Анализ ЩЩ
Профессионально-квалификационная структура отечественного образования
в современном экономическом пространстве
Резюме. В статье определены «местоположение» и возможные направления развития профессионально-квалификационной структуры отечественного образования в современном экономическом пространстве на основе классификации видов экономической деятельности Европейского экономического сообщества. Результаты исследования нацелены на повышение кадрового потенциала экономики Республики Беларусь и оптимизацию экономических затрат на образование.
Ключевые слова: классификация видов экономической деятельности, профессионально-квалификационная структура образования и направления ее развития.
Проблема оптимизации структуры образования во взаимосвязи с видами экономической деятельности весьма сложна, но актуальна. Необходимо найти способы ее решения и обеспечить управляемое развитие профессионально-квалификационной структуры образования в нашей стране (далее - ПКСО) в целях обеспечения единства и взаимосвязи образования и экономики.
Стратегия развития профессионально-квалификационной структуры образования в экономическом пространстве
В плане мероприятий Государственной программы развития высшего образования в 2011-2015 гг. предусмотрена оптимизация номенклатуры специальностей и специализаций, поэтапное приведение специальностей подготовки кадров в Общегосударственном классификаторе Республики Беларусь «Специальности и квалификации» ОКРБ 011-2009 (далее - ОКСК) [1] в соответствие с видами экономической деятельности [2]. Приказом Министерства образования Республики Беларусь «О совершенствовании объемов и структуры подготовки рабочих (служащих), специалистов в учреждениях
профессионального образования» установлена необходимость разработки в первом полугодии 2014 г. подходов и предложений по изменению классификации образования (на основе видов экономической деятельности и (или) международной стандартной классификации образования (МСКО)) с учетом требований работодателей, минимизации экономических затрат на образование, в том числе за счет уменьшения классификационных единиц, сближения позиций с образовательными системами других государств. Поставлена задача более эффективного использования средств, выделяемых на образование, с ориентацией на требования к подготовке кадров, предъявляемые работодателями.
Возрастает потребность в прогностической функции образования, в проектировании будущего состояния не только образовательных систем, но и всех «полей практики» средствами образования [3]. Иначе говоря, в XXI столетии образование призвано стать сферой общественного строительства, внутри которой будут разрабатываться проекты общества будущего. Главным критерием эффективности образовательных программ следует признать результаты преобразований в отраслях экономики, которые, в первую очередь, определяются качеством образования занятого в них персонала. Тогда как подавляющее большинство исследований в области теории образования направлено «на себя», на развитие образования. Предстоит решать важнейшие проблемы: что система образования дает стране, ее экономике, социальной сфере, культуре и т.д., которые долгое время оставались как бы «за кадром», писал академик А.М. Новиков [4]. В этой тональности и следует, на наш взгляд, анализировать ПКСО в нашей стране и обсуждать перспективы (как наиболее целесообразные траектории) ее развития с обязательным моделированием последствий принимаемых решений.
Однако практика формирования заказа на подготовку кадров в рамках автоматизированной системы показывает, что работодатели не готовы к определению своих образовательных потребностей: зачастую не осведомлены о предложениях учреждений образования и не могут сформулировать ожидаемые компетенции выпускников учреждений образования. Решение проблемы видится в применении социологических методов исследования рынка компетенций для формирования заказа на образование, при этом спрос целесообразно выявлять одной группе исследователей, а предложения - другой [5]. Выявленные характеристики следует ранжировать, устанавливать их взаимовлияние, затем формировать требования к качеству образования. Исследования рынка компетенций необходимо выполнять с определенной периодичностью в целях непрерывного повышения качества образования.
О современной международной классификации видов экономической деятельности
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.04.2012 г. №302 в нашей стране поэтапно вводится в действие Общегосударственный классификатор «Виды экономической деятельности» ОКРБ 005-2011 (ОКЭД) [2]. В настоящее время применяется ОКРБ 005-2006. В новом ОКЭД, который будет внедрен в 2016 г., сохранены (до четырех знаков кода включительно) коды и объемы понятий в группировках, составляющих классификацию видов экономической деятельности (ВЭД) Европейского экономического сообщества, а также введена дополнительная группировка (пятый знак кода), которая учитывает особенности национальной экономики. Формируется ОКЭД международными организациями. На первом уровне классификации в нем выделены сводные группировки (21 секция), представляющие наиболее важные сферы деятельности.
