Примечания
1. Ариарский М. А. Прикладная культурология / М. А. Ариарский. - Изд. 2-е, исправленное и дополненное. - СПБ.: ЭГО, 2001.
2. Декларация прав культуры: [проект]. - СПб., 2000.
3. Культурная политика и художественная жизнь / Инф.-издат. агентство «Русский мир». - М., 1996.
4. Музейное дело и охрана памятников. 1991-1996 // Российская культура в законодательных и нормативных актах. - М., 1998.
5. Плеханов Г. В. Искусство и общественная жизнь / Г. В. Плеханов // Избр. философ. произведения: в 5 т. - М., 1958. - Т. 5.
6. Программа Коммунистической партии Советского Союза / принята XXII съездом КПСС. - М.: Политиздат, 1975.
7. Субкультуры и этносы в художественной жизни // Художественная жизнь современного общества. - СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1996. - Т. 1.
Т. Н. Новожилова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТА В ПРОБЛЕМНОМ ПОЛЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
В статье рассматриваются различные точки зрения на проблему саморазвития и профессионального саморазвития будущего специалиста в контексте современного профессионального образования. Ключевые слова: образование в сфере культуры, образование, субъект, саморазвитие, профессиональное саморазвитие, профессиональная подготовка.
In article consider different point of views on problem of self-development and professional self-development of future specialist in context of contemporary professional education. Keywords: liberal education, education, subject, self-development, professional self-development.
Новый этап в развитии мировой цивилизации, характеризующийся мощными геополитическими преобразованиями, динамичным развитием экономики, ростом конкуренции, требует формирования новых представлений о личности учащегося, которая выступает в качестве системообразующего начала образовательного процесса и, кроме социальных качеств, наделяется субъективными свойствами, определяющими ее независимость, самостоятельность, способность к саморегуляции, рефлексии (А. А. Вербицкий, Б. С. Гершунский, Э. Ф. Зеер и др.).
Одно из требований времени к системе профессионального образования -это обеспечение инновационного содержания профессиональной деятельности специалистов на протяжении всей жизни. Сегодня требуется такое развитие личности, которое даст ей возможность справляться с большим коли-
чеством ситуаций неопределенности, быть способной к преодолению многочисленных стрессов, уметь опережать существующую в каждый момент времени востребованность знаний путем собственной познавательной активности, путем саморазвития личностных и профессиональных качеств.
Принцип непрерывности образования в настоящее время является одним из ведущих. Профессиональная подготовка должна обеспечивать возможность дальнейшего саморазвития учащегося на всем жизненном пути. Вместе с тем в научной литературе нет однозначной трактовки понятия «саморазвитие».
На философском уровне саморазвитие отождествляется с самодвижением. В философском смысле, читаем в философском словаре, самодвижение -это категория, выражающая изменение объекта под влиянием внутренне прису-
щих ему противоречий, факторов и условий. Концентрация внимания на внутренних причинах изменений является здесь не случайной, причем самодвижение рассматривается на высоких уровнях своего выражения в открытых системах (общество, человек), где оно может сопровождаться переходом на более высокую ступень организации. Собственно тогда саморазвитие и трактуется как самодвижение.
Если экстраполировать такое понимание саморазвития на профессиональную подготовку специалиста, то очевидной становится однобокость такого подхода. Попытка объяснить это явление исключительно внутренними факторами означала бы отрицание такого мощного источника и движущей силы саморазвития личности, как образовательное пространство вуза. В числе составляющих культурное пространство вуза выделим: 1. Информационное пространство, в котором циркулируют и пересекаются различные информационные потоки, способные превращаться в личностное знание студентов (В. Зин-ченко). 2. Пространство учебной, учебно-научной, творческой деятельности. Это особое пространство, позволяющее студентам уже в условиях профессионально-образовательной деятельности самореализовываться и развивать свой творческий потенциал. 3. Субъектное пространство как особая форма отношений и взаимодействий в системе преподаватель - студент, студент - студент. Пространство отношений, взаимодействий - важнейшая составляющая в становлении субъектности человека.
Безусловно, саморазвитие представляет собой синтетическое единство, диалектическое взаимодействие внешних и внутренних факторов в становлении личности. Содержание саморазвития личности есть результат ее внутренней работы, в процессе которой содержание внешних факторов как бы «овнутряется» ( А. Г. Мысливченко) (цит. по: 3, с. 12).
Анализ научных работ по проблеме саморазвития личности позволил выявить степень ее разработанности в зарубежной и отечественной науке.
