Образовательные среды, системы и технологии
А.Е. Марон Л.Ю. Монахова
(Санкт-Петербург)
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОСТРАНСТВ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
DEVELOPMENT TRENDS OF NATIONAL-REGIONAL EDUCATIONAL
SPACES OF CIS MEMBER STATES
В статье определяются тенденции развития национально-региональных образовательных систем на основе обзора общих принципов и особенностей систем образования некоторых государств-участников СНГ
Ключевые слова: образование, регионально-образовательные системы, образование в государствах-участниках СНГ
In the article the trends of development of national-regional educational systems are determined on the basis of the review of general principles and features of education systems of some CIS member states Key words: education, regional and educational systems, education in CIS member states
Образование - многофакторное и многоаспектное общественное явление. Обычно его связывают с передачей, усвоением и применением знаний как социальных практик. В качестве одной из государственных функций выступает функция развития культуры, науки и образования, которая выражается через их государственную поддержку; сохранение историко-культурного наследия как материального, так и духовного; признание идеологического многообразия и обеспечение свободы творчества; охрану интеллектуальной собственности; установление государственных стандартов в области образования; выдачу лицензий на право заниматься культурно-образовательной деятельностью и др. [1].
Для реализации этих функций уже недостаточно рамок одного государства, современная геополитическая обстановка и разрушение границ информационного пространства отдельных стран вызывают необходимость межгосударственного сотрудничества в области образования для решения проблем выживания цивилизации в целом. Стратегической точной роста в XXI веке становится сфера образования, именно опережающее развитие образования формирует
инвестиционную привлекательность страны и обеспечивает технологический прорыв [2].
Можно утверждать, что в рамках бывшего СССР все составляющие Союз Республики были объединены в единую образовательную систему, регулируемую государством. Это единство обеспечивается общим культурным и историческим наследием и поддерживается Межпарламентской Ассамблеей (МПА] Государств-участников Содружества Независимых государств.
Что же объединяет образовательные системы разных государств-участников СНГ в образовательное пространство? Во-первых, межнациональная коммуникация в рамках единого образовательного пространства осуществляется на русском языке, во-вторых, на общих принципах построения образовательных пространств. Перечислим основные из них: опора на фундаментальную научную составляющую содержания образования; сочетание общечеловеческих ценностей с национально-культурной народной базой; ориентация на преемственность, последовательность и непрерывность; единство духовно-нравственного и физического воспитания нации; поощрение талантов и личных дости-
жений обучающихся; обязательность базового минимального уровня образования [4].
Общим направлением для государств-участников СНГ стала необходимость возрождения профессионального образования, способного удовлетворить запросы экономики и промышленности в квалифицированной рабочей силе. С этой целью актуальной становится оптимизация и реструктуризация системы начального и среднего профессионального образования на всем пространстве СНГ.
Непрерывная система образования стран СНГ также оказывается включенной в образовательное пространство и выстроена по следующему сценарию: в колледжах начального профессионального образования; в средне-специализированных колледжах; в вузах; в аспирантуре и докторантуре; на курсах повышения квалификации и переподготовки.
Рассмотрим особенности национально-региональных систем, лежащих в основе развития образовательных пространств государств-участников СНГ.
Так, система образования, функционирующая в республике Беларусь, считается национальным предметом гордости. Правительству этой страны удалось найти эффективную стратегию поддержки и развития этого важного направления государственной деятельности. Результаты не заставили себя ждать: Беларусь достигла практически стопроцентного уровня грамотности взрослого населения, а 98% работающего населения имеют среднее или высшее профессиональное образование. Большое внимание правительство республики уделяет качеству выпускаемых учебных и методических пособий, а также технологическому оснащению учебных организаций. Развитие образовательной системы Беларуси продолжается в следующих приоритетных направлениях:
- создание равных условий для доступа к образованию;
- разработка мер по повышению качества обучения;
- организация повышения квалификации преподавателей всех уровней образования - от дошкольного до послевузовского;
- интеграция национальной системы образования с мировой системой;
- увеличение финансирования отрасли образования.
