с
<N
a
<D
И В
s н
o
<D
pa
О главном
^ УДК 378
s
s
о В. А. Кудин
i£
ЧД КУДИН, Василий Анатольевич, начальник Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат
5 юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации. Санкт-Петербургский универси-
aj тет МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 744-70-65. E-mail:
й mail@univermvd.ru.
S о
g KUDIN, Vasily Anatolievich, head of Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russian
g Federation, candidate of legal sciences, professor, honored lawyer of the Russian Federation. Saint-Petersburg University
^ of the Ministry oflnternal Affairs ofRussian Federation. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilutova
js str., 1. Tel.: 744-70-65. E-mail: mail@univermvd.ru. s
о
g Профессионально-нравственное самосовершенствование сотрудника органов внутренних дел
h Vocational and moral self-improvement of employee of organs of internal affairs
В статье рассмотрены вопросы профессионально-нравственного самосовершенствования сотрудника органов внутренних дел в современных условиях. Представлена сущность и специфика профессионально-нравственного самосовершенствования сотрудника органов внутренних дел. Раскрываются основные формы воспитания высоких моральных качеств, моральной надёжности сотрудников органов внутренних дел.
Ключевые слова: морально-психологическая подготовка, воспитательная работа, профессионально-нравственное воспитание, самообразование, самовоспитание, профессионально-нравственное самосовершенствование.
The article considers the questions of vocational and raven sources of employee of organs of internal Affairs in the modern world. The essence and specificity of vocational and Raven sources of employee of organs of internal Affairs. Describes the main forms of education of high moral qualities, the moral reliability of employees of internal Affairs bodies.
Keywords: moral and psychological training, educational work, vocational and moral education, self-education, self-education, vocational and moral self-improvement.
Профессионально-нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - ОВД) предполагает формирование специалиста широкого профиля, способного практически ориентироваться в таких сложных явлениях, как мораль, этика и право, где мораль является важнейшим рычагом развития законности, а прочная законность - неотъемлемой частью нравственности человека. Система профессионально-нравственного воспитания сотрудников ОВД строится исходя из этических основ общества и государства, тесного взаимодействия нравов, добродетели и законов. Здесь нельзя обойтись без фундаментального изучения педагогической теории. Многие процессы, протекающие в недрах современного общества, не могут быть до конца поняты и объяснены без привлечения выводов, полученных при системно-педагогическом исследовании морали, профессионально-нравственных норм и их взаимодействия в процессе обучения и воспитания личности.
Профессионально-нравственное воспитание сотрудника ОВД имеет свою собственную линию развития, сложную и своеобразную динамику [1]. В нём происходят изменения, вызванные поливариативным содержанием правоохранительной деятельности и насущными потребностями общественного развития. Постепенное накопление этих изменений
приводит к формированию в личности сотрудника ОВД профессионально-нравственных ориентиров, отражающих динамику становления системы регулирования общественных отношений средствами правоохранительной деятельности.
Эффективность применения методов воспитательного воздействия во многом зависит от наличия или отсутствия у сотрудника ОВД установки на приобретение необходимых знаний, навыков и умений профессионально-нравственного поведения, на самостоятельную работу по формированию и развитию необходимых профессионально-нравственных качеств.
Особое место в жизни и деятельности современного сотрудника органов внутренних дел занимает профессионально-нравственное самосовершенствование. Усложнение решаемых задач, расширение профессиональных обязанностей требует от сотрудника ОВД систематического и целенаправленного развития и самосовершенствования. На наш взгляд, можно выделить два взаимосвязанных и взаимообусловленных аспекта:
а) самообразование сотрудников путём накопления знаний о сущности и значении педагогической этики;
б) приобретение опыта профессионально-нравственного поведения путём самовоспитания.
Профессионально-нравственное совершенствование в конечном счёте обусловлено фактом воспитания и самовоспитания нравственных качеств сотрудника ОВД.
Нравственное самовоспитание представляет собой сложное социальное явление и характеризуется рядом специфических признаков и черт.
В самом общем виде оно состоит в том, что воспитание превращает выбранные обществом требования, нормы, идеалы в личные убеждения, чувства, склонности человека и формирует у него устойчивые положительные привычки поведения, побуждения к их совершенствованию.
