6. Heidegger M. Existence and Time. Transl. from Germ. by V.V. Bibikhina. Kharkov: Folio, 2003. P. 503. [in Russian].
7. Chicsentmihayi M. Stream: Psychology of optimal experience. Transl. from English. M.: Smysl: Alpina-non-fiction, 2011. P. 461. [in Russian].
8. Hystad S.W., Eid J., Laberg J.C., Johnsen B.H., & Bartone P.T. Academic stress and health: Exploring the moderating role of personality hardiness. Scandinavian Journal of Educational Research, 2009. Vol. 53. № 5. P. 421-429.
9. Jimenez B.M., Natera N.I.M., Munoz A.R., & Benadero M.E.M. Hardy personality as moderator variable of burnout syndrome in firefighters. Psicothema, 2006. Vol. 18. No. 3. P. 413-418.
10. Klag S., & Bradley G. The role of hardiness in stress and illness: An exploration of the effect of negative affectivity and gender. British Journal of Health Psychology, 2004. 9 (Pt 2). P. 137-161.
11. Nishizaka S. Kindergarten teachers' mental health: Stress, pre-school teacher efficacy, and hardiness. Japanese Journal of Educational Psychology, 2002. Vol. 50. P. 283-290.
12. WestmanM. The relationship between stress and performance: The moderating effect of hardiness. Human Performance, 1990. Vol. 3. No. 3. P. 141-155.
Сведения об авторе:
Корнилова Татьяна Владимировна,
научный сотрудник организационно-научного отдела, Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, г. Вологда, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Information about the author: Kornilova Tatyana Vladimirovna,
Research Scientist,
Organization and Science Department, Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of the Russian Federation, Vologda, Russia.
E-mail: [email protected]
УДК 151.8:36 ББК 88.5:65.9(2Рос)27
С.В. Рослякова
профессионально-личностные качества специалистов ПО социальной РАБОТЕ: результаты теоретического и эмпирического
ИССЛЕДОВАНИЯ
В статье поднимается проблема сущности и основных характеристик профессионально-личностных качеств специалистов по социальной работе, даются авторские оценки описания их в научных публикациях. Сравниваются представления ученых о профессионально-личностных качествах социальных работников и их перечень в нормативных документах, регламентирующих профессиональную деятельность работников социальной сферы. Интерпретируются результаты эмпирического исследования, в процессе которого отмечается рассогласование между | Я-идеальным и Я-реальным специалиста по социальной работе, создается портрет современного го сотрудника социальных служб.
£ Ключевые слова: профессионально-личностные качества, специалист по социальной ра-
боте, идеальный образ, исследование, портрет современного специалиста по социальной 0 работе.
S.V. Roslyakova
PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES OF SOCIAL wORK SPECIALISTS: RESULTS OF THEORETICAL AND EMPIRICAL STUDY
The article raises the problem of the concept and main characteristics of professional and personal qualities of social work specialists, the author gives assessment of the terms description in scientific publications. The study compares scholarly opinions on professional and personal qualities of social workers and their list in regulatory documents governing professional activities of social workers. The results of empirical study show discrepancy between the "ideal self" and the "actual self" of a social work specialist and create a portrait of a modern social service employee.
Key words: professional and personal qualities, social work specialist, ideal image, research, portrait of a modern social service specialist.
Качество социального обслуживания населения оценивается по ряду критериев, одним из которых является сама личность социального работника, оказывающего услуги, его личностные профессионально значимые качества. Данное обстоятельство послужило причиной для выбора цели нашего научного исследования, направленного на изучение и сравнение представлений ученых и специалистов-практиков о профессионально-личностных качествах сотрудников учреждений социальной защиты и обслуживания населения; изучение требований современных профессиональных стандартов, нормативно задающих необходимые для работы личностные качества, а также выраженности данных качеств у работников учреждений социальной сферы.
