УДК 364 - 4
В.А. Филатов, V.A. Filatov, П.Г. Макухин, P.G.Makukhin, Н.С. Желудкова, N.S. Zheludkova
Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия Omsk State Technical University, Omsk, Russia
ЗАЩИТА КЛИЕНТА ОТ СУБЪЕКТИВИЗМА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА
THE PROTECTION OF A CLIENT FROM THE SUDJECTIVISM OF A SOCIAL WORKER
В статье рассматриваются этические проблемы деятельности социального работника, в частности, защиты клиентов от субъективных особенностей социономов. Показывается роль этических и деонтоло-гических норм и принципов в формировании профессиональных и личностных качеств работников социальных учреждений. Может быть полезна специалистам социальной сферы и студентам, обучающимся по направлению «Социальная работа».
The paper deals with such ethical problems of social worker's activity as the protection of a client from subjective peculiar qualities of social workers. The paper shows the role of ethical and deontological norms and principles in the formation of professional and personal peculiar qualities of social workers. The paper may be useful for specialists of social area, students of social research area "Social work".
Ключевые слова: социальная защита, социальные работники, этика и деонтология социальной работы, субъективные качества социального работника, профессионально-этический кодекс социального работника
Key words: social protection, social worker, ethics and deontology of social work, subjective peculiar qualities of a social worker, professional and ethical code
Социальная работа является одной из тех профессий, которая не только воздействуют на личность человека, но и принимает непосредственное участие в изменении его судьбы в социальном плане[1, 12]. Как следствие, у работников данной профессии присутствует особая ответственность перед клиентом. Как отмечает Г.П. Медведева, «задача социального работника состоит в обеспечении возможности принятия клиентом решения, то есть предоставление ему необходимой информации о возможных способах решения проблемы, преимуществах и недостатках каждого»[2, 53-54]. Но, в большинстве случаев невозможно определить руководствуется ли социальный работник профессионально-этическими нормами, в частности, уважает права клиента принимать собственное решение, или же в силу каких-то причин манипулирует обратившимся.
В таком случае, что же может защитить клиента от субъективного отношения и соответствующих действий социального работника? В первую очередь, осознание специалистом собственного долга. Согласно справедливому замечанию Г.П. Медведевой: «Долг - одна из важнейших категорий профессионально-этической системы, поскольку она выражает общественные и профессиональные связи специалиста и представляет собой совокупность обязанностей перед государством, обществом, коллегами, профессией, клиентами, перед собой, выполнение которых представляется обязательным для специалиста в силу внутренних причин, и ответственность перед ними.»[3, 146]. Это значит, что долг социального работника определяет поведение специалиста, выбор им определенных норм морали, которым он следует в своей практической деятельности.
При этом важно отметить, что в идеале профессиональный долг воспринимается социальным работником не как нечто, навязанное извне, а как внутренняя нравственная потребность, глубокая убежденность в необходимости определенных действий[3, 146]. Следовательно, понимание своего долга не позволяет специалисту манипулировать своим клиентом.
Также существуют нравственно - профессиональные принципы социальной работы, которые регулируют деятельность специалиста. Они являются ценностными установками, определяющими смысл и направление деятельности социального работника[1, 57]. На защиту интересов клиента встают следующие морально-этические принципы:
- уважение личности клиента и достоинства каждого человека, то есть умение видеть в клиенте человека, способного на совершение добрых поступков, раскаяние о содеянном и т.д.;
- уважение доверия клиента, так как доверительные отношения между клиентом и социальным работником являются ключом к успешной профессиональной деятельности;
- соблюдение профессиональной честности, умение признавать свои ошибки;
- уважение права клиента принимать своё собственное решение, именно этот принцип ограничивает социального работника заставлять клиента поступать так, как, по его мнению, правильно; [1, 58]
Международный этический стандарт социальных работников также является регулятором действий социального работника и, соответственно, защиты интересов клиента. Это подтверждают следующие статьи:
3.2.1. Стараться понять каждого клиента и систему клиентства, элементы, влияющие на поведение и предлагаемые услуги.
Другими словами, поняв клиента, его проблему, проанализировав полученную информацию, социальный работник примет соответствующую тактику поведения с данным клиентом и не будет работать с ним, руководствуясь своим субъективным мнением. Эта статья также указывает на то, что социальный работник должен постоянно самосовершенствоваться.
3.2.3. Признавать профессиональные и личностные ограничения.
Данная статья означает, что социальному работнику необходимо оградить клиента от своих личных убеждений и мнения, а также работать строго в своей профессиональной компетенции. Социальный работник при решении проблемы вторгается во внутренний мир клиента, поэтому ему необходимо осознавать границы между личным и профессиональным и не нарушать их.
3.3.3. Признавать и уважать индивидуальные цели, ответственность и различия клиентов. Профессиональные службы должны помогать всем клиентам в равной мере и принимать на себя ответственность за личные действия. Там, где профессиональные услуги не могут быть оказаны при таких условиях, клиенты должны быть информированы, чтобы иметь свободу действий.[1, 98-99].
Статья 3.3.3 утверждает право клиента на самоопределение и принятия самостоятельного решения, а также обязывает социального работника нести ответственность за свои действия и, более того, делать все возможное в своей компетенции, чтобы решить проблему клиента.
Эти статьи нормативно закрепляют перечисленные выше нравственно-профессиональные принципы социальной работы, определяют действия, а также направления его развития как специалиста и те личностные качества, которые должен развивать в себе профессионал.
Совесть социального работника также регулирует его действия. Согласно базовому определению совесть - «категория этики, характеризующая способность личности осуществлять моральный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности».[4, 312-313]
Следовательно, совесть не позволяет социальному работнику руководствоваться своим взглядом на проблему клиента и решать её в соответствии с тем, как сам считает нужным. Если социальный работник совершит поступок, несоответствующий профессионально-этическому кодексу профессии, его - в случае усвоения норм кодекса совесть должна заставить не повторять этого в дальнейшем.
Таким образом, нравственно - профессиональные принципы, Международный этический стандарт, а также исходящая из признания всего этого как эталонов совесть и чувство долга социального работника позволяют избежать совершения социальным работником действий, не соответствующих его профессиональной компетенции, а значит, обеспечить клиенту истинно профессиональную помощь вне зависимости от субъективного отношения социального работника к нему.
Библиографический список
1. Махова, Н. П. Профессионально-этические основы социальной работы : учеб. пособие / Н. П. Махова, В. А. Филатов. - Омск, 2004. - 112 с.
2. Медведева, Г. П. Деонтологические аспекты социальной работы : учеб. пособие / Г. П.Медведева. - М. : МГУ, 2010. - 85 с.
3. Медведева, Г. П. Профессионально-этические основы социальной работы : курс лекций / Г. П. Медведева. - М. : Изд-во МГСУ, 2002. - 299 с.
4. Дробницкий, О. Г. Словарь по этике / О. Г. Дробницкий, И. С. Кон. - М. : Политиздат, 1981. - 430 с.