Научная статья на тему 'Проблема профессиональной подготовки учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения'

Проблема профессиональной подготовки учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПАРАДИГМА ОБУЧЕНИЯ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / PERSONALITY-DEVELOPING PARADIGM OF LEARNING / PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT / LEARNING STRATEGIES / LEARNING TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева Марина Владимировна

Статья посвящена анализу изменений в целевом, содержательном и технологическом аспектах профессиональной подготовки учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Ключевыми идеями изменений в системе профессиональной подготовки учителя начальных классов должно стать овладение опытом: реализации деятельностного метода организации пространства их духовно-нравственного развития средствами учебной и внеучебной деятельности; самоопределения, самовыражения и самореализации в самостоятельной профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаева Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article analyzes changes in the target, content and technological aspects of training primary school teachers in higher pedagogical education in the introduction of the federal state educational standards of primary education of second generation. Key idea of the changes in the system of training primary school teachers in high school should be a mastery of the future of teacher experience in the implementation of the activity method in primary school as the priority method in education of young students; experience in organizing the space of spiritual and moral development of junior schoolchildren by means of educational and extracurricular activities, experience of self-expression and self-realization in the independent professional activity.

Текст научной работы на тему «Проблема профессиональной подготовки учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения»

ниях»; «доминирования стенических эмоций в эмоциональном фоне»; «самоотношения личности»; «влияния эмоций на деятельность»; «эмоциональности личности»;

5) анализ ценностных характеристик со-циоэмоциональных отношений ребенка, оказание ему помощи с целью более ясного их осознания, разрешение ценностных конфликтов и оценка различных возможностей представляют собой основу программы формирования социоэмоциональной культуры личности детей-сирот.

Примечания

1 Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. М., 2004.

2 Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личност-но ориентированного образования // Педагогика. 1997. № 4. С.13-21; Якиманская И.С. Построение модели личностно ориентированной школы. М., 2001.

3 Якобсон П.М. Психология чувств. М., 1976.

4 Бреслав Г.М. Эмоциональные основы онтогенеза личности. М., 1990; Запорожец А.В., Неверович Я.З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М., 1986.

5 Rubin K.H. Recept perspectives on social competence and peer status: some introductory remarks // Child development. 1983. Vol.54. Р.1383-1385.

6 Выготский Л.С. Собр. соч. : в 6 т. М., 1982. Т. 3. С.203.

7 Выготский Л.С. Указ. соч.; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975; Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.

8 Рубинштейн С.Л. Указ. соч. С.203.

9 Выготский Л.С. Указ. соч. С.175.

10 Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий в процессе обучения. М., 1997.

11 Лабунская В.А. Социальная психология личности в вопросах и ответах. М., 1999.

12 Рубцов В.В. Указ. соч.; Ясвин В.А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. М., 2002.

13 Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С.37-39.

14 Маликов Л.В. Культурная обусловленность проблем социоэмоционального развития личности // Вестн. Челябинского гос. пед. ун-та. 2009. № 2. С.111-119.

15 Рубченко А.К. Самоотношение и отношение юношей и девушек к родителям при семейной депривации : автореф. дис. ... канд. психол. наук : защищена : 07.02.2008 / Рубченко Алла Казимировна ; Институт психологии РАН ; научный руководитель Н.Е. Харламенкова. М., 2007.

УДК 378

ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЩШ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО щЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ]§М

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ЖЖ

М.В. Николаева

Волгоградский государственный педагогический университет E-mail: nikolaeva-m1 @mail.ru

Статья посвящена анализу изменений в целевом, содержательном и технологическом аспектах профессиональной подготовки учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения. Ключевыми идеями изменений в системе профессиональной подготовки учителя начальных классов должно стать овладение опытом: реализации деятельностного метода организации пространства их духовно-нравственного развития средствами учебной и внеучебной деятельности; самоопределения, самовыражения и самореализации в самостоятельной профессиональной деятельности. Ключевые слова: личностно-развивающая парадигма обучения, личностно-профессиональное развитие, стратегии обучения, технологии обучения.

The Problem of Training Primary School Teachers in Higher Pedagogical Education in the Introduction of the Federal State Educational Standards of Primary Education of Second Generation

M.V. Nikolaeva

This article analyzes changes in the target, content and technological aspects of training primary school teachers in higher pedagogical education in the introduction of the federal state educational standards of primary education of second generation. Key idea of the changes in the system of training primary school teachers in high school should be a mastery of the future of teacher experience in the implementation of the activity method in primary school as the priority method in education of young students; experience in organizing the space of spiritual and moral development of junior schoolchildren by

means of educational and extracurricular activities, experience of self-expression and self-realization in the independent professional activity.

