ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБРАЗОВАНИЯ И ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ В УСЛОВИЯХ КЛАСТЕРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
МИХАЙЛОВА Н.Н., КАПУСТИНА Г.Ю.
По мнению ряда российских ученых, педагогов, наилучшим решением проблем приведения профессиональных компетенций педагогических кадров в соответствие с перспективами развития столичной системы образования является кластерный подход, способствующий повышению качества образовательных услуг системы профессионального образования.
According to a number of the Russian scientists, the teachers, the best solution of problems of reduction of professional competences of pedagogical shots in compliance with prospects of development of a capital education system is the cluster approach promoting improvement of quality of educational services of system of professional education.
Одной из задач модернизации Российского образования является его интеграция в единое европейское образовательное пространство, характеризующееся гармонизацией образовательных стандартов и единого рынка образовательных услуг. Концептуальной идеей Болонского процесса, к которому Россия присоединилась в 2003 г., является ориентация профессионального образования на подготовку специалиста, способного к эффективной работе в системе образования на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности и вступлению в межкультурную профессиональную коммуникацию. Значительная роль в реализации этой цели отводится тем инновационным процессам, которые активно развиваются в системе столичного образования.
В рамках преемственности экспериментальной и инновационной деятельности педагогических колледжей в соответствии с приоритетами столичного образования, обозначенным в Государственной программе города Москвы на среднесрочный период 2012-2016 гг. «Развитие образования города Москвы» на базе ГБОУ СПО Педагогического колледжа № 7 «Маросейка» открыта городская инновационная площадка «Создание образовательных комплексов разных типов (холдинги, образовательные комплексы и др.) с образовательными учреждениями города (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования)».
Потребности столичного образования, ставшие основой разработки данного инновационного проекта, связаны с рядом позиций:
1) Ожидаемым в ближайшие годы демографическим ростом (увеличением численности детей дошкольного возраста в 2012-2016 гг. на 20,5% и ростом численности детей школьного возраста к 2016 году на 18,5%) и, как следствие, - ростом потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений, начального и дополнительного образования, уровень которых соответствует современным требованиям населения и экономики города.
2) Спросом на высококвалифицированные педагогические кадры, владеющими современными образовательными технологиями, и, как следствие, - необходимостью модернизации профессионального образования будущих педагогов, ориентированного на интеграцию с реальным сектором экономики (системой дошкольного, начального и дополнительного образования).
3) Необходимостью повышения инвестиционной привлекательности педагогических колледжей и их связи с производителями товаров и услуг для детского населения и образовательных организаций.
4) Ростом потребности в профессиональной переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров, работающих сегодня в образовательных учреждениях города.
5) Необходимостью создания моделей непрерывного образования, основанных на концепции обучения в течение всей жизни и развития системы образовательных услуг для детского и взрослого населения города (в том числе, развития различных форм и технологий образования лиц с ограниченными возможностями здоровья).
6) Градостроительными перспективами и расширением территории города, диктующими необходимость обеспечения доступности образовательных услуг дошкольного, начального и дополнительного образования, в т.ч., - созданием многоуровневых образовательных комплексов.
