УДК 37.01 ББК 721.7
Ронжина Наталья Владимировна
кандидат философских наук, доцент
кафедра образовательного права Российский государственный профессионально-педагогический университет
г. Екатеринбург Ronzhina Natalia Vladimirovna Candidate of Philosophy,
Assistant Professor Chair of Educational Law Russian State Professional-and-Pedagogical University
Yekaterinburg
Роль профессиональной педагогики в развитии допрофессионального
образования
Professional Pedagogy Role in Pre-Professional Education Development
В статье говорится о развитии профессиональной ориентации школьников, а также о роли профессиональной педагогики как науки в реализации профессионализации личности на ранних стадиях образования.
The article considers schoolchildren’s professional orientation development, as well as the role of professional pedagogy as a science in the implementation of personality’s professionalism at the early stages of education.
Ключевые слова: Профессиональная педагогика, профессиональная ориентация, образование.
Key words: professional pedagogy, professional orientation, education.
Проблема обоснования профессиональной педагогики как самостоятельной педагогической отрасли, определение ее роли и места в системе профессионального образования (и допрофессионального, в том числе) является сегодня новым течением в науке. В данной статье хотелось бы обратить внимание на первый этап профессионализации личности, и выявить роль профессиональной педагогики в этом процессе.
Суть проблемы состоит в том, что современное развитие общества требует новой системы образования - "инновационного обучения", которое сформировало бы у обучаемых способность к проективной детерминации будущего, ответственность за него, веру в себя и свои профессиональные способности влиять на это будущее. За последние десятилетия в России и других странах произошли коренные социальные, экономические, демографические и технологи-
ческие преобразования. Развитые страны активно продвигаются по пути создания «экономики знаний»[4]. В связи с этим особое внимание следует уделить разработке научных основ профессионального и допрофессионального образования в стране, поскольку сделать экономику поистине эффективной может только качественно новый, иной специалист и профессионал, подготовленный в профессиональных образовательных учреждениях высококвалифицированными преподавателями. Этой научной, методологической основой профессионального и допрофессионального образования является, на наш взгляд, профессиональная педагогика как наука о развитии компетентно-развитой личности в современных условиях.
Переход на результативно-модульно-компетентностный подход в построении содержания профессионального образования, развитие новых форм, методов и средств обучения и воспитания обучающихся, становление новых типов профессиональных образовательных учреждений, внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов для общей и профессиональной школы - все это требует существенной переработки подходов к системе профессионального образования и профессиональной педагогики[2, с.5]. Также следует обратить внимание на объективно сложившееся противоречие в системе профессионального образования: оно состоит в том, что сама система профессионального образования существует давно, ее периодически модернизируют, усовершенствуют, внедряют инновации и прочее, а науки о профессиональном образовании не существует! Поэтому анализ проблемы, предпринятый в данной статье, является одним из первых шагов к устранению этого пробела.
Вместе с тем, следует отметить, что в настоящее время все-таки делаются попытки рассмотреть профессиональную педагогику как целостную систему, включающую все ее подсистемы от профессиональной ориентации школьников, начальной профессиональной подготовки молодежи до высшего, послевузовского образования. И хотя у каждой подсистемы профессионального образования остаются свои проблемы, границы между ними по многим параметрам размываются[5, с. 6]. Об этом говорит создание современных преемственных
стандартов профессионального образования, провозглашение новой компетентно-деятельностной парадигмы образования, развитие образовательных комплексов, сетевых взаимодействий, сближение основных и дополнительных профессиональных образовательных программ и т.д.
С точки зрения философии образования и философской антропологии (философии профессионального образования) предметом изучения профессиональной педагогики является человек в системе профессионально - образовательных общественных отношений. Профессионально-образовательные общественные отношения предлагается трактовать в философском аспекте - предельно широко - как профессионализацию личности. Исходя из этой посылки, методы профессиональной педагогики должны распространяться и на уровень допрофессиональной подготовки обучающихся, т.е. на период их общего образования.
