Научная статья на тему 'Предмет профессиональной педагогики'

Предмет профессиональной педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1555
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / COMPETENCE / PROFESSIONAL ORIENTATION / GOAL SETTING / PROJECTING / MODELING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ронжина Наталья Владимировна

Профессиональная педагогика является самостоятельной отраслью научного знания и имеет свой предмет исследования человек в системе профессионально-образовательных общественных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Object of professional pedagogy

Professional Pedagogy is an independent branch of scientific knowledge. Professional Pedagogy has its own research subject a man in the professional public relations. Professional relationships are understood broadly as professional socialization.

Текст научной работы на тему «Предмет профессиональной педагогики»

личности в неизменном виде. И именно наличие устойчивой ценностной системы является одним из важнейших условий сохранения как внутреннего (психического), так и внешнего (социального) мира.

Библиографический список

1. Гладких З.И. «Человек в искусстве»: тема и вариации // Искусство и образование. - 2009. -№2. - С. 27-28.

2. Зинченко В.П. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили: К началам органической психологии. - М.: Новая школа, 1997. - С. 230.

3. Зинченко В.П. Размышления о душе и душе и духовном развитии // Психология искусства: Материалы Всеросс. науч.-практ. конф.: В 3 т. -Самара: Самарский гос. пед. ун-т, 2003. - Т. 1. -С. 2-28.

4. Кассирер Э. Философия символических

форм. - М.; СПб., 2002. - Т. 3. - С. 333.

5. КругликовВ.А. Пространство и время «человека культуры» // Культура, человек и картина мира: сб. ст. / АН СССР, Ин-т философии; отв. ред. А.И. Арнольдов, В.А. Кругликов. - М.: Наука, 1987. - С. 181.

6. Матяева И.Л. Переориентирование ценностей воспитания в информационном обществе // Законы художественной сферы общества: Материалы 11-й Международной Нижегородской Ярмарки идей, 36 Академического симпозиума. -

Н.Новгород: Изд-во Гладкова О.В., 2008. - С. 117.

7. Розанов В.В. Мысли о литературе. - М., 1993. - С. 223.

8. Социология молодежи: программа спецкурса и планы семинарских занятий для студентов философско-социологического факультета специальности «Социология» / Перм. ун-т; сост. К.А. Антипов. - Пермь, 2004. - С. 5.

УДК 37.01

Ронжина Наталья Владимировна

кандидат философских наук Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург)

[email protected]

ПРЕДМЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Профессиональная педагогика является самостоятельной отраслью научного знания и имеет свой предмет исследования — человек в системе профессионально-образовательных общественных отношений.

Ключевые слова: компетентность, профориентация, целеполагание, проектирование, моделирование.

Определение профессиональной педагогики как науки является сегодня важной теоретической и практической проблемой, поскольку она выступает основанием, методологией для реализации практической программы - формирования современной профессионально компетентной личности. В современных педагогических исследованиях профессиональная педагогика рассматривается как направление (ветвь) общей педагогики [2, с. 77], -как педагогика профессионального образования. В рамках современной образовательной парадигмы данная трактовка носит узкий характер, и необходимо подойти к рассмотрению данного вопроса с точки зрения определения самостоятельного статуса профессиональной педагогики как науки. Для этого нужно выделить предмет и определить специфические методы исследования профессиональной педагогики. В данной статье

речь пойдет о предмете профессиональной педагогики.

Говоря о внутреннем развитии науки, можно сказать, что профессиональная педагогика уже прошла стадию зарождения в рамках общей педагогики, сегодня все более быстрыми темпами идет ее развитие, становление. Этому способствуют объективные предпосылки: меняется образовательная парадигма, меняются отношение и требования к выпускнику образовательных учреждений, меняются сами темпы общественного развития. Кроме этого, профессиональная педагогика не может являться частным приложением педагогического знания к сфере профессионального образования, она несет в себе иную методологическую основу, прежде всего антропологическую [4, с. 16].

Профессиональная педагогика является наукой и практической сферой деятельности. Она

236

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5-6, 2011

© Ронжина Н.В., 2011

имеет главную цель - формирование компетентно развитой личности, не только знающей, образованной, но и умеющей работать, творить, созидать. Поэтому, с одной стороны, профессиональную педагогику можно рассматривать как науку для профессионального образования, а с другой стороны, как практически ориентированную отрасль, направленную на формирование «homo habilis» XXI века - «человека умелого», «homo competentis» - «человека компетентного».

Поскольку философия выступает основанием науки вообще, то можно попытаться выявить это основание и для профессиональной педагогики в частности. Используя философские категории, можно сказать, что профессиональная педагогика - это наука, изучающая профессиональное бытие человека в пространстве и времени. Профессиональное бытие человека во времени определяет общественную и личностную траекторию профессионального развития, раскрывает содержание, выявляет специфику данного бытия личности в социуме. Если следовать теории антропосоциогенеза, то данные процессы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены конкретным историческим процессом.

