УДК 159.923:378.1
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
О.О. Лимонова, Н.Б. Дрожжина
Аннотация. В статье рассмотрены основные цели профессионально-личностного становления студентов высшей школы. Анализируются различные позиции проблемы определения психологических факторов, оказывающих влияние на успешность профессионально-личностного становления обучающихся, их феноменологической специфики на уровне индивида. Рассматриваются исследования различных психологических школ зарубежных психологов и исследователей, изучающих психологические детерминанты профессионально-личностного становления студентов: школа психодинамической теории, школа сценарной теории, школа теории профессионального развития, школа типологической теории. Описываются основные цели профессионально-личностного становления студентов высшей школы в период обучения: формирование профессионально-мотивационной деятельности, готовность к профессиональному росту, развитие уровня профессионально-значимых качеств личности. В статье раскрывается система внутренней детерминации успешности профессионально-личностного становления обучающихся, в которой выделены такие значимые составляющие, как: устойчивые компоненты, специфические компоненты, динамические компоненты. Описывается программа «Создание благоприятного климата психологического благополучия студентов высшей школы».
Ключевые слова: профессионально-личностное становление, обучение, студенты, исследование, мотивы.
PSYCHOLOGICAL DETERMINANTS OF PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS
O. Limonova, N. Drozhzhina
Abstract. The article deals with the main goals of professional and personal development of high-school students. Various positions of a problem of definition of the psychological factors influencing success of professional and personal formation of trained, their phenomenological specific features at the level of the individual are being analyzed. Studies of various psychological schools of foreign psychologists and researchers studying psychological determinants of professional and personal formation of students are considered: school of psychodynamic theory, school of scenario theory, school of professional development theory, school of typological theory. The article describes the main goals of professional and personal development of students of Higher Education in the period of training: the formation of professional and motivational activities, readiness for professional growth, the development of the level of professionally significant qualities of the individual. The article reveals the system of internal determination of success of professional and personal formation of students, which highlights such important components as: stable components, specific components, dynamic components. The program "Creating a favorable climate for psychological well-being of students of Higher Education" are described.
Keywords: professional and personal formation, training, students, research, motives.
Период обучения в вузе - это активный период профессионального и личностного развития индивида, что делает возможным назвать его сензитивным периодом для успешного профессионального становления студента. Именно в этот период происходит формирование профессионального сознания и самоопределения будущего специалиста.
По нашему мнению, основными целями профессионально-личностного становления студентов высшей школы в период обучения являются формирование профессионально-мотивационной деятельности, готовность к профессиональному росту, развитие уровня профессионально-значимых качеств личности. Мы считаем, что именно при достижении
индивидом вышеназванных целей процесс его профессионально-личностного становления будет выступать фактором социализации личности, имеющим большое значение.
В научной литературе описано, что психологические детерминанты
профессионально-личностного становления
можно определить как факторы и условия, способствующие наиболее успешному профессионально-личностному становлению индивида [4].
Психологи Е.Н. Шиянов и И.Б. Котова под становлением понимают формирование в процессе развития в совокупности соответствующих признаков и форм [8].
Известный психолог Е.Ф. Зеер под профессиональным становлением студента понимает определенную форму личностного становления индивида с позиции его профессиональной деятельности во время его обучения в высшей школе [1].
Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова профессиональное становление студента определяют как процесс прогрессивного динамического изменения личности
обучающегося под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, целью которого являются самосовершенствование и
самоосуществление индивида [6].
Ю.П. Поваренков под профессиональным становлением понимает формирование собственного отношения студента вуза к выбранной им профессии, эмоциональный уровень вовлеченности в нее, его профессиональное совершенствование [5].
В системе внутренней детерминации успешности профессионально-личностного становления обучающихся можно выделить такие значимые составляющие как: устойчивые компоненты; специфические компоненты; динамические компоненты.
Устойчивые компоненты показывают корреляцию с высокой успеваемостью и не зависят от этапа обучения. К устойчивым компонентам можно отнести самоконтроль обучающегося, жизненные ценности, его коммуникативную компетентность.
Специфические компоненты проявляются на определенном этапе обучения. К специфическим компонентам можно отнести отношение к учебной деятельности обучающегося, его заинтересованность.
