В.А. ЦИЛИК,
адъюнкт1 кафедры психологии, педагогики и организации работы с кадрами
(Академия управления МВД России)
V.A. TSILIK,
the graduated2 in a military academy of department of psychology, pedagogics and the organization of work with shots (Management Academy of the Ministry for Internal Affairs of Russia)
УДК 351.74
Современные проблемы морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел российской Федерации
Modern problems of moral and psychological training of staff of law-enforcement bodies of the Russian Federation
В статье рассматриваются педагогические проблемы морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел.
Морально-психологическая подготовка, нравственность, патриотическое воспитание, развитие профессионально-личностных качеств сотрудников органов внутренних дел.
In article pedagogical problems of moral and psychological training of staff of law-enforcement bodies are considered.
Moral and psychological preparation, moral, patriotic education, development of professional and personal qualities of staff of law-enforcement bodies.
В современных условиях сотрудники органов внутренних дел решают широкий комплекс задач, поставленных обществом и государством. Защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности — вот неполный перечень задач, решаемых органами внутренних дел [1].
Находясь на переднем крае борьбы с преступностью, сотрудники органов внутренних дел должны отличаться нравственной безупречностью и личной скромностью. Перечисленными специфическими особенностями деятельности сотрудников органов внутренних дел и обусловливается набор требований к их профессиональным и личностным качествам [15].
На всех исторических этапах функционирования и развития правоохранительных органов
1 Ранее - заместитель начальника Центра противодействия экстремизму УМВД России по Хабаровскому краю.
была и остается актуальной задача формирования профессионального, компетентного, патриотически воспитанного, морально и психологически устойчивого сотрудника органов внутренних дел [11]. До начала 90-х гг. XX в. эта задача решалась в рамках политико-воспитательной работы, проводимой в милиции. В последнем десятилетии XX в. политико-воспитательная работа стала достоянием истории, и ее место заняли различные виды морально-психологической подготовки (профессионально-психологическая, психофизиологическая и др.) [16].
Для понимания сущности морально-психологической подготовки необходимо обратиться к понятиям морали и нравственности.
В русском языке мораль и нравственность -тесно связанные понятия, часто считающиеся синонимичными, однако термин «нравственность» применяется для обозначения внут-
2 Earlier - the deputy chief of the Center of counteraction to extremism of Regional Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia for
О u О X
И
о
u
О ^
о <
о
<
X
^
ta
s
a H
125
Khabarovsk Krai.
О и
0
1
и
о
и
О ^
о <
о
<
I
^
ш S а н
126
ренних принципов человека, которыми он руководствуется, а мораль — общественных взглядов [13, 8]. Мораль изучает отдельная философская дисциплина — этика.
Морально-психологическая подготовка, являясь основной формой морально-психологического обеспечения в органах внутренних дел, выработанной в последние годы в союзе педагогической и психологической науки (юридической психологии) и передовой практики, представляется одним из эффективных путей развития профессионально-личностных качеств сотрудников органов внутренних дел (высоких морально-психологических качеств личности), таких как моральная установка на верность Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, личная убежденность в приоритете защиты прав и свобод человека и гражданина, психолого-педагогическая готовность к выполнению оперативно-служебных задач [2, 3].
Морально-психологическая подготовка заключается в формировании и развитии у сотрудников органов внутренних дел понимания и принятия общественных принципов и взглядов о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, совокупности норм поведения, вытекающих из этих представлений, а также в развитии психологических навыков общения, убеждения, взаимодействия с обществом и отдельными людьми в процессе исполнения служебных обязанностей.
