УДК 37:36
К ВОПРОСУ О ТРЕБОВАНИЯХ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫМ КАЧЕСТВАМ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
© Лариса Александровна РОМАНИНА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, e-mail: [email protected]
© Андрей Юрьевич КУРИН Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования,
e-mail: [email protected] © Надежда Викторовна КУРИЛОВИЧ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, e-mail: [email protected]
Рассматривается значимость профессионально-личностных качеств социального работника. Представлены разные позиции относительно требований к профессиональным и личностным качествам социального работника. Анализ сущности социальной работы показывает, что профессиональный социальный работник должен быть носителем этических и квалификационных стандартов, касающихся отношений между людьми, между людьми и социумом, отношений в семье, в трудовом коллективе, общине, других сферах жизнедеятельности людей. К претендентам на профессиональную деятельность в области социальной работы предъявляется целая система требований: их практическому опыту, психологическим качествам личности, общему и физическому развитию. Выявляются составляющие готовности к профессиональной деятельности, в частности, определена мотивационная сфера будущего социального работника, обеспечивающая развитие духовно-нравственных качеств, включающих умственную, волевую и эмоциональную стороны личности студентов, влияя в свою очередь на все стороны последующей профессиональной деятельности. С позиции деятельностного подхода выделяются необходимые умения социального работника: аналитические, конструктивные, исполнительские, учитывающие профессионально-личностные качества.
Ключевые слова: профессионально-личностные качества; деятельностный подход; духовно-нравственным качества, личностные характеристики социального работника; готовность к профессиональной деятельности; социальная диагностика; должностные обязанности специалиста по социальной работе; основные мотивы, актуализирующие профессиональную деятельность.
Анализ сущности социальной работы показывает, что профессиональный социальный работник должен быть носителем этических и квалификационных стандартов, касающихся отношений между людьми, между людьми и социумом, отношений в семье, в трудовом коллективе, общине, других сферах жизнедеятельности людей.
Изучение практики социальной работы в России и за рубежом показало, что к претендентам на профессиональную деятельность в области социальной работы предъявляется целая система отраженных в образовательных стандартах требований к практическому опыту, психологическим качествам личности, ее общему развитию, физическому здо-
ровью, а также (в ряде западных стран) возрастным границам для претендентов.
В этой связи исследователи рассматривают широкий спектр необходимых для профессионала личностных качеств и умений, в своей совокупности составляющих образ специалиста, готового к профессиональной деятельности.
Вычленяя общие основания исследований, посвященных анализу личностных и духовно-нравственных качеств социального работника, можно заключить, что в отечественной специальной литературе наиболее целостное воплощение данная проблема получила в рамках деятельностного подхода, базирующегося на работах А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна и других
ученых, позволяющего осуществлять анализ разнообразных аспектов профессиональной деятельности и вузовской подготовки будущих специалистов.
И это обоснованно, т. к. сама специфика гуманистически ориентированной профессиональной деятельности предъявляет к специалисту требования, которые относятся, прежде всего, к его ценностно-смысловой сфере, личностным характеристикам, духовно-нравственным качествам, создающим ядро его личности.
Подчеркнем, что требования к духовно-нравственным качествам личности социального работника нельзя считать «застывшей догмой», т. к. они определяются условиями культуры современного общества, степенью развития социальной работы как профессиональной деятельности, международными требованиями к квалификации профессионала, объективными потребностями развивающихся социальных служб, а также эффективностью многовариантного, альтернативного решения социальных проблем в условиях переходного состояния российского общества.
Большой вклад в изучение и разработку профессионально-личностных качеств социального работника внесли работы С.А. Бели-чевой, В.И. Бочаровой, С.И. Григорьева, Л.Г. Гусляковой, Л.Д. Деминой, И.А. Зимней, В.Н. Келасьева, P.M. Куличенко, Л.В. Топче-го, Т.Д. Шевеленковой, Л.Т. Шинелевой, Н.Б. Шмелевой и других российских ученых.
Значимость профессионально-личностных качеств специалиста подтверждается тем, что их перечень зафиксирован в основополагающих документах, признаваемых профессиональным сообществом социальных работников всех стран: Международной Декларации этических принципов социальной работы, Международных этических стандартах социальной работы, этическом Кодексе Национальной Ассоциации социальных работников США, отечественном Кодексе этики социального работника.
