_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Научная статья
https://doi.org/10.24412/2220-2404-2025-1-32 УДК 343.9
Attribution
сс by
ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Факов A.M.
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
Аннотация. Актуальность. Несмотря на крайнюю актуальность проблемы терроризма и противодействия ему, на сегодняшний день специализированных монографических исследований, посвященных установлению криминологической характеристики и выработке мер противодействия финансированию террористической деятельности, в отечественной юридической науке не проводилось. В юридической доктрине и в современном гуманитарном знании сложился ограниченный подход к пониманию финансирования террористической деятельности как разновидности экономических отношений. Такой подход не соответствует имеющим сегодня место масштабам распространенности и технологической оснащенности, а также широкому кругу субъектов и инновационным процессам трансформации механизма осуществления данного вида преступной деятельности, в результате не позволяет исследовать криминологические особенности данного вида преступной деятельности и существенно ограничивает возможности противодействия ему. Цель: установление специфики финансирования террористической деятельности как объекта криминологического исследования, и репрезентация основных результатов такого исследования. Задачи: анализ норм отечественного уголовного законодательства, устанавливающих отвественность за финансирование террористической деятельности, оценка их эффективности, изучение уголовно-паровой доктрины и результатов актуальных исследований, поиск и презентация наиболее эффективных путей и выработка предложений по совершенствованию уголовно-правовых мер противодействия финансированию террористической деятельности. Методы: методологическую основу исследования финансирования террористической деятельности составляют диалектический, системный, деятельностный и интервальный подходы, а также общелогические мыслительные приемы, общенаучные и частнона-учные методы. Результаты: критический анализ положений отечественного уголовного законодательства, уголовно-правовой доктрины позволили и результатов смежных исследований позволили получить новое научное знание о криминологической характеристике финансирования террористической деятельности и выработать на этой основе комплекс научно-практических рекомендаций по реализации мер противодействия. Выводы: познание особенностей финансирования террористической деятельности, как вида преступной деятельности и объекта криминологического исследования, установление характеристики субъектов и технологий его осуществления, как основа совершенствования практической деятельности специализированных и неспециализированных субъектов противодействия финансированию террористической деятельности, способствует развитию не только теории криминологии и уголовно-правовых наук в целом, но и смежных областей научного знания, а также могут быть использованы в правоприменительной деятельности при реализации национальной антитеррористической политики, а также обеспечения государственной и общественной безопасности.
Кпючевые слова: преступление, терроризм, террористическая деятельность, финансирование, криминологическое исследование.
Финансирование: инициативная работа.
Original article
FINANCING OF TERRORIST ACTIVITIES AS AN OBJECT OF CRIMINOLOGICAL RESEARCH
Azamat M. Fakov
North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
Abstract. Relevance. Despite the extreme urgency of the problem of terrorism and counteraction to it, to date there have been no specialized monographic studies devoted to the establishment of
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
criminological characteristics and the development of measures to counteract the financing of terrorist activities in domestic legal science. In legal doctrine and modern humanitarian knowledge there is a limited approach to understanding the financing of terrorist activities as a type of economic relations. This approach does not correspond to the current scale of prevalence and technological equipment, as well as a wide range of subjects and innovative processes of transformation of the mechanism of implementation of this type of criminal activity, as a result it does not allow to study the criminological features of this type of criminal activity and significantly limits the possibilities to counteract it. Object: to establish the specifics of financing of terrorist activities as an object of criminological research and representation of the main results of such research. Research objectives: to analyze the norms of domestic criminal legislation establishing responsibility for the financing of terrorist activity, to assess their effectiveness, to study the criminal-parody doctrine and the results of current research, to search for and present the most effective ways and to develop proposals for improving criminal-legal measures to counteract the financing of terrorist activity. Methods: the methodological basis of the study of financing of terrorist activity is formed by dialectical, systemic, activity and interval approaches, as well as general logical thinking techniques, general scientific and private-scientific methods. Findings: critical analysis of the provisions of domestic criminal legislation, criminal legal doctrine and the results of related studies allowed to obtain new scientific knowledge about the criminological characteristics of the financing of terrorist activities and to develop on this basis a set of scientific and practical recommendations for the implementation of countermeasures. Conclusions: cognition of the peculiarities of financing of terrorist activity, as a type of criminal activity and the object of criminological research, establishing the characteristics of subjects and technologies of its implementation, as a basis for improving the practical activities of specialized and non-specialized subjects of countering the financing of terrorist activity, contributes to the development of not only the theory of criminology and criminal law sciences in general, but also related areas of scientific knowledge, as well as can be used in the study of terrorist financing.
