378.147.88
Ф. Ф. Фролова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ВУЗА
Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиональное саморазвитие.
Рассмотрены различные толкования терминов «профессиональная компетентность», «профессиональное саморазвитие», «саморазвитие». Становление профессионального саморазвития рассматривается в рамках образовательного процесса в вузе. На основе изученной литературы выделены основные этапы становления профессионального саморазвития студента, а также определены благоприятные условия формирования профессионального саморазвития.
Keywords: professional competence, professional self-development.
Various interpretations of the terms professional competence, professional self-development, self-development are considered. The training ofprofessional self-development is considered in higher education. The data from the studied literature permit to single out the main stages of forming professional self-development of a student, as well as to define the favorable conditions for providing this process.
Переход Российской Федерации к рыночной экономике, активная глобализация, вступление в общеевропейское образовательное пространство подтолкнули к модернизации отечественное образование, поскольку мировым тенденциям развития образовательных систем, характерны академическая мобильность учащихся и образовательных программ, индивидуализация учебного процесса, ориентация на свободу и нужды развития личности, поддержку высокого статуса и профессионального уровня преподавателей. Соответственно, образование в РФ, по крайней мере, должно соответствовать мировым тенденция образования, для обеспечения его конкурентоспособности.
Современная образовательная система отечественного образования своей целью имеет подготовку конкурентоспособных специалистов. Проявление данной тенденции наблюдается в изменении ФГОС ВПО, который в настоящее время ориентирован на компетентностный подход.
Выделенный подход является
основополагающим благодаря содержанию, заточенному на выполнение требований современного общества. В рамках компетентностного подхода главенствующей идеей является признание результатов образования значимыми за пределами системы образования, а это и является одним из требований современности. Соответственно особую значимость приобретает проблема профессионального саморазвития студента.
Идея саморазвития в образовании Российской Федерации отмечается в Национальной доктрине образования РФ до 2025 года, в Законе РФ «Об образовании», Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 года, и в других концептуальных документах.
Вернемся к рассмотрению
компетентностного подхода, и сразу отметим, что в его основе лежат понятия «компетенция» и «компетентность». Компетентность в контексте
проблемы качества образования определяется как «общая способность, основанная на ценностях, знаниях, опыте, склонностях, приобретенных в процессе обучения. Компетенция - это то, что порождает умение, действие. Т. Е. Исаева определяет компетенции как способность личности использовать полученные знания, умения, создавать новые смыслы, информацию, объекты действительности в процессе непрерывного личностного самосовершенствования [2,6].
Компетентность в отличие от компетенций, является личностным качеством и личностным опытом по отношению к деятельности в заданной сфере. Выделяют компетентности базовые, ключевые, специальные. В аспекте профессионального образования особое значение имеют профессиональные компетентности, приобретаемые в процессе образовательного процесса и дальнейшей профессиональной деятельности.
Ученые, определяя понятие
«профессиональная компетентность» дают ему различную содержательную трактовку: устойчивая способность к деятельности со «знанием дела»; сложная единичная система внутренних психических состояний и свойств личности специалиста; готовность к осуществлению профессиональной деятельности и способности производить необходимые для этого действия; профессиональное самообразование.
В данном исследовании под профессиональной компетентностью будем понимать интегральную характеристику, способность, позволяющую решать задачи и проблемы профессиональной деятельности с использованием обобщенных знаний, умений, профессионального и личностного жизненного опыта.
Исследуя проблему профессионального саморазвития необходимо рассмотреть и определить понятие «саморазвитие».
В отечественной педагогике и психологии проблемам личностного развития посвящены работы многих отечественных ученых К.А.
Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Н.Р. Битяновой, С.П. Иванова, М.С.Кагана, И.С. Кона, С.Л. Рубинштейна, А.В. Суворова, Д.Н. Узнадзе, и
др.
На современном этапе становления научного знания открывается активное использование понятий самодвижения,
саморазвития, самоизменения, самоактуализации и других «само-».
Активное использование понятия «саморазвитие» в современной психолого-педагогической литературе соотносится с тем, что в настоящее время проблема саморазвития в науке не решена (Н.В. Богданович, Р.Р. Ветчинкина, М.А. Щукина) [1].
Изучение феноменов «само-», осуществляющееся в психологии, часто связывают с разработкой отечественными психологами категории субъекта. В нашем исследовании присутствует феномен «само», отражающийся в феномене рассматриваемого нами
профессионального саморазвития.