Key words: personality-developing paradigm of learning, personal and professional development, learning strategies, learning technologies.

Совершенствование системы начального образования в связи с введением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения направлено на решение важнейших задач в обучении и воспитании младшего школьника1.

Идеи педагогики развития: системно-деятельностный подход (Л.С. Выготского,

A.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Элько-нина, В.В. Давыдова, А.Г. Асмолова), лично-стно ориентированное развивающее образование (В.И. Слободчикова, И.С. Якиманской,

B.В. Серикова), смысловое вариативное развивающее образование (А.Г. Асмолова, В.В. Рубцова, Е.А. Ямбурга) нашли свое воплощение в изменении содержания и организации образовательного процесса на ступени начального общего образования. Эти изменения направлены на формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Основной причиной трудностей в процессе реализации намеченных изменений в начальной школе, на наш взгляд, может явиться психологическая, теоретико-методологическая и методическая неготовность учителей к реализации личностно-развива-ющей парадигмы обучения в массовой начальной школе. Внедрение новых стратегий обучения и воспитания требует большего, чем простое изменение формы урока или использование новых педагогических средств или учебников. Проблема модернизации начального образования тесно связана с вопросом о потенциалах профессионального и личностного развития учителя как участника и организатора личностно-развивающего взаимодействия в социально-образовательной среде.

Ключевой идеей изменений в системе профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов в вузе, на наш взгляд, должно стать овладение будущим педагогом опытом решения профессиональных задач: реализации деятельностного метода как приоритетного в обучении и воспитании личности младшего школьника; управления развитием личности младшего школьника через формирование у него универсальных учебных действий и оказания педагогической поддержки; организации пространства духовно-нравственного развития младших школьников средствами учебной и внеучебной деятельности; самоопределения, самовыражения и самореализации в самостоятельной профессиональной деятельности.

Важно отметить, что на современном этапе развития нашего общества смещаются акценты в понимании образования: вуз не дает готовое знание, а создает условия для формирования способностей к обучению и самосовершенствованию. Кроме того, современное университетское образование направлено на реализацию компетентностного подхода. В широком понимании компетентность толкуется как интегральная характеристика, включающая способность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в конкретной ситуации.' В связи с этим одной из центральных проблем педагогической подготовки современного учителя начальных классов является соответствие форм организации учебной деятельности студента формам усваиваемой им профессиональной деятельности.

К сожалению, существующая система подготовки учителя начальных классов не отвечает современным требованиям: наиболее успешно осуществляется предметно-методическое становление педагога, аспекты личностно-профессионального развития по-прежнему могут рассматриваться в качестве резервов совершенствования.

Направленность профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов на овладение предметными образовательными областями, как правило, не оказы-

вает существенного влияния на личностное становление, на формирование их профессиональной культуры.

Согласно федеральному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения в основе обучения и воспитания младших школьников должно находиться сознательное принятие базовых ценностей (гражданственности, социальной солидарности, труда, искусства, здоровья и др.), которые не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности, они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Сам по себе уклад школьной жизни формален — придать ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу способен педагог. Решающим условием обучения, обеспечивающим развитие личности младшего школьника, является личность учителя, его позиция по отношению к ребенку.

В условиях реализации образовательного стандарта начального общего образования второго поколения учителю следует находиться на определенных позициях в профессиональной деятельности: учителя-профессионала (демонстрирует культурные образцы, инициирует, консультирует, корректирует пробные действия детей, ищет способы включить в работу каждого); воспитателя (создает условия для приобретения детьми жизненного опыта, самостоятельной выработки жизненных ценностей); педагогической поддержки (оказывает адресную помощь ребенку, не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать) . В связи с этим, на наш взгляд, необходимо в процессе профессиональной подготовки учителя начальных классов создать организационно-педагогические и психологические условия для овладения будущими педагогами опытом управления индивидуальным развитием личности младшего школьника.

В результате проведенных нами исследований в научно-исследовательской лаборатории «Личностно-профессиональное разви-

тие учителя» при Волгоградском государственном педагогическом университете стало очевидным, что формы обучения будущих учителей начальных классов, используемые в системе высшего педагогического образования (лекции, практические занятия, семинары), имеют чаще всего репродуктивный характер и, если и оказывают воздействие, то исключительно на когнитивные структуры личности будущего педагога. В условиях внедрения в практику начального образования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, методологическими основаниями которого выступают системно-деятельностный, аксиологический и развивающий научные подходы, необходима разработка таких образовательных стратегий и технологий, которые способствовали бы овладению будущими педагогами опытом реализации парадигмы личностно-развивающего обучения младших школьников. Введение новых образовательных стратегий не простая задача, значительно более сложная, чем обновление содержания учебных программ. Стратегия обучения соединяет все компоненты образования, при этом они всегда связаны с культурной, общественной, экономической и политической реальностью страны и отражают специфику профиля университета или факультета.

