УДК 37.013.77
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
В.В. Неволина
Аннотация. В статье проанализировано аксиологическое направление в изучении проблемы саморазвития личности, включающей в себя ценностные ориентации, личностные смыслы, самооценку, мотивационно-волевые компоненты, целеполагание, рефлексию. Саморазвитие начинается с подросткового возраста, но студенческий возраст является наиболее сензитивным периодом для профессионального и личностного развития, связан с осуществлением выбора профессии, системы ценностей, процессов самопознания и самоопределения, занимает особое место в формировании личности в процессе социализации. В статье проанализированы результаты исследования саморазвития личности на примере студентов Оренбургского государственного медицинского университета. На основе опытно-экспериментальной работы выявлены психолого-педагогические условия, способствующие саморазвитию в юношеском возрасте.
Ключевые слова: саморазвитие, профессиональное саморазвитие, личность, студент, социокультурная среда, психолого-педагогические условия саморазвития.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF PERSONALITY SELF-DEVELOPMENT IN ADOLESCENCE
V. Nevolina
Abstract. Axiological trend in the study of the problem of personality self-development involving value orientations, personality senses, self-development, motivational and volitional components, task-oriented consideration, reflection, is analyzed in the article. Self-development starts with adolescence; students age is the most sensitive period for professional and personality development and it is connected with the realization of the choice of profession, value system, processes of self-actualization and self-determination; it takes an important place in the formation of personality in the process of socialization. The results of the research of personality self-development of students of Orenburg State Medical University are analyzed. On the basis of research work psychological and pedagogical conditions contributing to self-development in adolescence are made known.
Keywords: self-development, professional self-development, personality, socio-cultural environment, psychological and pedagogical conditions of self-development.
Проблема саморазвития личности многоаспектна и является актуальной для таких гуманитарных дисциплин, как философия, психология и педагогика. Это объясняется тем, что проблема саморазвития затрагивает не только становление личности, но и различные сферы его профессиональной деятельности.
Многообразие современных контекстов изучения саморазвития свидетельствует о необходимости изучения прикладных аспектов данного вопроса, исследование условий личностного и профессионального развития и саморазвития. В связи с этим возрастает интерес к изучению психологических механизмов и педагогических технологий управления саморазвитием личности в условиях образовательного процесса.
Аксиологическое направление в исследовании саморазвития личности, являясь одним из наиболее значимых для философии, психологии и педагогики, основывается на изучении значимых ценностей и их дифференциации. С точки зрения аксиологии
саморазвитие рассматривается как ценность, основанная на сформированных потребностях в самопонимании, самоопределении,
самоактуализации, что обеспечивает в дальнейшем успешность решения самых разных задач как личностного, так и профессионального плана [11].
Ключевыми понятиями аксиологического подхода являются понятия «ценности» и «ценностные ориентации», обозначающие объекты и явления, отражающие в себе нравственные идеалы. Выступая нравственным принципом воспитания, ценности способствуют формированию этических отношений, профессиональному и личностному
саморазвитию. Следовательно,
аксиологический подход, позволяет изучить ведущие ценностные ориентации в структуре саморазвития личности, выражающие сознательное отношение человека к социальной действительности и определяют мотивацию его поведения, влияя тем самым на профессиональную деятельность.
167
Проблемой саморазвития в психологии и педагогике занимались как классики (Г.А. Цукерман, А.А. Ухтомский, Г.К. Селевко, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Абульханова-Славская, К.Я. Вазина), так и современные исследователи (В.И. Андреев, Н.Р. Битянова, Е.А. Власова, Л.Н. Куликова, В.Г. Маралов, Н.Ш. Чинкина, И.А. Шаршов). К.А. Абульханова-Славская определяет процесс саморазвития личности как самостоятельное определение стратегии жизни [1]. Л.Н. Куликова рассматривает «саморазвитие как основной путь движения человека к личностной зрелости», «индивидуальный способ усиления личностью собственной социальной продуктивности на основе напряжения и целенаправленного развития своих
способностей в ходе субъект-субъектных отношений» [8]. В.И. Андреев акцентирует внимание на том, чти при саморазвитии «изменения в личностной сфере детерминированы не извне, а под целенаправленным воздействием личности на себя; изменения происходят не только в мотивах, интеллектуальной, эмоциональной сферах, но и в процессах «самости»: самопознания, самоопределения,
самосовершенствования, самореализации, самоуправлении» [3].