В процессе проектирования модели педагогического кластера был проведен анализ данных социологического исследования по удовлетворенности родителей системой дошкольного образования в городе Москве, который позволил выявить:
а) мотивы выбора образовательного учреждения, среди которых родителями называются: наличие специальных развивающих программ (51%), возможность формирования навыков общения с другими детьми (46%). При этом родители отметили низкую обеспеченность спортивной работой (34%), интеллектуальными центрами (20%), художественно-эстетическим (в т.ч. музыкальным) дополнительным образованием (23%), развивающими центрами (15%), изостудиями (9%). В целом, анализ социологического исследования позволил сделать вывод о том, что потребность родителей в различных образовательных услугах для детей дошкольного возраста превышает объём услуг, оказываемых образовательными учреждениями; имеет место недостаточная готовность педагогических кадров к оказанию таких услуг с применением современных образовательных технологий;
б) наиболее востребованные родителями структуры на базе образовательного учреждения: 37% родителей относят к ним наличие детского психолога, 33% - педиатра, курсы для родителей (15%) и дни открытых дверей в образовательном учреждении (14%). В каждом образовательном учреждении проблема взаимодействия с семьей является приоритетной, поэтому обозначилась необходимость единого пространства развития ребенка в образовательных учреждениях и в семье (создания родительского всеобуча);
в) фактор ориентации родителей на здоровый образ жизни - индекс его важности в процессе опроса среди родителей составил 93%. Наиболее последовательно воплощаются такие принципы здорового образа жизни как рациональное питание, правильный режим труда и отдыха, а также отсутствие вредных привычек (индекс 62-87%). В меньшей степени для респондентов значимы такие параметры здорового образа жизни, как закаливание и занятия физкультурой, спортом (индекс около 40-55%). Например, главный алгоритм занятий спортом в дошкольных учреждениях: «От удовольствия - к привычке, от привычки - к потребности». Однако, несмотря на то, что растет количество детей, участвующих в соревнованиях и физкультурно-спортивных секциях, их процент от общего количества детей, посещающих детские сады, составляет от 5% до 10% в различных округах города;
г) необходимость решения проблем доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. На сегодня отсутствует по-настоящему объективная информация о потребности в образовательных услугах для таких детей, недостаточность сети образовательных учреждений (например, специализированных ДОУ и инклюзивных групп на базе массовых ДОУ), способных оказывать услуги для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, недостаточный уровень информированности населения о предлагаемых системой дошкольного, начального и дополнительного образования об услугах для детей с ограниченными возможностями по здоровью, несформированность у педагогов особого отношения к этим детям, отсутствие специальной подготовки и компетенций в области работы с ними.
Участниками инновационного проекта по созданию педагогического кластера была сфор-
мулирована концепция, одной из основополагающих идей которой является то, что проблема сегодняшнего дня - не только вопрос насыщения рынка труда такими специалистами как воспитатель, музыкальный руководитель, учитель начальных классов, учитель музыки, педагог дополнительного образования, но и приведение в соответствие его профессиональных компетенций с перспективами развития столичной системы образования. По мнению ряда российских ученых, педагогов, наилучшим образом для решения этих проблем служит кластерный подход. Его целесообразность и актуальность практически не вызывают сомнений и в зарубежной научно-педагогической мысли.
Целями проекта по созданию столичного педагогического кластера являются:
- создание условий для повышения качества дошкольного, начального, дополнительного и профессионального образования на основе интенсивного поэтапного внедрения инноваций, направленных на развитие многоуровневого профессионального образования с использованием материальных и интеллектуальных ресурсов учреждений образования и педагогических колледжей;
- внедрение системы договоров о кластерном взаимодействии педагогических колледжей с работодателями и представителями бизнес-индустрии детства, обеспечивающих повышение инвестиционной привлекательности педколледжей;
- создание сетевой системы реализации услуг педагогических колледжей для взрослого и детского населения, обеспечивающей повышение экономической эффективности деятельности колледжей;
- интеграция науки, образования и бизнеса для создания среды, обеспечивающей систему образования высококвалифицированными педагогическими кадрами в сфере дошкольного, начального и дополнительного образования.
На решение комплекса задач развития детей дошкольного и младшего школьного возраста работает целая индустрия: это и питание, и одежда, и игрушки; многие НИИ и частные фирмы разрабатывают современные средства и технологии воспитания и развития детей дошкольного возраста. Система образования в современном понимании тоже является частью этой индустрии, а педагогические колледжи осуществляют подготовку кадров для нее. При кластерном подходе успешность выработанной стратегии развития системы образования зависит от того, насколько будут объединены цели этих организаций, привлекательные для всех субъектов сотрудничества.
Создание инновационного педагогического кластера предполагает развитие практикоориентированного профессионального образования в педагогических колледжах, основанного на разработке образовательных программ для населения и модулей дополнительного профессионального образования, позволяющих сформировать готовность студентов педколледжей к педагогической деятельности на основе всего комплекса технологических средств, предлагаемых на современном рынке образовательных услуг.
