Научная статья на тему 'Профессионально-нравственная культура сотрудников органов внутренних дел'

Профессионально-нравственная культура сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2209
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
моральный облик сотрудника / профессионально-нравственная культура сотрудника / профессионально-нравственные знания сотрудника / профессионально-нравственное воспитание сотрудника / профессионально-нравственный порядок / профессиональные нормы / moral character of the employee / professional and ethical culture of employee / professional and ethical knowledge worker / vocational and moral education of the employee / professional and ethical manner / professional standards

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Душкин Антон Сергеевич, Трипутин Сергей Николаевич, Гурьев Михаил Евгеньевич

В статье рассматривается проблема формирования профессионально-нравственной культуры сотрудников органов внутренних дел в современных условиях. Представлена сущность, структура и специфика профессионально-нравственной культуры сотрудников органов внутренних дел. Раскрываются показатели развитости профессионально-нравственной культуры и условия повышения эффективности работы по профессионально-нравственному воспитанию сотрудников органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Душкин Антон Сергеевич, Трипутин Сергей Николаевич, Гурьев Михаил Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professionally-raven culture of the staff of internal affairs bodies

In the article the problem of formation of professional and moral culture of the employees of internal Affairs bodies in modern conditions. Presents the nature, structure and specificity of professional and ethical culture of employees of internal Affairs bodies. Identify indicators of development of professional and moral culture and the conditions of increase of efficiency of vocational and moral education of employees of internal Affairs bodies.

Текст научной работы на тему «Профессионально-нравственная культура сотрудников органов внутренних дел»

r»

Педагогика

УДК 37.017

С? А.С. Душкин, С.Н. Трипутин, М.Е. Гурьев

^ ДУШКИН, Антон Сергеевич, начальник кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского уни-

^ верситета МВД России, кандидат психологических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул.

§ Лётчика Пилютова, д.1. Тел.: 8931-288-47-57. E-mail: dushkin-ac@mail.ru.

о

о

i£ DUSHKIN, Anton Sergeevich, Head of the department of pedagogics and psychology, St. Petersburg University

^ of Ministry of Internal Affairs of Russia, the candidate of psychological sciences,associatedprofessor. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1. Ph.: 8931-288-47-57. E-mail: dushkin-ac@mail.ru.

н ТРИПУТИН, Сергей Николаевич, заместитель начальника Санкт-Петербургского университета МВД

е

^ E-mail: mail@univermvd.ru.

<D

России по работе с личным составом. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1.

TRIPUTIN, Sergey Nikolayevich, deputy head of Saint-Petersburg University of Ministry of Internal Affairs of ^ Russia on personal staff. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1. E-mail: mail@univermvd.ru.

g ГУРЬЕВ, Михаил Евгеньевич, доцент кафедры педагогики и психологии Санкт-Петербургского универ-

jä, ситета МВД России, кандидат исторических наук, доцент. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8911-228-01-54.E-mail:mgurev@bk.ru.

а е

<3 GURIEV, Mikhail Evgenievich, docent of the department of pedagogics and psychology, St. Petersburg

^ University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the candidate of of historical sciences,associated professor.

[S Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Letchika Pilyutova str., 1. Ph.: 8911-228-01-54.E-mail:mgurev@bk.ru.

^ Профессионально-нравственная культура сотрудников органов внутренних дел

и

и

Ö Professionally-raven culture of the staff of internal affairs bodies

е

В статье рассматривается проблема формирования профессионально-нравственной культуры сотрудников органов внутренних дел в современных условиях. Представлена сущность, структура и специфика профессионально-нравственной культуры сотрудников органов внутренних дел. Раскрываются показатели развитости профессионально-нравственной культуры и условия повышения эффективности работы по профессионально-нравственному воспитанию сотрудников органов внутренних дел.

Ключевые слова: моральный облик сотрудника; профессионально-нравственная культура сотрудника; профессионально-нравственные знания сотрудника; профессионально-нравственное воспитание сотрудника; профессионально-нравственный порядок; профессиональные нормы.

