ВЫДАЮЩИЙСЯ ТЕНОР, ПРОФЕССОР ЧЖАН ЦЗЯНЬИ - ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КИТАЙСКОЙ ВОКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
И.В. Шабордина1, профессор Ма Хэяо2, ассистент-стажёр
Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки 2Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена 1(Россия, г. Нижний Новгород) 2(Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-12-2-64-76
Аннотация. Данная статья посвящена выдающемуся певцу, заведующему факультетом сольного пения и оперной подготовки в Чжэцзянской консерватории Чжан Цзяньи, освещены факты его биографии и творчество. Особое внимание уделено его международной деятельности, вкладу в развитие вокального искусства и академической оперы в Китае.
Ключевые слова: Чжан Цзяньи, музыкант, китайский оперный певец, вокальные конкурсы, исполнитель, мастерство, творческий, репертуар, художественный, развитие, искусство, китайская современная академическая опера.
Чжан Цзяньи - выдающийся тенор XX-XXI века, звезда мировой оперы, один из самых востребованных китайских певцов, профессор и научный руководитель магистратуры Центральной консерватории Пекина и член Академического комитета консерватории. Также он приглашенный профессор Консерваторий музыки Шанхая и Педуниверситета Ханчжоу.
Выиграв в 1984 году I премию на знаменитом конкурсе оперных исполнителей «Бельведер» в Вене, он связал свою оперную карьеру прежде всего с Америкой: учёба в Juilliard School с 1986 года, победы в конкурсах Луча-но Паваротти в Модене (1988), Американского музыкального фонда в Нью-Йорке (1989).
Он гастролировал по Америке и Канаде -на оперных сценах Нью-Йорка, Вашингтона, Далласа, Сиэтла, Майами, Детройта, Бостона, Солт-Лейк-Сити, Миваки, Монреаля, Ванкувера и Квебека, по Европе - в театрах Австрии «Wiener Staatsoper», Германии «Staatsoper Berlin», «Staatsoper Hamburg», «Stuttgart State Opera», Испании «Teatro Real», Франции «Opéra de la Bastille» и «Little Castle», Италии «L'opera de Nice» и других.
Чжан Цзяньи — один из самых востребованных в мире исполнителей партии Рудольфа в «Богеме» Пуччини. За 30 лет сценической карьеры он исполнил эту партию в более чем 150 постановках на сценах самых именитых оперных театров - в Метрополитен-опера, Венской, Берлинской, Баварской,
Французской государственной опере, Лионской опере и др.. Безусловным подтверждением мирового признания его исполнительского мастерства служит, к примеру, тот факт, что американская фирма «Universal Music Group» - мировой флагман звукозаписывающей индустрии - выпустила диск с его аудиозаписями.
На сегодняшний день Чжан Цзяньи уже стал поистине достоянием мирового искусства и музыкальной гордостью Китая.
Чжан Цзяньи (^М, Zhang Jianyi) родился 6 августа 1954 года в городе Хучжоу провинции Чжэцзян в образованной семье. Его отец окончил Военную академию Хуанпу. Отрочество и юношеские годы Чжан Цзяньи пришлись на время «Культурной революции» (1966-1976), это принесло ему много горя. Их семья была отнесена к «пятой черной категории». Его отец был подвергнут критике и заключен в тюрьму, мать была выслана из города, а он вместе со своим братом был отправлен в деревню для обучения в четвертом классе начальной школы. Позже он вернулся в Хучжоу и работал рабочим на заводе по производству листового стекла в Хучжоу. В 15 лет он начал рыть канализацию, носить кирпичи и воду, а позже стал на заводе кочегаром. Это было несколько лет очень тяжёлого физического труда. В этот юношеский период Чжан Цзяньи начал петь в самодеятельном вокальном коллективе, репертуар которо-
го составляли китайские песни, разрешённые к исполнению в годы китайской культурной революции, продолжавшейся до 1976 года.
Красивый тенор и вокальные успехи позволили Чжан Цзяньи устроиться на работу в профессиональный коллектив песни и танца Ханчжоу, где встретил свою будущую супругу, которая высоко оценивала его вокальные перспективы и в последующие годы оказала большую поддержку в профессиональном становлении Цзяньи с получением высшего образования и дальнейшим развитием карьеры. Он начал целеустремлённо готовиться к поступлению в Шанхайскую консерваторию, и этот процесс занял несколько лет, поскольку, будучи певцом-любителем, ему пришлось с нуля осваивать западную теорию музыки, игру на фортепиано. Только в возрасте 27 лет он стал студентом вокального факультета консерватории. Перед вступительными экзаменами он обратился за консультациями к заведующей факультетом оперного пения профессору Чжоу Сяоянь, которая поработала с ним и в 1981 году взяла к себе в класс.
Позже Чжан Цзяньи сказал в интервью газете China Daily, что учитель Чжоу - человек, который изменил его судьбу, так как, когда он был ребенком, он хотел стать спортсменом или пилотом, но никогда не собирался быть певцом. Чжоу Сяоянь стала для него не только педагогом по специальности, но и наставником в разных областях профессиональной жизни. Поступив в консерваторию и не имея базовых музыкально-теоретических знаний, Чжан Цзяньи был вынужден усиленно заниматься сольфеджио, гармонией, фортепиано, чтобы восполнить этот пробел в профессиональном образовании. Также больших усилий требовало освоение иностранных языков, безусловно, необходимое для исполнения западной музыки.
В 1981 году, в период прихода в её класс Чжан Цзяньи, Чжоу Сяоянь уже имела высочайший педагогический авторитет: для всего Китая она фактически являлась автором вокально-академической методической базы.
В молодости Чжоу Сяоянь (^ФЖ, Zhou Xiaoyan, 1917-2016) получила разностороннее вокальное образование у русских, итальянских и французских педагогов: она училась в Шанхайской консерватории с 1936 по 1937 год в классе профессора В.Г. Шушлина, затем
с 1938 по 1945 год - в Русской частной консерватории им. С.В. Рахманинова (Париж) у профессора С.Н. Гладкой-Кедровой, и в тот же период «в 1938-1947 годах Чжоу Сяоянь училась под руководством итальянского баритона Бернарди (Bernadi), а также изучала искусство французского романса под руководством Перуджа (Perugia) и Магнети (Magneti)» [22, с. 130]. По окончании Русской консерватории Чжоу Сяоянь в 1946-1947 гг. успешно концертировала в разных странах Европы.
В 1947 году Чжоу С. возвратилась в Китай, где стала педагогом Цин Мугуаньской государственной консерватории, а с 1949 года стала педагогом по академическому вокалу и заведующей вокальным факультетом Шанхайской консерватории.
Осуществляя большую педагогическую и административную работу, Чжоу Сяоянь в то же время была очень востребована как вокалист-исполнитель китайскими партийно-правительственными кругами, участвовала в составе официальных делегаций в концертах в Советском Союзе, Индии, Северной Корее, Польше. Несмотря на её приверженность режиму, она в 1965 году, с наступлением культурной революции, на пятилетний период была выслана совместно с мужем в деревню для занятий крестьянским трудом.
