УДК 159.9.072 ББК 88
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К ИНФОРМИРОВАНИЮ СОЦИУМА О ЗНАЧИМЫХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ И СПОСОБАХ ИХ
РЕШЕНИЯ
Е.В. СОБОЛЕВА, ГБОУВПО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия
e-mail: [email protected] А.С. АВДЕЕНКО, ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия
e-mail: [email protected]
Аннотация
Данная статья посвящена созданию педагогических условий для развития научного потенциала студентов, а также результатам работы студенческого научного психологического кружка кафедры, которые реализовались в рамках проведенной конференции по проблеме психолого-социальной и медико-реабилитационной поддержке незащищенных слоев населения.
Ключевые слова: конференция, студенческий научный кружок, педагогическая деятельность, психолого-социальная и медико-реабилитационная поддержка, незащищенные слои населения
Актуальность. Обучение студентов в вузе ориентируется на основные направления модернизации образования и определяет формирование компетенций как основных результатов освоения образовательных программ, связанных с вступлением в действие ФГОС ВПО. Компетентностный подход в профессиональной подготовке студента ориентирован на выработку таких знаний и умений, которые бы позволили выпускникам выдерживать конкуренцию на рынке труда в условиях нестабильных и постоянно меняющихся экономических условиях.
Реализация компетентностного подхода в полной мере осуществляется на кафедре психологии ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России в рамках разработки рабочих программ дисциплин и непосредственной педагогической деятельности сотрудников кафедры с учетом инновационных методов и средств обучения [6,
7].
Для осуществления деятельности
преподавателей кафедры были созданы необходимые условия: кафедральный совет, психологическая служба, студенческое научное общество университета, студенческий научный кружок, все это позволяет развивать студентам научный и интеллектуальный потенциал. Главными задачами преподавателей и кафедр были организация и обеспечение стабильной работы научного кружка, создание благоприятной психологической атмосферы во
время занятий, учебной и научно-исследовательской деятельности будущих специалистов. Технологическая подсистема в деятельности преподавателя обеспечивала проведение занятий по выбору, специальных курсов, студенческого научного кружка и балльно-рейтинговой системы.
Были организованы и проведены лекции, практические и семинарские занятия, где преподавателями были использованы методы проблемного изложения материала, модульная организация, игровые технологии и тренинги
[5, 8].
Результатом совместной работы
профессорско-преподавательского состава кафедры и студенческого научного кружка явилось проведение конференции по проблемам психолого-социальной и медико-реабилитационной поддержки человека.
На базе Южно-уральского государственного медицинского университета (ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России) проводится вот уже третий год всероссийская научно-практическая конференция студентов и молодых ученых "психолого-социальная и медико-реабилитационная поддержка
незащищенных слоев населения". Данная конференция проводилась с 2013 года. Целью проведения конференции являлся обмен опытом психолого-социального и медико-реабилитационного обеспечения и защиты субъектов социальной сферы. В конференции
приняли участие свыше двухсот человек. Категория участников конференции: молодые ученые, аспиранты, интерны, ординаторы, студенты средних и высших профессиональных образовательных учреждений, руководители и представители органов исполнительной и законодательной власти, специалисты различных ведомств, обеспечивающих функционирование сегментов здравоохранения и социальной помощи населению, руководители и работники органов управления образованием, общественных организаций, преподаватели и сотрудники образовательных учреждений разного типа и вида [1].
Тематика секций конференции:
• Современные технологии медицинской реабилитации больных и инвалидов;
• Актуальные проблемы клинической психологии и психотерапии;
• Проблемы поддержки населения в условиях социальной интеграции;
• Проблемы социальной депривации детей и подростков;
• Психолого-социальная поддержка
жизненной активности человека с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
На конференции свои доклады представляли высококвалифицированные специалисты в различных областях. Большое количество студентов университета приняли участие в конференции, значительная часть из которых в постерной секции, в том числе студенты специальности «Клиническая психология», которые представили постеры по самым различным проблемам в рамках конференции.
Стремление студентов к личностно-профессиональному развитию, осознание значимости выбранной профессии, нахождение смысла в учебно-профессиональной деятельности определяются профессиональной мотивацией студентов. Опыт проведения данного формата конференции показал актуальность и значимость выдвинутых проблем, что требует их дальнейшего исследования и обсуждения [2, 3, 4].
Список литературы
1. Альтман Д.А. Профессиональная ориентация как необходимое условие успешного становления будущего врача на некоторых этапах образовательного процесса / Д.А. Альтман, А.Б. Ларин, Н.М. Шлепотина и др. // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы IV всероссийской (VII внутривузовской) научно-практической конференции. - Челябинск. - 2016. - с. 9-13.
2. Андреева А.С. Роль семьи в формировании личности ребенка / А.С. Андреева // Сборник статей международной научно-практической конференции «Оздоровление общества на основе укрепления института семьи и семейных ценностей». - Челябинск. - 2015. - с. 6-11
3. Андреева А.С. Роль семьи в самоопределении и социальной адаптации студента высшего учебного заведения /А.С. Андреева, О.А. Качанова // Сборник статей международной научно-практической конференции «Оздоровление общества на основе укрепления института семьи и семейных ценностей». - Челябинск. - 2015. - с. 12-18
4. Андреева А.С. Эмпирическое исследование ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста, проживающих в сельской местности / А.С. Андреева // Материалы III всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Психолого-социальная и медико-реабилитационная поддержка незащищенных слоев населения». - Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2013. -№ 1 (3). - с. 12-15.
5. Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция тревожности как фактора эмоциональной устойчивости студентов-психологов /В.И. Долгова, О.А. Шумакова //Научно-методические рекомендации / Челябинск. - 2010. Сер. Инновационная культура будущего педагога-психолога
6. Паточкина Н.А. Инновационный потенциал преподавателя как основа инновационной деятельности вуза / Н.А. Паточкина, Е.В. Соболева // В сборнике: Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации Материалы II Всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции, посвященной Дню российской науки. - 2014. - с. 80-82.
7. Соболева Е.В Качество подготовки социальных работников в системе непрерывного образования. /Е.В. Соболева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2013. - Т. 5. - №2. - с. 129-135.
8. Шумакова О.А. Сущность и особенности базовой культуры психолога образования с родителями / О.А. Шумакова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2011. - № 1 (15). - с. 149-151.
PREPARING STUDENTS - PSYCHOLOGISTS TO COMMUNITY AWARENESS ABOUT SIGNIFICANT SOCIAL - PSYCHOLOGICAL PROBLEMS AND THEIR SOLUTIONS
E.V. SOBOLEVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia
e-mail: [email protected] A.S. AVDEENKO, SUSMU, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]
Abstract
This article is dedicated to the creation of pedagogical conditions for the development of scientific potential of students, as well as the results of the students' scientific circle of the department of psychological, which is implemented in the framework of the conference on the problem of psycho-social and medical rehabilitation support vulnerable people
Keywords: conference, a student scientific circle, teaching activities, psycho-social and medical rehabilitation support.