ОКЭД используется для классификации юридических и физических лиц в соответствии с выполняемыми ВЭД, а также для подготовки статистических данных о результатах деятельности, затратах на ее выполнение, о формировании капитала, финансовых операциях и т.д. Конкретный субъект может заниматься одним или несколькими ВЭД, классифицируемыми в различных группировках ОКЭД.
Ведение ОКЭД осуществляет Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Переход на международную классификацию в сфере экономики -весьма непростое для осознания и одновременно знаковое событие. Осознаем ли мы тот исторический факт, что наша страна, как и другие государства Таможенного союза, внедряя ОКЭД, приступает к внедрению сетевой экономической модели? При этом сложно устанавливать четкие границы между отраслями экономики и даже видами экономической деятельности, вариативность их возможных сочетаний непредсказуема. Фактически отечественная экономика будет трансформироваться в пространстве, «пронизанном» изменениями. Пока неизвестно, на какие
органы государственного управления будет возложена ответственность за функционирование и развитие то ли секций, то ли разделов ОКЭД или конкретных видов экономической деятельности.
Чтобы решать задачи оптимизации номенклатуры специальностей и дальнейшего совершенствования ПКСО, необходимо выявить единство и принципиальные отличия ОКСК и ОКЭД, принимая также во внимание Области образования и профессиональной подготовки (2013 г.) в рамках современной версии Международной стандартной классификации образования (МСКО 2011).
Сравнительный анализ классификатора специальностей и классификатора видов экономической деятельности
Способы применения ОКЭД и ОКСК существенно отличаются: ОКСК поддерживается в актуальном состоянии при непосредственном участии его пользователей (учреждений образования, их учредителей), тогда как ОКЭД формируется извне - международными организациями.
Объекты классификации взаимообусловлены - это виды деятельности (экономической - в ОКЭД и профессиональной - в ОКСК). В системе образования в настоящее время осуществляется подготовка квалифицированных кадров для включения их в разнообразные виды профессиональной деятельности. Но классификация последних, когда за основу принимаются представления о профессиях, на межгосударственном уровне отсутствует. В определенной степени эту роль мог бы выполнять классификатор «Занятия», однако реального его внедрения в нашей стране пока не наблюдается. Единство и разнообразие классификационных группировок в ОКСК и ОКЭД устанавливаем посредством сравнительного анализа профилей образования (в ОКСК) и секций (в ОКЭД).
Профили образования «А», «В» и секция «Образование» объединены единой целью - подготовка педагогических работников. Но педагогические квалификации присваиваются также в рамках специальностей иных профилей (С, D, Е, G, Н, Ь, М, Например, подготовка к педагогической деятельности осуществляется одновременно с подготовкой к деятельности в области искусства. Этот факт (он не единственный) можно расценивать как элемент сетевой организации образования, аналогично сетевой организации экономики (ОКЭД).
Профиль образования «Искусство и дизайн» отражает виды экономической деятельности, включенные в различные секции: искусство, развлечения - в секцию
Творчество, спорт, развлечения и отдых»; создание программ теле- и радиовещания, производство фильмов и деятельность в сфере звукозаписи - в секцию «4. Информация и связь»; дизайн (по неизвестным причинам) - в секцию «М. Профессиональная, научная и техническая деятельность». Единство цели не наблюдается. Отсутствует и единый признак классификации. В ОКЭД явно занижена роль искусства - для развлечения и отдыха. Однако сетевой принцип организации экономики наблюдается и в рассмотренных группировках ОКЭД.
Анализ
Специальности, включенные в профиль образования «Гуманитарные науки», имеют не только научный, но и практико-ориентированный характер, например отражают подготовку переводчиков. Сложно понять, почему «деятельность по письменному и устному переводу» и гуманитарные научные исследования размещены в секции «М» (ОКЭД).
Оптовая и розничная торговля выделена в отдельную секцию ОКЭД во взаимосвязи с ремонтом автомобилей и мотоциклов. Одноименных группировок в ОКСК нет. С целью кадрового обеспечения деятельности в области торговли требуется экономическое образование в рамках профиля «Е», деятельности в области ремонта автомобилей и мотоциклов - техническое образование по специальностям профиля «I».
Виды экономической деятельности, включенные в секцию «Н. Транспортная деятельность, складирование, почтовая и курьерская деятельность», находят отражение в профилях образования «Е» и «I (почтовая деятельность)».
Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук как виды экономической деятельности представлены в секциях «М» и «4. Информация и связь (компьютерное программирование)» ОКЭД; в ОКСК они находят отражение в специальностях профилей образования Естественные науки» и «Н. Экологические науки».