- Высшее профессиональное образование в Беларуси осуществляется в следующей структурной организации:
- классические университеты, в которых осуществляется подготовка научных работников, способных проводить научно-исследовательские работы по различным направлениям;
- профильные университеты, осуществляющие подготовку по одному, чаще по двум актуальным для экономики страны направлениям;
- институты, в которых готовят специалистов узкого профиля, готовых функционировать в определенных областях производства;
- высшие колледжи, выпускники которых получают степень бакалавра.
Наряду с традиционными очной и заочной формами обучения в стране практикуется и дистанционное образование. Причем наряду с государственными учебными организациями в Беларуси существуют и частные образовательные учреждения, однако государство строго контролирует их деятельность [5].
В Узбекистане гарантируется бесплатное среднее образование, которое может продолжаться 12 лет, причем последние три года обучения учащийся выбирает направление дальнейшей подготовки: профессионально-техническое или академическое. После обязательного девятилетнего общего среднего образования молодой человек может продолжить бесплатное обучение в профессиональном колледже или в академическом лицее.
Получить высшее образование в Узбекистане можно:
- в Университете, предлагающем образовательные программы по широкому спектру научной и профессиональной деятельности, осуществляющем послевузовские программы повышения квалификации и переподготовки;
- в Академии, реализующей программы высшего и постинститутского образования по отдельным отраслям знаний, уровням и направлениям;
- в Институте, функционирующем в поле реализации учебных программ высшего образования и послевузовской подго-
Образовательные среды, системы и технологии
товки по определенным узконаправленным отраслям знания.
Во всех этих образовательных организациях кроме собственно функции обучения реализуются и функции научной, экономической, технической, культурной и просветительской деятельности.
В Узбекистане распространена двухступенчатая система высшего образования: бакалавриат - с четырехлетним обучением, дающим основные и фундаментальные знания и умения по разным гуманитарным и техническим направлениям; магистратура - с двухлетним обучением по выбранной специальности [6].
В Республике Казахстан после выбора самостоятельного пути развития, как показали проведенные ЮНЕСКО исследования, наблюдалась устойчивая тенденция к снижению качества образования. Система образования в Республике не ориентировалась на подготовку учащихся к самостоятельной жизни, к формированию у них профессиональных знаний и умений. В результате констатировалось, что лишь 30% выпускников осознанно выбирали вид профессиональной деятельности. Кроме того, в Республике отсутствовала система государственной организации дошкольного образования, что негативно отразилось на подготовленности детей к школе
[7].
Начиная с 1999 года, когда правительством Республики была разработана стратегия экономического развития, положение с образованием существенно улучшилось. Предпринятая реформа ориентирована на улучшение качества обучения в соответствии с потребностями государства, а также на внедрение положительного опыта зарубежных стран. Новый Закон об образовании ориентирован на реализацию Международных стандартов классификации образования, рекомендованных ЮНЕСКО. В целях обеспечения принципа непрерывности и преемственности в образовании были введены четыре уровня обучения: дошкольное, среднее, высшее и послевузовское.
К 2020 году в Республике планируется переход на двенадцатилетнюю систему обучения, принятую в большинстве высокоразвитых стран, и введение двенадцатибалльной системы оценивания знаний.
Высшее и послевузовское образование в Казахстане после реформирования представ-
лено следующей структурой: четырехлетнее высшее базовое обучение (бакалавриат]; двухлетнее высшее специальное образование (магистратура); докторантура. Характерной чертой высшего образования в Республике является преобладание частных вузов, хотя больше половины студентов обучается в государственных организациях.