В этом случае эти отношения включают в себя ряд этапов (уровней, плоскостей): допрофессиональный, профессиональный и постпрофессиональный. Хотелось бы остановиться подробнее на первом уровне профессионализации человека.
Допрофессиональное образование на базе общеобразовательной школы понимается как подготовка к собственно профессиональному образованию, будущему овладению профессией, но, тем не менее, это важный жизненный этап, которому сегодня уделяется большое внимание в педагогической и психологической литературе. С.Н.Чистякова отмечает, что выстраивание, проектирование послешкольного образовательно-профессионального маршрута начинается в школе, а профессиональная ориентация рассматривается ею в единстве с профессиональным самоопределением^]. Профессиональную ориентацию и профессиональное самоопределение на уровне общеобразовательной школы можно определить как важные элементы допрофессионального образования. В то же время между этими понятиями есть существенное различие, и они не исчерпывают содержание допрофессионального образования.
Профессиональная ориентация - это информационная и организационнопрактическая деятельность семьи, учебных заведений, государственных, общественных и коммерческих организаций, обеспечивающих помощь населению в выборе, подборе или перемене профессии с учётом индивидуальных интересов каждой личности и потребностей рынка труда.
Профессиональное самоопределение молодёжи понимается как процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере и способ его самореализации через согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей. Профессиональное самоопределение осуществляется в процессе преподавания основ наук, в ходе экономической, трудовой и профессиональной подготовки. Здесь происходит еще большее усиление акцента в сторону учебных заведений, поскольку происходит вплетение профессионального компонента в учебный процесс. Общеобразовательная школа выполняет функцию как профессиональной ориентации и профессионального самоопределения, так и непосредственную практическую подготовку школьника к получению профессионального образования.
В настоящее время в отечественной педагогической науке очевиден дефицит концептуального осмысления проблемы подготовки подростка к после-школьной социально востребованной деятельности в стремительно меняющихся социокультурных и профессионально-производственных условиях. Важнейшая задача современного общего образования - не обеспечение «усвоения знаний», а создание условий для становления и развития индивидуальных (собственных) образовательных и культурных потребностей.
Результатом педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников являются сформированность профориентационно значимой компетентности и способности выступать в качестве субъекта образовательно -профессионального выбора, выражающиеся в готовности подростка:
• испытывать и удовлетворять потребность во взвешенном выборе направления продолжения образования, в последующей самореализации в избранном образовательном профиле; в самовыражении в образовательном и
профессиональном сообществе, в продуктивном освоении образовательной среды;
• выделять варианты выбора из предлагаемых образовательным пространством или конструировать собственные версии образовательного и профессионального самопродвижения;
• распознавать и преодолевать внешнее манипулятивное влияние на процесс становления субъектной позиции, затрагивающей проблемы проектирования образовательного и профессионального маршрута[3].
Условно можно выделить следующие взаимосвязанные этапы допрофес-сионального образования:
Допрофессиональное
образование
Учебная деятельность Внеучебная деятельность
1. дошкольное образование
кружки, секции
2.пропедвтический этап (начальная школа)
1 ступень основной школы (5-7классы)
2 ступень основной школы (8-9классы)
Внешкольное
(дополнительное)
образование
Дополнительное образование(худож., хореогр.,музык. школы)
Знания, которые являются теоретической базой и способствуют выработке будущих профессиональных умений и навыков обучающихся, - в настоящий момент реализуются пока только на отдельных уроках технологии, изобразительного искусства, музыке. Внеучебные занятия проводятся в виде кружков моделирования, автодела, ручного труда (вязание, вышивание); спортивные секции способствуют также выработке определенных профессиональных умений, владений, будущих компетенций обучающихся.
К блоку допрофессиоанльного образования можно отнести и профессионально-образовательные общественные отношения в рамках дополнительного образования (художественного, музыкального, хореографического, театрального и др.).