Вернувшись через 5 лет к преподаванию в Шанхайской консерватории, Чжоу Сяоянь, учитывая запрет культурной революции на оперное пение в Китае и в связи с этим удаление из программы вокального обучения произведений зарубежных композиторов, вела исследовательскую работу в области вокальной педагогики, опираясь на своё знание европейских языков и западной музыки. Практически в тот период Чжоу Сяоянь сформировала методическую базу для китайской академической вокальной школы и нового певческого искусства, с опорой на идею о применении бельканто для исполнения китайских песен. Методы, которые Чжоу Сяоянь применяла в педагогической работе, были изложены ею в монографии «Вокальный диапазон и способы его расширения» («Искусство музыки», 1979. 1-е изд.), в диссертации «Современные вокальные тенденции: переосмысление вопросов вокальной педагогики» («Искусство музыки», 1981. 1-е изд.), статье «Не-
сколько слов о современном вокальном стиле исполнения» («Гуанмин жибао» от 1981 года 11 марта) [21]. Высокая ценность и профессионализм этих методов получили в 1984 году блестящее практическое подтверждение: Чжан Цзяньи в Вене на конкурсе оперных певцов «Бельведер» завоевал I премию, наряду с ним стали победителями ещё трое студентов класса профессора Чжоу С. [7]. Жюри конкурса отметило великолепное звучание высоких нот Чжан Цзяньи в арии Рудольфа из оперы «Богема» Пуччини, а также его отличный итальянский исполнительский стиль, страстный и полный очарования. Председатель жюри Ганс Габор воскликнул, что в ближайшие два десятилетия китайцы будут завоёвывать все оперные сцены мира. Победа Чжан Цзяньи в конкурсе «Бельведер» фактически стала первой выдающейся победой педагогической школы Чжоу Сяоянь на мировом уровне.
Став лауреатом I премии конкурса «Бельведер», Чжан Цзяньи также получил специальную награду журнала German Opera World Magazine и приз зрительских симпатий Венгерского национального телевидения. Зарубежные СМИ восторженно комментировали его исполнение: «Он пел итальянские арии с итальянской страстью, сильным драматизмом и сильными эмоциями. Когда он поет арии из французских опер, его голос и эмоции сдержаны, не столь безудержны и не столь снисходительны, он акцентирует внимание на элегантности и лирическом стиле, уделяет внимание яркому тембру и тонким эмоциям, в полной мере воплощая характеристики «изящного лирического тенора» [19]. Особенно важными результатами победы в конкурсе «Бельведер» стали для Чжан Цзяньи полученные им приглашения совершить турне по Америке, а также пройти обучение в одном из лучших музыкальных учебных заведений мира - Джульярдской школе музыки (Juilliard School).
В 1985 году Чжан Цзяньи пел в финале новогодней телепередачи Spring Festival Gala.
В 1986 году, воспользовавшись приглашением на учёбу в Juilliard School, он приехал в Нью-Йорк, чтобы продолжить своё профессиональное образование. Первый и второй годы обучения курс Чжан Цзяньи усиленно занимался прежде всего изучением языков. Позже
в своей работе о международном фонетическом алфавите он, говоря о стремлении к профессиональным достижениям и выработке конкурентноспособности, расскажет об освоении не столько иностранных языков, сколько в целом западного способа вхождения в профессию оперного исполнителя, которое ему пришлось осваивать исключительно через собственный опыт, стараясь сориентироваться в западном мире не только на основы профессии (сценическое мастерство, исполнительскую стилистику, изучение двигательных навыков и микровыражений чужих народов), но и на постижение ценностных ориентиров запада, способы трудоустройства и др.. От китайца, учитывая наличие культурного барьера, это требовало усердного труда и полной самоотдачи.
В 1987 году, обучаясь в Juilliard School, Чжан Цзяньи дебютировал в постановке оперы Джанкарло Менотти «Амелия идёт на бал» («Amelia al ballo») в партии Любовника.
В 1988 году Чжан Цзяньи стал победителем Международного конкурса молодых исполнителей Лучано Паваротти (The Pavarotti International Voice Competition) (Модена, Италия), в 1989 году - лауреатом I премии конкурса вокалистов Американского музыкального фонда в Нью-Йорке (США).
В том же 1989 году Чжан Цзяньи спел партию Герцога в опере Верди «Риголетто» в театре Comunale di Firenze (Флоренция, Италия). Это были его первые европейские гастроли, которые стали началом успешнейшей профессиональной оперной карьеры.
В сезоне 1990-91 гг. Чжан Цзяньи исполнил партию Рудольфа в опере Пуччини «Богема» в Нью-Йоркской опере (США), партию Вертера в опере Массне «Вертер» в Опере Ниццы (L'opera de Nice, Италия).
В сезоне 1991-92 гг. - партию Надира в опере Бизе «Искатели жемчуга» в Вашингтонской опере (США) и в Оpera Pacific (Сидней, Австралия).
В сезоне 1992-93 гг. - партию Рудольфа в опере Пуччини «Богема» в Лионской опере (Франция) и в Опере Ниццы (Италия), а также партию Шевалье де Гриё в опере Массне «Манон» в Парижской Opéra-Comique (Франция).
В сезоне 1993-94 гг. - партию Хозе в опере Бизе «Кармен» в театре Opéra de la Bastille в
Париже, партию Фауста в опере Гуно «Фауст» в Париже, Вашингтоне, Детройте (Theatre Opera Michigan), Майами (Florida Grand Opera).
В сезоне 1995-96 гг. - партию Альфредо в опере Верди «Травиата» в Гамбургской Государственной Опере (Staatsoper Hamburg, Германия), в Рудольфа в опере Пуччини «Богема» в Штутгартской Государственной Опере (Stuttgart State Opera, Германия).
В 1995 году лейбл Denon Classical (Denon -японская компания, занимающаяся электроникой, с 1946 по 2001 гг. была торговой маркой звукозаписывающего лейбла «Nippon Columbia Co., Ltd.») выпустил альбом «Ференц Лист. Фауст-симфония» («Franz Liszt. Eine Faust-Symphonie»), где Чжан Цзяньи исполнил партию тенора. Запись была сделана с 16 по 21 апреля 1992 года в Берлине (Германия) в «Концертхаус» (ранее Шаушпильхаус, Schauspielhaus Berlin) совместно с Симфоническим оркестром и хором (Rundfunkchor Berlin) Берлинского радио под управлением известного израильского дирижёра Элиаху Инбал (Eliahu Inbal). Хормейстер и продюсер: Дитрих Кнот (Dietrich Knothe).
В сезоне 1996-1997 гг. Чжан Цзяньи спел партию Герцога в оп. Дж. Верди «Риголетто» в Opéra de Montréal (Канада) и партию Немо-рино в оп. Г. Доницетти «Любовный напиток» в New Israeli Opera (Тель-Авив, Израиль).
В октябре (16, 18, 20, 25, 27) 1996 года в Бостоне (США) в театре «Шуберт» (The Shubert Theatre) Чжан Цзяньи спел партию Каварадосси в оп. Пуччини «Тоска».
