing; resultative block of ecological-and-economic upbringing; cognitive-operational, axiological-moral and motivational-action components.

Педагогическая наука характеризуется активным поиском новых методов познания, формированием понятий, идей и концепций, призванных дать новый импульс в развитии теории и практики воспитания. Этот процесс закономерен и отражает общую тенденцию модернизации системы образования - подготовка подрастающего поколения к жизни в современных меняющихся условиях.

Одним из таких процессов по реализации цели модернизации системы образования является осуществление эколого-экономического воспитания учащихся старших классов в процессе профильного обучения. Экологоэкономическое воспитание это сложный, интеграционный процесс воспитания подростков, результатом которого является формирование экологоэкономической воспитанности. В этой связи возникла необходимость разработки системной модели с целью рассмотрения внутренних механизмов функционирования, взаимосвязей и взаимодействий различных компонентов процесса эколого-экономического воспитания учащихся старших классов (рис.1)

Рисунок 1. - Модель эколого-экономического воспитания учащихся старших

классов

В контексте нашего исследования построение модели осуществляется в целях разработки педагогических условий эколого-экономического воспитания учащихся старших классов, систематизации знаний об этом процессе, его структуре, связях и эффективном управлении им.

Разработанная модель эколого-экономического воспитания учащихся старших классов в процессе профильного обучения представляет собой взаимосвязь структурного и функционального компонентов.

Структурные компоненты рассматриваемой модели раскрывают внутреннюю организацию процесса эколого-экономического воспитания старших школьников в системе профильного обучения - цель, задачи, содержание основных идей, организационных форм и методов - и отвечают за постоянное воспроизведение взаимодействия между элементами данного процесса.

Рассмотрение эколого-экономического воспитания старших школьников в системе профильного обучения с системных позиций и выделение структурно-функциональных компонентов позволило нам разделить модель на блоки. В соответствии с выделенными компонентами в модель эколого-экономического воспитания старших школьников мы включаем следующие блоки: блок целе-полагания, содержательный, организационный, функциональный и результативный блоки.

Исходя из логики нашего исследования, в качестве первого блока мы выделяем блок целеполагания, включающего определение цели и конкретных задач рассматриваемого вида воспитания. Как отмечает Ю.А. Конаржевский -«цель выступает как фактор, обусловливающий способ и характер деятельности, она определяет соответствующие средства ее достижения и является не только спроектированным конечным результатом, но и исходным побудителем деятельности» [4, с. 32].

В своем исследовании мы понимаем под содержанием воспитания систему знаний, убеждений, навыков, качеств личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. В этой связи, мы полагаем, что содержание эколого-Вестник ЧГПУ102012 88

экономического воспитания старших школьников в системе профильного обучения должно строиться именно на основе формирования всесторонне и гармонически развитой личности и служить фактором интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования и воспитания, однако центром данной интеграции является человеческая личность, ее ценностные ориентации и мотивы поведения. Опыт ценностного отношения является высшей подструктурой личности и показывает степень решения воспитательных задач образования. Поэтому формирование ценностно-деятельностного отношения пронизывает все элементы содержания эколого-экономической подготовки учащихся старших классов в системе профильного обучения.

На основе теоретико-методологических представлений о процессе эколого-экономического воспитания учащихся старших классов в системе профильного обучения, мы выделяем следующие компоненты: когнитивнооперационный, ценностно-нравственный и мотивационнодеятельностный. Данные компоненты имеют свое содержание и функции. Связь между компонентами осуществляется на содержательном и функциональном уровнях.

Когнитивно-операционный компонент

Исходя из специфики возрастных особенностей развития старшеклассников, можно сделать вывод, что развитие у школьников экологоэкономического мышления выступает как этап формирования экологоэкономической направленности личности. В процессе рассмотрения причин и возможного решения эколого-экономических проблем субъект воспитания связан с необходимостью решения абстрактных задач. Таким образом

происходит формирование практического мышления.

В этой связи интерес представляет теория мышления С.Л.

Рубинштейна[6],обьясняющая различия между мыслительными операциями, которые требуются в случае практического и теоретического мышления. Согласно данной теории практические задачи могут быть решены на основании тех данных, которые представлены в наглядном содержании самой

проблемной ситуации. Тем не менее, непосредственной проверке практикой каждый этап решения задачи не может быть подвергнут, решения носят прогностический характер.

