УДК: 78, 7.071.2
Шабордина Ирина Васильевна
Доцент, ФГБОУВО
«Нижегородская государственная консерватория им. М.И.Глинки»,
Россия, г. Нижний Новгород Лю Иньлун
Преподаватель вокального факультета Сямэньского Технологического Университета,
КНР, г. Сямынь DOI: 10.24411/2520-6990-2020-11645 МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССОРА ЧЖОУ СЯОЯНЬ И ЕЁ УЧЕНИКОВ -
ВЫДАЮЩИХСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ВОКАЛЬНОГО ФАКУЛЬТЕТА ШАНХАЙСКОЙ
КОНСЕРВАТОРИИ
Shabordina Irina Vasilievna
Associate Professor, Glinka Nizhny Novgorod state conservatory Russia, Nizhny Novgorod Liu YinLong
Teacher of the vocal faculty, Xiamen University of Technology (XMUT),
China, Xiamen
INTERNATIONAL ACTIVITY OF PROFESSOR ZHOU XIAOYAN AND ITS STUDENTS -OUTSTANDING REPRESENTATIVES OF THE VOCAL FACULTY OF THE SHANGHAI
CONSERVATORY OF MUSIC
Аннотация
В статье автор рассматривает международную деятельность выдающихся представителей вокального факультета Шанхайской консерватории профессора Чжоу Сяоянь и её учеников: Вэй Суна, Гао Маньхуа, Ляо Чанъюна, Чжана Цзяньи, Шень Яна, - как отражение связанного с политическим и культурным курсом КНР процесса создания и развития китайской академической вокальной школы. На примере вокальной школы профессора Чжоу Сяоянь в статье прослеживается, как в Китае, на уровне целой отдельно взятой страны, впервые в мире в столь сжатые сроки - менее века - происходит процесс освоения заимствованной вокальной культуры с последующими развитием и достижениями китайской исполнительской и вокально-педагогической школы, а также интеграцией их в мировую культуру.
Abstract
In the article, the author considers the international activities of the outstanding representatives of the vocal faculty of the Shanghai Conservatory ofmusic Professor Zhou Xiaoyan and her students: Wei Song, Gao Manhua, Liao Changyong, Zhang Jianyi, Shen Yang, - as a reflection of the process of creating and developing the Chinese academic vocal school. Using the example of the article, using the example of the vocal school of Professor Zhou Xiaoyan, the article traces, as in China, at the level of an entire country, for the first time in the world in such a short time - less than one century - there is a process of mastering the borrowed vocal culture takes place with the subsequent development and achievements of the Chinese performing and vocal-pedagogical schools, as well as their integration into world culture.
Ключевые слова: Шанхайская консерватория, китайская академическая вокальная школа, китайская вокальная педагогика, известный китайский оперный певец, Чжоу Сяоянь, Вэй Сун, Гао Маньхуа, Ляо Чанъюн, Чжан Цзяньи, Шень Ян.
Keywords: The Shanghai Conservatory of Music, Chinese academic vocal school, Chinese vocal pedagogy, a famous Chinese opera singer, Zhou Xiaoyan, Wei Song, Gao Manhua, Liao Changyong, Zhang Jianyi, Shen Yang.
Профессор Чжоу Сяоянь (Zhou Xiaoyan, 19172016) - всемирно известная китайская певица (колоратурное сопрано), профессор, заведующая вокальным факультетом Шанхайской консерватории. Она выдающийся вокальный педагог Китая, воспитавший плеяду всемирно известных китайских оперных певцов - мировых оперных звёзд, представляющих свою великую страну в таких ведущих театрах мира, как «Метрополитен Опера», оперные
театры Сан-Франциско, Вашингтона, Мичигана и др., выступающих на ведущих фестивалях мира, концертирующих на лучших мировых сценах.
Педагогическая карьера Чжоу Сяоянь, продолжавшаяся почти 70 лет, неразрывно связана с Шанхайской консерваторией. Судьба её символична, в ней, как в зеркале, словно отражена судьба китайского вокального искусства ХХ и начала XXI века:
- начало её профессионального обучения в Шанхайской консерватории и продолжение его во Франции отражают этап становления китайской вокальной академической школы способом прямого заимствования методов европейской школы, а её быстрая и успешная европейская певческая карьера является показателем высочайшего уровня освоения классической музыкальной культуры Запада уже на этом этапе;
- возвращение Чжоу Сяоянь в Китай и её дальнейший самоотверженный труд в Шанхайской консерватории, её стремление привнести европейскую музыкальную и вокально-педагогическую культуру на китайскую почву, граничащее с подвигом, учитывая риски в годы «культурной революции», а затем блестящий практический результат в начале 80-х годов ХХ века - выход сразу нескольких учеников класса Чжоу Сяоянь на международный уровень исполнительской деятельности и победы в престижных мировых вокальных конкурсах, -прямо отражают этап освоения в ХХ веке европейских традиций академического пения культурой Китая и глубокий уровень освоения этих традиций, демонстрируя живую органическую связь китайской вокально-педагогической школы с европейской и являясь показателем высокого уровня этой связи;
- создание Чжоу Сяоянь в 1988 году Центра стажировки молодых оперных певцов с авторской педагогической программой и международной деятельностью, успехи её учеников в зарубежных конкурсах высокого уровня и вхождение целого ряда её учеников в число оперных знаменитостей мира, - всё это является показателем высочайшего уровня современной китайской исполнительской и вокально-педагогической школы и отражением процесса её интеграции в мировую культуру.
Можно сказать, что Чжоу Сяоянь - символ успехов китайской вокальной культуры ХХ века, человек, всей своей жизнью сопричастный высочайшим современным достижениям китайской вокально-педагогической школы, являющийся её ключевой фигурой. Её педагогическая деятельность стала прочным фундаментом для процветания оперы в Китае. За период своей работы на вокальном факультете Шанхайской консерватории - с 1949 года по 2016 год - Чжоу Сяоянь, обобщив опыт обучения у западных педагогов, основываясь на традициях нескольких национальных вокальных школ, создала высокоэффективную профессиональную вокальную школу, позволяющую вокальному факультету Шанхайской консерватории стабильно выпускать певцов мирового уровня уже в третьем поколении. Убедительным подтверждением этому служит имя обладателя титула «Певец мира» (Кардифф, 2007 г.) Шеньяна - ученика Гу Пина, который является выпускником Чжоу Сяо-янь.
В период нынешнего колоссального подъёма экономического и политического взаимодействия Китая с зарубежными странами изучение деятельности выдающихся представителей вокального фа-
культета Шанхайской консерватории представляется актуальным, поскольку позволяет более полно оценить фактор обмена культурными достижениями и кадрами, в том числе (учитывая длительность рассматриваемого периода деятельности) - как в контексте изучения исторических процессов, касающихся вопросов развития межнациональных музыкальных связей и интеграционных процессов, так и в контексте изучения и пропаганды национального искусства.
В этой связи жизнь и деятельность Чжоу Сяоянь и её выдающихся учеников: Вэй Суна, Гао Маньхуа, Ляо Чанъюна, Чжана Цзяньи, Шень Яна, - представляют большой интерес для мирового вокального искусства. Они рассматриваются в настоящей работе в аспекте освоения китайской культурой ХХ века европейских традиций академического пения, развития и современных достижений китайской исполнительской и вокально-педагогической школы и её интеграции в мировую культуру. Именам этих всемирно известных китайских оперных исполнителей - наших современников ещё предстоит занять достойное место как в истории, так и в системе образования и профессиональной музыкальной культуры, освещая соответствующие разделы истории музыки, вокальной педагогики, исполнительского искусства. В настоящей работе некоторые материалы об этих исполнителях изложены на русском языке впервые.
Чжоу Сяоянь родилась 17 августа 1917 года в Китае в городе Ухань провинции Хубэй.
Отец её - Чжоу Цанбай - был состоятельным человеком. Он окончил экономический факультет Нью-Йоркского университета и работал менеджером Шанхайского банка Ханькоу и генеральным менеджером банка Хубэй. Многолетняя дружба связывала его с Чжоу Эньлаем - известным политическим деятелем Китая, который впоследствии, в октябре 1949 года, стал премьером Государственного административного совета и министром иностранных дел Китайской Народной Республики и оставался на этом посту до самой своей смерти в 1976 году. В итоге Чжоу Цанбай передал большую долю своего состояния коммунистической партии Китая.
Чжоу Сяоянь росла и воспитывалась в привилегированной среде 1930-х годов, получила в Шанхае хорошее образование в римско-католической школе. Благодаря этому она имела возможность изучать европейские языки, западную музыку.
