СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
MODERN EDUCATION PROBLEMS
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ БУДУЩЕГО СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА С ПОЗИЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
КУЛИЧЕНКО РАИСА МИХАЙЛОВНА
ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
КУРИЛОВИЧ НАДЕЖДА ВАСИЛЬЕВНА ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
КУРИН АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Специфика деятельности будущего социального работника актуализирует значимость не только знаний, которые должны быть универсальны, но и в большей степени профессионально-личностных качеств, формирование которых происходит путем усвоения духовных, нравственных ценностей общества и профессии. Профессионально-личностные качества будущего социального работника являются особо значимым компонентом профессионализма и способствуют формированию целостного профессионального мышления практического работника социальной сферы. Формирование профессионально-личностных качеств раскрывается с позиции компетентностного подхода. Компетентность рассматривается в широком смысле слова как результат социализации, означает результат развития личности будущего социального работника, в том числе через формирование базовых компонентов его ментального опыта. Определению компетентностей должна соответствовать система оценки учебных достижений выпускников образовательных учреждений, которая направлена не столько на выяснение того, в какой мере освоен формально-знаниевый компонент обязательного минимума содержания образования, сколько на выявление их способности использовать освоенное содержание образования для решения практических исследовательских, ценностно-ориентационных и коммуникативных, технологических задач и проблем. Формирование знаний -функция процесса обучения и, следовательно, отбор содержания знаний в вузе может обеспечивать по преимуществу знания о коммуникативной профессиональной деятельности и знания о коммуникативном профессиональном поведении. Для превращения знания о профессиональном поведении в мотив профессионального поведения необходимы достаточные внешние и внутренние условия. Аксиологические основы коммуникативной деятельности позволяют рассматривать процесс формирования профессионально-личностных качеств будущего социального работника как ценностно значимый для личности и профессиональной деятельности компонент.
Ключевые слова: социальная работа, компетентностный подход, коммуникативная комптентность.
Социальная работа приобретает сегодня статус профессии, которая вызывает необходимость разносторонних знаний в области психологии социологии, педагогики, медицины, экономики. Ее эффективность во многом зависит от социального работника, его знаний, опыта, личностных качеств.
Социальная работа рассматривается как профессиональная деятельность по оказанию помощи индивидам, группам, общинам в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию. Исходя из того, что главной
целью социальной работы считается забота о благосостоянии и раскрытии возможностей личности, семьи, общества, социальная работа трактуется далеко неоднозначно.
Формирование профессионально-личностных качеств будущего социального работника мы рассматриваем с позиции компетентностного подхода, обеспечивающим методологический результат социального образования, в дальнейшем способствующим профессиональному становлению будущего социального работника.
Дж. Равен отмечал, что «с изменением мира изменяется система ценностных ориентаций и умонастроений в обществе. Отличительная черта современного общества - рост интереса к ресурсам людей, лежащим в основе всех других ресурсных составляющих человеческой цивилизации. Для их описания нужны новые понятия, одним из которых является понятие компетентность» [1].
В документах, материалах ЮНЕСКО очерчивается круг компетенций, которые уже должны рассматриваться педагогическим сообществом как желаемый результат образования. В докладе международной комиссии по образованию для XXI в. «Образование: сокрытое сокровище» Жак Делор, сформулировал «четыре столпа», на которых основывается непрерывное образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» и суть основных глобальных компетентностей.
В этом же контексте в России в 2001 г. в документе «Стратегии модернизации содержания общего образования» были сформулированы основные положения компетентностного подхода в образовании, узловое понятие которого - компетентность. Было подчеркнуто, что это «понятие шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает их в себя (хотя, разумеется, речь не идет о компетентности как о простой аддитивной сумме: знания - умения - навыки. Это понятие несколько иного смыслового ряда). Понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операциональную-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую» [1].
Данный подход позволяет проектировать ком-петентностно-ориентированные учебные программы, стандарты, оценочные процедуры, технологии в системе вузовской подготовки социальных работников с учетом принципа непрерывности образования. Центральной идеей непрерывного профессионального образования является постоянное развитие человека как субъекта деятельности на всем протяжении его жизни. Создание системы такого образования предполагает, по мнению А. П. Беляевой, «всеобщую профессионализацию населения страны». На методологическом уровне логика процесса формирования культуры профессионального общения социального работника в условиях системы непрерывного образования должна анализироваться с позиций целостного подхода к человеку, учитывающего, что система целенаправленных воздействий на этот процесс, осуществляемых в рамках социального института образования, должна более органично вписаться в объективные процессы социализации личности [2].
