УДК 343 ГРНТИ 10.81 ЕРЫ: IKQYWU
Профилактические меры по противодействию финансирования террористической деятельности
© Факов Азамат Мухажидович
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России;
г. Нальчик, Россия
Аннотация: Финансирование террористической деятельности является системной преступной деятельности, образующей самостоятельную криминальную практику, что определяет необходимость реализации комплекса разноплановых профилактических мер, направленных как на устранение, ослабление и минимизацию воздействия факторов детерминации данного вида преступной деятельности, так и на лиц, ее осуществляющих. Целью деятельности по профилактике преступности является воздействие путем реализации комплекса общих и специальных мер на факторы детерминации преступности и личность преступника на ранних стадиях формирования и реализации преступного поведения. Профилактика финансирования террористической деятельности предполагает осуществление комплекса финансовых мер, реализуемых специализированными уполномоченными субъектами. Среди данной группы мер необходимо отметить, прежде всего, финансовый мониторинг. При этом особое значение имеет информационная составляющая финансового мониторинга, поскольку именно обладание правоохранительными органами соответствующей информацией о сомнительных или явно преступных финансовых сделках и операциях и лицах, их осуществляющих, позволяет оперативно выявлять, предотвращать, пресекать и расследовать факты финансирования террористической деятельности. В современных условиях эффективная реализация мер профилактики финансирования террористической деятельности невозможна без использования финансовых технологий (финтеха). Профилактика финансирования террористической деятельности должна включать в себя меры, направленные на выявление факторов детерминации различных видов террористической деятельности и лиц, их осуществляющих, и превентивное воздействие на них. Непосредственно выявление и пресечение финансирования экстремисткой деятельности является предикатной мерой противодействия финансирования террористической деятельности. Необходимо выявление и разрушение связей финансирования террористической деятельности с организованной, экономической преступностью и коррупцией Объектом профилактического воздействия также должны выступать лица, вовлеченные в финансирование террористической деятельности (его осуществляющие), и лица, вовлекаемые в данную деятельность. Профилактическое воздействие на реальных и потенциальных преступников должно осуществляться исходя из принадлежности лица к конкретному типу, определяемому спецификой мотивации преступного подведения, а также его роли в механизме механизме финансирования террористической деятельности.
Ключевые слова: профилактика, противодействие, преступность, финансирование, террористическая деятельность.
Preventive Measures to Counter the Financing of Terrorist Activities
© Azamat M. Fakov
North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of
Russia; Nalchik, Russia.
Abstract: Financing of terrorist activities is a systemic criminal activity that forms an independent criminal practice, which determines the need to implement a set of diverse preventive measures aimed at both eliminating, weakening and minimizing the impact of the factors determining this type of criminal activity and on the persons carrying it out. The goal of crime prevention activities is to influence through implementation of a set of general and special measures, the factors determining crime and the personality of the criminal in the early stages of the formation and implementation of criminal behaviour. Prevention of the financing of terrorist activities involves the implementation of a set of financial measures implemented by specialized authorized entities. First of all, among this group of measures, it is necessary to note financial monitoring. At the same time the information component of financial monitoring is of particular importance, since it is the possession by law enforcement agencies of relevant information about dubious or clearly criminal financial transactions and operations and the persons carrying out them that allows them to quickly identify, prevent, suppress and investigate the financing of terrorist activities. In modern conditions the effective implementation of measures to prevent the financing of terrorist activities is impossible without the use of financial technologies (fintech). Prevention of the financing of terrorist activities should include measures aimed at identifying the determinant factors of various types of terrorist activities and the persons carrying them out, and preventive impact on them. Directly identifying and suppressing the financing of extremist activities is a predicate measure to counter the financing of terrorist activities. It is necessary to identify and destroy the links between the financing of terrorist activities and organized, economic crime and corruption The object of preventive influence should also be persons involved in the financing of terrorist activities (carrying them out), and persons involved in these activities. Preventive influence on real and potential criminals should be carried out based on the person's belonging to a specific type, determined by the specific motivation of the criminal act, as well as his role in the mechanism of financing terrorist activities.
Keywords: prevention, counteraction, crime, financing, terrorist activity.
