ВЫДАЮЩИЙСЯ БАРИТОН, ПРОФЕССОР ЛЯО ЧАНЪЮН - ПРЕДСТАВИТЕЛЬ КИТАЙСКОЙ ВОКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ
И.В. Шабордина, профессор Юй Хунсюань, магистр
Нижегородская государственная консерватория им. М.И. Глинки (Россия, г. Нижний Новгород)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-12-2-77-90
Аннотация. Данная статья посвящена выдающемуся певцу, заведующему факультетом сольного пения и оперной подготовки Шанхайской консерватории Ляо Чанъюну, освещены факты его биографии и творчество. Особое внимание уделено его международной деятельности, сотрудничеству с Пласидо Доминго, вкладу в развитие вокального искусства и академической оперы в Китае.
Ключевые слова: Ляо Чанъюн, музыкант, китайский оперный певец, вокальные конкурсы, исполнитель, мастерство, творческий, репертуар, художественный, развитие, искусство, китайская современная академическая опера.
Ляо Чанъюн (Ыао СЬаи§уоп§, ШШЖ, р. 25.10.1968 г.) - оперная звезда, певец, широко известный в мире как лучший баритон Китая, профессор, руководитель кафедры оперного пения и вице-президент Шанхайской консерватории, инициатор и художественный руководитель Оперного театра Шанъинь, академик, вице-председатель Китайской ассоциации музыкантов, один из самых любимых народом деятелей музыкальной культуры страны, современного конкурсного движения.
В ходе карьеры пел спектакли и концерты на лучших сценах мира в США (в Нью-Йорке, Вашингтоне, Мичигане и т.д.), Европе (в Австрии, Норвегии, Великобритании, Германии, Франции и др. странах), Японии (Токио), Китае (в Пекине, Шанхае, Гонконге и т.д.).
В репертуаре Ляо Чанъюна более 25 ведущих оперных партий, среди них партии в операх Верди - Риголетто в оп. «Риголетто», Эцио в оп. «Атилла», Ренато в оп. «Бал-маскарад», Родриго в оп. «Дон Карлос», Граф ди Луна в оп. «Трубадур», Жорж Жермон в оп. «Травиата», Паша Саид в оп. «Корсар», в операх Доницетти - Исраэле Бертуччи в оп. «Марино Фальеро», Лорд Уильям Сесил в оп. «Мария Стюарт», в операх Беллини - Капел-лио в оп. «Капулетти и Монтекки», Эрнесто в оп. «Пират», в операх Гуно - Валентин в оп. «Фауст», Граф Капулетти в оп. «Ромео и Джульетта», Фигаро в оп. Россини «Севиль-ский цирюльник», Эскамильо в оп. Бизе «Кармен» и др. Можно без преувеличения
сказать, что Ляо Чанъюн вот уже несколько десятилетий является «лицом» своей страны для мировой оперы, в которой он имеет высоко оцениваемую репутацию выдающегося вердиевского певца.
В Китае Ляо Чанъюн стал первым исполнителем ведущих ролей в операх современных китайских композиторов, включая мировые премьеры опер «Тан Сяньцзу» композитора Сюй Цяньцянь (^МЗМ) и «Восход солнца» ( ВЩ) композитора Цзинь Сяна
(^ ту.
В начале звёздной карьеры исполнителя огромную роль сыграло участие в ней всемирно известного тенора Пласидо Доминго, которое с момента их знакомства в ходе судьбоносного для молодого китайского певца конкурсе «Опералия» в Токио в 1997 году и за 26 лет активного творческого сотрудничества и дружбы переросло в важную для всего Китая совместную деятельность в сфере народного образования, а именно - в создание при Шанхайской консерватории учебной Студии Доминго в ноябре 2023 года. Это очень крупный шаг вперёд на самом высоком уровне образования страны - далёкий запад в самом сердце музыкального Шанхая. Благодаря ему китайские студенты, не выезжая из страны, смогут вживую в ходе длительного обучения взаимодействовать с лучшими певцами и ко-учами мировой оперы, а не только разово посетить мастер-классы заезжих оперных звёзд.
Ляо Чанъюн и Пласидо Доминго - два великих деятеля двух географически далёких друг от друга культур - приближают для студентов западную профессиональную культуру, делают её доступной и ощутимой. Это почти так же революционно и грандиозно, как было в Китае в первой половине прошлого века, когда страна начала осваивать европейскую музыку путём приглашения специалистов с запада и из СССР, и первой в Китае в 1927 году открылась Шанхайская консерватория. Ляо Чанъюн продолжает начинания почти столетней давности и под его руководством первая консерватория страны достойно встретит свой вековой юбилей.
Ляо Чанъюн родился 25 октября 1968 года в бедной многодетной семье в городе Чэнду провинции Сычуань. Это была в те годы бедная местность, известная лишь выращиванием бобовых культур. В Чэнду Ляо Чанъюн провел детство и окончил среднюю школу, по окончании которой, вдохновлённый поддержкой своего учителя музыки, подал заявление о поступлении в музыкальный колледж, однако не был туда принят. Проявив недюжинную настойчивость, он после тщательной подготовки поступил в возрасте 20 лет (в 1989 году) в ведущее музыкальное учебное заведение Китая - Шанхайскую консерваторию.
Его желание поступить на факультет сольного пения было столь велико, что Ляо Чанъ-юн пришел подавать документы на поступление босиком, так как у него не было обуви, но его мама поддерживала его, придя вместе с ним подавать его документы, хотя всё, чем она смогла помочь - дала всего 100 юаней на жизнь. В годы, проведённые в консерватории, Ляо Чанъюн получал помощь лишь от своих сестёр, которые отправляли ему на проживание ежемесячно 60 долларов. Обычно его пищей был рис, он редко мог позволить себе зайти в столовую, а мясо покупал лишь в то время, когда на следующий день предстоял экзамен или спектакль.
Такая жизнь была очень трудна, но он учился с огромным прилежанием и интересом. В первый год учебы Ляо Чанъюн много узнал много о звуковедении, дыхании, старательно изучал итальянский язык. По окончании первого курса Ляо Чанъюн был переведён в класс профессора Чжоу Сяоянь.
Профессор Чжоу Сяоянь (1917-2016) в 1989 году, в период прихода в её класс Ляо Чанъюна, являлась практически самой влиятельной фигурой в вокальной педагогике Китая, выпускниками её класса уже были имевшие мировую известность китайские оперные певцы.
Сама она получила разностороннее вокальное образование у русских, итальянских и французских педагогов. Изначально училась в Шанхайской консерватории (1936-37 учебный год) в классе профессора В.Г. Шушлина (В.Г. Шушлин - бывший солист Мариинского театра (1918-1921), бас, окончивший Санкт-Петербургскую консерваторию в классе профессора Станислава Ивановича Габеля (баса), который, в свою очередь, учился вокалу в Европе у таких известных педагогов, как тенор Франческо Чиаффеи (Варшавский музыкальный институт, в 1866-1870 гг.), бас Фредерик Лаблаш (в 1870-1873 гг.) - сын известного итальянского педагога Луиджи Лаблаша (автора знаменитой работы «Methode de chant», 1846) [13], баритон Камилло Эверарди и баритон Василий Максимович Самусь (СПб-консерватория).