Благодаря музыкальной среде Шанхая того периода у Чжоу Сяоянь зародился большой интерес к европейской вокальной музыке и академическому вокалу. В течение первых трёх десятилетий ХХ века в Китае процесс политического и экономического развития обусловил ситуацию создания в стране образовательной системы, в том числе и музыкальной, по европейским образцам. В Шанхае в 1927 году была основана первая в Китае консерватория. У истоков её создания стоял министр просвещения Цай Юаньпэй, а также пианист и композитор Сяо Юмэй, который и стал первым ректором Шанхайской консерватории. Кроме того, в Шанхае
1920-1930-е гг. проводились множественные гастроли известных российских оперных исполнителей, к примеру, в 1936 году состоялись концерты великого русского певца Ф. И. Шаляпина.
В 1936 году Чжоу Сяоянь поступила на обучение в класс академического пения Шанхайской консерватории, которая в тот период ещё именовалась Национальной музыкальной консерваторией. Там в течение года она обучалась у профессора Владимира Григорьевича Шушлина (Сун Яньин. «Интеграция европейских традиций пения в вокальную школу Китая.» Диссертация. На правах рукописи.), из класса которого впоследствии «вышло не одно поколение самых выдающихся китайских мастеров оперной сцены» [19, с. 40].
В июле 1937 года началась война с Японской Империей, и Чжоу, молодая студентка, желая внести свой вклад в защиту Родины, исполнила балладу «Великая китайская стена» в своём родном городе Ухань. В балладе речь идёт о том, что военные беженцы из северо-восточного Китая хотят вернуться в родной город, захваченный японцами в 1931 году после маньчжурского инцидента. С этой балладой Чжоу Сяоянь получила свою первую известность в Китае, а затем эта песня стала визитной карточкой карьеры Чжоу Сяоянь. В дни празднования Китаем 50-летия победы над Японией Чжоу Сяоянь была приглашена исполнить эту балладу на Великой китайской стене. А в 2005 году в Шанхае состоялся юбилейный концерт 65-летия педагогической деятельности Чжоу Сяоянь, в том же году отмечалось 60-летие победы Китая над Японией, и Чжоу Сяоянь снова исполнила балладу «Великая китайская стена», сказав при этом: «Мне будет 90 лет через два года. Мой голос определенно не так хорош, как это было, когда я была моложе, но почему это должно мешать мне петь песню? Моя любовь к стране всегда была одна и та же» [12, с. 1].
В 1937 году из-за войны Китая с Японией Чжоу Сяоянь пришлось оставить учёбу в Шанхайской консерватории и вернуться домой в Ухань.
Затем Чжоу Сяоянь продолжила своё вокальное образование в Париже, где в 1938 году поступила в Русскую частную консерваторию им. С. В. Рахманинова.
В консерваторию Чжоу Сяоянь поступила, во-многом благодаря поддержке и влиянию знаменитого композитора и музыкального критика того времени Александра Николаевича Черепнина, с которым она была знакома ещё по Шанхайской консерватории. А. Черепнин прибыл в Китай «по приглашению своей тёти Камиллы Хорват, младшей сестры его матери, Марии Черепниной-Бенуа. В Париже он оказался благодаря тому, что в Шанхайской консерватории он встретил свою любовь - талантливую китайскую пианистку Ли Сян Мин (Li Xiang Ming), но смог жениться на ней, лишь уехав в Париж» [19, с. 50].
Обучение в консерватории проходило на русском и французском языках. Здесь Чжоу Сяоянь получила прекрасную европейскую вокальную школу. Семь лет училась в классе выдающегося пе-
дагога и певицы, профессора Петербургской консерватории С. Гладкой-Кедровой (лирическое сопрано), ученицы Натальи Ирецкой - выпускницы Санкт-Петербургской консерватории, продолжившей своё обучение в Париже у Полины Виардо [19, с. 50].
Также «в 1938-1947 годах она училась под руководством итальянского баритона Бернарди (Bemadi), а также изучала искусство французского романса под руководством Перуджа (Perugia) и Магнети (Magneti)» [15, с. 130]. Таким образом, европейская музыкальная культура, и прежде всего французская и русская, оказала на Чжоу Сяоянь серьёзное влияние.
По окончании обучения Чжоу Сяоянь осталась в Европе, активно осваивала европейский репертуар, концертировала. В концертах она исполняла отрывки из французских, итальянских, английских и немецких опер на языке оригинала. Уже в октябре
1945 г. она блестяще дебютировала в постановке оперы А. Н. Черепнина на сцене Национального театра Grand Opera в Париже, где пела по-французски.
В 1946 году в Люксембурге состоялся первый её сольный концерт, в программе которого, наряду с музыкой китайских композиторов, прозвучала вокальная музыка Шуберта, Шумана, Верди, Листа и др.. С большим успехом Чжоу Сяоянь выступила и на Первом Международном музыкальном фестивале «Пражская весна», который тогда стартовал в
1946 году впервые как культурное событие, посвя-щённое 50-летию Чешского филармонического оркестра. Участие в этом престижном музыкальном фестивале стало одним из важнейших событий в жизни певицы, ведь в ходе фестиваля Чжоу Сяоянь не только познакомилась с Леонардом Бернстай-ном, Давидом Ойстрахом, Святославом Рихтером, Дмитрием Шостаковичем и другими великими европейскими музыкантами, но и за своё выдающееся выступление и чистое, красивое колоратурное сопрано получила от прессы прозвище «Китайский соловей». Так она получила европейскую известность. Также в период 1946-1947 гг. Чжоу Сяоянь выступала с концертами в Лондоне, Париже, и в городах Чехии, Италии, Германии и Швейцарии.
В октябре 1947 года Чжоу Сяоянь оставила европейскую вокальную карьеру и по просьбе своего отца возвратилась в Китай, который в этот период испытывал немало трудностей. Чжоу Сяоянь буквально была шокирована бедностью соотечественников и беспорядками, творившимися в Шанхае. Здесь она начала преподавать в Цин Мугуаньской государственной консерватории, которая позднее была реорганизована в Центральную музыкальную консерваторию.
В 1949 году была образована Китайская Народная Республика. К власти пришли коммунисты, Чжоу Эньлай - друг отца Чжоу Сяоянь - был назначен премьером Государственного административного совета и министром иностранных дел КНР. Чжоу Сяоянь встретила Чжоу Эньлая на конференции по литературе и искусству в 1949 году, она была тронута тем, что Чжоу Эньлай вспомнил
её брата, погибшего в войне с японцами. Чжоу Эньлай призвал Чжоу Сяоянь работать на благо страны. С 1949 по 1965 год Чжоу Сяоянь была педагогом Шанхайской консерватории. В этот период она вела ещё и большую концертную работу, выступая не только в Китае, но и выезжая в составе официальных делегаций в Польшу, Индию, Северную Корею, Советский Союз. В 1952 году Чжоу Сяоянь вышла замуж за кинорежиссёра и драматурга Чжана Цзюньсяна (Zhang Jinxiang, 19101996г.).
В ноябре 1965 года в Китае началась «культурная революция». Чжоу Сяоянь было предъявлено обвинение в контрреволюционной деятельности, они с мужем были изгнаны из Шанхая и переселены в провинцию, где на ферме они выращивали свиней и цыплят.
Об этом периоде своей жизни Чжоу Сяоянь позднее сказала в интервью «Нью-Йорк таймс», что такая ситуация ссылки не была самой жестокой. Предположительно, Чжоу Эньлай оказал ей косвенную помощь, отправив их в провинцию, подальше от столичных широкомасштабных репрессий, при этом дом Чжоу Сяоянь в Шанхае был не тронут хунвэйбинами. Она сказала: «Меня заставили понять, что я очень мало знаю о своей стране. Это был период, когда я узнала, что значит быть простым китайцем...» [11].
В 1970—1971 годах премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай и его сторонники выступили с критикой ультралевой направленности и повели борьбу за централизацию государственного планирования и регулирования, введение всесторонней рациональности. В этот период, в 1970 году, Чжоу Сяоянь возвратилась к работе в Шанхайской консерватории. И хотя в течение всего периода «культурной революции» (1965-1976 гг.) в стране запрещалось оперное пение, и эти 10 лет были самым тёмным периодом в жизни Чжоу Сяоянь, но она упорно продолжала вести свою работу. Именно в период «культурной революции» она обучила китайского тенора Вэй Суна, который в 1977 году окончил вокальный факультет Шанхайской консерватории в классе Чжоу Сяоянь. В настоящее время Вэй Сун -знаменитый китайский тенор, солист Шанхайского Большого театра. Исполняет ведущие теноровые партии в операх Пуччини «Турандот», «Тоска», «Богема», «Мадам Баттерфляй», Масканьи «Сельская честь», Верди «Травиата», «Риголетто», Чайковского «Евгений Онегин», Бизе «Кармен» и др. Много гастролирует за рубежом: во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Японии, Южной Корее, Северной Корее, Индонезии, Гонконге, Тайване и других странах.
