Научная статья на тему 'ПРОФЕССОР ГО ШУЧЖЭНЬ И ЕЁ УЧЕНИКИ – ВЫДАЮЩИЕСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ВОКАЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА ПЕКИНСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ КОНСЕРВАТОРИИ'

ПРОФЕССОР ГО ШУЧЖЭНЬ И ЕЁ УЧЕНИКИ – ВЫДАЮЩИЕСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ВОКАЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА ПЕКИНСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ КОНСЕРВАТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Го Шучжэнь / музыкант / Пекинская Центральная консерватория / китайская оперная певица / вокальные конкурсы / исполнитель / мастерство / творческий / репертуар / художественный / развитие / искусство / Go Shuchzhen / musician / Beijing Central Conservatory / Chinese opera singer / vocal competitions / performer / skill / creative / repertoire / artistic / evolution / art

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — И В. Шабордина, Чжоу Цзысинь

В статье автор рассматривает деятельность выдающихся представителей вокального факультета Пекинской Центральной консерватории профессора Го Шучжэнь и её учеников: Чжан Липин, У Бися, Сунь Юаньюань, Яо Хун, Ли Гуолинь, Се Тянь, Ке Люва, Фэн Годуна – как отражение связанного с политическим и культурным курсом КНР процесса создания и развития китайской академической вокальной школы. На примере вокальной школы профессора Го Шучжэнь в статье прослеживается её связь с русской культурой: обучение в МГК, сотрудничество с российскими конкурсами и Московской консерваторией, – что характеризует развитие российско-китайских связей, особенно важных в условиях современного развивающегося многополярного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSOR GO SHUCHZHEN AND HER STUDENTS – OUTSTANDING REPRESENTATIVES OF THE VOCAL FACULTY OF THE BEIJING CENTRAL CONSERVATORY

In the article, the author considers the activities of the outstanding representatives of the vocal faculty of the Beijing Central Conservatory Professor Go Shuchzhen and her students: Zhang Li Ping, Wu Bixia, Sun Yuanyuan, Yao Hong, Li Guoling, Xie Tian, Ke Luwa, Feng Guodong – as a reflection of the process of creating and developing the Chinese academic vocal school. Using the example of the vocal school of Professor Go Shuchzhen, the article traces its connection with Russian culture: training at the Moscow State Conservatory, cooperation with Russian competitions and the Moscow Conservatory, which characterizes the development of Russian-Chinese relations, which are especially important in the context of the modern developing multipolar world.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССОР ГО ШУЧЖЭНЬ И ЕЁ УЧЕНИКИ – ВЫДАЮЩИЕСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ВОКАЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА ПЕКИНСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ КОНСЕРВАТОРИИ»

ПРОФЕССОР ГО ШУЧЖЭНЬ И ЕЁ УЧЕНИКИ -ВЫДАЮЩИЕСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛИ ВОКАЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА ПЕКИНСКОЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ КОНСЕРВАТОРИИ

И.В. Шабордина, профессор Чжоу Цзысинь, ассистент-стажёр

Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки (Россия, г. Нижний Новгород)

DOI:10.24412/2500-1000-2025-1-1-67-81

Аннотация. В статье автор рассматривает деятельность выдающихся представителей вокального факультета Пекинской Центральной консерватории профессора Го Шучжэнь и её учеников: Чжан Липин, У Бися, Сунь Юаньюань, Яо Хун, Ли Гуолинь, Се Тянь, Ке Люва, Фэн Го-дуна - как отражение связанного с политическим и культурным курсом КНР процесса создания и развития китайской академической вокальной школы. На примере вокальной школы профессора Го Шучжэнь в статье прослеживается её связь с русской культурой: обучение в МГК, сотрудничество с российскими конкурсами и Московской консерваторией, - что характеризует развитие российско-китайских связей, особенно важных в условиях современного развивающегося многополярного мира.

Ключевые слова: Го Шучжэнь, музыкант, Пекинская Центральная консерватория, китайская оперная певица, вокальные конкурсы, исполнитель, мастерство, творческий, репертуар, художественный, развитие, искусство.

Го Шучжэнь - выдающаяся певица, сопрано, профессор вокальной кафедры Пекинской консерватории, исполнительный директор и руководитель учебно-научного отдела вокального исполнительства Китайской ассоциации музыкантов, член профессионального комитета квалификационной комиссии при Министерстве культуры КНР, почётный профессор Московской консерватории им. П.И. Чайковского и Тяньцзинской консерватории, почётный член Ассоциации китайских музыкантов.

Педагогическая карьера Го Шучжэнь неразрывно связана с Пекинской Центральной консерваторией: за почти 65 лет работы - с 1959 года по настоящее время - из её класса вышло более 100 известных певцов, среди них - звёзды мирового оперного искусства, а в кадровом составе вокального факультета работают семеро её выпускников. Говоря о Го Шучжэнь как о ключевой фигуре современной китайской вокальной педагогики, нельзя не отметить, что история её долгой профессиональной жизни, каждый её этап, позволяет словно изнутри увидеть ступени роста и совершенствования вокального искусства и образования в Китае, начиная с середины прошлого века и до настоящего времени:

- этап её обучения в середине ХХ века сначала в Пекинской Центральной консерватории (с момента её создания), а затем в МГК отражает время начала становления вокальной педагогики в Китае путём освоения методов европейской и русской школ, а певческие успехи Го Шучжэнь, достигнутые ею уже в ходе обучения, свидетельствуют о высоком уровне этого освоения;

- её удивительно долгая и результативная педагогическая карьера в ведущей столичной консерватории Китая и первые великолепные плоды её труда - победы студентов в ряде сложнейших вокальных конкурсов мира, начиная с 1987 года и далее - прямо отражают этап освоения в ХХ веке культуры академического пения Китаем на высочайшем профессиональном уровне;

- масштабная международная деятельность Го Шучжэнь последних более чем двух десятилетий - работа в жюри крупнейших международных конкурсов мира (им. П.И. Чайковского, С. Монюшко, В. Беллини, конкурса в Нинбо), вхождение целого ряда её учеников как в число мировых оперных звёзд, так и в руководящий и кадровый состав факультета оперного пения Пекинской Центральной консерватории, - демонстрирует

полновесность и глубину вхождения современного Китая в мировую культуру.

Для русской культуры фигура Го Шучжэнь особенно интересна тем, что она сотрудничает с Россией очень много лет - более полувека, её учёба в Москве и дальнейшая работа с российскими конкурсами и Московской консерваторией позволяют проследить развитие российско-китайских связей, что представляется в условиях современного развивающегося многополярного мира, безусловно, актуальным.

Го Шучжэнь (Guo Shuzhen, ШШФ) родилась 1 июня 1927 года. Она получила хорошее общее образование в своём родном городе Тяньцзине, где окончила женскую среднюю школу Хайхэ (август 1943 г. - август 1946 г.).

Своё профессиональное образование она начала в 1947 году на музыкальном отделении Пекинского колледжа искусств, вошедшего через два года в группу университетов, объединённых в Центральную консерваторию в Пекине. Здесь на факультете сольного пения Го Шучжэнь обучалась вокалу у молодого и очень талантливого педагога Шень Сяна р. 1921 г.), который ранее учился у русского и итальянского педагогов: профессора В.Г. Шушлина в Шанхайской консерватории, а затем руководителя и дирижёра Шанхайского муниципального симфонического оркестра итальянца Марио Пачи. Русская вокальная школа В.Г. Шушлина - выпускника Санкт-Петербургской консерватории - дала Шень Сяну профессиональную опору для его певческого становления, ведь уже в годы учёбы Шень Сяна за красивый голос называли «китайским Карузо» [23], и в начале карьеры на рубеже 40-50-х годов прошлого века он был известным в Китае тенором. В период обучения Го Шучжэнь в Центральной консерватории Пекина произошло образование (1949 г.) и становление КНР, страна реализовывала политику дружбы и сотрудничества с Советским Союзом. Шень Сян был востребован в концертах для советских делегаций.

