Научная статья на тему 'Профессиональное самоопределение как фактор социализации личности в воспитательном пространстве малого города'

Профессиональное самоопределение как фактор социализации личности в воспитательном пространстве малого города Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Азариашвили С. Г.

Сегодня молодым людям важно научиться выстраивать перспективы своего собственного личностного и профессионального развития. В городе Козьмодемьянске Республики Марий Эл данная проблема решается благодаря экспериментальному проекту «Профессиональное самоопределение как фактор социализации личности в воспитательном пространстве малого города». Представленный проект основывается на гуманистических принципах практической педагогики и психологии, дает возможность подросткам стать полноценными субъектами построения своей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SELFDEVELOPMENT AS ONE OF THE ASPECTS OF PERSONAL SOCIALIZATION IN THE EDUCATIONAL SOCIETY OF THE PROVINCIAL TOWN

The problem of the socialization of young generation is one of the most important in modern Russian society. It's very necessary for them to aquire knowledge and social skills in order to achieve success in their personal and professional development. The town of Kozmodemyansk (the Republic of Mari El) has old educational traditions. The project «Professional selfdevelopment as one of the aspects of personal socialization in the educational society of the provincial town» which is being carried out is considered to be useful to solve the problem. It is based on the humanistic principals of the pedagogical and psychological science and practice and gives the opportunity for teenagers to achive socially-important knowledge and skills to realize themselves in professional and personal spheres.

Текст научной работы на тему «Профессиональное самоопределение как фактор социализации личности в воспитательном пространстве малого города»

практикум в микрогруппах (ролевая игра) на тему «Составление урока на основе принципов и этапов организации личностно ориентированной технологии обучения»;

посещение уроков друг друга и более опытных в данной технологии учителей; осуществление видеозаписи своего личностно ориентированного урока; просмотр и анализ видеофрагментов уроков в модели личностно ориентированного образования, сопоставление с видеофрагментами традиционного урока; интеграция и подведение итогов.

Как показывает практика, проведение подобных тренингов помогает учителям присвоить ценности личностно ориентированного образования, осознать широкие возможности собственного творческого потенциала и опыта профессиональной деятельности, осуществить значимые личностные изменения (например, происходит переосмысление ценностей, развивается кооперативный стиль взаимодействия, позитивность, уверенность, создается дополнительная мотивация к дальнейшему личностному и профессиональному росту), появляется качественно иная основа для развития педагогического мастерства, что существенно способствует достижению своего акме.

Литература__________________________________________________________________

1. Бондаревская ЕВ. Концепции личностно-ориентированного образования и целостная педагогическая теория // Шк. Духовности. 1999. №5. С. 41-66.

2. Из опыта построения модели личностно-ориентированного образования школы № 507 / Под ред. A.A. Плигина. М., 2004.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М., 2002.

4. Личностно-ориентированное обучение: Хрестоматия: Для студентов гуманитарных факультетов высших учебных заведений/ Сост. Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская. М., 2005.

5. Макаренко A.C. Сочинения: В 4-х т. М., 1987.

6. Плигин A.A. Личностно ориентированное образование: история и практика. М., 2003.

7. Плигин A.A. Познавательные стратегии школьников. М., 2007.

8. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. Волгоград, 1994.

9. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям: Избр. пед соч.: В 3-х т. Т. 1.М., 1979.

10. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М., 2000.

© Вакулин О.С., 2008

С. Г. Азариашвили

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ МАЛОГО ГОРОДА

Современная ситуация практической профориентации в России характеризуется тем, что все больше ощущается необходимость не только расширения ее масштабов, но и поднятия качественного уровня содействия в профессиональном и личностном самоопределении. Современным подросткам приходится самоопределяться и выстраивать перспективы личностного развития в особой атмосфере, сложившейся в России на рубеже веков. В малом городе России -городе Козьмодемьянске Республики Марий Эл данная проблема стоит также остро, как и в других городах России. Основная цель нашей деятельности в этом направлении — создать условия для формирования полноценного субъекта профессионального и личностного самоопределения. При этом сам субъект — это самостоятельная ответственная личность, способная ставить перед собой жизненные

цели и достигать их. Город включился в работу над экспериментальным проектом «Профессиональное самоопределение как фактор социализации личности», утвержденным Ученым советом Марийского института образования учителей Республики Марий Эл.