Столь безусловное мировое признание, успешные гастроли на разных континентах привели Чжан Цзяньи к контракту с одним из самых значительных театров мира - Метрополитен-опера (Metropolitan Opera, Нью-Йорк).
В марте (21, 24, 29) и апреле (2, 5, 9, 12, 15, 18, 23) 1997 года Чжан Цзяньи дебютировал в Метрополитен - опера, исполнив партию Фауста в одноимённой опере Ш. Гуно под управлением Юлиус Рудель (Julius Rudel). В постановке режиссёра Робин Гуарино (Robin Guarino) также выступили: сопрано Вероника Вильярроэль (Verónica Villarroel, Маргарита), бас Роберт Ллойд (Robert Lloyd, Мефистофель), баритон Дуэйн Крофт (Dwayne Croft, Валентин) и др. После этого дебюта Чжан
Цзяньи хотел вернуться на родину, но чувствовал, что возвращаться ему рано, академическая оперная культурная среда в Китае ещё не сформировалась, что он особенно сильно чувствовал, находясь в Америке.
Тесное сотрудничество Чжан Цзяньи с Metropolitan Opera продолжалось до 2004 года, это поставило его в один ряд с самыми яркими звёздами мировой сцены.
Успешный дебют в Метрополитен-опера получил продолжение уже в следующем сезоне. В 1997-1998 гг. в Метрополитен-опера Чжан Цзяньи исполнил: 20, 25, 28 сентября, 1, 5, 14, 18, 26, 29 октября, 1 ноября 1997 года партию Альфреда в оп. Верди «Травиата», затем в ноябре (15, 18, 20, 21, 22, 23) 1997 г. и марте (6, 7, 13, 14, 20, 21, 28, 29) 1998 г. партию Рудольфа в оп. Пуччини «Богема». В этот же период в Метрополитен - опера он исполнил партию Шевалье де Гриё в оп. Ж. Массне «Манон».
Также он гастролировал по Америке. В
1998 году Чжан Цзяньи исполнил: в апреле (17, 18, 19 апреля) 1998 г. - партию Хозе в оп. Бизе «Кармен» в Театре Бижу (The Bijou Theatre, г. Ноксвилл, США); 16, 18, 20, 22, 24 мая 1998 г. - партию Альфреда в оп. Верди «Травиата» в Театре Джорджа С. и Долорес Доре Экклз (Eccles Theater, г. Солт-Лейк-Сити, США); в октябре (17, 18, 21, 23, 24, 28, 31) 1998 г. - партию Фауста в оп. Гуно «Фауст» в Опере Сиэтла (Opera Seattle, США).
В 1999 г. Чжан Цзяньи исполнил: 29, 31 января, 3, 6, 13 февраля - партию Рудольфа в оп. Пуччини «Богема» в Центре исполнительских искусств Далласа (AT&T Performing Arts Center, США); в марте (13, 16, 18, 20, 22)
1999 г. - партию Альфреда в оп. Верди «Травиата» в Ванкуверской опере (Vancouver Opera, Канада); весной (30 апреля, 1, 2 мая) 1999 г. - партию Тамино в оп. Моцарта «Волшебная флейта» в Центре исполнительских искусств Маркуса в Милуоки (Marcus Performing Arts Center); в июле (10, 13, 16, 19, 22, 24) 1999 г. - партию Фауста в оп. Гуно «Фауст» на Международном оперном фестивале в Савонлинна (Savonlinna Opera Festival, Финляндия); в октябре (16, 19, 21, 23, 25) 1999 г. - партию Герцога в оп. Верди «Риголетто» в Ванкуверской опере (Vancouver Opera, Канада).
В 2000 году Чжан Цзяньи исполнил: 23 января 2000 г. - партию Джеральда в оп. Делиба «Лакме» в Опера Монреаль (Opéra de Montréal, Канада); в июле (1, 5, 7, 12, 19) 2000 г. - партию Фауста в оп. Гуно «Фауст» на Международном оперном фестивале в Са-вонлинна (Savonlinna Opera Festival, Финляндия); осенью (29 октября, 2, 4, 7, 10, 13, 16)
2000 г. партию Шевалье де Гриё в оп. Ж. Массне «Манон» в Королевском театре в Мадриде (Teatro Real, Испания), а также -партию Каварадосси в оп. Пуччини «Тоска» в Оперном театре Гонконга.
В 2001 году Чжан Цзяньи исполнил: в марте (8, 11, 16, 25) 2001 г. - партию Роберта в оп. Мейербера «Роберт-дьявол» в Немецкой государственной опере в Берлине (Deutsche Staatsoper, Германия); в мае (17, 21, 26, 29)
2001 г. - партию Шарля в оп. Доницетти «Линда ди Шамуни» в Венской государственной опере (Vienna State Opera, Австрия).
В 2001 году лейблом Audio Encyclopedia был выпущен CD-диск «The Operas of Giacomo Meyerbeer», куда вошла аудиозапись оперы Мейербера «Роберт-дьявол» с участием Чжан Цзяньи (в партии Роберта). Запись оперы была сделана 11 марта 2001 года в Берлинской государственной опере (Staatsoper Berlin). Дирижировал оперой Марк Минков-ски (Marc Minkowski). В состав вошли известные исполнители из разных стран: в партии Изабеллы - Нелли Миричою (Nelly Miricioiu, Румыния), в партии Рамбольда -Стефан Рюгамер (Stephan Rügamer, Германия), в партии Бертрама - Юн Квангчул (Kwangchul Youn, Южная Корея).
В апреле (17, 23, 28) и июне (3, 7, 12)
2002 г. - Чжан Цзяньи исполнил партию Леопольда в оп. Галеви «Жидовка» в Венской государственной опере (Vienna State Opera).
В июле (6, 9, 12, 16) 2002 г. - партию Фауста в оп. Гуно «Фауст» на Международном оперном фестивале в Савонлинна (Savonlinna Opera Festival, Финляндия).
В ноябре (11, 15, 21, 25, 29) и декабре (2, 6, 10) 2002 года в Метрополитен - опера Чжан Цзяньи спел партию Эдгардо в оп. Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур» под руководством дирижёра Патрика Саммерс (Patrick Summers) и режиссёра Пола Миллс (Paul Mills). Исполнители: Анник Массис (Annick Massis, Лючия), Энтони Майклс-Мур
(Anthony Michaels-Moore, Энрико), Джулиан Роббинс (Julian Robbins, Раймондо), Рой Кор-нелиус Смит (Roy Cornelius Smith, Норманн), Диана Элиас (Diane Elias, Алиса), Эдуардо Вальдес (Eduardo Valdes, Артуро).
В сезон 2002-2003 гг.: в январе (24, 25, 26, 27) 2003 года - партию Эдгардо в оп. Доницетти «Лючия ди Ламмермур» в Опере Палм-Бич (Palm Beach Opera, США); в мае (3, 7, 11, 15) 2003 г. - партию Леопольда в оп. Галеви «Жидовка» в Венской государственной опере (Vienna State Opera); партию Неморино в оп. Доницетти «Любовный напиток» во Франкфуртской опере (Frankfurt Opera, Германия).