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования предусматривает для старшеклассников возможность сосредоточиться на профильных предметах и отказаться от тех, которые не будут соответствовать выбранному профилю.
Б.С.Гершунский также отмечает, что становление личности (и в профессиональном отношении в первую очередь) осуществляется поэтапно. Он выделяет следующие ступени восхождения личности: 1. Ступень достижения элементарной и функциональной грамотности, когда формируются первоначальные знания, умения и навыки, мировоззренческие и поведенческие качества личности; 2. Ступень достижения общего образования, на которой человек приобретает знания об окружающем мире и овладевает наиболее общими способами деятельности, направленными на познание и преобразование тех или иных объектов действительности; 3. Ступень профессиональной компетентности, связанной с формированием на базе общего образования таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности, соответствующих общественно необходимому разделению труда и рыночным механизмам стимулирования наиболее продуктивного и конкурентоспособного функционирования работника той или иной квалификации и профиля;
4. Ступень овладения широко понимаемой культурой, когда человек не только осознает те материальные и духовные ценности, которые оставлены ему предшествующими поколениями, но и способен адекватно оценивать свое личное участие в развитии общества, вносить вклад в непрерывный культурообразующий процесс как собственного социума, так и цивилизации в целом; 5. Ступень формирования индивидуального менталитета личности - тех устойчивых, глубинных оснований мировосприятия, которые придают личности свойство уни-
кальной неповторимости, способности к всесторонней самореализации в ментальном духовном пространстве человечества. Схема восхождения человека может быть представлена, по Б.С.Гершунскому, следующим образом: грамотность (общая и функциональная) - образованность - профессиональная компетентность - культура - менталитет[2]. Эта схема отражает философско-образовательное представление о роли и месте сферы образования в целенаправленном личностно-созидательном процессе, дает возможность выделить образовательные ценности на каждом этапе обучения.
Для практической реализации профессионального самоопределения личности важны социально-экономическая диагностика динамики профессий; разработка практических моделей профессионального самоопределения с учётом различной формы партнёрства общеобразовательных школ с производством и послешкольной системой профессиональной подготовки молодёжи; анализ педагогического опыта и разработка программной и учебно-методической литературы, учитывающей психологический и возрастной подходы к профессиональному самоопределению.
Представляет особый интерес опыт осуществления допрофессионального образования за рубежом. Термина «профессиональная ориентация» в буквальном смысле слова за рубежом не существует, а есть термин «развитие карьеры». Career Development представляет собой обширную сферу деятельности, включающую хорошо подготовленных и организованных специалистов, имеющих в своем распоряжении мощные информационные и методические ресурсы.
Среди западных специалистов находит признание системный подход, с помощью которого профориентация и трудоустройство рассматриваются как составные части единого комплекса, включающего профинформацию, профсо-вет и консультирование, профессиональный отбор и профподбор, трудоустройство и меры по адаптации к трудовой деятельности, что в целом обозначается термином «переходные услуги».
Организация профориентационной работы в Японии в значительной степени обусловлена особенностями системы образования, одна из главных целей образования которой - подготовка к карьере: вооружение учащихся основными знаниями о профессиях, развитие у них профессиональных навыков и усиление способности выбирать будущие курсы, которые отвечают планируемому профессиональному пути, соответствующему их личным склонностям и качествам. Зарубежный опыт полезен и российской школе в плане допрофессиональной подготовки учащихся.
В связи с этим, можно предположить, что для реализации программы формирования профессионально-компетентной личности важен этап допрофес-сиональной подготовки, а в связи с этим возникает необходимость применения уже в школе методов не только общей, но и профессиональной педагогики.