Л.И. Анцыферовой «саморазвитие» рассматривается как атрибут высшего уровня развития личности, когда человек становится субъектом жизненного пути, что определяется степенью индивидуальности и личностной свободой - свободой выявлять, переживать и собственными действиями разрешать назревшие противоречия, изменяя уровень организации личности как системы, менять режим ее функционирования [1].
К. А. Абульханова-Славская рассматривает саморазвитие как жизненную стратегию, «в которой человеком осуществляется поиск более адекватных своим возможностям путей их реализации, воплощения в жизни» [4].
В концепции С. Л. Рубинштейна, проблема саморазвития есть, прежде всего, проблема определения своего способа жизни.
В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев одними из первых в отечественной психологии дали определение понятия «саморазвитие» и обосновали его отличительные признаки: саморазвитие - это фундаментальная способность человека
становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную
жизнедеятельность в предмет практического преобразования.
Е. В. Бондаревская определяет саморазвитие как процесс и результат сознательного выбора личностью ценностей, целей, обретения личностных смыслов жизнедеятельности, как способ свободного волеизъявления в проблемных ситуациях, результатом которой становится самореализация.
Таким образом, можно сделать вывод, что саморазвитие осуществляется в рамках жизнедеятельности человека, в процессе проявления его активности, определяемой способностью осуществлять выбор на основе познания себя. В процессе саморазвития человек проявляет себя как субъект собственной жизни, нравственных отношений, профессионального выбора, культуры.
А.А.Бодалев, К.Н.Абульханова-Славская,
рассматривая особенности саморазвития личности, как субъекта деятельности, делают акцент на значении профессиональной деятельности как оптимального условия его творческого саморазвития. Иначе говоря, только значимая деятельность может стать основой саморазвития, следовательно, и профессионального саморазвития студента [3,4].
Итак, проанализировав, сущность понятия саморазвития, перейдем к рассмотрению дефиниции профессионального саморазвития.
Профессиональное саморазвитие в данной работе будет рассматриваться в рамках образовательного процесса в ВУЗе, так как именно в учебном заведении закладываются когнитивные, рефлексивно-деятельностные, мотивационно-
ценностные основы профессионального
саморазвития личности.
В педагогической и психологической литературе анализ проблемы профессионального саморазвития представлен работами по психологии профессионализма, профессиональной пригодности, профессиональному становлению (А.К. Маркова, А.А. Бодалев, К. А. Абульханова- Славская [2], и др.) [2].
Р. С. Немов рассматривает
профессиональное саморазвитие как источник делового самосовершенствования, связанного с развитием у человека целого комплекса профессионально необходимых качеств, включая способности, умения и навыки, важные для успешной работы по выбранной специальности.
По мнению В. А. Сластенина, «профессиональное развитие предполагает интеграцию таких ценностей, как личность и деятельность». Но процесс интеграции может быть непосредственно осуществлен только самим индивидом, значит, можно говорить о профессиональном саморазвитии как условии развития профессионализма в целом.
Вслед за вышеприведенными
определениями, можно отметить, что профессиональное саморазвитие рассматривается как процесс профессионализации, связанный с развитием человека, его личностных качеств, жизненного пути и самоопределения, выявлением требований, предъявляемых профессией к человеку, для становления профессионального сознания и самосознания.
Развитие личности также происходит и в процессе овладения профессиональной
деятельностью, являющейся важной для субъекта. Становление личности как профессионала возможно лишь в результате единства развития личностного и профессионального.
Личный результат профессионального развития человека, безусловно, шире выделяемых форм профессионального опыта - знаний, умений, навыков. Он проявляется в динамике личных характеристик, как «образ Я», личные цели, самооценка, изменение средств мышления и способов деятельности, осознаваемые трудности.
Из проведенного анализа, следует вывод,
что профессиональное саморазвитие студентов вуза есть процесс целенаправленного, качественного, сознательного изменения их личностной сферы, обеспечивающий саморазвитие личности и являющийся главным условием становления субьектности.
Анализ приведенных исследований позволяет выделить ведущую характеристику саморазвития: основной личностный механизм развития индивида состоит в качественном изменении самого себя, сознательное саморазвитие личности связано со становлением субъектности. Субъектность выступает ведущим показателем саморазвития личности.
Профессиональное саморазвитие — внутренне обусловленное прогрессивное самоизменение человека, проявляющееся в изменении качества профессиональной
деятельности и диалектически связанное с динамикой его изменения. Профессиональное саморазвитие студентов вуза будет нами рассматриваться как процесс, происходящий в период профессиональной подготовки.
Таким образом, под профессиональным саморазвитием мы будем понимать личностно и профессионально значимый процесс, реализуемый внутри и под влиянием формирования и развития профессиональной деятельности.