Keywords: crime, terrorism, terrorist activity, financing, criminological research.
Funding: Independent work. Введение.
Терроризм является сегодня одной из ключевых угроз национальной безопасности Российской Федерации. Ослабление систем глобальной и региональной безопасности, имеющееся повсеместно в мире, создает условия для распространения международного терроризма и экстремизма. При этом «международные террористические и экстремистские организации стремятся усилить пропагандистскую работу и работу по вербовке российских граждан, созданию на территории России своих законспирированных ячеек, вовлечению в противоправную деятельность российской молодежи» [1].
Как и любая высокоорганизованная и масштабная преступная деятельность, террористическая деятельность невозможна без соответствующего финансового или иного материального обеспечения.
Одной из основных тенденций современного терроризма является «повышение уровня финансирования террористической деятельности и материально-технической оснащенности террористических организаций» [2].
Финансирование является необходимым условием самого существования терроризма, поскольку путем предоставления или сбора средств либо оказания финансовых услуг осуществляется не только финансирование организации, подготовки и совершения широкого спектра конкретных преступлений террористического характера (ст. 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4,
205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 УК РФ), но и материальное обеспечение лица в целях совершения данных преступлений, а также обеспечение организованных групп и иных преступных объединений, созданных или создаваемых для их совершения.
Терроризм, являясь перманентной угрозой национальной безопасности, постоянно развивается и трансформируется. При этом «ослабевающие позиции отдельных международных террористических организаций вынуждают их вовлекать в противоправную деятельность все большее количество лиц, в том числе с территорий иных государств, а также использовать новые и нерегулируемые инструменты сбора и перевода денежных средств в целях обеспечения финансовой подпитки своей деятельности» [3]. В соответствии с данным трендом, происходит смена стратегии деятельности террористических структур, как за рубежом, так и в Российской Федерации.
Международные террористические организации создают и активно используют сети, скрытых децентрализованных автономных ячеек, деятельность которых направлена непосредственно на сбор денежных средств и иных активов, а также вербовку лиц, в том числе с помощью информационных технологий, с целью оказания содействия по подготовке и осуществлению террористических актов. В данных условиях формирование эффективной системы борьбы с терроризмом возможно только при условии выявления и всестороннего анализа всех возможных рисков финансирования террористической деятельно-
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
сти и их осознания всеми субъектами противодействия терроризму.
Статистические данные указывают на постоянное нарастание террористической угрозы. Так, в 2014 г. было зарегистрировано 1128 преступлений террористического характера, 2015 г. - 1583, 2016 г. - 2227, 2017 г - 1871, 2018 г. - 1679, 2019 г. -1806, 2020 г. - 2342, 2021 г. - 2136, 2022 г. -2233, 2023 г. - 2382. Увеличивается и количество регистрируемых преступлений, связанных с финансированием терроризма: 2014 г. - 0, 2015 г. -26, 2016 г. - 39, 2017 г - 99, 2018 г. - 148, 2019 г. -191, 2020 г. - 173, 2021 г. - 221, 2022 г. - 240, 2023 г. - 168 [4]. Соответственно, реализация государственной политики по обеспечению государственной и общественной безопасности невозможна без решения таких задач, как предупреждение и пресечение террористической и экстремистской деятельности как отдельных лиц, так и организаций, а также финансирования терроризма, особенно осуществляемого с использованием информационно-коммуникационных технологий [1].
В свою очередь, противодействие преступности как сложному феномену невозможно без его надлежащего научного познания и осмысления [5; 6]. Исследование преступности и получение научно обоснованного знания о ее сущности и закономерностях проявления является основой выработки эффективных мер противодействия ей. В полной мере указанное касается и такого проявления преступности, как терроризм. Сложность и многомерность феномена терроризма в целом и такой его составляющей, как финансирование террористической деятельности в частности, определяет необходимость поиска эффективных мер противодействия и защиты человека, общества и государства от данной угрозы.