Го Шучжэнь в 1950 году была направлена в провинцию Юньнань (один из самых этнически разнообразных регионов мира) в составе этнической экспедиции Центрального Юго-Запада Китая, чтобы собирать, исполнять и популяризировать народную музыку.

В 1952 году, окончив консерваторию, Го Шучжэнь осталась там преподавать. В том же году она вступила в Коммунистическую партию. В Китае на тот момент было всего две консерватории: в Шанхае и Пекине, нужно было готовить высокоуровневые педагогические кадры для развития музыкального профессионального образования. Начинала своё действие программа культурного обмена с СССР, по которой Го Шучжэнь в 1953 году была направлена правительством КНР на обучение в Московскую консерваторию им. П.И. Чайковского. Там она обучалась в классе Народной артистки СССР, профессора Елены Климентьевны Катульской (1888-1966). Ли-рико-колоратурное сопрано Е.К. Катульская -выпускница Санкт-Петербургской консерватории, она училась в классе профессора Натальи Александровны Ирецкой, которая, в свою очередь, получила образование в СПб-консерватории в классе шведской певицы Генриетты Ниссен-Саломан - ученицы Мануэля Гарсиа, а затем в Париже консультировалась у Полины Виардо. Очевидно, что фундамент вокального образования Го Шучжэнь -вокальные школы России и Италии.

В годы учёбы в Московской консерватории Го Шучжэнь добилась больших успехов. В 1955 году в Москве на V Всемирном фестивале молодёжи и студентов она получила третью премию и бронзовую медаль. В том же году в Китае Го Шучжэнь получила звание «Заслуженного работника национальной культуры».

Здесь же, в Московской консерватории, она впервые в 1954 году услышала кантату «Жёлтая река» китайского композитора Сянь Син-хая на стихи Гуан Вэйрана. Кантата была исполнена на русском языке, и девушка решила, что обязательно будет петь её по-китайски. Ранее в Китае, в двадцатилетнем возрасте, она уже слышала отдельно 6-ю часть этой кантаты - песню «Плач Жёлтой реки», которая сразу понравилась ей, но в то время ей ещё не хватало глубокого понимания её содержания и подтекстов. Это произведение станет судьбоносным для Го Шучжэнь, в последующие 70 лет она будет считаться лучшей его исполнительницей в Китае.

В 1956 году в Концертном зале Чайковского в Москве Го Шучжэнь совместно с Советским национальным симфоническим оркест-

ром и хором под управлением дирижёра Ли Дэлуна спела кантату впервые. Так началась её большая любовь к этому произведению. В 1957 году исполнение «Плача Жёлтой реки» подарило Го Шучжэнь первую победу на международном конкурсе - I премию в конкурсе классической песни на VI Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Москве.

После такой победы она была приглашена и исполнила партии Мими (Пуччини «Богема») и Татьяны (Чайковский «Евгений Онегин») на сцене Музыкального театра им. Немировича-Данченко и Львовского оперного театра. В 1958 году она с отличием окончила Московскую консерваторию.

Обучение у Е.К. Катульской стало для Го Шучжэнь настоящим благословением судьбы, она считает Елену Климентьевну своей второй матерью, а Россию, Москву - второй родиной, она любит своих русских друзей, которые с братской любовью относились к молодым китайцам, приехавшим на обучение в Советский Союз, и много лет передаёт своим ученикам любовь к русскому искусству. Уже в 2018 году в своём интервью российскому телевидению в документальном фильме Го Шучжэнь расскажет, что, по её мнению, у человека есть, как минимум, две жизни: родители дали ей первую жизнь, а артистическую жизнь дала ей Елена Климентьена. Она воспитала её, дала профессию. Го Шучжэнь вспоминает, что она была старательной ученицей, поэтому Катульская любила её. Однажды в Москве Шучжэнь тяжело болела азиатским гриппом, и Елена Климентьевна каждый день присылала ей со своим помощником куриный бульон.

В том же документальном фильме прозвучали разысканные российскими тележурналистами и привезённые в Китай в качестве памятного подарка для Го Шучжэнь аудиозаписи русских народных песен «Черёмушка» и «По улице мостовой» в её исполнении, сделанные когда-то в СССР, из фонда Всемирного фестиваля молодёжи и студентов.

В 1959 году Го Шучжэнь возвратилась в Китай и всю свою жизнь посвятила вокальному искусству и педагогике.

В 1959 году она вышла замуж за скрипача Чжу Гунци (Zhu Gongqi, с которым

прожила до самой его кончины 21.11.2020 года. Чжу Гунци работал педагогом факультета

струнных инструментов Центральной консерватории Пекина.

Вернувшись к преподаванию консерватории, она заключила контракт с Большим театром Пекина, где в 1963 году спела партию Татьяны в премьерном показе оперы П. Чайковского «Евгений Онегин» с огромным успехом. Также в период с 1959-го по 1966 год, вплоть до начала китайской «культурной революции», Го Шучжэнь выступала в Китае и за рубежом - в Германии, Австрии, США, Канаде, Колумбии, Венесуэле, на Кубе - с большим успехом, и сделала на China Record Company записи нескольких десятков грампластинок, их было рекордно много, поэтому в 1989 году China Record Company присудило Го Шучжэнь первую премию «Золотой рекорд». В 1997 году в China Record Company вышел аудио-альбом «Сокровища вокальной музыки в исполнении известных китайских музыкантов XX-го века», куда вошли записи Го Шучжэнь.

В годы культурной революции академическое искусство в стране было под запретом. Пострадала и кантата «Желтая река», она подверглась критике, и позже была переложена в фортепианный концерт «Жёлтая река», оставив музыку без слов. В поздний период культурной революции, в 1975 году, в 30-ю годовщину смерти Сянь Синхая, кантата вернулась на сцену, когда жена композитора -Цянь Юньлин написала в правительство письмо с просьбой возобновить исполнение кантаты в первоначальном варианте, обращение было одобрено. Для проведения концерта ко дню 40-й годовщины смерти Не Эра и 30-й годовщины смерти Сянь Синхая, Центральный оркестр (ныне Симфонический оркестр Китая) назначил отборочное прослушивание на исполнение сольных номеров.

Го Шучжэнь усердно готовилась к прослушиванию. Она рассказывает, что, когда она училась в СССР, советский режиссёр в процессе постановки оперы порекомендовал Го Шучжэнь написать автобиографию своего героя для точного понимания своей роли и её выразительного исполнения. Воспользовавшись этим способом, Го Шучжэнь написала автобиографию главной героини «Плача Жёлтой реки». Она «прокручивала» текст в голове, слово за словом, анализируя характер, чувства и жизненный опыт героини, сравни-

вая со своей жизнью - её детство пришлось на время японо-китайской войны, когда её родной город Тяньцзин подвергся оккупации со стороны японских войск, вся семья была вынуждена бежать. Размышляя о предыстории того времени, она поняла, что «Плач Жёлтой реки» описывает не только горе женщины, но и боль всего китайского народа.

Работая над вокальной техникой в этом произведении, Шучжэнь применяла приёмы, которым она научилась в СССР при исполнении русских народных песен, олицетворявших внутреннюю боль русских женщин. Также в музыкальной части она предложила дирижёру убрать скрипичную партию на фразе «Дитя, ты умер такой жестокой смертью», оставив её фактически а капелла для более выразительной передачи этих слов.

В отборе участников концерта участвовали и другие певицы, все они были сильными исполнительницами. После прослушивания дирижёр Ли Дэлун подошёл первым к Го Шу-чжэнь и сказал ей, что она спела настолько хорошо, что во время её пения он плакал вместе с ней. Она была выбрана для участия в концерте, который состоялся 25 ноября 1975 года во Дворце национальной культуры Пекина (The Cultural Palace of the Nationalities,

После премьеры этого концерта по настоятельной просьбе большинства зрителей, кантата с участием Го Шучжэнь была исполнена много раз на самых известных площадках Пекина. Известный китайский музыкальный критик Ли Лин писал в своей статье, что она не поёт, а рассказывает словами, и её слова в единении с симфоническим оркестром так выразительны, что публика неосознанно покоряется искусству.