Процесс формирования морального облика человека, как мы отметили выше, включает в себя несколько аспектов: усвоение человеком требований общечеловеческой морали, превращение норм и принципов права и нравственности в личные убеждения, выработку навыков соответствующего профессионально-нравственного поведения.
Исходя из общего понимания сущности профессионально-нравственного самовоспитания, можно вычленить его главные задачи применительно к условиям и задачам органов внутренних дел.
Во-первых, самовоспитание у сотрудников целеустремленности, внутренней потребности и привычки во всем руководствоваться высокими нравственными идеалами и принципами, активно бороться за их претворение в жизнь. Необходимо добиваться того, чтобы, образно говоря, каждый сотрудник эти принципы держал не «при себе», а в себе, в своём сердце и разуме.
Во-вторых, самовоспитание у сотрудников нравственной чистоты, таких качеств, как честность, принципиальность, самостоятельность, инициативность, ответственность за порученное дело.
В-третьих, самовоспитание личного мужества, самообладания, умения поступиться личными интересами ради интересов коллектива и общества.
В-четвертых, самовоспитание глубокой профессионально-нравственной культуры, стремления усвоить основное содержание норм морали.
В-пятых, формирование профессионально-нравственных качеств, глубокого понимания долга специалиста и осознания личного участия в формировании новых отношений и воспитании человека.
Следовательно, нравственное самовоспитание сотрудников есть совокупность целеустремлённых, планомерных и активных действий по самоанализу, критичному взгляду на свои особенности, проявления, тенденции развития, причины снижения требовательности к себе при повышенной требовательности к другим.
Успешность этой работы зависит от поддержки со стороны коллектива, общественных организаций, начальствующего состава, их влияния на сознание и поведение каждого сотрудника с целью формирования необходимых социально значимых нравственных качеств [9]. Все это способствует всестороннему целостному развитию личности. Методологические принципы самовоспитания, выведенные из определённых объективных закономерностей, общественного развития, предопределяют и те конкретные направления, по которым осуществляется процесс
нравственного формирования и совершенствования личности сотрудника в условиях современного общества [4].
Постоянное профессиональное образование сотрудников органов внутренних дел - важнейшая часть нравственного самовоспитания. Глубокое творческое изучение теории и практики способствует превращению знаний в личные убеждения, развитию навыков и умений деятельности, отвечающей интересам как общества в целом, так и органов внутренних дел, в частности.
Образование является основой научной установки деятельности сотрудников. Она предполагает развитое чувство моральной ответственности и не позволяет ограничиваться своим субъективным мнением, требует считаться с объективностью, что не зависит от мнений и желаний отдельного человека. В современных условиях научная установка нравственности особенно важна, поскольку сотрудник сталкивается с весьма сложными моральными вопросами.
В Санкт-Петербургском университете МВД России работа по профессионально-нравственному воспитанию в последние годы строилась в соответствии с программой морально-психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в университете. Данная программа представляет собой систему поэтапной организации мероприятий морально-психологического обеспечения по единому замыслу и под единым руководством на протяжении всего периода обучения курсантов и слушателей. Программа содержит основные организационно-методические и практические мероприятия, обеспечивающие последовательное и целенаправленное формирование личности сотрудника органов внутренних дел как высоконравственного, просвещённого и дисциплинированного человека, строго следующего принципам и нормам профессиональной этики, правилам служебного поведения, соблюдающего в своей деятельности права и свободы граждан.
Целью программы является всестороннее гармоничное развитие целостной, творческой и многогранной личности сотрудника ОВД, обладающего высокими профессионально-нравственными, морально-психологическими и деловыми качествами, способного эффективно выполнять оперативно-служебные задачи.
Программа включает в себя этапы:
а) морально-психологического обеспечения учебного процесса в процессе профориентации и профессионально-психологического отбора;
б) профессиональной ориентации, адаптации курсантов к условиям учебной и служебной деятельности (1-й курс);
в) развития профессионально значимых качеств личности (2-4-й курс);
г) подготовки выпускников к самостоятельной профессиональной деятельности (5-й курс).
В реализации данной программы прослеживается комплексность, ориентация на профессионально-нравственное и культурное развитие курсантов и слушателей в различных сферах их жизнедеятельности.