Но уже в 1937 году Чжоу Сяоянь пришлось возвратиться домой в Ухань из-за начавшейся войны с Японией, а через год она уехала в Париж. Там получила полное семилетнее образование в Русской консерватории в классе С.Н. Гладкой-Кедровой - выпускницы СПб-консерватории класса профессора Натальи Александровны Ирецкой, которая, в свою очередь, получила образование в СПб-консерватории в классе шведской певицы Генриетты Ниссен-Саломан - ученицы Мануэля Гарсиа, а затем в Париже консультировалась у Полины Виардо. Дополнительно Чжоу С. занималась у итальянских и французских педагогов. Следовательно, фундамент вокального образования Ляо Чанъюна - вокальные школы России, Италии и Франции.
Чжоу Сяоянь стала для Ляо Чанъюна отличным педагогом, под чьим руководством в годы консерваторского обучения он вырос до певца международного уровня. Уже в ходе обучения в бакалавриате он получил несколько наград в 1992 и 1993 годах на международных музыкальных фестивалях и конкурсах, затем продолжал учиться в магистратуре.
Отдавая дань любви и уважения своему любимому педагогу, Ляо Чанъюн через много лет расскажет в интервью газете Chinanews, что самой важной особенностью учителя Чжоу была полная самостоятельность и ответственность за любое дело, которое она выполняла, и если она, к примеру, делает постановку пьесы, то она будет активно участвовать в каждом этапе работы - от изучения сценария до выхода на сцену, даже в восьмидесятилетнем возрасте или если в этот день не взойдёт солнце. Учитель Чжоу всегда следила за каждой деталью, за выполнением всех требований, приучая студентов к самостоятельности и скрупулёзности в подготовке к исполнительской работе, неоднократно разъясняла, что успех или неудача кроются в деталях, и что необходимо обращать внимание на каждый недостаток и тщательно убирать его, пристально следя за этим. Руководствуясь такими её наставлениями и жёсткими требованиями к качеству исполнения, молодой баритон настолько тщательно отработал владение иностранными языками в пении, что в Париже за лучшее произношение по-французски получил Спецприз международного конкурса вокалистов в 1994 году, а затем через год, только что выпустившись из консерватории, успешно спел на сцене Шанхайского Большого театра партию Эскамильо в опере Ж. Бизе «Кармен» на языке подлинника в совместной международной постановке с французской оперой.
1996-1997 годы ознаменовались для Ляо Чанъюна абсолютными победами (I премиями) в трёх крупных зарубежных вокальных конкурсах: в Тулузе (Франция) в XLI Международном конкурсе вокалистов (сентябрь 1996 г.), в Токио (Япония) в международном конкурсе «Operalia» (июнь 1997 г., Yuport Kan-I Hoken Hall), в Осло (Норвегия) в Международном конкурсе музыкантов имени королевы Сони (август 1997 г.).
Можно сказать, что из этих трёх побед особенно важной, фактически судьбоносной для певца, оказалась победа в конкурсе «Operalia».
Международный конкурс «Operalia» (открыт в 1993 году) [11] в период участия в нём Ляо Чанъюна проводился в пятый раз, но впервые в нём стал лауреатом I премии азиатский певец, и это было высокое достижение
китайской вокальной школы на мировом уровне. Пласидо Доминго - создатель конкурса и председатель жюри - столь высоко оценил Ляо Чанъюна, что в интервью СМИ говорил о нём, как о великом певце, назвав его лучшим баритоном, которого он слышал когда-либо. Победа в «Operalia» принесла Ляо Чанъюну не просто славу, а многолетнее творческое сотрудничество с таким признанным мэтром вокального мира, как Пласидо Доминго, который, будучи не только певцом, но и продюсером, сразу после конкурса пригласил молодого китайского баритона на гастроли по всему миру, а затем часто говорил о нём, как о любимом ученике.
На родине Ляо Чанъюн за высокие профессиональные достижения того периода был награждён по достоинству: отмечен премиями Baosteel Elegant Art Foundation за 19951996 гг. в апреле 1997 года и Magnolia Theater Performance Award в том же году.
А три победы в престижнейших конкурсах мира (во Франции, Японии и Норвегии) дали начало его звёздной международной карьере уже в 1998 году, когда певцу не исполнилось и 30 лет. Эта стремительная карьера началась с выступлений на самых престижных концертных и оперных площадках мира во многом благодаря вниманию к нему и доброжелательности со стороны Пласидо Доминго.
Первый год зарубежной карьеры молодой китайской звезды был предельно насыщен выступлениями. В начале года он был приглашён в Токио для участия в Новогоднем концерте, где он пел с Пласидо Доминго в дуэте. Позже в интервью репортёру газеты «Вечерние новости Шэньчжэня» (ЩЩЩ.Щ., "Shenzhen Evening News") Ляо Чанъюн скажет о дружбе и сотрудничестве с Пласидо Домин-го, что с момента получения награды на «Опералии» они поддерживают хорошие отношения, он получал несколько раз от До-минго приглашения в концерты, а также рекомендации на контракты в опере в разных частях света, в том числе в Шанхае, где они выступали совместно. Чанъюн многому научился у Доминго, и это касается прежде всего не техники пения, а именно отношения к искусству (к примеру, маэстро занимается не исключительно собственной карьерой, а много поддерживает молодое поколение) и другим сторонам жизни, вне искусства.
После выступления в Токио, в том же году с невероятно плотным графиком состоялись выступления Ляо Чанъюна в разных частях света: в Америке в Карнеги-Холле (партия лорда Сесила в «Марии Стюарт» Г. Доницетти), затем в мае в Норвегии на Бер-генском международном фестивале, в июле в Великобритании (партия Эскамильо в «Кармен» Ж. Бизе), в концертах в августе в Германии и в сентябре в Шанхае в Большом театре, и там же, в Шанхайской опере в сотрудничестве с французским театром Grand Opera была показана постановка оперы Ш. Гуно «Фауст» с Ляо Чанъюном в партии Валентина. В течение этого грандиозно успешного для него года он пел на одних сценах с оперными звёздами со всего мира, такими, как Рут Свенсон, Анна Софи Муттер, Чечилия Бартоли, Хосе Каррерас, дирижёр Колин Дэвис.
В Китае в 1998 году за свой высокий профессионализм Ляо Чанъюн получил ещё одну высокую награду - премию «Белая магнолия».
В последующие двадцать лет темп его творческой и гастрольной деятельности не снижался.
