УДК 37.015.31 ББК 88.6
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ КАК ЭТАП РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ: АНАЛИЗ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО АППАРАТА
СИДОРОВ И.Ю., СОБОЛЕВА Е.В. ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье проведен анализ терминов, касающихся профессионального становления будущих психологов, проведены параллели между проблемами профессионализма, профессионализацией, профессиональным становлением и профессиональным становление в современных исследованиях.
Ключевые слова: профессиональное становление, профессионализм профессионализация, профессиональная деятельность.
Актуальность. В связи со всеми массовыми переменами общественно-финансовой среды неотъемлемой считается проблема
профессионального становления и развития психолога, который не только сам соответствует всем новым критериям как специалист, но и способен оказывать помощь в постоянном развитии в процессе адаптации в новых условиях жизни. В этой связи важно обратить внимание на проблему профессионального становления психологов, факторы
профессионального взаимодействия, развитие базовой культуры будущих психологов в рамках их профессиональной деятельности [7, 8, 9].
Нужно подметить, профессиональное становление как этап развития личности рассматривается наукой - акмеологией, которая появилась в стыке природных, социальных и гуманитарных дисциплин, и изучающая закономерности и феномены становления человека до точки его зрелости и, в особенности, на достижении им наиболее высочайшего уровня на данном развитии. У истоков формирования акмеологических идей в науке стояли выдающиеся российские ученые Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, Н.А. Рыбников, предложивший значение "акмеология"; В новом этапе значительно развивает данное направление научная школа А.А. Деркача [5, 6].
Анализ важных значений начнем с самого широкого, включающего в себя и процесс, результат, и свойства - "профессионализм" -которое охватывает профессиональные знания, умения, навыки, способности, и определенные приемы и технологии [3], инициативность,
творческое мышление, самореализацию, саморазвитие и др.
Профессионализм А.А. Деркач считает, нечто иное как, интегральную характеристику человека деятельности, имеющей в себе сформированность субъекта деятельности, профессионального общения и зрелость личности как профессионала" [6].
A.А. Реан под понятием профессионализма личности считает качественную характеристику субъекта труда, отражающую возвышенный уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических имеющих профессионализм, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие специалиста [6].
B.Г. Зазыкин в акмеологическом словаре подчеркивает профессионализм личности как качественную характеристику субъекта трудовой деятельности, показывающую высокий уровень развития профессионально важных и личностно-деловых качеств, акмеологических инвариантов профессионализма, высочайший уровень креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на прогрессивное развитие [6].
Тем самым можно обобщить, профессионализм - это поэтапный процесс, связанный с профессиональным становлением и развитием профессиональных и личностных качеств субъекта профессиональной деятельности.
В концепции Ю.П. Поваренкова профессионализация среда общественной практики, где совместно пересекаются интересы социума и определенного человека. Для социума профессионализация играет основу профессиональной деятельности. Для человека профессиональная деятельность содержит взаимодействие с обществом, основу саморазвития профессионального развития, то есть превращения индивида в профессионала [6].
Профессионализация, профессиональное становление и прогресс создаются в процессе профессиональной деятельности. Как заметили древние философы (Аристотель и Спиноза), деятельность человека взаимосвязана с самовыражением, реализацией потенциала и возможностей. По словам А.Н. Леонтьева [6], деятельность это процесс, осуществляющий жизнь субъекта, и его цель - удовлетворение предметных потребностей субъекта.
Как считает В.Д. Шадриков, профессиональная деятельность есть нормативно-одобренный способ, то есть человек формирует индивидуальный способ активности на основе своих индивидуальных качеств, путем их преобразования, основываясь на мотивах деятельности, целях и условиях [6].
С.А. Дружилов считает профессиональную деятельность, как сложная деятельность, которая предстает перед человеком как конституированный способ исполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер [6].
Э.Ф. Зеер смотрит на профессиональную деятельность как "социально значимую деятельность, исполнение которой требует узких знаний, умений и навыков, также профессионально определенных качеств личности" [6].
Думая об эффективной профессиональной деятельности, Э.Ф. Зеер подчеркивает такие ее компоненты: 1) социально-профессиональная направленность, включающая: мотивы (намерения, интересы, склонности, идеалы), ценностные ориентации (смысл труда, заработная плата, благосостояние,
квалификация, карьера, социальное положение, и др.), профессиональная позиция (отношение к профессии, установки, ожидания и готовность к профессиональному развитию), социально-профессиональный статус;2) профессиональная компетентность как сумма профессиональных знаний, умений, а также способы исполнения
профессиональной деятельности; 3)
профессионально неотъемлемые качества, характеризующие продуктивность
(производительность, качество,
результативность, и др.) деятельности; 4) профессионально важные
психофизиологические свойства (зрительно-двигательная координация, глазомер, нейротизм, экстраверсия, реактивность, энергетизм, и др.) [6].