Пилотная модель педагогического кластера включает четыре уровня кластерного взаимодействия:
- организационно-управленческий уровень;
- уровень социально-экономического партнерства;
- уровень проектирования, апробации и внедрения инновационных образовательных продуктов;
- уровень фундаментальных и прикладных исследований в области педагогических инноваций.
Основными направлениями деятельности по созданию педагогического кластера являются:
- поэтапное внедрение инноваций в интенсивном темпе и с тщательным отслеживанием эффективности;
- повышение инвестиционной привлекательности педагогических колледжей;
- повышение эффективности и качества дошкольного, начального, дополнительного и профессионального педагогического образования;
- подготовка квалифицированных специалистов для системы дошкольного, начального и дополнительного образования, сервиса и услуг для родителей и детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- создание комплексных программ и проектов на основе активизации научных исследований и инновационной деятельности педагогических колледжей;
- повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов при подготовке специалистов и проведении научных исследований по приоритетным направлениям развития дошкольного, начального, дополнительного и профессионального образования.
В процессе реализации кластерного подхода выделяются несколько ключевых моментов:
1) наличие общих целей всех участников кластерного взаимодействия;
2) наличие правовой основы совместной деятельности субъектов;
3) наличие разработанных механизмов взаимодействия между субъектами, объединяющимися в кластер.
Принципы создания педагогического кластера:
1) принцип единства потребительского рынка, профессионального образования и педагогической науки;
2) принцип повышения качества образовательного процесса и взаимосвязи с обновлением содержания образовательных программ;
3) принцип развития дополнительного профессионального образования, реализующего программы, основанные на современных методах, средствах и технологиях для развития и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста;
4) принцип инновационной направленности деятельности от фундаментальных научных исследований до тиражирования и передачи в практику современных образовательных технологий;
5) принцип концентрации материальных и интеллектуальных ресурсов, и повышения эффективности использования современного оборудования и объединение инновационного потенциала педагогических вузов, колледжей и образовательных учреждений города;
6) принцип образования в течение всей жизни, подразумевающий возможность специалистам различного профиля и квалификации многократно повышать свой образовательный уровень в педагогических колледжах и вузах, осваивать новые специализации и современные образовательные технологии;
7) принцип взаимовыгодной кооперации, подразумевающий организационное, учебнометодическое, научное и информационное взаимодействие между всеми подразделениями образовательного кластера, равенство и учет их интересов.
Педагогические колледжи в условиях инновационного кластера могут стать посредниками между научными организациями, высшей школой, предприятиями, выпускающими продукцию для детей и образовательными учреждениями. Они могут апробировать методические и практические разработки и готовить специалистов, которые реализуют современные образовательные технологии в практической деятельности. При этом разработчики проекта рассматривали в качестве условия успешности деятельности инновационного педагогического кластера открытость всех происходящих внутри него процессов и презентабельность результатов для всех образовательных и научных учреждений, промышленных компаний, общественных организаций.
Устойчивое развитие инновационного кластера в решающей степени зависит и от доступа к передовым источникам научных знаний и современных технологий, поэтому принципиально
важно вхождение в кластер вузов, НИИ и организаций, продуцирующих инновации в области дошкольного, начального, дополнительного и профессионального образования.
Международный опыт показывает, что кластерные модели развития профессионального (в том числе, педагогического) образования в современных условиях наиболее эффективны и востребованы экономикой развитых стран. Поэтому мы рассматриваем международное сотрудничество как одно из направлений развития подходов к формированию организационных моделей и технологий деятельности педагогического кластера.
В рамках выбранной тематики проекта в практике деятельности педагогических колледжей по реализации инновационных образовательных программ и проектов уже имеется определенный опыт работы. На базе педагогических колледжей города Москвы в течение трех лет реализовывался инновационный проект «Развитие практикоориентированного профессионального образования в педагогических колледжах». В качестве основного направления деятельности по созданию образовательных комплексов разных типов мы рассматриваем взаимодействие педагогических колледжей с дошкольными образовательными учреждениями (по территориальному принципу и по тематическому принципу - по общим направлениям деятельности, сходной тематике экспериментальной работы, реализации сходных проектов и программ). В настоящее время эта работа уже ведется.