За рубежом он пел в Нью-Йорке в 1999 году, выступив в концерте в музее Метрополитен-опера и театре «Aquila»; в 2000 году по приглашению маэстро П. Доминго пел в Токио в Новогоднем концерте и в ноябре того же года - в Вашингтоне в Центре Кеннеди партию ди Луна (Верди «Трубадур») под управлением маэстро Доминго; в 2001 году в Карнеги-Холл спел партию Эцио (Верди «Ат-тила», дирижёр Эва Куэлер), в сентябре того же года - в Вашингтонском оперном театре партию Дапертутто (Оффенбах «Сказки Гофмана», дирижёр П. Доминго), в 2002 году дал сольный концерт с Нью-Йоркским симфоническим оркестром в Карнеги-Холл, там же спел партию Бертуччи (Доницетти «Марино Фальеро», дирижёр Эва Куэлер), летом того же года в Париже пел на юбилейном концерте Х Международного конкурса Пласидо До-минго «Опералия», затем - в Вашингтонском оперном театре партию Дапертутто (Оффен-бах «Сказки Гофмана», дирижёр П. Доминго) и в октябре в Мичиганском оперном театре партию ди Луна (Верди «Трубадур»); в 2003 году дебютировал в Нидерландах в Голландской национальной опере в роли японского
принца Сейкё в опере Тань Дуна «Чай: Зеркало души», 23 апреля в Карнеги-Холл спел партию Эцио (Верди «Аттила», дирижёр Эва Куэлер) в составе выдающихся певцов мирового уровня: бас Самюэл Рейми (Samuel Ramey, Аттила), сопрано Лорен Флэниган (Lauren Flanigan, Одабелла), тенор Франсиско Казанова (Francisco Casanova, Ульдино), в октябре того же года спел партию Ренато (Верди «Бал-Маскарад») и партию графа Ди Луна (Верди «Трубадур») в Мичиганском оперном театре; в 2004 году - в марте в Нью-Йорке в Карнеги-Холл спел партию Эрнесто (Беллини «Пират»), 21 марта того же года - партию Паши Саида (Верди «Корсар», дирижёр Эва Куэлер) в одном составе с тенором Франсиско Казанова (Коррадо), сопрано Марией Драгони (Гульнара) и сопрано Россаной Потенца (Ме-дора); в 2005 году в Амстердаме в Нидерландской национальной опере спел партию Сейкё (Тан Дунь «Чай - зеркало души»), 4 мая того же года во Флориде в Большой опере исполнил роль Ренато (Верди «Бал-маскарад»); в 2006 году совершил сольное концертное турне в города Европы и США.
7 ноября 2008 года в Золотом зале Вены (Австрия) Ляо Чанъюн совместно с симфоническим оркестром Чехии спел концерт, в программу которого вошли лучшие арии зарубежной классики и песни китайских композиторов - арии Фигаро (Россини «Севильский цирюльник»), Фигаро (Моцарт «Свадьба Фигаро»), Ксеркса (Гендель «Ксеркс»), Малате-ста (Доницетти «Дон Паскуале»), Валентина (Гуно «Фауст»), «Страстная земля» (Ши Гу-аннань), «Я живу у истока реки Янцзы» (Ли Цинчжу), «Древняя песня» (Чжу Цзяци), «Я и моя Родина» (Цинь Юнчэн). Этот концерт стал первым зарубежным выступлением в рамках X-го Шанхайского международного фестиваля искусств.
В июле 2010 года в Нью-Йорке Ляо Чанъ-юн совместно с Шанхайским симфоническим оркестром принял участие в серии летних концертов филармонического оркестра Нью-Йорка «Концерты в парке» («Concerts In the Park»). 13 июня 2010 года в концерте Ляо Чанъюн исполнил знаменитую каватину Фигаро (Россини «Севильский цирюльник»), а также спел в дуэте с сопрано Хуан Ин «La ci darem la mano» из оп. В.А. Моцарта
«Дон Жуан» под управлением дирижёра Ю Лонг 11).
21 марта 2013 года в Сиднейском оперном театре Ляо Чанъюн спел соло баритона в кантате Карла Орфа «Кармина Бурана» в сопровождении оркестра театра (дирижёр Ю Лонг). Исполнители: хор Сиднейской филармонии, детский хор Сиднея, сопрано Милица Илич (Milica Ilic), тенор Пол Макмахон (Paul McMahon). В своей статье репортёр Алан Ю с восторгом отметил выступление Ляо Чанъ-юна: «Больше всех проявил себя баритон Ляо Чанъюн, блиставший мастерством в быстрой пьянящей песне «Estuans interim» («Жжёт внутри» или «Злобное покаяние») и, в особенности, его исполнение «а капелла» «Ego sum abbas» («Аббат Куканы») [1].
Много лет имея счастье сотрудничать с Пласидо Доминго, Ляо Чанъюн научился у него не только вокальным секретам, но и, очевидно, перенял разносторонний опыт организаторской и управленческой деятельности в ходе творческой работы. Ляо Чанъюн не только сам поёт на международной сцене, но и, являясь художественным руководителем и режиссёром-постановщиком молодёжного оперного театра при Шанхайской консерватории музыки, он организует гастрольный показ своих постановок за рубежом, тем самым популяризируя китайское вокальное искусство и помогая реализации молодых исполнителей.
Так, например, с поставленной Ляо Чанъ-юном оперой «Тан Сяньцзу» @ЖШ) композитора Сюй Цяньцянь весь состав труппы и симфонического оркестра Шанхайской консерватории музыки неоднократно гастролировали в крупнейшие города Европы и Австралии: 13 января 2018 года опера шла в Чехии в Академии музыки имени Яначека; 16 января 2018 года опера шла на Молодёжном оперном фестивале в Музыкальной академии имени Ференца Листа в Будапеште (Венгрия). В 2019 году они с оперой «Тан Сяньцзу» совершили турне в Австралии: в Мельбурнском университете (3 апреля), Мельбурнском концертном зале (5 апреля) и Сиднейском оперном театре (7 апреля). Ляо Чанъюн спел главную партию - Тан Сяньцзу под управлением дирижёра Чжоу Кэ (^Щ). В интервью репортёрам Будапешта Ляо Чанъюн сказал о том, что китайские артисты выезжают за границу
не только с целью показать оперу, но продвигают унаследованную ими традиционную китайскую культуру, чтобы мир мог понять гуманистические чувства и духовную основу Китая.
7 мая 2019 года Ляо Чанъюн спел сольный концерт в Вене на сцене театра «Theater Akzent» (Австрия), концерт был приурочен ко Дню китайского языка. Аккомпанировал в концерте Сунь Инди (Sun Yingdi, -
известный китайский пианист, обладатель лауреата I премии XII Международного конкурса пианистов имени Ференца Листа.
Выдающиеся достижения в искусстве Ляо Чанъюна получили мировое признание, в 2011 году он был награждён международной премией «Montblanc International Art Sponsorship Award». Эта награда была учреждена в 1992 году культурным фондом Montblanc в Германии в Гамбурге, и она осуществляется в поддержку развития мировой культуры и искусства, имея международный статус во многих странах. В Китае, благодаря высокому уровню развития искусства и культуры в стране, премия вручается с 2003 года.
Столь плотный график зарубежных выступлений с 1998 по 2019 год сочетался в жизни Ляо Чанъюна с насыщенной творческой деятельностью в Китае в рамках культурного обмена с зарубежными странами. Так, в 2001 году совместно с Пласидо Доминго он пел в концерте в Шанхае дуэт Родриго и Дон Карлоса «È lui! Desso!» из оперы Дж. Верди «Дон Карлос», дуэт Рудольфа и Марселя «O Mimi tu più non torni» из оперы Дж. Пуччини «Богема». Также они спели втроём с сопрано Хэ Хуэй (ЭДЖ) дуэт Дон Жуана и Церлины из оперы В. А. Моцарта «Дон Жуан», китайскую песню «Каньдинская песня о любви» («ШЙ1^^»). Сольно Ляо Чанъюн спел арию Фигаро из оперы Дж. Россини «Се-вильский цирюльник»; в 2004 году в апреле в Шанхае спел сольный концерт с программой русских песен, в октябре того же года в пекинском «Поли-театре» - партию Капеллио (Беллини «Капулетти и Монтеки») с филармоническим оркестром Тулузы (Франция).