В исследованиях по рассматриваемой проблеме представлены разные позиции относительно требований к профессиональным и личностным качествам социального работника:
- компетентность по широкому кругу значимых проблем;
- высокий уровень общего образования и культуры;
- доброта, любовь к людям, душевность, эмпатия;
- общительность;
- умение правильно понять человека;
- способность поддержать другого и стимулировать его на развитие собственных сил;
- гибкость в принятии решений и их последующем выполнении;
- организационные способности.
Позиция практиков обобщена научным
коллективом под руководством В.Н. Келась-ева, наиболее важные личностные качества социальных работников сведены ими в следующие три группы [1]:
1) профессиональные качества личности - это высокий профессионализм, компетентность в решении разнообразных социальных проблем, высокий уровень образования и общей культуры (в т. ч. духовной), владение смежными специальностями и знаниями по педагогике, психологии, юриспруденции;
2) гуманистические качества личности -это доброта, любовь к людям, душевность, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, желание принять чужую боль на себя, милосердие, человечность, чувство сострадания, эмпатия;
3) социальные качества личности — они включают коммуникабельность, умение правильно понять человека и поставить себя на его место, гибкость и деликатность, тактичность в общении, умение слушать, способность поддерживать другого и стимулировать его на развитие собственных сил, умение вызывать к себе доверительное отношение, организационные способности.
Особый акцент мы делаем на профессионально-личностные качества специалиста, связанные с культурой профессионального общения. У профессионалов, обладающих культурой профессионального общения, существует внутренняя система личностной регуляции профессиональной деятельности, личностного поведения, профессиональных отношений с клиентами и коллегами [2; 3].
Комплексную разработку профессионально-личностных качеств одними из первых в России провел научный коллектив под руководством С.И. Григорьева в 1991 г., раз-
работавший профессиограммы социального работника. В дальнейшем ее развивали и обогащали многие ученые, в т. ч. группа научных работников Исследовательского Центра проблем качества подготовки специалистов под руководством И.А. Зимней [4].
В работах научного коллектива И.А. Зимней представлен один из подходов к профессионально-личностным качествам социального работника как субъекта профессиональной деятельности. В соответствии с ним в модели данного специалиста разграничиваются три следующие структурные компонента:
1) собственно личностные характеристики социального работника (одним из определяющих критериев здесь является соответствие гуманистического потенциала личности данному роду деятельности);
2) компетентность социального работника (включает социальные знания и умения в конкретной области работы и в тех ее сферах, которые прямо или косвенно с ней связаны);
3) умение устанавливать адекватные межличностные и конвенциональные отношения в различных ситуациях общения.
Два последних основания детализируются в целом ряде умений социального взаимодействия, например, умении менять ролевые позиции и отношения, умении облегчать общение, умении формировать новые социальные роли у клиентов и др.
Опираясь на профессиональные качества личности, И.А. Зимняя разработала четырех-звенную сферу деятельностных и интерактивных характеристик социального работника. Деятельностные особенности, в свою очередь, автор разделила на социально-конвенциональные знания и умения; профессиональные знания и умения.
Социально-конвенциональные представляют собой знания должностных обязанностей и умение их исполнять: знания нормативно-правовой основы; организации социально-значимой деятельности среди населения; социально-правовую защиту интересов клиента и соответствующие этим знаниям умения (координации деятельности заинтересованных и включенных в данные сферы организаций и других; умения оформления и ведения документации, контроля за принятием решений по ней.
Группа профессиональных предметных умений включает в себя выработанные на основе знаний умения: диагностирования проблем; определения характера требуемой психологической помощи на основании знаний основных закономерностей развития личности и другие, а также сформированность навыков профессиональной деятельности.
Группа деятельностно-ролевых умений предполагает сформированность умений: устанавливать равноправные отношения (с клиентами, коллегами); гибко и произвольно менять ролевые и позиционные отношения, а также формировать новые социальные роли у клиентов.