Исполнением «Плача Жёлтой реки» Го Шучжэнь восхищалась публика как в Китае, так и за рубежом. В 1962 году она пела его в Гонконге, в 1977 году - в Германии. Исполняла это произведение в сотрудничестве с пианистами Чжоу Гуанжэнем и Лю Шикунем. В 1985 году в Гонконге в мэрии Цуенвана она пела кантату под руководством дирижёра Лин Кехана

После культурной революции Го Шучжень увлечённо преподавала в консерватории, её мастерство и упорный труд в 80-е годы ХХ века принесли ей первые успехи в педагоги-

ческой деятельности на мировом уровне. А в 1988 году Го Шучжэнь получила Государственную премию в качестве лучшего вокального педагога КНР. Через год её выпускница Чжан Липин вышла в Кардиффе в финал конкурса ВВС «Певец мира», и Го Шучжэнь стала всемирно знаменитым педагогом. В 1999 году она была избрана в члены Международного музыкального совета при ЮНЕСКО.

В 2002 году Го Шучжэнь работала в жюри XII Международного конкурса им. П.И. Чайковского, где её ученица У Бися стала лауреатом II премии, за что Го Шучжэнь была награждена в Китае премией за подготовку У Бися к конкурсу.

Безусловно высочайший уровень педагогического мастерства Го Шучжэнь подтверждается многочисленными победами студентов в годы обучения в её классе в значимых международных вокальных конкурсах, например:

- Ван Сюфэнь (сопрано) удостоена I премии Национального конкурса имени Не Эра и Сянь Синхая (1985 г.), лауреатства XXXIII конкурса в Тулузе (1987 г.),

- Мо Хун (сопрано) удостоена II премии Национального телеконкурса «Молодой певец» (1990 г.), I премии IV оперного конкурса в Марселе (1993 г.),

- Сунь Юаньюань (меццо-сопрано) удостоена I премии Национального конкурса Мин-культуры КНР (1989 г.), Гран-при III конкурса им. С. Монюшко (1998 г.), II премии Китайского конкурса исполнителей романсов (2000 г.), II премии Всекитайского конкурса в Гуанчжоу (2002 г.),

- У Бися (сопрано) удостоена I премии Всекитайского конкурса в Гуанчжоу (2000 г.), I премии VIII конкурса в Бильбао (2000 г.), II премии IV конкурса им. С. Монюшко (2001 г.), II премии XII конкурса им. П.И. Чайковского ( 2002 г.),

- Ли Гуолинь (сопрано) удостоена III премии III конкурса им. С. Монюшко (1998 г.), I премии XXXIII конкурса в Италии (2004 г.),

- Се Тянь (тенор) удостоен I премии Весеннего фестиваля искусств в Пхеньяне (2004 г.), III премии III Китайского конкурса в г. Нинбо, (2005 г.), Специального приза конкурса им. П.И. Чайковского (2007 г.), I премии IV Китайского конкурса в г. Нинбо (2008 г.),

- Ке Люва (сопрано) удостоена I премии II конкурса Мадам Баттерфляй в Нагасаки (2006 г.), I премии IV Китайского конкурса в г. Нинбо (2008 г.).

Благодаря глубокой осведомлённости Го Шучжэнь в вопросах послевузовского продвижения молодых певцов, многие её ученики смогли получить доступ к заграничным стажировкам, что решительно приблизило их к мировому успеху. К примеру, Чжан Липин проходила обучение в Академии музыки Ванкувера (Канада), Дэн Юнь проходила обучение в Джульярдской школе (Нью-Йорк) в 1981 году, Сунь Юаньюань с 2004 по 2007 год проходила обучение в Нормальной школе музыки Парижа имени Альфреда Корто (École Normale de Musique de Paris, Франция) у профессора Эдит Селиг (Edith Selig) (Франция), Ли Гуолинь проходила обучение в Венской консерватории в 1991 году (Австрия), Ван Янь (Wang Yan) училась как приглашенный стипендиат в Германии в консерватории имени Рихарда Штрауса (с 2008 г. объединена с Мюнхенской высшей школой музыки и театра) у меццо-сопрано Мэрилин Шмидж (Marilyn Schmiege) с 2005 по 2006 год, Фэн Годун (Feng Guodong) проходил обучение в 2011 году в «The Merola Opera Program» при Опере Сан-Франциско (США).

В ходе многолетней педагогической деятельности Го Шучжэнь в консерватории её выпускниками стали более 100 выдающихся и успешных певцов.

В 2004 году Го Шучжень стала в Центральной консерватории Пекина инициатором открытия Оперного центра, где в качестве художественного руководителя осуществила постановки опер «Милосердие Тита», «Волшебная флейта» В.А. Моцарта, «Травиата» Дж. Верди, «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччи-ни, «Евгений Онегин», «Иоланта» П.И. Чайковского и других.

В рамках китайско-российского сотрудничества, к 60-й годовщине годовщине КНР и 130-летию со дня премьеры «Евгения Онегина» эта опера на языке подлинника под руководством Го Шучжэнь со стороны Китая была поставлена совместно и исполнена студентами Московской и Пекинской консерваторий.

Достижения мирового уровня в обучении вокалистов сформировали высочайший авторитет Го Шучжэнь во многих странах, в 1999

году она стала членом Международного музыкального совета при ЮНЕСКО, работала за рубежом (в России, Польше, Италии, Японии) в жюри известнейших конкурсов, таких как конкурс им. П.И. Чайковского, им. С. Монюшко, Беллини, Мадам Баттерфляй в Нагасаки, Шаляпинский конкурс «Голоса над Плёсом».

В Китае поистине неизмерим её вклад в организацию и популяризацию конкурсного движения. Она бессменный член жюри Национального теле-конкурса для молодых певцов «Гран-при», организованного CCTV (с 19841998), Международного конкурса вокалистов Китая (г. Нинбо, с 2000 по 2018 год). С 2005 года и по настоящее время конкурс в Нинбо является единственным китайским конкурсом - членом WFIMC. Его авторитет в мире очень высок, конкурс 2023 года вышел по географии проведения за пределы Китая - отборочные туры проводились не только в КНР, но и в Австрии (Вена, сентябрь 2023). Сам конкурс в Нинбо прошёл со 2 по 11 декабря 2023, председателем жюри стал всемирно известный китайский баритон Юань Ченье, в жюри конкурса 9 человек из 7 стран: Китая, Великобритании, Австрии, Германии, Бельгии, США, Италии [4]. Одним из членов жюри является Се Тянь - выпускник класса Го Шучжэнь. Столь высокий статус конкурса и его реализация в мировом вокальном искусстве во многом являются заслугой и результатом неустанного труда Го Шучжэнь.

За высокие заслуги перед страной она удостоена Государственной премии в 1988 году, почётного звания «Учитель года» в 2005 году, премии China Music Golden Bell Awards в 2007 году и других наград.

26 августа 2015 года в Национальном Большом театре Пекина Го Шучжэнь пела «Плач Жёлтой реки» под руководством известного дирижера Янь Лянкуня в концерте «Помните историю и цените мир», посвящён-ном 70-й годовщине победы китайского народа в Японо-китайской войне. 18 июня 2017 года она вновь исполнила это сочинение на концерте, посвященном её 90-летию, а 23 мая 2019 года совместно со своей ученицей Ван Сюфэнь спела «Плач Жёлтой реки» на Яньаньском музыкальном фестивале.

Го Шучжэнь считает своим долгом и миссией - унаследовать китайскую классику.

«Жёлтая река» пронизывает её преподавание вокала на протяжении десятилетий, она даёт это произведение своим студентам и считает, что хорошо спеть его - задача не из лёгких. Трудно исполнить это произведение без определённых певческих навыков, а также без искренних эмоций и глубокого понимания, трудно передать всю глубину этого сочинения публике, тронуть их сердца.