В современных исследованиях Л.Н. Куликовой [8], В.Г. Маралова [9], В.И. Андреева [3] саморазвитие рассматривается как сознательно и планомерно осуществляемый процесс, детерминируемый изнутри, как движение, вектор которого выбирается самой личностью и определяется ее ценностями, жизненными целями. Следовательно, саморазвитие представляет собой вид деятельности личности, направленный на позитивное изменение своих личностных и профессиональных качеств на основе самопознания, самоопределения,
самоуправления, самосовершенствования и самореализации. Саморазвитие как
целенаправленная деятельность личности, способствует непрерывному самоизменению, сознательному управлению своим развитием, выбору целей, путей и средств самосовершенствования.
Ряд отечественных психологов и педагогов (Г.А. Цукерман, В.И. Андреев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, В.И. Слободчиков, С.А. Алешина, А.Г. Бугрименко, А.А. Вербицкий, Г.А. Ларионова), анализируя саморазвитие личности, выделяют следующие его характеристики: определенная
иерархия ценностей, отражающая приоритеты общечеловеческих ценностей; развитие потребностно-мотивационной сферы,
основанной на личностной системе ценностей; развитая «Я-концепция» как результат самопознания и самоопределения; стратегия жизни, соответствующая личностным ценностям, притязаниям и индивидуальным устремлениям; социальная ответственность личности, способность к разнообразной деятельности; рефлективность, высокая требовательность к себе, сознательная саморегуляция; развитая коммуникация как гарантия компетентности в общении.
Саморазвитие, по мнению психологов (И.С. Кон, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман), начинается с подросткового возраста, но студенческий возраст является наиболее сензитивным периодом для профессионального и личностного саморазвития. В подростковом возрасте познание направлено на отдельные свойства и качества своего характера, в юношеском же возрасте пересматривается личность в целом, что способствует восприятию целостности и уникальности своей личности, ориентации на будущее, самопознанию и саморазвитию юноши. Следовательно, главнейшими
новообразованиями в юношеском возрасте являются: развивающееся мировоззрение,
образование целостного представления о себе или Я-концепции, формирование жизненных планов, продвижение процессов личностного и профессионального самоопределения [9]. Юношеский период занимает особое место в формировании личности в процессе социализации в связи с осуществлением выбора профессии, системы ценностей и т.д. В связи с этим изучение процесса саморазвития личности в юношеском возрасте приобретает особую важность, т.к. именно в этом возрасте происходят процессы самопознания и самоопределения.
Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом в юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личности. Для этого возраста характерно усиление сознательных мотивов поведения, укрепление целеустремлённости, решительности, настойчивости,
самостоятельности, саморегуляции,
повышается интерес к моральным проблемам. Вместе с тем способность человека к сознательной саморегуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере.
Образование объективно несет в себе потенциалы активизации личностного роста
168
обучающихся - оно способно стать системой педагогического обеспечения личностного саморазвития участников образовательного процесса [6]. На этапе обучения в вузе происходит формирование профессионально важных качеств специалиста, структуры профессиональных ценностей, происходит настройка профессионального саморазвития, закладывается вектор личностного
саморазвития, его величина, направление, скорость и постоянство.
Одним из факторов, влияющих на поведение человека, является специфика выбранной профессии. Профессия служит «фактическим выразителем» моделей поведения, в то время как социокультурная среда влияет на закрепление личностных качеств. Социокультурная среда оказывает важное значение на саморазвитие личности в студенческом возрасте. Следовательно, одной из задач социокультурной среды вуза является развитие профессиональных мотивов, интересов, ценностных ориентаций, что обеспечивает профессиональное и личностное становление и саморазвитие.