Для достижения цели мы использовали теоретические методы исследования, такие как анализ, сравнение, обобщение, а также эмпирические: анкетирование, ранжирование.
В научной литературе проблема сущности, характеристик профессионально-личностных качеств специалистов по социальной работе (чаще всего они называются социальными работниками) освещается достаточно широко [2; 3; 5; 6; 7 и др.]. Прежде чем сделать аналитические выводы относительно сущности и специфики этих качеств, остановимся на формулировке данного понятия.
Под личностными качествами понимают врожденные или приобретенные
особенности характера человека, которые могут меняться в течение жизни, особенно под влиянием социума, а также оставаться неизменными. Профессиональные же качества - это проявление психологических особенностей личности, которые необходимы для усвоения специальных знаний, умений и навыков, а также для достижения существенно приемлемой эффективности в профессиональном труде [5].
Данные определения позволяют сделать вывод о том, что в социальную сферу должны приходить сотрудники уже предрасположенные к работе с людьми, а также получившие знания и сформировавшие умения вести себя компетентно в профессии.
В работах ученых М.Н. Коныгиной [2], Г.П. Медведевой [3] и др., перечисляются и описываются профессионально значимые личностные качества социальных работников, среди которых: гуманистическая направленность, личная и социальная ответственность, обостренное чувство справедливости, чувство собственного достоинства и уважение к достоинству другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, способность сопереживать сочувствовать (эмпатия), готовность понять клиента и прийти ему на помощь, внимательность, исполнительность, искренность, коммуникабельность, социальная адаптированность.
По мнению М.Н. Коныгиной, идеальный портрет социального работника должны составлять такие качества, как:
ф
I-
о ю
го ^
>s о
X .0
го о
о К 2!
со го
о m
ь О
о ч
S ф
^ ц.
го о s О
<и о
С ¡1
0 о
ГО о £ ф
k i -I
го ^
* I
и о
1 S
Ь 2
0 о
1 i£
iS
■т!
0 II ф
_й а.
с, о
ГО Ф
1 н
§ ¡2 ф 3
О. Ф 1= О.
этнотолерантность, объективность, выдержка, нравственность, моральная ответственность, тактичность, честность, деликатность, доброжелательность, дипломатичность, справедливость, эмпа-тийность, альтруизм, интуиция, гибкость ума, находчивость, гражданственность и др. [2, с. 81].
Проанализировав мнения разных авторов [2; 3; 5; 6; 7 и др.], мы отметили ряд недостатков в представлении профессионально-личностных качеств специалистов по социальной работе:
1) бессистемность, отсутствиетиполо-гизации: профессионально-личностные качества очень часто авторами не классифицированы; разнотипные качества представлены как рядоположенные;
2) в описании профессионально значимых личностных качеств не выражены ярко их специфика и особенности проявления в профессиональной деятельности;
3) личностные качества перечисляются вкупе с профессиональными коммуникативными, организаторскими, проективными умениями.
Отметим, что специфичность профессионально-личностных качеств специалиста по социальной работе определяется особенностями профессии группы «человек-человек», что определяет их гуманистическую направленность; особенностями объекта / субъекта деятельности - клиентов, с которыми они работают - людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Отсюда приоритетными качествами, которые названы практически всеми исследователями, являются: вежливость, эмпатия, стрессоустойчи-вость, терпимость, внимательность, обостренное чувство справедливости.
С нашей точки зрения, профессионально-личностные качества социальных работников должны быть поделены на следующие группы: а) интеллектуальные, определяющие знаниевую подготовку к выполнению профессиональных обязанностей; б) управленческие (организаторские), отражающие ключевую роль специалиста в организации работы с клиентом, в воспитании клиента как человека, способного самостоятельно
решать возникающие социальные проблемы; в) эмоционально-волевые - качества, выполняющие роль регуляторов в работе с клиентами, отражающие человеческое в специалисте.
