Профессионально-квалификационная структура отечественного образования
в современном
образовательном пространстве
Резюме. Статья определяет «местоположение» профессионально-квалификационной структуры отечественного образования в современном образовательном пространстве на основе Областей образования и профессиональной подготовки (2013 г.) в рамках Международной стандартной классификации образования и отражает результаты сравнительного анализа соответствующих структур образования в Беларуси, России и Казахстане. Ключевые слова: профессионально-квалификационная структура образования, области образования и профессиональной подготовки, классификация образования.
Чтобы выявить тенденции дальнейшего развития профессионально-квалификационной структуры образования (ПКСО) в нашей стране, следует определить ее «местоположение» в современном образовательном пространстве, которое формируется совокупностью национальных образовательных систем. Наиболее эффективным средством сопоставления следует признать документ «Области образования и профессиональной подготовки», который в 2013 г. отделен от Международной стандартной классификации образования, но применяется вместе с МСКО 2011.
О международной классификации областей образования
МСКО является статистической основой для мониторинга развития образования во всех странах мира. Связь ПКСО с
МСКО 1997 была установлена на этапе разработки Общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Специальности и квалификации» (далее - ОКСК). Однако в августе 2013 г. Генеральной конференцией ЮНЕСКО была утверждена иная классификация Областей образования и профессиональной подготовки, вопрос гармонизации стал вновь актуальным.
В настоящее время упомянутые области являются «сквозными классификационными переменными и поэтому не зависят друг от друга» [Материалы ЮНЕСКО 2013 г.]. Их классификация (далее -Международная классификация или МК), разработанная и принятая в 2013 г. в развитие МСКО 2011, представляет собой трехуровневую иерархию научных областей, направлений и специализаций, построенную
Ольга Олекс,
начальник Центра
непрерывного
профессионального
образования
Республиканского
института
высшей школы,
кандидат
педагогических наук, доцент
на основе «предметно-содержательного подхода». Современная версия МК (в сравнении с предыдущей) отражает три (ранее было два) уровня классификации и может быть использована на различных уровнях образования.
Отнесение национальной образовательной программы к той или иной научной области по МК определяется путем сравнения содержательного компонента; при этом ориентируются на специализацию (в терминах МК), которой отводится более 50% учебного времени. При расчетах времени обучения, согласно МСКО 2011, учитывают только аудиторные занятия, а самостоятельную работу сложно подсчитать.
Образовательная программа в соответствии с МСКО 2011 - «единый комплекс или последовательность образовательных мероприятий, спланированных и организованных для достижения заранее поставленных целей обучения или конкретных образовательных задач в течение непрерывного (продолжительного) периода времени» [Материалы ЮНЕСКО 2013 г.]. В нашей стране образовательная
Таблица 1. Сравнение классификационных группировок в МК и в ОКСК
программа - «совокупность документации, регламентирующей образовательный процесс, и условий, необходимых для получения в соответствии с ожидаемыми результатами определенного уровня основного образования или определенного вида дополнительного образования» [Кодекс Республики Беларусь об образовании, ст. 1]. Согласно МК, образовательных программ (далее - ОП) может быть много, они не имеют «жесткой» связи с уровнями, ступенями и видами образования. Законодательством нашей страны регламентировано содержание понятия ОП; их назначение и количество определяются уровнями (ступенями) основного и видами дополнительного образования, например ОП высшего образования I ступени. В международных рейтингах вузов одним из показателей развития является количество ОП (чем их больше - тем выше рейтинг вуза). Отечественные учреждения образования к такому показателю относят количество открытых ими специальностей, тем самым уравнивая понятия «ОП» и «специальность», стремясь к увеличению номенклатуры специальностей в ОКСК.