Осенью 1976 года скончался Мао Цзэдун, после чего фактическим руководителем страны стал Дэн Сяопин, аннулировавший итоги «культурной революции», инициировавший экономические реформы в Китае и разработавший принцип «социализма с китайской спецификой» и претворивший его в жизнь за период с конца 1970-х до начала 1990-х гг., пока он был лидером Китая.
С фактическим приходом к руководству Китаем Дэна Сяопина в стране началось активное возрождение оперной и концертной деятельности, музыкального образования. С конца 1970-х до начала 1990-х гг. Чжоу Сяоянь стала практически ключевой фигурой в развитии профессионального вокального образования и исполнительства в Китае.
Во-первых, она добилась блестящих педагогических успехов на мировом уровне. В 1984 году в Австрии по результатам участия в III Международном конкурсе оперных певцов им. Ганса Габора «Бельведер» в Вене сразу четыре её студента получили награды, при этом Чжань Маньхуа (Zhan Manhua, меццо-сопрано) и Чжан Цзяньи (Zhang Jianyi, тенор) разделили I премию [6].
Во-вторых, благодаря своей исследовательской работе, проведению академических лекций и мастер-классов, просветительской деятельности, Чжоу Сяоянь стала ключевой фигурой в становлении теоретической базы китайского вокального академического искусства. Тематика исследований Чжоу Сяоянь - обобщение, усвоение европейской вокальной методологии, привнесение её на китайскую культурную почву. «В своей монографии «Вокальный диапазон и способы его расширения» («Искусство музыки», 1979. 1-е изд.), а также в диссертации «Современные вокальные тенденции: переосмысление вопросов вокальной педагогики» («Искусство музыки», 1981. 1-е изд.) она рассмотрела общую ситуацию вокального образования в Китае, подвела итог его развития на протяжении трех десятилетий, отметила важность различных аспектов языка в исполнении китайских и иностранных произведений.
Кроме того, тематику ее исследований характеризуют такие научные работы, как «Несколько слов о современном вокальном стиле исполнения» («Гуанмин жибао» от 1981 года 11 марта), «Несколько вопросов о том, на что нужно обратить внимание при обучении вокалу (на примере победителей вокального конкурса в Вене)» («Искусство музыки», 1985. 4-е изд.).» [23].
В своих трудах Чжоу Сяоянь отстаивала позиции и методы, развивала новые принципы китайского вокального искусства, которые она применяла в своей педагогической работе. «Во многом ее методика ломала сложившиеся стереотипы и рутинные теории, господствовавшие в вокальном образовании» [23].
С момента создания КНР в области вокального образования начался научный спор о путях и способах развития вокального обучения между сторонниками традиционного китайского пения и пения бельканто. «Сторонники национальных традиций в пении критиковали западную манеру., отмечая такие недостатки, как прикрытый способ звукоиз-влечения и плохая (с точки зрения норм китайского языка) дикция. Их оппоненты критиковали китайский традиционный народный метод пения за антинаучность, отсутствие системы, вредное влияние на состояние голоса певца.
Позиция Чжоу Сяоянь заключалась в том, что она настаивала на применении бельканто в исполнении китайских песен. По ее мнению, китайский певец должен изучать классический вокал для того, чтобы хорошо исполнять не только европейский, но и родной, китайский репертуар. Она стремилась к тому, чтобы пению ее учеников были присущи красота и в то же время естественность исполнения, подразумевающие ясное и чистое звукоизвлечение, приятный выразительный тембр. Она ставила перед ними самые высокие эстетические задачи, призывая к достижению совершенного пения» [23].
Спор о путях и способах развития вокального обучения продолжался в китайском вокальном образовании с 1949 года в течение практически более 30 лет. Правильность позиции Чжоу Сяоянь и сторонников бельканто была успешно подтверждена блестящими конкурсными и исполнительскими достижениями учеников Чжоу Сяоянь на мировом уровне в восьмидесятые годы ХХ столетия.
В-третьих, методические достижения Чжоу Сяоянь стали основой для новой вокальной школы Китая. В 1988 году Чжоу Сяоянь основала при Шанхайской консерватории свой элитный оперный центр - «Центр стажировки молодых оперных певцов Чжоу Сяоянь», работающий по высокоуровневой образовательной системе, отличной от государственных музыкальных учебных заведений. В возрасте 71 года Чжоу Сяоянь стала художественным руководителем этого центра, воплотив свои многолетние педагогические наработки с учениками. Стажёры центра обучаются не только вокалу, они учатся по специальной программе работе в ансамбле, языковой тренировке, стилистическому анализу и общей музыкальной подготовке.
Открытие Центра Чжоу Сяоянь позволило в последующие десятилетия в полной мере реализовать продекларированные при его создании цели, а именно: стимулировать развитие оперного искусства в Китае, укрепить контакты в области вокального образования и искусства с зарубежными странами, а для этого осуществить подготовку исполнителей, певцов, способных конкурировать на международном уровне.
С целью развития оперного искусства в Китае и подготовки исполнителей международного уровня в Центре под художественным руководством Чжоу Сяоянь проводилась разносторонняя работа:
- были осуществлены постановки опер, в том числе «Риголетто», «Травиата» и «Дон Карлос» Верди, «Дон Паскуале» Доницетти, «Сельская честь» Масканьи, «Дон Жуан» и «Волшебная флейта» Моцарта и др.. Центром проведены концерты в Шанхае, Пекине и других городах Китая;
- с 2000 по 2005 год под руководством Чжоу Сяоянь Центром были проведены в Шанхайской консерватории пять международных оперных мастер-классов, куда были приглашены более 30 экспертов из Метрополитен-опера. Обучение прошли около 600 студентов из художественных академий и исполнительских коллективов. Мастер-классы
дали возможность обучающимся улучшить их певческие навыки, а также способствовали развитию культурного обмена между Китаем и Западом;
- лучшие студенты были направлены Центром для участия в престижных международных конкурсах, где выступали весьма успешно, а также для участия в стажировках за рубежом.
Вот некоторые важные конкурсные и исполнительские достижения учеников Центра Чжоу Сяо-янь, отмеченные на официальном сайте Шанхайской консерватории:
Чжан Цзяньи (Zhang Jianyi, тенор) — лауреат I премии III Международного конкурса оперных певцов им. Ганса Габора «Бельведер» в Вене (Австрия, 1984), победитель Международного конкурса молодых исполнителей Лучано Паваротти I The Pavarotti International Voice Competition (Модена, Италия, 1988), лауреат I премии конкурса вокалистов Американского музыкального фонда в Нью-Йорке (США, 1989);
Гу Синь (Gu Xin, тенор) — обладатель специального приза XVI международного конкурса вокалистов в Париже (Франция, 1986);
Вэй Сун (Wei Song, тенор) — лауреат I премии Национального конкурса вокалистов (Китай, 1992), обладатель 14-й и 15-й премий «Шанхайская весна» за выдающиеся достижения (Шанхай, Китай, 1991, 1992 гг.), обладатель премии Baosteel Elegant Art Award (Китай, 1993), обладатель премии Magnolia Theater Performance Award (Шанхай, Китай, 1994);
Гу Пин (Gu Ping, тенор) — лауреат IV премии Национального конкурса вокалистов, проводимого Министерством культуры (Китай, 1987);
Лю Цзяньлинь (Liu Jianlin, тенор) — обладатель приза Международного конкурса вокалистов, проводимого Министерством культуры (Китай, 1988), лауреат I премии II Международного оперного конкурса в префектуре Сидзуока I Mt. Fuji International Opera Competition of Shizuoka (Хама-мацу, Япония, 1999), лауреат I премии XI Международного конкурса вокалистов (Неаполь, Италия, 2GG5);
Цзян Бикун (Jiang Biequn, тенор) — лауреат VI премии Всемирного китайского вокального конкурса (Тайвань, 2003);
Ляо Чанъюн (Liao Changyong, баритон) — лауреат I премии XLI Международного конкурса вокалистов в Тулузе (Франци, 1996), лауреат I премии Международного конкурса королевы Сони (Норвегия, 1996), лауреат I премии Международного конкурса «Опералия» Пласидо Доминго (1997), обладатель награды «Шанхайская звезда искусства» Шанхайского муниципального отдела культуры (Китай, 1998);
Ян Сяоюн (Yang Xiaoyong, баритон) — победитель XLV Международного конкурса оперной оперы им. Дж. Б. Виотти I Concorso Internazionale di Musica Viotti (Верчелли, Италия, 1994), лауреат II премии Первого конкурса вокалистов, проводимого Министерством культуры (Китай, 1996), обладатель премии Magnolia Theater Performance Award (Шанхай, Китай, 2004);