ВВЕДЕНИЕ
Противодействие преступности включает в себя различные направления и уровни воздействие на нее. Одним из направлений противодействия преступности является профилактика ее проявлений. В общем понимании термин «профилактика» толкуется как совокупность мер, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка. Целью деятельности по профилактике преступности является воздействие путем реализации комплекса общих и специальных мер на факторы детерминации преступности и личность преступника на ранних стадиях формирования и реализации преступного поведения.
ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Специфика финансирования террористической деятельности как системной преступной деятельности, образующей самостоятельную криминальную практику [1, с. 169-174], определяет необходимость реализации комплекса разноплановых профилактических мер, направленных как на устранение, ослабление и минимизацию воздействия факторов детерминации данного вида преступной деятельности, так и на лиц, ее осуществляющих.
Основные направления профилактики финансирова-
ния террористической деятельности.
Финансирование террористической деятельности необходимо рассматривать как явление экономического порядка, поскольку данная деятельность представляет собой процесс и в то же время результат поиска и обеспечения субъектов террористической деятельности финансовыми ресурсами (денежными средствами) [1, с. 169-174]. Таким образом, финансирование террористи-ческойдеятельности выражается в различных манипуляциях финансового характера по обеспечению террористической деятельности, а именно по (1) сбору и (или) (2) предоставлению средств либо (3) оказанию финансовых услуг с целью осуществления террористической деятельности. При этом преступники используют все доступные технологии (совокупность методов и инструментов) осуществления данной деятельности [2, с. 253-257].
Соответсвенно, профилактика финансирования террористической деятельности предполагает осуществление комплекса финансовых мер, реализуемых специализированными уполномоченными субъектами.
Среди данной группы мер необходимо отметить, прежде всего, финансовый мониторинг, предполагающий реализацию субъектами мониторинга (органами и агентами) комплекса информационных, а также контрольных и правоохранительных процедур, направленных на предотвращение (недопущение) и использования финансовой системы в целях финансирования терроризма
Том 17 №4 2024
Пробелы в российском законодательстве 137
и минимизации риска вовлеченности самих агентов финансового мониторинга в финансирование терроризма. При этом, финансовый мониторинг должен реализовы-ваться в таких направлениях, как противодействие коррупции и незаконному получению наличных денежных средств [3, с. 11-12].
Следует учитывать, что в современных условиях эффективная реализация финансовых мер противодействия финансированию террористической деятельности невозможна без использования финансовых технологий (фин-теха), т.е. "предоставления финансовых услуг и сервисов с использованием инновационных технологий, таких как "большие данные" (Big Data), искусственный интеллект и машинное обучение, роботизация, блокчейн, облачные технологии, биометрия идр." [4].
В контексте профилактики финансирования террористической деятельности особое значение имеет информационная составляющая финансового мониторинга, представляющая собой "совокупность нормативно закрепленных информационных потоков, обеспечивающих функционирование механизма обратных связей путем получения и обработки информации об операциях и сделках агентами и органами финансового мониторинга с последующим перенаправлением подтвержденной информации в правоохранительные органы" [3, с. 13]. Именно обладание правоохранительными органами соответствующей информацией о сомнительных или явно преступных финансовых сделках и операциях и лицах, их осуществляющих, позволяет оперативно выявлять, предотвращать, пресекать и расследовать факты финансирования террористической деятельности.
Рассматривая меры профилактики финансирования террористической деятельности финансового характера, следует учитывать, что сравнительный анализ законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и валютного законодательства свидетельствует о наличие системных взаимосвязей между финансовым мониторингом и валютным контролем [5, с. 22]. Таким образом, профилактика финансирования террористической деятельности должна включать в себя в том числе и меры валютного контроля.
Поскольку в соответствии сзаконодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в качестве иного имущества, может быть использовано в целях финансирования терроризма, нередко выступают виртуальные активы, необходимо обеспечение ненадлежащего правового регулирования идейственного контроля в сфере обращения виртуальных (крипто-) валют [5, с. 44-46]. В силу развития информационных технологий и тотального внедрения виртуальных активов как в мировую финансовую систему, так и в повседневную жизнь, данное направление становится одним из наиболее актуальных направлений профилактики финансирования террористической деятельности.
