Научная статья на тему 'Роль дополнительного образования в профессиональной ориентации школьников'

Роль дополнительного образования в профессиональной ориентации школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5421
729
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительное образование / профессиональная проба / детский центр профессий / самоопределение / мастер-класс / профориентационная модель / профессиональная ориентация. / additional education / professional test / children's center of professions / self-determi- nation / master class / vocational orientation model / professional orientation.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О В. Лалетина, Д В. Липатов

В статье отражена роль дополнительного образования в процессе профессиональной ориентации и допрофессионального обучения школьников с целью формирования профессионального самоопределения. Авторы рассматривают новую модель организации дополнительного образования, направленную на реализацию новых форм воспитательно-образовательной, профориентационной, творческой и развлекательной деятельности через создание современных инновационных площадок интеллектуального досуга для детей и подростков, построенного на взаимосвязанных областях — обучение, развитие, досуг, развлечение. Цель данной модели — создание условий для помощи школьникам в профессиональной ориентации, проведении профессиональных проб, развития технических, научно-исследовательских, творческих видов деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О В. Лалетина, Д В. Липатов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF ADDITIONAL EDUCATION IN THE VOCATIONAL GUIDANCE OF SCHOOLCHILDREN

The authors of the article present the role of additional education in the process of vocational guidance and pre-professional education of schoolchildren in order to form professional self-determination. The authors consider a new model of the organization of additional education aimed at the implementation of new forms of educational, professional, creative and entertaining activity through the creation of modern innovative areas for intellectual leisure for children and adolescents, built on interrelated areas — education, development, leisure, amusement and game. The purpose of this model is to create conditions for helping students in vocational guidance, conducting professional tests, developing technical, research and creative activities.

Текст научной работы на тему «Роль дополнительного образования в профессиональной ориентации школьников»

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ

УДК 37.047

О. В. Лалетина

Руководитель структурного подразделения, Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр „Орион"», г. Новокузнецк E-mail: o.laletina@list.ru Olga V. Laietina Head of Department, Municipal Autonomous Institution of Additional Education «Children and Youth Centre "Orion"», Novokuznetsk Russia

Д. В. Липатов

Заместитель директора по безопасности жизнедеятельности, Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеский центр „Орион"», г. Новокузнецк E-mail: dumkos55@hotmail.com Dmitry V. Lipatov Deputy Director for Safety of Life, Municipal Autonomous Institution of Additional Education «Children and Youth Centre "Orion"», Novokuznetsk Russia

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

В статье отражена роль дополнительного образования в процессе профессиональной ориентации и допрофессионального обучения школьников с целью формирования профессионального самоопределения. Авторы рассматривают новую модель организации дополнительного образования, направленную на реализацию новых форм воспитательно-образовательной, профориентационной, творческой и развлекательной деятельности через создание современных инновационных площадок интеллектуального досуга для детей и подростков, построенного на взаимосвязанных областях — обучение, развитие, досуг, развлечение. Цель данной модели — создание условий для помощи школьникам в профессиональной ориентации, проведении профессиональных проб, развития технических, научно-исследовательских, творческих видов деятельности.

Ключевые слова: дополнительное образование, профессиональная проба, детский центр профессий, самоопределение, мастер-класс, профориентационная модель, профессиональная ориентация.

Проблема профориентации школьников всегда стояла очень остро. Именно в школьный период мы начинаем задумываться о выборе профессии, о месте дальнейшего обучения. Поступление в вуз, как правило, связано с желаниями родителей, а не с осознанным выбором ребенком профессии, которую можно в нем получить. Кроме того, в последнее время сложилась сложная ситуация в организации и проведении практи-ко-ориентированной работы в форме профессиональных проб, профориентационных экскурсий, образовательных маршрутов, которые являются наиболее наглядной и реальной формой погружения в профессию [4, 6]. Это связано не только с проблемами доставки обучающихся

Как цитировать статью: Лалетина О. В., Липатов Д. В. Роль дополнительного образования в профессиональной ориентации школьников // Отечественная и зарубежная педагогика. 2018. Т. 2, № 2(49). С.192-199.

к местам проведения экскурсий (на предприятия), но и с нежеланием предприятий принимать группы, ссылаясь на технику безопасности и особенности производства [8].

Профориентационная деятельность сегодня организуется при помощи новых эффективных инструментов. Образовательные события в этом направлении охватывают детей с дошкольного возраста и открывают перспективу дальнейшего непрерывного профессионального образования личности.