В 2004 году Ляо Чанъюн выпустил сольный альбом «Русские песни». В альбом вошло 13 песен: «Подмосковные вечера», «Катюша», «Эй, ухнем», Песня Маринэ из фильма «Стрекоза», «Уральская рябинушка», «Ой, цветёт
калина», «Пряха», «Огонёк», «Три танкиста», «Дороженька», «Песня старых комсомольцев», «Песня про рушник» («Рщна мати моя»), «Волховская застольная». Ляо Чанъюн исполнил песни на китайском языке.
Также многолетнее сотрудничество с Пла-сидо Доминго и личные международные связи Ляо Чанъюна позволили создать при Шанхайской консерватории «Студию маэстро Пласидо Доминго», торжественное открытие которой состоялось 14 ноября 2023 года [23] в присутствии самого маэстро Доминго в «Музыкальном замке» - исторической достопримечательности Китая. Здание построено в 1905 году, изначально в нём располагалось консульство Бельгии, затем с 1949 по 1999 г. - кабинет декана Шанхайской консерватории Хэ Люйтина - выдающегося китайского композитора, потом библиотека консерватории, в настоящее время это место, где проходят подписания ценных документов, особо важные события в жизни культуры и искусства Шанхая. В ноябре 2023 года во время визита в КНР Пласидо Доминго был удостоен звания почётного президента Большого театра Шанхая. В радиоинтервью от 16 ноября 2023 года вице-президент Шанхайской консерватории Ляо Чанъюн отметил, что Пласидо Доминго сыграл важную роль в его карьере [19]. Studio Domingo создана для проведения со студентами концертов, оперных постановок и мастер-классов, что позволит повысить исполнительский уровень обучающихся.
Наряду с мировой звёздной вокальной карьерой и деятельностью по культурному обмену с зарубежными странами Ляо Чанъюн ведёт многолетнюю творческую деятельность в Китае, внося неоценимый вклад в развитие музыкального искусства в разных областях: это и исполнительская деятельность, и популяризация западной вокальной классики, и развитие профессионального образования, административная и общественная деятельность.
За выдающиеся трудовые заслуги Ляо Чанъюн удостоен почётных званий «Герой труда Шанхая» (Shanghai Labor Model, 2000 г.), «Герой трудовой славы Шанхая» (National Labor Model Glory, 2002 г.).
Как оперный и концертный певец он является одним из самых востребованных испол-
нителей своей страны. Вот далеко не полный перечень его выступлений:
В 1999 году он спел концерты в Шанхайском Большом театре, в Центре искусств Чэн-ду, в декабре того же года спел партию Жер-мона (Верди «Травиата») на Тайване.
В январе 2002 г. в Пекине в «Поли-Театре» под аккомпанемент Китайского филармонического оркестра Ляо Чанъюн спел партию Мефистофеля в драматической легенде Г. Берлиоза «Осуждение Фауста».
В ноябре 2002 года в Большом театре Шанхая Ляо Чанъюн исполнил партию Марселя в опере Дж. Пуччини «Богема», в этом же году он дал сольный концерт в Шанхайской консерватории.
В 2003 году в городе Фошань провинции Гуандун Ляо Чанъюн спел Новогодний концерт.
В октябре 2005 года в Большом театре Шанхая Ляо Чанъюн исполнил партию Фигаро в опере Дж. Россини «Севильский цирюльник».
В марте 2007 года Ляо Чанъюн спел партию Тонио в опере Р. Леонкавалло «Паяцы» и партию Альфио в опере П. Масканьи «Сельская честь» в Большом театре Шанхая.
В мае того же года спел партию Эскамильо в оп. Ж. Бизе «Кармен» в совместной постановке Французского оперного фестиваля «Chorégies d'Orange» и Большого Шанхайского театра.
2 ноября 2007 года в рамках «IX-го Шанхайского Международного фестиваля искусств в Китае» он спел сольный концерт из двух отделений: в первом отделении концерта прозвучали романсы и песни композиторов Г. Доницетти и Дж. Верди под аккомпанемент пианистки Кристин Оклунд; во втором отделении - арии из опер под симфонический оркестр Шанхайского оперного театра под управлением Чжан Гоюна.
В декабре 2007 года в Шанхайском Большом театре Ляо Чанъюн исполнил партию Риголетто в опере Дж. Верди «Риголетто» в постановке оперного центра Чжоу Сяоянь.
В 2008 году в Пекинском центре исполнительских искусств Ляо Чанъюн спел партию Родриго в опере Дж. Верди «Дон Карлос», в 2010 году в Гонконге - соло баритона в кантате Карла Орфа «Кармина Бурана» в сопро-
вождении Гонконгского филармонического оркестра.
14 ноября 2010 года в Нанкинском Большом театре Ляо Чанъюн принял участие в концерте «Китай - моя любимая мама»
известного композитора Лу Цайи (й^М, Lu Zaiyi).
В октябре 2011 года Ляо Чанъюн совместно с сопрано Хуан Ин стал художественным руководителем концерта «Романтическая ночь - Специальный концерт мировой классики» («ММ^Ш-
состоявшемся 29 октября 2011 года в Шанхайском Большом театре в рамках Шанхайского международного фестиваля искусств. Также Ляо Чанъюн с Хуан Ин пели в этом концерте.
В многочисленных совместных постановках разных лет Пекинского центра исполнительских искусств с западными театрами и артистами певец исполнил партии Жермона (Верди «Травиата», 2011 г.), Фигаро (Россини «Севильский цирюльник», 2011, 2013 гг.), Ре-нато (Верди «Бал-маскарад», 2013 г.), Фигаро (Моцарт «Женитьба Фигаро», 2015 г.), Васко-ва (Молчанов «А зори здесь тихие», 2015 г.) и другие.
Одной из лучших его партий является партия Фигаро оп. Дж. Россини «Севильский цирюльник». В международной постановке в Пекинском центре исполнительских искусств 24 ноября 2011 года он спел партию Фигаро в оп. Дж. Россини «Севильский цирюльник» под руководством американского дирижёра Лорина Маазеля (Lorin Maazel) и британского режиссёра Уильяма Кёрли (William Kerley). Исполнители: в роли графа Альмавива - Янг Янг (^|Щ) и Тейлор Нельсон (Tyler Nelson), в роли Розины Ван Хунъяо (ï^^) и Джойс Эль Кури (Joyce El-Khoury), в роли Фигаро -Рэндал Тернер (Randal Turner), в роли Бартоло - Хуан Ронхай (^^Ш) и Кори Крайдер (Corey Crider), в роли Базилио - Тянь Хаоцзян (Ши?Х) и Сэм Хэндли (Sam Handley) и другие.
В мае 2012 года в Пекинском центре исполнительских искусств Ляо Чанъюн спел партию Ренато в опере Дж. Верди «Бал-маскарад» под управлением дирижёра Лу Цзя и известного аргентинского режиссёра Уго де Анна. Состав исполнителей: тенор Дай
Юйцян Ричард), сопрано Хэ Хуэй
(^ПЖ, Амелия), меццо-сопрано Чжан Цюлинь Ульрика).