Однако в юридической доктрине и современном гуманитарном знании сложился ограниченный подход к пониманию финансирования террористической деятельности как разновидности экономических отношений. В свою очередь финансирование террористической деятельности является крайне сложным и многогранным феноменом, функционально связанным со всеми иными видами террористической деятельности, а также выступающим связующим элементом между терроризмом и различными иными видами преступности. Сложившийся подход к пониманию финансирования террористической деятельности не позволяет исследовать указанные особенности данного вида преступной деятельности и существенно ограничивает возможности противодействия ему. Такой подход не соответствует имеющим сегодня место масштабам распространенности и технологической оснащенности, а также широкому кругу субъектов и инновационным процессам трансформации механизма осуществления данного вида преступной деятельности.
Указанное определило актуальность проведения комплексного криминологического исследования финансирования террористической деятельности как специфического вида преступной деятельности с целью оснащения правоохранительных органов и иных субъектов противодействия финансированию террористической деятельности соответствующей криминологической информацией, необходимой для поиска и реализации путей минимизации террористической угрозы.
Обсуждение.
Исследование финансирования террористической деятельности должно осуществляться на основе методологического подхода, в соответствии с которым данный феномен образует с одной стороны специфическая криминальная практика, с одной стороны, и элемент системы террористической деятельности, с другой стороны [7; 8]. Именно такой подход позволяет разработать многомерную теоретическую модель финансирования террористической деятельности, которая составляет представления о ней как сложной системно организованной преступной деятельности, образующей специфическую криминальную практику, и реализуемой в рамках системного взаимодействия по типу «общество -преступность - террористическая деятельность -финансирование террористической деятельности». Системный анализ характерных для финансирования террористической деятельности, как криминальной практики, специфического субъектного состава, целевой направленности и технологий преступной деятельности позволяет установить ее взаимосвязь с другими социальными практиками, выявить риски интенсификации криминальных форм поведения террористического характера в обществе и выработать рекомендации по повышению эффективности превентивной деятельности.
Финансирование террористической деятельности является интегрирующим (позволяет обеспечивать функционирование иных элементов) и одним из основных наиболее функциональных элементов системы террористической деятельности.
Основными функциями финансирования террористической деятельности являются функции самовоспроизводства, самодетерминации, самосохранения и преобразования (развития) системы террористической деятельности.
Механизмы финансирования террористической деятельности дают возможность вовлекать в данную деятельность новых субъектов, непосредственно осуществлять террористическое акты и совершать иные преступления террористического характера, а также использовать коррупцию в целях защиты от социального контроля, обеспечивая тем самым длительное и безопасное существование системы террористической деятельности и ее эффективное функционирование [9].
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Установление функциональной характеристики финансирования террористической деятельности как интегрирующего (позволяющего обеспечивать функционирование иных элементов) элемента системы террористической деятельности, позволяет определить стратегические направления взаимодействия всего комплекса специализированных и неспециализированных субъектов противодействия финансирования террористической деятельности.
Финансирование террористической деятельности обеспечивает функционирование механизма террористической деятельности и системные взаимосвязи между различными видами террористической деятельности, а также взаимосвязи данной системы с внешней средой. При реализации мер по выявлению причастных лиц, а также выявлению и устранению источников финансирования, необходимо учитывать системные взаимосвязи финансирования террористической деятельности с такими видами преступной деятельности, как организованная преступность, экономическая преступность, коррупция, организация нелегальной миграции, а также незаконный оборот оружия и незаконный оборот наркотиков.
Выявление и пресечение финансирования экс-тремисткой деятельности является предикатной мерой противодействия финансирования террористической деятельности.
Необходимо учитывать, что финансирование террористической деятельности осуществляется как в инициативном порядке, так и в результате целенаправленного воздействия на сознание и волю вовлекаемых в данную деятельность лиц [10].
Анализ социально-демографических характеристик преступника позволяет утверждать о наличии механизмов вовлечения в финансирование террористической деятельности более молодых лиц со стороны более взрослых лиц, а также перехода по мере приобретения жизненного, в том числе криминального, опыта к организационной деятельности.
Организационные функции выполняют, преимущественно, местные жители из числа граждан РФ, в т.ч. и лица из числа мигрантов, получивших гражданство РФ.