В группу коммуникативных особенностей И.А. Зимняя включает коммуникативно-информационные и социально-перцептивные умения. Они предполагают: владение культурой межличностного общения; фасилита-тивные умения; навыки оптимизации общения с клиентами, представителями различных социальных групп. Особенности социального взаимодействия включают умения: координировать социальные связи и отношения; координировать взаимодействия с разными клиентами на основе навыков наблюдения, отбора и анализа социально-значимой информации [5].
На основе изучения личностных качеств, необходимых специалисту, проведенного Т.Д. Шевеленковой, предложен один из вариантов Квалификационной характеристики социального работника. Автор выделила следующие требования: гуманистическая направленность личности; личная и социальная ответственность; чувство собственного достоинства и уважение личности другого; эмпатийность; готовность понять другого и оказать ему психологическую поддержку, эмоционально-позитивная направленность; эмоциональная устойчивость; установка на психическое здоровье; личностная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированности [1].
Личностные качества социального работника разделяют на три группы. К первой группе относят психофизиологические характеристики, от которых зависят способности к данному виду деятельности. Ко второй - психологические качества, характеризующие социального работника как личность. В третью группу включены психолого-педагоги-
ческие качества, от которых зависит эффект личного обаяния.
Качества первой группы отражают психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление), психические состояния (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), внимание как состояния сознания, эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, индифферентность, настойчивость, последовательность, импульсивность).
Ко второй группе относят такие психологические качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества - физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.
В третью группу включены: коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); аттрактивность; красноречие и др.
Последняя группа качеств трактуется как психолого-педагогическая грамотность. В нее входят: педагогическая наблюдательность, проявляющаяся в умении дать характеристику объекту, выявить его сильные и слабые стороны, предположить реакцию клиента на оказываемое на него воздействие; педагогическое предвидение как умение увидеть конечный результат предпринимаемых действий; умение провести интервьюирование, создать обстановку безопасности и доверия.
По мнению Е.И. Холостовой, при определении профессионально-личностных качеств социального работника следует выделять следующие их группы: психофизиологические; психологические; психолого-педагогические.
Важнейшей составляющей готовности к профессиональной деятельности являются профессиональные умения, которые выражаются через способы реализации знаний. Их можно охарактеризовать как инструментальную составляющую готовности к профессиональной деятельности. Среди них выделяют следующие умения:
- вычленение проблем клиента;
- их диагностирование;
- определение характера требуемой психологической и иной помощи;
- установка равнопартнерских отношений с клиентом;
- формирование у клиента новых социальных ролей [6].
Следует согласиться с мнением P.M. Ку-личенко в том, что доминантная сфера применения профессиональных знаний и умений социального работника - ориентация в проблемах социальной диагностики наличной ситуации, а на ее основе - прогнозирования, проектирования и моделирования предстоящего развития и функционирования социальных систем разного уровня (индивида, малой группы, общности).
Социальная диагностика - это комплексный процесс научного выявления и изучения многоплановых причинно-следственных связей и взаимоотношений в обществе, характеризующих его социально-экономическое, культурно-правовое, нравственно-психологическое, медико-биологическое и санитарно-экологическое состояние. Ее обобщенные результаты составляют социальный диагноз, т. е. научно обоснованное заключение о состоянии социального здоровья рассматриваемого объекта или социального явления, основанное на его всестороннем и систематическом наблюдении (мониторинге) [7].
Осуществление социальной диагностики предполагает осуществление специфической научно-познавательной и поисково-исследовательской деятельности. Подчеркнем, что поисково-исследовательская направленность в работе специалиста по социальной работе отражена в «Квалификационных требованиях по социальной работе».
Так, в должностных обязанностях специалиста по социальной работе указаны в качестве обязательных к проведению следующие аспекты деятельности:
- выявление на предприятии (объединении, организации, учреждении), в курируемом микрорайоне (округе) семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи;
- установление причин возникающих у них трудностей, конфликтных ситуаций, в т. ч. по месту работы и учебы;
- выявление и оказание содействия детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи;
- участие в работе по созданию центров социальной помощи семье, усыновления, попечительства и опеки, социальной реабилитации, приютов, молодежных, подростковых, детских и семейных центров [1].