В апреле 2021 года в Национальном театре Пекина Ляо Чанъюн спел партию Ж. Жермона (Верди «Травиата») под управлением дирижёра Ю Лонга (^РЙ) в одном составе с Чжан Липин (Виолетта) и Ши Ицзе (Альфред). Эта пекинская постановка в период пандемии ко-ронавируса (без возможности международного участия) с китайскими исполнителями высочайшего мирового уровня говорит о стремлении Китая заниматься популяризацией оперного искусства как жанра в самых лучших его образцах.
Большое внимание уделяет Ляо Чанъюн развитию китайской академической оперы, исполняя музыку современных композиторов.
17 июня 2015 года в Пекинском центре исполнительских искусств Ляо Чанъюн спел партию Пана Юэтина в премьере
оперы Цзинь Сяна (^ Ш) «Восход солнца» ( 0Щ) под управлением Лу Цзя.
В 2017 году Ляо Чанъюн спел главную партию Тан Сяньцзу @ЖШ) в одноимённой опере («Тан Сяньцзу») композитора Сюй Цяньцянь 8 января 2017 года - в
Национальном центре исполнительских искусств, 2 мая 2017 года - в Шанхайском Большом театре.
13 июля 2021 года в Национальном театре Пекина Ляо Чанъюн спел в премьерной постановке театра партию двоюродного дедушки в опере «Дочь партии» («^Й^А») под руководством режиссёра Ван Цзюнь и
дирижёра Ли Синьцао Опера напи-
сана группой композиторов, их имена: Чжан Чжуоя, Ван Цзуцзю, Инь Цин, Ван Сюрен, Цзи Чэн, Фань Тяньсин. Либретто оперы Янь Су (|Щ^). Впервые опера была поставлена оперной труппой Главного политического управления Народно-освободительной армии Китая в 1991 году к 70-летию основания Коммунистической партии Китая. Исполнители: в роли Тянь Юмэй - Лэй Цзя (ш^±) и Ву Цзин в роли двоюродного дедушки
- Ван Хэсян (1ШМ), в роли Гуйин - Ван Цзин (1Щ) и Цзян Нин (Йх), в роли Ма Цзяхуя - Сюэ Хаоинь (^/Ш) и Ван Зенань
(1#Ш), в роли командира Сунь (#) - Гу Цзин (ÎPâ), в роли Сяочэна (ФШ) - Хуан Сюнго (ЙШШ).
Таблица.
Созданные им образы в партиях Пан Юэтин и Тан Сяньцзу станут образцами для следующих поколений исполнителей.
Также Ляо Чанъюн внёс большой вклад в развитие вокального образования в Китае, работая в Шанхайской консерватории музыки: с 2000 по 2019 год Ляо Чанъюн занимал пост заведующего кафедрой сольного пения, в январе 2019 года был назначен деканом консерватории, также он является вице-президентом Шанхайской консерватории.
Подготовка молодых певцов - одна из приоритетных задач этой работы. С 2016 года, после смерти своего педагога - Чжоу Сяоянь, он возглавил оперный Центр её имени, просуществовавший с 1988 по 2019 год, а затем реорганизованный Ляо Чанъюном в Оперный театр Шанъинь Ляо Чанъюн
стал его художественным руководителем. Создание оперного театра даёт возможность осуществить подготовку не только певцов, но и оперных режиссёров, дирижёров, постановщиков хореографии, художников по свету и других специалистов, необходимых для оперных постановок. Основной целью создания оперного театра Шанъинь является подготовка кадров мирового класса, для этого Ляо Чанъюн вышел на прямое долгосрочное сотрудничество с европейской оперной индустрией и обмены с академиями и университетами, такими как молодёжная студия Ла Скала, Музыкальная консерватория Верди в Милане, Оперный театр Комо и Консерватория Флоренции.
В рамках этого сотрудничества в октябре 2019 года Шанъинь совместно с Театром Ла Скала представил две оперы Моцарта: «Мнимая садовница» и «Волшебная флейта» в постановке немецкого режиссёра Петера Штай-
До настоящего времени Ляо Чанъюн спел 2 партии в мировых премьерах опер:
на, оперы шли в рамках Шанхайского международного фестиваля искусств.
24 декабря 2020 года в театре состоялась премьера оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта. Для осуществления постановки были приглашены деятели искусств из разных стран - режиссёр Пьер Франческо Маэстрини (Pier Francesco Maestrini) из Италии, Рейнхард Линден (Reinhard Linden) из Германии, художник-постановщик Николас Бони (Nicolás Boni) из Аргентины, художник по костюмам Альфредо Троизи (Alfredo Troisi) из Италии.
В мае 2023 года Ляо Чанъюн стал организатором Первого музыкального фестиваля в оперном театре Шанъинь
На фестиваль были приглашены ведущие деятели искусств мирового уровня: композитор и дирижёр Тан Дунь (i?M), дирижёр Сюй Чжун (ii-), баритон Вай Кайвэй (^рДШ), сопрано Хэ Хуэй (fnM), композитор и музыкальный продюсер Ань Донг (^Ш). Оперным театром Шанъинь были показаны оперы «Травиата» Дж. Верди, «Летучий голландец» Р. Вагнера (в постановке Шанхайского оперного театра), «Чай - зеркало души» Тан Дуня, мюзикл «Весенний Шанхай 1949» («#ü®1949»), а также была проведена серия концертов классической музыки под названием «Выбор оперы» («ЗДШ^») [9].
14 декабря 2023 года в «Музыкальном замке» состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Шанхайской консерваторией и фестивалем Россини. На церемонии присутствовали: генеральный консул Италии в Шанхае Тициана Д'Анджело (Tiziana D'Angelo), консул Рокко Карло Генчи (Rocco Carlo Genchi), директор итальянского инсти-
Дата Композитор Опера Партия Город, театр
17.06.2015 г. Цзинь Сян ± Ж Восход солнца ВЖ Пан Юэтин Пекин, Национальный центр исполнительских искусств
08.01.2017 г. Сюй Цяньцянь шш Тан Сяньцзу Тан Сяньцзу шшж Пекин, Национальный центр исполнительских искусств
тута культуры в Шанхае Франческо Д'Арелли (Francesco D' Arelli), председатель по культуре и туризму города Пезаро Даниэль Вимини (Daniele Vimini), исполнительный директор Россиниевского фестиваля Кристиан де Кьяра (Cristian Deila Chiara).
С 13 по 16 апреля 2024 года на сцене оперного театра Шанъинь в рамках 39-го Международного музыкального фестиваля «Шанхайская весна» состоялась совместная постановка Шанхайской консерватории и оперного театра Комо (Италия) оперы Россини «Се-вильский цирюльник». Постановку осуществили Ляо Чанъюн, Джованни Веджетто -директор оперного театра Комо, Го Сен - заведующая труппой, дирижёр Карло Голь-дштейн, художник по костюмам - Иван Сте-фанутти, художник по свету - Фьямметта Балдисерри. В 2024 году планируется ещё одна совместная постановка Шанхая и театра Комо - оперы Бизе «Кармен».
Помимо оперных постановок, в театре Шанъинь проходят лекции, мастер-классы, камерные вокальные и инструментальные концерты.
Будучи мэтром вокального искусства, Ляо Чанъюн проводит мастер-классы для молодых певцов, студентов вокального отделения не только в Китае, но и за рубежом: в 2015 году он дал мастер-класс в г. Сан-Франциско (США); в 2019 году он провёл мастер-класс в Синхайской консерватории музыки г. Гуанчжоу (провинция Гуандун); ежегодно, с 2019 по 2022 год, Ляо Чанъюн проводит мастер-классы в г. Шэньжэнь (провинция Гуандун) в рамках молодёжной оперной программы «Shenzhen singing festival», организатором которой является певица Лэй Цзя (ш^±).