В этой связи компетентность, рассматриваемая в широком смысле слова как результат социализации, означает результат развития личности будущего социального работника, в том числе через формирование базовых компонентов его ментального опыта. Такой подход позволяет трактовать компетентность как результат социализации. Причем особенность этой социализации, прежде всего, состоит в ее детерминированности социальным развитием человека, обусловленным (по С. Я. Ба-тышеву) своеобразным восхождением по «лестнице» становления личности, то есть последовательным движением ко все более высоким достижениям его образовательного уровня:
- элементарная и функциональная грамотность - здесь у будущего социального работника на доступном, минимально необходимом уровне формируются первоначальные знания, навыки и умения, мировоззренческие и поведенческие качества личности, необходимые для последующего более широкого и глубокого образования;
общее образование, на которой будущий социальный работник приобретает необходимые и достаточные знания об окружающем мире и овладевает наиболее общими способами деятельности (навыками, умениями), направленными на познание и преобразование тех или иных объектов действительности;
- профессиональная компетентность, связанной с формированием на базе общего образования таких профессионально значимых для общества и личности социального работника качеств, которые позволяют ему наиболее полно реализовываться в конкретных видах профессиональной деятельности;
- культура в ее широком понимании - при этом социальный работник не только осознает оставленные в наследство предшествующими поколениями материальные и духовные ценности, но и способен адекватно оценивать собственное участие в развитии общества, внося вклад в непрерывный культурообразующий процесс социума.
При всей ее условности, предлагаемая схема позволяет системно и целостно представить процесс формирования профессионально-личностных качеств будущего социального работника, а, следовательно, и процесс педагогической поддержки его развития. Особо следует отметить, что педагогическая поддержка личностно-профессио-нального развития социального работника на каждом этапе рассматривается как базовое условие формирования профессионально-личностных качеств будущего социального работника. Применительно к социальному образованию это означает необходимость построения
субъектно-ориентированного образовательного процесса в теории и практики подготовки социальных работников.
Определению компетентностей должна соответствовать система оценки учебных достижений выпускников образовательного учреждения, которая направлена не столько на выяснение того, в какой мере освоен формально-знаниевый компонент обязательного минимума содержания образования, сколько на выявление их способности использовать освоенное содержание образования для решения практических исследовательских, ценностно-ориентационных и коммуникативных, технологических задач и проблем [1].
Профессионально-личностные качества будущего социального работника являются особо значимым компонентом профессионализма и способствуют формированию целостного профессионального мышления практического работника социальной сферы. Исследованиями в этой области занимаются Л. В. Топчий, А. А. Козлов, А. В. Токарь, Д. Ф. Чеботарев, Е. И. Холостова, Г. П. Медведева и другие [3].
Адаптируя эти подходы к оценке профессионально-личностных качеств, в качестве приоритетной выделена классификация Г. П. Медведевой, которая рассматривает следующие качества: честность, совесть, объективность, справедливость, тактичность, внимательность, наблюдательность, терпимость, выдержка, доброта, любовь к людям, самокритичность, адекватность самооценки, терпение, коммуникабельность, оптимизм, сила воли, эмпатия, стремление к самосовершенствованию, творческое мышление [3].
О. В. Краснова к числу обязательных качеств и умений социального работника относит такие, как эмпатийность, психологическая компетентность, деликатность и тактичность, гуманность, милосердие, организаторские и коммуникативные способности, высокая духовная культура и нравственность. Социальный интеллект, умение быть интересным для окружающих и неформальным в работе с клиентом, направленность на интересы, потребности и защиту человеческого достоинства клиента, стремление к постоянному повышению профессиональных знаний, умение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн клиента, честность и моральная чистота в профессиональных делах [4].
Перечисленные профессионально-личностные качества будущего социального работника во многом обеспечивают успешную работу и являются необходимым условием его профессиональной деятельности.
Качества личности проявляются в поведении. Следовательно, для того чтобы сформировать начальные компоненты профессионально значимых качеств личности, необходимо вооружить человека некоей суммой знаний о социальных нормах, ожиданиях и правилах профессионального поведения.
Формирование знаний - функция процесса обучения и, следовательно, отбор содержания знаний в вузе может обеспечивать по преимуществу знания о коммуникативной профессиональной деятельности и знания о коммуникативном профессиональном поведении. Для превращения знания о профессиональном поведении в мотив профессионального поведения необходимы достаточные внешние и внутренние условия [5].
Соответствие декларируемых социальных норм и ценностей социальному заказу и общественным ожиданиям; наличие авторитетных устойчивых примеров соответствующего поведения; усвоение на опыте практической невозможности поведения в противовес этим ценностям и нормам - внешние условия. Внутренние условия связаны с самостоятельной работой человека над осмыслением этих ценностей, норм и правил, их принятием и включением в собственную систему, над превращением их в убеждение о необходимости именно такого поведения. И внешние, и внутренние условия автоматически не ведут к формированию убеждений и соответствующему поведению, но они способствуют тому, чтобы полнее реализовывались функции обучения и воспитания в этом направлении.