Динамические компоненты показывают уровень их выраженности в процессе трансформации в период всего обучения. К динамическим компонентам можно отнести профессиональную направленность
обучающегося, мотивы его учебной деятельности и степень включенности в учебный процесс.
Профессиональное становление личности является достаточно сложным, многоуровневым, многофакторным процессом формирования у человека соответствующей профессиональной ориентации, социально-значимых навыков и важных профессиональных качеств.
Эффективность профессионального становления личности непосредственно связана с успешностью прохождения всех его стадий и уровней. Стадия профессионального обучения имеет большое значение для индивида с точки
зрения успешности профессионального становления личности в целом.
В работах зарубежных психологов и исследователей психологические детерминанты профессионально-личностного становления
студентов транслируются в рамках различных психологических школ: школа
психодинамической теории; школа сценарной теории; школа теории профессионального развития; школа типологической теории [2].
Теория профессионального становления базируется на социальном совершенствовании и развитии студента.
Типологическая теория обращается к решению вопроса детерминации
профессионально-личностного становления с позиции типа личности обучающегося.
За время обучения студентов в высшей школе происходит формирование профессионального мышления, их познавательных интересов, профессионально-личностных качеств.
Процесс профессионально-личностного становления студентов высших школ имеет гетерохронный характер. Именно в период обучения в вузе происходит осознанное стремление к самореализации, определяются основные направления жизненных позиций.
Важным условием успешного
профессионально-личностного становления
студентов высших учебных заведений является развитие таких мотивов к учебной деятельности, как: профессиональные мотивы; мотив личного престижа; прагматические мотивы;
познавательные мотивы.
По нашему мнению, на разных курсах обучения в вузе происходит изменение иерархической структуры мотивации.
Студенты, показывающие более высокие результаты в учебной деятельности, имеющие учебные достижения, в отличие от менее успешных студентов, в мотивационной сфере имеют наиболее выраженное отличие в отношении к выбранной профессии, оценке правильности сделанного ими
профессионального выбора, а также в структуре и содержании мотивации к обучению. Успешные студенты, в отличие от остальных, в большей степени используют свои ресурсные возможности в процессе учебной деятельности; они быстро обучаемы, хорошо организованы, способны планировать свое время, у них наблюдается позитивная мотивация к обучению, четкость жизненных ценностей, целей и принципов, целеустремленность, выраженная активность и заинтересованность в процессе познания.
Еще одним значимым системообразующим фактором в процессе профессионально-личностного становления студентов является учебный процесс как основа развития всех социально-профессиональных и духовно-нравственных качеств будущего профессионала. Но стоит акцентировать внимание на том, что обязательным условием рассмотрения учебного процесса как фактора успешного профессионально-личностного становления индивида является выдвижение на первый план личностно-ориентированного подхода к обучению, усиление его заинтересованности в приобретении профессиональных знаний, развитие его гуманистически-нравственной стороны.
В период обучения в высшей школе для успешного профессионально-личностного
становления обучающихся немаловажное значение имеет преподавательский состав, ведь именно преподаватель закладывает
интеллектуальные и гуманистические основы будущего специалиста. Чем выше компетентность преподавателя, его
профессионально-творческий и духовный потенциал, тем благоприятнее условия для развития духовной стороны обучающихся, совершенствования их учебной деятельности и профессиональной подготовки. Осуществляемая педагогам деятельность безусловно воздействует на микросреду студента, его развитие и воспитание личности.
Известный ученый Ю.П. Поваренков отмечает, что в процессе профессионально-личностного становления у обучающихся высших школ возникают противоречия между личностью и внешними условиями жизнедеятельности, и формируются
внутриличностные противоречия, что приводит к психологическим проблемам [5].
Мы считаем, что одним из наиболее важных психологических детерминант профессионально-личностного становления студентов высших школ выступает психологическое благополучие личности. Психологическое благополучие личности можно определить, как систему психических процессов индивида, ощущение его целостности, внутреннего равновесия.
Психологическое благополучие студента является одним из основных показателей его готовности к профессиональной деятельности, оно выступает прогностическим показателем будущей профессиональной удовлетворенности, психологическое благополучие определяет психологическое здоровье личности, его целостность. В связи с этим, психологическое
благополучие студента имеет важное значение и занимает приоритетное положение в профессионально-личностном становлении
индивида.