Также, являясь известнейшим певцом и педагогом, Ляо Чанъюн много работает в составе жюри вокальных конкурсов. Важной частью подготовки молодого поколения певцов в Китае является конкурс вокалистов в г. Нинбо - престижнейший конкурс в Китае в области вокального искусства. Впервые Ляо Чанъюн был в составе жюри Третьего китайского международного конкурса вокалистов в г. Нинбо в 2005 году, и уже тогда конкурс получил статус члена WFIMC. Ляо Чанъюн был приглашён в состав жюри конкурса в г. Нинбо
и в последующие годы: в 2014 году, 2018 году.
В 2023 году Ляо Чанъюн создал «I конкурс оперных исполнителей в Оперном театре Шанъинь». В состав жюри вошли деятели искусств из-за рубежа и Китая: Эммануэль Хон-дре - генеральный директор Национальной оперы Бордо (Франция), доктор искусствоведения; Тимоти Рис-Эванс - валлийский дирижёр, директор Королевского Валлийского колледжа музыки и драмы (Великобритания); Го Сен - сопрано, профессор Шанхай-
ской консерватории, вице-президент оперного театра Шаньинь. Конкурс прошёл в 3 тура: первый отборочный - по видеозаписям, второй - на сцене Концертного зала острова Гуланъюй в городе Сямынь, финальный тур прошёл на сцене Оперного театра Шанъинь 12 декабря, в него вышли 16 участников. Победителями стали: I премия - баритон Ху Сихао (ШШШ), II премия - сопрано Ло Юдань и Чжан Йин №f^), III
премия - бас Амарболд Цэнд-Аюуш (Монголия), баритон Чжан Гунхао и сопрано Гу Вэньменг (Ш^^). Специальные награды: «За выдающиеся достижения» - баритон Чэнь Чжиюань (||£ПЙ), баритон Шэнь Чжэнхао (^Вв), тенор Чжан Тун (ШШ, «Специальная премия за исполнение арии из китайской оперы» - тенор Линь Цзюньлан (ШШЙ), «За лучшее выступление» - Ли Цзыхао сопрано Уриэль Же
Разносторонняя деятельность и неустанная забота Ляо Чанъюна о воспитании молодого поколения вокалистов: создание театра Шанъинь, конкурса оперных исполнителей, студии маэстро Доминго и реализация множества других проектов, - это проявление его отношения к миру, основы которого были заложены в классе Чжоу Сяоянь. Один из её выпускников, Чжоу Цзиньхуа (^й^), руководитель вокального факультета Шанхайского педуниверситета, сказал в 2017 году в интервью газете Chinanews, что обучение у госпожи Чжоу никогда не заканчивается, и если учитель Чжоу признаёт тебя своим учеником, то она будет отдавать себя всем сердцем и научит всему, подтверждая старую китайскую поговорку о том, что «один раз учитель - всегда отец», поэтому многие её выпускники остались учениками на всю жизнь, в любое
время они приходили к ней за помощью в школу и домой. Через год после её кончины, в 2017 году, на 34-ом международном фестивале «Шанхайская весна» Ляо Чанъюн дал сольный концерт «Весенние размышления -век китайской песни», в программе которого первое произведение «Научи меня, как не скучать по тебе» выразило его тоску по учителю Чжоу, а после концерта в интервью газете Chinanews Ляо Чанъюн с большим чувством сказал, что учитель Чжоу всегда учила петь и продвигать китайские песни, и он всю свою карьеру делает это, и сейчас, через год после её ухода из жизни, он надеется, госпожа Чжоу будет довольна его усилиями.
16 мая 2017 года на том же фестивале «Шанхайская весна» была представлена обновлённая концертная версия оперы «Песня ласточки» композитора Си
Цимина (^^ВД). Авторы либретто - известные драматурги Хань Ши и Ган Шицзя
Сюжет основан на реальных событиях творческой биографии профессора Чжоу Сяо-янь, начиная с истории её юности и учёбы во Франции до возвращения в Китай и начала работы педагогом, показаны трудности периода культурной революции, история создании Оперного центра и другие важные события её почти столетней жизни. Имя Чжоу Сяоянь в опере изменено на Сяо Яньцзы. Образ Сяо Яньцзы в опере - это трогательный образ человека, любящего свою Родину, дело, учеников и жизнь.
Опера была написана по заказу художественного руководителя Шанхайской оперы Вэй Суна - выпускника Чжоу Сяоянь, поставлена режиссёром Фан Хунлинем дирижёром Чжан Чэнцзе Премьера состоялась 24 марта 2014 года в Большом театре Шанхая, Чжоу Сяоянь присутствовала на премьере, на момент премьеры оперы ей уже было 97 лет. Главные роли исполнили её выпускники: в роли Сяо Яньцзы - Лю Лянь - педагог вокала Шанхайской консерватории, в роли Чжан Цзюньяна - Хань Пэн (^Ш) - молодой оперный певец, а также Сюн Юфэй, У Жуйруй, Чжан Хуэйюн, Юй Хаолей.
В опере 4 действия.
В 1 действии показана сцена празднования 88-летия профессора Сяо Яньцзы. В этот день
к ней в гости приходят более пятидесяти её учеников. В ходе празднования гости придумали игру, они надевают на лица маски, чтобы она могла угадать учеников по их голосу или даже по физическому контакту, например, пожатию руки, и учитель даже с закрытыми глазами узнаёт каждого ученика - эта трогательная сцена показывает, что она знает своих студентов, как своих детей. Затем действие переносится в прошлое, в юные годы Сяо Яньцзы, когда она делает первые шаги в профессию.
Во 2 действии показан период её обучения в Париже в годы Второй мировой войны, главной героине пришлось пережить несколько трагедий: один её родной брат умер вследствие истощения, а второй - в ходе Японо-китайской войны. В разгар войны она была полностью оторвана от своей семьи и лишена финансовой поддержки. Но она боролась за свою жизнь, приложила все усилия в обучении пению, и вскоре смогла добиться отличных результатов, став известной певицей, которую стали называть «маленькой мадам Баттерфляй» и китайским соловьём. Покорив Европу, она возвращается на родину.
Третье действие происходит в Китае, здесь Сяо Яньцзы посвятила себя преподаванию вокала, она воспитала множество выдающихся певцов. Тех студентов, у кого не было средств для обучения в консерватории, Яньцзы обучала бесплатно, а во время культурной революции обходила запреты на западную музыку, занимаясь со студентами у себя дома.
В четвертом действии показано открытие при Шанхайской консерватории Оперного центра Сяо Яньцзы, первой постановкой которого стала опера Верди «Риголетто». Здесь же показано новое испытание Сяо Яньцзы: на гастролях с Оперным центром в городе Нанкин во время ежедневных репетиций она падает и ломает бедренную кость, ей делают операцию, но она не прекращает обучения студентов - вызывает их к себе в палату. В конце оперы главной героине 96 лет, к ней приходят все её ученики и выпускники и поют хором.