В России система непрерывного образования реализуется через следующие пять ступеней:
- дошкольное обучение (ясли, детские сады, центры раннего детского развития, прогимназии];
- общеобразовательные организации (школы, лицеи, гимназии], реализующие начальное, основное и среднее образование;
- среднее профессиональное образование (училища, техникумы, лицеи, колледжи];
- высшее образование (университеты, институты, академии];
- послевузовское образование (аспирантуры, докторантуры, ординатуры].
Образовательные организации, реализующие образовательные программы, могут быть государственными (регионального и федерального устройства], муниципальными или частными.
Федеральные государственные образовательные стандарты, реализуемые в педагогической системе РФ, охватывают более 70% образовательных программ, остальные 30% составляют национально-региональный компонент.
Кратко описать образовательную систему, принятую в современной России, сложно. Она не укладывается в основополагающий документ - «Закон об образовании», поэтому возникает необходимость в объемных нормативных регламентах, практически ежедневно появляющихся из-под пера чиновников. Нормативно-правовая база системы образования РФ, кроме упомянутого выше Закона, определяется: Конституцией РФ; Целевой программой развития образования; Федеральными законами - «О высшем и послевузовском образовании», «О внесении изменений в законодательные акты об уровнях высшего профобразования»; Приказами Минобрнауки -«О головных вузах и организациях», «О реализации Болонской программы»; Примерными положениями об организации учебного процесса; Концепцией модернизации систе-
мы образования в России; О сотрудничестве с зарубежными организациями в области образования; Типовыми положениями о дополнительном обучении и др. Этот неполный список следует еще пополнить законами, постановлениями, указами и распоряжениями, касающимися каждого отдельного вида и формы образования.
Последовательность проведения политики государства в области образования призваны мониторить все уровни власти - от центральных, вневедомственных, республиканских, автономно-областных, автономно-окружных и т.д. до муниципальных [8].
Начиная с 2012 года группа Пирсон публикует разработанный ею на основе метрик PISA, TIMSS и PIRLS индекс, характеризующий уровень грамотности и количество выпускников по различным странам, вы-
страивая рейтинг лучших систем образования в мире. По результатам 2016 года http://hvylya.net/ analytics / culture / 20-luch-shih-sistem-obrazo vaniya-v-mire.html Россия занимает 13 место, поднявшись в рейтинге на семь позиций по сравнению с 2012 годом. Традиционно первые места занимают страны Восточной Азии: Южная Корея (1], далее следуют Япония (2], Сингапур (3] и Гонконг (4]. При этом США отведено 14 место в рейтинге. Лучшие позиции по сравнению с Россией занимают Польша (10] и Германия (12]. В двадцатку лучших не вошла ни одна из стран СНГ (кроме России].
В отчете группы Пирсон отмечено, что Россия имеет резервы для улучшения позиций, если обратит внимание на развитие дошкольного и начального образования [9].
Литература
1. Понятие функций государства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/funkcii-gosudarstva.html
2. Пушкин А. И. Образовательная функция современного Российского государства: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. - Н. Новгород, 2002.
3. Официальный сайт Межпарламентской Ассамблеи (МПА) Государств-участников Содружества Независимых государств [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iacis.ru/
4. Образование в странах бывшего СССР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edunews.rU/education-abroad/Europe/obrazovanie-sssr-sng.html#l1
5. Белорусская система образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:/ / edunews.ru/ education-abroad/ sistema-obrazovaniya/v-respublike-Belarus.html
6. Образование в Узбекистане [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edunews.ru/education-abroad/sistema-obrazovaniya/Uzbekistan.html
7. Система образования в республике Казахстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edunews.ru/education-abroad/sistema-obrazovaniya/v-Kazahstane. html
8. Отличительные особенности российской системы образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edunews.ru/education-abroad/sistema-obrazovaniya/v-Rossii.html
9. Best Education Systems In The World - Режим доступа: http:/ //edunews.ru/education-abroad/sistema-obrazovaniya/v-Kazahstane.html
http://www.mbctimes.com/english/20-best-education-systems-world
-^-