In the article the problem of formation of professional and moral culture of the employees of internal Affairs bodies in modern conditions. Presents the nature, structure and specificity of professional and ethical culture of employees of internal Affairs bodies. Identify indicators of development of professional and moral culture and the conditions of increase of efficiency of vocational and moral education of employees of internal Affairs bodies.

Keywords: moral character of the employee; professional and ethical culture of employee; professional and ethical knowledge worker; vocational and moral education of the employee; professional and ethical manner; professional standards.

Моральный облик сотрудника органов внутренних дел, его профессионально-нравственная культура всегда высоко оценивалась в российском обществе, но их роль и значение резко возросли на современном этапе развития нашего государства и в связи с реформированием органов внутренних дел Российской Федерации.

Формирование у личности профессионально-нравственных качеств, развитие стратегии нравственного поведения, навыков профессиональной культуры является основой при решении важнейших социально-профессиональных задач, в частности, тех, которые стоят перед органами внутренних дел. Профессионально-нравственное воспитание и нравственное становление сотрудников органов внутренних дел сейчас считается одной из первостепенных задач при подготовке современных полицейских кадров [1; 2].

Как показывает практика, наличия профессиональных знаний и практического опыта недостаточно для улучшения качества выполнения служебных задач и повышения имиджа современного полицейского [6].

В настоящее время трудно отыскать в обще-ствознании явление, которое имело бы столько противоречивых толкований, как культура. Вместе с тем

социологические и педагогические исследования, имеющие отношение к культуре, позволили определить основные её направления в профессиональной сфере. Профессионально-нравственная культура - это продукт профессионально-нравственной деятельности человечества на протяжении многих столетий. Она отражает достижения, свойственные каждому виду профессиональной деятельности с её нравственными основаниями. Анализ культуры с позиции активной творческой деятельности человека и его развития в качестве её субъекта объединяет многие подходы к этой проблеме. Прогресс культуры при таком подходе совпадает с развитием личности в любой области труда. Выделяются два аспекта профессионально-нравственной культуры: первый связан с развивающимися умениями и способностями, отражает технический, творческий потенциал субъекта. Второй - описывает достижения, примеры, традиции отношений личности для развития своей профессии и её укрепления как социального феномена [7].

Другими словами, уровень культурности обусловлен не познанием, а является результатом деятельности в целом. Культура выражает собой характер и уровень овладения деятельностью как

Душкин А.С., Трипутин С.Н., Гурьев М.Е. Профессионально-нравственная культура сотрудников органов внутренних дел

специфическим человеческим способом существования, а не только знания, как это нередко считается.

Понятие культуры включает в себя два аспекта, соответствующие двум органически взаимосвязанным сторонам профессиональной деятельности человека: материальную культуру, показывающую главным образом уровень овладения общественным человеком силами природы; духовную культуру, показывающую уровень и глубину познания природы и общества, широту достигнутого кругозора, внедрение в общественную жизнь прогрессивных идей и положительных знаний.

Профессионально-нравственная культура сотрудника ОВД относится к сфере духовной культуры общества. Она выражается в профессиональных и нравственных идеях и профессионально-нравственных отношениях[10]. Профессионально-нравственная культура в определённой степени помогает осмыслить пути и формы проведения реформирования нашего общества и государства [5]. Она приобретает особое значение в свете изменения экономической основы общества и, наконец, в плане гуманизации всех общественных отношений.

В результате профессионально-нравственного воспитания происходит возникновение новой целостности свойств - профессионально-нравственной культуры, в которых формируются новые качества и свойства. Такими качественными новыми образованиями профессионально-нравственного характера выступают ответственность, справедливость, профессиональная честь и гордость.