В школьном возрасте основными формами профессиональной ориентации становятся профориентационное тестирование, тематические уроки и экскурсии, тренинги, стажировки [7, 13]. Однако школа не имеет возможности подробно рассказать подросткам и старшим школьникам обо всех профессиях, погрузиться в профессионально-образовательную среду для знакомства с трудовыми действиями и выполнения исследовательских проектов [3]. Продолжительность присутствия детей в школе и специфика формирования профессиональных интересов требуют целой организации их жизнедеятельности и представления о специальностях, которая гарантирует создание условий для их многостороннего развития и самоопределения.

Наряду с этим сфера дополнительного образования детей является одним из наиболее активно развивающихся сегментов рынка образовательных услуг с растущим объемом инвестиций со стороны частного сектора, высоким уровнем инновационной активности. Это позволяет рассматривать преобразования в дополнительном образовании детей в качестве приоритета инновационного развития страны [5].

Путь развития современного культурного пространства общества — в создании новых точек притяжения, которые бы сочетали в себе базовые культурные ценности: просвещение, воспитание, развитие и современные подходы к организации, а также решали бы задачи обучения и социализации ребенка, его профориентации, давали возможность попробовать профессиональную деятельность, примерить ту или иную профессию. Такими точками роста становятся новые форматы образовательной деятельности в дополнительном образовании в режиме edutainment (термин образован от двух английских слов — education (обучение) и entertainment (развлечение), т.е. совмещение образования и развлечений для детей) [9]. В условиях стремительно меняющегося мира ценность личности ребенка приобретает особое значение, а создание условий для его профессиональной ориентации и творческого саморазвития становится наиболее актуально и привлекает пристальное общественное внимание. Системное профильное образование и предпрофильная подготовка предполагает не только самоопределение в плане выбора той или иной сферы деятельности и пробу сил в ней, но и формирование конкретных представлений о том, где в будущем избранная профессия может быть востребована. Подросткам, стоящим перед профессиональным выбором, необходимо владеть информацией о рынке вакансий, рейтинге профессий в инфраструктуре региона и города. Это диктуется не только личным интересом, но и реальными

социальными потребностями [11, 12].

Именно для решения данной проблемы в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Детско-юношеский центр „Орион"», создан новый для Новокузнецкого городского округа формат профориентации — Детский центр профессий «Город мастеров», организованный по модели детских городов профессий, которые существуют сегодня в России, странах ближнего и дальнего зарубежья (наиболее яркие примеры — «Мастер славль» (Москва), «Кидбург» (Москва, Санкт-Петербург и другие), мировая сеть франшиз «Кидзания» и др. [2].

В таких условиях создание современного образовательного пространства «Город мастеров» — это модель, альтернативная традиционному набору развлечений (отказ от игровых автоматов, виртуальных игр), знакомство детей с практическими навыками различных профессий, развитие творческих способностей, адаптация к жизни в современном обществе (необходимость трудиться, понимание роли денег), обучение навыкам совместной работы и творчества, поощрение чувства милосердия и благотворительности, выработка равно уважительного отношения к другим, в том числе к людям с особенностями развития, ознакомление с традициями, укладом жизни, историей города.

Реализуемая сегодня в Муниципальном автономном учреждении дополнительного образования «Детско-юношеский центр „Орион"», модель организации дополнительного образования направлена на реализацию новых форм воспитательно-образовательной, профориентационной, творческой и развлекательной деятельности через создание современных инновационных площадок интеллектуального досуга для детей и подростков, построенного на взаимосвязанных областях — обучение, развитие, досуг, развлечение.

Цель данной модели — создания условий для помощи школьникам в профессиональной ориентации, проведении профессиональных проб, развития технических, научно-исследовательских, творческих видов деятельности.

Суть «Города» заключается в создании максимально приближенной к жизни модели небольшого города, в котором все как в настоящей жизни, но его основными жителями и посетителями являются дети.

За основу «Города мастеров» взята модель идеального творческого города со всеми значимыми объектами — производством, учебными и культурными заведениями, банком, больницей и парикмахерской, строительными площадками. В «Городе мастеров» любой ребенок от 3-х до 18-ти лет в игровой форме пробует себя в профессии, знакомится с принципами устройства государства, учится распоряжаться своими финансами.

В каждом квартале города располагается та или иная мастерская, в которых детей и школьников знакомят с основами различных профессий. В числе ключевых принципов построения образовательной деятельности — активная позиция обучающегося как субъекта своей профессиональной ориентации, который действует и проявляет инициативу, становится участником квеста, ролевой игры или профессиональной пробы. При этом преимущества ин-

терактивного подхода включают активизацию мыслительной деятельности, погружение школьника в процесс знакомства с профессией, причастность к результату и эмоциональную вовлеченность.