Отличается ли содержание понятия «квалификация» на международном уровне от содержания данного понятия, принятого в нашей стране? Квалификация по МСКО - это «официальное подтверждение, обычно документом, завершения образовательной програм-
мы или этапа программы» [Материалы ЮНЕСКО 2013 г.]. Квалификация согласно ОКСК - документально подтверждаемая «подготовленность работника к профессиональной деятельности для выполнения работ определенной сложности в рамках специальности, направления специальности» [ОКСК, п. 3.14 раздела 3]. На международном уровне каждая квалификация соотносится с одним из вариантов диплома. Например, диплом бакалавра подтверждает квалификацию, соотносимую с 6-м уровнем образования по МСКО 2011 (всего 8). Варианты диплома в нашей стране соответствуют видам ОП, согласно законодательству. Содержание понятия «квалификация» в Республике Беларусь соотносится, в первую очередь, с практикой его применения. Присвоенная квалификация свидетельствует о возможности применения приобретенных знаний, навыков и компетентности в конкретном виде профессиональной деятельности, как правило, без сертификата соответствия. Общепринято на территории нашей страны: «квалификация» отражает единство содержания образования и содержания труда. Однако в процессе развития национальной системы (рамки) квалификаций (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.01.2014 г. №34) проявляется тенденция к присвоению квалификаций вне системы образования: диплом
Области образования и профессиональной Профессионально- квалификационная
Уровень подготовки в МСКО (МК) структура образования в ОКСК
классификации Классификационная Количество Классификационная Количество
группировка группировок группировка группировок
1-й уровень (наивысший) Научная область 10 (за исключением «00 Общие программы и квалификации») Профиль образования 15
2-й уровень Направление 29 Направление образования 65
3-й уровень Специализация 80 Группы специальностей 232
не будет гарантировать его обладателю возможность трудоустройства. Возрастающая номенклатура специальностей вызывает затруднения при планировании и распределении бюджетных средств на подготовку кадров. Наступило время проанализировать состояние ПКСО и определить пути ее дальнейшего развития.
Сравнительный анализ отечественной ПКСО и Международной классификации
В Международной классификации на 1-м (самом высоком) уровне располагаются «научные области», в отечественной ПКСО - профили образования. На 2-м уровне в МК находятся «направления», в ПКСО - направления образования. Категории «научная область» и «направление» в МК определяются в большей степени общностью теоретического знания и целей обучения и в меньшей степени - предметом изучения. В МК 3-й уровень представлен «специализациями», которые дифференцируются главным образом на основе методов и средств, инструментов и оборудования; их невозможно приравнять к специализациям специальностей высшего или среднего специального образования в нашей стране. На 3-м уровне в ПКСО - группы специальностей. Четкой формулировки терминов «научная область», «направление», «специализация» в МК не представлено [Материалы ЮНЕСКО 2013 г.].
Чем выше уровень классификации, тем шире область деятельности. Сходство и отличие на современном этапе международной и отечественной классификаций представлены в табл. 1.
Современная Международная классификация несколько отличается от ранее принятой
версии Областей образования в МСКО 2011. Область образования «3 Социальные науки, бизнес и право» разделена в МК на научные области «03 Социальные науки, журналистика и информация» и «04 Бизнес, управление и право»; область образования «4 Наука» - на научные области «05 Естественные науки, математика и статистика» и «06 Информационно-коммуникационные технологии». Областей образования в МК с 2013 г. стало на две больше, было 8.
Количество профилей и направлений образования, а также групп специальностей в ОКСК значительно превышает количество научных областей, направлений и специализаций в МК (табл. 1). Кроме того, ПКСО Беларуси отличается от МК наличием четвертого уровня классификации (специальностей). Результаты сравнения профилей (областей) образования в странах Таможенного союза (Беларуси, России, Казахстане) на основе МК представлены в табл. 2.
Для определения степени соответствия отечественной ПКСО и МК рассмотрим документы [ОКСК и Материалы ЮНЕСКО 2013 г.] на трех уровнях классификации. Судя по специализациям в МК, к научной области «01 Образование» относятся все ОП, нацеленные на подготовку педагогических кадров, в том числе для системы профессионального обучения. Целесообразность объединения профилей образования в ОКСК «С» и по аналогии с научной областью «02 Искусство и гуманитарные науки» в МК не очевидна. Возникает сомнение в необходимости деления профиля образования в ОКСК «Е» на два профиля по аналогии с двумя научными областями в МК - «03» и «04», соответствующими профилю «Е». Уместно рассмотреть вопрос объединения в ОКСК профилей образования и «Н» в соответствии с научной областью в МК «05 Естественные науки, математика и статистика». Наибольшую проблему вызывает выделение в МК научной области «06 Ин-
формационно-коммуника-ционные технологии (ИКТ)». Соответствующее содержание ОП можно обнаружить в пяти профилях образования ОКСК, но наибольшее количество специальностей, нацеленных на изучение ИКТ, расположено в профилях «I» и Целесообразно изучить возможность интеграции двух профилей образования в ОКСК - «I Техника и технологии» и Архитектура и строительство», сопоставляя содержание отечественных ОП этих профилей с содержанием направлений научной области «07» в МК. Структура и содержание научной области «08» в МК в основном соответствуют профилю образования в ОКСК «К Сельское и лесное хозяйство. Садово-парковое строительство». Научная область в МК «09 Здравоохранение и социальное обеспечение» соответствует двум профилям образования в ОКСК - «Ь» и «М». Спорным представляется включение в научную область «10 Службы» (согласно МК) таких направлений, как «102 Гигиена и охрана
Таблица 2.