Профессионально-нравственная культура сотрудника ОВД включает такие его качества, как знание профессиональных норм и морали и, главное - понимание их сущности и принципов, ценностных свойств и качеств; уважение к закону; убеждение в справедливости главных направлений правоохранительной деятельности; привычка к соблюдению профессионально-нравственных предписаний; иначе говоря, профессионально-нравственная культура предполагает не только знания и понимание профессиональных норм и морали, но и суждения о них как о значительной общественной ценности, а также на базе знаний и понимания значений этих знаний для работы в органах внутренних дел - активную деятельность сотрудника по выполнению поставленных служебных задач.

Таким образом, профессионально-нравственная культура включает следующие элементы:

- знание и понимание принципов профессиональных норм и морали;

- уважение к праву и морали, убеждённость в справедливости законов и норм морали;

- привычку соблюдать профессионально-нравственный порядок.

Профессионально-нравственная культура сотрудника ОВД, учитывая указанные выше обстоятельства, должна характеризоваться прежде всего знанием и научным понимаем принципов профессиональных норм и морали [12]. Каждый сотрудник обязан знать действующие законодательство и общечеловеческие нормы морали и действовать сообразно им. Знание профессионально-нравственных норм - необходимый элемент общей и профессионально-нравственной культуры сотрудника ОВД, предпосылки для его гражданской активности.

При наличии высокой профессионально-нравственной культуры сотрудник ОВД в состоянии верно себя ориентировать, исходя из признания социальной ценности профессионально-нравственных норм и собственного избранного варианта поведения.

Привычка соблюдать профессионально-нравственные нормы вырабатывается у сотрудника ОВД вместе с убеждениями, на их основе. Эта убеждён-

ность в справедливости основных профессионально-нравственных идей и установок, в их необходимости. Профессионально-нравственная культура создаёт обстановку нетерпимости к отступлению от требований законности, даёт возможность оценить надлежащим образом своё собственное поведение и поведение других лиц. По справедливому замечанию В.П. Тугаринова, «воспитать - это ещё не значит указать человеку, какие поступки следует, а какие не следует совершать. Надо добиться, чтобы воспиту-емый осознал общественный (личный) смысл этих поступков, выработать у него внутреннее убеждение в общественной или личной ценности правильного поведения» [13]. В этой связи отметим, что высокая профессионально-нравственная культурность личности вовсе не сводится к тому, что любое профессионально-нравственное требование признаётся безусловно, предполагает уважение и положительную оценку. Основная наша ошибка заключается в том, что мы видим лишь факты, а не профессионально-нравственные принципы.

Профессионально-нравственная культура не может существовать и развиваться в отрыве от интересов своего времени, актуальных профессионально-нравственных проблем общества. Она функционирует только как активная преобразующая сила общества, его активное начало, действие, связанное со всеми главными вопросами человеческого бытия в профессионально-нравственной сфере. Профессионально-нравственная культура сотрудника органов внутренних дел главным образом проявляется в общении с гражданами и в личном поведении. С помощью общения происходит организация целесообразного взаимодействия людей, передача навыков общественного поведения и деятельности. Оно также служит для проявления и удовлетворения духовных потребностей, представляя сущность человеческого бытия.

В работе сотрудника ОВД общение занимает особое место, является его важнейшей обязанностью, ибо сама природа служебной деятельности немыслима вне общения. Поэтому для сотрудника культура общения - это, по существу, культура его повседневного труда, культура отношений с гражданами, культура поведения.

Специфика службы сотрудника ОВД заключается в том, что ему приходится иметь дело чаще всего с особым контингентом людей, преступивших закон или нарушивших общественный порядок. Действия сотрудника ОВД при всей их строгости и решительности всегда должны быть справедливыми и понятными различным категориям граждан. В деятельности сотрудника должно просматриваться прежде всего уважительное отношение к человеческому достоинству. При общении сотрудника с населением речь нередко идёт о проникновении в самые сокровенные глубины духовной жизни личности. Это требует использования разнообразных средств индивидуального подхода к людям, педагогического мастерства сотрудника, культуры и внутреннего такта. Его взаимоотношения с гражданами непосредственно регулируются социальными нормами, прежде всего правовыми и нравственными, которые представляют собой важнейшие элементы культуры. Нормы морали и права, которые действуют при общении людей, включатся в культуру профессионального общения. Норма не просто указывает на то, что значимо с точки зрения принятых в обществе ценностей, а предполагает их обязательное исполнение, устанавливает степень дозволенного. Нарушение этих норм неприемлемо не только в плане морали, но в плане культуры поведения.