Чжан Фэн (Zhang Feng, баритон) — лауреат I премии IV «Будапештского международного вокального конкурса» I Fourth Budapest International Vocal Competition (Венгрия, 1998), лауреат I премии V «Будапештского международного вокального конкурса» I Fifth Budapest International Vocal Competition (Венгрия, 2000);
Гао Маньхуа (Gao Manhua, сопрано) — исполнение партии Лючии в опере Доницетти «Лючия ди Ламмермур» на международном фестивале в ходе молодёжной программы "Merola Opera" (Сан-Франциско, США, 1990),
лауреат I премии Североамериканского оперного конкурса (США);
Вань Шаньхун (Wan Shanhong, сопрано) — обладательница награды «Мейхуа» VI Китайской театральной премии (1988), лауреат I премии IV Национального конкурса молодых исполнителей на телевидении (1990), победитель Национального конкурса MTV (1995), победитель Национального конкурса MTV (1996);
Го Сен (Guo Sen, колоратурное сопрано) — обладатель Гран-При VIII Национального молодёжного вокального конкурса (профессиональная номинация) (Китай, 1998), лауреат II премии Международного конкурса молодых музыкантов, номинация "саундтрек" (Гонконг, 2001);
Лю Сюин (Liu Xiuying, сопрано) — лауреат II премии IV «Будапештского международного вокального конкурса» I Fourth Budapest International Vocal Competition (Венгрия, 1998), лауреат II премии LV Международного оперного конкурса им. Дж. Б. Виотти / Concorso Internazionale di Música Viotti (Верчелли, Италия, 2004);
И Сихэн (Yi Siheng, сопрано) — лауреат I премии V «Будапештского международного вокального конкурса» I Fifth Budapest International Vocal Competition (Венгрия, 2000); обладательница двух специальных призов Международного вокального конкурса им. Ганса Габора «Бельведер» в Вене (Австрия, 2003);
Чжу Цюлин (Zhu Qiuling, меццо-сопрано) — обладатель 5-й премии «Шанхайская весна» за выдающиеся достижения (Шанхай, Китай, 1996), победитель Китайско-Французского вокального конкурса (1997);
Яо Юань (Yao Yuan, сопрано) — лауреат III премии VI Азиатского конкурса вокалистов I " Sixth Asian Vocal Competition" (Шанхай, Китай, 1996), лауреат Международного конкурса вокалистов, проводимого Министерством культуры (Китай, 2000);
Шень Ян (Shen Yang, бас) — за исполнение партии Мазетто в опере Моцарта «Дон-Жуан» в постановке, организованной Комитетом Всемирного наследия ЮНЕСКО, получил I приз (Верона, Италия, 2005), победитель Международного конкурса ВВС «Певец мира» I «BBC Cardiff singer of the World» (Кардифф, Великобритания, 2007),
Ю Гуанцюнь (Yu Guanqun, сопрано) — лауреат I премии XXVII Международного вокального
конкурса им. Ганса Габора «Бельведер» в Вене (Австрия, 2003), лауреат II премии III Международного конкурса вокалистов в Нинбо (Китай, 2008);
Хань Пэн (Han Peng, тенор) — за исполнение партии Калафа в опере Пуччини «Турандот» в постановке, организованной Комитетом Всемирного наследия ЮНЕСКО, получил I приз и награду «За лучшее качество звука» (Верона, Италия, 2009) [17].
Изложенная выше информация о победах стажёров Центра Чжоу Сяоянь в международных престижных конкурсах является показателем многогранности освоения молодыми китайскими певцами европейских вокальных традиций: европейского классического пения, бельканто, традиций итальянской и французской оперных школ и европейского камерного искусства, - соединившихся в методике преподавания Чжоу Сяоянь и исполнительской манере молодых певцов. Эти показатели в комплексе являются основанием для высочайшей оценки уровня качества вокальной-педагогической школы Чжоу Сяоянь и её Центра стажировки молодых оперных певцов. Таким образом, Центр Чжоу Сяоянь стал венцом её вокально -педагогической деятельности, её руководство во всех видах работ Центра было очень продуктивным.
Выдающийся вклад Чжоу Сяоянь в вокальное искусство получил достойную оценку в Китае и за рубежом: правительство Китая удостоило Чжоу Сяоянь высшей награды - «Золотой колокол», правительство Франции удостоило Чжоу Сяоянь высшего знака отличия - «Орден Почётного легиона» - за деятельность по укреплению культурных связей между Францией и Китаем, администрация г. Шанхая наградила Чжоу Сяоянь «Звездой героя» («Award») за большой вклад в развитие искусства и образования.
Последние годы жизни Чжоу Сяоянь активно работала. Она умерла в возрасте 99 лет, скончалась 4 марта 2016 года в Шанхае.
Центр стажировки молодых оперных певцов продолжает свою работу, его возглавляет самый известный в мире выпускник Чжоу Сяоянь Ляо Чанъюн, ставший после неё заведующим вокальным факультетом Шанхайской консерватории.
Имя Чжоу Сяоянь неразделимо связано с наивысшими мировыми достижениями китайской вокальной академической школы. Центр стажировки молодых оперных певцов стал её наследием для китайского вокального искусства. Но самой большой наградой и великим наследием являются успехи её учеников, которых она, а теперь уже и её ученики вырастили для Китая, и которым сегодня аплодируют на сценах по всему миру. Это - великий результат её почти 70-летнего педагогического труда.
Выдающимися певцами являются её выпускники: Чжан Цзяньи (Zhang Jianyi, тенор), Вэй Сун (Wei Song, тенор), Ляо Чанъюн (Liao Changyong, баритон), Шень Ян (Shen Yang, бас), Гу Синь (Gu Xin, тенор), Гао Маньхуа (Gao Manhua, сопрано), Вань Шаньхун (Wan Shanhong, сопрано), Го Сен
(Guo Sen, колоратурное сопрано), Лю Сюин (Liu Xiuying, сопрано), Гу Пин (Gu Ping, тенор), Ян Сяоюн (Yang Xiaoyong, баритон), Ван Цуосинь (Wang Zuoxin, сопрано), Чжу Цюлин (Zhu Qiuling, меццо-сопрано), Лю Цзяньлинь (Liu Jianlin, тенор), Чжан Фэн (Zhang Feng, баритон), Сунь Цзянь (Sun Jian, тенор), Чжан Цзяньлу (Zhang Jianlu, бас), И Сихэн (Yi Siheng, сопрано), Ли Тан (Li Tang, сопрано) и другие.
Наиболее известными из них являются Ляо Чанъюн, Вэй Сун, Чжан Цзяньи, Гао Маньхуа, Шень Ян.
Их жизнь и творчество - победы в самых престижных зарубежных конкурсах, успешная международная исполнительская карьера - являются прямым подтверждением того, что современная китайская исполнительская и вокально-педагогическая школа, постигнув и освоив европейские традиции академического пения, сумела выйти на самостоятельный путь развития, причём на самом высоком профессиональном уровне.
Ярчайшим последователем школы Чжоу Сяо-янь является Ляо Чанъюн, он не только подтверждает высокий профессиональный уровень школы своей блестящей международной карьерой, но, прежде всего, продолжает дело Чжоу Сяоянь в сфере вокального образования.
Ляо Чанъюн (Liao Changyong, род. 1968 г.) -баритон, имеющий на мировой оперной сцене репутацию «лучшего китайского баритона», всемирно известный профессор Шанхайской консерватории, академик, вице-президент Шанхайской консерватории, вице-председатель Китайской ассоциации музыкантов, заведующий кафедрой сольного пения Шанхайской консерватории.
Родился 25 октября 1968 года в г. Чэнду провинции Сычуань, в бедной семье. В 1989 году поступил в Шанхайскую консерваторию на факультет сольного пения, а на втором курсе попал в класс профессора Чжоу Сяоянь. Уже на начальном этапе обучения Ляо Чанъюн показал себя блестящим студентом: в 1992 г. получил премию международного музыкального фестиваля "American Voice of the Pacific", в апреле 1993 г. стал обладателем I премии международного фестиваля искусств "April Spring" (Северная Корея), стал обладателем Гран-При Китайского "National Song Singer Double Contest" и II премии Азиатского международного конкурса вокалистов. С 1993 года Ляо Чанъюн поступил в магистратуру Шанхайской консерватории. Чжоу Сяо-янь старалась выработать у студентов высокое качество дикции при пении на французском, итальянском, немецком и русском языках, создавала для студентов возможность участвовать в зарубежных концертах и конкурсах, мастер-классах именитых иностранных певцов. Под руководством Чжоу Сяоянь Ляо Чанъюн до такой степени овладел пением на французском языке, что в 1994 году на международном конкурсе вокалистов в Париже завоевал премию за лучшее французское произношение. В 1995 году Ляо Чанъюн блестяще окончил магистратуру, его дипломная работа была посвящена вокальному циклу Шумана «Любовь поэта».
В 1996 году Ляо Чанъюн спел партию Эсками-льо в опере Бизе «Кармен» на сцене Шанхайского Большого театра в сотрудничестве с французской оперой.
