техники. А, с другой стороны, любое инженерно-техническое решение вторгается в социальное бытие человеческого общества -трансформирует его, создает и навязывает новые материальные потребности, устанавливает новые стандарты качества жизни. Происходит изменение мышления, образа жизни, окружающей реальности.
Мнение ученых совпадает с мнением представителей международных объединений работодателей, которые помимо технико-технологических выдвигают требования к личностным качествам инженера, это:
- умение работать в многопрофильной команде;
- обладание приемами эффективной аргументации и коммуникативной компетенцией в целом;
- понимание профессиональной и этической (социальной, природной) ответственности принятия инженерных решений;
- способность к анализу и критике принятых решений;
- искусство управления людьми и понимание необходимости обучения в течение всей жизни.
Библиографический список
Как следствие, задачей современного инженера сегодня является не только создание технических систем, механизмов, но и обеспечение их нормального функционирования в социуме. На ряду, с производственными функциями (обеспечение развития и функционирования техники и технологии) важнейшими функциями инженера являются такие социальные функции, как гуманистическая, культурологическая.
Таким образом, организаторы технического образования должны понимать, что вуз, подготавливающий специалистов должна отвечать критериям эффективности, а также четко себе представлять широкий социальный и информационный контексты профессиональной деятельности будущего инженера и, соответственно этим контекстам формировать образовательную среду вуза. Они должны понимать, что современность, состоятельность и успешность выпускник вуза определяется не только и не столько багажом собственно технических знаний, но и его способностью и готовностью активно участвовать в социальных и информационных процессах.
1. Гулякин Д.В. Роль информационно-коммуникационных технологий в формировании социально-информационной компетентности. Современные информационные технологии. 2009; 10: 121 - 123.
2. Гулякин Д.В. Формирование социально-информационной культуры студентов технического вуза: теоретико-методологические аспекты: монография. Краснодар: Кубанский государственный технологический университет, 2014.
3. Петрунева Р.М. Модель специалиста-инженера: от деятельности к компетентности. Монография. Волгоград: Политехник, 2007.
4. Суханов А.П. Информация и человек. Москва: Сов. Россия, 1980.
References
1. Gulyakin D.V. Rol' informacionno-kommunikacionnyh tehnologij v formirovanii social'no-informacionnoj kompetentnosti. Sovremennye informacionnye tehnologii. 2009; 10: 121 - 123.
2. Gulyakin D.V. Formirovanie social'no-informacionnoj kul'tury studentov tehnicheskogo vuza: teoretiko-metodologicheskie aspekty monografiya. Krasnodar: Kubanskij gosudarstvennyj tehnologicheskij universitet, 2014.
3. Petruneva R.M. Model'specialista-inzhenera: ot deyatel'nostikkompetentnosti. Monografiya. Volgograd: Politehnik, 2007.
4. Suhanov A.P. Informaciya i chelovek. Moskva: Sov. Rossiya, 1980.
Статья поступила в редакцию 10.04.18
УДК 378.046.4
Dubovitski I.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Head of Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Elektroizolyator, Moscow Oblast, Russia), E-mail: dinigor@yandex.ru
Uvarova N.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University (Elektroizolyator, Moscow Oblast, Russia), E-mail: n.n.uvarova@mail.ru
PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A YOUNG TEACHER AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM. The
article highlights various approaches to the understanding of the specifics of how of young teachers form professionally. The process of professional formation of a young teacher is complex and multifaceted. Despite the attention of modern scientists to this problem, additional research and constant updating of existing provisions is required. In this regard, it is necessary to identify the factors that affect this process, because the awareness of the factors is an indispensable condition and prerequisite for their management. Factors affecting professional development of young teachers include general, special and individual conditions existing within the society, an educational space, as well as the individual traits of each human being. Key words: teacher, young teacher, professional formation.
И.Н. Дубовицкий, канд. пед. наук, доц., зав. каф. психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», Московская обл., Раменский р-он., п. Электроизолятор, E-mail: dinigor@yandex.ru Н.Н. Уварова, канд. пед. наук, доц. каф. психологии и педагогики, ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», Московская обл., Раменский р-он., п. Электроизолятор, E-mail: n.n.uvarova@mail.ru
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ МОЛОДОГО ПЕДАГОГА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
В статье рассматриваются различные подходы к пониманию особенностей профессионального становления молодых педагогов. Процесс профессионального становления молодого учителя является сложным и многогранным. Несмотря на внимание к этой проблеме современных учёных, требуется дополнительное исследование и постоянная корректировка существующих положений. В связи с этим необходимо выявить факторы, влияющие на этот процесс, т. к. познание факторов служит непременным условием и предпосылкой управления ими. Факторы, влияющие на профессиональное становление молодого учителя, включают наличие общих, особенных и единичных условий, существующих в рамках целого общества, отдельного образовательного пространства, а также индивидуальных черт каждого человека. Ключевые слова: педагог, молодой педагог, профессиональное становление.