Таким образом, целевые установки специалиста должны быть сфокусированы на поиске причин социальных аномалий, выявлении закономерностей, порождающих трудные жизненные ситуации, конфликты. Следовательно, сама сущность подходов к построению системы социальной помощи (виды, формы, средства, инструментарий) требует культивирования навыков научного анализа, беспристрастного научного подхода к проблемам каждодневной практики.
Неоспорим тот факт, что профессионализм социальным работникам необходим для изучения проблемных ситуаций, социального обслуживания различных групп нуждающихся людей, причем содержание их поисково-исследовательской деятельности часто во многом зависит от характеристики этих групп и их социального окружения.
Проблемы личностных характеристик индивида, обеспечивающих его успешность в проектно-исследовательской деятельности, активно изучаются в психологии творчества в аспекте анализа творческой личности (К.А. Абульханова-Славская, Т.Ф. Базыле-вич, Д.Б. Богоявленская, А.А. Вербицкий, В.Н. Дружинин, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев и др.).
Необходимые для творческой исследовательской деятельности личностные характеристики условно можно сгруппировать следующим образом: мотивационные, когнитивные, креативные, эмоционально-волевые, инструментальные.
Характеризуя творческую личность исследователя, В.Н. Дружин выделяет следующие ее признаки: наличие мотивации; личностную увлеченность; независимость как ориентацию на личностные ценности, а не на внешние оценки; убежденность [8].
Превалирующие позиции мотивационно-го аспекта в творческой деятельности далеко
не случайны. Как показывают многочисленные исследования (ДБ. Богоявленская, Л.И. Божович, В.Н. Дружинин, Е.И. Ильин, Г. Олпорт, П.М. Якобсон и др.), побуждающие эту деятельность мотивы выполняют системообразующую роль. Мы разделяем позицию X. Гутмана о том, что для полного понимания творческой деятельности необходимо принять во внимание не только включенные в нее мыслительные процессы, но также и динамические силы, которые приводят эти процессы в действие и направляют их к тому, чтобы произвести что-то новое.
Мотивы в современной социологической и психолого-педагогической литературе трактуются в нескольких планах:
- как побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность;
- побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, предмет, ради которого она осуществляется;
- осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков.
В качестве основных мотивов, актуализирующих профессиональную деятельность, в особенности ее поисково-исследовательский компонент, называют: творчество из любви к истине; творчество из любви к творчеству; жажда познания; углубление представлений о действительности; желание добиться общественного признания; желание добиться славы; желание содействовать развитию общества; желание открыть новое для человечества; осознание необходимости приносить пользу людям; определенные общественные установки [7].
Перечисленные мотивы объединяют в две группе мотивы роста (связаны с познавательным и самоактуализационным компонентом) и мотивацию достижения (обусловлены внешними факторами) [8]. При этом особо подчеркивается необходимость у исследователя перехода внешней мотивации во внутренний план. Только при этом условии процесс получения, добывания нового знания будет восприниматься им как обязательный, т. е. как личностно-значимая деятельность.
В социальной работе наличие мотивов участия работника в творческой деятельно-
сти проходит красной нитью через этические требования в профессии, отражая личностную, внутреннюю включенность социального работника в решение исследовательских задач, лежащих в проблемном поле данной профессии.
Таким образом, мы определяем мотива-ционную сферу будущего социального работника системообразующим компонентом вузовской подготовки, необходимым для формирования готовности к профессиональной деятельности, т. к. именно ее сформиро-ванность обеспечивает развитие духовно-нравственных качеств, включающих умственную, волевую и эмоциональную стороны личности студентов, влияя в свою очередь на все стороны последующей профессиональной деятельности.
Развивая идеи Т.П. Дьячек, Н.П. Клуши-ной и В.И. Хоменко, сгруппируем необходимые социальному работнику умения в три группы: 1) аналитические; 2) конструктивные; 3) исполнительские.
Аналитические - это умения анализировать и давать целостную оценку социальной ситуации; вычленять в ней социальную проблему как поисково-исследовательскую; объяснять ее; выявлять ведущие факторы, влияющие на социальное самочувствие клиента; осуществлять ретроспективный анализ форм, методов, средств решения проблемы; намечать пути и способы решений исследовательской проблемы; оценивать последствия исследовательской акции посредством экстраполяции достигнутого состояния на перспективу (прогнозирование развития личности в социальном окружении и всего социума в целом).