Например, ГБОУ СПО Педагогический колледж № 1 им. К.Д. Ушинского разработал и согласовал с ОУО ЦАО проект программы «Поликультурный подход в психолого-педагогическом сопровождении детей в ДОУ» в сотрудничестве с Детским садом комбинированного вида № 2022;
ГБОУ СПО Педагогический колледж № 7 «Маросейка» в сотрудничестве с МГДД(Ю)Т реализует ряд образовательных и социально-благотворительных проектов (проект Театральномузыкальной студии «Аладдин» для детей дошкольного и младшего школьного возраста; социально-благотворительные проект «Праздник в каждый дом»; программу формирования игровой культуры детства «Вне урока» («АРГИ»); проекты повышения квалификации педагогов дополнительного образования в области культурно-досуговой деятельности);
ГБОУ СПО Педагогический колледж № 7 «Маросейка» заключил соглашения о сотрудничестве с ГБОУ ЦРР №№ 1299, 1837 по реализации проекта «Классическая музыка в детском саду» в рамках подпрограммы «Дошкольное образование» Государственной программы города Москвы на среднесрочный период 2012-2016 гг. «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование»);
ГБОУ СПО Педагогический колледж № 6 заключил договор с ГБОУ ЦППРиК «Родничок», с Региональной Благотворительной Общественной Организацией Помощи в Жизни Инвалидам Детства «Центр Радуга» о сотрудничестве с целью расширения перечня услуг, оказываемых для родителей, имеющих детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста (нормально развивающихся, группы риска, с нарушениями в развитии, ОВЗ), с целью разработки новых хозяйственно-экономических механизмов деятельности образовательных учреждений в новых социально-экономических условиях, развития волонтерской деятельности студентов;
ГБОУ СПО Педагогический колледж № 16, занимающийся вопросами инклюзивного образования и профессиональной подготовки молодежи с ментальными нарушениями, создал образовательный кластер с Центром лечебной педагогики города Москвы и Пскова, Региональной общественной организацией содействия социальной реабилитации инвалидов «Яблочко», Межрегиональной общественной организацией «Ассоциация в поддержку детей и взрослых с отклонениями в психическом и физическом развитии», планирует заключение договора о кластерном взаимодействии с ГБОУ Детский сад комбинированного вида № 288 и ГБОУ Детский сад комбинированного вида № 1524, реализующими проект ДОгМ и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы» по направлению «Детский сад для всех».
Серьезный и продуктивный опыт сетевого взаимодействия с дошкольными образователь-
ными учреждениями педагогические колледжи получили и в период реализации совместного пилотного проекта Департамента образования города Москвы и ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы».
В следующем учебном году в инновационном режиме будут работать на базе педагогических колледжей структурные подразделения по работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста:
- в ГБОУ СПО Педагогическом колледже № 6 создаются группы развития детей дошкольного возраста на основе внедрения современных психолого-педагогических технологий;
- в ГБОУ СПО Педагогическом колледже № 7 «Маросейка» создан Художественноэстетический центр, в творческих объединениях которого занимаются дети и взрослые. Среди творческих коллективов - Студия эстетического развития «Кузнечик», детская театральномузыкальная студия «Аладдин», Воскресная музыкальная школа, Сводный хор педагогических колледжей города Москвы, Хоровой ансамбль «Мелопея» и пр.;
- в ГБОУ СПО Педагогическом колледже № 16 развиваются различные формы дополнительного образования для лиц с ограниченными возможностями: интегрированный творческий коллектив «Гармония» (развитие творческих способностей детей и подростков с ментальными нарушениями музыкально-танцевальными средствами), студии «Батик», «Плетение из бисера», «Роспись по дереву» (где занимаются дети и подростки с ментальными нарушениями). В тесной взаимосвязи с РОО «Яблочко» выстроена деятельность Инновационного методического ресурсного центра по реализации программы социально-трудовой занятости и деятельного отдыха детей и подростков с выраженными интеллектуальными нарушениями в условиях инклюзивной среды;
- в ГБОУ СПО Педагогическом колледже № 1 им. К.Д. Ушинского разработан проект «Создание многофункционального ресурсного центра непрерывного профессионального образования по направлению «Коррекционная педагогика в начальном образовании», который предполагает организацию взаимодействия между разного типа учреждениями, реализующими программы общего и дополнительного образования для детей с ОВЗ (с акцентом на детей с ЗПР и речевыми нарушениями).