Опера «Песня ласточки» исполнялась и 28 августа 2017 года в Шанхайском центре восточного искусства к 100-летию со дня рождения Чжоу Сяоянь, что явилось выражением
глубочайшего почитания ее учениками. Это первая и единственная в мире опера, главным героем которой является педагог-вокалист. Опера «Песня ласточки» - уникальное явление мировой оперной культуры, живая сценическая память о любимом педагоге. И это сделано в Китае! Создание этой оперы и её сценическая жизнь стали возможны благодаря любви к учителю Чжоу и духовному единству десятков её выдающихся выпускников. Ляо Чанъюн является, возможно, самым лучшим и любимым её учеником, наследником её дела в Шанхайской консерватории и Оперном центре, значимой частью удивительного явления - вокальной семьи учителя Чжоу. И сегодня он делает для молодых певцов то, что сделали для него учитель и страна: создаёт условия, сравнимые с чудом, для достижения успеха в профессии.
Как общественный деятель Ляо Чанъюн с февраля 2021 года занимает ответственный пост вице-председателя Китайской ассоциации музыкантов. Он - известнейшее в Китае медиа-лицо, многие его выступления в ходе массовых мероприятий государственного уровня уже частью истории.
Ляо Чанъюн выступает в дуэте со своей дочерью - Ляо Миньчун (ШШФ): 25 января 2020 года они спели песню «Окружённый бабочками» (И^^Й) на музыку и стихи Пэн Цин (0W) и народную песню Внутренней Монголии «Пастораль» («^^») в Новогоднем концерте, который транслировался в прямом эфире Шанхайским телевидением; в 2021 году они исполнили песню «Наступила весна» («#В ff^») в Гала-концерте Весеннего фестиваля провинции Шаньдунь; также в этом 2021 году Ляо Чанъюн спел с дочерью на телевизионном вокальном шоу «Classic Chants Season 4» («М^ШЖ^ШИ^») .
Ляо Чанъюна приглашают на телевидение в жюри телевизионных музыкальных конкурсов, развлекательных вокальных теле-шоу, например, в 2018 и 2019 гг. в шоу «Звуки в сердцах» ( «^AA'L4»), в 2021 г. в шоу «Голос Китая 2021» («ФШ?^^2021»).
24 января 2023 года Ляо Чанъюн принял участие в Китайской ежегодной телевизионной программе «New Journey of Endeavor-2023», где он в дуэте с певицей Тан Вэйвэй (ШШШ) спел в завершении программы тема-
тическую песню «Китайская мечта - моя мечта» («ФШ^^ЙЙ^») под управлением дирижёра Гэ Янань Программа транслировалась в прямом эфире на интернет -платформах Китая.
При всей огромной занятости в Китае, он продолжает концертную и оперную работу по зарубежным контрактам.
Масштаб творчества Ляо Чанъюна поражает воображение. Вся его исполнительская, административная и общественная деятельность направлена на развитие и широчайшую популяризацию вокального искусства в Китае. Его глобальная знаменитость в Китае получена не только благодаря СМИ, но и множеству аудио и видео записей с лучшими звукозаписывающими компаниями мира, среди них такие, как Universal Music Group (США), Orchid Music Limited (Великобритания), Shanghai Music Publishing House (Китай). Прекрасное звучание голоса Ляо Чанъюна стало достоянием миллионов и миллионов слушателей, китайский мир познакомился не только с классической вокальной музыкой в исполнении Ляо Чанъюна, но и с китайскими песнями, исполненными в академической манере, и с камерными произведениями композиторов-современников певца. Это наследие Ляо Чвнъюна ещё будет расти, хотя по значимости в популяризации вокального искусства в Китае оно уже сопоставимо с уровнем значимости великих Карузо и Ланца в западной культуре прошлого века. Статистически сегодня его исполнительский успех намного превзошёл успех такого титана оперного искусства, как Карузо, поскольку численность его публики - миллиарды и миллиарды людей.
Значение вклада Ляо Чанъюна в развитие китайского музыкального искусства и образования трудно переоценить, вся его жизнь является для молодого поколения ярчайшим образом служения певческому искусству и своей Родине, а также примером высочайших профессиональных достижений и признания заслуг в обществе социальной справедливости Китая.
Заключение. В начале карьеры Ляо Чанъ-юна западная пресса изначально высоко оценивала его успехи и предрекала звёздную карьеру в будущем. Так, «Нью-Йорк Таймс» расценивала его голос, как самый красивый баритон, который слышала американская
публика за последние годы, газета восхищалась точностью передачи музыкального стиля и речи, глубины постижения языковой культуры, делающих его исполнение невероятным событием, и пророчила этому певцу из Китая чрезвычайно блестящее завтра. Washington Post, одна из четырех крупнейших газет мира, писала о выступлении Ляо Чанъюна в Кеннеди-центре, что этот концертный зал, где собираются самые ослепительные звёзды оперы, принимает из Китая Ляо Чанъюна, и что он настолько точно понимает стилистику Верди, что его голос и всё тело буквально излучают музыку Верди, свидетельствуя о том, что он настоящий вердиевский певец. Washington Post отмечает, что его красивый, насыщенный, чистый тон голоса звучит солидно, а внешность, создаваемый им образ и непревзойденная сценическая привлекательность просто свели с ума публику Кеннеди-центра и внушили твёрдую уверенность в том, что этот талантливый артист станет сокровищем мировой музыкальной сцены.
За годы звёздной карьеры Ляо Чанъюна весь мир оценил его гениальность и высочайшее мастерство, но для китайского народа особенно важным является вклад певца в развитие музыкального искусства и вокального образования в родной стране. Успехи и карьера Ляо Чанъюна - прямое отражение не только достоинств певческой школы Китая и его педагога профессора Чжоу Сяоянь, являющейся ключевой фигурой вокальной педагогики КНР, но, прежде всего, политической направленности Китая на повышение культурного уровня страны и народа, на создание условий для развития искусства и образования. Благодаря этой политической направленности для Ляо Чанъюна стали возможными не
только прекрасное обучение в Шанхайской консерватории в классе профессора Чжоу Сяоянь - педагога международного уровня, но и уже в студенческие годы поездки на зарубежные фестивали и конкурсы, где он приобрёл бесценный опыт участия в творческих состязаниях, позволивших ему после окончания консерватории стать победителем в таких престижнейших международных конкурсах, как «Опералия» и конкурс королевы Сони.
Став оперной звездой мира первой величины, ведущим солистом Шанхайской оперы, самым популярным баритоном в Китае, Ляо Чанъюн посвятил свою жизнь служению искусству и своей Родине. Продолжая дело своего учителя Чжоу Сяоянь, он стремится воздать по заслугам своей стране, благодаря заботам которой его жизнь стала легендой, сродни сказке о Золушке, о том, как босоногий мальчик из беднейшей семьи вырос в ярчайшего представителя Китая в мире оперы! Его жизнь, полная бесконечного труда, по мере взросления улучшалась наряду с тем, как росло и благосостояние его страны, словно эта его незаурядная жизнь и является тем истинным плодом общества социальной справедливости, идею которой успешно реализует Китай последние 40 лет.
Ляо Чанъюну 56 лет, и его необычайная карьера продолжает своё развитие. Но уже сейчас для молодого поколения вокалистов очевидно и важно, что сама его Ляо Чанъюна - прямое отражение успехов и достоинств великого пути современного Китая. Его вклад в развитие музыкальной культуры и искусства своей Родины имеет столь высокое значение, что можно уверенно сказать: без этого великого певца невозможно сегодня представить вокальное искусство Китая.