Исследованием было охвачено около 500 студентов 1-2 курсов лечебного, педиатрического, фармацевтического,
стоматологического и факультета клинической психологии Оренбургского государственного медицинского университета. В русле личностно-ориентированного, деятельностного и ценностного подходов использованы методы: наблюдение, беседа, анкетирование (например, студентам предлагалось из списка мотивов выбрать наиболее значимые мотивы, значимые мотивы и второстепенные мотивы выбора профессии врача), а также диагностические методики (диагностика социальных ценностей личности Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова; морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Сопова, Л.В. Карпушина; ценностный опросник Ш. Шварца, диагностика уровня эмпатийных способностей В.В. Бойко; диагностика мотивационных ориентаций в межличностных коммуникациях И.Д. Ладанова, В.А. Уразаева; диагностика коммуникативной толерантности В.В. Бойко; диагностика коммуникативной социальной компетентности Н.П. Фетискина, В.В. Козлова, Г.М. Мануйлова, самоактуализационный тест Ю.Е. Алешиной, Л.Я. Гозмана).
Результаты исследования мотивационноценностного аспекта профессионального саморазвития личности студентов показали, что в иерархии мотивов выбора профессии врача наиболее значимыми для 42% испытуемых
является утилитарный мотив («желание получить образование, чтобы помогать себе и близким»), для 30% - моральный мотив («приносить пользу людям»), для 19% -социальный мотив - («благородная профессия»). Мотивы «саморазвития и самореализации также являются значимыми для студентов медицинского университета. В иерархии ценностей получение образования и повышение уровня своей образованности студенты ставят на первое место, что проявляется в преобладании ценности развития себя, профессиональных способностей, стремления к реализации и повышению квалификации. Следовательно, мотивы выбора профессии студентов тесно связаны с их ценностными ориентациями [10].
Для студентов характерен средний уровень развития эмпатии. Наиболее выражены установки, способствующие эмпатии, что говорит о потенциальных возможностях для развития эмпатических тенденций при организации целенаправленной работы со студентами в вузе. Наименее развит у студентов интуитивный канал эмпатии и идентификация, хотя это важные характеристики профессионального становления будущего медицинского работника. Результаты исследования общей коммуникативной толерантности свидетельствуют, что для 56% студентов характерен средний уровень ее развития - испытуемые в целом способны терпимо относиться к партнерам по общению как в личной, так и профессиональной сфере
[5].
Наиболее выраженными в структуре коммуникативной социальной компетентности оказались такие качества как общительность, чувствительность и логическое мышление. Студенты ориентированы на межличностное взаимодействие, чему свидетельствует проявление эмоциональности и
чувствительности в межличностных
отношениях. Следует отметить, что для студентов не характерна склонность к асоциальному поведению, к пренебрежению моральными и этическими ценностями, принятыми общественными нормами, правилами поведения и традициями, установившимися в социокультурной среде ОрГМУ.
Результаты изучения самоактуализации показали, что 12% испытуемых можно отнести к самоактуализированному типу личности, который характеризуется тем, что хорошо ориентирован во времени, не откладывает жизнь на завтра, не «увязает» в прошлом, в
169
жизни руководствуется собственными целями, убеждениями и принципами. Около 16% студентов достигают показателей психической и статистической нормы. Ещё 16% студентов имеют показатели ниже нормы, что характеризует их как людей конформных, несамостоятельных, с внешним локусом контроля. Оставшиеся 56% имеют смешанные показатели. Таким образом, примерно
четвёртая часть всех испытуемых либо демонстрируют достаточный уровень
самоактуализации, либо стремятся к нему.