Морально-психологическая подготовка — самостоятельный вид обучения личного состава органов внутренних дел [4]. Ее цель — формирование и развитие у каждого сотрудника морально-психологической готовности как необходимой составной части их профессиональной подготовленности, выражающейся в ее соответствии моральным требованиям правоохранительной деятельности, в наличии у них потребности и умения соизмерять свою деятельность с высокими моральными критериями. От уровня ее сформированности зависит отношение сотрудника к служебной деятельности, к другим людям и к самому себе. Включая в себя морально-психологические знания, взгляды, убеждения (моральное сознание), морально-психологические мотивы, умения, навыки и морально-психологические качества, она выступает личностной гарантией постоянного, неуклонного и умелого выполнения всех моральных требований в любой обстановке. Это важная характеристика воспитанности личности, ее сознания, психологии, профессиональной культуры и образованности [15].
Морально-психологическая подготовка — это комплексный вид подготовки, имеющий преимущественно воспитательный характер,
сочетающийся со специфическим профессионально-воспитывающим обучением [15].
В настоящее время морально-психологическая подготовка как вид обучения и воспитания сотрудников организуется в подразделениях центрального аппарата МВД России, территориальных органах МВД России, образовательных организациях, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организациях системы МВД России, окружных управлениях материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел [14].
Морально-психологическая подготовка представляет собой совокупность плановых учебных мероприятий по привитию сотрудникам органов внутренних дел знаний основных аспектов государственной политики, положений действующего законодательства в области обеспечения законности и правопорядка, требований директивных документов МВД России, а также методическому обеспечению руководителей учебных групп. В конечном счете она направлена на повышение результативности оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, профессионально-психологической компетентности сотрудников органов внутренних дел в сфере межличностного общения, взаимодействия с гражданами, укрепление служебной дисциплины и законности среди личного состава [9, 14]. Сотрудникам органов внутренних дел по долгу службы приходится постоянно сталкиваться с разными жизненными ситуациями, встречаться с разными людьми: от рабочего до министра, от школьника до академика, от добропорядочного гражданина до закоренелого преступника. Различные ситуации общения требуют от них высокого уровня общего развития, широкого кругозора, распространенных познаний, коммуникабельности [15].
Морально-психологическая подготовка, базируясь на взаимосвязи педагогики и психологии, играет важную роль в предупреждении кор-рупционно опасного поведения и заключается в мобилизации государственных служащих на проявление всех своих возможностей в профессиональной деятельности, основанной на активизации и усилении чувств моральной ответственности и устойчивости, чести, долга [10].
Морально-психологическая подготовка рассчитана на сотрудников различных подразделений органов внутренних дел: оперативных, специальных, дознания и следствия, патрульно-постовой службы полиции, ГИБДД и др.
Общей целью морально-психологической подготовки выступает формирование у сотруд-
ников органов внутренних дел высокого уровня морально-психологической подготовленности, обеспечивающего успешное преодоление моральных и психических трудностей решения сложных оперативно-служебных и боевых задач. Морально-психологическая подготовленность сотрудника, воина — убеждения, взгляды, идеалы службы, привычные нормы поведения, профессиональные способности, волевые и психологические качества и др., из которых она складывается — обеспечит успешность его действий, если она соответствует специфике и особенностям условий службы [12].
Исходя из особенностей профессиональной деятельности, основная задача этого направления работы состоит в подготовке личного состава подразделений органов внутренних дел к надежным и безопасным действиям в типовых опасных ситуациях оперативно-служебной деятельности [7].
Вместе с тем практика последних лет продемонстрировала ряд серьезных психолого-педагогических проблем в системе морально-психологической подготовки сотрудников органов внутренних дел, указывающих на непонимание важности и необходимости подготовки личного состава к принятию соответствующих вызовов XXI в., социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества и государства. Отдельные руководители территориальных органов МВД России не только не принимают участия в проведении занятий в системе морально-психологической подготовки, но и не осуществляют контроль за ее организацией. Имеют место случаи, когда в некоторых подразделениях занятия по морально-психологической подготовке проводятся формально. Зачастую руководители учебных групп необоснованно уменьшают количество плановых занятий либо занятия не проводятся вообще. При проведении занятий по морально-психологической подготовке наглядные пособия и технические средства, а также возможности внештатных лекторских групп практически не используются [6]. Несмотря на постепенное повышение статуса морально-психологической подготовки в органах внут-
Список литературы
1. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
2. О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80.