Сравнение
профилей
(областей)
образования
в странах
Таможенного
союза на основе
Международной
классификации
(областей
образования
и профессиональной
подготовки
МСКО 2013)
Научные области согласно Международной классификации Профили образования в Беларуси Области образования в России Профили образования в Казахстане
01 Образование А Педагогика В Педагогика. Профессиональное образование 6 Образование и педагогические науки 1 Образование
02 Искусство и гуманитарные науки С Искусство и дизайн Р Гуманитарные науки 8 Искусство и культура 7 Гуманитарные науки 4 Искусство 2 Гуманитарные науки
03 Социальные науки, журналистика и информация Е Коммуникации. Право. Экономика. Управление. Экономика и организация производства 5 Науки об обществе 5 Социальные науки, экономика и бизнес 3 Право
04 Бизнес, управление и право
05 Естественные науки, математика и статистика О Естественные науки Н Экологические науки 1 Математические и естественные науки 6 Естественные науки
06 Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) I Техника и технологии J Архитектура и строительство 2 Инженерное дело, технологии и технические науки 7 Технические науки и технологии
07 Инженерные, обрабатывающие и строительные отрасли
08 Сельское, лесное, рыболовное хозяйство и ветеринария К Сельское и лесное хозяйство. Садово-парковое строительство 4 Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки 8 Сельскохозяйственные науки 12 Ветеринария
09 Здравоохранение и социальное обеспечение 1. Здравоохранение М Социальная защита 3 Здравоохранение и медицинские науки 11 Здравоохранение и социальное обеспечение (медицина)
10 Службы N Физическая культура, туризм и гостеприимство О Общественное питание и бытовое обслуживание Р Службы безопасности 9 Оборона и безопасность государства. Военные науки 9 Услуги 10 Военное дело и безопасность
труда на производстве», «103 Службы безопасности», наряду с направлением «101 Сфера обслуживания», содержащим ОП в областях спорта, туризма и др. Соответственно в ОКСК профили образования «№>, «Р» и другие выделены в качестве отдельных группировок, при этом ОП в области гигиены и охраны труда размещены в профиле образования «I».
Таким образом, 15 профилей образования в ПКСО и 10 областей образования в МК в целом совпадают, но структура образования согласно ОКСК включает большее количество элементов классификации: отечественное образование более дифференцировано. И в отечественной, и в международной структуре применяются сквозные классификационные группировки, вне зависимости от уровней, ступеней и видов образования. В результате введения в действие Областей образования и профессиональной подготовки в 2013 г. появилось принципиальное отличие ПКСО от МК: отсутствие отечественного аналога научной области «06 ИКТ». Существуют и другие, менее значимые «разногласия» двух классификаций, легко устраняемые при необходимости.
Сравнение отечественной ПКСО и структуры образования в Российской Федерации на основе Международной классификации
В российском законодательстве понятие «ОП» связано не только с уровнями, но и с направленностью образования. Россия с 2009 г. перешла на укрупненные группы профессий, специальностей и направлений подготовки, которые образованы вследствие отнесения ОП к определенной профессиональной области, единые для всех уровней образования.
В Беларуси единые классификационные группировки были созданы значительно раньше и внедрены в 2002-2003 учебном году [ОКСК]. В настоящее время (приказ Министерства образования и науки РФ от 12.09.2013 г. №1059) в России на одну область образования меньше, чем в МК.
Структуры образования в Беларуси и России (относительно МК) обладают общими характеристиками:
■ отсутствует аналог научной области «06 ИКТ», соответствующие ОП включены в иные области (профили) образования;
■ научная область «02» (согласно МК) представлена двумя областями (профилями) образования - «Искусство»
и «Гуманитарные науки» в Беларуси и России; при этом ОП по содержанию совпадают, но несколько отличаются по наименованиям - «Искусство и культура» в России, «Искусство и дизайн» в Беларуси;
■ совпадают ОП, включенные в область образования «Науки об обществе» (Россия) и в профиль образования «Е» (Беларусь);
■ выделены в отдельную область (профиль) образования ОП, нацеленные на кадровое обеспечение служб безопасности, не объединены с ОП сферы бытового обслуживания, питания, туризма, гостеприимства (согласно МК).