Обращаясь к истории, можно отметить, что уже в XIX веке К. Маркс, говоря о техническом (или политехническом) образовании, (а в применении к сегодняшней ситуации, можно говорить и о профессиональном образовании) считал, что оно должно знакомить с основными принципами всех процессов производства и в то же время давать ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств. То есть, необходимость допрофес-сиональной подготовки была очевидна еще в XIX веке во времена промышленной революции.
К. Маркс установил, что крупная машинная промышленность требует всесторонне развитых рабочих, пригодных к многообразным видам труда, к перемене труда. Эта тенденция становится вполне ясной уже при капитализме. И, хотя в тот период не было термина «компетентность», требование пригодности к разным видам деятельности, гибкости реакции на перемены в труде, являлось требованием к работнику нарождающегося индустриального общества. На основе тщательного изучения развития промышленности в Англии К.Маркс пришел к выводу, что соединение обучения с производительным трудом на индустриальной основе в условиях капитализма уже является зародышем воспитания будущего. К. Маркс показал в «Капитале», что благодаря фабричному за-
конодательству в Англии происходит соединение с фабричным трудом только элементарного обучения. Но «не подлежит никакому сомнению, что неизбежное завоевание политической власти рабочим классом завоюет надлежащее место в школах рабочих и для технологического обучения, как теоретического, так и практического»[1, с. 469]. Таким образом, предполагал К.Маркс, только в обществе будущего возможно осуществление в полной мере политехнического образования. Закон перемены труда, открытый К.Марксом, как нельзя актуален сегодня. В эпоху постиндустриального и информационного общества выходят на передний план новые требования к обучающейся личности. Компетентность, мобильность, умение переучиваться, психологически перестраиваться в новых экономических условиях, менять виды деятельности и т.д. - все эти требования необходимы и актуальны для людей, вступающих на трудовой путь.
Придание профессиональной педагогике статуса науки стало актуальным в последние годы в связи с новыми экономическими условиями в мире и в стране, в связи с новыми требованиями к образованию и образованной личности, в связи с новой (компетентностной) образовательной парадигмой.
Библиографический список
1. Маркс К. Энгельс Ф. Капитал [Текст] // Маркс К. Энгельс Ф. Собр. соч. Т.1. - М.: Политиздат, 1955. - 745с.
2. Профессиональная педагогика./Под ред. [С.Я.Батышева] и А.М.Новикова. - М.: Эгвес, 2010. - 456с.
3. Родичев, Н. Ф. Профориентационно-значимая компетентность старшеклассника. // Интернет-журнал "Эйдос". 2007. 30 сентября.
http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-17.htm (дата обращения - 14.06.2012).
4. Чернышов, С. Как бы высшее образование [Текст] / С.Чернышов //http://expert.ru/siberia/2012/21/kak-byi-vyisshee-obrazovanie (дата обращения - 05.06.2012).
5. Чистякова, С. Н., Умовская, И.А., Шалавина, Т. И. Твоя профессиональная карьера: Методика: Книга для учителя [Текст] / С.Н. Чистякова. - М.: Просвещение, 2006. - 160с.
Bibliography
1. Chernyshov, S. Quasi Higher Education. . - Access Mode: http://expert.ru/ sibe-
ria /2012/21/kak-byi-vyisshee-obrazovanie (Date Accessed - 05.06.2012).
2. Chistyakova, S.N., Umovskaya, I.A., Shalavina, T.I. Your Career: Methodology: Teacher’s Book / Ed. by S.N. Chistyakova. - M.: Education, 2006. -160 p.
3. Marx, K., Engels, F. Capital // K. Marx, F. Engels. Collected Works. Collected Works: V.1. - M. Politizdat, 1955. - 745 p.
4. Professional Pedagogy / Ed. by [S.Ya.Batyshev] and A.M.Novikov. -M.: Egves, 2010. - 456 p.
5. Rodichev, N.F. Significant Career-Oriented Competence of a High School Student // Internet Journal "Eidos". - 2007. - September 30. - Access Mode: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-17.htm (Date Accessed - 06.14.2012).