охоты и рыболовства. Анализируя состязания с перетягивани- ний являлись не только средством физического воспитания и
ем, можно сделать заключение, что эти игровые упражнения формирования личности, но и способом приобретения необхо-
способствовали развитию скоростно-силовых качеств людей. димых двигательных умений и навыков в различных видах дея-
Таким образом, все вышеперечисленные виды игр и состяза- тельности, формой развлечения и отдыха.
Библиографический список
1. Сагалаков, Л.Н. Курес: учеб. пособ. - Абакан, 1969.
2. Челтыгмашев, А.И. Хакасские народные игры и состязания / А.И. Челтыгмашев [и др.]. - Абакан, 1996.
3. Матвеев, В.П. Теория и методика физического воспитания: в 2 т. / под общей ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. - М., 1976. - Т. 1.
4. Бутанаев, В.Я. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии / В.Я. Бутанаев, А.А. Верник, А.А. Ултургашев. - Абакан, 1999.
5. Яковлев, Е.К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и Объяснительный каталог Этнографического отдела музея. - Минусинск,1900.
6. Кузнецова, А.А. Минусинские и ачинские инородцы / А.А. Кузнецова, П.Е. Кулаков. - Красноярск, 1898.
Bibliography
1. Sagalakov, L.N. Kures: ucheb. posob. - Abakan, 1969.
2. Cheltihgmashev, A.I. Khakasskie narodnihe igrih i sostyazaniya / A.I. Cheltihgmashev [i dr.]. - Abakan, 1996.
3. Matveev, V.P. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya: v 2 t. / pod obtheyj red. L.P. Matveeva, A.D. Novikova. - M., 1976. - T. 1.
4. Butanaev, V.Ya. Detskie igrih i sportivnihe sostyazaniya narodov Khakasii / V.Ya. Butanaev, A.A. Vernik, A.A. Ulturgashev. - Abakan, 1999.
5. Yakovlev, E.K. Ehtnograficheskiyj obzor inorodcheskogo naseleniya dolinih Yuzhnogo Eniseya i Objhyasniteljnihyj katalog Ehtnograficheskogo otdela muzeya. - Minusinsk,1900.
6. Kuznecova, A.A. Minusinskie i achinskie inorodcih / A.A. Kuznecova, P.E. Kulakov. - Krasnoyarsk, 1898.
Статья поступила в редакцию 03.10.13
УДК 371: 075.32
Kourov A.V. INVESTIGATION HISTORY OF THE PROBLEM «SELF DEVELOPMENT». This article includes the scientific review of the problem “self-development” from the point of view of Philosophy, Psychology and Pedagogy, the conclusions about the main approaches to the term «self-development of a personality» and the investigation actuality of the problem “professional self-development of future specialists” indicated on the basis of new information technology.
Key words: approaches to the term «self-development of a personality», self-movement, development, selfconfirmation, moral development, creative activity, technology of self-development organization, new information technology.
А.В. Коуров, канд. пед. наук, доц., проректор по инновационной работе и информатизации Шадринского гос. педагогического института, зав. каф. программирования и сетевых технологий, г. Шадринск, E-mail: kvg@ shadrinsk.net
ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ «САМОРАЗВИТИЕ»
В статье представлен обзор научных исследований по проблеме «саморазвитие» в рамках философии, психологии и педагогики. Сделаны выводы о главных подходах ученых к пониманию саморазвития личности. В конце статьи указано на актуальность исследования проблемы профессионального саморазвития будущих специалистов на основе инновационных информационных технологий.
Ключевые слова: подходы к пониманию саморазвития личности, самодвижение, развитие, самоутверждение, духовно-нравственное развитие, творческая деятельность, технологии организации саморазвития, инновационные информационные технологии.
Современный этап развития образования напрямую связан с проблемой создания условий для саморазвития личности. Исследование этой проблемы наиболее полно представлено в философии, психологии, педагогике.
Возникновение идеи саморазвития личности восходит к трудам древних философов. Так, античные исследователи Гераклит, Сократ, Гегель первыми стали писать о проявлениях саморазвития. Гегель определял природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии. Термин «саморазвитие» он соотносил с понятием «самодвижение», в «Философии права» Гегель отметил, что саморазвитие человека - это переработка себя в процессе культуры.
В эпоху Просвещения, в соответствии с мнением Ж.Ж. Руссо, И.Г. Гердера и К.А. Гельвеция, сознание рассматривалось как способ развития самообразования. Гуманистические идеи И. Канта, который выделял в человеческом сознании объективное и субъективное, чувственное и интеллектуальное и др., содействовали развитию проблемы саморазвития. Сущность понятия саморазвития понималась И. Кантом как духовно-творческая деятельность.