В честь 96-летия профессора Го Шучжэнь 31 мая 2023 года в Зале Оперной студии Центральной консерватории прошёл концерт «Поём для народа», в котором приняли участие 17 солистов - ученики и выпускники Го Шучжэнь вместе со своими учениками. По окончании торжественного мероприятия участники концерта в интервью Музыкальной еженедельной газете (^^МШ) выражали сердечную благодарность Го Шучжэнь:

Се Тянь, ныне заведующий кафедрой, подчеркнул, что Го Шучжэнь является не только опорой лично для него и сокровищем для факультета, но и национальным достоянием музыкального искусства страны;

Яо Хун отметила, что для неё учитель Го -добрый друг и наставник во всём: в жизни, искусстве и педагогике. И что она осознаёт свой долг и ответственность в том, чтобы, будучи ученицей Го Шучжэнь, продолжать её дело, передавая её знания многие годы из поколения в поколение;

Сунь Юаньюань рассказала, что на неё сильное влияние оказали строгие дисциплина, требования и отношение к обучению Го Шучжэнь на протяжении всей жизни. Особенно хорошо это стало понятно, когда Сунь Юань-юань сама начала преподавать и постигла, что только с таким отношением и можно суметь передать истинные ценности, полученные ею от Учителя. Осознав важность такого опыта индивидуального образования, она убеждена, что Го Шучжэнь не просто учитель, а человек, давший ей ещё одну жизнь - в искусстве. Также она говорит об уникальном образце, который представляет собой Го Шучжэнь как профессионал: в свои 92 года она спела сольную партию «Плач Жёлтой реки» в «Оде Жёлтой реки» на концерте, посвящённом 80-летию написания этой кантаты в городе Яньань - на родине её создания. Го Шу-чжэнь, перейдя 90-летний рубеж, всё ещё занимается сценической деятельностью и явля-

ется живым доказательством действенности своего педагогического мастерства! И это очень важный пример для учеников;

Ван Хунъяо, меццо-сопрано, солистка Большого театра Китая, рассказала, что много лет каждый её спектакль в Национальном Большом театре посещает Го Шучжэнь, и, если она сталкивается с трудностями в работе, она может всегда поделиться и получает советы, как от матери. Эта учительская поддержка и защита сопровождает её на протяжении всех лет учёбы и жизни, встреча с таким учителем - это большое счастье;

Ученик Мэн Лин - Лю Хэган поделился историей о знакомстве с профессором Го Шу-чжэнь. Его педагог Мэн Лин дала ему задание выучить итальянские песни, но он считал, что в Китае важно петь только китайскую музыку. Тогда Мэн Ли отвела его прямо домой к Го Шучжэнь, и та убедила его начать серьёзное изучение западных произведений. Выразительность и театральность классики позволили Лю Хэгану стать ярким исполнителем, полюбившимся народу. Последнее десятилетие его выступления транслируются по телевидению, и Го Шучжэнь обсуждает с ним эти выступления, даёт ценные советы. Она чувствует внутреннюю ответственность, зная, что пение её учеников служит образцом для сотен миллионов слушателей, поэтому она должна помочь довести исполнение до возможного совершенства. Столько взыскательное отношение оказывает огромное педагогическое воздействие уже на зрелых певцов.

Эти откровения певцов позволяют увидеть, что профессор Го Шучжэнь вместе с учениками и выпускниками её класса представляют собой уникальное явление в музыкальном искусстве, они словно являются большой семьёй, где индивидуальное обучение становится почвой для глубокого взаимного доверия и приятия. Ученики, со своей стороны, проявляют глубокую признательность и привязанность к педагогу, который старается передать им свои знания и опыт не только во время, отведённое учебной программой для уроков, но и все годы последующей жизни, при этом выпускники доверительно приводят к Го Шу-чжэнь своих учеников, многолетне осваивая не только вокальную профессию, но и перенимая педагогическое мастерство своего великого педагога на новом уровне, уже имея

при этом собственный опыт работы. Таким образом, профессиональная связь между педагогом и учениками подразумевает искреннюю дружбу, а не только умение сотрудничать, и с годами перерастает практически в родственную. Как сама Го Шучжэнь называет своего педагога Е.К. Катульскую второй мамой, которая дала ей новую - профессиональную - жизнь, так и её собственные выпускники говорят о ней, как о матери, подарившей им успешную жизнь в большом искусстве и отдающую всю себя без остатка.

1 июня 2024 года Го Шучжэнь исполнилось 97 лет. Она авторитетна и энергична в работе и общественной деятельности. Она живёт в гуще событий, интересуется социальным развитием в стране, обращает внимание на условия обучения и жизни студентов. Это поистине легендарный педагог Китая. Воспитав несколько поколений учеников в одной из ведущих консерваторий страны, практически создав тем самым индивидуальную вокальную школу в стране, она оказала огромное положительное влияние на текущее великолепное состояние вокально-педагогической школы КНР.

Педагогический труд Го Шучжэнь, имеющей более 100 выпускников по специальности в ведущей консерватории страны, ещё не окончен и ждёт со временем изучения и оценки как удивительное явление в вокальной педагогике мира. Но уже сейчас его значимость для мирового и китайского искусства огромна. Из её класса вышло не одно поколение как певцов, работающих на мировом исполнительском уровне, так и педагогов, работающих на разных ступенях певческого образования и обеспечивающих процветание музыкальной культуры в своей стране.

Важно отметить, что восемь её выпускников осуществляют педагогическую деятельность, преподавая на кафедре оперного пения Пекинской Центральной консерватории. Это Чжан Липин - руководитель кафедры с 2005 по 2018 гг., Се Тянь - руководитель кафедры с 2019 г. по текущий период, Сунь Дунфан, Сунь Юаньюань, Ли Гуолинь, Чжан Чжан, Мэн Лин, Ван Сюфэнь. Наличие в преподавательском составе такого большого количества выпускников одного класса характеризует позицию Го Шучжэнь как кафедрообразующего педагога, создавшего твёрдый фундамент для

становления и развития работы профессионального педагогического коллектива. Таким образом, класс Го Шучжэнь, определённо, стал одним из влиятельнейших элементов вокального образования в Китае. Гордое звание выпускника класса Го Шучжэнь сегодня звучит как профессиональный знак качества!

В настоящей главе в качестве примера феноменальных педагогических заслуг Го Шу-чжэнь кратко описаны жизнь и творчество (или же даны короткие, српавочные характеристики) певцов, широко популярных в Китае, а некоторых из них - во всём мире. Это выпускники её класса Чжан Липин, У Бися, Сунь Юаньюань, Яо Хун, Ли Гуолинь, Се Тянь, Ке Люва, Фэн Годун, Мэн Лин, Ван Сюфэнь, Чжан Сяомо, Ван Янь.

Чжан Липин (Zhang Li Ping, р. 1965) - сопрано, звезда мировой оперы, профессор Центральной консерватории в Пекине, приглашённый профессор консерватории Китайского университета Гонконга, член жюри крупных вокальных конкурсов, с 2023 года - член художественного комитета Шэнь-чжэньского международного музыкального фестиваля «Пояс и путь» («—вице-президент консерватории Китайского университета Гонконга (консерватория в г. Шэньчжэнь провинции Гуандун, дата основания консерватории - 3 августа 2021 г.).

Чжан Липин родилась 3 августа 1965 года в г. Ухань (провинция Хубэй).

В девятнадцатилетнем возрасте она стала студенткой класса Го Шучжэнь в Пекинской Центральной консерватории.

Го Шучжэнь занималась с талантливой старательной ученицей, не жалея ни сил, ни времени, кропотливо работая над вокализацией, дикцией, обучала навыкам освоения иностранных языков в пении и сложнейшим нюансам передачи смыслов иностранных слов и фраз, обращала в связи с этим внимание на владение языком жестов и мимики для выразительного исполнения, обучала тонкостям стилистики, и это усердие как со стороны педагога, так и со стороны ученицы уже в годы обучения принесло свои плоды - 1998 год стал для Липин счастливым: на 4 курсе она прошла отбор в программу именитого мэтра Пласидо Доминго.