Современная социокультурная среда вуза как совокупность условий для формирования личности, в которых осуществляется жизнедеятельность студентов как субъектов образовательного пространства, должна отвечать следующим требованиям:
способствовать самореализации личности,
удовлетворению потребностей, интересов
личности, адаптации к социальным изменениям, выступать инструментом формирования ценностей.
На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы и опытно-экспериментальной работы, можно сделать вывод о том, что среди психологопедагогических условий, способствующих профессиональному саморазвитию личности студентов в социокультурной среде вуза, можно выделить:
- организацию образовательного процесса с выраженной ориентацией на выбранную профессию (формирование профессиональной направленности, профессионального интереса, профессионального призвания, авторитета и опыта творческой деятельности);
- обогащение знаний студентов по данной
проблематике на лекциях, семинарских и практических занятиях, внеаудиторной
самостоятельной работе посредством интеграции образовательных технологий (диалоговые формы работы, работа в группах, парах, деловая игра, дебаты, тренинги, интерактивное общение на лекции и другие формы познавательной деятельности),
направленных на формирование личности, способной занять самостоятельную позицию, способности к самообразованию,
самосовершенствованию;
- развитие у студентов способности к
взаимодействию, профессионально-
коммуникативной компетентности посредством обучения как традиционным формам коммуникации, так и дистанционным
(компьютерно-опосредованная коммуникация);
- развитие коммуникативной толерантности студентов в познавательной деятельности посредством участия в вузовских и вневузовских мероприятиях (фестивали, конференции, круглые столы, кураторские часы и т.д.);
- усвоение нравственных норм и эталонов
поведения посредством включения студентов в совместную социальную деятельность в социокультурной среде вуза (функциональное включение преподавателей в совместную со студентами деятельность, при которой
коллектив преподавателей и студентов
действует в соответствии с организационным порядком, правилами и традициями, принятыми в медицинском вузе, насыщенность образовательного процесса групповыми и индивидуальными действиями различной направленности);
- актуализацию рефлексивности личности
студента (рефлексивные способности
способствуют самокоррекции и творческой самореализации личности, формированию адекватной самооценки, самоконтроля,
саморегуляции, росту профессионального мастерства и овладению новыми специальностями, влияют в целом на развитие личности и ее отношения с миром).
- развитие потребностно-мотивационной сферы, основанной на личностной системе ценностей, формирование духовной культуры студенческого социума через приобщение к высоким жизненным целям и ценностям.
Таким образом, исследование психологопедагогических условий саморазвития личности, как сложного процесса взаимного влияния внешних и внутренних условий, именно в юношеском возрасте является особенно актуальным. Именно в юности возникает проблема выбора жизненных ценностей, формируется внутренняя позиция по отношению к себе, к другим людям, а также к моральным ценностям. Следовательно, социокультурная среда вуза как система педагогического обеспечения саморазвития личности участников образовательного процесса, представляет собой потенциал для активизации личностного роста будущих специалистов. При этом формирование профессионального саморазвития личности в образовательном процессе вуза будет эффективным, если саморазвитие
рассматривается как профессионально
значимое личностное образование и в образовательном процессе реализуются
определенные педагогические условия и предпосылки.
170
Литература:
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Алешина С.А. Саморазвитие личности студента в образовательном процессе педагогического колледжа: автореф. дис... канд. пед. наук. - Оренбург, 2003. - 24 с.
3. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
4. Васюк А.Г. Психологические особенности профессионального становления личности врача: автореф. дисс... канд. психол. наук. - М, 1993. - 24 с.
5. Вялых В.В., Паина Л.И., Неволина В.В. Развитие коммуникативной толерантности у студентов в социокультурной среде медицинского вуза. Современная система образования: теория и практика: монография / под ред. И.В. Ткаченко. -Ставрополь: Логос, 2015. - С. 46-58.
6. Гапоненко А.В. Концепция саморазвития личности в современных социально-экономических и природных условиях. Краснодар: ПросвещениеЮг, 2005. - 147 с.