В апреле 2003 года в Метрополитен - опера Чжан Цзяньи исполнил роль Рудольфа в оп. Дж. Пуччини «Богема» в постановке прославленного режиссёра Франко Дзеффирелли (Franco Zeffirelli). Дирижировал оперой Юлиус Рудель. Исполнители: Хей-Ген Хонг (Hei-Kyung Hong, Мими), Анджела Мария Бласи (Angela-Maria Blasi, Мюзетта), Франко Пом-пони (Franco Pomponi, Марчелло) и др.
Весной (17, 22 марта, 2, 5, 8, 11 апреля) 2003 года в Метрополитен - опера Чжан Цзяньи исполнил роль Измаила в оп. Дж. Верди «Набукко» под управлением дирижёра Джеймса Ливайн (James Levine, с 1976 по 2016 год он был художественным руководителем театра Метрополитен-опера). Режиссёр постановки: Элайджа Мошински (Elijah Moshinsky).
15 июня 2003 года на сцене Венской государственной оперы (Wiener Staatsoper) Чжан Цзяньи исполнил партию Леопольда в опере Галеви «Жидовка» под руководством хорватского дирижёра Вьекослава Шутей (Vjekoslav Sutej). Для участия в постановке режиссёра Гюнтер Кремера (Günter Krämer) были приглашены такие исполнители, как сопрано Си-мина Иван (Simina Ivan), сопрано Крассимира Стоянова (Krassimira Stoyanova), бас Уолтер Финк (Walter Fink), тенор Нил Шикофф (Neil Shicoff). Опера была записана немецкой звукозаписывающей компанией «Deutsche Grammophon», DVD-диск выпущен в 2004 году крупнейшей в мире американской компанией «Universal Music Group».
В августе (29, 31) 2003 г. спел партию тенора в «Stabat Mater» Россини в Немецкой государственной опере в Берлине (Deutsche Staatsoper, Германия).
В ноябре (14, 20) и декабре (5, 9. 13, 19) 2003 года в Метрополитен - опера Чжан Цзяньи спел партию Леопольда в оп. французского композитора Фр. Галеви «Жидовка» под управлением швейцарского дирижёра Марчелло Виотти (Marcello Viotti).
22 февраля 2004 года в Государственной опере Нью-Джерси (New Jersey State Opera, США) Чжан Цзяньи спел партию Эдгардо в оп. Г. Доницетти «Лючия ди Ламмермур» под управлением американского дирижёра Аль-фредо Силипиньи (Alfredo Silipigni, основатель и худ. руководитель Государственной оперы Нью-Джерси). Исполнители: Суми Йо (Sumi Jo, Лючия), Михаил Светлов (Раймон-до), Мариана Карпатова (Mariana Karpatova, Алиса), Джордж Форчун (George Fortune, Эн-рико), Энрике Тораль (Enrique Toral, Норманн).
В апреле (5, 10, 14, 17, 20, 23) 2004 года в Метрополитен - опера Чжан Цзяньи исполнил роль Измаила в оп. Дж. Верди «Набукко» под управлением итальянского дирижёра Карло Рицци (Rizzi Carlo). Исполнители: Марк Де-лаван (Mark Delavan, Набукко), Сьюзан Невес (Susan Neves, Абигайль), Марина Домашенко (Фенена), Самюэл Рейми (Samuel Ramey, За-хария), Клаудия Уэйт (Claudia Waite, Анна), Моррис Робинсон (Morris Robinson, Верховный жрец бога Ваала), Вальдес Эдуардо (Valdes Eduardo, Абдалло).
В июне (15, 18, 26 июня) 2004 года в составе труппы Метрополитен - опера с оперой Дж. Верди «Набукко» Чжан Цзяньи выступил на открытых летних площадках: в Центральном парке Нью-Йорка (Central Park), в Брук-дейл Парке штата Нью-Джерси (Brookdale Park, New Jersey), на бейсбольном стадионе Richmond County Bank Ballpark. Дирижёр: Джозев Коланери (Joseph Colaneri).
В ноябре (9, 13, 20) 2004 года Чжан Цзяньи спел партию Леопольда в оп. Галеви «Жидовка» в Венской государственной опере (Vienna State Opera).
В 2004 году Чжан Цзяньи совместно с Губернаторским симфоническим оркестром Санкт-Петербурга под управлением дирижёра Станислава Горковенко записал свой сольный альбом «Great Tenor Arias», куда вошли лучшие теноровые арии мировой классики: романс Неморино «Una furtiva lagrima» из оп. Доницетти «Любовный напиток», ария Хосе
«Le fleur que tu m'Avais jetée» из оп. Бизе «Кармен», ария Марио Каварадосси « Recondita armonia» из оп. Пуччини «Тоска», каватина Ромео «Ah, Lève-toi, Soleil» из оп. Гуно «Ромео и Джульетта», романс Марио Каварадосси «E lucevan le stelle» из оп. Пуччини «Тоска», ария «Je suis seul.Ah! fuyez, douce image» из оп. Массне «Манон», ария Ричарда «Ma se m'e forza perderti» из оп. Верди «Бал-маскарад», ария Вертера «Pourquoi me réveiler» из оп. Массне «Вертер», ария Макдуфа «Ah, la paterna mano» из оп. Верди «Макбет», ария Эдгардо «Fra poco a me ricovero» из оп. Доницетти «Лючия ди Лам-мермур», ария Фрица их оп. Масканьи «Друг Фриц», каватина Фауста «Demeure chaste et pure» из оп. Гуно «Фауст», ария Герцога «Parmi veder le lagrime» из оп. Верди «Риголетто», ария Рудольфа «Che gelida manina» из оп. Пуччини «Богема». Лейблом «Jiu Long Philharmonic» был выпущен бокс-сет, куда вошёл этот CD-диск, DVD - документальный фильм о Чжан Цзяньи, цветной буклет (42 страницы) и ноты (76 страниц). А в 2005 году этот бокс-сет выпустила компания «Universal Music Group» под лейблом «Decca Records». В январе 2006 года на V премии «China Golden Record Awards» (Ш5®ФШ#ПЩ^) альбом был удостоен награды за «лучший сольный альбом».
В 2005-2006 гг. Чжан Цзяньи исполнил: в феврале (25, 26, 27, 28) 2005 г. - партию Фауста в оп. Гуно «Фауст» в Опере Палм-Бич (Palm Beach Opera, США); в январе (26, 27, 28, 29) 2006 года партию Альфреда в оп. Верди «Травиата» в Каролинской опере (Opera Carolina, США); в марте (11, 13, 15, 17, 19) 2006 года - партию Эдгардо в оп. Доницетти «Лючия ди Ламмермур» в Лирической опере Канзас-Сити (Lyric Opera Kansas City Opera, США); весной (21, 22, 23, 25, 27, 28, 29, 30 апреля, 5 мая - 2 спектакля, в 12:00 и 15:00) 2006 г. - партию Фауста в оп. Гуно «Фауст» в «Королевской опере Валлонии» (Бельгия); в октябре (7, 8, 12, 13, 14, 15) 2006 года - партию Макдуф в оп. Верди «Макбет» в Концертном зале Финикса «Symphony Hall» (США).