Для участия в мастер-классе этого знаменитого тенора были выбраны всего четверо лучших молодых исполнителей, среди которых оказалась Чжан Липин, на мастер-классе она спела арию Виолетты из оперы Дж. Верди «Травиата». По результату этого мероприятия Пласидо Доминго особенно отметил выдающееся дарование и вокальную подготовленность молодой студентки и выбрал её для участия вместе с ним на одной сцене в концерте, который проходил на исторической площади Пекина - Тяньаньмэнь. Пласидо Доминго заметил в молодой певице яркие профессиональные способности и стремление постигать новые вершины в нелёгкой профессии оперного певца. Тогда он и порекомендовал ей отправиться на запад с целью истинного постижения вокального искусства.

В следующем году Липин стала финал ист-кой Международного конкурса оперных певцов ВВС в Кардиффе «Певец мира». Эта победа позволила ей ещё через год выехать в Канаду и сделать очередные серьёзные шаги в профессию, каковыми стали сначала её поступление в Академию музыки в Ванкувере по степени магистратуры в класс знаменитой певицы Филлис Маргарет Мейлинг, а затем, через два года, устройство в оперный театр Ванкувера по молодёжной программе. Здесь она исполнила на французском и итальянском языках такие главные партии, как Лючия (Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур»), Маргарита (Ш. Гуно «Фауст»), Лейла (Ж. Бизе «Искатели жемчуга»), Мими и Лиу (Дж. Пуч-чини «Богема» и «Турандот»).

Затем она пела на лучших оперных сценах мира в Нью-Йорке, Лондоне, Мюнхене, Берлине, Париже, Пекине, Шанхае, исполняя такие партии, как Тоска (Дж. Пуччини «Тоска»), Мими (Дж. Пуччини «Богема»), Виолетта (Дж. Верди «Травиата»), Елизавета Валуа (Дж. Верди «Дон Карлос»), Леонора (Дж. Верди «Трубадур»), Дездемона (Дж. Верди «Отелло»), Маргарита (Ш. Гуно «Фауст»), Лючия (Г. Доницетти «Лючия ди Лам-мермур»), Джильда (Дж. Верди «Риголетто»), Жанна д'Арк (Дж. Верди «Жанна д'Арк»), Герцогиня Елена (Дж. Верди «Сицилийская вечерня»), Микаэла (Ж. Бизе «Кармен»), Лейла (Ж. Бизе «Искатели Жемчуга»), Кристина (Вебер Эндрю Ллойд «Любовь не умрёт нико-гда»)и др.

Благодаря труду и мастерству Го Шучжэнь, великолепно обучившей свою талантливую и усердную ученицу, Липин получила возможность осуществить столь удивительную оперную карьеру. Впервые в истории западного оперного искусства именно она стала исполнительницей родом из Китая, блиставшей на сцене театра Метрополитен-опера в партии Чио-Чио-сан и в Королевском «Ковент-Гарден» в партиях Лиу, Лючии, Микаэлы, Чио-Чио-сан.

Чжан Липин любит и ценит своего гениального педагога, поддерживает её, выполняя совместную работу в консерватории с 2001 года в качестве педагога кафедры, а с 2005 года по 2018 год - в качестве руководителя. Также, являясь ведущей солисткой Большого театра Пекина, она поддерживает творчество китайских композиторов - она стала первой исполнительницей таких ролей, как Си Ши (Лей Лэй «Си Ши»), Цзинь Цзинь (Цзинь Сян «Дикая местность»), Хань Инь («Красногвардейские отряды на озере Хунху»).

У Бися ^и Б1х1а, ^ШШ, род. в 1975 г.) -всемирно известная концертно-оперная певица, профессор Пекинской Центральной консерватории.

У Бися родилась 23 июля 1975 года в городе Чандэ провинции Хунань в творческой семье. Её мать, У Сюин была профессиональной актрисой, отец, Ван Хуань

был артистом агитбригады. Девочка

любила пение с детских лет. В восемнадцатилетнем возрасте она стала студенткой Пекинской Центральной консерватории, но обучалась петь в китайской народной манере. Её педагогом был профессор Цзинь Тьелин. Ещё студенткой, будучи в двадцатилетнем возрасте, она записала сольный альбом, стала лауреатом вокальных конкурсов в Китае и Польше.

В годы обучения в консерватории приоритеты У Бися постепенно сместились в сторону смены манеры пения в пользу академической. Она стала целенаправленно заниматься как лирико-колоратурное сопрано, учить партии. Это был очень серьёзный и осознанный выбор.

Выучив и освоив сложнейшую сцену Виолетты из оперы Дж. Верди «Травиата», она показала её в 1998 году в родной консервато-

рии на занятии на мастер-классе американской певице, профессору Мэрилендского университета Кармен Балтроп, которая отметила высокую профессиональную подготовленность китайской студентки и поддержала её в намерении развиваться в академическом направлении.

Через год, благодаря отличным результатам в учёбе, У Бися была направлена на обучение в аспирантуру, и, воспользовавшись возможностью, пришла в класс профессора Го Шучжэнь. В результате по окончании обучения она стала первой в Китае выпускницей аспирантуры с двумя специальностями: народное и академическое пение.

С 2000 года началась её блестящая зарубежная карьера: она выиграла 2 конкурса в Испании и получила разовый контракт в театр Арриага в Бильбао на партию Джильды (Верди «Риголетто»), на следующий год её выступление транслировалось европейским телевидением и она стала в Польше победительницей (2 премия) конкурса им. Монюшко. В Европе она записала 6 сольных альбомов.

2002 год принёс 27-летней певице грандиозную победу - вторую премию Международного конкурса им. П.И. Чайковского в Москве. Эта победа открыла перед ней возможность получения контрактов с ведущими театрами и концертными площадками мира -в США, Европе, странах Азии, где она выступает с огромным успехом.

В настоящее время наряду с активной гастрольной певческой деятельностью У Бися живёт в Пекине и является профессором Центральной консерватории.

В январе 2023 года У Бися была избрана членом 14-го Национального комитета Китайской народной политической консультативной конференции, представителем Коммунистической лиги молодёжи Китая и Всекитайской федерации молодёжи. 5 сентября 2023 года она заняла пост третьего заместителя председателя Китайской ассоциации волонтёров в области литературы и искусства.

Сунь Юаньюань (Sun Yuanyuan, ШШШ, р. 1972) - меццо-сопрано, профессор и заместитель заведующего кафедрой сольного пения Пекинской Центральной консерватории, ведущая проекта Национального фонда искусств «Обучение таланту оперного пения»

(«^Ш^нА^^н^»); член экспертной группы Министерства культуры, заслуженный эксперт Национального фонда искусств, приглашённый профессор Берлинской академии искусств, директор Ассоциации литературных критиков Китайской федерации, член и директор Китайской ассоциации музыкантов.

Родилась 7 февраля 1972 года. В 1990 году стала студенткой факультета оперного пения Пекинской Центральной консерватории, которую окончила с отличием в 1996 году и была принята без экзаменов в аспирантуру.

Будучи студенткой 2 курса аспирантуры, в 1998 году она была отправлена на III Международный конкурс вокалистов имени Станислава Монюшко, где стала обладателем Гран-при. Через год, окончив аспирантуру, осталась преподавать в консерватории.

В 2004 году Сунь Юаньюань продолжила обучение во Франции в Нормальной школе музыки Парижа имени Альфреда Корто (École Normale de Musique de Paris) в классе профессора Эдит Селиг (Edith Selig). Помимо Нормальной школы музыки, она обучалась в Национальной академии церковных языков в Париже и получила три сертификата: по «Продвинутой французской фонологии», «Изучению французской песни» и «Языку французской театральной драмы».

Сунь Юаньюань ведёт активную концертную деятельность. Она пела на лучших сценах за рубежом и в Китае: в концертном зале «Елисейские поля» во Франции, в концертном зале Мадрида в Испании, в Большом театре «Лисео» в Барселоне в Испании, в Золотом зале Венской филармонии, в Культурном центре Гонконга, в Концертном зале Международного города искусств во Франции, в Тайском храме Запретного города в Пекине, в Пекинском Национальном Большом театре, в Пекинском концертном зале, в Пекинском музыкальном зале Чжуншань и др.

Яо Хун (Yao Hong, 1968 г.р.) - со-

листка и вице-президент Большого театра Пекина, член китайской ассоциации музыкантов и Всекитайской федерации молодёжи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Родилась 23 февраля 1968 года в городе Шэньян провинции Ляонин.