Поскольку профессионально-личностные качества являются обязательным компонентом оценки компетентной деятельности социального работника, они зафиксированы нормативно в «Профессиональном стандарте «Специалист по социальной работе» (от 22.10.2013 г.) [4] и в «Профессионально-этическом кодексе социального работника России» (2009 г.) [Цит. по 3], «Кодекс этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания» (2013 г.) [1].
Согласно стандарту специалист по социальной работе должен проявлять чуткость, внимание, вежливость, предусмотрительность, терпение к гражданам и учитывать их физическое и психологическое состояние. Кроме того, в документах обозначены требования быть ответственным и руководствоваться в работе принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности [4].
Профессионально-этические кодексы также ориентируют на соблюдение специалистом высоких нравственных стандартов своего поведения. Как показал анализ этих документов, особенно важными качествами являются честность и профессионализм. Также называются ответственность за качество работы, стремление к профессиональному росту. По отношению к клиенту специалист по социальной работе должен быть честным, уважать его тайны. В отношениях с коллегами - проявлять уважение, честность, вежливость, быть справедливым, соблюдать деликатность [1; 4].
Оценивая те качества, которые отмечены в стандарте как обязательные для социального работника, наблюдается преобладание личностных характеристик, отражающих гуманистическую направленность профессии. В этических кодексах, напротив, приоритет отдается профессиональным качествам, связан-
ным с выполнением деятельности и выражающим направленность отношений (к клиенту, коллегам, окружению клиента, руководству, профессии, обществу).
Сравнивая качества, отмечаемые в научной литературе [2; 3; 5 и др.] и нормативных документах [1; 4 и др.], мы сделали вывод: более системно они представлены в нормативных источниках. Кроме того, исследовательские методы анализа и сравнения позволили выявить, что чаще всего в публикациях поднимается проблема идеального образа социального работника и не обсуждаются трудности реализации духовно-нравственных качеств в профессиональной деятельности.
Этот вывод обусловил выбор цели эмпирического исследования - изучить представления специалистов по социальной работе об идеальном образе социального работника и оценить сфор-мированность этих же качеств у себя.
Для достижения цели была разработана анкета и проведен опрос среди специалистов по социальной работе в ноябре-декабре 2016 года. В опросе приняли участие 36 респондентов, работающих в учреждениях социальной защиты и обслуживания населения г. Челябинска и Челябинской области. Как правило, это женщины (94%) в преобладающем большинстве в возрасте 30-39 лет (45%). Молодых специалистов не более 8%.
Стаж работы респондентов, говорит об их включенности в профессии, хорошем знании основ и специфики. Адаптирующихся к профессиональной деятельности всего одна десятая опрошенных (11%), половина респондентов имеют стаж более 3-х лет работы, более трети (39%) специалистов со стажем работы 10 лет и более.
Первый содержательный блок вопросов был направлен на изучение представления специалистов по социальной работе о присущих сотрудникам социальных служб профессионально-личностных качествах. Специалистам предлагалось проранжировать предложенные личностные и профессиональные качества идеальной модели социального работника.
По мнению опрашиваемых, у современного социального работника долж-
ны быть все предложенные для оценки личностные качества. Распределение по рангам выглядело следующим образом: на первое место респонденты поставили «доброту» (26,6%), далее - «уравновешенность» (22%), затем - «человечность» (21,3%), «отзывчивость» (21%), «приветливость» и «заботливость» (по 19,6%), «сострадание» (19,4%). Последние три места заняли «стрессоустойчивость» (18,2%), «бескорыстность» (18,1%) и «терпимость» (18%).
Последовательность качеств, выбранных специалистами по социальной работе, свидетельствует о приоритете, с их точки зрения, в профессиональной деятельности личностных качеств. Идеальный образ специалиста, по мнению сотрудников учреждений социальной защиты и обслуживания населения, должен олицетворять доброту, человечность, а уже затем включать те качества, которые являются следствием работы с людьми, - бескорыстие, терпимость, стрессоусточивость.