Принципами образовательных стратегий профессиональной подготовки учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования, согласно анализу концептуальных положений федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, могут быть:

активное и самоуправляемое обучение; опора на жизненный опыт студента и исследовательскую практику;

ориентация на рефлексивность; интерактивность и кооперация в учебном процессе.

Важно отметить, что инновации в начальном образовании, отраженные в новом образовательном стандарте, связаны с рядом идей: первая заключается в формировании

гражданской идентичности у представителей молодого поколения, в подготовке их к участию в общественной жизни. Эта идея отражается в росте внимания к стратегиям социального обучения, включающим участие школьников в проектах социальной направленности. Вторая идея связана с расширением открытости образования, внедрением информационно-коммуникационных технологий и сетевого обучения. Третья заключается в приоритетности деятельностных целей в обучении и воспитании школьников. Реализация данных идей в начальном образовании требует новых подходов к профессиональной подготовке учителя начальных классов, к организации образовательного пространства в вузе, новой структуры взаимодействия между преподавателем и студентом в процессе обучения. На наш взгляд, должно произойти смещение акцентов в образовательном процессе: с аудиторных занятий под руководством преподавателя на внеаудиторную и самостоятельную работу, содержание которых будет определяться индивидуальной траекторией обучения. Это, в свою очередь, потребует внедрения новых образовательных технологий оценки всех видов деятельности студента, включая научно-исследовательскую работу, практики, аудиторную и самостоятельную работу в рамках конкретной дисциплины или модуля и др.

Согласование результатов, полученных в исследованиях по проблеме совершенствования профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов, может осуществляться на основе создания интегра-тивных образовательных технологий. Они обеспечивают передачу студентам знаний в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной высшей школы и интегрируют не конфликтующие между собой идеи личностно ориентированного, лич-ностно-развивающего, индивидуально-творческого, субъектно-деятельностного обучения ведущих отечественных и зарубежных педагогов и психологов. При этом новая технология не разрушает «традиционную» систему образования как систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя необходимое

для реализации новых образовательных целей.

Под технологиями обучения нами понимается целостная совокупность разнокачественных процедур (дидактических, общепедагогических, психологических и др.), обусловленная соответствующими целями, содержанием обучения и воспитания, которая призвана осуществить требуемые изменения форм (вплоть до возникновения новых) поведения и деятельности обучающихся. Процедуры, из которых складывается технология обучения, на наш взгляд, нельзя интерпретировать как звенья алгоритма, детально описывающего путь достижения того или иного требуемого педагогического результата, скорее, их следует рассматривать как опорные дидактические средства, обеспечивающие в совокупности движение субъекта обучения к заданным целям.

В рамках деятельности научно-исследовательской лаборатории «Личностно-профес-сиональное развитие учителя начальных классов» при Волгоградском государственном педагогическом университете разрабатываются и апробируются субъектно-деятельностные технологии обучения студентов: технология организации учебного процесса в деятельностной парадигме, направленная на овладение будущими педагогами опытом проектирования учебной деятельности школьников . В условиях внедрения образовательного стандарта начального общего образования второго поколения важно сделать акцент на овладении будущими педагогами опытом: тематического планирования учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса; проектирования «учебных ситуаций»; организации работы обучающихся в группах; оказания индивидуальной поддержки детей; организации проектной деятельности; осуществления оценочной деятельности . Кроме того, используются технология стимулирования эмоциональной активности студентов в учебном процессе, способствующая развитию позитивного самоотношения, овладению опытом саморегуляции собственной эмоциональной

сферы, осознанию своих переживаний по поводу собственной компетентности в профессии; технология стимулирования творческой активности будущего учителя, стержневым направлением которой является рефлексивно-инновационный метод обучения. Рефлексивно-инновационная направленность обучения предполагает включение студента в деятельность по освоению и использованию вариативных моделей и технологий образования, по созданию собственных микротехнологий обучения и воспитания школьников.

В ситуации внедрения образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на наш взгляд, в подготовке будущего учителя начальных классов большими возможностями обладают стратегии и технологии обучения, разработанные в гуманистической психологии: самоуправляемого обучения, обучения на основе опыта, критичного обучения, обучения «с опорой на опыт коллег», обучения планированию карьеры, коммуникативные стратегии обучения; технологии обучения с использованием метода кейсов, развития критического мышления, имитационного игрового моделирования и др.