В рамках профиля образования «I. Техника и технологии» осуществляется подготовка кадров для разнообразных видов экономической деятельности, объединенных в 8 секций ОКЭД. Секция «4. Информация и связь» в ОКЭД отделена от видов деятельности в области техники и технологий; в ОКСК подготовка квалифицированного персонала для данной отрасли осуществляется в рамках профиля «I» и иных профилей. Направления образования «Автоматизация» и «Интеллектуальные системы» (ОКСК) не имеют аналогов в ОКЭД.
Секция «К Строительство» во взаимосвязи с сопутствующими секциями по водоснабжению и удалению отходов, по снабжению электроэнергией, паром, воздухом, по операциям с недвижимостью, по архитектурной, геодезической и картографической деятельности, в основном, находит отражение в ОКСК (профиль «4. Архитектура и строительство»).
Секция «А. Сельское, лесное и рыбное хозяйство» не включает ветеринарную деятельность. Последняя по необъяснимым причинам представлена разделом секции «М. Профессиональная, научная и техническая деятельность». Деятельность по ремонту и монтажу машин и оборудования сельскохозяйственного назначения объективно отнесена в ОКЭД к одному из разделов секции «С. Обрабатывающая промышленность». Деятельность по снабжению электроэнергией, газом, паром и т.п. представлена секцией соответствующего наименования. В ОКСК упомянутые выше виды экономической деятельности находят отражение в профиле образования
«К. Сельское и лесное хозяйство. Садово-парковое строительство». В ОКЭД «Садово-парковое строительство» отсутствует, близкие к нему по назначению виды деятельности классифицированы в секциях «М» и «№ Деятельность в сфере административных и вспомогательных услуг».
В полной мере соотносятся между собой секция
Здравоохранение и социальные услуги» (ОКЭД) с профилями образования «Ь. Здравоохранение» и «М. Социальная защита» (ОКСК). Вызывает сомнение необходимость объединения этих секций в ОКЭД, так как социальные услуги связаны не только со здравоохранением, но и с финансами, организацией досуга и прочее, было бы логичнее отнести их к группировке «Услуги» или «Сервис».
Профиль образования «№ Физическая культура. Туризм и гостеприимство» отражает два вида экономической деятельности. В ОКЭД туристическая деятельность представлена в секциях «№ Деятельность в сфере административных и вспомогательных услуг» и «I. Услуги по временному проживанию и питанию»; деятельность в области физической культуры - в секции Творчество, спорт, развлечения и отдых».
Несомненно, проблема оптимизации системы специальностей по видам экономической деятельности (ОКЭД) достаточно сложная, что подтверждается результатами сравнительного анализа макросистем, представленными видами экономической деятельности и их группировками, а также элементами ПКСО.
Направления развития профессионально-квалификационной структуры образования в современном экономическом пространстве
Таким образом, классификационные группировки и отдельные специальности в ОКСК слабо соотносятся с классификацией видов экономической деятельности. При этом отдельные элементы ОКЭД не имеют аналогов в ОКСК, но включенные в них виды экономической деятельности обладают высокой интеллектуальной составляющей. Отсюда следует, что образование, соответствующее ВЭД, которые в нашей стране или не были выделены, или соответствовали низкому образовательному уровню, будет обязательно востребовано на более высоком уровне. Подготовка кадров в Республике Беларусь не осуществляется (осуществляется частично) для обеспечения деятельности:
■ в области обслуживания зданий и территорий, секция «№ Деятельность в сфере административных и вспомогательных услуг»;
■ связанной с организацией сбора, обработки и удаления различных отходов, секция «Е. Водоснабжение, сбор, обработка и удаление отходов, деятельность по ликвидации загрязнений»; однако ее реализация обусловлена высоким интеллектуальным уровнем - требуется комплекс знаний и умений, в первую очередь, технического и организационного характера;
■ нацеленной на решение вопросов трудоустройства, секция «№>, раздел «78. Деятельность в области трудоустройства»; следует учесть, что актуальность подбора и профессиональной ориентации кадров возрастает, все более вариативным и сложным становится содержание труда.
Приведенные примеры свидетельствуют: образование на республиканском и межгосударственном уровне классифицируется иначе, чем экономика.