Волевые действия человека, осуществляемые ими под влиянием убеждений в справедливости и личной приемлемости тех или иных социальных норм и правил поведения, в результате их многократного повторения превращаются в динамический стереотип поведения, в навыки, умения и привычки поведения.
Согласно общепризнанной точке зрения, формирование знаний, навыков, умений и привычек является результатом процесса обучения. Следовательно, процесс обучения в своей направленности на формирование знаний, навыков, умений и привычек коммуникации соединяется с их содержанием. Но этот результат достигается лишь при сознательной, целенаправленной деятельности преподавателя и студента.
Соединение интеллектуального и волевого компонента на фоне эмоционального переживания своего отношения к преобразуемой действительности, к обществу, деятельности, другим людям и к самому себе формирует качества личности.
Готовность к коммуникативному обмену возможно рассматривать с нескольких точек зрения.
Во-первых, как профессионально значимое качество личности, являющееся сложным образованием, включающим в себя: положительное отношение к коммуникативной деятельности; достаточно устойчивые мотивы этой деятельности; адекватные требования профессиональной коммуникативной деятельности к чертам характера, способностям, проявлениям темперамента; необходимые знания, умения и навыки; устойчивые профессионально важные особенности познавательных и эмоционально-волевых процессов. Во-вторых, как психическое состояние, которое, хотя и не является качеством личности, все же может характеризовать возможности студента - будущего социального работника - решать задачи коммуникативной деятельности, близкие к реальным, что может быть залогом успешной адаптации к профессии.
Состояние готовности к коммуникативной деятельности включает в себя следующие компоненты:
- познавательные (понимание коммуникативных задач, оценка их значимости, знания способов решения, представления о вероятных трудностях и т. д.);
эмоциональные (чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление);
- мотивационные (потребность успешно выполнять практические задания, интерес к процессу их решения, стремление показать себя с лучшей стороны);
- волевые (мобилизация сил, преодоление сомнений и др.) [3].
Аксиологические основы коммуникативной деятельности позволяют рассматривать процесс формирования профессионально-личностных качеств будущего социального работника как ценностно значимый для личности и профессиональной деятельности компонент.
В научной, прежде всего, философской литературе имеется немало всевозможных, зачастую далеко не сходных между собой дефиниций ценности. Были выбраны те из них, которые позволили сформулировать операционную дефиницию, пригодную для реализации в конкретном эмпирическом исследовании. По мнению С. Л. Рубинштейна, ценность -значимость для человека чего-то в мире. С точки зрения Е. С. Махлах, ценность выступает как объект, явление духовной или материальной культуры человечества, которое приобрело для личности устойчивый смысл. Близкое по смыслу к этим трактовкам понимание ценности имеется у ряда социологов. Согласно Я. Щепаньскому, ценностью можно назвать любой предмет, материальный или идеальный, идею или институт, предмет действитель-
ный или воображаемый, в отношении которого индивиды или группы занимают позицию оценки, приписывают ему важную роль в своей жизни и стремление к обладанию им ощущают как необходимость. С подобной трактовой ценности полностью солидаризируется Н. Ф. Наумова, отмечающая, что, ориентируясь в мире природных и социальных объектов, человек придает им ценность, т. е. значимость, значение. Сходным образом понимает ценность С. И. Попов, полагающий, что предметы и явления, их качества и свойства, обладающие положительной значимостью для общества и личности, удовлетворяющие их потребности и служащие их интересам.
В. И. Андреев отмечает, что проблема ценностей возникает в любой сфере человеческой деятельности, в любой науке о человеке. В. Франкл подчеркивал, что человек не выдумывает смыслы, он их находит среди ценностей жизни. Ценности -это предельные, высшие смыслы человеческой жизни. «Ценность в широком смысле является родовым понятием по отношению к таким предельным образцам сознания, как принцип, идеал, конечная цель, сакральный смысл и др. В пространстве культуры ценности имеют статус смысловых или логических (от «логос») сущностей [2].
Особый интерес представляют исследования, раскрывающие психологический аспект категории «ценность»: она соотносится с такими категориями, как «отношение» (В. Н. Мясищев) и «личностный смысл» (А. Н. Леонтьев).
Ценности, выполняя функцию стимулов, создают условия для реализации активности личности на нормативно-ролевом и личностно-смысловом уровнях (А. Г. Асмолов) [5].
Ценности определяем как базовое образование личности, системный компонент культуры, выражение потребности в человечности к социальному клиенту.
Как видно из приведенных выше дефиниций, общим для них является подчеркивание в ценности момента значимости для человека предметов, объектов, явлений окружающего мира и, следовательно, наличие имплицитной оценки соответствующих их свойств.