Необходимо подчеркнуть, что российская модель образования основана на двух принципах: 1) фундаментальности — российское образование базируется на достижениях фундаментальной науки; 2) наставничестве -индивидуальной работе и постоянном общении со студентами. Но тем не менее в практике высшего педагогического образования наставничество студентов, как правило, осуществляется как научное руководство их исследовательской деятельности, а не как совместная разработка индивидуальной образовательной траектории будущего специалиста, как консультирование студентов по проблемам личностного и профессионального развития в течение всего срока обучения. Исследуя факторы, влияющие на продуктивность обучения в вузе, нами было выявлено, что одним из них, обеспечивающим успешное обучение будущих учителей начальных классов, является конструктивное, позитивно

эмоционально окрашенное общение студентов с преподавателями.

Важно отметить, что профессиональная деятельность учителя не тождественна учебной деятельности студентов: у них не может быть сформирован индивидуально-творческий стиль профессиональной деятельности, так как они не включены в нее. Но у будущих учителей могут быть сформированы индивидуальные стили самоорганизации и общения, которые являются предпосылками индивидуально-творческой системы способов решения педагогических задач.

В ходе исследований, проведенных нами в научно-исследовательской лаборатории «Личностно-профессиональное развитие учителя начальных классов», была разработана комплексная целевая программа личностно-профессионального развития будущего учителя начальных классов в рамках организации воспитательной работы в вузе, которая осуществлялась на трех взаимосвязанных уровнях: общеуниверситетском, факультетском и индивидуально-личностном. На первом решались следующие вопросы: создание межвузовского центра научно-исследовательской деятельности и творческих инициатив студентов с целью формирования у них субъектности с учетом ведущей активности (коммуникативной, досуговой, общественной, учебной, исследовательской) в условиях разработки творческих проектов, проведения форумов, конференций по актуальным проблемам профессионального становления и жизнедеятельности. На факультетском уровне главное внимание обращалось на решение следующих задач: подготовка и проведение различных культурно-досуговых, научно-практических мероприятий, ориентированных на развитие субъектности студентов с учетом индивидуального стиля общения, самоорганизации, типа активности в учебно-профессиональной деятельности. На индивидуальном уровне осуществлялось изучение личностных особенностей студентов, оказывалась педагогическая поддержка с целью преодоления и профилактики затруднений в личностно-профессиональном развитии.

Изучение вузовской практики подготовки учителей начальных классов свидетельствует о том, что интегративную роль в повышении качества подготовки и профессионального развития играет психолого-педагогическое сопровождение студента. Оно представляет собой целостный и непрерывный процесс изучения, анализа, формирования, развития и коррекции познавательной сферы и личности студента в целом, попадающего в объектное поле деятельности преподавателя и руководства факультета.

В организационном плане психолого-педагогическое сопровождение личностно-профессионального развития будущего учителя начальных классов выражает стратегию, тактику и технику комплексно осуществляемых диагностических, психологических, педагогических и организационных мер, обеспечивающих оптимальное функционирование, контроль и эффективность образования и личностно-профессионального развития студентов.

Психолого-педагогическое сопровождение студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования», может, на наш взгляд, включать в себя:

разработку профессиограммы специалиста как основной цели (модели) обучения и личностно-профессионального развития учителя начальных классов;

психолого-педагогическую диагностику с целью выявления особенностей интегральной индивидуальности, значимых для профессионального становления;

психолого-педагогическое обеспечение учебной деятельности;

мониторинг личностно-профессионально-го развития в процессе подготовки специалиста;

организацию практики профессиональной деятельности и трудоустройства студентов университета.

Важно отметить, что обеспечение повышения качества профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования второго поколения предусматривает моделирование целевой, содержательной и технологической базы научно-исследовательских проектов и коррек-ционно-развивающих практических разработок в системе высшего педагогического образования; создание системы учебных курсов по теоретическим и прикладным вопросам начального образования, по основам профессионального саморазвития на различных уровнях профессионального становления. Необходимо привести содержание профессиональной подготовки учителя начальных классов в соответствие со стандартом начального общего образования второго поколения, целями и задачами духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, стратегическими целями и задачами развития общества и государства. Необходима разработка модели профессиональной подготовки учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования на основе требований стандарта начального общего и профессионального педагогического образования, современных задач образовательной политики.

Примечания

1 Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования ; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. М., 2010.

2 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. ; под ред. А.Г. Асмолова. М., 2010.

3 Николаева М.В. Личностно-профессиональное развитие учителя начальных классов в вузе. Волгоград, 2006.

4 Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий : в 2 ч. / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др. ; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. 2-е изд. М., 2010. Ч. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.