В семнадцатилетнем возрасте стала студенткой факультета сольного пения Пекин-

ской Центральной консерватории. В двадцать два года завоевала II премию всекитайского телевизионного конкурса «Молодой певец». Окончив обучение, была принята солисткой в Большой театр Пекина в 1991 году.

В 1993 году она впервые получила зарубежное признание - I премию IV Международного оперного конкурса в Марселе. В том же году участвовала в оп. Дж. Верди «Риголетто» в постановке советского и российского театрального режиссёра Георгия Ансимова, Яо Хун исполнила роль Джильды.

Яо Хун гастролировала по Европе в составе театра, пела в концертах с европейскими оперными звёздами.

В феврале 2007 года гастролировала в Швейцарию в составе Шанхайского оперного театра, где исполнила партию Лиу в оп. Пуч-чини «Турандот».

В репертуаре Яо Хун такие партии, как Ро-зина в оп. Дж. Россини «Севильский цирюльник», Джильда в оп. Дж. Верди «Риголетто», Виолетта в оп. Дж. Верди «Травиата», Олимпия в оп. Ж. Оффенбаха «Сказки Гофмана», Лиу в оп. Дж. Пуччини «Турандот», Сюзанна в оп. В. А. Моцарт «Волшебная флейта», Ми-ми и Мюзетта в оп. Дж. Пуччини «Богема», Эльвира в оп. Дж. Россини «Итальянка в Алжире», Микаэла в оп. Ж. Бизе «Кармен», Ро-залинда в оперетте И. Штрауса «Летучая мышь», принцесса Чжуанцзи в оп. Лей Лэй «Сирота Чжао», Си Ши в оп. Лей Лэй«Си Ши». В том числе, она впервые исполнила партии в мировых премьерах - Сунь Чинг-Лин в опере Хуан Руо «Сунь Ятсен» и Нору в оп. Ду Вэй «Нора» («ЯВЙ», по-кит.

Нала).

В настоящее время Яо Хун ведёт активную концертную деятельность: в 2023 году 14 января она выступила в Гала-концерте весеннего фестиваля Центрального радио и телевиде-ния-2023, 15 января - в Новогоднем концерте в Гуланью (г. Сямынь).

С 2017 года она занимает в Пекине пост вице-президента Большого театра.

Ли Гуолинь (Ы Guoling, - сопра-

но, профессор Пекинской Центральной консерватории.

Родилась в г. Хэфэй провинции Аньхой. Пришла в класс Го Шучжэнь в 1993 году.

В период обучения в консерватории, в 1998 году, она стала лауреатом III премии III Меж-

дународного конкурса вокалистов имени Станислава Монюшко.

В 1999 году, после окончания консерватории, Ли Гуолинь была принята в качестве солистки в Пекинский Национальный Большой театр. В том же году продолжила обучение, чтобы получить степень магистра, поступив в Венский университет музыки и стараясь совместить учёбу в Австрии с работой в театре в Пекине. Во время учёбы в Австрии она успешно спела партии Керубино в оп. В.А. Моцарта «Свадьба Фигаро», Дора-беллы в оп. «Так поступают все женщины», Никлауса в оп. Ж. Оффенбаха «Сказки Гофмана» в «Бургтеатре» в Вене.

С 2002 года Ли Гуолинь была назначена на должность профессора Центральной консерватории Пекина.

В 2004 году Ли Гуолинь, как обладатель стипендии, присуждаемой Министерством образования Китая и правительством Италии, продолжила обучение в консерватории Санта-Чечилия в Риме (Италия). Она училась у таких знаменитых певцов, как сопрано Мирелла Френи, тенор Джанни Раймонди, сопрано Ан-тониетта Стелла, занималась с коучем, пианистом Роландо Николози.

В августе 2005 года стала лауреатом I премии XXXIII Международного конкурса вокалистов в Италии.

В 2007 году Ли Гуолинь дала два сольных концерта - в Центральной Консерватории Пекина и Посольстве Италии в Пекине; концерт был посвящён празднованию 37-й годовщины установления двусторонних дипломатических отношений между Италией и Китаем. (6 ноября 1970 г.).

С огромным успехом в 2009 году прошли её концерты в сопровождении Р. Николози (ф-но) на сцене Сианьской консерватории музыки и Центральной консерватории Пекина.

27 ноября 2011 года в Пекинском концертном зале совместно с известным итальянским пианистом и дирижёром Диего Кроветти (Diego Crovetti) успешно провела сольный концерт.

В сентябре 2012 года Ли Гуолинь исполнила роль Сантуццы в оп. П. Масканьи «Сельская честь» в сопровождении муниципального симфонического оркестра Тайбэй (провинция Тайвань). 15 ноября 2012 года в концертном

зале Парка Чжуншань в Пекине прошёл сольный концерт Ли Гуолинь.

1 мая 2017 года спела сольный концерт в сотрудничестве с пианистом Роландо Николо-зи в Риме (Италия) в Большом зале Университета Ля Сапиенца (Aula Magna dell'Universita La Sapienza).

23 декабря 2018 года исполнила арию Тоски «Vissi d'arte» Пуччини в Новогоднем концерте в Золотом зале Венской филармонии (Австрия).

13 августа 2019 года в Театре Аристон в Сан-Ремо пела в опере «Мадам Баттерфляй» Пуччини партию Чио-чио-сан в постановке Алессандро Бертолотти, дирижировал Аль-берто Веронези.

14 сентября 2019 года в городе Лукка (родном городе Дж. Пуччини) спела партию Тоски в одноимённой опере Пуччини.

За период преподавания в консерватории Ли Гуолинь уже выпустила своих учеников, которые также стали востребованными певцами и педагогами высших учебных заведений Китая, это солистка Пекинского Большого театра меццо-сопрано Цзинь Цзюли и педагог музыкального факультета Пекинского педуниверситета тенор Чжан Ияо

Се Тянь (Xie Tian, Ш^) - тенор, профессор и заведующий кафедрой оперного пения Пекинской Центральной консерватории.

Се Тянь пришёл в класс профессора Го Шучжэнь с момента своего поступления в консерваторию в 1996 году.

Он является победителем многих престижнейших вокальных конкурсов:

В 2004 году он стал обладателем I премии на Весеннем Международном фестивале искусств в Северной Корее.

В 2005 году Се Тянь стал лауреатом III премии, а через год - I премии Национального международного конкурса вокалистов в г. Нинбо.

В 2007 году он стал обладателем Специального приза на Международном конкурсе им. П.И. Чайковского, а в 2008 году - лауреатом I премии IV Китайского международного конкурса вокалистов.

В 2009 году выступил в Пекине в партии Ленского («Евгений Онегин» Чайковского) в совместной постановке Пекинской и Москов-

ской консерваторий, художественный руководитель постановки Го Шучжэнь.

26 января 2010 года выступал в Рахмани-новском зале МГК им. П.И. Чайковского в концерте, приуроченном к 60-летию установления дипломатических отношений между Россией и КНР.

С 2011 по 2012 год он совершенствовался у профессора Карло Бергонци в Римской консерватории Санта-Чечилия, будучи стипендиатом министерства образования Китая.

Се Тянь пел с дирижёрами, имена которых Сальво Сгро, Павел Ландо, Ю Фэн (й^), Лу Цзя (ВЖ), Чэнь Цзохуан Чжэн

Сяоин (^/Ш), Ху Юнъянь (£ШЙ), Чжан Гоюн (^SM), Ли Синьцао (^>№), Пэн Цзяпэн (ШШШ).

В его репертуаре такие партии, как Альфред в оп. Дж. Верди «Травиата», Манрико в оп. Дж. Верди «Трубадур», Радамес в оп. Дж. Верди «Аида», Пинкертон в оп. Дж. Пуччини «Мадам Баттерфляй», Тамино в оп. В.А. Моцарта «Волшебная флейта», Ленский в оп. П.И. Чайковского «Евгений Онегин», Эдгардо в оп. Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур». Также он пел в китайских операх: «Тулоу» («±®»), «Юнлэ» («Ж^»), «Путешествие на запад» («®Ш^»), «Принцесса Синь И» (^Ш^^«»).