Э.Ф. Зеер подчеркивает, что актуализация проблемы профессионального становления обострились вначале XX в., так как появлялось расширение профессий, орудий для труда и технологий, повысилась потребность в высококвалифицированных работниках. С 70-х годов шло переосмысления взаимоотношения человека с профессией, теперь взаимодействие считают фундаментом профессионального становления. В процессе трудового профессионального становления преобразуются изменения в личности, это как раз сказывается в профессиональной деятельности [6].
Фундаментом профессионального
становления является процесс созревания личности, который трактуется как становление человека в целом, полагая, что развитие личности есть длительный процесс, органически сцеплен с развитием трудовой деятельности. Э. Эриксон, считает, это смена этапов, на которых происходит качественное изменение внутреннего мира человека и основное изменение его отношений с окружающими людьми [6].
На профессиональном становлении Э.Ф. Зеер считает " процесс прогрессивного изменения личности под давлением социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление". Становление связано в потребности в саморазвитии и самосохранении [6].
Ю.П. Поваренков в диссертации "Профессиональное становление личности" дает конкретное описание: "профессиональное становление личности представляет собой процесс структурно - динамического развития субъекта профессионального пути, в ходе которого формируются и развиваются профессионально ориентированные
подструктуры и профессионально важные качества личности, адекватные формы ее профессиональной активности, в соответствии с социальными и профессиональными
требованиями и на основе возможностей и притязаний индивида" [6].
С.А. Дружилов выдвигает профессиональное становление как две взаимодополняющие линии: как развитие деятельности (ее структуры, совокупности способов и средств) и как процесс развития личности в онтогенезе (последовательность периодов и стадий на жизненном пути) [6].
Конкретно профессиональное становление связано с развитием, считаемым как естественно-искусственный процесс различных
изменений, лежащих в человеке под влиянием природных и социальных, внешних и внутренних и внешних факторов, которые включают в себя профессионализм преподавателей [2]. Результатом
профессионального становления будущих психологов будут их профессиональные компетенции, в основе которых можно выделить умение взаимодействовать с социумом, формирование научного мышления, базовой культуры и т.д. [1, 2].
Список литературы:
1. Авдеенко А. С. Подготовка студентов-психологов к информированию социума о значимых социально-психологических проблемах и способах их решения / А.С. Авдеенко, Е.В. Соболева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016- Т. 4 №2 (13). - с. 37-39.
2. Авдеенко А.С. Проведение нового формата конференций как инновационного метода в обучении студентов медицинского университета / А.С Авдеенко // Инновации в образовании и медицине: матер. III всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Махачкала, 2016. - с. 16-18
3. Долгова В.И. Коррекционно-развивающая деятельность специального психолога: современные психологические и педагогические технологии: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, О.А. Шумакова. - Челябинск, 2008 - 118 с.
4. Паточкина Н.А. Повышение профессионализма преподавателей высшей медицинской школы /Н.А. Паточкина, В.В. Пестерова, Е.В. Соболева //В сборнике: Основные достижения научных школ ЮУГМУ Сборник материалов научно-практической конференции, посвященной 70-летию Южно-Уральского государственного медицинского университета.
- 2014. - с. 132-134.
5. Соболева Е.В. Историографический анализ проблемы личностного становления психологов / Соболева Е.В. // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - №8-2 (40). - с. 186-190.
6. Соболева Е.В. Развитие личностного потенциала будущего психолога в образовательном процессе вуза дис. ... канд. Психол. наук /Е.В. Соболева. - Екатеринбург, 2014 - 199 с.
7. Шумакова О.А. Освоение профессионального опыта как подструктуры инновационной культуры личности / О.А. Шумакова //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - №66.
- с. 337-343.
8. Шумакова О.А. Сущность и особенности базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями / О.А. Шумакова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. -2011. - №3 (17). - с. 92-94.
9. Шумакова О.А. Развитие базовой культуры взаимодействия психолога образования с родителями: дис. . д-ра психол. наук: / О.А. Шумакова. - Челябинск, 2011 - 400 с.
PROFESSIONAL FORMATION OF THE FUTURE PSYCHOLOGISTS AS A STAGE OF PERSONALITY: ANALYSIS TERMINOLOGICAL APPARATUS
SIDOROVI.Y., SOBOLEVA E.V. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]
Abstract
The article analyzes the terms relating to the professional development of future psychologists, the parallels between the issues of professionalism, professionalization, professional formation and professional formation in contemporary research.
Keywords: professional formation, professionalism professionalization, professional activity.