В сентябре 1996 года Ляо Чанъюн стал лауреатом I премии XLI Международного конкурса вокалистов (Франция, Тулуза), в июне 1997 года - лауреатом I премии международного конкурса «Operalia», а в августе того же года - лауреатом I премии Международного конкурса музыкантов имени королевы Сони (Норвегия).
Именно Ляо Чанъюн оказался первым певцом из Азии, получившим I премию в конкурсе Пласидо Доминго «Operalia». Сам Доминго после конкурса отозвался о нём в интервью прессе как о великом певце, который покоряет своим изысканным пением и великолепной вокальной техникой, и как о лучшем баритоне, которого он когда-либо слышал. После победы в «Operalia» Ляо Чанъюн маэстро Доминго пригласил его совершать гастроли по всему миру, и часто отзывался о нём, как о своём любимом ученике.
А в Международном конкурсе музыкантов имени королевы Сони Ляо Чанъюн за 25 лет существования конкурса стал первым певцом, которому жюри присудило I премию единогласно. Королева Норвегии Соня с волнением сказала: «Ляо Чанъюн - величайший певец из всех конкурсантов всех предыдущих лет. Сегодняшний день я объявляю Днём Китая» [6]. После победы в конкуре королевы Сони, в сентябре 1997 года, Ляо Чанъюн гастролировал в Норвегии с концертами.
Эти три блестящие конкурсные победы стали началом его громкой мировой известности и звёздной международной карьеры, начиная с 1998 года.
В 1998 году Ляо Чанъюн принял участие в Новогоднем концерте в Токио, где пел дуэтом с Пласидо Доминго. В том же году Ляо Чанъюн спел в Карнеги-Холле в Нью-Йорке, перед искушённой нью-йоркской публикой, партию Лорда Уильяма Сесила в опере Доницетти «Мария Стюарт» вместе с известной американской певицей Рут Энн Свенсон (колоратурным сопрано). Газета «Нью-Йорк Таймс» высоко оценила выступление Ляо Чанъюна, охарактеризовала его голос как самый красивый баритон, а его точное понимание стиля и языка как просто невероятное, и выразила уверенность в том, что Ляо Чанъюна ждёт блестящее будущее.
В мае 1998 года Ляо Чанъюн принял участие в международном фестивале BERGEN в Норвегии, выступал в концерте со знаменитой скрипачкой Анной Софи Муттер и выдающимся меццо-сопрано Сесилией Бартоли. В июне 1998 года Ляо Чанъюн спел партию Эскамильо в опере Бизе «Кармен» под управлением знаменитого дирижера Дэвида Коллинза в Великобритании. В августе 1998 года Ляо Чанъюн принял участие в концерте в Берлине, Германия. В сентябре 1998 года Ляо Чанъюн пел концерт в Шанхайском Большом театре вместе с сопрано Хуан Ин и с известным тенором Хосе Каррерасом, который был приглашен в качестве специального гостя. После концерта Хосе Каррерас с восхищением отозвался о Ляо Чанъюне, сказав,
что он не ожидал встретить в Китае такого прекрасного певца, что он великолепен, и что Хосе Карре-рас хотел бы иметь шанс сотрудничать с ним снова. Также в 1998 году Ляо Чанъюн исполнил партию Валентина в опере Гуно "Фауст" в Шанхайском Большом театре в сотрудничестве с французским театром Grand Opera.
В Китае его блестящие успехи того периода также были неоднократно высоко оценены. В апреле 1997 года Ляо Чанъюн получил премию Baosteel Elegant Art Foundation за 1995-1996 гг., в 1997 году получил премию Magnolia Theater Performance Award, в 1998 году получил премию «Белая магнолия» за драматическое искусство.
С тех пор и по настоящее время Ляо Чанъюн ведёт активную исполнительскую деятельность. Ниже перечислены некоторые наиболее известные его выступления:
В 1999 году Ляо Чанъюн выступал в Нью-Йорке в концерте с Симфоническим оркестром Метрополитен-опера в музее Метрополитен, участвовал в концерте в Большом театре Шанхая, в ноябре 1999 года пел в оперном театре "Aquila" в Нью-Йорке (США), исполнил сольный концерт с программой китайской и зарубежной классической песни в Центре искусств Чэнду (КНР), в декабре 1999 года спел партию Жермона в опере Верди "Травиата" на Тайване.
В 2000 году Ляо Чанъюн вновь принял участие в Новогоднем концерте в Токио, в ноябре 2000 года спел партию графа ди Луна в опере Верди "Трубадур" в постановке Вашингтонской национальной оперы в Центре искусств им. Кеннеди, в одном спектакле с Пласидо Доминго.
В 2000 году Ляо Чанъюн за трудовые заслуги удостоен почетного звания «Шанхайская модель труда» (Shanghai Labor Model).
В сентябре 2001 года пел в Вашингтонском оперном театре в опере Оффенбаха "Сказки Гофмана", вместе с Пласидо Доминго. В 2002 году повторно пел в Вашингтонском оперном театре в опере Оффенбаха "Сказки Гофмана", по приглашению Пласидо Доминго.
В январе 2002 г. в Пекине (Поли театр) с Китайским филармоническим оркестром исполнил роль Мефистофеля в романтической легенде Берлиоза "Осуждение Фауста". В 2002 году Ляо Чанъюн спел сольный концерт в Карнеги-Холле с Симфоническим оркестром Нью-Йорка, имел очень большой успех. Летом 2002 года по приглашению Пласидо Доминго пел на праздновании Х юбилейного Международного конкурса «Опера-лия» в Париже, Франция. В октябре 2002 года в Мичиганском оперном театре исполнил партию графа ди Луна в опере Верди "Трубадур". В ноябре 2002 года в Шанхае в Большом театре исполнил партию Марчелло в опере Пуччини "Богема", дал сольный концерт в консерватории. В 2002 году выступил в премьере мюзикла «Восход» в Большом театре Шанхая.
В 2002 году Ляо Чанъюн за выдающиеся трудовые заслуги удостоен почетного звания «Шанхайская модель труда Слава» (National Labor Model Glory).
В 2003 году пел Новогодний концерт в городе Фошань (провинции Гуандун), который считается родиной кантонской версии китайской оперы. В октябре 2003 спел партию Ренато в опере Верди "Бал-Маскарад" в Мичиганской опере, и в том же году дебютировал в Мичиганской опере в партии Ди Луна в опере Верди «Бал-маскарад».
В 2004 году Ляо Чанъюн записал альбом "Русские песни", который стал пятым золотым диском. В марте 2004 года в Карнеги-холле спел партию Эр-несто в опере "Пират" Беллини. В апреле 2004 года спел сольный концерт из русских песен в Шанхайском финансово-экономическом университете. В октябре 2004 в Пекинском Поли театре с филармоническим оркестром Тулузы (Франция) пел в опере Беллини «Капулетти и Монтеки».
4 мая 2005 года состоялся его дебют в Большой опере во Флориде в опере Верди "Бал-маскарад" в роли Ренато. В октябре 2005 года в Шанхайском Большом театре при сотрудничестве китайских и иностранных артистов спел партию Фигаро в опере Россини "Севильский цирюльник".
В 2006 году Ляо Чанъюн осуществил сольное концертное турне в Европе и США.
В марте 2007 года в Шанхайском Большом театре Ляо Чанъюн участвует в операх Леонкавалло "Паяцы" и Масканьи "Сельская честь". В мае 2007 года Французский Оранжевый оперный фестиваль и Большой шанхайский театр совместно осуществили постановку оперы Бизе "Кармен", Ляо Чанъюн исполнил роль Эскамильо. В декабре 2007 года при центре оперного искусства Чжоу Сяоянь на сцене Шанхайского Большого театра исполнил партию Риголетто в опере Верди «Риголетто».
29 октября 2008 года Ляо Чанъюн исполнил сольный концерт в Золотом зале в Вене, Австрия. В том же году он был солистом на открытии Пекинского музыкального фестиваля. На сцене Пекинского центра исполнительских искусств исполнил партию Родриго в опере Верди «Дон Карлос».
В 2010 году Ляо Чанъюн был приглашен для исполнения арий Россини в концертах Нью-Йоркской филармонии «Концерты в парке» в сопровождении Шанхайского симфонического оркестра. В том же году он солировал в Гонконге в кантате Карла Орфа «Кармина Бурана» с Гонконгским филармоническим оркестром.
Более 10 лет Ляо Чанъюн регулярно принимает участие в совместных постановках с западными оперными исполнителями на сцене Пекинского центра исполнительских искусств. Это Жорж Жер-мон в «Травиате» Верди (2011 г.), «Фигаро» в «Се-вильском цирюльнике» Россини (2013 г.), Ренато в «Бале-маскараде» Верди (2013 г.), Фигаро в «Свадьбе Фигаро» Моцарта (2015 г.), и Васков в «А зори здесь тихие» Молчанова (2015 г.) и др.. Также Ляо Чанъюн часто выступает на сцене Шанхайского Большого театра и как солист оперы, и как концертный исполнитель.
