практикум в микрогруппах (ролевая игра) на тему «Составление урока на основе принципов и этапов организации личностно ориентированной технологии обучения»;
посещение уроков друг друга и более опытных в данной технологии учителей; осуществление видеозаписи своего личностно ориентированного урока; просмотр и анализ видеофрагментов уроков в модели личностно ориентированного образования, сопоставление с видеофрагментами традиционного урока; интеграция и подведение итогов.
Как показывает практика, проведение подобных тренингов помогает учителям присвоить ценности личностно ориентированного образования, осознать широкие возможности собственного творческого потенциала и опыта профессиональной деятельности, осуществить значимые личностные изменения (например, происходит переосмысление ценностей, развивается кооперативный стиль взаимодействия, позитивность, уверенность, создается дополнительная мотивация к дальнейшему личностному и профессиональному росту), появляется качественно иная основа для развития педагогического мастерства, что существенно способствует достижению своего акме.
Литература__________________________________________________________________
1. Бондаревская ЕВ. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Шк. Духовности. 1999. №5. С. 41-66.
2. Из опыта построения модели личностно-ориентированного образования школы № 507 / Под ред. A.A. Плигина. М., 2004.
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002.
4. Личностно-ориентированное обучение: Хрестоматия: Для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений/ Сост. Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. М., 2005.
5. Макаренко A.C. Сочинения: В 4-х т. М., 1987.
6. Плигин A.A. Личностно ориентированное образование: история и практика. М., 2003.
7. Плигин A.A. Познавательные стратегии школьников. М., 2007.
8. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград, 1994.
9. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям: Избр. пед соч.: В 3-х т. Т. 1.М., 1979.
10. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М., 2000.
© Вакулин О.С., 2008
С. Г. Азариашвили
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МАЛОГО ГОРОДА
Современная ситуация практической профориентации в России характеризуется тем, что все больше ощущается необходимость не только расширения ее масштабов, но и поднятия качественного уровня содействия в профессиональном и личностном самоопределении. Современным подросткам приходится самоопределяться и выстраивать перспективы личностного развития в особой атмосфере, сложившейся в России на рубеже веков. В малом городе России -городе Козьмодемьянске Республики Марий Эл данная проблема стоит также остро, как и в других городах России. Основная цель нашей деятельности в этом направлении — создать условия для формирования полноценного субъекта профессионального и личностного самоопределения. При этом сам субъект — это самостоятельная ответственная личность, способная ставить перед собой жизненные
цели и достигать их. Город включился в работу над экспериментальным проектом «Профессиональное самоопределение как фактор социализации личности», утвержденным Ученым советом Марийского института образования учителей Республики Марий Эл.
Основная идея нашего экспериментального проекта заключается в том, чтобы построить «профильность» подростков не только в расчете на вуз, а для максимальной реализации способностей всех детей.
Способ такого построения мы видим в соединении допрофессионального и начального профессионального образования с общеобразовательной школой, в организации серьезного детско-юношеского производства (образовательного предпринимательства) и вовлечение в него учащихся.
Мы считаем, что образование личности, социализация и адаптация учащихся к экономическим взаимоотношениям и трудовой деятельности обеспечиваются через овладение старшеклассниками той или иной профессией, освоение новейших технологий, производство конкурентно-способного товара, серьезный и продуктивный труд.
По мнению П.Г. Щедровицкого, смысл самоопределения - в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность. Профессиональное самоопределение (по Е.А. Климову) больше соотносится с «самоориентированием» учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения.
Профессиональное и личностное самоопределение имеют много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. H.A. Бердяев в работе «Самопознание» отмечает, что еще на пороге отрочества и юности был потрясен однажды мыслью: «Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию смысла...».
Все это позволяет определить «сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения» (П.С. Пряжников).
Главная цель профессионального самоопределения — постепенно сформировать у учащегося внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного, личностного). Условно Н.С. Пряжниковым выделяются следующие основные группы задач профессионального самоопределения:
1. информационно-справочные, просветительские;
2. диагностические (в идеале — помощь в самосознании);
3. морально эмоциональная поддержка учащегося;
4. помощь выборе, в принятии решения.
Существуют особенности ожиданий различных образовательно-возрастных групп учащихся и реальной профориентационной помощи по каждой из этих групп. Эти особенности мы взяли за основу нашей деятельности.
В основу эксперимента заложены идеи системного подхода к образованию, развитие индивидуальных способностей, обеспечение их самореализации, а также современные взгляды на технологическую подготовку учащихся. Сегодня стало очевидно, что эффективного образования не может быть без организации опыта продуктивной деятельности учащихся. Время предъявляет требования и к преподаванию образовательной области «Технология».