Следует отметить и такие характеристики структуры образования в России, которые гармонизируют ее с МК, но отличают от ПКСО в Беларуси. ОП экологических наук включены в область естественных и математических наук; архитектуры и строительства - в сферу инженерного дела, технологий и технических наук; социальной защиты - в здравоохранение и медицинские науки; профессионального образова-
ния - в область образования и педагогических наук.
В России отсутствует «начальное профессиональное образование» как уровень образования при наличии профессионально-технического образования в Беларуси. Среднее профессиональное образование представлено двумя направлениями подготовки и, соответственно, двумя перечнями -перечнем профессий и перечнем специальностей (приказ Министерства образования и науки РФ от 29.10.2013 г. №1199). Первое направление подготовки нацелено на получение профессий рабочих, второе - на присвоение квалификации среднего профессионального уровня: специалист, техник, бухгалтер, финансист, юрист, редактор, менеджер и др. Отдельные квалификации (менеджер, редактор и др.) присваиваются в России на уровне среднего профессионального образования, в Беларуси - по результатам освоения содержания ОП высшего образования I ступени, при этом 11 специальностей открыто в системе среднего специального образования для подготовки квалифицированных рабочих. Вопрос возможного объединения двух уровней образования -профессионально-технического и среднего специального -становится актуальным, так как соответствующие ОП в МСКО 2011 отнесены к уровню общего образования.
Высшее образование в России представлено бакалавриатом, магистратурой, специ-алитетом, подготовкой научно-педагогических кадров в аспирантуре, в адъюнктуре, по программам ординатуры и ассистентуры-стажировки (приказ Министерства образования и науки РФ от 12.09.2013 г. №1061). Существенно отличаются квалификации, присваиваемые в России:
Анализ ЩЩ
■ по завершении бакалавриата - «академический бакалавр» и «прикладной бакалавр» (в Беларуси бакалавриат отсутствует);
■ по завершении магистратуры - «магистр» (в Беларуси -магистр ...наук или магистр ... конкретной области);
■ по завершении аспирантуры и адъюнктуры - «исследователь, преподаватель-исследователь» (в Беларуси аналогичная исследовательская квалификация присваивается в системе послевузовского образования);
■ по завершении ординатуры - квалификации врачей-специалистов - «врач-акушер-гинеколог», «врач-радиолог» и др. (в Беларуси соответствующие ОП клинической ординатуры функционируют на основе законодательства о здравоохранении);
■ по завершении ассистентуры-стажировки имеет место сочетание таких квалификаций, как «архитектор, преподаватель высшей школы» или «дирижер высшей квалификации, преподаватель творческих дисциплин» (в Беларуси нет подобных ОП).
По завершении специалите-та в России присваиваются квалификации: «преподаватель», «химик», «инженер», «врач общей практики», «провизор», «психолог», «артист» и др. В России не присваиваются квалификации в области экономики и менеджмента (соответствующие ОП реализуются только по специальностям бакалавриата и магистратуры). Специалитет в России не относится к I ступени высшего образования; высшее образование в Беларуси представлено I ступенью, которая близка к специалитету, и II ступенью - магистратурой.
Таким образом, результаты сравнения отдельных областей (профилей) образования по-
казывают, что в нашей стране значительно больше классификационных группировок относительно МК и современной структуры образования в России; не в полной мере совпадают уровни (ступени) образования двух стран. В поиске конкретных решений целесообразно сопоставить структуру образования стран Таможенного союза (табл. 2).
Сравнение отечественной ПКСО и структуры образования в Республике Казахстан на основе Международной классификации
В Казахстане отказались от уровня профессионально-технического образования, согласно МСКО 2011, ОП «технического и профессионального образования» отнесены к уровню «среднее образование» вместе с ОП «общего среднего образования». Уровень «по-слесреднее образование» в РК соответствует уровню среднего специального образования в нашей стране и уровню среднего профессионального образования в РФ. Таким образом, в пределах Таможенного союза уровень профессионально-технического образования сохранился только в Беларуси. В нашей стране остается без особых изменений в последние 10 лет номенклатура специальностей профессионально-технического образования (105) и незначительно меняется номенклатура профессий рабочих в рамках этих специальностей, сроки обучения пока не снижаются. Российский вариант, когда подготовка рабочих осуществляется не по специальностям, а в соответствии с перечнем профессий, представляется более эффективным для реализации потребностей работодателей.