На рубеже Х1Х-ХХ вв. философы В. Дильтей, Г. Спенсер, И. Г. Фихте, К. Ясперс, а также русские ученые П.П. Блонский,
П.Ф. Каптерев идеи европейского гуманизма связали с проблемой саморазвития человека. Так, с точки зрения П.П. Блонского, саморазвитие личности объясняется активно-деятельностным взаимодействием субъекта с объективным миром.
Большое значение по проблеме «саморазвитие» имеют размышления философов М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева,
А.Ф. Лосева, М. Хайдеггера и др. о человеке и его месте в мире.
В настоящее время указанная проблема в философии привлекла внимание Г.С. Батищева, И.С. Кона, В. Е. Степановой,
A.А. Харламова и др. Так, В.Е. Степанова отмечает, что в философской науке саморазвитие рассматривается, в основном, в связи с разработкой проблем развития. В философских энциклопедических словарях, как показывает анализ, отсутствует определение саморазвития, но, как правило, есть характеристика термина «развитие», например: «Развитие - поступательное движение, эволюция, переход от одного состояния к другому» [1, с. 710].
Итак, в философии термин «саморазвитие» сближается с понятиями «движение» «самодвижение», «развитие».
В трудах по психологии проблема саморазвития личности широко отражена в исследованиях К.А. Абульхановой-Слав-ской, Л.И. Анциферовой, Т.И. Артемьевой, А.Г. Асмолова,
B.П. Зинченко, Н.А. Низовских, А. Маслоу, Б.М. Мастерова,
В.Г. Маралова, К. Роджерса, С.Л. Рубинштейна, Ю.В. Слюсаре-ва, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконина и др.
В начале ХХ в. З. Фрейд, его последователи А. Адлер, К.Г. Юнг заложили основы психотерапии.
Представители экзистенциальной психологии М.М. Бахтин, М. Бубер, В. Франкл и др. при изучении саморазвития акцентировали внимание на самотворчестве.
В середине ХХ в. в трудах А. Маслоу и др. развивалась трансперсональная психология, связанная с такими понятиями, как «личностный рост» и «самореализация личности». А. Мас-лоу определяет саморазвитие личности через самоактуализацию. Данный процесс понимается ученым как непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершения призвания, судьбы.
К.А. Абульханова-Славская [2] процесс саморазвития определяет как самостоятельное определение личностью стратегии своей жизни, выделяет три признака её наличия:
- выбор основного для человека направления, способа жизни, определение ее главных целей, этапов их достижения и соподчинения;
- решение противоречий, препятствующих достижению целей и планов, в том числе, через создание тех условий, которых нет в наличии;
- творчество, созидание ценностей своей жизни, соединение потребностей с жизнью в виде особых ценностей.
Психологи Г.А. Цукерман и Б.М. Мастеров считают, что саморазвитие - это сознательное изменение и (или) столь же сознательное стремление сохранить в неизменности «я - самость».
По мнению современного ученого Н.А. Низовских, «в психологии утвердилась идея о личности как инстанции саморазвития (личность рассматривается как субъект и объект развития)» [3, с. 3].
В.Г. Маралов предлагает следующее определение: «Саморазвитие - это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования» [4, с. 97]. Ведущими формами саморазвития, по мнению ученого, являются самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация.
Несмотря на актуальность исследования проблемы «саморазвитие», единого определения этого понятия в психологии нет. К сожалению, определение не представлено в психологических энциклопедических словарях.
Но на основе анализа исследований современных ученых по этой проблеме можно сделать вывод, что в основе понятия «саморазвитие» в психологии лежат идеи личности, ее развития, самосознания, самоутверждения, самосовершенствования, творческой активности и др.
В трудах классиков педагогики подходы к пониманию саморазвития представлены в трудах П.Я. Гальперина, К.Я. Вази-ной, А.Н. Леонтьева, М. Мамардашвили, С.Л. Рубинштейна, Г.К. Селевко, Д.Б. Эльконина и др.
В работах ученых рубежа ХХ-ХХ1 века В.И. Андреева,
B.В. Баранова, М.И. Кряхтунова, Л.Н. Куликовой, Н.М. Миняевой, Е.С. Рапицевич, Г.Н. Серикова, В.А. Сластенина, А.П. Усоль-цева, Е.К. Федотовой, И.Ф. Харламова, И.А. Шаршова и др. есть выход на определение саморазвития. Так, в «Педагогике. Большой современной энциклопедии» под редакцией Е.С. Рапаце-вич представлено следующее определение: «Саморазвитие индивида - процесс обогащения деятельных способностей и иных личностных качеств человека в ходе различных видов его целесообразной деятельности» [5, с. 513] .