Переход современного образования на системно-деятель-ностную основу требует пересмотра устоявшихся подходов к организации методической работы, в первую очередь, работы с молодыми специалистами. Работа с молодыми специалистами - одно из приоритетных направлений в деятельности любой образовательной организации.
Общество предъявляет к современному педагогу ряд требований, ожидая профессионально-компетентного, самостоятельно мыслящего педагога, готового как психологически, так и технологически к реализации гуманистических ценностей на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы, к качественному переходу к профильному образованию.
Как правило, термин «становление» употребляется в трех значениях:
1. Как синоним категории «развитие».
2. Как выражение процесса, создающего предпосылки, элементы предмета, возникающего на их основе.
3. Как характеристика начального этапа уже возникшего предмета, где происходит переход от старого к новому, рост этого нового, его упрочение и превращение в целостную развитую систему [1]. Многие авторы отмечаю, что это - процесс становления социально значимых качеств личности, его убеждений, взглядов, способностей, черт характера. Таким образом, рассуждая о личности молодого учителя, обладающего системой профессиональных знаний, умений, мы, в своем исследовании, рассматриваем первые годы работы учителей именно как период профессионального становления.
Нам представляется, что сущность категории «профессиональное становление» может быть выявлена в сопоставлении её с категориями «развитие» и «формирование». Современные учёные исследуют «профессиональное становление» с различных позиций. Так, Т.В. Зеер и др. понимают профессиональное становление как развёрнутый во времени процесс овладения профессией. Т.В. Зеер трактует «профессиональное становление» как формообразование личности, адекватное требованиям профессиональной деятельности [2]. Т.В. Кудрявцев отождествляет процесс профессионального становления с длительностью процесса развития личности с начала формирования профессиональных намерений (профессионального самоопределения) до полной реализации себя в профессиональной деятельности [3].
Исследователи проблемы процесса профессионального становления Е.М. Борисова, А.К. Маркова, выделяя в нем психологический аспект, трактуют профессиональное развитие как накопление качественных изменений в психике человека на пути его движения к профессионализму [4].
Е.М. Павлютенков, разделяя мнение вышеуказанных исследователей, под профессиональным становлением понимает последовательные изменения различных сфер (операционно-тех-нической, потребностно-мотивационной, самосознания) [5].
Развитие личности молодого учителя происходит путем качественных изменений, ведущих к новому уровню её целостности. Оно предполагает изменение сущностных сил личности, преобразование сложившихся установок, ориентации, мотивов поведения под влиянием изменяющихся общественных отношений.
На профессиональное развитие личности в значительной степени влияют первые годы работы, поскольку именно этот период считается своего рода тем испытательным сроком, который в дальнейшем определяет позиции специалиста в социальной и профессиональной среде, а также является фундаментом для его будущей профессиональной карьеры, который во многом будет определять её успешность. Практика работы с молодыми учителями показывает, что даже высокий уровень готовности к педагогической деятельности не гарантирует быстрой личностной и профессиональной адаптации молодого учителя. Анализ работы с молодыми учителями показывают, что наибольшие сложности у начинающих учителей вызывают вопросы организации урока, дисциплины и порядка, методическая сторона урока, оформление школьной документации, организация работы с родителями обучающихся, осуществление классного руководства. Причиной возникновения проблем можно считать то, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, поэтому является необходимостью оказание постоянной методической помощи учителям. Чем раньше молодой специалист убедится в правильности выбора профессии, чем меньше прогнозируемых трудностей встретит он, тем более квалифицированным специалистом он может в итоге стать.
Практика показывает, что специалист максимально раскрывает свой потенциал только тогда, когда он понимает свою роль в решении общих задач и получает адекватную оценку со стороны коллег. Таким образом, необходимо создавать условия для развития внутренних мотивов педагогического роста, формировать личность педагога с объективным восприятием Я-концепции, способной к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию.