Как видно из представленного анализа, в Санкт-Петербургском университете МВД России
СО
а> о т
X
X
я
С
Я
а> т а> Р
у р
1
о §
3
у
X
X и <п Р
о
Я т
ш т
02
Й
Р
О о о
№
к» о
О главном
^ созданы разнообразные возможности для решения <м задач профессионально-нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел на этапе ос-^ воения профессии. Вместе с тем имеются и значи-^ тельные ресурсы, использование которых позволит ® сделать эту работу более эффективной. Заключаются ся они прежде всего в осознании всеми субъектами £ профессионально-нравственного воспитания роли 1-д мировоззрения и культуры, морали и профессиона-й лизма как ценностной основы служения Отечеству. ^ В системе морально-психологической подго-
5 товки сотрудников ОВД используются способы док ведения до сотрудников этических знаний вообще, ^ знаний профессиональной этики в особенности [2]. § Задача всех этих форм нравственного образования ¡^ заключается в том, чтобы помочь сотрудникам, со-8 ставляющим определённый служебный коллектив, ^ осмыслить уже накопленный опыт нравственных от-а ношений, откорректировать сложившиеся в практи-^ ке нравственные оценки и привычки. н Теория морали помогает сотрудникам ОВД бо-
С лее точно квалифицировать своё поведение и поведение других людей, проникнуть в особенности своей ® мотивации, а в ряде случаев подвергнуть критиче-^ скому пересмотру некоторые сложившиеся на уров-§ не обыденного практического сознания житейские о правила, сопоставить непосредственное восприятие И с опытом, накопленным человечеством, и прежде всего с тем, что раскрывает в необычно многогранной и сложной сфере морали.
Работа, направленная на самовоспитание и самосовершенствование, должна быть теснейшим образом связана с задачами органов внутренних дел и их служб. Разумеется, формирование моральных качеств у сотрудников - членов данного коллектива органа внутренних дел - осуществляется как единый процесс, где решаются задачи в комплексе: воспитание профессиональных и моральных качеств личности [3]. Сознание человека целостно, поэтому в индивидуальном сознании сотрудника эстетические, нравственные и иные взгляды, представления и чувства существуют не параллельно, а в синтезированном виде. Это определяет конкретность постановки задач самосовершенствования в связи с использованием всего многообразного арсенала средств воспитательного воздействия на личность сотрудника.
Воспитание высоких моральных качеств, моральной надёжности сотрудников осуществляется в следующих основных формах:
- воспитание на славных трудовых и боевых традициях нашего народа;
- воспитание в коллективе;
- в процессе индивидуальной воспитательной работы;
- воспитание личным примером руководителя (начальника);
- воспитание на передовом опыте лучших сотрудников;
- воспитание в процессе выполнения оперативно-служебных задач;
- самовоспитание.
Эффективность использования форм и методов профессионально-нравственного воспитания, особенно когда речь идёт об индивидуальной воспи-
тательной работе, зависит от их правильного выбора [6; 7]. Для этого нужно уметь анализировать поступки подчинённых, их причины, условия. Учитывать, что внешне одинаковые действия могут быть вызваны разными мотивами. Одни сотрудники, руководствуясь чувством товарищеской взаимопомощи, добровольно идут на выполнение сложного служебного задания, другие - чтобы не быть обвинённым в трусости, третьи - чтобы отличиться в глазах начальства и т.д. В зависимости от мотивов в каждом случае необходимо применять индивидуальные меры воздействия: одного стоит похвалить, другому дать почувствовать победу над своей робостью, а третьему высказать порицание.
В целом же следует отметить, что плодотворно решить задачу нравственного самовоспитания и самосовершенствования можно при условии соблюдения и творческого применения на практике научных форм и методов, разработанных этикой и её составной частью - профессиональной этикой, в т.ч. и профессиональной этикой сотрудников органов внутренних дел [5].
Без самовоспитания невозможно глубокое укоренение в сознании нравственных убеждений. Без него уровень нравственного воспитания остаётся недостаточным, оказывается ограниченным пониманием и исполнением долга, ещё не слитым с совестью, ещё не поднявшимся до уровня ответственности за себя, за свой коллектив.