В последние годы активно развивается внебюджетная деятельность педагогических колледжей в плане развития образовательных услуг для детского населения (в т.ч. консультативной помощи родителям детей дошкольного и школьного возраста) и профессиональной переподготовки и повышения квалификации взрослого населения. Например, на базе Педагогического колледжа № 7 «Маросейка» работает Центр дополнительного профессионального образования, который в соответствии с лицензией реализует ряд программ на хозрасчетной основе: программы профессиональной переподготовки по специальностям «Дошкольное образование» и «Педагогика дополнительного образования»; программы повышения квалификации в области современных образовательных технологий и в области искусства (в том числе особенным спросом пользуется программа повышения квалификации «Обучение детей дошкольного возраста по системе М. Монтессори»). По всем направлениям созданы модульные программы нового поколения и методическое обеспечение к ним; перечень и содержание программ могут быть расширены и скорректированы в соответствии с реальными запросами и потребностями педагогического сообщества и необходимостью построения индивидуальных образовательных траекторий каждого конкретного слушателя;
- в ГБОУ СПО Педагогическом колледже № 6 реализуется широкий спектр программ дополнительного образования, основанных на современных технологиях дошкольного образования и востребованных родителями детей дошкольного и младшего школьного возраста, а также дополнительного профессионального образования, востребованных в учреждениях дошкольного образования и направленных на формирование готовности педагогов ДОУ к реализации современных технологий дошкольного образования: технологии развития детей до года; здоровьесберегающие технологии с использованием технологий биологической обрат-
ной связи (БОС-здоровье, БОС-психоэмоциональный, БОС опорно-двигательный, БОС-ЛОГО, БОС-офтальмологический); интерактивные технологии в дошкольном образовании с использованием средств сказкотерапии, песочной и арт-терапии; технологии предшкольного образования; технологии воспитания детей театрально-художественными средствами и средствами физической культуры и спорта и т.д.;
- в ГБОУ СПО Педагогический колледж № 16 реализуются программы повышения квалификации по ряду направлений («Новые технологии в специальной педагогике» - для педагогов дошкольных и школьных образовательных учреждений; «Новые технологии в специальной педагогике. Профессиональное обучение лиц со сложной структурой дефекта» - для преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных учреждений; «Организация дополнительного образования в условиях образовательного учреждения»; «Квиллинг»; «Организация дополнительного образования в условиях образовательного учреждения. Рисунок и живопись»; «Организация дополнительного образования в условиях образовательного учреждения», «Компьютерная грамотность» - для педагогов дошкольных и школьных образовательных учреждений);
- ГБОУ СПО Педагогический колледж № 1 в соответствии с лицензией 77 № 002061 реализует ряд программ на хозрасчетной основе по повышению квалификации учителей начальных классов («Методика обучения русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями»; «Нарушения письма у младших школьников»; «Организация и содержание проектной деятельности учащихся»; «Практикум по конструированию развивающих технологий»; «Игровые технологии в преодолении трудностей обучения в начальной школе»; «Современные технологии естественнонаучного образования в начальной школе»; «Методические и психологопедагогические основы подготовки детей к школе» и пр.) и социальных педагогов («Комплексная подготовка вожатых для ДОЛ»; «Нормативно-правовые основы социально-педагогической деятельности»; «Психологическое обеспечение профилактики девиантного поведения несовершеннолетних» и пр.).