Таким образом, профессиональное становление молодого педагога - сложное и многогранное явление психолого-педагогической науки, которое реализуется через организацию самообразования, работу методической службы, работу педагогов-наставников, внедрение дистанционных форм обучение, привлечение социальных партнеров и т.д.
Факторы в определении, принятом за основу в данном исследовании, предполагают совокупность существующих условий и обстоятельств, которые оказывают влияние на протекание определённого процесса, ускоряя или затормаживая его [6].
Основной смысл категории «фактор» заключается в том, что он обозначает движущую силу заданного процесса. Таким образом, при реализации определённых факторов в конкретном процессе с объективной необходимостью должна выступать определённая закономерность изменения направления и характера деятельности, а, в конечном счёте, - её результатов.
Многообразие факторов, влияющих на процесс профессионального становления молодого учителя, отмечают многие современные исследователи (С.Г. Вершловский, И.А. Хомен-ко, Е.И. Рогов, А.Л. Мацкевич, Л.М. Митина, М.-И.Я. Педаяс, В.А. Сластёнин, С.Ю. Рубцова и др.). Опираясь на уже имеющуюся типологию, в данном исследовании предложено следующее видение этого вопроса: факторы, влияющие на профессиональное становление молодого учителя, которые включают наличие общих, особенных и единичных условий, существующих в рамках целого общества, отдельного образовательного пространства, а также индивидуальные черты каждого человека. С учётом вышеназванных условий в данной работе представлена следующая классификация факторов:
- общие (макрофакторы) - факторы макросреды, содержание которых зависит от общественно-экономического строя общества (социально-экономические условия жизни людей, общественные организации, духовная культура общества, средства массовой информации, идеология);
- особенные (мезофакторы) - специфические особенности экономического и демографического развития территории, деятельность местных органов самоуправления, местных органов управления образованием, культурно-просветительских учреждений, социально-профессиональная структура города, развитие сферы быта, уровень удовлетворения материальных и духовных потребностей жителей, муниципальная сеть учебных заведений и специальностей в них; деятельность муниципальных образовательных учреждений;
- единичные (микрофакторы) - факторы, обусловленные особенностями личного характера (субъективно-личностные): склонности, общие и специальные способности, интересы, мотивы, потребности, ценностные ориентации, биологическая организация человека, психофизиологические качества людей, образование, профессиональные знания и умения и другие.
В ходе исследования выявлены субъективно-личностные факторы, которые, по мнению С.Г. Вершловского и Л.Н. Лесо-хиной, регулируют профессиональную деятельность учителя и являются детерминантами его профессионального становления, а именно:
- ориентации, установки, интересы, мотивы;
- знания, навыки, методическая подготовка, недостаточность которой выражается в потребности методического сопровождения молодого учителя;
- профессионально-личностные качества: эмпатия, инициативность, организаторские способности, общительность, предостерегающие от затруднений в общении с учащимися, их родителями, обеспечивающие поиск общего языка со школьной администрацией.
Вместе с тем ряд учёных считает, что развитие личности обусловлено не только субъективными, но и целым комплексом объективных факторов: социальными нормами, предписывающими человеку определённое поведение, его положением в системе отношений и т.д. Каждый этап жизни качественно меняет содержание этих факторов, их восприятие и, тем самым, вносит свои изменения в «партитуру событий». В итоге личностные и профессиональные стороны жизни смыкаются, дополняя друг друга, либо противопоставляются, рождая раздвоенность [7].
Таким образом, анализируя влияние объективных и субъективных факторов непосредственно на профессиональное становление молодого учителя, автор считает, что этот процесс усложняют профессиональные (от затруднений в общении с учащимися до поиска общего языка со школьной администрацией) и социально-экономические (бытовая неустроенность, низкая зарплата и т. д.) факторы.
Наряду с факторами, определяющими характер протекания процесса профессионального становления, имеют место и специфические, связанные с особенностями педагогической профессии.
Ряд учёных [8], исследуя проблему преимущественного влияния личностных факторов на профессиональное становление молодого учителя, подразделяет факторы на две группы - внутренние и внешние. К группе внутренних факторов исследователь относит:
- личностные особенности и желание развиваться. Признавая человека творцом собственной жизни, одной из характеристик субъекта следует считать активность, как осознанный и управляемый процесс[8];
- фактор самой профессиональной деятельности, позволяющий развивать определённые личностные качества как профессионально значимые, необходимые и обязательные;
Библиографический список
- способ вхождения в профессию, от которого зависит начало профессиональной деятельности учителя, отличие его ценностных установок от той среды, в которой он оказался в начале трудового пути;
- длительность пребывания в профессиональной деятельности, т. е. педагогический трудовой стаж, увеличение которого не всегда является объективным показателем успешности профессионального становления.