Важной составляющей деятельности Чжан Цзяньи в мировой опере являются и его выступления в ведущих оперных театрах Китая - в Шанхайской опере и Национальном театре
Пекина, без которых невозможно представить мировую оперную культуру. Эта исполнительская деятельность является значимым вкладом в развитие китайского вокального искусства, наряду с концертной, педагогической и просветительской деятельностью Чжан Цзяньи в Китае.
В 2004 году в Национальном Большом театре Китая Чжан Цзяньи спел партию Ромео в опере Ш. Гуно «Ромео и Джульетта».
В 2005 году Чжан Цзяньи был принят на работу в качестве профессора на кафедру вокальной музыки и оперы Центральной консерватории музыки в Пекине.
6 января 2005 года в концертном зале Центральной консерватории музыки Чжан Цзяньи спел сольный концерт. В сопровождении пианиста Ву Лонга (^Ж 10.11.195916.06.2012 гг.) Чжан Цзяньи исполнил программу из опер зарубежных композиторов: арию Каварадосси «Recondita Armonia» и «E Lucevan le Stelle» из оп. «Тоска» Дж. Пуччини, арию Хозе «La fleur que tu» из оп. «Кармен» Ж. Бизе, арию Тамино «Dies Bildnis ist bezaubernd schön» из оп. «Волшебная флейта» В.А. Моцарта, арию Фауста из оп. «Фауст» Ш. Гуно, арию Неморино «Una furtiva lagrima» из оп. «Любовный напиток» Г. Доницетти.
В том же 2005 году Чжан Цзяньи записал 3 альбома - «Se tu m'ami» («ÍIÍPÍM^»), «Non t'amo più» «Избранные ки-
тайские вокальные произведения в исполнении Чжан Цзяньи»
которые
были выпущены Шанхайским музыкальным издательством (Shanghai Literature and Art Audiovisual Electronics Publishing House,
В альбом «Se tu m'ami» и «Non t'amo più» вошли итальянские произведения: в первый альбом вошли такие произведения, как «Se tu m'ami» Дж.Б. Перголези, «Piacer d'amor» Дж. Мартини, «O del mio amato ben» С. Донауди, «Vanne, o rosa fortunata» В. Беллини, «Son tutta duolo» А. Скарлатти, «Sebben crudele» А. Кальдара, «Caro mio ben» Т. Джордани, «Vittoria, mio core!» Дж. Карис-сими, «Intorno all'idol mio» А. Чести, «Gia il sole dal gange» А. Скарлатти, ария «Ombra mai fu» из оперы «Ксеркс» Г. Ф. Генделя,
«Vaghissima sembianza» С. Донауди, «Amarilli, mia bella» Дж. Каччини и др. А во второй альбом «Non t'amo più» вошли такие произведения, как «Non t'amo più» Ф.П. Тости, «La Serenata» Ф.П. Тости, «Nina» Дж.Б. Перголези, «Star vicino» С. Роза, «Non ti scordar di me» Э. Куртиса, «L'ultima canzone» Ф.П. Тости, «Serenata rimpianto» Э. Тозелли, «Vaga luna» В. Беллини, «Nel cor più non mi sento» Дж. Паизиелло, «Per la gloria d'adorarvi» Дж.Б. Бонончини.
15 марта 2006 года в Шанхайском оперном театре Чжан Цзяньи спел сольный концерт. В концерте Чжан Цзяньи исполнил зарубежные арии, а также такие китайские песни, как «Ода Пекину» («^ЬШ^Ш^») композиторов Тянь Гуана (Ш^) и Фу Цзина (#м) на сл. Хун Юань «Моя родина-мать» компо-
зитора Ши Гуаннань (Ш^Ш) на сл. Лян Шанцюань (Щ±Ж).
В сезон 2006-2007 гг. в Шанхайской опере - партию Дона Хозе в оп. Бизе «Кармен», партию Надира в оп. Бизе «Искатели жемчуга», партию Герцога в оп. Верди «Риголетто».
27 мая 2007 года в малом театре Школы музыки и искусств педагогического университета Ханчжоу Чжан Цзяньи провёл лекцию и мастер-класс для студентов и преподавателей вокального факультета.
В сезон 2008-2009 - партию Каварадосси в оп. Пуччини «Тоска» в Оперном театре Гуанчжоу (Guang Zhou Opera Company).
1 января 2009 в Гуанчжоу в Концертном зале Синхай Чжан Цзяньи пел в Новогоднем концерте под управлением дирижёра Сиань Синьи (ММЙ). Он спел китайскую песню «Пою для вас» («^{{^н») композитора Ли Сяобина на стихи Е Сюцюань
(П+Ш^), неаполитанскую песню «Torna a Surriento» Э. Куртиса и арию Калафа «Nessun dorma» из оп. «Турандот» Дж. Пуччини.
19 октября 2011 года в Концертном зале парка Чжуншань в Пекине Чжан Цзяньи принял участие в концерте под названием «Тоска по дому». Концерт проходил в рамках XIV Пекинского международного музыкального фестиваля, посвящённого 100-летию памяти композитора Густава Малера. В концерте пели такие выдающиеся певцы, как сопрано Хуан Ин и баритон Ляо Чанъюн (ШШЖ). В программе концерта были представлены
популярные китайские песни, написанные в начале XX века: «Тоска по дому» Хуан Цзы (^Й), «Помни меня» («ЦМт^») Лю Сюань «Птицы поют на ветру»
(«ЗДЙМФ®^») Лю Конга (*]Щ), «Я живу у истока реки Янцзы» Цин Цуи юньнанская народная песня в обработке Дин Шанде (ТЙШ) «Скучаю по своей маме» («Ш^£&»), «Три желанья роз» («^ЩНЩ») Хуан Цзы, «Алые губы» Хуан Цзы, «На реке Цзялин» («Ш!5Х±») Хэ Люйтин (ШШТ), «Научи меня не скучать по нему» («ШШ^ПШ^ШШ») Чжао Юаньжэнь (^йЮ и др.. Этот концерт был включён в фестиваль, как дань уважения гению Малера, создавшего шедевры в вокально-камерном жанре, в программе концерта были представлены лучшие образцы китайской музыки этого жанра исторического периода, соответствующего жизни Малера.
29 октября 2012 года в Пекинском политехническом театре на международном музыкальном фестивале Чжан Цзяньи исполнил партию Дасина в премьере новой постановки оперы композитора Цзинь Сяна (^$0) «Дикая местность» («Щ^?», 1987 г., в другом варианте перевода «Земля дикарей»), либретто написано писательницей Ван Фань Под руководством режиссёра Ли Люйи и молодого дирижёра Хуан И пели известные во всём мире певцы: меццо-сопрано Лян Нин (^х) в партии Цзяо Му, баритон Юань Че-нье (ШЩ^?) в роли Цю Ху, сопрано Чжан Липин в роли Цзиньцзинь и бас-баритон Шэнь Ян в роли Чан Ву.