Поэтому, говоря о профессионально-нравственной культуре сотрудника ОВД в широком смысле, можно включать в неё нормы и способы их

СО

а>

0 т

X S

я

С

р

И

3

1

П

а> т

<п р

у р

п

о §

3

у

X S

03

а> р

о

ее

а> т

а:

СО Ja

Р

о о с S S

CTN

к> о

Педагогика

^ реализации в человеческих отношениях. Но есть и о более узкий смысл в понимании профессионального нравственной культуры. В этом случае она определясь ется степенью владения людьми навыками общения, ^ созданными и принятыми в нашем обществе. ^ Таким образом, профессионально-нравственная

к культура сотрудника ОВД представляет собой совокуп-5 ность норм, способов, форм взаимоотношений людей, о которые приняты в определённой социальной группе

как своеобразные эталоны общения и деятельности. р? В профессионально-нравственной культуре

§ рельефно выражается личность сотрудника ОВД в целом. Культура предъявляет высокие требования ^ к пониманию, манере речи, облику сотрудника. Его § внешняя культура во многом отражает культуру вну-^ треннюю, гармонию нравственных качеств. § Профессионально-нравственная культура со-

^ трудников ОВД проявляется прежде всего в их под-р готовленности к восприятию прогрессивных, циви-окг лизованных профессионально-нравственных идей, в й умениях и навыках пользования нормами морали и ^ права, а также в оценке собственных профессиональна ных знаний. С этих позиций профессионально-нрав-н ственную культуру сотрудников ОВД нельзя сводить Пе к одному из способов её проявления. Профессио-^ нально-нравственная культура является показателем социального развития сотрудников ОВД, во-первых, О со стороны её уровня и, во-вторых, со стороны её на-ик правленности. С этих позиций структура профессии онально-нравственной культуры сотрудников ОВД ^ выступает в двуедином качестве - типа человеческой Ю деятельности и её ориентации на профессионально-нравственные нормы и законы [11].

Воспитание профессионально-нравственной культуры сотрудников органов внутренних дел является внутренне противоречивым и достаточно сложным процессом. Следует предположить, что внутренние противоречия процесса воспитания профессионально-нравственной культуры служат движущими силами. Они определяют содержание объективных устойчивых связей и отношений между факторами (внешними и внутренними) воспитания. Кроме того, они отражают те внутренние факторы, которые связаны с особенностями процесса воспитания и уровнем воспитанности различных личностных сторон сотрудника ОВД.

Специфика воспитания профессионально-нравственной культуры сотрудника органов внутренних дел во многом определяется тем, что, выполняя социальные функции, участвуя в правоохранительной и правоприменительной деятельности, сталкиваясь с преступным миром, сотрудник начинает по-новому относится к нормам морали, представлениям о добре и зле, о должном и достойном, о чести, достоинстве, честности, социальной справедливости, неотвратимости наказания и беззаконности [14; 15].

Решая задачи воспитания профессионально-нравственной культуры сотрудников органов внутренних дел, руководитель, организующий и проводящий воспитательную работу с подчинёнными, нуждается в определённом комплексе специальных (педагогических, этических, правовых, психологических, философских, социологических) знаний, в соответствующих навыках и организаторских умениях.

Жизнь убедительно показывает также, что эти задачи решаются успешно тогда и там, где в служебных коллективах царит благоприятный нравственный климат, где опытные сотрудники, выполняя порученное дело, всегда готовы прийти на помощь молодому сотруднику, помочь ему проявить моральную стойкость в различных условиях служебной деятельности.