Это позволяет сделать посещение «Города мастеров» не просто развлечением, но пробуждает интерес к труду, показывает многообразие профессий и дает возможность глубже познакомиться с наиболее понравившимися из них. Посетители «Города мастеров» выступают не только в качестве потребителей, но и производителей товаров и услуг, получают представление о труде, вложенном в производство того или иного продукта, учатся ценить свой и чужой труд.

Методология детского центра профессий основана на четырехступенчатой системе погружения в профессию.

Первая ступень: базовые знания — посещение «Города мастеров», знакомство в игровой форме с многообразием профессий. Кроме того, это развитие способностей адаптации жизни в современном обществе (каждый обучающийся является жителем города) — и перед ним стоят непростые задачи — как распределить свое время, куда устроиться на работу, как разобраться с финансами и как провести свой досуг. Естественно, помогают ему в этом педагоги-наставники.

После знакомства с моделью города и многообразием профессий школьник готов выбрать и погрузиться в наиболее заинтересовавшие его профессии. Наступает вторая ступень — это творческие профориентационные мастер-классы, на которых обучающийся в игровой форме изучает азы и практические навыки профессий. Каждая профессия — это полезные знания, практические навыки, невероятно ценный опыт, кроме того, это яркие впечатления и возможность быть самостоятельным.

Профориентационный мастер-класс обусловливается как деятельность, в которой воссоздаются производственная ситуация, профессиональная сфера, профессиональное поведение, появляется чувственная профессиональная идентификация. В ходе мастер-класса детей ориентируют в явлениях социальной жизни, значимым звеном которой оказывается деятельность и профессиональная работа взрослых, у ребенка и подростка формируются упорядоченные, подробные и различные представления о мире специальностей, разных видах работы взрослых, им дается представление о собственных способностях, на основании которых создается профессиональное самоопределение.

Профориентационный мастер-класс строится таким образом, что школьник на протяжении всего времени выполняет практические задания, работает в команде «коллег», что помогает найти единомышленников. Во время мастер-класса дети проходят все этапы последовательно, под руководством педагога, что позволяет расширить имеющееся представление о профессиях.

Мобильность мастерских позволяет изучить на одной локации не одну и не две, а большое разнообразие профессий. Например, «Ветеринарный центр» позволяет познакомиться в форме мастер-класса не только с профессией ветеринарного врача, но аквариумиста, зоопсихолога, грумера, хендлера

(специалист по демонстрации животных на выставке), кинолога и даже агента по защите домашних животных. И все это только в рамках одной мастерской. Школьнику, который заинтересовался определенной профессией, будет интересно посещение данной локации снова и снова.

Для наиболее заинтересовавшихся в определенном профессиональном направлении детей существует третья ступень погружения в профессию — это профессиональные пробы (основы профобразования, позволяющие сделать осознанный выбор места учебы и дальнейшего места работы). Более детальное погружение в тематику той или иной мастерской осуществляется на дополнительных занятиях «Мой профессиональный выбор» — профессиональные пробы на базе мастерских и лабораторий «Города мастеров», где школьники получают теоретические знания и выполняют практические задания повышенной сложности.

Характеристики профессионального наблюдения является:

- диагностика на каждом этапе профессионального самоопределения для изучения общих и специальных профессионально важных качеств, которые должны быть у будущего специалиста;

- результатом работы является получение законченного продукта (выполнение функциональных обязанностей профессионала);

- процесс выполнения пробы направлен на формирование целостного представления обучающимися конкретной профессии, группы родственных профессий;

- характер развития профессиональных проб, направленных на развитие интересов, навыков, способностей, профессионально важных качеств каждого ученика, осуществляется через постепенное усложнение практических заданий в соответствии с уровнем готовности обучающихся к реализации пробы, что способствует развитию творчества и формированию независимости в выборе будущей профессии.

Профессиональные пробы действуют как фактор формирования системы в организации готовности школьников к выбору профессии. Они интегрируют знания учащихся о мире профессий в этой области, психологические особенности профессиональной деятельности и практическую диагностику собственных психологических особенностей, их отношение к сфере профессиональной деятельности [1].

В содержание программы профессиональной пробы для школьников включаются работа определенной степени сложности (уровень сложности); условия, которые должны соблюдаться при выполнении заданий; продукт деятельности (результат), который должен получить школьник после завершения учебного процесса. Ознакомление обучающихся с содержанием профессиональной пробы организовано таким образом, что в соответствии с самооценкой и уровнем притязаний ученик в состоянии выбрать уровень сложности проекта [2].