В зарубежной психологии саморазвитие связано с бессознательным и самоактуализацией личности в социальном пространстве. Психологи рассматривают самореализацию как механизм адаптации личности к нормам общества. В этом процессе, как считает Ж. Пиаже, усматривается «факт собственного уникального неповторимого существования». Саморазвитие личности рассматривается с точки зрения самости и сознательного эго - как «центр тотальной, беспредельной и неподдающейся определению психической личности», как движение к большей свободе (К. Юнг); как способность личности самоидентифицироваться, приводить к становлению целостной картины самосознания и приобретать новое качество мышления (Ж. Пиаже, Э. Эриксон); как движение от центрированности на себе в целях личностного превосходства к конструктивному овладению средой, понимаемое как движение к совершенству (А. Адлер); как потребность человека эффективнее устанавливать отношения с окружающим миром, приобретение все большей автономии, независимости личности, стремление к зрелости и психологическому здоровью (К. Роджерс); как механизм адаптации и конструирования личности, позволяющий ей жить в согласии с принятыми в обществе нормами (А. Маслоу). Такие исследователи, как Р. Бернс, Ш. Бюлер, У. Джемс, Р. Мей и другие уделяют большое внимание мотивации, самосознанию и внутренним предпосылкам осуществления процесса саморазвития. Значительное место в теории саморазвития личности занимает проблематика «Я-концепции», разработанная Р. Берн-сом. М. Бубер, В. Франкл и другие связывают саморазвитие с самотворчеством, считая самотворчество универсальным средством саморазвития: чело-
век творит самого себя и представляет собой лишь то, что сам из себя делает.
В отечественной психологии и педагогике XX века эта проблема также нашла свое отражение. По мнению П. П. Блонского, основа учебного процесса -деятельность самого учащегося - представляет собой «постепенное саморазвитие его с помощью дающего материал для этого саморазвития учителя». П. Ф. Каптерев, раскрывая сущностные стороны педагогического процесса, отмечал: «педагогический процесс есть всестороннее усовершенствование личности на почве ее органического саморазвития и, в меру сил, сообразно социальному идеалу». Педагог при этом выступает «служителем саморазвития», источником стимулирования этого естественного процесса, регулятором внешних и внутренних факторов, катализатором творческой деятельности учащегося.
А. В. Петровский сформулировал принцип неадаптивной активности, предполагающий свободу выбора и ответственности личности в процессе саморазвития (7).
Н. Ш. Чинкина рассматривает понятие «саморазвитие» как осознаваемый процесс целенаправленного самоизменения личности (цит. по: 3, с. 14).
В современной педагогике саморазвитие выступает центральной идеей гуманистического образования, в котором приоритет отдается самости человека, его суверенному праву на выбор направления развития, цели и ценности жизни (Е. В. Бондаревская, Л. С. Выготский, И. А. Зимняя, С. В. Кульневич, А. Л. Лурия, В. И. Слободчиков, Д. И. Фельдштейн, Г. А. Цукерман, Е. Н. Шия-нов, Д. Б. Эльконин и др.). Г. А. Цукер-ман определяет саморазвитие как сознательное изменение своей самости, в процессе чего происходит осознание ценностей выбора, свободы и своего реального «я». Г. А. Цукерман утверждает, что процесс саморазвития всегда связан с открытием своего «я», своей
самости, которые изначально присущи любому человеку (11).
В. Г. Маралов рассматривает самосовершенствование как наиболее адекватную форму саморазвития (4, с. 83), потому что, как считает автор, самосовершенствование означает, что сам человек (самостоятельно) стремится быть лучше, стремится к некоему идеалу, приобретает черты и качества личности, которых у него пока нет, овладевает теми видами деятельности, которыми он пока не владеет. Результатами самосовершенствования выступают: удовлетворенность собой, своими достижениями, тем, что ты справляешься со своими собственными требованиями; удовлетворенность жизнью, деятельностью, отношениями с окружающими людьми (4, с. 85).
В работах Е. Н. Шиянова, раскрывающего культурно-гуманистические функции образования, отмечается необходимость создания в системе высшего профессионального образования условий для самореализации и саморазвития будущих специалистов. Саморазвитие личности позволяет ей преодолевать противоречия и стремиться к духовной и физической гармонии.
В. И. Андреев отмечает, что такие базовые категории педагогики, как образование, воспитание, социализация, обучение, развитие, имеют общую закономерность: переход в состояние самопроцесса, то есть образование переходит в самообразование, воспитание - в самовоспитание, социализация - в самореализацию и т.п. В этой логике саморазвитие - высший этап развития.