Первый вариант оперы «Дикая местность» был создан в 1987 году по мотивам одноимённой пьесы драматурга Цао Юй отца Ван Фань. Премьера состоялась 25 июля 1987 года в Пекине в Китайском театре оперы и танца Тяньцяо. В 1989 году опера «Дикая местность» получила «Специальный почётный диплом» на Третьей Международной ассоциации исследований музыки и оперы в Мюнхене (Германия). В 1992 году «Дикая местность» была поставлена в Центре исполнительских искусств имени Джона Ф. Кеннеди в Вашингтоне (США). Опера «Дикая мест-
ность» стала первой китайской оперой, поставленной на зарубежной сцене.
В опере четыре действия: «Утрата», «Любовь», «Месть», «Дикая земля». Главный герой оперы - молодой крестьянин Цю Ху. В опере показана трагедия родовой мести, в которой главный герой становится самоубийцей, чтобы иметь возможность продолжить свой род во имя гибельной традиции родовой мести. В первом действии показан побег из заключения главного героя, который намеревается отомстить за гибель своего отца и сестры. Но тут Ху узнаёт, что убийца уже умер, однако сын убийцы - Дасин - жив и женился на Цзинь Цзинь, в которую был влюблён Ху, против её воли.
Сюжетная линия оперы максимально сосредоточена на показе глубоких чувств героев. Во втором действии показана сила любви главных героев, когда при встрече они выяснили, что не могут жить друг без друга и должны бежать вместе. Об этим их плане случайно узнала свекровь Цзинь.
Третье действие полно трагических событий кровной мести: Ху убивает Дасина, а затем ещё и его сына - руками матери Дасина, после чего для главного героя, ставшего убийцей, единственным выходом становится побег. Цзинь бежит вместе с ним, поскольку она беременна от него. В последнем действии показано, как во время побега через лес ночью они теряют в дороге путь и утром их настигла погоня и окружила. В этой ситуации у Ху нет другого выхода, как покончить жизнь самоубийством. Но и в этот момент месть для него остаётся важнее любви: он просит её вырастить сына, чтобы тот отомстил за него.
Исполнение партии Дасина в 2012 году в премьере оперы «Дикая местность», индивидуальное созидание нового образа, безусловно, является ценным вкладом Чжан Цзяньи в китайское вокальное искусство, в развитие современной оперы в стране и мире.
Осенью 2012 года Чжан Цзяньи совместно с баритоном Ляо Чанъюном и басом Шэнь Яном спел 2 концерта под названием «Послушайте три самых сильных голоса - Чжан Цзяньи, Ляо Чанъюн, Шэнь Ян»: 19 октября -в Большом театре Шэньчжэнь, 10 ноября 2012 года - в Большом театре Гуанчжоу.
20 декабря 2012 года в концертном зале Национального Большого театра Китая Чжан Цзяньи выступил в концерте «Любовь на одной планете» с Симфоническим оркестром Тбилисского государственного театра оперы и балета имени Закария Палиашвили (Грузия) под управлением итальянского дирижёра Джанлука Марчано (Gianluca Marciano). Он пел на одной сцене с такими выдающимися певцами, как Лян Нин (^х, меццо-сопрано), Чжан Липин (^ЙЖ сопрано), Чжу Цзяли сопрано), Ван Чуаньюэ (I^M, тенор).
В июне (23 и 24 июня) 2015 года в Пекине в зале Новой школы Цинхуа (ifi/W^^^, Hall of New Tsinghua School) Чжан Цзяньи принял участие в записи и видеосъёмке музыкально-художественного фильма «Жёлтая река», по-свящённого 70-летию победы в Японо-китайской войне. В основу фильма вошло исполнение кантаты «Жёлтая река» композитора Сянь Синхай (&ЖШ). Режиссёр и продюсер фильма: Тэн Вэньцзи (Ш^Щ). Исполнители: Национальный филармонический оркестр Китая, хор Китайского театра оперы и танца, дирижёры Ся Сяотан (ЖФ^) и Ю Лонг (^PÉ), пианист Ланг Ланг (ÉG^, Lang Lang), актёр Пу Куньсинь (Ш#ВЯ), баритоны Ляо Чанъюн и Чжан Хайцин сопра-
но Ван Сюфэнь (1^^). Фильм снят и выпущен компанией Huaxia Film Distribution Co., Ltd. 20 сентября 2015 года фильм вышел в прокат кинотеатров Китая.
В июле (постановка шла с 9 по 12 июля) 2015 года на Пекинском оперном фестивале в Национальном центре исполнительских искусств Чжан Цзяньи спел Неморино в оп. Доницетти «Любовный напиток» под управлением дирижёра Пьера Джорджио Бруно Моранди и режиссёра Пьера Франсиско Маэст-рини. Исполнители: в роли Адины - Хуан Ин (й^) и Серена Гамберони (Serena Gamberoni), в роли Неморино - Франческо Мели (Francesco Meli), в роли Белькоре - Лю Сонху (ÍUffi^) и Ван Хэсян (1ШМ), в роли Дулькамара - Филипп Полинелли (Filippo Polinelli) и Энцо Капуано (Enzo Capuano).
9 декабря 2017 года в Шанхайском Большом театре Чжан Цзяньи спел партию Герцо-
га в концертной постановке Оперного центра Чжоу Сяоянь оперы Дж. Верди «Риголетто».
С 2018 года Чжан Цзяньи занимает должность заведующего кафедрой вокала в Чжэцзянской консерватории музыки (в городе Ханчжоу в его родной провинции Чжэцзян).
В июне 2019 года Чжан Цзяньи был приглашён на Международный музыкальный фестиваль в Ханчжоу 22 июня в лекционном зале Библиотеки Ханчжоу Чжан Цзяньи провёл лекцию «Основы вокального искусства»
В 2021 году Чжан Цзяньи выпустил видеокурс по произношению итальянского и французского языков в пении «Jianyi Singing Talk» («Ш—ВЩ^»). Видеоуроки открыты в общественном бесплатном доступе на видеоплатформе «Bilibili».
В том же 2021 году видеокурс «Jianyi Singing Talk» транлировался в открытом доступе на интернет-платформе WeChat. В программу видеокурса вошли лекции, семинары, беседы, прямые трансляции и интервью. Одной из уникальных особенностей программы является обучение пению на разных языках с использованием Международного фонетического алфавита. Об этом методе обучения Чжан Цзяньи узнал, учась в Нью-Йорке в «Juilliard School», и он стал первым человеком, который привнёс этот метод в Китай [2].
Чжан Цзяньи разъясняет, как освоить Международный фонетический алфавит, чтобы было возможно очень быстро выучить тексты музыкальных произведений на любом иностранном языке, сделав дословный перевод, и, благодаря этому, петь их практически в совершенстве, при этом можно не знать того языка, на котором написано произведение.
Видеокурс состоит из пяти разделов: фонетика в пении, о методике преподавания, информация о карьере, обмен классикой, вокальная литература.