С 2019 года Се Тянь вступил в должность заведующего кафедрой оперного пения Пекинской Центральной консерватории.

Ке Люва (Ke Luwa,W^#i) - сопрано, солистка Пекинского Национального Большого театра.

Обучалась в классе профессора Го Шучжэнь с 1998 по 2006 год, закончив последовательно бакалавриат и магистратуру.

Во время учёбы, в 2002 году, была выбрана для участия в мировой премьере симфонии «Бабочка, влюблённая в цветы» китайского и французского композитора Чэнь Цигана (Chen Qigang), которая состоялась в Париже (Франция).

В 2005 году Ке Люва была приглашена исполнить партию сопрано с оркестром Пекинской филармонии в премьере нового вокально-симфонического сочинения композитора Е Сяогана «Песнь о Земле», прошедшей с огромным успехом сначала в Пекине, а затем

в ходе большого гастрольного турне по США, Германии, Великобритании и Италии в Линкольн-центре Нью-Йорка, Берлинском КЗ филармонии, Лондонском центре исполнительских искусств.

Ке Люва солирует на многих государственных торжествах, праздничных церемониях, транслируемых CCTV на всю страну, выступает на самых крупномасштабных мероприятиях и фестивалях. К примеру, в 2009 году она открывала своим пением IX Пекинский фестиваль искусств, выступала в Большом зале Народного собрания в концерте, приветствуя госсекретаря США Хиллари Клинтон и премьер-министра России Дмитрия Медведева.

В 2009 году в театре Тянь Чао Ке Люва исполнила партию Татьяны в оп. П.И. Чайковского «Евгений Онегин» в совместной постановке Пекинской и Московской консерваторий, художественный руководитель - Го Шучжэнь.

В 2010 году Ке Люва успешно провела сольные концерты на Тайване и в Гонконге.

В 2012 году она была выбрана в десятку лучших сопрано Китая по версии CCTV (на центральном телевидении).

В марте 2014 года в Пекине Ке Люва исполнила партию Татьяны в оп. П.И. Чайковского «Евгений Онегин» в совместной постановке Национального Большого театра Пекина и Мариинского театра под руководством дирижёра Валерия Гергиева.

Её исполняемый репертуар: Сервилия в оп. В.А. Моцарта «Милосердие Тито», Памина в оп. В.А. Моцарта «Волшебная флейта», Виолетта в оп. Дж. Верди «Травиата», Мюзетта в оп. Дж. Пуччини «Богема», Татьяна в оп. П.И. Чайковского «Евгений Онегин», Иноземная княжна в оп. А. Дворжака «Русалка», Цзиньцзинь в оп. Цзинь Сяна «Дикая местность» («Щ5?»), главная роль в оп. «Цзянь-чжэнь отправляется на восток» («ЖЖЖШ»), Чэнь Байлу в оп. Цзинь Сяна «Восход солнца» (« 0Щ»),Минни Вотрин в оп. «Дневник Раа-бе» («ЙЯ 0 Й»).

Фэн Годун (Feng Guodong, - ба-

ритон, преподаватель вокального отделения Синхайской консерватории музыки, заместитель директора и режиссёр-постановщик

Оперного центра при Синхайской консерватории.

Родился 19 октября (год неизвестен) в г. Янцзян провинции Гуандун.

Обучался в классе профессора Го Шучжэнь с 1998 по 2003 год, закончив бакалавриат.

В 2004 году он принимал участие в китайских операх «Званый ужин» («Ш®») и «Записки сумасшедшего» («ЖАВ 1Й») на Пекинском международном музыкальном фестивале.

В августе 2005 года обучался на мастер-классах у итальянского тенора Карло Бергон-ци.

В ноябре 2005 года в Сингапуре Фэн Годун солировал в кантате «Ода Жёлтой реке» китайского композитора Сянь Синхай в сопровождении Сингапурского симфонического оркестра.

В 2009 году выступил в Пекине в партии Онегина («Евгений Онегин» Чайковского) в совместной постановке Пекинской и Московской консерваторий, художественный руководитель постановки Го Шучжэнь.

В 2011 году Фэн Годун прошёл обучение в молодёжной программе «The Merola Opera Program» при Опере Сан-Франциско в США.

В качестве режиссёра-постановщика он успешно осуществил постановку оперы В.А. Моцарта «Волшебная флейта» в Оперном центре при Синхайской консерватории музыки.

Фэн Годун исполнял ведущие партии в «Милосердии Тита» В.А. Моцарта (Публий), «Травиате» Дж. Верди (Жорж Жермон), «Волшебной флейте» В.А. Моцарт (Папаге-но), «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини (Шарплес), «Евгении Онегине»

П.И. Чайковского (Онегин) и др.

В Китае Фэн Годун стал обладателем высоких наград в лучших конкурсах страны: лауреат II премии III Китайского конкурса вокалистов при Центральной консерватории Пекина (2001 г.); награда «Золотой кубок» конкурса «Любимый певец страны» (он вошёл в десятку лучших молодых певцов, 2002 г.), лауреат III премии Вокального конкурса молодых исполнителей и композиторов при Министерстве культуры КНР (2003 г.), лауреат II премии IV Китайского международного конкурса вокалистов, награждён специальным

призом, как лучший исполнитель народной песни (2008 г.).

Также очень известными певцами и педагогами являются выпускники Го Шучжэнь:

Мэн Лин (Meng Ling) - известный музыкальный педагог, научный руководитель магистратуры и профессор Академии искусств Народно-освободительной армии Китая, публицист (автор статей «Наберитесь смелости практиковать, и смело внедрять инновации» («ЩТ^ШАШ^Ш»), «О преподавании национальной вокальной музыки»

(«1и др.).

Родилась 24 ноября 1940 года.

В 1959 году Мэн Лин была принята в Центральную консерваторию Пекина на вокальный факультет в класс педагога Го Шучжэнь.

После окончания консерватории работала в труппе песни и танца Тибетского военного округа и труппе песни и танца Военного округа Чэнду.

С 1979 года преподаёт в Академии искусств Народно-освободительной армии Китая.

Выпускники Мэн Лин стали известными певцами, их имена: Ван Хунвэй Чень Сяотао (1Ш7№), Сун Яньхун Лю Хэган (ЖРИ), Ха Хуэй Тан Кан

(^№), Ван Вэйи (^^Ш), Пэн Гаопин (0^^), Дон Цзинцзин (йвдвд), Лян Цюдун Цзэн Юн (#М), Лю Шаньшань

(МШШ).

Ван Сюфэнь - сопрано, солистка

Государственного ансамбля песни и танца, профессор (совместитель) Пекинской Центральной консерватории, член Китайской Ассоциация музыкантов.

Ван Сюфэнь стала студенткой класса Го Шучжэнь в 1984 году.

В 2003 году ей присвоено звание генерала запаса Народно-освободительной армии Китая.

Чжан Сяомо - известная певица,

сопрано, член Китайской ассоциации музыкантов, солистка Ансамбля песни и пляски артиллерийских войск Народно-

освободительной армии Китая.

Ван Янь (1Ж) - сопрано, солистка Китайского театра оперы и танца, член Ассоциации китайских музыкантов.

В классе профессора Го Шучжэнь Ван Янь обучалась в течение 5 лет - с 1992 по 1997 гг.

С 2005 по 2006 год она училась как приглашенный стипендиат в Германии в консерватории имени Рихарда Штрауса (с 2008 г. объединена с Мюнхенской высшей школой музыки и театра) у меццо-сопрано Мэрилин Шмидж (Marilyn Schmiege).

Ван Янь выступала на лучших сценах Германии, Австрии, Японии и Китая.

Сегодня, будучи 97-летним профессором, Го Шужэнь даже не задумывается об уходе на пенсию. Она полна энергии и решимости работать, чтобы реализовывать свои идеи и передавать накопленные знания растущим поколениям. Многие ученики Го Шучжэнь, став педагогами, так же передают знания и умения, которые они получили от своего гениального преподавателя. Вокальная школа Го Шучжэнь продолжает жить не только в Пекине, но и во многих областях Китая, активно развивающего музыкальное образование.