Основная идея нашего экспериментального проекта заключается в том, чтобы построить «профильность» подростков не только в расчете на вуз, а для максимальной реализации способностей всех детей.

Способ такого построения мы видим в соединении допрофессионального и начального профессионального образования с общеобразовательной школой, в организации серьезного детско-юношеского производства (образовательного предпринимательства) и вовлечение в него учащихся.

Мы считаем, что образование личности, социализация и адаптация учащихся к экономическим взаимоотношениям и трудовой деятельности обеспечиваются через овладение старшеклассниками той или иной профессией, освоение новейших технологий, производство конкурентно-способного товара, серьезный и продуктивный труд.

По мнению П.Г. Щедровицкого, смысл самоопределения - в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность. Профессиональное самоопределение (по Е.А. Климову) больше соотносится с «самоориентированием» учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения.

Профессиональное и личностное самоопределение имеют много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливаются. H.A. Бердяев в работе «Самопознание» отмечает, что еще на пороге отрочества и юности был потрясен однажды мыслью: «Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию смысла...».

Все это позволяет определить «сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения» (П.С. Пряжников).

Главная цель профессионального самоопределения — постепенно сформировать у учащегося внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного, личностного). Условно Н.С. Пряжниковым выделяются следующие основные группы задач профессионального самоопределения:

1. информационно-справочные, просветительские;

2. диагностические (в идеале — помощь в самосознании);

3. морально эмоциональная поддержка учащегося;

4. помощь выборе, в принятии решения.

Существуют особенности ожиданий различных образовательно-возрастных групп учащихся и реальной профориентационной помощи по каждой из этих групп. Эти особенности мы взяли за основу нашей деятельности.

В основу эксперимента заложены идеи системного подхода к образованию, развитие индивидуальных способностей, обеспечение их самореализации, а также современные взгляды на технологическую подготовку учащихся. Сегодня стало очевидно, что эффективного образования не может быть без организации опыта продуктивной деятельности учащихся. Время предъявляет требования и к преподаванию образовательной области «Технология».

Теоретико-методологические подходы к ее реализации существенно отличаются от существовавших ранее вариантов трудового воспитания. Основная задача технологической подготовки заключается в развитии человека, готового к овладению разными видами мастерства, к самосовершенствованию, постоянному самообновлению.

Одна из образовательных задач воспитательной системы школы в новых социально-экономических условиях заключается в том, чтобы поставить обучаемого как можно раньше на путь осознания своего предназначения и призвания, на путь собственного судьбостроительства, в том числе определения своей профессионально-образовательной траектории.

В решении этой задачи существенная роль принадлежит экономическому воспитанию учащихся, трудовому допрофессиональному и начальному профессиональному образованию и образовательно-предпринимательской деятельности. В парадигме деятельностного подхода к образованию экономическое воспитание, трудовое, допрофессиональное и начальное профессиональное образование помогут в дальнейшем развивать себя в предпринимательской деятельности (не обязательно коммерческой).

Мы создали учебно-методическое обеспечение образовательно-предпринима-тельской деятельности, определили предпосылки, содержание и формы предпринимательской деятельности, обеспечили организационное развитие детско-юно-шеского предпринимательства, ресурсное обеспечение образовательно-предпринимательской деятельности.