Библиографический список
1. Алан Ю. Потрясающее исполнение Сиднейского симфонического оркестра «Carmina Burana» Карла Орфа. Статья от 25 марта 2013 г. Международный онлайн-музыкальный журнал Bachtrack. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://bachtrack.com/review-sydney-symphony-long-yu-carmina-burana (дата обращения: 20.03.2023).
2. Ван Нин. («Лицом к лицу I Крестьянский ребенок вошел в мюзик-холл босиком! Ляо Чанъюн поёт для таких случаев, как
этот»). Статья от 14 февраля 2022 г. (Газета «The People Daily»). Официальный сайт энциклопедии Baidu, медиа-платформа. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1724693384312234156&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 30.03.2023).
3. Ван Цзюэ. Классическую национальную оперу «Дочь партии» поют в Национальном большом театре - наследуя красную классику и продолжая красную родословную // Газета «People's
Daily» от 20 июля 2021 года. Выпуск 20. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://scjgj.jinhua.gov.en/art/2021/7/20/art_1229505895_59012771.html (дата обращения: 22.03.2023).
4. Вэнь Лу, У Ясюн. Опера «Тан Сяньцзу», исполненная в Будапеште, пользуется популярностью. Статья от 18 января 2018 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://culture.people.com.cn/n1/2018/0118/c1013-29772634.html (дата обращения: 31.10.2023).
5. Официальный сайт энциклопедии Baidu, медиа-платформа. Голос Китая 2021. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://baike.baidu.com/item^S£?^^2021/54679529 (дата обращения: 21.03.2023).
6. Официальный сайт энциклопедии Baidu, медиа-платформа. Ляо Чанъюн. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://baike.baidu.com/item/0s^ (дата обращения: 21.03.2023).
7. Официальный сайт энциклопедии Baidu, медиа-платформа. Sound into the Heart. 1 сезон. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://baike.baidu.com/item/^AA'LN^_^/23554830 (дата обращения: 22.03.2023).
8. Официальный сайт энциклопедии Baidu, медиа-платформа. Фань Цюнь. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://baike.baidu.com/item/^^/1078773 (дата обращения: 27.03.2023).
9. Официальный сайт энциклопедии Baidu, медиа-платформа. Откроется первый оперный музыкальный фестиваль оперного театра Шанъинь, включающий 4 спектакля и 9 грандиозных представлений. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://baijiahao.baidu.com/s?id=1765045039182494110&wfr=spider&for=pc (дата обращения: 27.03.2023).
10. Официальный сайт международного конкурса «Бельведер». - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.belvedere-competition.com/winners (дата обращения: 25.03.2023).
11. Официальный сайт международного конкурса «Operalia». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.operaliacompetition.org/ (дата обращения: 01.11.2023).
12. Официальный сайт Свободной энциклопедии Wikipedia. Ляо Чанъюн. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Liao_Changyong (дата обращения: 20.03.2023).
13. Официальный сайт Свободной энциклопедии Wikipedia. Фредерик Лаблаш. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.frwiki.wiki/wiki/Frederick_Lablache (дата обращения: 01.11.2023).
14. Официальный сайт Свободной энциклопедии Wikipedia. Оперный оркестр Нью-Йорка. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Opera_Orchestra_of_New_York (дата обращения: 20.03.2023).
15. Ляо Чанъюн поёт и плывёт // Официальный сайт портала «Сеть наблюдения. Китай». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.guancha.cn/politics/2018_12_31_485266_s.shtml (дата обращения: 20.03.2023).
16. Официальный сайт Пекинского Национального театра. Опера NCPA Дочь партии. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://en.chncpa.org/whatson/zdyc/202109/t20210914_236430.shtml (дата обращения: 22.03.2023).
17. Официальный сайт китайской интернет-компании «Sina Corp». Ляо Чанъюн, главный китайский баритон в мире: Горжусь Китаем. Газета «Вечерние новости Шэньчжэня» (/^ijll^f^, "Shenzhen Evening News"). Интервью с Ляо Чанъюном. Новость от 13 ноября 2009 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - http://ent.sina.com.cn/y/2009-11-13/20002769394.shtml (дата обращения: 22.03.2023).
18. Официальный сайт Оперного театра Шаньинь. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.syoperahouse.com/index.aspx дата обращения: 20.03.2023).
19. Китай приветствует Пласидо Доминго // Официальный сайт Российской государственной радиостанции классической музыки «Орфей» от 16 ноября 2023 г. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://orpheusradio.ru/news/news/65214/kitay-privetstvuet-plasido-domingo?utm_source=vkfor (дата обращения: 16.11.2023).
20. Ляо Чанъюн // Официальный сайт Xinba.com. Статья. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sin80.com/artist/liao-changyong (дата обращения: 27.03.2023).
21. Ян Бо. Динамика развития профессионального сольного пения в Китае: образование, педагогические и исполнительские принципы. Диссертация // Официальный сайт Нижегородской государственной консерватории. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nnovcons.ru/files/Dis/dis_yang.pdf (дата обращения: 25.03.2023).
22. Чжоу Сяоянь // Официальный сайт Xinba.com. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sin80.com/artist/zhou-xiaoyan (дата обращения: 27.03.2023).
23. Пэн Чанг. Студия Master Domingo была основана в Шаньине // Газета «The Paper» от 15 ноября 2023 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.thepaper.cn/newsDetail_forward_25302304 (дата обращения: 16.11.2023).
24. Цзян Ченруй, Чжан Янь. (Певец - баритон Ляо Чанъюн - декан Шанхайской консерватории музыки) // Газета «The paper» от 8 января 2019 года. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.thepaper.cn/newsDetail_forward_2828069 (дата обращения: 22.03.2023).
25. Шабордина И.В., Лю Иньлун. Международная деятельность профессора Чжоу Сяоянь и её учеников - выдающихся представителей вокального факультета Шанхайской консерватории // Colloquium-journal. - 2020. - №10 (62). - С. 109-121.
26. Энтони Томмазини. Пусть идет дождь! (После музыки, конечно) // Газета «Нью-Иорк-таймс» от 14.07.2010 г. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.nytimes.com/2010/07/15/arts/music/15phil.html?_r=0 (дата обращения: 20.03.2023).
27. Ян Бо. Чжоу Сяоянь: у истоков профессионального певческого искусства Китая // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. - 2016. - №1 (39). - С. 4-6.
OUTSTANDING BARITONE, PROFESSOR LIAO CHANGYONG - REPRESENTATIVE OF THE CHINESE VOCAL-PEDAGOGICAL SCHOOL
I.V. Shabordina, Professor Yu Hongxuan, Master's Degree Glinka Nizhny Novgorod State Conservatory (Russia, Nizhny Novgorod)
Abstract. This article is dedicated to the outstanding singer, head of the faculty of solo singing and opera training of the Shanghai Conservatory of music Liao Changyong, the article highlighted the facts of his biography and work. Particular attention is paid to her international activities, collaboration with Placido Domingo, contribution to the development of vocal art and academic opera in China.
Keywords: Liao Changyong, musician, Chinese opera singer, vocal competitions, performer, skill, creative, repertoire, artistic, evolution, art, Chinese modern academic opera.