Известный российский психолог, специалист в области психологии личности, Л.В. Куликова считает, что психологическое благополучие будет более устойчивым при гармонии личности и зависит от целей индивида, успешности его реализации планов деятельности и поведения, наличия условий для достижения поставленных им целей [3].
Учитывая важность и роль психологического благополучия как фактора профессионально-личностного становления студентов высших учебных заведений, нами была разработана программа «Создание благоприятного климата психологического благополучия студентов высшей школы».
Целью программы является создание благоприятного климата психологического благополучия студентов высшей школы. Данная программа рассчитана на повышение уровня таких показателей, как: личностный рост; цель в жизни; самопринятие; баланс аффекта; осмысленность в жизни и др.
Программа включает в себя следующие методы работы:
1. Социально-психологические тренинги.
2. Организационно-деятельностные игры.
3. Групповые дискуссии.
4. Деловые игры.
5. Круглые столы.
Программа «Создание благоприятного климата психологического благополучия студентов высшей школы» рассчитана на 48 часов. Частота проведения: два раза в неделю по 2 часа на протяжении трех месяцев.
Для изучения эффективности программы была использована методика «Шкалы психологического благополучия» К. Рифф, в адаптации Шевеленковой - Фесенко [7].
Цель методики: выявление уровня психологического благополучия личности студентов.
Шкалы: положительные отношения с окружающими; автономия; управление окружением; личностный рост; цель в жизни; самопринятие; баланс аффекта; осмысленность в жизни; человек как открытая система.
Исследование было проведено на базе экономического факультета Ставропольского государственного аграрного университета. В исследовании приняли участие студенты 2-го курса в количестве 43 человек.
Результаты исследования, полученные до и после проведения программы «Создание благоприятного климата психологического
благополучия студентов высшей представлены в виде диаграммы 1.
школы»
Положительные отношения с окружающими ВЯЯНЙЙЙР
15
28
Автономия ¡Sff1
18
Управление окружением Личностный рост Цель в жизни Самопринятие Баланс аффекта
14
21
12
Осмысленость
40
18
Человек как открытая система WHHWBHHWBHff!^'
0 10 20 ■ До И После
^^Я 34
30 40
50
60
Диаграмма 1. - Распределение показателей низкого уровня психологического благополучия и его составляющих до и после экспериментального воздействия (%)
По результатам, полученным в ходе исследования, можно сделать вывод об уменьшении процента студентов, показавших низкий уровень по всем показателям. Наиболее выраженные изменения после психологического воздействия наблюдаются по автономии, личностному росту и осмысленности.
Таким образом, программа «Создание благоприятного климата психологического благополучия студентов высшей школы» оказалась эффективной, дала положительные результаты и способствовала повышению профессионально-личностного становления студентов вуза.
Литература:
1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
2. Костенко А.Л. Психология личности. Курс лекций / А.Л. Костенко. - Владивосток, 2003.
3. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: учебное пособие / Л.В. Куликов. -Спб.: Питер, 2004.
4. Николаенко В.М. Психология и педагогика: учебное пособие / В.М. Николаенко, Г.М. Залесов, Т.В. Андрюшина и др.; отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М. Николаенко. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000.
5. Поваренков Ю.П. Психология становления профессионала: учебное пособие / Ю.П. Поваренков. -Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2000.
6. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - Издательство: Академия, 2005.
7. Шевеленкова Т.Д. Психологическое благополучие личности / Т.Д. Шевеленкова, Т.П. Фесенко // Психологическая диагностика. - 2005. - №3.
8. Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.
4
Сведения об авторах:
Лимонова Ольга Олеговна (г. Ставрополь, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социологии ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет», е-mail: ol.limonova100@yandex.ru
Дрожжина Наталья Борисовна (г. Ставрополь, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социологии ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет», е-mail: drogg_nt@mail.ru
Data about the authors:
O. Limonova (Stavropol, Russia), Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Pedagogy, Psychology and Sociology Department, Stavropol State Agrarian University, е-mail: ol.limonova100@yandex.ru
N. Drozhzhina (Stavropol, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of Pedagogy, Psychology and Sociology Department, Stavropol State Agrarian University, е-mail: drogg_nt@mail .ru