Предупреждение преступного поведения невозможно без криминологического исследования личности преступника [11]. Выявление конкретных лиц, выступающих объектом индивидуального превентивного воздействия, и работа с ними должны осуществляться с учетом поведенческих и иных индикаторов, указывающих на возможную вовлеченность лица в финансирование террористической деятельности и лежащих в основе прогностической оценки криминогенного потенциала личности, а также конкретной роли лица в механизме данного вида преступной деятельности [12].
Типичный криминологический портрет, а также разработанная на основании специфики мотивации преступного подведения типология субъектов финансирования террористической деятельности (идейный, сочувствующий, корыстный, конформный и случайный типы, каждый из которых ориентирован на источники и технологии финансирования террористической деятельности, выступающие наряду с личностью преступника объектами превентивного воздействия) [13] позволяют выделять различные модели преступного поведения, выступающие объектом превентивного воздействия, имеют теоретико-познавательное значение для более глубокого понимания и познания как личности субъекта финансирования террористической деятельности, механизма ее формирования и проявлений ее свойств в преступном поведении, а с практической точки зрения определяют направления и меры противодействию данному виду преступной деятельности на индивидуальном уровне.
Исследование современных технологий финансирования террористической деятельности, в соответствии с концептом, отраженном в предложенном нами в определении данных технологий, и их авторской классификацией [14], а также -установление системных взаимосвязей финансирования террористической деятельности с иными видами преступной деятельности, прежде всего, с организованной преступностью, экономической преступностью, коррупцией, организацией нелегальной миграции, незаконным оборотом наркотиков и незаконным оборотом оружия, позволяет выработать рекомендации по реализации мер устранения источников финансирования, выявления и воздействий на лиц, вовлеченных и вовлекаемых в данную деятельность.
Под технологией финансирования террористической деятельности следует понимать совокупность методов и инструментов сбора и/или предоставления средств либо оказания финансовых услуг с целью осуществления террористической деятельности.
Виды и специфику конкретных методов и инструментов, используемых в рамках технологий финансирования террористической деятельности, определяют направленность деятельности субъектов финансирования и источник средств.
При установлении технологий финансирования террористической деятельности необходимо учитывать активно реализуемую преступниками возможность использования разнообразных видов данных технологий в различных их комбинациях и их непрерывное развитие в соответствии с логикой технологического развития современного мира и финансовых технологий в частности, в том числе с появлением инновационных технологий («большие данные» (Big Data), искусственный интеллект, машинное обучение, роботизация, блокчейн, биометрия, облачные технологии, токенизация и пр.), а также новых участников платежного рынка («бигтехи», небанков© Факов A.M.
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
ские поставщики платежных услуг и пр.) и новых платежных решений.
Систему противодействия финансированию террористической деятельности составляет деятельность следующих групп субъектов:
1) правоохранительные органы и суд;
2) Росфинмониторинг и иные органы государственного управления;
3) кредитные организации и иные финансовые институты ;
4) граждане и иные лица;
5) саморегулируемые организации.
Анализ полномочий данных субъектов, их функциональных взаимосвязей и практической деятельности в данной сфере позволил выявить направления совершенствования их взаимодействия, что обеспечит противодействие исследуемому виду преступной деятельности на системной основе [15; 16].
Противодействие такому специфическому виду преступного поведения, как финансирование террористической деятельности, невозможно без надлежащего правового обеспечения [17; 18]. Совершенствование правового обеспечения противодействия финансированию террористической деятельности должно быть направлено на приведение норм уголовного законодательства в соответствие с сущностью исследуемого вида преступной деятельности. Это касается как используемой в законе терминологии, так и конструкции нормы, устанавливающей ответственность за финансирование террористической деятельности [19].
Необходимо установление уголовной ответственности за финансирование террористической деятельности (т.е. деятельность по предоставлению или сбору средств либо оказанию финансовых услуг с целью осуществления террористической деятельности) в рамках самостоятельного состава преступления. В качестве квалифицирующих признаков данного деяния необходимо предусмотреть совершение его с использованием служебного положения, а также крупный и особо крупный размер предмета финансирования.