Являясь элементом системы террористической деятельности, финансирование террористической деятельности выполняет такие функции, как функция самовоспроизводства, функция самодетерминации, а также преобразовательная функция. Тем самым финансирование террористической деятельности обеспечивает самоорганизацию, функционирование и развитие, системы террористической деятельности [6, с. 130-134]. Исходя из указанного, профилактика финансирования террористической деятельности должна включать в себя меры, направленные на выявление факторов детерминации
различных видов террористической деятельности и лиц, их осуществляющих, и превентивное воздействие на них.
Как лишение террористической деятельности финансовой базы (экономического обеспечения) является эффективной мерой противодействия терроризму как таковому, минимизирует возможность реализации террористической деятельности в различных ее проявлениях, так и профилактики различных видов террористически деятельности существенным образом может минимизировать деятельность по их финансированию, делая ее нецелесообразной (непривлекательной) и неэффективной в том числе и с экономической стороны.
Исходя из того, что терроризм является крайней формой проявления экстремизма, профилактика террористической деятельности, в том числе ее финансирования, невозможна без профилактики различных проявлений экстремизма (экстремисткой деятельности). Непосредственно выявление и пресечение финансирования экстремисткой деятельности является предикатной мерой противодействия финансирования террористической деятельности.
Как террористическая деятельность в целом, так и технологии финансирования террористической деятельности непосредственно связаны с организованной преступностью и коррупцией, находящихся, в свою очередь, в непосредственной связи с экономической преступностью [7; 8; 9]. Так, в частности, масштабно используемыми нелегальными источниками финансирования террористической деятельности выступают, такие виды преступной деятельности, как: торговля наркотиками; торговля оружием; торговля людьми похищение людей с целью выкупа; контрабанда; незаконные добыча и сбыт природных ресурсов и мест их добычи; корыстные преступления и преступления экономической направленности и пр. В свою очередь, подконтрольные террористам легальные коммерческие предприятия являются средством легализации нелегальных (преступных) доходов, а также безопасным, сточки зрения финансового контроля, источником финансирования террористической деятельности [10, с. 253-257]. Отдельное внимание следует уделить тому, что профилактика финансирования террористической деятельности непосредственно связана с противодействием нелегальному обороту оружия [11; 12], в том числе как источнику финансирования террористической деятельности.
ВЫВОДЫ
Поскольку меры противодействия преступности направлены как на факторы детерминации, так и на лиц, осуществляющих преступную деятельность, объектом профилактического воздействия должны выступать лица, вовлеченные в финансирование террористической деятельности (его осуществляющие), а также вовлекаемые в данную деятельность.
Ключевым, системообразующим элементом преступной деятельности и преступности в целом выступает именно личность преступника [13, с. 319-326; 14, с. 6373]. Исследование личности преступника, осуществляющего финансирование террористической деятельности, позволило установить, что в данный вид преступной деятельности вовлечен достаточно широкий круг разнообразных субъектов с различной мотивацией. Так, мотивация финансирования террористической деятельности может быть связана с: идеологическими соображениями, в том числе с конкретными религиозными, националистическими и иными экстремистскими мотивами (идейный тип); симпатией (сочувствием) идеологии на-
силия и практике ее реализации, т.е. терроризму как таковому (сочувствующий тип); мотивами конформизма (конформный тип); корыстными мотивами (корыстный тип); легкомысленно-безответственным отношением к своему поведению (случайный тип) [15, с. 164-168]. В зависимости от роли лица в механизме финансирования террористической деятельности можно выделить следующие категории лиц: организаторов финансирования террористической деятельности; лиц, вовлекающих иных лиц в финансирование террористической деятельности; лиц, осуществляющих сбор средств в соответствующих целях; лиц, непосредственно предоставляющих средства в соответствующих целях; лиц, содействующих вышеуказанной деятельности. Таким образом, профилактическое воздействие на реальных и потенциальных преступников должно осуществляться исходя из принадлежности лица к конкретному типу, определяемому спецификой мотивации преступного подведения, а также его роли в механизме механизме финансирования террористической деятельности.