О соподчиненности понятий «самодвижение» и «саморазвитие» пишет в своем исследовании современный ученый И.А. Шаршов [6]. Но саморазвитие, по его мнению, является высшим уровнем самодвижения; т.к. на нем происходят не спонтанные, а осознанные направленные изменения, которые способно привести к качественным преобразованиям.
В современных педагогических трудах представлены многообразные и многочисленные аспекты исследования проблемы саморазвития.
Так, есть дифференциация в понимании саморазвития личностного (Н.А. Низовских, В.Г. Маралов и др.), профессионального (Е.А. Власова, С.А. Румянцев, В.А. Сластенин,
C.А. Цепляева, И.А. Шаршов и др.) и личностно-профессионального (Г.Ж. Гаранина, Е.Н. Остроумова и др.).
Активно исследуется специфика возрастного самообразования. Так, есть выход на проблемы развития и саморазвития личности дошкольников (Н.В.Тимофеева), школьников (С.А. Го-
рохова, Н.С. Запускалова и др.), студентов колледжа (С.А. Алешина, Н.В. Калинина, В.А. Мамлеева и др.), студентов вуза (И.Т. Артемьев, И.Д. Белоновская, Е.А. Власова, И.А. Колесников, Н.М. Миняева, Е.Е. Чудина, И.А. Шаршов и др.). Есть работы, в которых ставится проблема саморазвития как учителей (П.В. Кондратьев, М.И. Кряхтунов, В.А. Сластенин), так и преподавателей вуза (И.В. Рязанович).
Значительное внимание уделяется проблеме творческого саморазвития личности (В.И. Андреев, А.Н. Борисова, Л.Н. Куликова, Г. А. Медяник, И. А. Шаршов и др.). Названные ученые-педагоги отстаивают мнение, что современным требованиям отвечает в большей степени саморазвивающаяся личность, которая способна на овладение механизмом творческого саморазвития.
Рассматриваются технологии саморазвития, например, концепция психолого-педагогического сопровождения представлена в работах М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, С.Г. Косарецкого, Т.И. Чирковой и др.
Сложилось мнение, что в личностном развитии студента особую важность занимают позиции преподавателя, который развивается вместе с ним в едином образовательном пространстве. Педагог-новатор В.И. Андреев [7] процесс саморазвития рассматривает как особый вид творческой деятельности, направленной на интенсификацию и повышение эффективности процессов «самости», среди которых системообразующими являются самопознание, самоуправление, творческое самоопределение, творческая самореализация и самосовершенствование личности.
По проблеме «саморазвитие» создаются научные школы, например, в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина - «Саморазвитие человека». По мнению основателя этой школы К.Я. Вазиной, важными факторами саморазвития человека являются духовно-нравственные основы и непрерывность образования. Издаются научные журналы, например, в Казани - «Образование и саморазвитие», главным редактором которого является В.И. Андреев. Ведется защита кандидатских и докторских диссертаций, издаются монографии и учебные пособия.
Итак, идея саморазвития человека является основополагающей, на формирование которой значительное влияние оказывает образовательный процесс высшего учебного заведения.
В целом, можно сделать вывод, что в философских и пси-холого-педагогических трудах представлены следующие подходы к пониманию саморазвития личности:
- самодвижение, развитие (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, А.Ф. Лосев, М. Хайдеггер и др.);
- самовоспитание (А.И. Кочетов, А.Н. Лутошкин, Л.И. Ру-винский и др.);
- процесс жизненного самоопределения (К.А. Абульхано-ва-Славская);
- самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация (В.Г. Маралов);
- духовно-нравственное развитие (К.Я. Вазина);
- творческая деятельность (В.И. Андреев);
- одно из значимых свойств личности (В.А. Петровский и др.);
- эволюционный процесс становления человека (П.Ф. Кап-терев);
- активность при реализации потребностей личности в развитии (И.Ф. Харламов) и др.
Несмотря на объемное количество работ по теме «Саморазвитие личности», этот вопрос остается до конца не решенным, в частности, недостаточно в исследованиях современных ученых разработана проблема профессионального саморазвития студентов вуза на основе компьютерных технологий. Выход к этому вопросу можно найти в ряде трудов (А.А. Андреев, Я.А. Ваграменко, Е.С. Полат, И.В. Роберт, О.Н. Шилова и др.), но решение вопроса о профессиональном саморазвитии будущих специалистов на основе инновационных информационных технологиях в научных исследованиях представлено минимально. Это, на наш взгляд, наиболее важная на сегодняшний день проблема.
Современная компьютерная технология, включающая такие новации, как использование дополненной реальности, планшетных компьютеров, новых видео-очков и др., позволяет по-новому подойти к проблеме профессионального саморазвития, что в будущем может лечь в основу нового самостоятельного исследования.
Библиографический список
1. Философия. Энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. - М., 2004.