Нравственное самовоспитание - это определённая сознательная работа сотрудников ОВД. Она направлена на формирование и совершенствование у себя в соответствии с личными и общественными потребностями и сложившимися идеалами положительных и устранение отрицательных качеств личности [8]. Самовоспитание основывается на сравнительном и критическом анализе собственных поступков и поведения окружающих людей. Оно выражается в осуществлении постоянного самоконтроля над своими мнениями, чувствами, поступками. Определяя свои позиции, производя свободный выбор возможных решений, сотрудник осуществляет постоянный самоконтроль, оценивает не только свои действия, но и побуждения. В этом случае чётко проявляется оценочная функция морали. Предметом моральной оценки служат поступки людей (свершившиеся и возможные), отношения, намерения, мотивы, моральные качества и т.п. В основе оценки лежит степень соответствия (намерения, мотива) существующим в обществе моральным требованиям.
В условиях деятельности органов внутренних дел специфичность оценочной функции морали определяется тем, что нравственные отношения, возникающие в ходе выполнения сотрудниками оперативно-служебных задач и составляющие предмет моральной оценки, закреплены соответствующими нормативными правовыми актами, положениями уставов, наставлений, инструкций. Поэтому имеется возможность опираться на сугубо конкретные нравственные нормативные критерии.
В органах внутренних дел по сравнению с другими органами государственного управления большую роль играют моральные запреты. Нарушение их оценивается жёстко и категорично. Это объясняется тем, что даже единичное игнорирование правил, за-
фиксированных в соответствующих нормативных актах, способно повлиять на судьбы многих людей, привести к нарушению законности. Степень ответственности сотрудника, особенно при исполнении им своих профессиональных обязанностей, необычно велика. Поэтому его действия с моральной точки зрения оцениваются по самому высокому счёту.
Система мотивации поведения сотрудника неразрывно связана с процессом нравственного самовоспитания. Каждый сотрудник должен активно воспринимать нормы нравственности. Необходим настойчивый и кропотливый труд и самостоятельные поиски воспитуемого.
Процесс самовоспитания начинается с самопознания, с того момента, когда сотрудник твёрдо определил, что он будет делать и каким должен стать, чтобы достигнуть цели. При этом нужно хорошо знать, что он представляет собой в настоящий момент.
Самопознание в этом процессе выполняет важную роль. Сотрудник получает информацию о том, что и как в нём изменяется, какие качества воспитываются или развиваются успешно, какие - неудачно, медленно. Самопознание служит также побудительным толчком к началу самовоспитания. Когда же цель достигнута, происходит переключение сил человека на новые задачи самосовершенствования.
Самопознание включает в себя самонаблюдение, сравнение себя с другими, самоанализ и самооценку. При самонаблюдении необходима высокая требовательность к себе. Надо учитывать, что люди склонны завышать свои возможности и способности и снисходительно относиться к своим недостаткам. Поэтому результаты самонаблюдения надо всегда проверять, составлять с мнением о себе других людей, сравнивать себя с другими, решительно бороться с самоутешением и самообманом.
Сопоставление, сравнение себя с другими значительно повышает адекватность суждений о себе. Правила сравнения тут таковы:
- сравнивать надо не внешние данные, а духовный мир людей, о другом человеке и о самом себе судить не по словам, а по делам;
- сравнивать себя необходимо не с тем, кто заведомо слабее тебя в каком-то отношении, а с тем, кто лучше многих других;
- следует проверять себя в деле, чтобы сравнить с тем, кто для тебя является образцом поведения;
- критерием сравнения себя с другими должна быть прежде всего критика товарищей, их мнение о тебе.
Самоанализ заключается в мысленном расчленении своего поведения, осуществлённой деятельности, в выделении в них существенных компонентов, которые определяются сильными или слабыми сторонами личности. Самоанализ является средством самоконтроля и разумной организации своего поведения.
Профессионально-нравственное самовоспитание включает в себя:
- выработку положительных нравственных качеств, трудолюбия, честности, гуманности, добросовестности и др.;
- борьбу с недостатками нравственного порядка: эгоизмом, высокомерием, ленью;
- осознанное следование положительному примеру коллег;
- руководствование в повседневной жизни, поведении конкретным или обобщённым идеалом (вырабатывается комплекс нравственных качеств в сочетании с другими качествами: интеллектуальными, волевыми).