Рассматривая мер профилактического воздействия на личность преступника, осуществляющего финансирование террористической деятельности, и его ближайшее окружение, особое внимание необходимо уделять информационной деятельности, направленной информирование населения о данной криминальной угрозе. Население должно обладать достаточной, актуальной информацией об общественной опасности финансиро-
вания террористической деятельности, ее уголовной наказуемости. Отдельное внимание при этом следует уделять различным механизмам вовлечения в финансирование террористической деятельности, особенно тем, в которых лицо не в полной мере осознает во что оно вовлекается. Профилактические меры данного вида позволяют лишить финансирование террористической деятельности широкой социальной базы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, профилактические меры противодействия финансированию террористической деятельности должны охватывать следующие направления: осуществление комплекса финансовых мер (финансовый мониторинг и пр.), реализуемых специализированными уполномоченными субъектами с использованием современных финансовых технологий (финтеха), в том числе в сфере обращения виртуальных (крипто-) валют; выявление факторов детерминации различных видов террористической деятельности и лиц, их осуществляющих, и превентивное воздействие на них; профилактику различных проявлений экстремизма (экстремисткой деятельности); выявление и разрушение связей финансирования террористической деятельности с организованной, экономической преступностью и коррупцией; выявление лиц, вовлеченных в финансирование террористической деятельности (его осуществляющих), а также лиц, вовлекаемые в данную деятельность, превентивное воздействие на них и их социальное окружение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Факов A.M. Методологические основы исследования финансирования террористической деятельности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 3. С. 169-174.
2. Факов A.M. Понятие и виды технологий финансирования террористической деятельности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 12. С. 253-257.
3. Прошунин М.М. Финансовый мониторинг в системе противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма: российский и зарубежный опыт: автореферат дис. ... доктора юридических наук: 12.00.14. - Москва, 2010. - 45 с.
4. Развитие финансовых технологий-Текст: электронный // Банк России: официальный сайт. 2024. URL: https://cbr.ru/fintech/ (дата обращения: 10.04.2024).
5. Ситник A.A. Правовое регулирование финансового контроля и надзора в сфере денежного обращения в Российской Федерации: автореферат дис.... доктора юридических наук: 12.00.04. - Москва, 2020. - 56 с.
6. Факов A.M. Финансирование террористической деятельности в системе террористической деятельности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 6. С. 130-134.
7. Алиев Я.Л., Вихров A.A., Сальников П.П. Теневая экономика и организованная преступность в социальной системе России // Правовое поле современной экономики. 2015. № 1. С. 31-43.
8. Глазкова Л.В. Взаимодействие систем организованной преступности и коррупции // Актуальные проблемы российского права. 2019. № 7 (104). С. 77-8.
9. Игнатов А.Н., Кашкаров A.A. Коррупция в органах публичной власти как системное явление // Коррупция: состояние противодействия и направления оптимизации борьбы. Российская криминоло-
REFERENCES
1. Fakov A.M. Methodological foundations of the study of terrorist financing // Humanities, socio-economic and social sciences. 2022. No. 3. pp. 169-174.
2. Fakov A.M. The concept and types of technologies for financing terrorist activities // Humanities, socioeconomic and social sciences. 2022. No. 12. pp. 253257.
3. Proshunin M.M. Financial monitoring in the system of countering money laundering and terrorist financing: Russian and foreign experience: abstract of the dissertation... Doctor of Law: 12.00.14. - Moscow, 2010. - 45 p.
4. Development of financial technologies - Text: electronic// Bank of Russia: official website. 2024. U RL: https://cbr.ru/fintech / (date ofaccess: 04/10/2024).
5. Sitnik A.A. Legal regulation of financial control and supervision in the sphere of monetary circulation in the Russian Federation: abstract of the dissertation... Doctor of Law: 12.00.04. - Moscow, 2020. - 56 p.
6. Fakov A.M. Financing of terrorist activity in the system of terrorist activity // Humanities, socio-economic and social sciences. 2022. No. 6. pp. 130-134.
7. Aliyev Ya.L., Vikhrov A.A., Salnikov P.P. The shadow economy and organized crime in the social system of Russia //The legal field of modern economics. 2015. No. 1. pp. 31-43.
8. Glazkova L.V. Interaction of organized crime and corruption systems // Actual problems of Russian law. 2019. No. 7 (104). pp. 77-8.
9. Ignatov A.N., Kashkarov A.A. Corruption in public authorities as a systemic phenomenon // Corruption: the state of counteraction and directions for optimizing the fight. The Russian Criminological
Tom 17 №4 2024
Пробелы в российском законодательстве 139
гическая ассоциация. 2015. С. 161-164.