Раздел «Фонетика в пении» рекомендован как для профессиональных певцов, преподавателей вокала и арт-директоров, так и для тех, кто ещё не освоил языки, необходимые в профессии оперного певца. Чжан Цзяньи рассказывает интересный пример о том, как с использованием Международного фонетического алфавита он выучил на французском языке партию Шевалье де Гриё в опере Ж. Массне
«Манон» и впервые в сезоне 1992-93 года исполнил её на сцене оперного театра во Франции, а по окончании спектакля к нему подошёл французский коллега и сказал, что его произношение в пении по-французски лучше, чем у многих французов.
В разделе «О методике преподавания» даны рекомендации для преподавателей по обучению пению от начального до профессионального уровня. Автор предостерегает слушателей от поверхностного взгляда на вокальное искусство как на нечто очень абстрактное, ведь исполнительское искусство впрямую передаёт жизнь. В разделе выделены шесть аспектов, необходимых в процессе обучения вокальному искусству: восприятие, технология, дисциплина, психология, познание и опыт. Чжан Цзяньи предупреждает, что певческую профессию нельзя воспринимать, как хобби, к ней необходимо относиться серьёзно. И эти правильно сформированные восприятие и отношение позволят ответственно организовать дисциплину, глубину и всесторонность изучения предмета. Педагогов он призывает больше уделять внимание работе над звуком.
В разделе «Информация о карьере» изложена информация об обучении вокалу за рубежом на примере ведущих музыкальных консерваторий мира: сведения об учебных программах, особенностях профессорско-преподавательского состава, направлениях подготовки оперных специалистов. Также автор рассказывает о зарубежных международных вокальных конкурсах, требованиях к конкурсному репертуару, о музыкальных агентствах и способах и возможностях трудоустройства.
В этом же разделе автор статистически оценивает современную ситуацию с профессиональным обучением в Китае как малопродуктивную, указывает, что в стране сейчас более тысячи колледжей и университетов, в которых есть вокальный факультет, и, согласно статистическим данным, ими ежегодно выпускается от 50 до 60 тысяч студентов со степенью бакалавриата, и сверх того - аспиранты, но выпускники не обеспечены исполнительскими рабочими местами в Китае, то есть в стране нет достаточной ресурсной платформы для трудоустройства выпускников вокального профиля. Напротив, на европей-
ском оперном рынке академическая вокальная музыка востребована. К примеру, в Германии насчитывается более 80 оперных театров, каждый сезон в этих театрах идут порядка тысячи опер. Чжан Цзяньи советует студентам по окончанию базового обучения в Китае продолжать обучение за рубежом, осваивать языки в их подлинном звучании, чтобы петь в европейской опере. И его курс международного фонетического алфавита является полезным учебным пособием для начинающих вокалистов.
Таким образом, как полагает автор, раздел «Информация о карьере» откроет доступ на международный рынок оперного искусства для молодых певцов, которые хотят выйти на международный уровень. Сам Чжан Цзяньи, как педагог, очень обеспокоен карьерным ростом студентов после того, как они окончат консерваторию.
Разделы «Обмен классикой» и «Вокальная литература» в основном ориентированы на аспирантов, которым необходимо написать диссертацию, или на преподавателей, занимающихся исследованиями теории вокальной музыки. В этих разделах даны практические рекомендации по изучению вокальной музыки. Чжан Цзяньи говорит, что цель этих разделов заключается в том, чтобы студенты могли разбираться в стилях сочинений разных эпох, в выборе репертуара, учитывая свои индивидуальные способности, особенности голоса и артистический темперамент.
Чжан Цзяньи создал этот видеокурс, пройдя собственный путь, и надеется, что благодаря этому курсу, в котором он делится своим опытом, даёт рекомендации по систематическому и всестороннему профессиональному обучению в соответствии с международными стандартами, многие китайские студенты встанут в один ряд с лучшими зарубежными певцами.
2 октября 2021 года в Пекине на площади культуры Ванцзин (МШ) в районе Великой Китайской стены (Бадалин - самый популярный участок Великой Китайской стены) состоялся концерт к 72-летию со дня образования Китайской Народной Республики, куда Чжан Цзяньи был приглашён в качестве специального гостя. Чжан Цзяньи пел в сопровождении симфонического оркестра китай-
ского радио и кино под руководством дирижёра Тан Лихуа (if^tj^).
В настоящее время профессиональные достижения Чжан Цзяньи с их многогранностью и совершенством уже занимают видное место в истории музыкального искусства.
Заключение. Высочайший исполнительский уровень Чжан Цзяньи, его популярность, красота голоса, сила впечатления, которое он производит на публику своим пением, неизменно высоко оцениваются на родине китайской прессой, в частности, газета China Daily называет его голос голосом завоевания мира и отмечает, что в его голосе слышны мужество китайского народа, костяк китайского народа, скрытая властная сила китайского народа и неукротимые амбиции китайского народа.
Из своего поколения певцов именно Чжан Цзяньи стал тенором коммунистического Китая номер один, который спел сольные партии на сцене Метрополитен-опера, стал одним из первых китайцев-вокалистов, учившихся в Джульярдской школе.
Впервые в истории в последние два десятилетия ХХ века в опере на западе мастерски солировал исполнитель-китаец! Его певческие заслуги получили высокую оценку западного общества: его имя было внесено в энциклопедический справочник Кембриджа «2000 выдающихся учёных ХХ столетия» («2000 Outstanding Scholars of the 20th Century», издательство «IBC - International Biographical Centre»). А в 2005 году сольный альбом Чжан Цзяньи «Great Tenor Aria» был отмечен премией «China Golden Record Award». Чжан Цзяньи получил американское гражданство, и сейчас в энциклопедиях о нём пишут, как о всемирно известном американском теноре,
отмечая при этом китайское происхождение, а на сайте Шанхайской консерватории в перечне педагогов вокального факультета он обозначен, как гражданин США, хотя другие источники указывают, что он является гражданином КНР. Чжан Цзяньи достойно прошёл сложнейшую жизненную и рабочую ситуацию: учёбу в разных странах, жизнь в Америке, активнейшую исполнительскую деятельность по всему миру, - и стал поистине певцом мира, звездой мирового искусства, для которой гражданство не имеет значения. Его успех - результат огромного труда и полной самоотдачи, посвящения всего себя искусству.
Но, безусловно, основой блестящей певческой карьеры Чжан Цзяньи служит его выдающийся, красивейший голос, который, в сочетании с талантом и мастерством, поставил его в ряд самых востребованных теноров своего времени, ведь недаром партия Рудольфа в опере Пуччини «Богема» была исполнена им более 150 раз на ведущих ценах мира.
Став гражданином Америки, будучи любимцем публики и СМИ на западе, Чжан Цзяньи не забыл о родине, он с трепетом относится к подрастающему поколению китайских вокалистов, старается поделиться своими знаниями и опытом не только как педагог, но и как деятель мирового искусства с невероятной судьбой. На западе его называли восточным чудом европейской и американской оперных сцен. Возвратившись в Китай, он служит для молодёжи ярким примером полной самоотдачи искусству. И действительно, история кочегара стекольного завода, покорившего международную оперную сцену, сама по себе становится легендой.