Н. Б. Крылова считает, что поворот системы образования к индивидуальности и свободе возможен лишь при «переориентации ее содержания на саморазвитие личности как основы динамики общества» (4). Она выделяет механизмы саморазвития, группируя их в функциональные блоки, которые включают широкую гамму различий и оттенков познания и реализации человеком
самого себя (в мышлении, познании, поведении, деятельности).
В настоящее время понятие «саморазвитие» все более наполняется педагогическими смыслами и становится все более значимым не только для общей, но и для профессиональной педагогики.
Л. М. Митина, раскрывая содержание профессионализма, пишет, что под истинным развитием понимается саморазвитие - внутренняя активность учителя по качественному преобразованию себя самого, самоизменению. При этом источником саморазвития выступает ученик, у которого учителю следует учиться (6, с. 91).
О. В. Бережнова в диссертационном исследовании «Рефлексивная деятельность как педагогическое условие саморазвития студентов вуза» связывает саморазвитие с рефлексией, отмечая, что цель высшего образования видится в развитии индивидуального своеобразия будущего специалиста на основе рефлексии и саморазвития, что создаст предпосылки для студентов быть конкурентоспособными и компетентными в своей профессиональной деятельности. Саморазвитие в этом исследовании понимается как процесс самодвижения личности в образовательной траектории к профессиональным компетенциям и к осознанию своей самоценности (1).
Среди современных научных исследований существуют те, в которых профессиональное саморазвитие мыслится в тандеме с творчеством. Так, Л. Н. Макарова и И. А. Шаршов определяют профессионально-творческое саморазвитие личности как творческое саморазвитие личности в учебном процессе, обеспечивающее дальнейшую творческую самореализацию в профессиональной деятельности. Профессионально-творческое саморазвитие, как считают эти исследователи, осуществляется посредством механизмов самопознания, самоорганизации, самообразования как стремления к профессионально-творческой самореализации с использова-
нием творчества и интеллекта в качестве способов интенсификации процесса (3, с. 22).
Выстраивая модель профессионально-творческого саморазвития личности, Л. Н. Макарова в качестве векторов определяет саморазвитие, творчество и интеллект.
Специфика профессионально-творческого саморазвития заключается в профессиональной направленности базовых процессов. Б. С. Гершунский отмечает, что «эта особенность профессиональной педагогики обусловлена самим характером восхождения человека по лестнице» становления личности: от общей и функциональной грамотности через профессиональную компетентность и культуру к менталитету. Б. С. Гершунский, прогнозируя модель будущего специалиста, считает необходимостью включить в нее не только такие традиционные блоки, как профессиональные знания, умения и навыки, но и качества, обеспечивающие творческий потенциал профессионального самосовершенствования личности.
Учитывая, что одним из ведущих принципов современного профессионального образования является принцип непрерывности образования, саморазвитие приобретает приоритетное значение. Кроме того, в современных образовательных стандартах значительно увеличилось количество часов, предусмотренных на самостоятельную работу, то есть это обстоятельство предполагает, что студенту необходимо овладевать способами саморазвития.
Саморазвитие - явление весьма многоликое. Было бы неверно представлять его лишь как простое, пусть даже и самостоятельное накопление знаний, умений и навыков.
Профессиональное саморазвитие нам представляется, как минимум, в семи смыслах:
- как ценность, которая базируется на сформированных потребностях человека в самопонимании, самоопреде-
лении, самоактуализации, самодвижении и обеспечивает в дальнейшем ему успешность решения самых разных задач как личностного, так и профессионального плана;
- как специфическая форма целенаправленной деятельности, имеющей соответствующую цель, предмет, условия и механизм реализации;
- как метод познания и самопознания, когда студент осознанно погружается в пространство профессионально-образовательной деятельности и в процессе работы самостоятельно ставит перед собой множество вопросов и пытается найти на них ответы;
- как принцип построения карьеры и собственной жизни;
- как ключевая компетентность, позволяющая развивать такие метапро-фессиональные качества (Э. Ф. Зеер), как организованность, социально-профессиональная мобильность, корпоративность, социально-профессиональная ответственность, креативность и т.д.