В настоящее время Ляо Чанъюн является заведующим кафедрой сольного пения Шанхайской консерватории, а также возглавляет Международный центр оперного искусства имени Чжоу Сяоянь. Продолжая дело Чжоу Сяоянь в сфере вокального образования, Ляо Чанъюн обращает внимание на освоение учениками французского, итальянского, немецкого и других языков, изучая их сходства и различия с целью использования этих знаний в певческой работе. Также Ляо Чанъюн является вице-президентом Шанхайской консерватории, вице-председателем Китайской ассоциации музыкантов.
При этом он - один из самых востребованных певцов в Китае, его приглашают для выступлений в концертах в ходе культурных, спортивных, политических, массовых мероприятий, проводимых на государственном уровне. Например, в апреле 2015 года Ляо Чанъюн выступал в Шанхае на церемонии награждения «Laureus World Sports Awards», а в июле 2011 года в Шанхае на церемонии открытия XIV чемпионата мира по водным видам спорта он с огромным успехом спел песню «Плавание», и это его эксклюзивное выступление, безусловно, вошло в историю.
Хотя Ляо Чанъюн ведёт огромную педагогическую, административную, общественную и концертную деятельность в Китае, он регулярно выступает в качестве приглашенного артиста в оперных компаниях и концертирует с лучшими оркестрами по всему миру.
Вэй Сун (Wei Song, род. 1955) - тенор, всемирно известный певец, солист и художественный руководитель Шанхайского Большого театра, профессор, декан музыкальной консерватории Шанхайского педагогического университета, вице-председатель Шанхайской музыкальной ассоциации, член Шанхайского НПКСК (Народный политический консультативный совет Китая), вице-председатель Шанхайской федерации молодежи.
Вэй Сун родился в 1955 году в Кита в городе Инкоу провинции Ляонин. В 1973 году он поступил на вокальный факультет Шанхайской консерватории в класс профессора Чжоу Сяоянь, который окончил в 1977 году.
Годы обучения Вэй Суна проходили в период культурной китайской революции, когда в стране был запрет на западную музыку. Чжоу Сяоянь, ставя перед собой задачу освоения студентами европейской культуры, была вынуждена приглашать студентов к себе домой и, занавесив окна, давать им возможность прослушать грампластинки с записями европейских исполнителей. Это было очень рискованно, но необходимо для обучения [12].
В 1991 году Вэй Сун стал обладателем XXIV премии «Шанхайская весна» за выдающиеся достижения (Шанхай, Китай), в 1992 году стал лауреатом I премии Национального конкурса вокалистов (Китай), получил XXV премию «Шанхайская весна» (Шанхай, Китай), затем в 1993 году - премию Baosteel Elegant Art Award (Китай) и в 1994 году -премию Magnolia Theater Performance Award (Шанхай, Китай).
Вэй Сун исполнил партию Калафа в опере «Турандот» Дж. Пуччини, партию Туридду в опере «Сельская честь» П. Масканьи, партию Ленского в опере «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, партию Марио Каварадосси в опере «Тоска» Дж. Пуч-чини, партию Дона Хозе в опере «Кармен» Ж.Бизе, партию Бенджамина Франклина Пинкертона в опере «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, партию Жоржа Жермона в опере «Травиата» Дж. Верди, партию Герцога Мантуанского в опере «Риголетто» Дж. Верди, партию Отелло в опере «Отелло» Дж. Верди и др.. Много гастролирует за рубежом: во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Японии, Южной Корее, Северной Корее, Индонезии, Гонконге, Тайване и других странах.
Важной частью его деятельности является исполнение главных партий в следующих операх китайских композиторов, написанных в европейском стиле: в опере «Янцянь Чансяо» («Yangtian Changxiao») композитора Сяо Бай, премьера которой состоялась в 1988 году и получившая специальную премию Министерства культуры Шанхайского фестиваля искусств; в опере «Бескрайние луга» («Zan Yuen») композитора Сюй Чжанхай, премьера которой состоялась в октябре 1995 года в Шанхайском оперном театре; в опере «Гроза» («Thunderstorm») композитора Мо Фань, премьера которой состоялась в 2006 году в Шанхайском оперном театре; в опере «Си Ши» («XI Shi») композитора Лей Лей, премьера которой состоялась в 2010 году в Национальном Большом театре (Пекин).
Будучи художественным руководителем Шанхайского Большого театра, Вэй Сун является горячим пропагандистом опер китайских композиторов в европейском стиле. В своих интервью он обращает внимание на тот факт, что в настоящее время Китай создаёт национальную оперу, представляя её как новый бренд в области искусства, передающий мощь и индивидуальность китайской культуры. Стандарты создания национальной китайской оперы соответствуют международным. Рассматривая оперу, как мировой язык, можно через неё постичь китайскую культуру.
В настоящее время в Китае ведётся работа по популяризации оперного искусства: академии ведут концертную деятельность, предлагают бесплатные занятия и посещения оперы. Как один из способов популяризации оперного искусства Вэй Сун рассматривает создание ярких камерных коллективов, исполняющих классический репертуар, и по факту являющихся брендами в области искусства. Например, 26 июля 2012 года Вэй Сун вместе с Дайем Юйцяном и Уорреном Моком выступил в концерте «Три тенора Китая» в ходе культурных мероприятий на Олимпийских играх в Лондоне. Выступление продемонстрировало высокий уровень достижений китайских вокалистов в мире. Фактически этот концерт явился ответом на выступление в поддержку заявки Китая на Олимпийские игры 2008 года в Пекине в 2001 году трёх великих теноров мира - Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррераса.
Также Вэй Сун ведёт активную общественную деятельность, будучи членом Шанхайского НПКСК (Народный политический консультативный совет Китая). А в октябре 2016 года Вэй Сун стал одним из одиннадцати «послов на Марс» в китайском проекте по исследованию Марса. Проводя активную рекламную компанию, привлекая мощное влияние имиджа «послов», создатели проекта надеются на понимание населением значимости реализации Китаем проекта разведки Марса, а также на увеличение интереса молодёжи к научным знаниям.
Чжан Цзяньи (Jianyi Zhang, р. 1953 г.) - всемирно известный американский оперный певец китайского происхождения, тенор, приглашённый профессор Центральной консерватории Пекина и Шанхайской консерватории.
Чжан Цзяньи родился в сентябре 1953 г. в городе Хучжоу провинции Чжэцзян. В молодые годы работал кочегаром на стекольном заводе, это был тяжёлый физический труд. Работая на заводе, Чжан Цзяньи участвовал в ансамбле, исполняющем революционные песни. У него был хороший голос. Затем он перешёл в ансамбль песни и танца Хань-чжоу, где он и познакомился со своей будущей женой Ян Вэйпин, которая тоже была певицей. Ян Вэйпин помогла Чжану Цзяньи подготовиться к поступлению в консерваторию.
В 1981 году он поступил на вокальный факультет Шанхайской консерватории в класс профессора Чжоу Сяоянь. До консерватории Чжан Цзяньи никогда не обучался западной музыке, которая была чужда Китаю, особенно учитывая ситуацию пережитой им культурной революции. В сжатые сроки Чжан Цзяньи обучался сольфеджио, гармонии и игре на фортепиано.
В 1984 году он стал лауреатом I премии III Международного конкурса оперных певцов им. Ганса Габора «Бельведер» в Вене (Австрия) и по результатам конкурса получил приглашение совершить турне по Америке. В 1985 году стал финалистом китайского новогоднего телешоу CCTV Spring Festival Gala.
Также по результатам конкурса «Бельведер» Чжан Цзяньи получил приглашение в Джульярд-скую школу музыки (Juilliard School) в Нью-Йорке (США) - одно из самых престижных музыкальных учебных заведений в мире. В 1986 году он приехал на обучение в Juilliard School. Первые два года были очень трудными, всё своё время Чжан Цзяньи посвящал изучению языков и преодолению культурного барьера. Ему, китайцу, чтобы стать конку-рентноспособным оперным певцом и получить контракты, было нужно не только очень усердно изучать языки, но и учиться многим вещам: музыке, вокальной технике, исполнительской культуре, актёрскому искусству, постигая основы чужой культуры и осваивая её.
В 1988 году, обучаясь в Juilliard School, Чжан Цзяньи победил в Международном конкурсе молодых исполнителей Лучано Паваротти (The Pavarotti International Voice Competition) (Модена, Италия).
В 1989 году стал лауреатом I премии конкурса вокалистов Американского музыкального фонда в Нью-Йорке (США).