Целенаправленное воспитание профессионально-нравственной культуры сотрудника органов вну-

тренних дел является непрерывным процессом, он связан с повседневной деятельностью, профессиональной служебной подготовкой, с проведением специальных мероприятий воспитательного воздействия [8; 9].

Для организации процесса, направленного на воспитание профессионально-нравственной культуры (прежде всего у молодых сотрудников органов внутренних дел) необходимо наличие чётких, хорошо продуманных программ (включая индивидуальные), содержащих последовательные этапы процесса воспитания, от простого к сложному, от нравственного просвещения, рассказов о морали, её значении в жизни человеческого сообщества до самостоятельной выработки нравственных жизненных программ и правильных (истинных) нравственных оценок своих и чужих поступков и закрепления норм морали и нравственного поведения в повседневной жизни, и в процессе выполнения задач по службе сотрудниками правоохранительных органов [7].

Показателями развитости профессионально-нравственной культуры сотрудников органов внутренних дел являются [3; 4]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- наличие или отсутствие профессионально-нравственных знаний;

- ориентированность личности сотрудника на профессионально-нравственное совершенствование;

- содержание профессиональной деятельности, её мотивации, особенности поступков и действий сотрудников.

Для повышения эффективности работы, проводимой с сотрудниками органов внутренних дел по воспитанию у них профессионально-нравственной культуры, следует учитывать следующие условия:

- естественный рост уровня осознания современных социальных требований к моральному облику и нравственному поведению сотрудника органов внутренних дел;

- личностное самосознание сотрудником органов внутренних дел социальной значимости его оперативно-служебной деятельности;

- потребность в профессионально-нравственном самосовершенствовании сотрудников;

- качество воспитательных мероприятий, используемых методов и форм педагогического воздействия, поиск новых и более эффективных способов воспитательного влияния, исходя из достигнутого уровня профессионально-нравственной зрелости;

- постоянный анализ уровня сформированно-сти у сотрудников профессионально-нравственных качеств, их учёт при разработке программ и планов мероприятий индивидуально-воспитательного воздействия.

Повышению качества и эффективности воспитательного процесса, направленного на формирование профессионально-нравственной культуры сотрудников органов внутренних дел, способствуют содержательная методическая и организационная сторона всего комплекса организации служебной деятельности, формирование у сотрудников потребности совершенствования нравственной культуры.

Для достижения качественных результатов воспитания профессионально-нравственной культуры сотрудников органов внутренних дел необходимо изменить отношение у руководителей (начальников) подразделений органов внутренних дел к процессу формирования у своих подчинённых нравственных качеств и высокой культуры. Очень важно, чтобы воспитание профессионально-нравственной культуры стало неотъемлемой частью профессиональной подготовки, а не рассматривалось только как элемент воспитательной работы.

Достижение того или иного уровня профессионально-нравственной культуры личности возможно исключительно в процессе постоянного и целенаправленного влияния на личность и предусматрива-

ного сознания и поведения личности предполагают нов внутренних дел.

Киселёва Е.С. Научный кружок кафедры иностранных языков: основные аспекты работы

ет о(5щее и читанное знание её гаституциотмшой организацию воспитательного процесса и создание £

структуры. Таким образом, целенаправленное фор- соответствующих условий для развития професси- т

мирование социально значимых качеств нравствен- онально-нравственной культуры сотрудников орга- g

-------„„„„„ „ ----„„„„„ --------„ --------------------рн

С к

Список литературы -

1. О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних р дел Российской Федерации : приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80[Электронный ресурс] // Официаль- е ный сайт ДГСК МВД России. - URL: https://dgsk.mvd.ru/Documents/P_MVD (дата обращения: 08.10.2017). б

2. Об организации морально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Феде- р рации : приказ МВД России от 10 августа 2012 г. № 777[Электронный ресурс] // Официальный сайт ДГСК МВД с России. -URL: https://dgsk.mvd.ru/Documents/P_MVD (дата обращения: 08.10.2017). 3