С учетом всего сказанного, ценность определена как материальный или идеальный предмет, представляющий значимость для человека, т. е. способный удовлетворять его потребности, отвечать его интересам.
Ценности деятельности социального работника - те особенности, которые позволяют удовлетворить его профессиональные потребности и служат ориентиром его социальной активности,
направленной на достижение поставленной цели. Однако здесь есть не только общественное признание, но и личностная значимость. А это возможно, когда ценности будущего социального работника интериоризированы, т. е. представляют собой необходимый момент внутреннего существования, когда четко формулируется цель профессиональной деятельности, находятся эффективные средства ее реализации, осуществляется правильный своевременный контроль, оценка и корректировка действий. Ценности деятельности социального работника выступают не сами по себе, а лишь когда они участвуют в системе общественных отношений. Они предстают в том или ином виде, так как оцениваются различными социальными группами с отпечатком общественного мнения, преломляются в массовом сознании и имеют решающее значение в функ-ционированном отношении к ней.
Таким образом, специфика деятельности будущего социального работника актуализирует значимость не только знаний, которые должны быть универсальны (понимание и осознание множества психологических, психопатологических, соматических особенностей клиентов), но и в большей степени профессионально-личностных качеств, формирование которых, происходит путем усвоения духовных, нравственных ценностей общества и профессии.
Литература
1. Непрерывное социальное образование: монография / под ред. Р. М. Куличенко, Н. В. Гарашкиной. Тамбов, 2009.
2. Курилович Н. В. Методологический аспект формирования культуры профессионального общения
будущего социального работника // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. №. 1-2. С. 345-351.
3. Курилович Н. В. Комплексный подход к подготовке специалистов социальной работы - геронтологов: монография / Н. В. Курилович, Н. Б. Николюкина. Тамбов, 2007.
4. Краснова О. В., Лидерс А. Г. Социальная психология старения: учеб. пособ для студ. высш. учеб. за-вед. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
5. Курин А. Ю. Компьютерная компетентность как составляющая профессиональной компетентности социального работника // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2010. № 9 (89). С. 27-36.
References
1. Nepreryvnoye sotsial'noye obrazovaniye: monografiya / pod red. R. M. Kulichenko, N. V. Garashkinoj. Tambov, 2009.
2. Kurilovich N. V. Metodologicheskij aspekt formirovaniya kul'tury professional'nogo obshcheniya budushchego sotsial'nogo rabotnika // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2011. №. 1-2. S. 345-351.
3. Kurilovich N. V. Kompleksnyj podkhod k podgotovke spetsialistov sotsial'noj raboty - gerontologov: monografiya / N. V. Kurilovich, N. B. Nikolyukina. Tambov, 2007.
4. Krasnova O. V., Liders А. G. Sotsial'naya psikhologiya stareniya: ucheb. posobiye dlya stud. vyssh. ucheb. zaved. M.: Izdatel'skij tsentr «Аkademiya», 2002.
5. Kurin А. Yu. Komp'yuternaya kompetentnost' kak sostavlyayushchaya professional'noj kompetentnosti sotsial'nogo rabotnika // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2010. № 9 (89). S. 27-36.
* * *
FORMATION OF PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES OF FUTURE SOCIAL WORKER FROM THE POSITION OF COMPETENCE-BASED APPROACH
KULICHENKO RAISA MIKHAYLOVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: ksr [email protected]
KURILOVICH NADEZHDA VASILYEVNA Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: ksr [email protected]
KURIN ANDREY YURYEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
Specifics of activity of future social worker staticize the importance not only of knowledge which have to be universal, but also more professional and personal qualities which formation happens by assimilation of cultural, moral wealth of society and a profession. Professional and personal qualities of future social worker are especially significant component of professionalism and promote formation of complete professional thinking of the practical worker of the social sphere. Formation of professional and personal qualities reveals from a position of competence-based approach. Authors considered competence in the broadest sense as result of socialization, means result of development of the identity of future social worker, including through formation of basic components of its mental experience. To definition of competence there has to correspond the system of an assessment of educational achievements of graduates of educational institutions which directed not so much on clarification of in what measure is mastered formal-knowledge component of an obligatory minimum of the content of education, as on detection of their ability to use the mastered content of education for the solution of practical research, valuable and orientation and communicative, technological tasks and problems. Formation of knowledge - function of process of training and, therefore, selection of the content of knowledge in higher education institution can provide mainly knowledge of communicative professional activity and knowledge of communicative professional behavior. Sufficient external and internal conditions are necessary for transformation of knowledge of professional behavior into motive of professional behavior. Axiological basics of communicative activity allow to cover process of formation of professional and personal qualities of future social worker as value significant for the personality and professional activity component.
Key words: social work, competence-based approach, communicative competence.