В процессе решения эколого-экономических задач учащийся строит разнообразные модели развития эколого-экономических систем, соответствующие реальным возможностям, теоретически учитывая вероятность процессов, их внутренние и внешние факторы, разрабатывает разные варианты их развития, прогнозирует результаты и выбирает наиболее оптимальный вариант.

Таким образом, мышление, развиваемое в процессе экологоэкономического воспитания, является мышлением, способствующем выработке нестандартных, творческих, альтернативных решений абстрактных задач. Такое мышление крайне важно при разрешении эколого-экономических задач. Эффективность отражения такого вида мышления зависит от сформированности теоретического и практического мышления в форме когнитивного опыта и опыта практической деятельности.

С когнитивно-операционным компонентом тесно связан ценностнонравственный, так как ориентация на эколого-экономические ценности может возникнуть только в результате их предварительного осознания. Иначе говоря, осознание эколого-экономических ценностей без соответствующего уровня интеллектуального развития невозможны.

Ценностно-нравственный компонент в содержании экологоэкономического воспитания учащихся старших классов мы выделяем так же из особенностей формирования ценностных ориентаций личности в старшем школьном возрасте.

У старшеклассников формируется его личностная ценностная структура, выступающая важнейшим фактором процесса социализации, через который он становится полноправным членом общества, носителем его культуры. В данном случае под эколого- экономической культурой мы понимаем гармоническое взаимоотношение человека с природой в сфере хозяйственной деятельности, Вестник ЧГПУ102012 90

приоритет эколого-экономических интересов над потребительскими мотивами в рамках соответствующей ценностно-ориентационной структуры.

Поэтому, именно эколого-экономическое воспитание, в отличие от эколо-го-экономического образования, формирующего научную идеологию, акцентируется на психологический составляющую по формированию убеждений, мотивов, ценностных ориентаций. В этой связи ценностно- нравственный компонент в содержании эколого-экономического воспитании обеспечивает осознание каждым школьником важности эколого-экономического поведения, понимание того, что соблюдение эколого-экономических норм в повседневной жизни во многом определяет гражданскую зрелость человека, его социальную значимость

Мотивационно-деятельностный компонент: одной из задач современной системы образования и воспитания является введение учащихся в пространство человеческой культуры. При этом необходимо создать условия для формирования восприятия окружающего мира через призму ценностных отношений в контексте, формирования соответствующей направленности личности.

С точки зрения психологии, проблема направленности - это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность. В свою очередь, деятельность человека определяется системой ценностей, его ценностными ориентациями. [б] Поэтому формирование установок разумного природопользования невозможно без правильного понимания школьниками ценностного отношения к природе.

В этой связи особое значение имеет процесс формирования экологоэкономической направленности личности, содержательной стороной которой являются эколого-экономические ценности, коррелирующие экологические и экономические потребности и интересы в процессе хозяйственной деятельности.

Таким образом, мотивационно-деятельностный компонент в содержании эколого-экономического воспитания обуславливает возникновение мотива эко-

лого-экономического поведения в процессе практической деятельности, тем самым, способствуя формированию эколого-экономической воспитанности.

Все вышеперечисленные компоненты эколого-экономического воспитания находятся в тесной взаимосвязи между собой. Что характеризует целостный характер исследуемой системы, представляющий собой процесс от формирования эколого-экономической направленности личности и развития экологоэкономического мышления до проявления эколого-экономической воспитанности в поведении.

Взаимосвязь когнитивно-операционного, ценностно-нравственного и мотивационно-деятельностного компонентов эколого-экономического воспитания учащихся старших классов в системе профильного обучения отражается в функциях, что свидетельствует о системном взаимодействии содержательного и функционального блоков модели эколого-экономического воспитания. Мы выделяем следующие функции рассматриваемого вида воспитания: социальная функция, ценностная функция, адаптационная функция, развивающая функция, ориентационная функция. Так же необходимо отметить, что социальная функция является основной, вокруг которой выстраиваются все остальные функции, выполняя тем самым роль системообразующего фактора.

Представленные подобным образом блоки блок целеполагания, содержательный, функциональный с позиции системного и ценностно-деятельностного подходов позволяет разработать организационное обеспечение экологоэкономического воспитания для осуществления данного процесса и получения результата, соответствующего цели.

Для функционирования модели эколого-экономического воспитания учащихся старших классов выделены следующие педагогические условия:

- организация воспитательной работы в соответствии с личностными и познавательными особенностями учащихся старших классов;

- взаимодействие семьи, школы и среды в формировании экологоэкономической воспитанности;

- внеучебная деятельность - участие в экологических общественных организациях.