Жизнь Го Шучжэнь полностью посвящена созданию китайской вокальной школы, которая сейчас, в XXI веке, процветает и успешно реализует себя в западной культуре, а Пекинская Центральная консерватория вошла в число элитных ВУЗов мира, в связи с чем китайская молодёжь уверена в результатах обучения академическому пению - искусству, которое Китай полностью перенял у запада.

Го Шучжэнь - маленькая, хрупкая женщина, которая всю свою долгую жизнь словно несёт в душе те идеалы советско-китайской дружбы, которые находят своеобразное продолжение в современном мире, вырабатывающем основы культуры экономической многополярности, в которой российско-китайские отношения играют важнейшую роль. Она последовательно и целенаправленно реализует те установки советской вокальной педагогики, которые получила в молодости в годы обучения в МГК в Советском Союзе, столь созвучные внутренней политической направленности современного Китая в вопросах воспитательной работы с молодёжью: стремление к передаче знаний, заботу о подрастающем поколении, развитии молодёжи и культурного обмена и дружбы с Россией. И она называет Россию своей второй родиной.

Рассмотрев путь Го Шучжэнь в искусстве и её феноменальные педагогические достиже-

ния, можно утверждать, что в сегодняшнем ной из влиятельнейших фигур вокального об-Китае она является одним из основоположни- разования в мире. ков современной вокальной педагогики и од-

Библиографический список

1. Ван Янь Вэньхао. «Го Шужэнь - мастер-преподаватель китайского вокального образования». Пекинская ежедневная газета. Статья от 8 августа 2017 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sin80.com/pub/guo-shuzhen-b03d5036 (дата обращения: 05.12.2023).

2. Гао Цянь. 93-летняя Го Шужэнь: «Я не хочу отказываться от «Мелодии Желтой реки» в своей жизни». ( Г^Л^^и Статья от 20.11.2020 г. Ежедев-ная Пекинская газета «^ЬШНЖ^^ЙЩ». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1683840012760590438&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 10.03.2023).

3. Документальный фильм. «Китайская мечта. Путь возрождения». Телеканал «Россия 1». Передача от 2018 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://my.mail.ru/mail/sbadaeva/video/11/589.html?from=videoplayer (дата обращения: 10.11.2023).

4. Интернет-платформа WeChat. Приближается открытие, на Международном конкурсе вокалистов в Нинбо в 2023 году сильный состав жюри! Статья от 28.11.2023 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

https://mp.weixin.qq.eom/s?_biz=MzAxMDc2NzM1MQ==&mid=2650253534&idx=1&sn=62de022f

1f646b02a337f301f5123c2a&chksm=83485646b43fdf5058281fba7c240d62f019b330470ec212406717 33a641227d4c2a76eeae45&cur_album_id=2889666360451072002&scene=190#rd (дата обращения: 05.12.2023).

5. Официальный сайт энциклопедии Baidu, медиа-платформа. Ван Сюфэнь. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://baike.baidu.com/item/i^^ (дата обращения: 10.03.2023).

6. Официальный сайт энциклопедии Baidu, медиа-платформа. Го Шучжэнь. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://baike.baidu.com/item/iB;Ш# (дата обращения: 10.03.2023).

7. Официальный сайт энциклопедии Baidu, медиа-платформа. Ке Люва. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://baike.baidu.com/item/MЩ#±_(дата обращения: 10.03.2023). На кит. яз..

8. Официальный сайт энциклопедии Baidu, медиа-платформа. Ли Гуолинь. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://baike.baidu.eom/item/$S^ (дата обращения: 10.03.2023).

9. Официальный сайт энциклопедии Baidu, медиа-платформа. Мо Хун. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://baike.baidu.com/item/^iI (дата обращения: 10.03.2023).

10. Официальный сайт энциклопедии Baidu, медиа-платформа. Мэн Лин. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://baike.baidu.com/item/^^_(дата обращения: 10.03.2023).

11. Официальный сайт энциклопедии Baidu, медиа-платформа. Се Тянь. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://baike.baidu.com/item/ШA (дата обращения: 10.03.2023).

12. Официальный сайт энциклопедии Baidu, медиа-платформа. Сунь Юаньюань. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://baike.baidu.com/item/J/J^^ (дата обращения: 10.03.2023).

13. Официальный сайт энциклопедии Baidu, медиа-платформа. У Бися. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://baike.baidu.com/item/^^Я (дата обращения: 10.11.2023).

14. Официальный сайт энциклопедии Baidu, медиа-платформа. Цзинь Цзюли. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://baike.baidu.eom/item/^^^_(дата обращения: 10.11.2023).

15. Официальный сайт энциклопедии Baidu, медиа-платформа. Чжан Ияо. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://baike.baidu.com/item/^2Ш_(дата обращения: 10.11.2023).

16. Официальный сайт энциклопедии Baidu, медиа-платформа. Фэн Годун. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://baike.baidu.com/item/^Дf^_(дата обращения: 10.03.2023).

17. Официальный сайт медиа-платформы ВШЫН. Концерт выпускников класса Го Шучжэнь. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://www.bilibili.com/video/BV1MR4y1t7eq/?spm_id_from=333.337.search-card.all.click (дата обращения: 10.03.2023).

18. Официальный сайт медиа-платформы Bilibili. Передача о Го Шучжэнь. «Почему в возрасте 92 лет вы всё еще боретесь на переднем плане преподавания? // Го Шужэнь: Штатный профессор - это навсегда.

^ШШШМШжШ^ШШ - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bilibili.com/video/BV1xJ411K7uA/?share_source=copy_web (дата обращения: 10.03.2023).

19. Официальный сайт медиа-платформы Bilibili. Передача с участием Го Шучжэнь. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bilibili.com/video/BV1jf4y1S7RX/?share_source=copy_web (дата обращения: 09.12.2023).

20. Официальный сайт Xinba.com. Статья «Го Шучжэнь». - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.sin80.com/artist/guo-shuzhen (дата обращения: 10.04.2023).

21. Официальный сайт Центральной консерватории. Кафедра вокальной и оперной музыки. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ccom.edu.cn/jxyx/sygjx/ (дата обращения: 12.04.2023).

22. Официальный сайт Xinba.com. Статья «Чжан Липин». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sin80.com/artist/zhang-liping (дата обращения: 10.04.2023).

23. Чжан Юэ. Шэнь Сян: Король песен Китая. (Статья. City Express) Тяньцзинь, декабрь 2010.

- [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sin80.com/pub/shen-xiang-9f140fd7 (дата обращения: 25.02.2022).

24. Шабордина И.В., Ци Ц. Профессор Шень Сян и его ученики - выдающиеся представители вокального факультета Пекинской Центральной консерватории // Научный аспект. - 2022. - № 6.

- С. 33-63.

PROFESSOR GO SHUCHZHEN AND HER STUDENTS -OUTSTANDING REPRESENTATIVES OF THE VOCAL FACULTY OF THE BEIJING CENTRAL CONSERVATORY

I.V. Shabordina, Professor

Zhou Zixin, trainee assistant

Glinka Nizhny Novgorod State Conservatory

(Russia, Nizhny Novgorod)

Abstract. In the article, the author considers the activities of the outstanding representatives of the vocal faculty of the Beijing Central Conservatory Professor Go Shuchzhen and her students: Zhang Li Ping, Wu Bixia, Sun Yuanyuan, Yao Hong, Li Guoling, Xie Tian, Ke Luwa, Feng Guodong - as a reflection of the process of creating and developing the Chinese academic vocal school. Using the example of the vocal school of Professor Go Shuchzhen, the article traces its connection with Russian culture: training at the Moscow State Conservatory, cooperation with Russian competitions and the Moscow Conservatory, which characterizes the development of Russian-Chinese relations, which are especially important in the context of the modern developing multipolar world.

Keywords: Go Shuchzhen, musician, Beijing Central Conservatory, Chinese opera singer, vocal competitions, performer, skill, creative, repertoire, artistic, evolution, art.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.