Библиографический список
1. Диск с участием Чжан Цзяньи. Franz Liszt. Eine Faust-Symphonie. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://music.metason.net/artistinfo?name=Franz%20Liszt%2C%20Eliahu%20Inbal%2C%20Jianyi%20 Zhang%2C%20Radio- Symphoni e-
Orchester%20Berlin%2C%20Rundfunkchor%20Berlin&title=Eine%20Faust-Symphonie (дата обращения: 20.04.2023).
2. Ли Чэн. Чжан Цзяньи: Международный фонетический алфавит очень эффективен для певцов, не являющихся носителями языка. Статья от 11 марта 2021 г. Публичный аккаунт музыкального еженедельника «Star Label» в WeChat. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://mp.weixin.qq.eom/s?_biz=MzA5MzMxNTkz0A==&mid=2651320969&idx=3&sn=d7858cd0
a1f93c0aa85ea6e9a8b305bc&chksm=8bace484bcdb6d921ef44204ff7fce8c88b73269adb95b7987353a7 b5e3234902694c97a4e1b&scene=27 (дата обращения: 12.10.2023).
3. Официальный сайт энциклопедии Baidu, медиа-платформа. Чжан Цзяньи. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://baike.baidu.com/item/^^;^ (дата обращения: 09.04.2023).
4. Официальный сайт энциклопедии Baidu, медиа-платформа. Чжан Цзяньи. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://baike.baidu.com/item/^f^W12589209 (дата обращения: 20.04.2023).
5. Официальный сайт интернет-энциклопедии Википедия. Статья «Чжан Цзяньи». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Jianyi_Zhang (дата обращения: 12.10.2023).
6. Официальный сайт энциклопедии Baidu, медиа-платформа. Альбом. Великие теноровые арии. Чжан Цзяньи. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://baike.baidu.com/item/f^fi^^#^XW» (дата обращения: 20.04.2023).
7. Официальный сайт международного конкурса «Бельведер». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.belvedere-competition.com/winners (дата обращения: 25.04.2023).
8. Официальный сайт медиа-платформы Bilibili. Выступление Чжан Цзяньи в концертной постановке оперы Верди «Риголетто» 9 декабря 2017 года (Шанхай). - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.bilibili.com/video/BV1jy4y16771?p=1 (дата обращения: 20.04.2023).
9. Официальный сайт Discogs - база данных о музыке и торговая площадка. Диск «The Operas of Giacomo Meyerbeer» с участием Чжан Цзяньи. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.discogs.com/ru/release/9224684-Giacomo-Meyerbeer-The-Operas-of-Giacomo-Meyerbeer (дата обращения: 20.04.2023).
10. Официальный сайт Discogs - база данных о музыке и торговая площадка. Диски с участием Чжан Цзяньи. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.discogs.com/search/?q=Jianyi+Zhang&type=all (дата обращения: 20.04.2023).
11. Официальный сайт Operabase - база данных об оперных постановках всего мира. Чжан Цзяньи. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.operabase.com/artists/jianyi-zhang-8319/performances/ru (дата обращения: 20.04.2023).
12. Официальный сайт Концертного зала Синхай. Тридцать лет исполнения Чжаном Цзяньи -«Поэт Рудольф». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wap.concerthall.com.cn/news/v?id=5457 (дата обращения: 20.04.2023).
13. Официальный сайт. Xinba.com. Цзинь Сян-Опера «Дикая местность». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sin80.com/work/savage-land (дата обращения: 13.10.2023).
14. Официальный сайт Сингапурского китайского оркестра SCO. Всемирно известные вокалисты бельканто Хуан Ин, Чжан Цзяньи и Чжоу Чжэнчжун исполнят классические шедевры с SCO! - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sco.com.sg/en/pressreleases/605-world-famous-bel-canto-vocalists-huang-ying-zhang-jianyi-and-zhou-zhengzhong-to-sing-classic-masterpieces-with-sco.html (дата обращения: 20.04.2023).
15. Ян Бо. Динамика развития профессионального сольного пения в Китае: образование, педагогические и исполнительские принципы. Диссертация // Официальный сайт Нижегородской государственной консерватории. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nnovcons.ru/files/Dis/dis_yang.pdf (дата обращения: 25.03.2023).
16. Официальный сайт Центральной государственной консерватории Пекина. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://en.ccom.edu.cn/2020/endep/202001/t20200110_67078.html (дата обращения: 14.04.2023).
17. Хан Сюань. Хуан Ин и Чжан Цзянь вместе готовят «Сладость любви». Статья от 26 июня 2015 года. Газета «Beijing Times». Официальный сайт Национального центра исполнительских искусств. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.chncpa.org/zxdt_331/zxdtlm/mtsj_334/201506/t20150626_130202.shtml (дата обращения: 20.04.2023).
18. Цинь Шиян. Чжан Цзяньи: Голос мастерства, завоевывающий мир. (Национальная Партийная Медиа-Информационная Общественная платформа). Статья от 13 августа 2019 г. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rmh.pdnews.cn/Pc/ArtInfoApi/article?id=6432163 (дата обращения: 20.04.2023).
19. Чжоу Юмин. Чжан Цзяньи: Голос достоинства. Статья от 10 марта 2006 г. Китайская ежедневная газета «China Daily». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.chinadaily.com.cn/hqylss/2006-03/10/content_530921.html (дата обращения: 12.10.2023).
20. Шабордина И.В., Лю И. Международная деятельность профессора Чжоу Сяоянь и её учеников - выдающихся представителей вокального факультета Шанхайской консерватории // Colloquium-journal. - 2020. - №10 (62). - С. 109-121.
21. Ян Бо. Чжоу Сяоянь: у истоков профессионального певческого искусства Китая (Статья. Актуальные проблемы высшего музыкального образования. - Н. Новгород: издательство Нижегородской государственной консерватории им. М.И. Глинки. - 2016. - №1 (39). - С. 4-6.
22. Ян Бо. Динамика развития профессионального сольного пения в Китае: образование, педагогические и исполнительские принципы. Диссертация. На правах рукописи, с. 130. (дата обращения: 20.03.2023)
OUTSTANDING TENOR, PROFESSOR ZHANG JIANYI - REPRESENTATIVE OF THE CHINESE VOCAL-PEDAGOGICAL SCHOOL
I.V. Shabordina1, Professor
Ma Heyao2, Trainee Assistant
1Glinka Nizhny Novgorod State Conservatory
2Herzen University
1(Russia, Nizhny Novgorod)
2(Russia, St. Petersburg)
Abstract. This article is dedicated to the outstanding singer, head of the faculty of solo singing and opera training of the Zhejiang Conservatory of Music Zhang Jianyi, the article highlighted the facts of his biography and work. Particular attention is paid to her international activities, contribution to the development of vocal art and academic opera in China.
Keywords: Zhang Jianyi, musician, Chinese opera singer, vocal competitions, performer, skill, creative, repertoire, artistic, evolution, art, Chinese modern academic opera.