Индивидуальный подход предусматривает наличие педагогического воздействия, обусловленного особенностями конкретного индивида.: его психическим складом, темпераментом, способностями и возможностями, уровнем знаний и умений, степенью сформированности волевых качеств (распределение ролей в имитационных играх с эколого-экономическим содержанием, выполнение заданий, участие в конференциях, «круглых столах»).

Взаимодействие школы с семьей призвано обеспечить единую направленность в решении задач эколого-экономического воспитания учащихся, создать единство воспитательных воздействий. Оно предусматривает установление тесного сотрудничества между преподавателями старших классов и семьей.

Несомненно, вклад в развитие эколого-экономической направленности личности подростка вносит участие в различных региональных, городских общественных организациях экологического направления. Это позволяет осуществлять процесс усвоения молодежью общечеловеческих ценностей и осуществлять практически опыт эколого-экономической деятельности.

Результативный блок отражает результат воспитания. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью уровень воспитанности. В контексте нашего исследования результатом экологоэкономического воспитания является эколого-экономическая воспитанность -это интегральное качество личности, проявляющиеся в единстве наличия эко-лого-экономических знаний, норм и правил поведения в обществе (экологоэкономических ценностных ориентаций) на основе сформированной экономической и экологической ответственности.

Предложенная модель эколого-экономического воспитания учащихся старших классов в системе профильной подготовки, а так же выделенные педагогические условия, от которых зависит эффективность функционирования, позволяет реализовать процесс эколого-экономического воспитания на практике.

Библиографический список

1. Боровикова, Т.В. Основы экономической культуры: учебно- методическое пособие для учителей школ, ведущих экономику (программы курсов, практикумов, деловых игр, тренингов для учащихся 1-11 классов) [Текст] / Т.В. Боровикова, Г.А. Петушкова, В.П. Пфлюг. - Смоленск: Изд-во «Универсум», 2004. - 188 с.

2. Боровикова, Т.В. Педагогическая феноменология эколого-экономических ценностей личности: об образоват. программе «Экология устойчивого развития» для учащихся ст. кл. сред. шк. [Текст]/ Т.В. Боровикова, Е.А. Захаренков // Аксиологические проблемы педагогики. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2007. - Вып. 3. - С. 31-38.

3. Захаренков Е.А. К проблеме формирования эколого-экономических ценностей в подростковом возрасте [Текст] / Е.А. Захаренков // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2006. - №5. - Ч. 3. - С. 33-39.

4. Конаржевский, Ю.А. Системный подход к анализу воспитательного мероприятия [Текст] / Ю.А. Конаржевский. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1980. - 93 с.

5. Лернер, П.С. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней общеобразовательной школы [Текст] / П.С. Лернер // Школьные технологии. - 2003.№4. - С. 50-61.

6. Рубинштейн, C.JI. Основы общей психологии [Текст] / C.JI. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2000. - 720 с.

Bibliography

1. Borovikova, T.V. The Foundation of Economic Culture: Educational Methodical Grant for Teachers of the Schools Conducting Economy (Programs of Courses, Practical Works, Business Games, Trainings for Pupils of 1-11 Classes) [Text] / T.V. Borovikova, G.A. Petushkova, V. P. Pflyug. - Smolensk: Publishing House "Universum", 2004. - 188 p.

2. Borovikova, T.V. Pedagogical Phenomenology Ecological and Economic Values of the Personality: About Forming the Program «Ecology of a Steady Progress» for Senior Pupils [Text] / T.V.Borovikova, E.A.Zakharenkov // Axiologi-cal Problems of Pedagogics. - Smolensk: Publishing House of SSU, 2007. - No 3 - P.31-38 p.

3. Konarzhevsky, Yu. A. System Approach to the Analysis of Educational Measure [Text] / Yu.A. Konarzhevsky. - Chelyabinsk: ChSPU Publishing House, 1980. - 93 p.

4. Lerner, P.S. Model of Self-Determination of Profile Class Graduates at Comprehensive School [Text] / P. S. Lerner // School Technologies. - 2003 - No 4. -P. 50-61.

5. Rubenstein, S. L. Bases of General Psychology [Text] / S. L. Rubenstein. -SPb.: St. Petersburg, 2000. - 720 p.

Zakharenkov, E.A. To the Problem of Ecological-and-Economic Values Formation at Teenage Age [Text] / E.A. Zakharenkov // Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University. - Chelyabinsk: ChSPU Publishing House, 2006. -No 5. - P. 33-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.