ренних дел, на очередные уточняющие приказы и директивы, методические разработки в журналах, публикации учебных пособий, при проведении занятий по морально-психологической подготовке действуют негативные стереотипы, малоэффективные подходы. В силу низкой психолого-педагогической компетентности отдельные руководители территориальных органов МВД России зачастую не могут профессионально и грамотно выстроить систему работы с личным составом в новых условиях. Устарели формы и методы обучения и воспитания руководителей территориальных органов МВД России на районном уровне [5].
Вследствие чего сегодняшний уровень организации морально-психологической подготовки с личным составом в территориальных органах МВД России не позволяет сформировать умения и навыки, необходимые для выполнения поставленных задач на должном уровне, не способствует развитию профессионально-личностных качеств у сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в процессе морально-психологической подготовки.
Одним из приоритетных направлений совершенствования морально-психологической подготовки в органах внутренних дел является, на наш взгляд, развитие профессионально-личностных качеств у сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в процессе морально-психологической подготовки на основе оптимизации содержания и организации морально-психологической подготовки, внедрения инновационных педагогических технологий и повышения педагогического мастерства сотрудников, ответственных за проведение занятий по морально-психологической подготовке с личным составом органов внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, анализ современного состояния системы морально-психологической подготовки личного состава органов внутренних дел Российской Федерации свидетельствует о необходимости проведения специальных исследований, выявления наиболее действенных педагогических путей и условий повышения ее эффективности.
3. Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 10 августа 2012 г. № 777.
4. Об организации научного обеспечения и применении положительного опыта в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках МВД России:
о
и
О X
и
о
и
О ^
о <
о
<
X
^
ш S а н
127
О и О X
и
о
и
О ^
о <
о
<
I
^
ш S а н
приказ МВД России от 18 марта 2013 г. № 150.
5. Об объявлении решения коллегии МВД России «О неотложных мерах по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел Российской Федерации»: приказ МВД России от 23 марта 2012 г. № 211.
6. Обзор об организации морально-психологической подготовки в органах, организациях и подразделениях системы МВД России в 2012 году: приложение к письму ДГСК МВД России от 26 апреля 2012 г. № 21/9/3990.
7. Душкин А.С. Морально-психологическая подготовка сотрудников полиции психотехнологиям и приемам саморегуляции и преодолению негативных эмоциональных состояний при выполнении оперативно-служебных задач // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии: сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. Воронеж, 2012.
8. Кемеров В. Философская энциклопедия. М., 1998.
9. Кубышко В.Л. Актуальные проблемы развития психологической работы в системе морально-психологического обеспечения // Вестник кадровой политики. 2010. № 2.
10. Лукичев О.В., Стебенева Е.В. Антикоррупционный стандарт поведения государствен-
ного и муниципального служащего // Вестник кадровой политики. 2012. № 1.
11. Малкова Т.В. Патриотическое воспитание как значимый аспект профессиональной подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел // Общественная безопасность, законность и правопорядок в III тысячелетии: сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. Воронеж, 2012.
12. Морально-психологическая подготовка личного состава к выполнению задач по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах: учеб.-метод. матер. и рекоменд. М., 1995.
13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992.
14. Организация информационно-пропагандистской работы с личным составом органов внутренних дел: курс лекций. М., 2012.
15. Система работы с личным составом органов внутренних дел: курс лекций. М., 2012.
16. Черненилов В.И. Морально-психологическая подготовка личного состава: сущность и проблемы становления в органах внутренних дел // Актуальные проблемы морально-психологической подготовки личного состава органов внутренних дел: сб. матер. междунар. науч.-практ. конф. М., 1992.
Е-таД1сШк@таД.ги
128