Практически всеми педагогическими колледжами реализуется широкий спектр программ курсов повышения квалификации для педагогических работников столичной системы образования.
В последние годы получило развитие социального партнерства и взаимовыгодного сотрудничества с научными и общественными организациями, вузами, фирмами-производителями товаров и услуг для детей и дидактического оборудования для образовательного процесса:
- ГБОУ СПО Педагогический колледж № 7 сотрудничает с Русским Монтессори-обществом и фирмой Нинхаус (Нидерланды) в процессе внедрения практики обучения детей дошкольного возраста по системе Марии Монтессори; заключены договора о сотрудничестве и совместной деятельности с НИИРПО, МГПУ, Российским детским фондом;
- ГБОУ СПО Педагогический колледж № 6 реализует ряд программ в рамках международного сотрудничества с образовательными фирмами Израиля (МЦ VitaTeva, Центр сотрудничества и развития МАШАВ) и Азербайджана (ЗАО «Инновационные обучающие ресурсы»);
- ГБОУ СПО Педагогический колледж № 16 сотрудничает с Санкт-Петербургской ассоциацией общественных объединений родителей детей-инвалидов «ГАООРДИ», НИИРПО, МПГУ, МГПУ, Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования, Автономным учреждением Чувашской Республики дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, ГБОУ ВПО Чувашским государственным педагогическим университетом им. И.Я. Яковлева.
Перспективой сотрудничества педагогических колледжей с вузами становится разработка на базе колледжей программ прикладного бакалавриата по педагогическим специальностям, например, ГБОУ СПО ПК №7 «Маросейка» планирует разработку по программе прикладного
бакалавриата по специальности Музыкальное образование совместно с Музыкальнопедагогическим факультетом МГПУ. Все педагогические колледжи столицы активно сотрудничают с вузами столицы (МПГУ, МГППУ, МГПУ, МГПИ и др.).
Предварительная оценка экономической эффективности создания инновационного педагогического кластера позволяет прогнозировать расширение круга социальных и бизнес-партнеров, готовых делать инвестиции в развитие системы среднего педагогического образования и современных образовательных технологий, товаров и материалов для обеспечения образовательного процесса в детских садах, школах, учреждениях дополнительного образования (дидактического оборудования, игр и игрушек, изобразительных материалов, спортивного оборудования, компьютерного оборудования и обеспечения и пр.). Кроме того, реализация проекта позволит повысить качество подготовки специалистов по работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста и стимулировать развитие внебюджетной деятельности педагогических колледжей.
Социально-культурная эффективность инновации, по предварительной оценке, будет выражаться в создании системы взаимодействия государственных образовательных учреждений профессионального, дошкольного, начального и дополнительного образования, организаций научной, инновационной, культурной, художественной, творческой направленности и общественных организаций, представителей бизнес-индустрии детства; в апробации инновационных форм образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, проживающих в городе Москве; в апробации ряда образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья; во внедрении образовательных программ, обеспечивающих достижение образовательных результатов, необходимых для формирования новых специальностей и направлений подготовки в современной системе педагогического образования.
Библиографический список:
1. Данилова З.Г. Кластерный подход в профессиональном образовании // Профессиональное образование. Столица. 2012. № 7. С. 35-36.
2. Мухаметзянова Г.В., Корчагин Е.А. Кластерный подход к модернизации профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. 2007. № 4. С. 23-24.
3. Переверзев В.Ю., Фомин С.Н. Профессиональное образование в структуре кластера // Профессиональное образование. Столица. 2012. № 6. С. 35-36.
4. Степанова М.Е., Кузнецова Е.В. Кластерный подход в образовании как форма социального партнерства при реализации ФГОС // Научные исследования в образовании. 2012. № 4. С. 50-53.
5. Тебенькова Е.А., Лобарева Л.В. Кластерные структуры в учреждениях НПО-СПО // Профессиональное образование. Столица. 2011. № 5. С. 22-24.
Ключевые слова: профессиональное образование, повышение качества профессионального образования, кластерное взаимодействие.
Keywords: professional education, improvement of quality of professional education, cluster interaction.