Профессиональное бытие человека в пространстве - это система профессионального воспитания и образования, в которой происходит формирование профессиональной компетентности личности. На пересечении этих двух плоскостей находится предмет изучения профессиональной педагогики.

Б.С. Гершунский - один из первых ученых в нашей стране, который сделал попытку философского осмысления профессиональной педагогики как науки. Предмет профессиональной педагогики он определяет следующим образом: «Предметом профессиональной педагогики является процесс формирования профессионально-значимых качеств личности с учетом специфических особенностей профессионального образования того или иного уровня и профиля» [1, с. 14]. Далее по тексту автор данного определения говорит, что такое сугубо процессуальное видение и определение предмета профессиональной педагогики недостаточно. Он отмечает, что в педагогике, наряду с жанром практической педагогической деятельности, существует и жанр многоплановой (научно-исследовательской, методической) деятельности по проектированию и конструированию педагогических систем, по обосно-

ванию целей и содержания образования, которые, в свою очередь, создают предпосылки для обоснованного выбора методов, средств и организационных форм образовательной деятельности. С учетом изложенного, Б.С. Гершунский уточняет определение, и оно звучит так: «Предмет профессиональной педагогики приобретает двухаспектный, двуединый характер: педагогический процесс формирования требуемых профессиональных качеств личности и педагогическая система, задающая целевые, содержательные и собственно процессуальные (технологические) компоненты такого формирования» [1, с. 15]. Во многом соглашаясь с данной трактовкой, необходимо некоторые моменты уточнить.

С точки зрения философии образования, предметом изучения профессиональной педагогики является человек в системе профессиональнообразовательных общественных отношений. Профессионально-образовательные общественные отношения предлагается трактовать в философском аспекте - предельно широко - как профессиональную социализацию, особенно на этапах допрофессионального образования.

Следует уточнить, что допрофессиональное образование на базе общеобразовательной школы понимается как подготовка к собственно профессиональному образованию, будущему овладению профессией, но, тем не менее, это важный жизненный этап, которому сегодня уделяется большое внимание в педагогической и психологической литературе. С.Н. Чистякова отмечает, что выстраивание, проектирование послешколь-ного образовательно-профессионального маршрута начинается в школе, а профессиональная ориентация рассматривается ею в единстве с профессиональным самоопределением [5]. Профессиональную ориентацию и профессиональное самоопределение на уровне общеобразовательной школы можно определить как важные элементы допрофессионального образования. В то же время между этими понятиями есть существенное различие, и они не исчерпывают содержание допрофессионального образования.

В настоящее время в отечественной педагогической науке очевиден дефицит концептуального осмысления проблемы подготовки подростка к послешкольной социально востребованной деятельности в стремительно меняющихся социокультурных и профессионально-производственных условиях. Важнейшая задача современного

общего образования - не обеспечение «усвоения знаний», а создание условий для становления и развития индивидуальных (собственных) образовательных и культурных потребностей. Школа должна предоставить учащемуся не только доступ к соответствующей образовательной среде, но и помочь ему самореализоваться в ней. Поэтому, например, компетентностный подход к общему образованию оперирует такими «общими для всех» результатами образования, как ключевые и иные компетентности (А.В. Хуторской), универсальные умения (А.Н. Тубельский), базовые способности (А.М. Лобок).

Результатом педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников являются сформированность профориентацион-но значимой компетентности и способности выступать в качестве субъекта образовательно-профессионального выбора, выражающиеся в готовности подростка:

- испытывать и удовлетворять потребность во взвешенном выборе направления продолжения образования, в последующей самореализации в избранном образовательном профиле; в самовыражении в образовательном и профессиональном сообществе, в продуктивном освоении образовательной среды;

- выделять варианты выбора из предлагаемых образовательным пространством или конструировать собственные версии образовательного и профессионального самопродвижения;

- распознавать и преодолевать внешнее ма-нипулятивное влияние на процесс становления субъектной позиции, затрагивающей проблемы проектирования образовательного и профессионального маршрута [3].

Условно можно выделить следующие взаимосвязанные этапы допрофессионального образования: 1. Дошкольный - у детей закладывается положительное отношение к людям труда и их занятиям, начинают формироваться первоначальные трудовые умения в доступных ребёнку видах деятельности. 2. Начальная школа (пропедевтический) - через участие в различных видах познавательной, игровой, трудовой деятельности у младших школьников возникает понимание роли труда в жизни человека и общества, проявляется интерес к профессиям родителей и т.п.

3. Первая ступень основной школы (5-7 -е классы) - участие в различных видах практической деятельности, среди которых ведущими являются

познавательная и трудовая, подростки постепенно осознают свои интересы, способности и общественные ценности, связанные с выбором профессии. 4. Вторая ступень основной школы (8-9-е классы) - начало формирования профессионального самосознания. Школьники соотносят свои идеалы и реальные возможности с обществом, целями выбора сферы будущей деятельности. На этом этапе они вовлекаются в активную познавательную и трудовую деятельность, но одновременно им оказывается помощь в овладении методиками диагностики в интересах выбора профессии. 5. Полное среднее учебное заведение -профессиональная ориентация на базе углублённого изучения отдельных учебных предметов. Особое внимание уделяется формированию профессионально значимых качеств, коррекции профессиональных планов; учащимся оказывается помощь в саморазвитии и самоподготовке к избранной профессиональной деятельности.