С 1989 Чжан Цзяньи выступал во многих оперных театрах: на сценах Венской государственной оперы («Wiener Staatsoper»), Метрополитен-оперы («Metropolitan Opera») в Нью-Йорке, в Берлинской государственной опере («Staatsoper Berlin»), оперы Бастилии (Opéra de la Bastille) во Франции, Королевском оперном театре («Teatro Real») в Мадриде, Гамбургской государственной оперы («Staatsoper Hamburg»), Штутгартской Государственной Оперы («Stuttgart State Opera»), Оперы Ниццы («L'opera de Nice»), Парижского музыкального театра «Little Castle». Гастролировал в Вашингтоне, Далласе, Сиэтле, Майами, Детройте, Бостоне, Солт-Лейк-Сити, Миваки, Монреале, Ванкувере и Квебеке.
В ведущих театрах мира им были исполнены оперные партии, среди которых: партия Фауста в опере «Фауст» Ш. Гуно на сценах Метрополитен-оперы в Нью-Йорке («Metropolitan Opera»), Баварской государственной оперы в Мюнхене (Bayerische Staatsoper), оперы Бастилии в Париже (Opéra de la Bastille); партия Шарля, виконта де Сирваль в опере «Линда ди Шамуни» Г. Доницетти на сцене Венской государственной оперы («Wiener Staatsoper»); партия Леопольда в опере «Жидовка» Ф. Галеви на сцене Королевского оперного театра в Мадриде («Teatro Real»); партия Шевалье де Гриё в опере «Манон» Ж. Массне на сцене Берлинской государственной оперы («Staatsoper Berlin»), партия Роберта, герцога нормандского в опере «Роберт-дьявол» Дж. Мейербера и партия Джеральда в опере «Лакме» Л.Делиба на сцене концертного зала «Концертгебау» в Амстердаме («Concertgebouw») и др..
Исполнительская деятельность Чжана Цзяньи включает в себя выступления в концертах в ходе мероприятий, проводимых всемирными общественно-политическими организациями, например, в сентябре 2017 года он выступал в Сингапуре в концерте в зале «Эспланада» с Сингапурским китайским оркестром (SCO) в составе культурной программы саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
В настоящее время Чжан Цзяньи ведёт большую педагогическую работу: является членом академического комитета Центральной консерватории Пекина, приглашенным профессором Шанхайской консерватории.
Уровень оценки его деятельности в мире искусства очень высок. Чжан Цзяньи является единственным китайским оперным певцом, подписавшим контракт с крупнейшей в мире звукозаписывающей компанией «Universal Music Group». Бренд «Universal Music DECCA» выпустил его сольный альбом «Great Tenor Aria», который в 2005 году получил премию «China Golden Record Award». В 2000 году издательство «Международный биографический центр» (Кембридж) выпустило справочник «2000 выдающихся учёных 20-го столетия», куда было внесено имя Чжана Цзяньи.
Гао Маньхуа (Gao Manhua, 1953г.) - всемирно известная китайская оперная певица, сопрано.
Гао Маньхуа родилась в 1953 году в Тяньцзине в семье рабочего. В 1971 году она окончила среднюю школу, начала работу в Тяньцзиньской радиокомпании в отделе литературы и искусства и стала популярной в Тяньцзине певицей. В 1976 году Гао Маньхуа прошла отбор в Oriental Song and Dance Troupe (Китайский Восточный ансамбль песни и танца).
Позже она поступила в Шанхайскую консерваторию в класс Чжоу Сяоянь, а затем в Boston University (США). В 1986 году Гао Маньхуа с большим успехом дебютировала на сцене концертного зала «Carnegie Hall» (Нью-Йорк). В 1990 году исполнила партию Лючии в опере Доницетти «Лючия ди Ламмермур» в ходе работы в молодёжной программе оперы в Сан-Франциско (США). Затем стала лауреатом I премии Североамериканского оперного конкурса (США).
В октябре 2001 года Гао Маньхуа была приглашена Шанхайской оперной компанией исполнить главную партию в премьере оперы «Гроза» композитора Мо Фан (концертное исполнение). В том же году она с большим успехом исполнила партию Леоноры в опере «Трубадур» Дж. Верди в оперном театре «Opera Hong Kong». Она выступала во многих оперных театрах мира: Шанхайском большом театре (Пекин), San Francisco Opera, Houston Grand Opera (Хьюстон), Hawaiian Opera House (Гавайи), Teatro Goldoni (Венеция) и др.. В этих театрах Гао Маньхуа исполнила партию Виолетты в опере «Травиата» Дж. Верди, партию Царицы ночи в опере «Волшебная флейта» В.-А. Моцарта, партию Чио-Чио-Сан в опере «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, партию Адины в опере «Любовный напиток» Г.Доницетти, партию Лю в опере «Турандот» Дж. Пуччини, партию Дездемоны в опере «Отелло» Дж. Верди, партию Микаэлы в опере «Кармен» Ж. Бизе, партию Леоноры в опере «Трубадур» Дж. Верди, партию Эльвиры в опере «Пуритане», партию Марианны в опере «Кавалер розы» Р. Штрауса.
Гао Маньхуа принимала участие в гастрольных поездках в разных странах: в Венгрии, Канаде, Японии, Сингапуре, Таиланде, Индонезии и др.. Она работала с лучшими симфоническими оркестрами мира, с которыми исполнила Девятую симфонию Бетховена, мотет «Exsultate, jubilate» Моцарта, «Военный реквием» Бриттена, «Stabat Mater» Россини. Она принимала участие в Международном фестивале искусств в городах Шанхае (2016 г., 2017 г.) и Тяньцзине (2017 г.).
Живя за рубежом, Гао Маньхуа часто приезжает в Китай для участия в важных спектаклях, концертах и благотворительных мероприятиях. Она любит Родину и национальное искусство, и во всём мире исполняет китайские песни, пропагандируя свою родную культуру.
Шень Ян (Shen Yang, р. 1984) — всемирно известный оперный и камерный певец, бас-баритон. Его имя в настоящее время - Шеньян. После победы в конкурсе «BBC Cardiff singer of the World» Шень
Ян, заметив путаницу при печати своего имени своего имени в афишах и СМИ, взял сценический псевдоним и изменил имя на Шеньян (Shenyang).
Шеньян родился 20 марта 1984 года в Тяньцзине в семье профессиональных музыкантов. Он начал обучаться вокалу в шестнадцать лет. В 2003 году, в девятнадцатилетнем возрасте, поступил в Шанхайскую консерваторию в класс педагога Гу Пина, выпускника Чжоу Сяоянь. Учась в консерватории, Шеньян также обучался в Центре Чжоу Сяоянь, участвуя в спектаклях оперной студии. В эти годы Шеньян успешно исполнил партию Дона Базилио в опере «Севильский цирюльник» Дж. Россини, партию Мазетто в опере «Дон Жуан» В.А. Моцарта и партию Дона Альфонсо в опере «Так поступают все женщины» В.А. Моцарта.
В 20 лет, будучи студентом, он записал диск с вокальным циклом Ф. Шуберта «Зимний путь» на китайском языке; этот диск был назван в десятке лучших национальных альбомов года. В 2005 году Шеньян получил I приз за исполнение партии Мазетто в постановке «Дон-Жуана» Моцарта, организованной Комитетом Всемирного наследия ЮНЕСКО (Верона, Италия).
В начале 2007 года в Центре Чжоу Сяоянь состоялись мастер-классы американского сопрано Рене Флеминг, которая после мастер-класса организовала Шеньяну весной 2007 года тренинг в «Metropolitan Opera». Пройдя стажировку, Шеньян в 2007 году победил в Международном конкурсе ВВС «Певец мира» / «BBC Cardiff singer of the World» (Кардифф, Великобритания), а затем продолжил обучение в Джульярдской школе оперного искусства в Нью-Йорке и в Программе развития молодых оперных певцов в «Metropolitan Opera».
В 2008 году Шеньян получил премию Borletti-Buitoni Trust Artist Award благотворительного фонда Borletti-Buitoni (Лондон, Великобритания). В июне 2010 на фестивале «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге в Мариинском театре ему вручил премию «Новые голоса Montblanc» Валерий Гергиев, с которым Шеньян тесно сотрудничает по настоящее время. В 2012 году Шеньян получил премию «Культурный дебют» (Шанхай).