Четвертая ступень — это программы дополнительного образования, в рамках которых предусмотрены урочная и внеурочная деятельность, участие

в муниципальных и региональных конкурсах и мероприятиях. Это такие программы, как «Юные инспекторы дорожного движения», парикмахерское дело, школа ди-джеев, театральное искусство и другие. С открытием детского центра профессий программы дополнительного образования реализуются на базе новых, специально оборудованных мастерских «Города мастеров».

В рамках программ дополнительного образования для старшеклассников разработаны профессиональные пробы, их спектр весьма разнообразен. Обучающиеся могут испытать свои возможности в таких профессиях и областях, как геолог, метеоролог, художник-оформитель, парикмахер, офис-менеджер, спасатель, медицинский работник, артист эстрады, ди-джей, дизайнер одежды, визажист, дизайнер интерьера, воспитатель, визажист, аккомпаниатор, эколог, социолог, педагог, экономист, бухгалтер, повар и многие другие.

Параллельно в «Городе мастеров» представлены востребованные формы погружения — такие как профориентационные квесты «Умные навыки XXI века» и «Путешествия в городе мастеров», где школьники могут в режиме интерактивного марафона провести первичное знакомство с профессиями, представленными в «Городе мастеров». Мастер-классы позволяют учащимся познакомиться с основными инструментами и оборудованием, терминами, задачами и методами их решения в рамках специализации.

На базе детского центра профессий функционирует парк занимательных наук, где организована научно-познавательная среда, увлекательно и познавательно демонстрирующая принципы действия различных законов физики, химии, объясняющая природу происхождения явлений окружающего мира.

Стоит подробнее остановиться и на зоне свободного университета профессий. В большом зале проходят встречи с профессионалами, которые делятся секретами своей профессии. Это пространство для общения, где ведущие профессионалы из разных сфер деятельности с удовольствием делятся своим опытом и охотно отвечают на любые вопросы. Кроме того, в зоне сво-

бодного университета регулярно проводятся семинары, лекции, вебинары, веб-конференции для школьников, родителей, социальных партнеров и всей заинтересованной общественности. Для актуализации процесса личностного и профессионального самоопределения подростков и привлечения внимания учащихся к миру профессионального труда проводятся кейсы — практикумы в рамках свободного университета «День юриста», «Моя профессия бизнесмен», «Хочу стать банкиром», «Через тернии к звездам», «Профессия пожарный» «Знакомство с профессиями „повар-кондитер", „парикмахер"», фестиваль-конкурс «Ключ к успеху» — встречи с успешными людьми, мастерами своего дела.

Таким образом, открытое образовательное пространство «Города мастеров» создано как площадка для погружения школьников в профессиональную среду и апробации новых для Новокузнецка форм профориентационной работы в сфере дополнительного образования. Профориентационная деятельность, осуществляемая на базе детского центра профессий «Город мастеров», помогает сформировать у школьников ценностное отношения к труду, понимание его

роли в жизни человека и в обществе. Такой способ донесения информации развивает интерес к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую. Это подтверждается многочисленными положительными отзывами как самих детей, так и их родителей, и педагогов. Мониторинг посещений показал, что процент детей, пришедших в «Город мастеров» повторно, составляет 87%. Также мы обратили внимание на то, что, посетив «Город мастеров» в составе организованной школьной группы, 73% детей в дальнейшем приходили на мастер-классы в индивидуальном порядке или в компании своих друзей. Программы, представленные в «Городе мастеров», помогают школьнику в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности. У детей формируются представления о профессиях, дети приобретают первоначальный опыт в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует прохождение учащимися профессиональных мастер-классов, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми той или иной профессией к человеку. Начальная профориентация помогает ребенку определить свое место в будущем и реализовать себя как личность.

Именно в учреждении дополнительного образования в связи с отсутствием жестких стандартов появляется реальная возможность работы с обучающимися по профессиональному самоопределению на основе выбора индивидуального маршрута, направлений профильного обучения по результатам выполненных технологических и профессиональных проб, с учетом склонностей и желаний обучающихся, их родителей, специализации по отдельным программам до-профессиональной подготовки. На наш взгляд, для эффективного профессионального самоопределения и ориентации школьников необходимо создавать условиях для формирования у учащихся персонального опыта, необходимого при определении ими направлений своего дальнейшего образования, сферы и содержания будущей профессиональной деятельности.

Литература

1. Абдрахманов М. Ш. Формирование трудового потенциала молодежи северного региона. М.: Красный Север, 2011. 59 с.

2. Загорский П. Особенности детского коллектива // Директор школы. 2015. № 3. С. 21-25.

3. Касаткина Н. Э., Лысых О. Б. Реализация профильного обучения старших школьников в регионе: проблемы, теоретические основы, пути решения. Часть I: коллективная монография / под науч. ред. Е. Л. Рудневой. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2016. 171 с.

4. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.: Феникс, 2013. 429-432 с.

5. Концепция развития дополнительного образования детей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (дата обращения: 17.01.2018).

6. Мельникова Л. В. Методика трудового обучения: учебное пособие. М.: Просвещение, 2012. 223 с.

7. Новикова Т. Г. Теория и практика организации предпрофильной подготовки. М.: АПК и ПРО, 2014. 110 с.

8. Ранняя профориентация: желание ребенка и запросы государства [Электронный ресурс]. Режим доступа: file:///C:/Users/User/Downloads/b897718165696fe248de711a3ad55ea3%20(1).pdf (дата обращения: 17.01.2018_).

9. Стандарты профессионального образования зарубежных стран. М., 1993. 44 с.

10. Фельдштейн Д. И. Психологические особенности детского коллектива и формирования коллективистических качеств личности детей школьных возрастов // Вопросы психологии. 1977. № 2. С. 83-96.

11. Чистякова С. Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. М.: Академия, 2009. 128 с.

12. Чистякова С. Н. Педагогическая поддержка профессионального самоопределения старшеклассников. М.: Новая школа, 2011. 311 с.

13. Энциклопедия социальной работы. В 3-х т. Т. 3 / пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. 203с.

ROLE OF ADDITIONAL EDUCATION IN THE VOCATIONAL GUIDANCE OF SCHOOLCHILDREN

The authors of the article present the role of additional education in the process of vocational guidance and pre-professional education of schoolchildren in order to form professional self-determination. The authors consider a new model of the organization of additional education aimed at the implementation of new forms of educational, professional, creative and entertaining activity through the creation of modern innovative areas for intellectual leisure for children and adolescents, built on interrelated areas — education, development, leisure, amusement and game. The purpose of this model is to create conditions for helping students in vocational guidance, conducting professional tests, developing technical, research and creative activities.

Keywords: additional education, professional test, children's center of professions, self-determination, master class, vocational orientation model, professional orientation.

References

• Abdrahmanov M. Sh. Formirovanie trudovogo potencíala molodezhi severnogo regiona. M.: Krasnyj Sever, 2011. 59 s. [In Rus]

• Chistjakova S. N. Pedagogicheskaja podderzhka professional'nogo samoopredelenija starsheklassnikov. M.: Novaja shkola, 2011. 311 s. [In Rus]

• Chistjakova S. N. Pedagogicheskoe soprovozhdenie samoopredelenija shkol'nikov: metodicheskoe posobie dlja profil'noj i professional'noj orientacii i profil'nogo obuchenija shkol'nikov. M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2009. 128 s. [In Rus]

• Fridman L. M. Izuchenie lichnosti uchashhihsja i uchenicheskih kollektivov. M.: Prosveshhenie, 1988. 241 s. [In Rus]

• Jenciklopedija social'noj raboty. per. s angl. v. 3 tomah. M.: Centr obshhechelovecheskih cennostej, 1994, T.3. 203s. [In Rus]

• Kasatkina N. Je. Realizacija profil'nogo obuchenija starshih shkol'nikov v regione: problemy, teoreticheskie os-novy, puti reshenija. Chast' I: kollektivnaja monografija / N. Je. Kasatkina, O. B. Lysyh, pod nauchnoj redakciej E. L. Rudnevoj. Kemerovo: Izd-vo KRIPKiPRO, 2016. 171 s. [In Rus]

• Klimov E. A. Psihologija professional'nogo samoopredelenija. M.: Feniks, 2013. 429-432 s. [In Rus]

• Koncepcija razvitija dopolnitel'nogo obrazovanija detej [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://govern-ment.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf (data obrashhenija: 17.01.2018). [In Rus]

• Mel'nikova L. V. Metodika trudovogo obuchenija: uchebnoe posobie. M.: Prosveshhenie, 2012. 223 s. [In Rus]

• Novikova T. G. Teorija i praktika organizacii predprofil'noj podgotovki. M.: APK i PRO, 2014. 110 s. [In Rus]

• Rannjaja proforientacija: zhelanie rebjonka i zaprosy gosudarstva [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: file:///C:/Users/User/Downloads/b897718165696fe248de711a3ad55ea3%20(1).pdf (data obrashhenija: 17.01.2018) [In Rus].

• Standarty professional'nogo obrazovanija zarubezhnyh stran. M., 1993. 44 s. [In Rus]

• Zagorskij P. Osobennosti detskogo kollektiva // Direktor shkoly. 2015. № 3. S. 21-25. [In Rus]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.