7. Килимова Л.В. Влияние информационных технологий на саморазвитие личности: автореф. дисс. канд. социол. наук. - Курск, 2003. - 24 с.
8. Куликова Л.Н. Личностное саморазвитие учащегося и учителя - основа гуманистической педагогики // Педагогика развития, 2001.
9. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. 2-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 256 с.
10. Степанова Н.В., Неволина В.В. Мотивация выбора профессии врача и ценностные ориентации студентов медицинского вуза // Мир науки, культуры, образования. - Горно-Алтайск, 2014. - № 6(49). - С. 239-241.
11. Новожилова Т.Н. Профессиональное саморазвитие студента в проблемном поле гуманитарного знания // Вестник МГУКИ. - № 3(35). - М, 2010. - С. 136-141.
12. Мосиенко Л.В. Ценностное
самоопределение студентов в пространстве университетской молодежной субкультуры: автореф. дисс. д-ра пед. наук. - Оренбург, 2012. -44 с.
References:
1. Abul'hanova-Slavskaja K.A. Strategija zhizni.
- M.: Mysl', 1991. - 299 s.
2. Aleshina S.A. Samorazvitie lichnosti studenta v obrazovatel'nom processe pedagogicheskogo kolledzha: avtoref. dis. kand. ped. nauk. - Orenburg, 2003. - 24 s.
3. Andreev V.I. Pedagogika: Uchebnyj kurs dlja tvorcheskogo samorazvitija. - 2-e izd. Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2000. - 608 s.
4. Vasjuk A.G. Psihologicheskie osobennosti professional'nogo stanovlenija lichnosti vracha: avtoref. diss... kand. psihol. nauk. - M, 1993. - 24 s.
5. Vjalyh V.V., Paina L.I., Nevolina V.V. Razvitie kommunikativnoj tolerantnosti u studentov v sociokul'turnoj srede medicinskogo vuza. Sovremennaja sistema obrazovanija: teorija i praktika: monografija / pod red. I.V. Tkachenko. - Stavropol': Logos, 2015. - S. 46-58.
6. Gaponenko A.V. Koncepcija samorazvitija lichnosti v sovremennyh social'no-jekonomicheskih i prirodnyh uslovijah. Krasnodar: Prosveshhenie-Jug, 2005. - 147 s.
7. Kilimova L.V. Vlijanie informacionnyh tehnologij na samorazvitie lichnosti: avtoref. diss. kand. sociol. nauk. - Kursk, 2003. - 24 s.
8. Kulikova L.N. Lichnostnoe samorazvitie uchashhegosja i uchitelja - osnova gumanisticheskoj pedagogiki // Pedagogika razvitija, 2001.
9. Maralov V.G. Osnovy samopoznanija i samorazvitija: Ucheb. posobie dlja stud. sred. ped. ucheb, zavedenij. 2-e izd. - M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2004. - 256 s.
10. Stepanova N.V., Nevolina V.V. Motivacija vybora professii vracha i cennostnye orientacii studentov medicinskogo vuza // Mir nauki, kul'tury, obrazovanija. - Gorno-Altajsk, 2014. - №6(49). - S. 239-241.
11. Novozhilova T.N. Professional'noe samorazvitie studenta v problemnom pole gumanitarnogo znanija // Vestnik MGUKI. - № 3(35).
- M, 2010. - S. 136-141.
12. Mosienko L.V. Cennostnoe samoopredelenie studentov v prostranstve universitetskoj molodezhnoj subkul'tury: avtoref. diss. d-ra ped. nauk. - Orenburg, 2012. - 44 s.
Сведения об авторе:
Неволина Виктория Васильевна (г. Оренбург, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, Оренбургский государственный медицинский университет, e-mail: nevolina-v@yandex.ru
Data about the author:
Nevolina V. (Orenburg, Russia), candidate of psychological science, associate professor of the department of general psychology, Orenburg State Medical University, e-mail: nevolina-v@yandex.ru
171