В работе с учащимися необходимо использовать все многообразие форм и методов учебной работы: лекции, семинары, ознакомление с инновационным опытом, моделирование и анализ ситуаций, проектирование детско-юношеских мини-предприятий, работа в малых группах, тренинги, консультации, организа-ционно-деятельностные игры, индивидуальные занятия. Для ознакомления с инновационной практикой образовательно-предпринимательской деятельности предусматривается проведение практических занятий и учебных экскурсий в различные предпринимательские объединения города, крупные предприятия с последующим обсуждением и анализом. Необходимо возвращение системы «шефства» предприятий над школой, где учащиеся могут летом продолжить производственную практику, отработка системы социального партнерства, деятельность Попечительского совета.

Предполагаются следующие формы контроля: по итогам деятельности проводится тестирование, зачет, защита реферата, по итогам всего курса обучения представляется проектная работа и проводится ее защита.

Структурно-функциональная модель непрерывного трудового допрофессио-нального и начального профессионального образования будет включать в себя: трудовую деятельность дошкольников и младших школьников, допрофессиональ-ную подготовку подростков, начальное профессиональное образование старшеклассников, управление преобразованиями и диагностику улучшений, профессиональное развитие педагогов и детей.

Учебно-методическое обеспечение проекта включает в себя учебные планы, программы объединений детско-юношеского предпринимательства по направлениям трудового, допрофессионального и начального профессионального образования.

Ресурсное обеспечение проекта обозначит бюджет образовательного учреждения и проблемы его развития, нормативно-правовую регламентацию экономической жизнедеятельности школы, внебюджетные средства и их источники. Образо-вательно-предпринимательскуто деятельность рассматриваем как источник внебюджетных финансовых и материально-технических ресурсов.

Основными признаками предпринимательской деятельности в школе является свобода выбора направления и методов деятельности, самостоятельное принятие решений, риск и ответственность, ориентация на прибыль, коммерческий или социально-значимый успех, свой особый стиль и тип экономического поведения, деловая этика.

Межшкольная мастерская города переоборудована в рабочие цеха, производственные объединения школьников. На базе школьных производственных цехов ученики открывают свое дело: детский дом моделей, театр мод и ателье, минипредприятие «Народные промыслы и ремесла».

Город Козьмодемьянск — малый город Поволжья, находящийся на берегу русской реки Волги. Козьмодемьянск является туристическим центром, его посещают туристы из Германии, Америки, Англии, Голландии и других стран мира. Иностранных туристов интересуют народные традиции города. С давних времен Козьмодемьянск славился своими умельцами, ремесленниками. Возрождение народных ремесел - актуальная проблема для города. В городе придается большое значение возрождению этих традиций. Учащиеся занимаются резьбой по дереву, вышивкой, выжиганием, плетением из бересты.

Создание мини-предприягия гш возрождению народных ремесел - важная задача школы. Его создание в межшкольной мастерской (в прошлом она представляла собой рабочие цеха купца Пономарева) обеспечит включение учащихся школы в структуру туристического сервиса. Летом, когда ребята проходят производственную практику, они могут показать гостям города не только живой труд, что представляет несомненный интерес, но и реализовывать свои изделия, что обеспечит небольшой заработок как ребятам, так и школе.

Нами рассматривается это направление как одна из форм образовательно-предпринимательской деятельности образовательных учреждений.

Главная цель мини-предприятий заключается не в зарабатывании денег, хотя это тоже важно, а в подготовке юношей и девушек к быстрейшей адаптации в жизни путем предоставления им возможности овладеть такими профессиональными знаниями и умениями, которые не всегда непосредственно следуют из традиционного школьного образования, но которые помогут им ориентироваться в условиях рыночной экономики, грамотно вести свое собственное дело, найти свое место в жизни. Мини-предприятие — это учебная школа, которая дает возможность учащимся приобщиться к деловой жизни до того, как они станут взрослыми; ознакомиться с трудностями, с которыми сталкивается предприятие, предприниматель; проявить инициативу; попробовать брать на себя ответственность, оценить результаты и ответить за последствия своей деятельности; осознать свои склонности и определить возможные траектории будущей жизнедеятельности.