Результаты оценки специалистами выраженности вышеназванных качеств у себя показали, что прежде всего важными они считают «бескорыстие» (20,9%), «уравновешенность» и «стрессоустойчи-вость» (по 20,6%). На третье место они поставили «человечность» и «приветливость» (по 20,1 %), затем - «заботу» (19,6%), «сострадание» (19,2%). На предпоследнее место специалисты поставили «доброту» (19,1%), а на последнее - «терпимость» и «отзывчивость» (по 18,9%).
Результаты говорят о несовпадении образов идеального социального работника и реального. В практической деятельности специалистам более пригождаются личностные качества, которые позволяют переживать трудности профессии. Доброе отношение к людям, отзывчивость, видимо, трудно сохранить в реальных профессиональных ситуациях.
Изучение мнения специалистов по социальной работе о том, какие должны быть профессиональные качества у социального работника показало: большинство, а именно 66,6% респондентов, ответили, что современный социальный работник должен обладать «умением вы-
ф н о ю
го ^
о
X -О
го о
о К 2!
со го
о т
ь О
о ч ^ ф
с; с; го о
^ о ^
<и о
С ¡1
0 о
ГО о £ ф
53 I
го ^
* I
« о
1 ^
& £5
0 о
1 ^ 18 ■т!
0 II ф .0 О. т О ГО Ф
1 н
1 ¡5 ф 3
О. Ф 1= О.
слушать клиента». Чуть менее респондентов (61,1%) указали на такие качества, как «трудолюбие» и «компетентность». Далее были отмечены качества: «конфиденциальность» (52,7%), «коммуникативные способности» (41,6%), «владение технологиями социальной работы» (33,3%). На последнее место поставили «наличие организаторских способностей» (19,4%).
Практически такую же последовательность выборов можно наблюдать в ответе на вопрос том, какие профессиональные качества наиболее выражены у самих респондентов. На первое место они поставили «умение выслушать клиента» (55,5%), далее - «владение технологиями социальной работы» (41,6%), «конфиденциальность», «коммуникативные способности» и «трудолюбие» (по 38,8%), «компетентность» (36,1%). Организаторские способности, по мнению специалистов, развиты хуже всех остальных профессиональных качеств (16,6%).
Следовательно, в отношении профессиональных качеств образы идеального специалиста по социальной работе и реального, с точки зрения социальных работников, практически совпадают.
На открытый вопрос о том, какие качества они считают в социальной работе приоритетными, был получен следующий ответ: большая часть специалистов указали, что это «ответственность» (36,1%) и «добросовестность» (27,7%), и всего 2,7% респондентов выбрали такое качество, как «творческое отношение к работе». Такой ответ свидетельствует о принятии деонтологических основ профессии и понимании важности их соблюдения в профессиональной деятельности.
Что характерно, ответы на десятый вопрос анкеты о том, каких, по мнению специалистов, не хватает им в работе с клиентами, подтвердили важность такого качества, как «ответственность» и в то же время указали на необходимость
обратить на него внимание в процессе подготовки будущих и работающих специалистов. Также в качестве дефицитных названы были профессиональные качества: «умение быстро реагировать в общении с клиентом», «умение быстро принимать решения в экстренной ситуации».
Сотрудникам социальных служб был предложен вопрос о путях совершенствования профессионально-личностных качеств социального работника. Анализ ответов на него показал, что значительная часть специалистов (38,8%) видят его в «повышении квалификации», чуть менее (36,1%) в «профессиональной подготовке», одна треть (33,3%) в «получении образования». Меньшинство (16,6%) отметили «участие в тренингах профессиональной направленности».
В ответах на вопрос о том, каких качеств не хватало специалистам в первые годы работы, большинством респондентов были названы качества из личностных «стрессоустойчивость», из профессиональных - «владение технологиями социальной работы».