Теоретико-методологические подходы к ее реализации существенно отличаются от существовавших ранее вариантов трудового воспитания. Основная задача технологической подготовки заключается в развитии человека, готового к овладению разными видами мастерства, к самосовершенствованию, постоянному самообновлению.
Одна из образовательных задач воспитательной системы школы в новых социально-экономических условиях заключается в том, чтобы поставить обучаемого как можно раньше на путь осознания своего предназначения и призвания, на путь собственного судьбостроительства, в том числе определения своей профессионально-образовательной траектории.
В решении этой задачи существенная роль принадлежит экономическому воспитанию учащихся, трудовому допрофессиональному и начальному профессиональному образованию и образовательно-предпринимательской деятельности. В парадигме деятельностного подхода к образованию экономическое воспитание, трудовое, допрофессиональное и начальное профессиональное образование помогут в дальнейшем развивать себя в предпринимательской деятельности (не обязательно коммерческой).
Мы создали учебно-методическое обеспечение образовательно-предпринима-тельской деятельности, определили предпосылки, содержание и формы предпринимательской деятельности, обеспечили организационное развитие детско-юно-шеского предпринимательства, ресурсное обеспечение образовательно-предпринимательской деятельности.
В работе с учащимися необходимо использовать все многообразие форм и методов учебной работы: лекции, семинары, ознакомление с инновационным опытом, моделирование и анализ ситуаций, проектирование детско-юношеских мини-предприятий, работа в малых группах, тренинги, консультации, организа-ционно-деятельностные игры, индивидуальные занятия. Для ознакомления с инновационной практикой образовательно-предпринимательской деятельности предусматривается проведение практических занятий и учебных экскурсий в различные предпринимательские объединения города, крупные предприятия с последующим обсуждением и анализом. Необходимо возвращение системы «шефства» предприятий над школой, где учащиеся могут летом продолжить производственную практику, отработка системы социального партнерства, деятельность Попечительского совета.
Предполагаются следующие формы контроля: по итогам деятельности проводится тестирование, зачет, защита реферата, по итогам всего курса обучения представляется проектная работа и проводится ее защита.
Структурно-функциональная модель непрерывного трудового допрофессио-нального и начального профессионального образования будет включать в себя: трудовую деятельность дошкольников и младших школьников, допрофессиональ-ную подготовку подростков, начальное профессиональное образование старшеклассников, управление преобразованиями и диагностику улучшений, профессиональное развитие педагогов и детей.
Учебно-методическое обеспечение проекта включает в себя учебные планы, программы объединений детско-юношеского предпринимательства по направлениям трудового, допрофессионального и начального профессионального образования.
Ресурсное обеспечение проекта обозначит бюджет образовательного учреждения и проблемы его развития, нормативно-правовую регламентацию экономической жизнедеятельности школы, внебюджетные средства и их источники. Образо-вательно-предпринимательскуто деятельность рассматриваем как источник внебюджетных финансовых и материально-технических ресурсов.
Основными признаками предпринимательской деятельности в школе является свобода выбора направления и методов деятельности, самостоятельное принятие решений, риск и ответственность, ориентация на прибыль, коммерческий или социально-значимый успех, свой особый стиль и тип экономического поведения, деловая этика.
Межшкольная мастерская города переоборудована в рабочие цеха, производственные объединения школьников. На базе школьных производственных цехов ученики открывают свое дело: детский дом моделей, театр мод и ателье, минипредприятие «Народные промыслы и ремесла».
Город Козьмодемьянск — малый город Поволжья, находящийся на берегу русской реки Волги. Козьмодемьянск является туристическим центром, его посещают туристы из Германии, Америки, Англии, Голландии и других стран мира. Иностранных туристов интересуют народные традиции города. С давних времен Козьмодемьянск славился своими умельцами, ремесленниками. Возрождение народных ремесел - актуальная проблема для города. В городе придается большое значение возрождению этих традиций. Учащиеся занимаются резьбой по дереву, вышивкой, выжиганием, плетением из бересты.
Создание мини-предприягия гш возрождению народных ремесел - важная задача школы. Его создание в межшкольной мастерской (в прошлом она представляла собой рабочие цеха купца Пономарева) обеспечит включение учащихся школы в структуру туристического сервиса. Летом, когда ребята проходят производственную практику, они могут показать гостям города не только живой труд, что представляет несомненный интерес, но и реализовывать свои изделия, что обеспечит небольшой заработок как ребятам, так и школе.
Нами рассматривается это направление как одна из форм образовательно-предпринимательской деятельности образовательных учреждений.