Таким образом мы даем самоопределяющимся подросткам возможность для попытки стать полноценными субъектами построения своей жизни. В этом состоит и главный смысл использования активизирующих профориентационных технологий в работе с детьми и подростками.

Мы считаем важным психолого-педагогическое сопровождение данной проблемы. Психолого-профориентационная служба включает в себя три блока деятельности;

1. Блок профориентации и психологической поддержки.

2. Блок самоопределения и обучения.

3. Блок практической реализации.

Первый блок отражает постоянную профориентационную работу с учащимися в целях их поддержки на пути выбора профессии. Этот блок включает постоянную связь между рынком труда и школой. Реальное знание изменений, происходящих на рынке труда поможет учителям оказывать помощь молодым людям в выборе профессий, конкретно востребованных на рынке труда.

В организационную структуру этого блока входят: лаборатория профориентации; лаборатория психологической диагностики; лаборатория анализа и методологии; молодежная биржа труда.

Второй блок создает условия обучения, при которых учащийся получает не знания вообще, а только необходимые и осмысленные им знания, сегодня и сей-

час. На данном этапе важна постоянная работа психолога-профконсультанта с учащимся с целью отслеживания динамики самоопределения и своевременной помощи учащемуся, который осознанно выбирает свой жизненный путь.

Третий блок создает для подростка условия, когда он сможет реализовать свой багаж навыков в реальной жизни или в ситуации, близкой к реальной. Это работа на собственном производстве.

Необходимо давать знания, базирующиеся на непосредственном практическом интересе подростка. Мы в ходе нашей деятельности решаем ряд назревших задач:

развитие альтернативных и вариативных форм профессионального и социального самоопределения;

расширение прав, возможностей, финансирования и самостоятельности мастерской;

расширение связей школы, производства и бизнеса как основы развития и общего, и профессионального образования. Обучение строится на аксиоме, что жизненно значимая, интересная для подростка деятельность осваивается им быстрее и лучше, становится продуктивным и в личностном, и в образовательном, и в социально-экономическом плане.

Решение этих задач возможно только при объединении усилий различных комитетов и властных структур. В целях координации действий предлагается создать Попечительский совет, в который вошли бы представители городской администрации - государственные службы занятости населения, комитета здравоохранения, комитета по делам молодежи, инспекции по делам несовершеннолетних, комитета социальной защиты, службы культуры, предприниматели, другие заинтересованные организации и физические лица.

Экономическая основа проекта состоит из двух частей: средства, необходимые для создания материальной базы мастерской, и средства для закупки сырья для производства.

В проекте предполагается, что заказчиками товара могут стать: комитет культуры для организации общегородских праздников, комитет по делам молодежи и т. д.

В результате будут создаваться рабочие места (до 120 рабочих мест) для подростков из «группы риска». С приобретением квалификации эти подростки смогут быстрее найти работу, а на их место придут новые. Через рабочие места могут пройти профориентационный отбор и трудовую адаптацию многие учащиеся города.

А это впрямую будет работать на уменьшение числа подростков «группы риска».

Литература_______________________________________________________

1. Батасова Т.Г., Доронкина Н.Е. Задачи и содержание курса «Самоопределение и технология трудоустройства» для незанятых совершеннолетних // Школьные технологии. 2000. № 4. С. 73-83.

2. Башмаков М.М., Шадрин В.Ю. Мастерская продуктивного обучения как средство индивидуального развития, профессиональной подготовки и социальной адаптации молодежи // Школьные технологии. 2000. № 4. С. 34—66.

3. Исламов Э.Л. Как обеспечить социализацию подростков: предпроектный анализ и проект // Школьные технологии. 2000. № 4. С. 88-96.

4. Сокольников Ю.П. О логике педагогической деятельности. Магнитогорск, 1989.

© Азариашвили С.Г., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.