Значительные объемы разноплановой (финансовой, персональной и пр.) информации о потенциальных и реальных субъектах финансирования террористической деятельности, многообразие субъектов противодействия, выступающих источником данной информации и субъектами ее обработки, а также оперативность обмена данной информацией, обуславливают необходимость разработки и внедрения комплексной межведомственной информационной базы фактов финансирования террористической деятельности и лиц, к ним причастным, консолидирующей статистические учеты МВД России и иных правоохранительных органов, Росфинмонито-ринга и иных органов государственного управления, а также кредитных организаций.
Заключение.
Общественная опасность финансирования террористической деятельности, ее функциональные взаимосвязи с иными элементами системы преступности, потребности правоохранительных органов и иных субъектов противодействия в актуальной информации о сущности и состоянии данного феномена, необходимость получения научного знания о криминологической характеристике как основы теоретического обоснования решения проблем противодействия финансированию террористической деятельности и выработки мер совершенствования практической деятельности в данной сфере определили актуальность и практическую значимость проведения соответствующего исследования. Познание особенностей финансирования террористической деятельности, как вида преступной деятельности и объекта криминологического исследования, установление характеристики субъектов и технологий его осуществления, как основа совершенствования практической деятельности специализированных и неспециализированных субъектов противодействия финансированию террористической деятельности, способствует развитию не только теории криминологии и уголовно-правовых наук в целом, но и смежных областей научного знания, а также могут быть использованы в правоприменительной деятельности при реализации национальной антитеррористической политики, а также обеспечения государственной и общественной безопасности.
Конфликт интересов
Не указан Рецензия
Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.
Conflict of Interest None declared
Review
All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.
_— ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ —_
Литература:
1. Указ Президента РФ от 02 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL : http://ivo.garant.ru/#/document/401425792
2. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009). URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92779
3. Национальная оценка рисков финансирования терроризма. Публичный отчет. 2022. URL : https://minfin. gov.ru/common/upload/library/2023/02/main/natsionalnaya_otsenka_riskov-ft.pdf?ysclid=m437pjjpmr866983181
4. Отчет о преступлениях террористического характера, экстремистской направленности, связанных с террористической и экстремистской деятельностью. Форма федерального статистического наблюдения № 282 «Антитеррор» (данные ГИАЦ МВД России). uRl : https://мвд.рф/dejatelnost/statistics
5. Игнатов А.Н. Методологические основы исследования преступности / А.Н. Игнатов, Е.Б. Ильянович // Общество и право. 2015. № 2(52). С. 129-133.
6. Игнатов А.Н. Преступность как система / А.Н. Игнатов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2024. № 9. С. 97-104.
7. Факов А.М. Методологические основы исследования финансирования террористической деятельности / А.М. Факов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 3. С. 169-174.
8. Факов А.М. Характеристика финансирования террористической деятельности как специфической криминальной практики / А.М. Факов // Образование и право. 2022. № 9. С. 303-307.
9. Факов А.М. Финансирование террористической деятельности в системе террористической деятельности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 6. С. 130-134.
10. Факов А.М. Способы вовлечения в финансирование террористической деятельности / А.М. Факов // Пробелы в российском законодательстве. 2023. Т. 16. № 5. С. 92-96.
11. Игнатов А.Н. Акцентуированная личность насильственного преступника / А.Н. Игнатов // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2019. № 4(79). С. 471-478.
12. Факов А.М. Индивидуальное предупреждение финансирования террористической деятельности / А.М. Факов // Вестник Краснодарского университета МВД России. 2024. № 3(65). С. 25-30.
13. Факов А.М. Типология субъектов финансирования террористической деятельности / А.М. Факов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. № 2. С. 164-168.
14. Факов А.М. Понятие и виды технологий финансирования террористической деятельности / А.М. Факов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2022. № 12. С. 253-257.
15. Факов А.М. Субъекты противодействия финансированию террористической деятельности / А.М. Факов // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Юридические науки. 2023. Т. 9(75). № 4. С. 274-282.
16. Факов А.М. Основные направления и проблемы взаимодействия субъектов противодействия финансированию террористической деятельности / А.М. Факов // Право и управление. 2023. № 10. С. 224-229.
17. Игнатов А.Н. Проблемы законодательной регламентации уголовной ответственности за преступления террористического характера / А.Н. Игнатов // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 6. С. 98-101.
18. Игнатов А.Н. Уголовная ответственность за содействие террористической деятельности: совершенствование законодательной регламентации / А.Н. Игнатов, А.Г. Сапрунов // Общество и право. 2018. № 2(64). С. 39-45.