- как образовательная компетенция, позволяющая студенту, а в дальнейшем и специалисту, решать не только типовые учебные (профессиональные) задачи, используя навыки первичной грамотности, но и задачи научно-поискового, смыслопоискового характера, когда необходимо задействовать более сложные механизмы мыслительной и самоорганизационной деятельности;
- как особая саморазвивающаяся среда, когда организация самостоятельной деятельности учащегося, работа преподавателя над формированием
мотивационного синдрома (А. Вербицкий) у студента к этому виду деятельности, содержание самой деятельности и, наконец, позитивный психоэмоциональный фон, возникающий как реакция на появление субъективных открытий в процессе работы, являют собой условия для появления специфических новообразований как в психике, так и в личностной сфере студента;
- как метамотив, то есть актуализированная потребность к самостоятельному развитию, когда студент испытывает нужду в решении им же поставленных задач учебно-профессионального, научно-поискового и даже эвристического свойства. Студент в такой ситуации выходит за пределы поставленных преподавателем учебных задач;
- как механизм, способный через точки бифуркаций в одной открытой системе (человек) привести к множественным изменениям в других открытых системах (образование, профессиональная сфера, общество и др.).
Таким образом, в философии саморазвитие определяется как высшая форма самодвижения, в психологии личностное саморазвитие выступает как психологический механизм «чело-векообразования», а в профессиональной педагогике - основной задачей образования и вершиной (акме) в профессиональном развитии личности.
Профессиональное саморазвитие в сложном многоголосье процессов саморазвития человека представляет собой специфическую партитуру, содержащую множество смыслов, открытие которых позволит глубже осознать природу этого явления.
Примечания
1. Бережнова О. В. Рефлексивная деятельность как педагогическое условие саморазвития студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук / О. В. Бережнова. - М., 2005.
2. Лихачев Б. Т. Методологические основы педагогики / Б. Т. Лихачев. - Самара: Изд-во СИУ, 1998.
3. Мамардашвили М. К. Проблема человека в философии / М. К. Мамардашвили // О человеческом в человеке. - М., 1991.
4. Макарова Л. Н. Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся / Л. Н. Макарова, И. А. Шаршов. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.
5. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития / В. Г. Маралов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 256 с.
6. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина; Московский психолого-социальный институт. - М.: Флинта, 1998. - 200 с.
7. Микешина Л. А. Герменевтические смыслы образования / Л. А. Микешина // Философия образования. - М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996.
8. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности / В. А. Петровский.
- М.: ТОО «Горбунок». 1992. - 224 с.
9. Советский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1989.
10. Слободчиков В. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: [учебное пособи для вузов] / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М.: Школьная пресса, 2000. - 416 с.
11. Фрейд З. Будущее одной иллюзии / З. Фрейд // Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989.
12. Цукерман Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б. М. Цукерман.
- М.: Интерпакс, 1995. - 267 с.
13. Шелер М. Положение человека в космосе / М. Шелер // Мир философии.
- М., 1991.
С. П. Рощин
МОДЕЛИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА - ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ
В статье рассматривается развитие понятия «личность» в психологии. Представлена ретроспектива развития представлений о личности художника в Средневековье, в эпоху развития гуманизма, характерные особенности этого явления для сегодняшнего дня. Показана необходимость обращения к личности обучающегося изобразительному искусству через духовную область его жизнедеятельности. Ключевые слова: образование в сфере культуры, личность, художник, образование, общество, педагогика.
The present article deals with the problem of personality, the developing of this phenomenon in psychology. The article studies the developing of views on a personality of an artist starting from medieval times and the Enlightenment up to the present day and the peculiarities of this phenomenon nowadays. The author shows the necessity of applying to personality of an object in art teaching process through the mental sphere of his life activity. Keywords: liberal education, personality, artist, education, society, pedagogic.
Вопрос о личности, значении этого понятия в системе эволюционного развития общества, культуры, искусства и других факторов, формирующих его социально-культурный уровень, всегда интересовал ученых, писателей, художников. Многогранность и сложность этого понятия объясняется тем охватом очень большого круга ее деятельных интересов. И каждый из них имеет свою специфику. Естественно для нас рассматривать закономерности и особенности развития и формирование лично-
сти художника и педагога для эффективного моделирования его образовательного процесса.
При определении понятия личности мы опирались на основные положения теории и труды ученых А. Г. Асмолова, Б. В. Зейгарника, А. Н. Леонтьева, В. С. Мерлина, Н. И. Рейнвальда, С. Л. Рубинштейна, Н. И. Спрджвелидзе, И. С. Кон. Когда мы говорим о личности, то всегда имеем в виду такие понятия, как «человек», «индивид», «индивидуальность». Эти понятия схожи между собой, но в