Конструктивные - это умения синтезировать результаты анализа социальной проблемы, определять объект и предмет исследования, формулировать замысел исследовательских действий, его цель и задачи; выдвигать гипотезу; разрабатывать методику, составлять программу исследования; осуществлять мысленный эксперимент; прогнозировать последствия принимаемых решений; моделировать ситуации, обеспечивающие саморазвитие личности клиента и окружающего ее социума.
Исполнительские - умения осуществлять проектно-исследовательскую деятельность в целях проверки гипотезы; выполнять теоре-
тическое обобщение экспериментального материала; разрабатывать научно-обоснованные социальные проекты, внедрять их в практику, вовлекая в эту деятельность коллег; информировать о результатах исследования и его внедрения профессиональную и научную общественность.
Знания и умения определяют исследовательскую грамотность социального работника. Исследовательская грамотность - это способность понимать, критически оценивать и избирательно использовать научные знания в процессе профессиональной деятельности.
Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, определенным образом влияют на систему подготовки социального работника, порождая необходимость формирования информационной культуры специалистов.
По мнению большинства ученых, для современного этапа развития общества характерно изменение «статуса» информации. Это связано с рядом обстоятельств.
1. В условиях повышения степеней свободы индивидуумов, регионов, социальных групп информационные потребности людей возрастают.
2. Возникает рынок информационных продуктов и услуг, расширяются инвестиции с целью получения новой информации, инициирующей процессы создания инноваций для получения дополнительной прибыли и воздействия на поведение людей.
3. Устойчивое во времени информационное преимущество отдельных социальных групп или индивидуумов постепенно трансформируется в экономическое, социальное или политическое преимущество. Таким образом, информационное неравенство способствует усилению социального неравенства.
4. Возрастают технологические возможности обработки информационных процессов, что обусловлено быстрым развитием информационно-коммуникационных технологий.
Развернутая во времени, во всем многообразии своих проявлений, информация направлена на то, чтобы помочь человеку стать личностью, осуществиться и самореализоваться. Но и от человека требуются острота духовного зрения, аналитический подход, преодоление слепой веры во все услышан-
ное, увиденное, прочитанное. Информация в значительной степени определяется нравственными законами и не может существовать без моральной основы. Усвоение и ранжирование человеком информационных ценностей - это социально-действенный процесс, направленный на активизацию личности, на воспитание способности и умения применять полученную «информацию-знание» в своей жизни. Оно - в интересах самого человека -должно быть активным, избирательным, оценочным, обеспечивающим его интеллектуальное развитие; оно зависит от многих социальных и культурных факторов, индивидуальных особенностей личности, ее ценностных ориентаций. Все это выдвигает особенно острую сегодня необходимость формирования культуры восприятия информации [9-11].
Таким образом, объективная необходимость заинтересованности социальных работников в умении выполнять профессиональную деятельность зависит от сформиро-ванности профессионально-личностных качеств социального работника, имеющих широкий спектр.
Требования к уровню готовности специалиста социальной работы в обобщенном виде зафиксированы в новом Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования.
1. Романина Л.А. Социальное образование: фактор совершенствования региональной системы социальной защиты населения: монография. Тамбов, 2003.
2. Курилович Н.В. Закономерности формирования культуры профессионального общения будущих социальных работников в условиях вуза // Вопросы современной науки и практики. Ун-т им. В.И. Вернадского. 2011. № 1 (32). С. 136-145.
3. Курилович Н.В. Методологические основы формирования культуры профессионального общения будущих социальных работников // Вопросы современной науки и практики. Ун-т им. В.И. Вернадского. 2010. № 10-12 (31). С. 121-131.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентно-стного подхода в образовании. Авторская версия. М., 2004.
5. Дьячек Т.П. подготовка социальных работников к исследовательской деятельности: теория и практика: монография. Тамбов, 2002.
6. Холостова Е.И. Социальная работа. М., 2012.
7. Непрерывное социальное образование: монография / под ред. Р.М. Куличенко, Н.В. Га-рашкиной. Тамбов, 2009.
8. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М., 2003.
9. Курин А.Ю. Дидактические основы формирования профессиональной компетентности специалиста в процессе дистанционного обучения в вузе // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 12 (56). С. 186-191.
10. Курин А.Ю. Компьютерная компетентность как составляющая профессиональной компетентности социального работника // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 9 (89). С. 27-36.
11. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Концептуальные основы социального образования в современном российском обществе. Барнаул, 2002.
1. Romanina L.A. Sotsial'noe obrazovanie: faktor sovershenstvovaniya regional'noy sistemy sotsial'noy zashchity naseleniya: monografiya. Tambov, 2003.
2. Kurilovich N.V. Zakonomernosti formirovaniya kul'tury professional'nogo obshcheniya budushchikh sotsial'nykh rabotnikov v usloviyakh vuza // Voprosy sovremennoy nauki i praktiki. Un-t im. V.I. Vernadskogo. 2011.
№ 1 (32). S. 136-145.
3. Kurilovich N.V. Metodologicheskie osnovy formirovaniya kul'tury professional'nogo obshcheniya budushchikh sotsial'nykh rabotnikov // Voprosy sovremennoy nauki i praktiki. Un-t im. V.I. Vernadskogo. 2010. № 10-12 (31). S. 121-131.
4. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-tselevaya osnova kompetent-nostnogo podkhoda v obrazovanii. Avtorskaya versiya. M., 2004.
5. D'yachek T.P. podgotovka sotsial'nykh rabotnikov k issledovatel'skoy deyatel'nosti: teoriya i praktika: monografiya. Tambov, 2002.
6. Kholostova E.I. Sotsial'naya rabota. M., 2012.
7. Nepreryvnoe sotsial'noe obrazovanie: monografiya / pod red. R.M. Kulichenko, N.V. Garashkinoy. Tambov, 2009.
8. Gromkova M.T. Psikhologiya i pedagogika professional'noy deyatel'nosti. M., 2003.
9. Kurin A.Yu. Didakticheskie osnovy formirovaniya professional'noy kompetentnosti
spetsialista v protsesse distantsionnogo obucheniya v vuze // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2007. Vyp. 12 (56). S. 186-191.
10. Kurin A. Yu. Komp'yuternaya kompetentnost' kak sostavlyayushchaya professional'noy
kompetentnosti sotsial'nogo rabotnika // Vestnik
Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2010. Vyp. 9 (89). S. 27-36. 11. Grigor'ev S.I., Guslyakova L.G. Kontseptual'nye osnovy sotsial'nogo obrazovaniya v sovremen-nom rossiyskom obshchestve. Barnaul, 2002.
Поступила в редакцию 27.10.2014 г.
UDC 37:36
ON QUESTION OF REQUIREMENTS FOR PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES OF SOCIAL WORKER
Larisa Aleksandrovna ROMANINA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Associate Professor of Social Work Department, e-mail: [email protected]
Andrey Yuryevich KURIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Education, Associate Professor, Head of Theory and Preschool and Primary Education Department, e-mail: [email protected]
Nadezhada Viktorovna KURILOVICH, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Associate Professor of Social Work Department, e-mail: [email protected]
The importance of professional and personal qualities of a social worker is considered. Different positions on the requirements for professional and personal qualities of a social worker are presented. Analysis of the essence of social work shows that a professional social worker should be the bearer of ethical and competency standards concerning relations between people, between people and society, relations in the family, in the workplace, community, and other areas of human activity. For applicants for professional work in the field of social work the whole system requirements are presented: their practical experience, psychological qualities of personality, general and physical development. Components of readiness for professional work, in particular, to determine motivational sphere of future social worker, to ensure the development of spiritual and moral qualities, including mental, volitional and emotional aspects of the personality of students, affecting, in turn, on all aspects of future professional activities are identified. From the standpoint of the activity approach, highlighted the necessary skills of a social worker: analytical, design, performance, taking into account the professional and personal qualities.
Key words: professional and personal qualities; activity approach; spiritual and moral qualities, personality characteristics of social worker; readiness to professional activity; social diagnosis; duties of expert in social work; main motives actualizing professional activities.