Профессионально-нравственное самовоспитание требует развитой воли, ибо в процессе самовоспитания необходимо собрать все свои силы для исполнения принятого решения, заставить себя действовать активно в нужный момент. Отсюда необходимость волевого самовоспитания. Оно включает в себя: выработку умения доводить начатое до конца; воспитание привычки делать любую работу планово, добросовестно, качественно; воспитание умения владеть собой, своими чувствами, действиями; тренировку отдельных волевых качеств (выдержки, выносливости, терпения, активности, самостоятельности).
Борьба с недостатками нравственного порядка может носить комплексный характер и фиксируется по ряду критериев: изжитие вредных привычек (курение, употребление алкоголя, нарушение распорядка дня и др.); преодоление отдельных недостатков, мешающих добиться в жизни успеха, авторитета у товарищей (вспыльчивость, неуравновешенность, грубость, неуверенность в себе, пессимизм и т.д.).
Самовоспитание осуществляется в различных направлениях и, естественно, не ограничивается только нравственными и волевыми. Сотрудник органов внутренних дел может уделять внимание и таким видам самовоспитания, как умственное, эстетическое, физическое и т.д.
В каждом возрасте проявляются свои возможности самовоспитания. Они определяются общим и индивидуальным развитием человека, целостным становлением личности.
Сливаясь в единый процесс, воспитание и самовоспитание усиливают и дополняют друг друга.
В процессе профессионально-нравственного воспитания и самовоспитания сотрудники ОВД глубоко осознают справедливость и целесообразность норм и принципов морали. У них формируются определённые нравственные качества, внутренняя потребность действовать в строгом соответствии с принципами и нормами общечеловеческой морали, усиливается нравственная активность. В результате нравственные требования, являясь побудительным мотивом деятельности сотрудников, способствуют образцовому выполнению ими служебных задач.
Таким образом, в современных условиях, когда в общественной жизни происходят быстрые и глубокие изменения, сотрудники ОВД должны сочетать в себе глубокие профессиональные знания и высокие нравственные качества. Овладевая профессиональными знаниями, каждый сотрудник вооружается знаниями и о моральных, ценностях, а также методом, позволяющим правильно оценивать общественные явления, деятельность и поведение людей с нравственной точки зрения. Самовоспитание основывается на сравнительном критическом анализе поступков собственных и проведения окружающих людей.
СО
а>
о т
X
X
я
С
Я
а> т
а> Р
у р
п
о §
3
у
X
X и
<п р
о
Я т
ш т
02
Й
Р
О о о
я я
№
к» о
О главном
Список литературы
1. О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 [Электронный ресурс] // ^ Официальный сайт ДГСК МВД России. - URL: https://dgsk.mvd.ru/ Documents/P_MVD (дата обращения: 12.10.2017).
о
2;
к 2. Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Фе-
о дерации : приказ МВД России от 10 августа 2012 г. № 777 [Электронный ресурс] // Официальный сайт ДГСК о МВД России. - URL: https://dgsk.mvd.ru/Documents/P_MVD (дата обращения: 12.10.2017).
3. Витольник, Г. А., Душкин, А. С. Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних В дел : учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. - 126 с.
^ 4. Горбачева, И. Е, Румянцева, Т. Н., Шалаева, Ю. Е. Совершенствование нравственного воспитания ка-
£ дров полиции в современных условиях : монография. - Руза: Московский областной филиал Московского 13 университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 2014. - 104 с.
а 5. Маюров, Н. П., Миронов, И. Л., Трофимова, Т. А. Основы профессиональной этики и служебного эти-
« кета : курс лекций. - М.: ДГСК МВД России, 2012. - 56 с.
^ 6. Москаленко, С. Г. Организация профессионально-нравственного воспитания сотрудников органов
g внутренних дел // Экономический вестник МВД России. - 2014. - № 3. - С. 54-64.
7. Никоноров, Е. А., Вохонцева, Н. С. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел МВД России // Вестник Московского университета МВД России. - 2014. - № 6. - С. 261-263.
§ о
а
^ 8. Олейников, В. С., Душкин, А. С., Трипутин, С. Н. Профессионально-нравственное воспитание сотруд-
& ников органов внутренних дел Российской Федерации: теория и практика : монография. - СПб.: Изд-во СПб
Й ун-та МВД России, 2016. - 156 с.
С
9. Щеглов, А. В. Профессионально-нравственное воспитание как основа кадровой политики в МВД // Государственная служба и кадры. - 2014. - № 1. - С. 12-17.
б ©КудинВ.А..2017
w в в н
о о
да