Главная цель мини-предприятий заключается не в зарабатывании денег, хотя это тоже важно, а в подготовке юношей и девушек к быстрейшей адаптации в жизни путем предоставления им возможности овладеть такими профессиональными знаниями и умениями, которые не всегда непосредственно следуют из традиционного школьного образования, но которые помогут им ориентироваться в условиях рыночной экономики, грамотно вести свое собственное дело, найти свое место в жизни. Мини-предприятие — это учебная школа, которая дает возможность учащимся приобщиться к деловой жизни до того, как они станут взрослыми; ознакомиться с трудностями, с которыми сталкивается предприятие, предприниматель; проявить инициативу; попробовать брать на себя ответственность, оценить результаты и ответить за последствия своей деятельности; осознать свои склонности и определить возможные траектории будущей жизнедеятельности.
Таким образом мы даем самоопределяющимся подросткам возможность для попытки стать полноценными субъектами построения своей жизни. В этом состоит и главный смысл использования активизирующих профориентационных технологий в работе с детьми и подростками.
Мы считаем важным психолого-педагогическое сопровождение данной проблемы. Психолого-профориентационная служба включает в себя три блока деятельности;
1. Блок профориентации и психологической поддержки.
2. Блок самоопределения и обучения.
3. Блок практической реализации.
Первый блок отражает постоянную профориентационную работу с учащимися в целях их поддержки на пути выбора профессии. Этот блок включает постоянную связь между рынком труда и школой. Реальное знание изменений, происходящих на рынке труда поможет учителям оказывать помощь молодым людям в выборе профессий, конкретно востребованных на рынке труда.
В организационную структуру этого блока входят: лаборатория профориентации; лаборатория психологической диагностики; лаборатория анализа и методологии; молодежная биржа труда.
Второй блок создает условия обучения, при которых учащийся получает не знания вообще, а только необходимые и осмысленные им знания, сегодня и сей-
час. На данном этапе важна постоянная работа психолога-профконсультанта с учащимся с целью отслеживания динамики самоопределения и своевременной помощи учащемуся, который осознанно выбирает свой жизненный путь.
Третий блок создает для подростка условия, когда он сможет реализовать свой багаж навыков в реальной жизни или в ситуации, близкой к реальной. Это работа на собственном производстве.
Необходимо давать знания, базирующиеся на непосредственном практическом интересе подростка. Мы в ходе нашей деятельности решаем ряд назревших задач:
развитие альтернативных и вариативных форм профессионального и социального самоопределения;
расширение прав, возможностей, финансирования и самостоятельности мастерской;
расширение связей школы, производства и бизнеса как основы развития и общего, и профессионального образования. Обучение строится на аксиоме, что жизненно значимая, интересная для подростка деятельность осваивается им быстрее и лучше, становится продуктивным и в личностном, и в образовательном, и в социально-экономическом плане.
Решение этих задач возможно только при объединении усилий различных комитетов и властных структур. В целях координации действий предлагается создать Попечительский совет, в который вошли бы представители городской администрации - государственные службы занятости населения, комитета здравоохранения, комитета по делам молодежи, инспекции по делам несовершеннолетних, комитета социальной защиты, службы культуры, предприниматели, другие заинтересованные организации и физические лица.
Экономическая основа проекта состоит из двух частей: средства, необходимые для создания материальной базы мастерской, и средства для закупки сырья для производства.
В проекте предполагается, что заказчиками товара могут стать: комитет культуры для организации общегородских праздников, комитет по делам молодежи и т. д.
В результате будут создаваться рабочие места (до 120 рабочих мест) для подростков из «группы риска». С приобретением квалификации эти подростки смогут быстрее найти работу, а на их место придут новые. Через рабочие места могут пройти профориентационный отбор и трудовую адаптацию многие учащиеся города.
А это впрямую будет работать на уменьшение числа подростков «группы риска».
Литература_______________________________________________________
1. Батасова Т.Г., Доронкина Н.Е. Задачи и содержание курса «Самоопределение и технология трудоустройства» для незанятых совершеннолетних // Школьные технологии. 2000. № 4. С. 73-83.
2. Башмаков М.М., Шадрин В.Ю. Мастерская продуктивного обучения как средство индивидуального развития, профессиональной подготовки и социальной адаптации молодежи // Школьные технологии. 2000. № 4. С. 34—66.
3. Исламов Э.Л. Как обеспечить социализацию подростков: предпроектный анализ и проект // Школьные технологии. 2000. № 4. С. 88-96.
4. Сокольников Ю.П. О логике педагогической деятельности. Магнитогорск, 1989.
© Азариашвили С.Г., 2008