Знания, которые являются теоретической базой и способствуют выработке будущих профессиональных умений и навыков обучающихся, в настоящий момент реализуются пока только на отдельных уроках технологии, изобразительного искусства, музыки. Внеучебные занятия в виде кружков моделирования, автодела, ручного труда (вязание, вышивание); спортивных секций способствуют также выработке определенных профессиональных умений, владений, будущих компетенций обучающихся.

К блоку допрофессионального образования можно отнести и профессионально-образовательные общественные отношения в рамках дополнительного образования (художественного, музыкального, хореографического, театрального и др.).

ФГОС общего образования предусматривает для старшеклассников возможность сосредоточиться на профильных предметах и отказаться от тех, которые не будут соответствовать выбранному профилю. «Стандарт говорит о том, что мы теперь ориентируемся не на знания, а на компетентность школьника, на его достижения в целом, на его способность результативно действовать в нестандартной ситуации», - считает А.Г. Каспр-жак.

Собственно профессиональное образование (начальное, среднее, высшее профессиональное образование и послевузовское профессиональное образование во всем его многообразии (по-

238

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 5-6, 2011

вышение квалификации, переквалификация, переобучение и т.д.) - то, что сегодня называют «обучение в течение всей жизни») - это уже результат успешности допрофессионального образования в школе. Профессиональная педагогика присутствует там и тогда, где и когда речь идет о развитии и совершенствовании профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций.

Для практической реализации профессионального самоопределения личности важны социально-экономическая диагностика динамики профессий; разработка практических моделей профессионального самоопределения с учётом различной формы партнёрства общеобразовательных школ с производством и послешкольной системой профессиональной подготовки молодёжи; анализ педагогического опыта и разработка программной и учебно-методической литературы, учитывающей психологический и возрастной подходы к профессиональному самоопределению.

Представляет особый интерес опыт осуществления допрофессионального образования за рубежом. Термина «профессиональная ориентация» в буквальном смысле слова за рубежом не существует, а есть термин «развитие карьеры». Career Development представляет собой обширную сферу деятельности, включающую хорошо подготовленных и организованных специалистов, имеющих в своем распоряжении мощные информационные и методические ресурсы.

Среди западных специалистов находит признание системный подход, с помощью которого профориентация и трудоустройство рассматриваются как составные части единого комплекса, включающего профинформацию, профсовет и консультирование, профессиональный отбор и проф-подбор, трудоустройство и меры по адаптации к трудовой деятельности, что в целом обозначается термином «переходные услуги».

Организация профориентационной работы в Японии в значительной степени обусловлена особенностями системы образования, одна из главных целей образования которой - подготовка к карьере: вооружение учащихся основными знаниями о профессиях, развитие у них профессиональных навыков и усиление способности выбирать будущие курсы, которые отвечают планируемому профессиональному пути, соответствующему их личным склонностям и качествам. Зарубежный опыт полезен и российской школе в плане допро-фессиональной подготовки учащихся.

В связи с этим можно предположить, что для реализации программы формирования профессионально-компетентной личности важен этап допрофессиональной подготовки, и в результате возникает необходимость применения уже в школе методов не только общей, но и профессиональной педагогики.

Таким образом, профессиональная педагогика имеет специфический предмет исследования: личность в системе профессионально-образовательных общественных отношений (от пропедевтического «нулевого» уровня через все уровни общего образования, уровни профессионального образования и формирования профессиональной компетентности через профессиональные компетенции - сквозное образование, сквозное воспитание и самовоспитание).

Основная задача профессиональной педагогики как науки - сформировать вектор направленности профессионального становления личности в современную постиндустриальную эпоху, пронизывающий всю жизнь индивида, получающего образование. В этом заключается смысл внутренней логики развития профессиональной педагогики как самостоятельной науки и в определенном смысле практической сферы деятельности.

Библиографический список

1. Гершунский Б. С. Профессиональная педагогика / под ред. [С.Я. Батышева] и А.М. Новикова. - М.: «Эгвес», 2009. (Проект учебника.)

2. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2006. - 368с.

3. Родичев Н.Ф. Профориентационно значимая компетентность старшеклассника // Эйдос. -2007. - 30 сентября [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2007/ 0930-17.htm

4. РоманцевГ.М., Вербицкая Н.О. Теория профессиональной педагогики: вопросы определения предмета и развития методологии // Профессиональная педагогика: становление и пути развития: Материалы науч.-практ. конф. 11-12 апр. 2006 г. Екатеринбург: В 3 ч. Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург, 2006. - Ч. 1. - 228 с.

5. Чистякова С.Н., Умовская И.А., Шалави-на Т. И. Твоя профессиональная карьера: Методика: Книга для учителя / под ред. С.Н. Чистяковой. -М.: Просвещение, 2006. - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.