3. Витольник, Г. А., Душкин, А. С. Педагогические основы воспитательной работы в органах внутрен- 3 них дел : учеб. пособие. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2014. - 126 с. н

4. Гейжан, Н. Ф., Витольник, Г. А., Косолапов, А. Д. Педагогика в деятельности сотрудников органов в внутренних дел : учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2011. - 69 с. р

5. Горбачева, И. Е, Румянцева, Т. Н., Шалаева, Ю. Е. Совершенствование нравственного воспитания ка- g дров полиции в современных условиях: монография. - Руза: Московский областной филиал Московского £ университета МВД России имени В.Я. Кикотя, 2014. - 104 с. 3

6. Гурьев, М. Е. Анализ особенностей воспитания профессионально-нравственной культуры сотрудни- М ков органов внутренних дел :материалы X Международной научно-практической конференции «Теория и Д практика актуальных исследований». - Краснодар: Научно-издательский центр «Априори», 2015. - С. 33-42.

7. Капшунова, И. К., Олейников, В. С. Основы нравственно-правового воспитания юристов: моногра- о

фия / под общ.ред. В. С. Олейникова. - СПб.: НОУ СЮА, 2008. - 183 с.

8. Москаленко, С. Г. Организация профессионально-нравственного воспитания сотрудников органов в внутренних дел // Экономический вестник МВД России. - 2014. - № 3. - С. 54-64. №

9. Никоноров, Е. А., Вохонцева, Н. С. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников органов в внутренних дел МВД России // Вестник Московского университета МВД России. - 2014. - № 6. - С. 261-263. 7

10. Олейников, В. С., Душкин, А. С., Гурьев, М. Е. Системно-деятельностный подход в исследова- В нии профессионально-нравственного воспитания сотрудников органов внутренних дел // Вестник Санкт- 0 Петербургского университета МВД России. - 2016. - № 1. - С. 183-187. 7

11. Олейников, В. С., Душкин, А. С., Трипутин, С. Н. Профессионально-нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: теория и практика: монография. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016. - 156 с.

12. Организация воспитательной работы с личным составом органов внутренних дел: курс лекций. - М.: ДГСК МВД России, 2012. - 215 с.

13. Тугаринов, В. П. Теория ценностей. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. - 124 с.

14. Щеглов, А. В. Воспитание профессиональной нравственной культуры сотрудника органов внутренних дел России: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Щеглов Александр Васильевич. - СПб., 1994. - 209 с.

15. Щеглов, А. В. Профессионально-нравственное воспитание как основа кадровой политики в МВД // Государственная служба и кадры. - 2014. - № 1. - С. 12-17.

© Душкин А.С., Трипутин С.Н., Гурьев М.Е. 2017

УДК 81'243: 81'33: 81: 372. 881

Е. С. Киселёва

КИСЕЛЁВА Екатерина Сергеевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1. Тел.: 8-911-211-03-88. E-mail: yekaterina_s@mail.ru.

KISELYOVA Ekaterina Sergeevna, senior lecturer of the Department of Foreign Languages of the Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph.: 8-911-211-03-88. E-mail: yekaterina_s@mail.ru.

Научный кружок кафедры иностранных языков: основные аспекты работы The students scientific society of the Department of foreign languages: the main activities

В статье говорится об основных направлениях работы научного кружка кафедры иностранных языков Санкт-Петербургского университета МВД России.

Ключевые слова: научный кружок, кафедра иностранных языков, конкурс перевода, олимпиада.

The paper describes the main activities of the students scientific society of the Department of foreign languages of the Saint-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: scientific society, the Department of foreign languages, translation competition, olympiad.

Образовательные стандарты нового поколения предъявляют достаточно высокие требования к уровню владения иностранными языками в образовательных организациях высшего образования

неязыкового профиля. Помимо «приобретения студентами коммуникативной компетенции, уровень которой на отдельных этапах языковой подготовки позволяет использовать иностранный язык практи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.