За последнее десятилетие Шеньян стал одним из самых востребованных певцов в мире, исполняющим как камерный, так и оперный репертуар, он получает контракты с оперными и звукозаписывающими компаниями, выступает в концертах и фестивалях по всему миру. В частности, Шеньян исполнил в Metropolitan Opera в 2009 г. партию Ма-зетто в «Дон Жуане» Моцарта, в 2010 г. партию Коллена в «Богеме» Дж. Пуччини и партию Гари-бальда в «Роделинде» Г. Генделя, в 2011 г. партию Папагено в «Волшебной флейте» Моцарта и партию Алидоро в «Золушке» Дж. Россини, также партию Алидоро он спел в 2012 г. на Глайндборнском фестивале и в Баварской опере. Одна из самых востребованных его партий - партия Фигаро в «Свадьбе Фигаро» Моцарта; с нею он был приглашён в NCPA, Пекин, 2013; Цюрихский оперный театр, 2015; ВНО, Вашингтон, 2015; Оперный театр в Си-
этле, 2016. В августе 2018 года Шеньян дал сольный концерт на Приморской сцене Мариинского театра в ходе III Международного Дальневосточного фестиваля «Мариинский». В октябре 2018 года Шеньян был приглашён в качестве солиста для исполнения Девятой симфонии Бетховена в Сиднейском оперном театре (Австралия).
В настоящий период Шеньян - солист театра «Metropolitan Opera» и американской компании IMG International Artist Management, а также приглашённый педагог Шанхайской консерватории. Он был приглашён в качестве профессора-консультанта в музыкальную школу Хопкинса при Университете Хопкинса, музыкальную консерваторию в Тяньцзине, музыкальную консерваторию в Шэньяне и музыкальную консерваторию в педагогическом университете Ханчжоу.
СМИ часто говорят о Шеньяне, что он воплощает своим искусством мост XXI века между культурами Востока и Запада.
Обобщая изложенные материалы о жизни и творчестве Чжоу Сяоянь и её учеников - выдающихся представителей вокального факультета Шанхайской консерватории, следует отметить, что история их профессионального становления и исполнительская международная деятельность не только отражает процесс интеграции современной китайской исполнительской и педагогической академической вокальной школы в мировую культуру. Их искусство является ценным вкладом в мировой процесс межкультурного обмена, за счёт постижения средств и методов европейского вокального искусства оно способствовало и способствует рождению нового музыкального языка в Китае, обогащая мировую культуру.
Оценивая международную деятельность Чжоу Сяоянь и её учеников как достигшую вершин мирового вокального искусства и педагогики, важно отметить, что фундамент этого явления заложен весомой государственной поддержкой правительством КНР культурного развития в стране в рамках доктрины мирового лидерства. В ходе реформ образования и культуры в Китае открываются музыкальные факультеты в университетах, строятся оперные театры, крупные исполнительские центры.
Чжоу Сяоянь и её ученики имеют высшие государственные награды за свой труд, их искусство всемерно поощряется. Значимым примером такого поощрения служит открытие при Шанхайской консерватории в 1988 году Оперного центра Чжоу Сяо-янь, на базе которого было подготовлено большое количество талантливых музыкантов и который сейчас носит её имя.
Международная деятельность Чжоу Сяоянь и её учеников - выдающихся представителей вокального факультета Шанхайской консерватории являются символом мировых достижений китайского вокального искусства, служат образцом для современных китайских молодых исполнителей и являются национальной гордостью Китая.
Список литературы:
1. Официальный сайт Свободной энциклопедии Wikipedia - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Zhou_Xiaoyan (дата обращения: 25.12.2018). На англ. яз..
2. Официальный сайт Свободной энциклопедии Wikipedia - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Liao_Changyong (дата обращения: 25.12.2018). На англ. яз..
3. Официальный сайт Свободной энциклопедии Wikipedia - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Wei_Song (дата обращения: 25.12.2018). На англ. яз..
4. Официальный сайт информационной компании Сhinadaily («Китай ежедневно»). Статья Му Цянь (26 июля 2012). «Три тенора Китая» приветствуют Олимпийские игры в Лондоне» - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.chinadaily.com.cn/2012olympics/2012-07/26/content_15622001.htm (дата обращения: 25.12.2018). На англ. яз..
5. Официальный сайт Xinba.com. Статья «Вэй Сун: опера в Китае нуждается в усиленном продвижении». - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://www.sin80.com/pub/11263 (дата обращения: 25.12.2018). На кит. яз..
6. Официальный сайт международного конкурса «Бельведер» - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://www.belvedere-competition.com/winners (дата обращения: 25.12.2018). На англ. яз..
7. Официальный сайт Свободной энциклопедии Wikipedia - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Shenyang_(singer) (дата обращения: 25.02.2019). На англ. яз..
8. Официальный сайт BBC - [Электронный ресурс] - Режим доступа. -URL:.http://www.bbc.co.uk/wales/cardiffsinger/sites/ 2007/pages/china.shtml - страница ВВС Cardiff singer of the world (дата обращения: 25.02.2019). На англ. яз..
9. Официальный сайт портала «Сеть наблюдения. Китай» - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://www.guancha.cn/politics/2018_12_31_485266 _s.shtml Статья «Ляо Чанъюн поёт и плывёт» (дата обращения: 25.12.2018). На кит. яз..
10. Официальный сайт Венской государственной оперы - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://www.staatsoper.de/en/biographies/detail-page/zhangjianyi.html (дата обращения: 25.12.2018). На нем. яз..
11. Официальный сайт Нью-Йорк Таймс. Статья Robert Turnbull (March 4, 2010). "China's First Lady of Opera" - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://www.ny-times.com/2010/03/05/arts/0 5 iht-madame. html?_r=0 (дата обращения: 25.12.2018). На англ. яз..
12. Официальный сайт Всекитайской федерации женщин. Статья Zhao Liangfeng (апрель 28, 2013). «Чжоу Сяоянь: пение для страны» - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.womenofchina.en/womenofchina/html1/p eople/artists/15/5542-1.htm (дата обращения: 25.12.2018). На кит. яз..
13. Официальный сайт интернет-группы продвижения профессиональных музыкантов MusicalWorld. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://musicalworld.com/artists/guang-yang/about.html (дата обращения: 25.12.2016). На англ. яз..
14. Официальный сайт онлайн-медиа-компа-нии Sina. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://ent.sina.com.cn/y/yneidi/2016-03-04/doc-ifxqafha0347013.shtml (дата обращения:
25.12.2018). На кит. яз..
15. Официальный сайт Нижегородской государственной консерватории. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://nnovcons.ru/files/Dis/dis_yang.pdf (Ян Бо. Динамика развития профессионального сольного пения в Китае: образование, педагогические и исполнительские принципы. Диссертация. На правах рукописи. ) (дата обращения: 25.12.2018).
16. Официальный сайт Шанхайской государственной консерватории. - [Электронный ресурс] -Режим доступа. - URL: http://www.shcmusic.edu.cn/ (дата обращения: 01.03.2019). На кит. и англ. яз..
17. Официальный сайт Шанхайской государственной консерватории. - [Электронный ресурс] -Режим доступа. - URL: http://www.shcmusic.edu.cn/view_22.aspx?cid=320& ppid=27&id=1&navindex=0 (Раздел «Список лауреатов - учеников профессора Чжоу Сяоянь и Оперного центра Чжоу Сяоянь») (дата обращения:
01.03.2019). На кит. и англ. яз..
18. Официальный сайт платформы вещания China Radio International. - [Электронный ресурс] -Режим доступа. - URL: http://eng-lish.cri.cn/4406/2008/10/27/1141s418442.htm (Статья
«Чжан Цзяньи поет своей Родине», 27.10.2008) (дата обращения: 01.03.2019). На англ. яз..
19. Официальный сайт Львовская национальная музыкальная академия им. Н. В. Лысенко. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://conservatory.lviv.ua/wp-content/uploads/2016/03/dyssertacyja-sun-janyn.pdf (Сун Яньин. Интеграция европейских традиций пения в вокальную школу Китая. Диссертация. На правах рукописи. ) (дата обращения: 13.05.2017)
20. Шабордина И. В., Инь Яньчжуан. Профессор Чжоу Сяоянь - представитель шанхайской вокально-педагогической школы. (Тезисы. По материалам НФ УРАО IV Международной научно-практической конференции «Социальные и гуманитарные науки: образование и общество», Т. 2) Нижний Новгород, ООО «Печатная Мастерская «РАДОНЕЖ», 2012 - с. 277-280.
21. Шабордина И.В., Лю И. Международная деятельность выдающихся представителей вокального факультета Центральной консерватории Пекина. (Статья. Сборник «Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии» по материалам LX Международной научно-практической конференции «Научная дискуссия: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии». № 5(56). - М., Изд. «Интернаука», 2017. -7-35 с.
22. Шабордина И. В., Сунь Лу. Профессор Ляо Чанъюн - представитель шанхайской вокально-педагогической школы. (Тезисы. По материалам НФ УРАО IV Международной научно-практической конференции «Социальные и гуманитарные науки: образование и общество», Т. 2) Нижний Новгород, ООО «Печатная Мастерская «РАДОНЕЖ», 2012 -с. 274-277.
23. Ян Бо. Чжоу Сяоянь: у истоков профессионального певческого искусства Китая (Статья. Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Н. Новгород: издательство Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки, 2016. №1 (39). - С. 4-6