Рассмотрим становление
профессионального саморазвития личности, представленное в трудах, Э.Ф. Зеера [5], Л.М. Митиной [8], А.К. Марковой [7], В. А. Сластенина [8], и др., опираясь на них, выделим несколько этапов данного процесса:
I этап - адаптационный. Он состоит в формировании у студентов профессиональных намерений, системы знаний о саморазвитии личности и ее профессионально-педагогической направленности, формировании адекватных представлений о профессиональном саморазвитии.
II этап - исполнительный (непосредственная профессиональная подготовка). Его цель заключается в приобретении студентами нового способа действия с освоением теоретических и практических основ. Профессиональная подготовка может быть достигнута путем организации специальных практических занятий в рамках учебных дисциплин, проведения спецкурсов по саморазвитию личности студента и профессиональному саморазвитию.
III этап - деятельностно-корректировочный. Суть данного этапа - освоение и закрепление на практике новых операционных действий студентов. Данный этап связан с профессионализацией, то есть вхождением в профессию, ее освоением и профессиональным самоопределением [4,5], освоением специфики профессиональной деятельности. Эта цель достигается в процессе самостоятельного решения студентами учебных и практических ситуаций, и во время прохождения практики. На данном этапе происходит оценка нормативно одобряемого способа действия, вырабатывается индивидуальный способ
осуществления деятельности, и происходит активизация студента в результате выполнения самостоятельной работы.
Самостоятельная работа в рамках тематических практических ситуаций может происходить с применением метода проектов. Этот метод позволяет реализовать взаимосвязь теории и практики в учебно-образовательной деятельности, повышает уровень активности учащихся, а также способствует лучшему усвоению знаний и умений. Данный метод положительно влияет на самообразование, саморазвитие, самообучение. Важно заметить, что проект должен быть личностно значимым для студента.
Поэтапное формирование
профессионального саморазвития необходимо для его структуризации, действенности, динамичности.
На становление профессионального саморазвития влияет мотивационно-побудительная сторона, которая призвана мотивировать желание студентов саморазвиваться в выбранной профессиональной деятельности.
Специально организованная среда в стенах университета также благоприятно влияет на данный процесс становления; она может включать такие составляющие, как позитивные субъект-субъектные взаимоотношения между преподавателем и студентом, социально-педагогическую поддержку психологический комфорт, диалог,
демократический стиль педагогической
деятельности.
Эффективное становление
профессионального саморазвития возможно благодаря применению гуманистического подхода, основная идея которого - это отношение к человеку как к высшей ценности. Данный подход позволит создать в учебном заведении психологически комфортные условия обучения, увидеть результаты личного труда.
Таким образом, можно сделать вывод, что профессиональное саморазвитие студентов есть процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека [9]; саморазвитие является целенаправленным процессом усовершенствования профессиональной деятельности самим человеком, источником которого видится личностная самооценка студента.
Становление и развитие профессионального саморазвития в ВУЗе дает возможность специалисту в будущем самостоятельно обучаться новым методам работы, а также качественно видоизменять свою профессиональную деятельность.
Литература
1. Блинова В.Л., Блинова Ю.Л. Психологические основы самопознания и саморазвития: учебно-методическое пособие. - Казань: ТГГПУ, 2009. - 222с.
2. Валеева, Н.Ш. Теоретическая модель профессиональной компетентности руководителя творческого коллектива /Н.Ш. Валеева [и др.]//Вестник Казан. технол. ун-та. -2007. №3-4. -С.264-267.
3. Валеева, Н.Ш. Готовность будущего специалиста к профессионально-личностному саморазвитию как цель
профессионального образования /Н.Ш. Валеева [и др.]//Вестник Казан. технол. ун-та. -2008. №5. -С. С.195-197.
4. Власова, Е. А. Профессиональное саморазвитие будущих социальных педагогов: монография / Е. А. Власова. — Балашов: Николаев, 2008. — 116 с.
5. Зеер, Э.Ф.Профессионально-образовательное пространство личности/ Рос. гос. проф.-пед.ун-т; Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н.А. Демидова. Екатеринбург, 2002. 126с.
6. Исаева, Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя/
Т.Е. Исаева // Педагогика.-2006.-№9.-С.55-60.
7. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.
8. Митина, Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4. С. 45—48.
9. Сластенин, В. А. Эмоциональная сфера личности как объект профессионального саморазвития учителя / В. А. Сластенин, М. И. Кряхтунов. — М., 2000. — 110 с.
© Ф. Ф. Фролова - асп. каф. социальной работы, педагогики и психологии КНИТУ, [email protected]