Разработан и применяется Классификатор специальностей высшего и послевузовского
образования Республики Казахстан. Высшее образование представлено в основном двумя блоками:
■ «специальности бакалавриата» (всего 176 в рамках 12 «всеобщих профилей организаций образования»);
■ «специальности высшего специального образования» (специалитета), к ним относятся специальности военного и медицинского назначения.
По результатам освоения ОП бакалавриата выпускникам присваивается квалификация и (или) академическая степень «бакалавр». Магистратура (180 специальностей) отнесена к послевузовскому уровню образования. Подготовка «научных, педагогических и управленческих кадров» - магистров в Казахстане осуществляется (только в очной форме) по двум направлениям: «профильная магистратура» (срок обучения -не менее 1 года) и «научная и педагогическая магистратура» (срок обучения - 2 года).
Выпускникам, завершившим обучение в магистратуре, присваивается академическая степень «магистр» по специальности. В Казахстане, как и в Беларуси, существуют два типа ОП для подготовки магистров. Кроме того, послевузовское образование в РК представлено специальностями докторантуры (их 179 и 12 групп специальностей): осуществляется подготовка докторов философии (PhD) и докторов по профилю на базе учебных программ магистратуры со сроком обучения не менее 3 лет. Что касается профилей образования в Казахстане и Беларуси, то они имеют много общего на основе МК.
Тем не менее в структурах высшего образования стран Таможенного союза выявляется ряд особенностей (табл. 2). В Казахстане высшее обра-
зование представлено одной ступенью, но по наименованиям областей (профилей) оно, в основном, гармонизировано с МК. В ряде стран, входящих в иные союзы и сообщества, также наблюдается наличие бакалавриата, магистратуры и специалитета как совокупности ОП, неделимых на II ступени высшего образования.
Дальнейшее развитие ПКСО было бы целесообразно осуществлять на основе политических и экономических соглашений стран-партнеров, так как особенности национальных систем образования в ряде случаев носят субъективный характер. Представляется возможным создание ПКСО Таможенного союза на основе МК.
В процессе анализа научно-технического уровня ПКСО в Республике Беларусь, выполняемого с ориентацией на международную классификацию областей образования, необходимо оценивать последствия любых изменений данной структуры не только в пределах национальной системы образования, но и международного образовательного пространства. Вместе с тем представляется целесообразным уменьшение количества классификационных группировок с опорой на Области образования и профессиональной подготовки (2013) и МСКО 2011, а также с учетом структур образования стран Таможенного союза. С целью формирования предложений по дальнейшему развитию ПКСО в нашей стране следует проанализировать взаимосвязь структуры образования и классификации видов экономической деятельности. Этому вопросу будет посвящена завершающая статья данного цикла публикаций.
Факторы
коммерческого успеха
Стремление наладить устойчивые контакты с реальным сектором наделяет современные университеты функциями активных двигателей экономического роста. Ключевым звеном коммерциализации новых знаний становится трансфер технологий - наиболее эффективный инструмент коммерциализации научных продуктов в практику. На счету Центра трансфера технологий Санкт-Петербургского Университета ИТМО немало успешных практик и в то же время узких мест, которые постоянно приходится преодолевать. Директор центра, кандидат физико-математических наук, координатор направления «наноэлектроника» Северо-Западного центра трансфера технологий Сергей Мельченко рассказывает об опыте работы на этом поле и делится секретами, как оптимально объединить усилия науки и бизнеса для достижения коммерческого успеха.
Трансформация знаний в новый продукт и затем его трансфер в производственные процессы должны быть прописаны в определенных нормативно-правовых актах, которые облегчают передачу знаний в промышленность и сводят к минимуму трансакционные издержки этой передачи. Российская законодательная база вполне достаточна для обеспечения процесса трансфера технологий. Например, решен один из важнейших вопросов коммерциализации интеллектуальной собственности - установление ее правообладателя. Этот момент достаточно четко прописан в части 4 Гражданского кодекса Российской Федерации. В настоящее время университеты имеют право оформлять научные продукты, созданные на бюджетные средства, на себя, если иное не предусмотрено в соответствующем государственном контракте. А для ученого - физического лица - установлено правило о том, что инновация принадлежит работодателю, если она выполнена в рамках служебного задания. При этом разработчик является субъектом авторского права. Что касается передачи прав на объекты интеллектуальной собственности, то существуют такие формы, как внесение их в уставный капитал