19. Факов А.М. Основные направления совершенствования уголовно-правовых мер противодействия финансированию террористической деятельности / А.М. Факов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023. № 10. С. 139-145.
References:
1. Decree of the President of the Russian Federation of July 2, 2021 № 400 «On the National Security Strategy of the Russian Federation». URL : http://ivo.garant.ru/#/document/401425792
2. The concept of countering terrorism in the Russian Federation (approved by the President of the Russian Federation on October 05, 2009). URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92779
3. National Terrorism Financing Risk Assessment. Public Report. 2022. URL : https://minfin.gov.ru/common/ upload/library/2023/02/main/natsionalnaya_otsenka_riskov-ft.pdf?ysclid=m437pjjpmr866983181
4. Report on crimes of terrorist nature, extremist orientation, related to terrorist and extremist activities. Form of federal statistical observation № 282 «Antiterror" (data from the GIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia). URL : https://мвд.рф/dejatelnost/statistics
5. Ignatov A.N. Methodological foundations of crime research / A.N. Ignatov, E.B. Ilyanovich // Society and Law. 2015. № 2(52). P. 129-133.
6. Ignatov A.N. Crime as a system / A.N. Ignatov // Humanities, socio-economic and social sciences. 2024. № 9. P. 97-104.
7. Fakov A.M. Methodological foundations of the study of financing of terrorist activities / A.M. Fakov // Humanities, socio-economic and social sciences. 2022. № 3. P. 169-174.
8. Fakov A.M. Characteristics of the financing of terrorist activities as a specific criminal practice / A.M. Fakov // Education and Law. 2022. № 9. P. 303-307.
9. Fakov A.M. Financing of terrorist activity in the system of terrorist activity / A.M. Fakov // Humanities, socioeconomic and social sciences. 2022. № 6. P. 130-134.
10. Fakov A.M. Ways of involvement in the financing of terrorist activities / A.M. Fakov // Gaps in Russian legislation. 2023. T. 16. № 5. P. 92-96.
11. Ignatov A.N. Accentuated personality of a violent criminal // Psychopedagogy in law enforcement agencies. 2019. № 4(79). P. 471-478.
12. Fakov A.M. Individual prevention of terrorist financing / A.M. Fakov // Bulletin of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2024. № 3(65). P. 25-30.
13. Fakov A.M. Typology of subjects of financing terrorist activities / A.M. Fakov // Humanities, socio-economic and social sciences. 2023. № 2. P. 164-168.
14. Fakov A.M. The concept and types of technologies for financing terrorist activities / A.M. Fakov // Humanities, socio-economic and social sciences. 2022. № 12. P. 253-257.
15. Fakov A.M. Subjects of countering the financing of terrorist activities / A.M. Fakov // Scientific Notes of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky.Legal Sciences. 2023. T. 9(75). № 4. P. 274-282.
16. Fakov A.M. Main directions and problems of interaction of subjects of counteraction to the financing of terrorist activity / A.M. Fakov // Law and Management. 2023. № 10. P. 224-229.
17. Ignatov A.N. Problems of legislative regulation of criminal responsibility for crimes of terrorist nature / A.N. Ignatov // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2017. № 6. P. 98101.
18. I gnatov A.N. Criminal liability for the facilitation of terrorist activities: improvement of legislative regulation / A.N. Ignatov, A.G. Saprunov // Society and Law. 2018. № 2(64). P. 39-45.
19. Fakov A.M. Main directions of improvement of criminal-legal measures to counteract the financing of terrorist activities / A.M. Fakov // Humanities, socio-economic and social sciences. 2023. № 10. P. 139-145.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 25.12.2024. Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 10.01.2025. Принята к публикации / Accepted for publication 20.01.2025. Автором окончательный вариант рукописи одобрен.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Информация об авторе
Факов Азамат Мухажидович
доцент кафедры деятельности ОВД в особых условиях Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России ОРСЮ 0009-0003-5784-9283 [email protected]
Azamat M. Fakov
Associate Professor of the Department
of Internal Affairs Activities in Special Conditions
North Caucasus institute for advanced studies (branch)
of the Krasnodar University of the Ministry
of internal affairs of Russia
ORCID 0009-0003-5784-9283