10. Факов A.M. Понятие и виды технологий финансирования террористической деятельности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 12. С. 253-257.
11. Робак В.А. Экономическая теория преступности и криминальный рынок оружия // Ученые записки Крымского федерального университета имени
B.И. Вернадского. Юридические науки. 2022. Т. 8. № 3. С. 366-369.
12. Робак В.А. Обще-социальные меры предупреждения преступлений в сфере незаконного оборота оружия // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 6. № 10. С. 160-164.
13. Игнатов А.Н. Понятие и общая характеристика личности преступника // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2019. Т. 5 (71). № 1.
C. 319-326.
14. Игнатов А.Н. О биосоциальной природе преступности. Вестник Санкт-Петербургского университета. Право. - 2016. -№1.- С. 63-73.
15. Факов A.M. Типология субъектов финансирования террористической деятельности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. № 2. С. 164-168.
Association. 2015. pp. 161-164.
10. A.M. Fakov. The concept and types of technologies for financing terrorist activities // Humanities, socioeconomic and social sciences. 2022. No. 12. pp. 253257.
11. Robak V.A. Economic theory of crime and the criminal arms market // Scientific notes of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Legal sciences. 2022. Vol. 8. No. 3. pp. 366-369.
12. Robak V.A. General social measures for the prevention of crimes in the field of illegal arms trafficking // Successes of modern science and education. 2016. Vol. 6. No. 10. pp. 160-164.
13. Ignatov A.N. The concept and general characteristics of the criminal's personality // Scientific notes of the V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Legal sciences. 2019. Vol. 5 (71). No. 1. pp. 319-326.
14. Ignatov A.N. On the biosocial nature of crime. Bulletin of St. Petersburg University. Law.-2016. - No. 1.-pp. 63-73.
15. Fakov A.M. Typology of subjects of financing terrorist activities // Humanities, socio-economic and social sciences. 2023. No. 2. pp. 164-168.
РЕЦЕНЗИЯ
на научную статью: «Профилактические меры по противодействию финансирования террористической деятельности», подготовленную доцентом кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, полковником полиции A.M. Факовым
Финансирование преступлений террористического характера является системной преступной деятельностью, образующей самостоятельную криминальную практику, что определяет необходимость реализации комплекса разноплановых профилактических мер, направленных как на устранение, ослабление и минимизацию воздействия факторов детерминации данного вида преступной деятельности, так и на лиц, ее осуществляющих.
В статье отмечается, что основной задачей деятельности по профилактике преступлений террористического характера является воздействие путем реализации комплекса общих и специальных мер на факторы детерминации преступности и личность преступника на ранних стадиях формирования и реализации преступного поведения.
Цель исследования: на основе изучения ряда данных в области профилактики и противодействия финансированию террористической деятельности, проанализировать причины возникновения, а также эффективность мер противодействия финансированию террористической деятельности.
Представленный материал раскрывает сущность обозначенной проблемы, логически выстроен, обладает научной новизной,теоретической и практической значимостью.
Источники, цитируемые автором, раскрывают тему исследования и позволяют сформировать логичные и научные выводы. Материал изложен последовательно, систематизирован, широко применяется профессиональная терминология.
Вывод: представленная к рецензированию статья, соответствует необходимым требованиям, предъявляемым к научным трудам данного вида, что позволяет рекомендовать данный материал к опубликованию в научном издании.
Рецензент: Жамборов A.A., кандидат юридических наук, доцент кафедры огневой подготовки, полковник полиции, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 76,98%
Статья поступила в редакцию 04.06.2024, принята к публикации 25.06.2024 The article was received on 04.06.2024, accepted for publication 25.06.2024
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Факов Азамат Мухажидович, доцент кафедры деятельности ОВД в особых условия; Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД; г. Нальчик, Россия. SPIN-код: 5368-4074, AuthorlD: 681402. E-mail: [email protected]
ABOUTTHEAUTHOR
Azamat M. Fakov, Associate Professor of the Department of Internal Affairs Activities; North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; Nalchik, Russia. SPIN-Kog: 5368-4074, AuthorlD: 681402. E-mail: [email protected]