2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни. - М., 1991.
3. Низовских, Н.А. Жизненные принципы в личностном саморазвитии человека: автореф. дис. ...д-ра психол. наук. - М., 2010.
4. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития: учебн. пособ. - М., 2002.
5. Педагогика. Большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. - Минск, 2005.
6. Шаршов, И.А. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе: автореф. дис. ... д-ра пед.
наук. - Белгород, 2005.
7. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития: учеб. пособ. - Казань, 2005.
Bibliography
1. Filosofiya. Ehnciklopedicheskiyj slovarj / pod red. A.A. Ivina. - M., 2004.
2. Abuljkhanova-Slavskaya, K.A. Strategiya zhizni. - M., 1991.
3. Nizovskikh, N.A. Zhiznennihe principih v lichnostnom samorazvitii cheloveka: avtoref. dis. ...d-ra psikhol. nauk. - M., 2010.
4. Maralov, V.G. Osnovih samopoznaniya i samorazvitiya: uchebn. posob. - M., 2002.
5. Pedagogika. Boljshaya sovremennaya ehnciklopediya / sost. E.S. Rapacevich. - Minsk, 2005.
6. Sharshov, I.A. Professionaljno-tvorcheskoe samorazvitie subjhektov obrazovateljnogo processa v vuze: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. -
Belgorod, 2005.
7. Andreev, V.I. Pedagogika tvorcheskogo samorazvitiya: ucheb. posob. - Kazanj, 2005.
Статья поступила в редакцию 21.10.13
УДК 004:378.047
Istomina I.M. VIRTUAL INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE. The article describes the main components and functions of the virtual information-educational environment. Describes an example of an e-course in the virtual information-educational environment.
Key words: components and functions virtual information-educational environment, the e-learning course.
И.М. Истомина, аспирант каф. «Информационные технологии» ФГБОУ ВПО «Донской гос. технический университет», г. Ростов-на-Дону, E-mail [email protected]
ВИРТУАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
В статье рассмотрены основные компоненты и функции виртуальной информационно-образовательной среды. Описан пример электронного курса в виртуальной информационно-образовательной среде.
Ключевые слова: компоненты и функции виртуальной информационно-образовательной среды, электронный учебный курс.
В период глобальной информатизации образования все большее значение приобретает развитие виртуальной информационно-образовательной среды вуза с целью достижения нового качества образования.
Понятие виртуальная информационно-образовательная среда многогранно и является совокупностью множества элементов.
О.А. Ильченко под информационно-образовательной средой понимает системно-организованную совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанную с человеком, как субъектом образовательного процесса. Е.К. Марченко рассматривает информационно-образовательную среду как системно-организованную совокупность образовательных учреждений и органов управления, банков данных, локальных и глобальных информационных сетей, книжных фондов библиотек, систему их предметно-тематической, функциональной и территориальной адресации и нормативных документов, а также совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, реализующих образовательную деятельность. По мнению А.А. Андреева, информационно-образовательная среда - это педагогическая система плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы финансово-экономическая, материально-техническая, нормативно-правовая и маркетинговая, менеджмента [1].
С точки зрения М.Е. Вайндорф-Сысоевой, виртуальная образовательная среда “ информационное пространство взаимодействия участников учебного процесса, порождаемое информационно-коммуникационными технологиями, а виртуальная обучающая среда - комплекс компьютерных средств и технологий, позволяющий осуществить управление содержанием образовательной среды и коммуникацию участников [2].
Таким образом, можно отметить, что виртуальная информационно-образовательная среда - это некая система организационно-управленческих, информационно-учебных и коммуникативных компонентов, индивидуально-настраиваемых в рамках конкретного вуза, построенных на программной платформе с гибким функционалом, поддерживаемая различными банками данных и направленная на реализацию образовательной деятельности.
Виртуальная образовательная среда как универсальное средство организации образовательного процесса должна выполнять следующие функции:
1. Компенсаторную - способствующую достижению цели с наименьшими затратами ресурсов (сил, здоровья, времени и т.д.) обучающегося.
2. Адаптивную - обеспечивающую поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
3. Информационно-познавательную - способствующую передаче различных видов учебной информации.
4. Интегративную - реализующуюся при комплексном использовании средств информатизации и мультимедиа.
5. Инструментальную - обеспечивающую определенные виды деятельности в достижении поставленной дидактической цели [3].
Информационно-коммуникационные технологии позволяют создать виртуальную образовательную среду, способствующую формированию профессиональных компетенций у обучающегося технического вуза. С целью реализации этой задачи в УДО и ПК ДГТУ разработана модель виртуальной информационнообразовательной среды на базе инструментальной платформы MOODLE, основополагающим стержнем которой является комплексная, информационная, формирующая система СКИФ. Дан-