Если внедрение ОКЭД будет осуществляться без изменения структуры управления экономикой, то в ближайшее время не следует ожидать реализации сетевой экономической модели в нашей стране. Основная причина - отсутствие национальной или иной модели переходного процесса для использования ОКЭД и его реального внедрения в странах Таможенного союза. К тому же необходимо отметить несовершенство международной классификации ВЭД. Ориентировать структуру образования на единство и взаимосвязь со структурой экономики достаточно сложно. Если внедрение ОКЭД будет сопровождаться изменением управленческой структуры на основе сетевого принципа, то имеет смысл приступать к формированию сетевой структуры образования, не разрушая действующей ПКСО (такая возможность имеется в построении ОКСК).
Под оптимизацией номенклатуры специальностей, поэтапным приведением ее в соответствие с видами экономической деятельности следует понимать выбор тех специальностей (из всех возможных вариантов) при проектировании новых и анализе действующих, которые дают наилучшие результаты в формировании человеческого ресурса развития видов экономической деятельности в Республике Беларусь. Если данную концепцию принять за основу и стремиться к поэтапному повышению качества образования, то критерием оценки ее реализации должны быть качество и эффективность работы организаций всех ВЭД в нашей стране. Готовы ли органы государственного управления, учреждения образования и персонал организаций к применению столь жесткого критерия? При положительном ответе представляется весьма важным соблюдать следующие принципы: опережающего влияния образования на развитие ВЭД; совершенствования структуры образования на основе системных маркетинговых исследований на государственном уровне; проектирования содержания образовательных программ на основе блочно-модульного их построения.
Таким образом, дальнейшая оптимизация ПКСО во взаимосвязи с ВЭД действительно необходима для управляемого экономического развития Республики Беларусь на основе сетевого принципа. Следует признать, что вариативность наименований специальностей, особенно в системе высшего образования, становится с годами все более избыточной. Пора отказаться от критериев: чем привлекательнее название специальности для абитуриента, тем лучше; чем больше открытых специальностей в учреждениях высшего образования, тем выше их рейтинг.
Анализ предложений с целью введения в ОКСК новых специальностей включает их проверку на соответствие тенденциям развития отечественной экономики. Требуется подтверждение потребности в кадрах со стороны потенциальных работодателей. К сожалению, руководители организаций не несут никакой ответственности за трудоустройство, подписывая письма-заявки на подготовку специалистов по новым специальностям.
Ориентирами для оптимизации структуры профессионального образования должны стать развивающиеся в стране отрасли и отдельные ВЭД. Необходимо, чтобы внедрение ОКЭД сопровождалось возложением ответственности за развитие отраслей экономики на определенные органы государственного управления, с которыми необходимо решать вопросы реструктуризации образования по сетевому принципу. Уместно вспомнить, что учреждения образования различных уровней и направлений подготовки кадров характеризуются разнообразной ведомственной принадлежностью. Единая система управления ими отсутствует. В современных условиях жесткая централизация управления и не требуется. Структура образования может стать еще более гибкой, если перейти на «подушевое» финансирование: абитуриент приносит в учреждение образования сертификат и финансовые средства на обучение.
На наш взгляд, необходимо рассмотреть вопрос создания Национального логистического центра образовательных услуг, который будет выполнять маркетинговые исследования в сфере образования, выявлять спрос и предложения с применением методов статистического анализа, соединять интересы работодателей и возможности учреждений образования, продвигать образовательные услуги в сфере труда и способствовать повышению человеческого ресурса организаций всех форм собственности с учетом их намерений.
Ольга Олекс,
начальник Центра непрерывного профессионального образования Республиканского института высшей школы, кандидат педагогических наук, доцент
See: http://innosfera.org/2014/06/prof_education
Литература
1. Специальности и квалификации = Спецыяльнасц i квал(ф(кацьн : ОКРБ 011-2009. - Взамен ОКРБ 011-2001; введен 02.06.09. - Мн., 2009.
2. Виды экономической деятельности = Вщы эканам1чнай дзейнасц : ОКРБ 005-2011. - Введен впервые 05.12.11. - Мн., 2012.
3. Громыко Ю.В. Вхождение в пространство образовательного проектирования: проектирование выясняет отношения с наукой, методологией, управлением и культурологией: предисловие / Ю.В. Громыко // Проектирование в образовании: монография / Н.А. Масюкова. - Мн., 1999.
4. Новиков А.М. Развитие отечественного образования: полемические размышления / А.М. Новиков. - М., 2005.
5. Олекс О.А. Теория и отечественный опыт стандартизации образования в Республике Беларусь: монография - 2-е изд. с доп. и изм. / О.А. Олекс. - Мн., 2002.