Проведенные теоретическое и эмпирическое исследования позволили составить портрет современного специалиста по социальной работе: это сотрудник женского пола, имеющий стаж работы более трех лет, осознающий важность выбранной им процессии, признающий значимость доброты и человечности как приоритетных личностных качеств, но в то же время отмечающий проблематичность в их реализации в профессиональной деятельности; выделяющий сложным в период адаптации оставаться стрессоустойчивым и владение технологиями социальной работы; стремящийся к профессиональному самосовершенствованию посредством обучения и повышения квалификации, а главное, принимающий должное поведение в качестве основы профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Кодекс этики и служебного поведения работников органов управления социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания. Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 декабря 2013 г. № 792.
2. Коныгина, М.Н. Профессионально-этические основы социальной работы [Текст]: учебное пособие для вузов / М.Н. Коныгина, Е.Б. Горлова. - М.; Киров: Академический Проект, Константа, 2011. - 192 с.
3. Медведева, Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы [Текст] / Г.П. Медведева. - М.: Academia, 2007. - 272 с.
4. Профессиональный стандарт «Специалист по социальной работе». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 октября 2014 г. № 571н.
5. Романина, Л.А. Профессионально-личностный портрет социального работника / Л.А. Рома-нина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2011. - № 12-2 (104). -С. 558-564.
6. Холостова, Е.И. Профессионализм в социальной работе [Текст]: учебное пособие / Е.И. Хо-лостова. - М.: Дашков и К, 2006. - 236 с.
7. Шевеленкова, Т.Д. Личностные качества социального работника как проблема его профессиональной (квалификационной) характеристики / Т.Д. Шевеленкова // Социальная работа; отв. ред. И.А. Зимняя. - М., 1992. - Вып. 2. - С. 8-15.
References
1. Code of Ethics and Service Behavior of employees of the bodies of management of social protection of population and institutions of social services. Approved by the Order of the Ministry for Labor and Social Care of the Russian Federation No. 792 of December 31, 2013. [in Russian].
2. Konigina M.N., Gorlov E.B. Professional-ethical foundations of social work: a manual for universities. Moscow, Kirov: Akademic Project, Constant, 2011. P. 192. [in Russian].
3. Medvedev G.P. Professional-ethical foundations of social work. M.: Academia, 2009. P. 272. [in Russian].
4. Professional standard «Specialist in social work». Approved by the Order of the Ministry for Labor and Social Care of the Russian Federation No. 571 of October 22, 2014. [in Russian].
5. Romanina L.A. Professional-personal portrait of a social worker. Vestmik Tambovskogo universiteta. Serya: Gumanitarnyie nauki, 2011. No. 12-2 (104). P. 558-564. [in Russian].
6. Holostova E.I. Professionalism in social work: textbook. Moscow: Dashkov i Ko., 2006. P. 236. [in Russian].
7. Shevelenkova T.D. Personal qualities of a social worker as a problem of his professional (qualification) characteristics. Sotsialnaya rabota.. Ed. I.A. Zimnyaya. M., 1992. No. 2. P. 8-15. [in Russian].
Сведения об авторах: Рослякова Светлана Васильевна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]
Information about the authors: Roslyakova Svetlana Vasilevna,
Candidate of Sciences (Education),
Academic Title of Associate Professor,
Associate Professor,
Department of Social Work,
Pedagogy and Psychology
South Ural State Humanitarian Pedagogical
University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
ф
I-
o ю ro
>s о
X .0
ra
s ^
о
Ö к Ü CÛ ГО
о т
ь О
о ч
s ф
^ ц.
го о
s О S
<и о
С Í1
о о
ГО о £ ф
k i
ГО 5
* i «г о
Í s
Ь 2
0 о
1 Ü
IS ■Fi
0 II ф
_й а.
с, о
ГО Ф
1 н
§ is
ф з
Ü ф 1= о.