Таким образом, факторы, влияющие на профессиональное становление молодого учителя, включают наличие общих, особенных и единичных условий, существующих в рамках целого общества, отдельного образовательного пространства, а также индивидуальных черт каждого человека.
1. Косолапова М.А. Сопровождение педагогической практики студентов как важный аспект профессиональной подготовки будущего педагога. Вестник ТГПУ. 2007; Вып. 7 (70): 100 - 102.
2. Зеер Э.Ф. Концепция профессионального развития человека в системе непрерывного образования. Профессиональное образование. Столица. 2012; 5: 122.
3. Дудчик С.В. Тьюторское сопровождение: история, технология, опыт. Школьные технологии. 2007; 1: 82 - 88.
4. Чурекова Т.М. Профессиональная адаптация выпускников университета к деятельности учителя средней общеобразовательной школы. Кемерово, 1989.
5. Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии. Киев, 1980.
6. Демянчук Е.А. Психолого-педагогические условия формирования гностических умений молодого педагога. Вектор науки ТГУ. 2013; 2: Педагогика, Психология.
7. Шарова Л.М. Формирование профессионально-этической культуры будущего учителя в процессе педагогического общения. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Брянск, 2003.
8. Шевченко Л.Л. Учитель. Педагогические условия воспитания нравственной культуры в учебно-воспитательном процессе вуза: монография. Москва, 2010.
References
1. Kosolapova M.A. Soprovozhdenie pedagogicheskoj praktiki studentov kak vazhnyj aspekt professional'noj podgotovki buduschego pedagoga. Vestnik TGPU. 2007; Vyp. 7 (70): 100 - 102.
2. Zeer 'E.F. Koncepciya professional'nogo razvitiya cheloveka v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. Professional'noe obrazovanie. Stolica. 2012; 5: 122.
3. Dudchik S.V. T'yutorskoe soprovozhdenie: istoriya, tehnologiya, opyt. Shkol'nye tehnologii. 2007; 1: 82 - 88.
4. Churekova T.M. Professional'naya adaptaciya vypusknikov universiteta k deyatel'nosti uchitelya srednej obscheobrazovatel'noj shkoly. Kemerovo, 1989.
5. Pavlyutenkov E.M. Formirovanie motivov vybora professii. Kiev, 1980.
6. Demyanchuk E.A. Psihologo-pedagogicheskie usloviya formirovaniya gnosticheskih umenij molodogo pedagoga. Vektor nauki TGU. 2013; 2: Pedagogika, Psihologiya.
7. Sharova L.M. Formirovanie professional'no-'eticheskoj kul'tury buduschego uchitelya v processe pedagogicheskogo obscheniya. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Bryansk, 2003.
8. Shevchenko L.L. Uchitel'. Pedagogicheskie usloviya vospitaniya nravstvennoj kul'tury v uchebno-vospitatel'nom processe vuza: monografiya. Moskva, 2010.
Статья поступила в редакцию 10.04.18
УДК 378.2
Ziyaudinova O.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), teaching assistant, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: rika01-01@yandex.ru
Ziyaudinov M.D., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), Professor, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: rika01-01@yandex.ru
Ziyaudinova S.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: slana_z@list.ru
PROJECT TECHNOLOGIES IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF SPECIALISTS IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION. The article describes possibilities of project technologies in vocational education. Modern educational technology, as well as project activities of the trainees, indoctrinate the future specialists skills to identify and solve problems to resolve urgent problems that are not only professional, but also life-related. The work reveals that project technologies contribute to the formation of professional competencies of specialists in secondary vocational education, improve the quality of vocational training, develop the need for self-education and improve their professional training. The authors conclude that the task of the teacher is reduced to finding ways of applying project technologies that would allow to attract students with different levels of knowledge and skills, have positioned them to collective action, geared to their future professional success.
Key words: design technology, general and professional competences, secondary vocational education.
О.М. Зияудинова, канд. пед. наук, ассистент, факультет технологии и профессионально-педагогического образования ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: rika01-01@yandex.ru
М.Д. Зияудинов, канд. ф.-м. наук, проф., факультет технологии и профессионально-педагогического образования, ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: rika01-01@yandex.ru
С.М. Зияудинова, канд. пед. наук, доц., факультет математики ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала, E-mail: slana_z@list.ru